ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕМ
Расстановка ударений: ПЛАНИ`РОВАНИЕ УЧЕ`БНОЙ РАБО`ТЫ УЧИ`ТЕЛЕМ
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕМ. От продуманного и чёткого П. у. р. у. во многом зависит качество уч. занятий. В школьной практике применяются два оси. вида П. у. р. у.: перспективное и текущее. Цель перспективного планирования — определить систему работы учителя и уч-ся, обеспечить её целенаправленность и педагогически целесообразное и экономное использование уч. времени для решения важнейших уч. и воспитательных задач в процессе изучения уч-ся программного материала. Конкретное содержание, методы и организация уч.-воспитательной работы определяются при текущем планировании.
Перспективное планирование осуществляется в тематич. планах уч. занятий. Они разрабатываются на каждую тему уч. программы или на несколько небольших и близких по содержанию тем, материал к-рых распределяется последовательно по различным видам уч. занятий. Определяются темы уроков, лабораторных работ (занятий), практикумов, практич. и семинарских занятий, учебных экскурсий, намечаются контрольные письменные работы, обобщающе-повторительные и зачётные занятия. Определяется количество уч. часов, отводимых на изучение темы. Тематич. план не должен детализироваться. Тематич. планы помогают учителям следить за своевременным прохождением программы.
Текущее планирование заключается в разработке учителем планов отдельных уроков (или др. видов уч. занятий). Составлением поурочного плана учитель завершает подготовку к уроку. Поурочный план — рабочий документ учителя. В нём даётся чёткая формулировка темы урока, определяются его дидактич. и воспитательные цели. Разрабатывая содержание урока, учитель излагает краткий план беседы, рассказа, лекции; формулирует вопросы к уч-ся, задания для самостоятельной работы; перечисляет номера упражнений (задач), к-рые будут выполняться (решаться) на уроке, а в необходимых случаях записывает и содержание отдельных упражнений или задач, подготовленных самим учителем; определяет способы проверки знаний уч-ся и т. п. Весь этот материал записывается в плане в той последовательности, в какой он будет использован на уроке. Поурочные планы должны быть точными и конкретными и по возможности краткими. Подробные планы-конспекты уч. занятий могут быть рекомендованы только для начинающих учителей. В планах практич. занятий указывается тема занятия, необходимое уч. оборудование, излагается содержание заданий, формулируются вопросы для обобщающей беседы по результатам практич. работ или тема обобщающей работы (графики, описания, задачи и т. п.). Если лабораторное занятие проводится по инструкционным картам или заданиям, помещённым в учебниках и уч. пособиях, в плане обычно указываются только номера соответствующих инструкционных карт или заданий в той последовательности, в к-рой они будут использованы на уроке. При проведении практич. занятий на местности в планах указывается место проведения занятий и содержание работы каждой отдельной группы уч-ся.
План уч. экскурсии обычно включает в себя: формулировку темы и цели экскурсии, перечень объектов для изучения; вопросы, к-рые должны быть самостоятельно выяснены уч-ся на экскурсии; задания уч-ся по сбору материала и оформлению результатов экскурсий; краткий план обобщающей беседы, к-рой завершается экскурсия.
Учитель малокомплектной школы, одновременно работающий с несколькими классами, планы для каждого класса в отдельности не составляет. Он определяет содержание и формы уч. работы всех классов параллельно по отдельным этапам, длительность к-рых должна позволить объяснить материал или проверить знания уч-ся в одном из классов и провести самостоятельную работу в других.
В. П. Стрезикозин. Москва.
- Педагогическая энциклопедия/Глав. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880 с. с илл.
Источник
Планирование в деятельности учителя-предметника
Тематическое планирование учебного материала. В традиционной дидактике принято различать два этапа в подготовке учителя к уроку — предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.
В настоящее время практически по всем учебным предметам, преподаваемым в школе, имеются методические указания и рекомендации по тематическому планированию. Тем не менее и опытные учителя, а тем более молодые, начинающие подготовку к новому учебному году, должны прежде всего изучить учебную программу. Главное, на что должен обратить внимание учитель, — это соотнесение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков по теме, разделу.
Следующий этап подготовки к тематическому планированию — изучение методической литературы, базового учебника и учебных пособий. Особенно тщательно должен быть проработан учебник, даже если учитель чувствует себя в учебном материале как рыба в воде. Это необходимо в связи с тем, что учебником пользуются ученики, он для них является важным источником информации и может быть использован при организации самостоятельной работы.
Проектировочную деятельность педагога-мастера, работающего на системно-моделирующем уровне (по Г. А. Засобиной), на этапе предварительной подготовки к уроку, завершающуюся составлением тематического плана, можно представить как конкретную технологию.
Для того чтобы дать развернутый перспективный план изучения курса в целом и связанных с ним вопросов из смежных дисциплин, он совершает следующие действия: составляет календарный план изучения материала на длительный срок (полгода, год); устанавливает межпредметные связи по всему курсу; распределяет материал повторения, способствующий систематизации знаний учащихся; соотносит изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету.
Психолого-педагогический и методический анализ темы курса до ее изучения с учащимися и соотнесение материала этой темы с курсом в целом предполагают осуществление учителем таких действий, как выделение узловых понятий и закономерностей в новом материале и предусмотрение возможных затруднений учащихся в их освоении; определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению новым материалом и выделение характерных трудностей для учащихся; выбор методов проведения занятия и наиболее эффективных приемов организации учебной работы на разных его этапах.
Подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов включает в себя следующие действия педагога: планирование системы вопросов по теме; подбор системы задач и упражнений по новому материалу и связанным с ним разделам; планирование системы самостоятельных работ и домашних заданий по теме; выбор необходимого фронтального и демонстрационного эксперимента по теме.
Непосредственная подготовка учителя к уроку и его планирование. Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического плана применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. Она должна начинаться с изучения материала конкретного урока в базовом учебнике. Изучая его, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с уровнем подготовленности учащихся к его восприятию и со своими дидактическими возможностями.
В целом технологическая цепочка непосредственной подготовки к уроку учителя, работающего на системно-моделирующем уровне (по Г. А. Засобиной), включает в себя следующие конструктивные действия:
• выбор рациональной структуры урока и определение его композиционного строения;
• четкое планирование материала урока, которое включает, в свою очередь, такие действия, как отбор необходимого материала на одно занятие, выделение в нем главного, существенного; расположение в нем теоретического материала от более легкого и простого к более сложному и трудному; определение места и характера демонстраций или эксперимента на занятии; расположение задач и упражнений в порядке нарастания их трудности для учащихся;
• планирование работы учащихся на уроке включает педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы класса и отдельных учащихся на этапе усвоения нового материала; определение характера деятельности различных групп учащихся и времени опроса; установление возможных затруднений учащихся в тех или иных видах деятельности (устный ответ, решение задач, лабораторная работа, домашнее задание, наблюдение за ходом эксперимента и пр.); увеличение степени самостоятельности учащихся в учебной работе от одного урока к другому;
• планирование учителем своей работы на занятии предполагает рациональное распределение времени на отдельные этапы урока; выявление логических переходов от одного этапа урока к другому; определение характера руководства работой учащихся по овладению новым материалом на каждом этапе урока; отбор возможных вариантов изменения в ходе урока (если домашняя работа оказалась трудна для большинства учащихся, если на отдельные виды работы придется затратить больше времени, чем предполагалось).
Сам этап планирования урока включает в себя три взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического аппарата (содержание методов и средств) и установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций. На первой стадии, при определении целей урока, необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности. Цели должны обозначаться предельно конкретно, в соответствии с темой и в зависимости от типа урока, имея в виду при этом воспитательную цель, пронизывающую систему уроков. Все это необходимо для обеспечения целостности урока и создания уверенности в том, что на уроке внимание будет фиксироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. После определения общих целей урока эти цели подразделяются на частные, т.е. на цели отдельных учебных ситуаций.
На второй стадии планирования урока сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются упражнения творческого характера.
На третьей стадии доопределяется структура урока и разрабатываются учебные ситуации. Так, в частности, важным представляется продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации, направленных на активизацию внимания учащихся и предупреждение его отвлечения; создание психологического настроя учащихся и передачу им своего положительного отношения к материалу; возбуждение активной самостоятельной мысли; разъяснение учащимся трудного и непонятного; логически правильное, краткое и ясное изложение материала; использование на уроке учебных и наглядных пособий и т.п.
На этом же этапе учитель должен специально продумать, как он будет воздействовать не только на интеллектуальную, но и на мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности школьника. Это поможет ему избежать действия факторов, вызывающих негативное отношение к учению (монотонность, стереотипность, шаблонность и т.п.); предусмотреть возможность использования специальных приемов работы в условиях недостатка времени на уроке (цейтнота), средств эмоционального воздействия, не изменяющих стиля общения и характера требований; применения средств, усиливающих воспитательный потенциал не только содержания урока, но и форм и методов обучения.
Результатом подготовительной работы к уроку является его рабочий, или поурочный, план. Его форма и объем жестко не регламентируются, но в зависимости от опытности педагога и специфики темы краткий план может перерастать в план-конспект или даже конспект с подробным указанием каждого педагогического действия учителя и учащихся. Подробный план свидетельствует о продуманности всех деталей предстоящего урока.
В плане урока вне зависимости от его оформления должны быть указаны:
• дата проведения, номер по тематическому плану, класс; • тема, цели и задачи урока;
• структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
• содержание учебного материала;
• методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации;
• учебное оборудование, учебные и наглядные пособия; место их использования на уроке;
• образцы решения задач (в планах уроков математики, физики, химии и др.).
Вопросы и задания
1. В чем сущность технологии конструирования педагогического процесса?
2. Из каких действий учителя складывается постановка педагогической задачи?
3. Какова технология прогнозирования педагогического процесса?
4. Раскройте особенности конструирования содержания образования.
5. В чем специфика творческого подхода к конструированию педагогического процесса?
6. Какова технология планирования педагогического процесса?
7. Раскройте содержание этапов планирования работы классного руководителя.
8. Назовите и охарактеризуйте разделы плана работы классного руководителя.
9. Каковы особенности планирования и подготовки воспитательного мероприятия?
10. В чем специфика планирования деятельности преподавателя?
11. Раскройте содержание тематического и поурочного планирования.
Литература для самостоятельной работы
1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж, 1977.
2. Гершунский Б. С. Прогностические методы в педагогике. — Киев, 1974. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. — М., 1989.
3. Гордин Л. Ю. Организация классного коллектива. — М., 1984.
4. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина, И.Я. Лернера. — М., 1975.
5. Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. — М., 1987.
6. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
7. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. — М., 1986.
ГЛАВА XXII
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
статья «Планирование в деятельности педагога»
статья на тему
В статье говорится о необходимости планирования деятельности педагога. А почему и зачем, а так же как, Вы узнаете ознакомившись с материалом статьи. Предназначена для молодых специалистов работающих в сфере образования, для публичных докладов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_statya_planirovanie_v_deyatelnosti_pedagoga.docx | 46.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Русова Анна Георгиевна
воспитатель высшей квалификационной категории компенсирующей группы
МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида «Катюша» г. Воркуты
«Планирование в деятельности педагога»
«Хороший план сегодня лучше очень хорошего плана завтра»
Профессия педагога одна из тех профессий, в деятельности которой предусматривается огромное количество планирования: календарное, тематическое, планирование непосредственно образовательной и свободной деятельностей и т.д. И не важно, когда Вы приобретали данную профессию — в прошлом веке или в данный момент — планирование остаётся приоритетной деятельностью педагога. Он должен грамотно, компетентно, чётко знать какова будет его деятельность «здесь и сейчас», завтра, через полгода, . А ещё и с учётом ФГОС!
Начать свою статью хочу с математического определения планирования.
Планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.
Каким точным является данное определение. У нас педагогов год летит за годом и в нашей «деятельности-функции» хочется передать малышам огромный багаж знаний, но времени, как правило, не хватает.
Далее предлагаю рассмотреть четыре «страшных» буквы в аббревиатуре «ФГОС».
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
До 2000 года, применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности. Т.е. если мы рассмотрим так называемый «Паспорт профессии «Педагог», то увидим там те требования, с которым должны будут ознакомить абитуриента в учебном заведении и которые будут предъявлены будущему специалисту-выпускнику в его профессиональной деятельности. Одним из таких требованием и будет являться умение планировать свою деятельность в учебно- воспитательной работе. Т.к. планирование деятельности — это навык Вашей эффективности, Вашей компетентности. Планирование деятельности является одним из секретов успешного человека.
Плани́рование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
- Постановка цели и задач;
- Составление программы действий (проектирования);
- Вариантное составление программы (вариантное проектирование);
- Выявление необходимых ресурсов и их источников;
- Определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них;
- Фиксация результатов планирования в материальном виде, например, в виде проекта, модели, плана, карты боевых действий, приказа в письменной форме, диагностики и т. п.
Возможно, Вы думаете сейчас о том, что планирование деятельности отнимает время, вызывает некоторое напряжение. Конечно, бумажной работы у нас педагогов хватает с лихвой. Но, научившись планировать свою профессиональную деятельность, Вы сможете достичь гораздо более серьезного и весомого результата, чем, если Вы не освоите эту науку. Каждое совершаемое Вами действие будет более осмысленным и эффективным по сравнению с незапланированной работой. Да, Вы должны подойти к планированию с чувством ответственности и дисциплинированности. Научившись планировать, Вы станете хозяином времени и самое главное — будете видеть и будете удовлетворенны результатами своей деятельности. Само по себе планирование помогает более ясно и четко формулировать предстоящую деятельность педагога, направленную на воспитанников, что помогает более быстро реализовать поставленную цель. Умение постоянно планировать свое время дает возможность определять тот вид деятельности, который обладает более значимыми приоритетами. Это также ведет к повышению эффективности проделанной работы. Правильно спланированная работа педагога являются залогом успешного выполнения поставленных цели и задач в учебно-воспитательном процессе с детьми, а так же представляют собой инструмент самоорганизации. Ниже приведены причины, объясняющие, почему планирование – это важный инструмент в вопросе самоорганизации и самосовершенствования.
«Планирование деятельности – это карта вашего дня»
Психологи утверждают: Решив составить эффективный план действий, человек, не привыкший к этому, потратит час и более рабочего времени. Понимая, что время будет потрачено, человек, как правило, решает не составлять никакого плана, а действовать по наитию: «что помню, то и делаю». Но такой подход начисто лишен эффективности. Приступив к одному заданию, человек вдруг вспоминает о другой, еще более важной задаче, переключает на нее свое внимание. В процессе он отвлекается, так как мысли переключаются с одного на другое. В итоге, не выполнена ни одна, ни вторая задача. Чаще всего человек торопится выполнить срочные дела. Но срочное не значит действительно важное и значимое. Вряд ли срочное дело окажет положительное влияние на последующую деятельность, жизнь человека.
Одна минута времени, потраченная на планирование своей деятельности, экономит десять минут, потраченных на выполнение поставленной задачи. Таким образом, научившись планировать свою деятельность, вы сможете получать 200 процентов отдачи от вложенной энергии.
Тому, кто привык планировать работу на завтра, не требуется более двенадцати минут, для того чтобы расписать все необходимые дела, распределив их в приоритетном порядке. Потраченные накануне двенадцать минут дадут Вам возможность сэкономить два часа производительности, что, безусловно, качественно повышает уровень продуктивности Вашей работы. Если умножить это время на количество дней в календарном месяце, то получится, что в месяц Вы способны экономить до пяти рабочих дней. Здорово, не правда ли!
учит правильно определять приоритеты»
Умение верно определять приоритетные направления деятельности помогает обозначать наиболее важные, перспективные и значимые места. Приоритетное место должно быть отведено тому, что необходимо выполнить. Нежелание концентрироваться и отдавать предпочтение главному приводит к тому, что человеку так и не удается достичь поставленной цели.
«Планирование деятельности программирует ум человека»
Вы, наверняка, не раз сталкивались с такой ситуацией, когда в зависимости от того, насколько четко сформулировано Ваше желание, оно с большей или меньшей легкостью воплощается в жизнь. Планирование – это уникальный процесс, который помогает человеку осознать, к чему в действительности он стремится и, в итоге, воплощающий эти стремления в жизнь.
Т.о. для обеспечения нормальной, полноценной, эффективной деятельности «педагог-ребёнок» необходимо постоянно планировать деятельность. Планирование в деятельности педагога — это процесс разработки планов работы с детьми, последующего контроля за ходом реализации планов, развития и функционирования детского коллектива в целом. Объектами планирования будут служить следующие единицы: наши воспитанники, их динамика в развитии, их достижения и неудачи, наша компетентность и квалифицированность, .
Для того чтобы план был эффективен, необходимо в нем отразить следующее:
- оценка внешней среды;
- оценка возможностей с учётом благоприятных и неблагоприятных факторов воздействия внешней среды;
- определение и формулирование целей;
- определение текущих оперативных задач, соответствующих целям;
- методы анализа и контроля за выполнением плана, обеспечивая обратную связь со следующим циклом планирования.
Существуют следующие формы организации планирования:
- «Сверху-вниз» — это планирование, когда руководством определяются основные цели деятельности учебного заведения/ возрастной группы и механизмы их достижения, а затем доводятся до персонала с целью выполнения плана. Недостатком такого планирования является то, что руководство не всегда может увидеть и учесть потенциальные возможности низовых звеньев.
- «Снизу-вверх» — здесь каждый сотрудник анализирует свою текущую работу, находит резервы для ее совершенствования и подает руководству своего подразделения предложения о работе в будущем периоде, т.е. идёт корректировка плана действий с учётом всех составляющих (уровень развития детей, квалифицированность педагога, потенциал детского и взрослого коллектива в целом и т.д.).
- «Смешанное планирование» — руководство разрабатывает основные показатели деятельности в учебном периоде и передает их в подразделения. Там анализируются возможности выполнения поставленных задач, разрабатываются программы достижения целей и после корректировки информация передается в методический центр, где она сводится в единый черновой план, который после рассмотрения и доработки в соответствии с пожеланиями обеих сторон согласуется и утверждается. Каждое подразделение самостоятельно определяет форму планирования, но «смешанный тип» зачастую более успешен, т.к. руководитель определяет те цели, которые необходимо достичь, а подразделения их корректируют в зависимости от возможностей, следовательно, учтены «желания и возможности».
Рассмотрим принципы планирования:
- Непрерывность — планирование должно распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки.
- Научность — планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами.
- Гибкость — планы должны корректироваться в соответствии с изменениями в окружающей среде.
- Точность.
- Приоритетность — это подчиненность всех программ и планов стратегической цели развития учебного заведения.
- Принцип участия (по И. Ансоффу) — означает, что каждый сотрудник предприятия должен участвовать в построении планов предприятия, кого непосредственно затрагивает данный план.
- программно-целевой — планирование, в основе которого лежит разработка комплексных программ, ориентированных на достижение поставленных целей;
- балансовый метод — составление различных видов балансов (оснащение);
- нормативный метод – в образовательном учреждение, как и во многих других, в процессе планирования применяется целая система норм и нормативов;
- математическое моделирование – предполагает использование в процессе планирования различных математических моделей, которые представляют собой формализованное описание исследуемого процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений.
- метод прогнозирования — совокупность приемов и способов, позволяющих на основе изучения внутренних закономерностей развития объекта и его внешних связей вывести суждение (прогноз) определенной достоверности о будущем состоянии объекта прогнозирования.
- интуитивные методы основываются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов.
- Оперативное (ОП) — содержит план на смену, неделю, декаду.
- Объемное планирование – это распределение выполняемых работ по возрастам и плановым периодам с учетом нагрузки оборудования и площадей. Для эффективного распределения сопоставляются необходимые и имеющиеся ресурсы учреждения.
- Календарное планирование — это определение сроков выпуска детей с определённым уровнем знаний, уточнение заданий каждого возрастного периода детства, а при необходимости и корректировка.
- Оперативно-производственное планирование – это окончательное уточнение программы производства и организация ее выполнения. При необходимости вносится корректировка в графики работ.
- Текущее — от месяца до года, с распределением по кварталам и месяцам.
- Среднесрочное — от года до 5 лет.
- Долгосрочное — от 5 лет, нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы.
- Стратегическое — долговременный план, охватывающий период 10-15 и более лет.
В педагогической деятельности имеет место быть каждое из данных видов планирования с одной только разницей — название планирования. Терминология в педагогике немного отличается от общей, но смысл процесса планирования от этого не меняется. Учитесь грамотно и компетентно планировать свою деятельность и деятельность всего Вашего коллектива (педагог-ребёнок, педагог-педагог, педагог-родитель и т.д.), и это облегчит Ваш трудовой день. Конечно, придется попросить помощь в освоении такого тяжёлого труда, но научившись планировать, Вы будете грамотно распределять свои ресурсы, которые в нашей профессии так важны, потому что мы работаем с человеческими душами.
Освоив планирование недели, переходите к следующему этапу — начинайте планировать свои действия на месяц вперед. И здесь также действует правило: «Не приступайте к делам предстоящего месяца, пока вы не запланировали его». После этого вы сможете формировать цели предстоящего дня в соответствии с теми, что вы поставили на более длительный срок: три месяца, полгода и год.
Спасибо за внимание. Удачи всем в педагогической деятельности.
Статья составлена на основе следующих материалов:
- Педагогика. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.
- Психология и педагогика. Радугин А. А.
- Российская педагогическая энциклопедия. Давыдов В.В.
- Социальная педагогика. Мудрик А. В.
Источник