ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА . 52
Иосиф ПРИГОЖИН
ПОЛИТИКА: ВЕРШИНА ШОУ-БИЗНЕСА
В книге использованы фотографии из личного архива автора.
Подписано в печать 23.07.01. Формат 84х108 1/32. Усл. печ. л. 16,8. Тираж 10 000 экз. Заказ № 4006.
Пригожин И.И.
П75 Политика — вершина шоу-бизнеса / И.И. Пригожин. — М.: ООО «Алкигамма», 2001. — 320 с., [32] л. ил.
Музыкальный шоу-бизнес! Как он устроен? Каков его мир, его законы? Это ключевые вопросы, на которые каждый работающий в этой сфере хотел бы получить исчерпывающие ответы, ведь именно от них зависит степень успеха или провала, счастья или разочарования.
Эта книга — первая попытка собрать воедино всю информацию о музыкальном шоу-бизнесе, о его законах и правилах игры. Руководствуясь ими, вы не предпримете неверных шагов, решите для себя, какими из предложенных путей будете следовать.
Книга предназначена для всех специалистов, работающих в сфере музыкального шоу-бизнеса, а также может быть рекомендована преподавателям и студентам вузов, учащимся средних учебных заведений искусства и культуры.
© Издательство «Алкигамма», 2001 © Художественное оформление. ООО «Издательство ACT», 2001
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ! 8
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНИГОЙ.. 11
ЧАСТЬ I. ИСТОКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА В РОССИИ.. 12
ПЕРВЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ. 16
СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 20
ПОЯВЛЕНИЕ ГРАМЗАПИСИ.. 20
XX ВЕК. СИНТЕЗ МОНОПОЛИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.. 21
ИНДУСТРИЯ ГРАМЗАПИСИ.. 21
МУЗЫКАЛЬНО-ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО.. 21
НАЗАД К МОНОПОЛИИ.. 22
ИНДУСТРИЯ ГРАМЗАПИСИ.. 22
КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.. 22
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ШОУ-БИЗНЕС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 23
ОПЫТ ПРОШЛОГО ПОЛНОСТЬЮ ОТВЕРГАТЬ НЕЛЬЗЯ.. 24
ЧАСТЬ II. ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА.. 26
ШОУ-БИЗНЕС — НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО?. 26
ЧТО ВАЖНЕЕ — ТЕОРИЯ ИЛИ ПРАКТИКА?. 27
ЗАЧЕМ НАДО ИЗУЧАТЬ ТЕОРИЮ?. 27
НЕМНОГО ТЕОРИИ.. 28
ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ ВООБЩЕ. 28
ЧТО ТАКОЕ МЕНЕДЖМЕНТ ШОУ-БИЗНЕСА?. 28
ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС.. 29
ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.. 29
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ.. 29
КРУПНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.. 30
СРЕДНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.. 30
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ НЕБОЛЬШОЙ ФИРМОЙ.. 31
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ. 31
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ.. 31
УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ.. 32
РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ.. 32
ДЕСЯТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РОЛЕЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ Г. МИНЦБЕРГА.. 32
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА.. 35
СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 35
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА КРУПНОЙ ФИРМЫ 35
ТИПИЧНАЯ МОДЕЛЬ СРЕДНЕЙ ФИРМЫ. 36
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА МАЛОЙ ФИРМЫ.. 37
Типичная модель малой фирмы.. 37
НОВАТОРСТВО ИЛИ НОВАЦИЯ.. 38
ЦИКЛЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОЕКТА.. 38
ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА.. 39
АРТИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.. 39
ТИПОЛОГИЯ АРТИСТОВ ШОУ-БИЗНЕСА.. 40
ФЕСТИВАЛИ, КОНКУРСЫ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.. 40
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС.. 41
ЧАСТЬ III. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ ШОУ-БИЗНЕСА.. 42
ВАШ ПУТЬ К ВЕРШИНАМ ШОУ-БИЗНЕСА.. 42
ЦЕЛЬ ВАШЕЙ ЖИЗНИ.. 42
МОЯ ЛИЧНАЯ ЦЕЛЬ ЖИЗНИ.. 42
СОЗДАВАЙТЕ ОКРУЖЕНИЕ ПОДДЕРЖКИ.. 43
СТРЕМИТЕСЬ К УСПЕХУ, К САМОМУ ЛУЧШЕМУ И ПРЕКРАСНОМУ.. 43
СЛЕДУЙТЕ СВОИМ КУМИРАМ. 43
СТАНЬТЕ ВДОХНОВИТЕЛЕМ ДЛЯ ДРУГИХ.. 43
ПЕРЕДАВАЙТЕ ОКРУЖАЮЩИМ СВОЙ ЭНТУЗИАЗМ И НАСТРОЕНИЕ. 44
БАНК ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ И КЛИЕНТОВ ВАШЕГО БИЗНЕСА.. 44
НАУЧИТЕСЬ РАБОТАТЬ С ЛЮДЬМИ И ПОДДЕРЖИВАТЬ СВЯЗЬ С НИМИ.. 44
СМЕЛО ПРЕОДОЛЕВАЙТЕ СТРАХ.. 45
ВАШИ ПРЕЗЕНТАЦИИ.. 45
Акция против пиратства у магазина «Мелодия» на Новом Арбате. 46
Пресс-конференция, посвященная выходу нового альбома Кристины Орбакайте. 46
Супершоу Кристины Орбакайте в Концертном зале «Россия». 47
Всегда на связи. 47
На вручении ежегодной премии «Овация». Александр Файфман, Борис Краснов, Валерий Гринберг в кругу друзей. 48
1. На съемке телепередачи «Смак»: Вахтанг Кикабидзе, Андрей Макаревич, Николай Билык. 48
2. С Сергеем Соловьевым. 49
3. С Важей Лордкипанидзе. 49
4. С Александром Толмацким. 49
С Валерием Сюткиным. С Игорем Николаевым в Нью-Йорке. 50
С Надеждой Бабкиной и Coco Павлиашвили. На пресс-конференции по поводу выхода альбома. 50
1. Концертный директор Кристины Орбакайте Александр Качан, художник-постановщик Борис Краснов и генеральный продюсер «Русского радио» Сергей Кожевников. 51
2. Поздравление с юбилеем от Владимира Матецкого. 51
После концерта в Кремле. Трио: Александр Маршал, Александр Михайлов, Николай Носков. 52
После защиты диплома с педагогами Российской академии театрального искусства. 54
На дне рождения в гоcтях у Филлипа Киркорова с Валентином Юдашкиным. 55
Наталья Власова и режиссер Валерий Спирин на съемке клипа. 55
С Аленой Свиридовой. 55
С Лаймой Вайкуле. С Аллой Пугачевой. С Нани Брегвадзе после защиты диплома в РАТИ. 56
Со Светланой Моргуновой и Ангелиной Вовк во время благотворительной акции «Отчий дом». 57
С Александром Пономаревым. 57
МОЕ МНЕНИЕ О РОССИЙСКОМ ШОУ-БИЗНЕСЕ. 57
ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ШОУ-БИЗНЕСА.. 57
В ЧЕМ ПЕРСПЕКТИВЫ ШОУ-БИЗНЕСА.. 58
ТАК СТРОИТЬ НЕЛЬЗЯ.. 58
ЭТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА.. 58
СОХРАНЯТЬ И РАЗВИВАТЬ ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ.. 59
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ШОУ-БИЗНЕС.. 59
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕНЬГИ.. 60
КАК СОЗДАТЬ ПРОДЮСЕРСКУЮ ФИРМУ.. 61
ПОЧЕМУ ВАЖЕН ВЫБОР ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ.. 61
ПРЕИМУЩЕСТВАМ НЕДОСТАТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.. 62
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТОВАРИЩЕСТВА.. 62
КАК СОБРАТЬ КОМАНДУ.. 62
КТО ЕСТЬ КТО В КОМАНДЕ. 63
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР. 64
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 66
СТРУКТУРА ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 67
ШТАТ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ФИРМЫ.. 67
ПРОДЮСИРОВАНИЕ ЗВУКОЗАПИСИ.. 68
НАЧНИТЕ С КОНТРАКТА.. 68
ПОДБОР КОМАНДЫ.. 68
ОРГАНИЗАЦИЯ ШТАТНОЙ СТРУКТУРЫ КОМПАНИИ.. 68
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КОМПАНИИ.. 68
КАК МЫ НАЧИНАЛИ.. 69
ФУНКЦИИ ПРОДЮСЕРА.. 69
СТРУКТУРА «ОРТ-РЕКОРДС» представлена на рисунке №11. 70
СТРУКТУРА «ОРТ-РЕКОРДС». 70
НЕМНОГО ИСТОРИИ ЗВУКОЗАПИСИ.. 70
ЕЩЕ НЕМНОГО ИСТОРИИ.. 71
ПРОДЮСИРОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.. 72
ТИПЫ ПРОДЮСЕРОВ В АУДИОВИЗУАЛЬНОМ БИЗНЕСЕ. 72
КОМАНДА АУДИОВИДЕОБИЗНЕСА.. 73
ФУНКЦИИ ПРОДЮСЕРА В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СФЕРЕ. 73
КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 74
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПРОДЮСЕР. 74
КОНЦЕРТНЫЙ МЕНЕДЖЕР. 75
АРТИСТ И ПУБЛИКА.. 75
БЕЗ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ СДЕЛАТЬ КОНЦЕРТ.. 75
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ МОЛОДЫМ ПРОДЮСЕРАМ. 76
КОНЦЕРТНЫЙ МЕРЧАНДАЙЗИНГ.. 77
РОЗНИЧНЫЙ МЕРЧАНДАЙЗИНГ. 78
ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ.. 78
ПУТЬ К УСПЕХУ.. 78
ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ БИЗНЕСА.. 79
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 81
ОПЛАТА ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖЕРА.. 82
ОПЛАТА ЮРИСТА.. 83
ОПЛАТА ПРИ ПОДБОРЕ КАНДИДАТОВ В БРИГАДУ.. 83
ОПЛАТА АРТИСТОВ.. 83
ГОНОРАР СРЕДНЕГО АРТИСТА В США.. 83
СЧЕТ АРТИСТА В ЗВУКОЗАПИСЫВАЮЩЕЙ КОМПАНИИ США.. 84
ГОНОРАРЫ АРТИСТОВ США ОТ КОНЦЕРТОВ.. 84
ГОНОРАР КОМПОЗИТОРА В США.. 85
ИСТОЧНИКИ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИРМ МУЗЫКАЛЬНОГО БИЗНЕСА.. 86
АВТОРСКОЕ ПРАВО.. 86
РАЗМЕР ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ АВТОРА ПО АВТОРСКОМУ ДОГОВОРУ: 88
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПИРАТСТВО.. 88
УБЫТКИ РОССИИ ОТ ПИРАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 88
ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ БОРЬБЫ С ПИРАТСТВОМ. 89
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ БОРЬБЫ С ПИРАТСТВОМ В РОССИИ.. 89
ЗАЩИТА АВТОРСКОГО ПРАВА В США.. 90
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ США: 91
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ШТАТОВ США. 91
РАССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛ ВЕДЕТСЯ: 91
ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА РОССИИ.. 92
КРУПНЕЙШИЕ МИРОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ РЫНКИ (1999 ГОД). 92
ЛЕГАЛЬНЫЕ ПРОДАЖИ CD, MC (ВСЕ ЦИФРЫ В МЛН. ШТ.) 93
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО РЫНКА СНГ (1999 ГОД) 93
СУММАРНЫЕ ДАННЫЕ ЛЕГАЛЬНЫХ И ПИРАТСКИХ ПРОДАЖ В МЛН. $. 95
ПРОДАЖА ПО РЕПЕРТУАРУ В МЛН. ЭКЗ. (MC+CD3). 95
СТРУКТУРА РЫНКА ПО РЕПЕРТУАРУ (% ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА ЛЕГАЛЬНЫХ ПРОДАЖ). 96
ЧТО ТАКОЕ АПКА? ЧТО ТАКОЕ НАПА?. 96
ЧТО ТАКОЕ «НОКС»?. 99
О КОМПАНИИ NOX-MUSIC.. 99
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОРЯДОК РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИДЕОПРОДУКЦИИ.. 102
Статья 49. Гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав. 102
КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (извлечения) 103
Статья 150.4. Продажа, сдача в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм. 103
Статья 241. Органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание. 104
Статья 290. Органы, осуществляющие исполнение постановления о конфискации. 104
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (извлечение) 104
Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав. 104
ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ.. 104
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 19 января 1999 г. № 33. 105
«О ВВЕДЕНИИ ЗАЩИТНОГО ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО ЗНАКА НА ВИДЕО- И АУДИОКАССЕТЫ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ НОСИТЕЛИ, ЛАЗЕРНЫЕ И КОМПАКТ-ДИСКИ» (с изменениями от 27 апреля 1999 г.) 105
Раздел 1. Общие положения. 107
Раздел 2. Деятельность по присвоению запретных идентификационных знаков. 107
Раздел 3. Порядок ведения реестра аудио- и видеопродукции, компьютерных информационных носителей. 107
С очаровательной Нелли Кобзон. 109
С Иосифом Кобзоном. 109
С Ладой Дэнс. 110
С Кристиной Орбакайте. 110
Неспешная беседа с легендой отечественного шоу-бизнеса Стасом Наминым. 111
С одним из ведущих отечественных офтальмологов Вячеславом Куренковым. 111
«Золотой граммофон» с Николаем Носковым. 112
С художником Никасом Сафроновым. 112
С Павлом Павловичем Бородиным и Юрием Айзеншписом на «Золотом граммофоне». 112
Мэтры нашей эстрады на юбилее Вахтанга Кикабидзе. 112
На дне рождения И. Пригожина. Николай Коптев, Сергей Зуев и Александр Маршал. 113
На церемонии вручения Рыцарского креста Св. Константина Великого Ролану быкову. 113
На презентации с Аркадием Вайнером.. 113
На вручении ежегодной премии «Овация» за 1998 год. 114
Премии вручают Марк Захаров и Алексей Петренко. 114
На дне рождения у Ирины Хакамада с Николаем Носковым. 115
Благотворительная акция «Отчий дом». Тихон Хренников и Махмуд Эсамбаев. 115
С Анатолием Деметманом и Иоакимом Шароевым. 116
На крестинах сына Влада Сташевского. Мэр Москвы Юрий Лужков с супругой и продюсер Юрий Айзеншпис. 116
Члены Попечительского совета фонда «Отчий дом». 116
Художественный руководитель балета «Тодес» Алла Духова. 117
Друг и коллега Бари Алибасов. 117
Аркадий Укупник и Борис Серкебаев, руководитель группы «А Студио», всегда желанные гости в «NOX Music» в лице Владимира Балагурова и Александра Скрастина. 117
С очередной премией «Овация». 118
Раздел 4. Порядок деятельности поста по присвоению защитных идентификационных знаков. 119
Раздел 5. Иная деятельность, связанная с ведением реестра и присвоением защитных идентификационных знаков 120
Раздел 6. Контроль за распространением аудио- и видеопродукции, компьютерных информационных носителей в городе Москве. 120
РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭРА МОСКВЫ от 23 марта 1998 г. № 265-РМ. 121
«О НОВОМ ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ВИДЕО- И АУДИОКАССЕТ, КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ НОСИТЕЛЕЙ, ЛАЗЕРНЫХ И КОМПАКТ-ДИСКОВ В Г. МОСКВЕ» (с изменениями от 26 июня 1998 г.) 121
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 28 марта 2000 г. № 225 ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА 122
РАСПРОСТРАНЕНИЕМ АУДИО-, ВИДЕОПРОДУКЦИИ, КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ НОСИТЕЛЕЙ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 10 ДЕКАБРЯ 1996 ГОДА № 970 И ОТ 27 ИЮЛЯ 1999 ГОДА № 693. 122
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 27 апреля 1999 г. № 369. 124
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 19 ЯНВАРЯ 1999 ГОД № 33» 124
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ от 27 июля 1999 г. № 693. 125
«О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АУДИО-, ВИДЕОПРОДУКЦИИ, КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ НОСИТЕЛЕЙ И ЗАЩИТЕ АУДИТОРИИ КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ОТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРОПАГАНДИРУЮЩИХ ПОРНОГРАФИЮ И НАСИЛИЕ». 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 129
К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 27 ИЮЛЯ 1999 ГОДА № 693. 129
МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ ПО КООРДИНАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ АУДИО-, ВИДЕОПРОДУКЦИИ, КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ НОСИТЕЛЕЙ В Г. МОСКВЕ. 129
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 130
К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 27 ИЮЛЯ 1999 ГОДА №693. 130
ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО КООРДИНАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ АУДИО-, ВИДЕОПРОДУКЦИИ, КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ НОСИТЕЛЕЙ В Г. МОСКВЕ. 130
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 16 НОЯБРЯ 1999 Г. № 1062. 134
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 27 ИЮЛЯ 1999 ГОДА № 693 134
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 21 ДЕКАБРЯ 1999 Г. № 1170. 134
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 27 ИЮЛЯ 1999 ГОДА № 693 О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АУДИО-ВИДЕОПРОДУКЦИИ, КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ НОСИТЕЛЕЙ И ЗАЩИТЕ АУДИТОРИИ КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ ОТ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРОПАГАНДИРУЮЩИХ ПОРНОГРАФИЮ И НАСИЛИЕ». 134
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.. 135
2. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.. 136
3. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН.. 138
4. ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ.. 139
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН. 140
6. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ (ФОРС-МАЖОР) 140
ОБРАЗЕЦ СТРУКТУРЫ БИЗНЕС-ПЛАНА МУЗЫКАЛЬНОГО БИЗНЕСА.. 142
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ. 142
ОБЗОР УПРАВЛЕНИЯ.. 142
АНАЛИЗ РЫНКА.. 143
ВЫПОЛНЕНИЕ И КОНТРОЛЬ. 143
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О СОВМЕСТНОМ КИНОПРОИЗВОДСТВЕ. 144
Глава 1 — Общие положения. 144
Статья 1. Цель Конвенции. 144
Статья 2. Сфера действия. 144
Статья 3. Определения. 145
Статья 6. Доля вклада каждого сопродюсера. 146
Статья 7. Права сопродюсеров. 146
Статья 8. Техническое и творческое участие. 146
Статья 9. Финансовое участие в совместном производстве. 146
Статья 10. Общий баланс. 147
Статья 11. Въезд и проживание. 147
Статья 12. Упоминание стран, участвующих в совместном производстве. 147
Статья 13. Экспорт. 147
Статья 14. Языки. 147
Статья 15. Фестивали. 147
Глава III — Заключительные положения. 148
Статья 16. Подписание, ратификация, принятие, одобрение. 148
Статья 17. Вступление в силу. 148
Статья 18. Присоединение государств, не являющихся членами Совета Европы. 148
Статья 19. Территориальная оговорка. 148
Статья 20. Оговорки. 148
Статья 21. Денонсация. 149
Статья 22. Уведомления. 149
Приложение к Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве. 149
Порядок подачи заявок. 149
Приложение к Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве. 150
ЭТО ИНТЕРЕСНО И ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ.. 150
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ.. 151
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ И ДОГОВОРЫ: 151
РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВАХ: 151
РАЗМЕРЫ ВЫПЛАТ АВТОРАМ В РАЗНЫХ СТРАНАХ.. 152
ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ «ГЕРШВИН-БЛЮЗ» В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. 152
ОБРАЗЕЦ СТРУКТУРЫ ПРОЕКТА.. 153
ОГЛАВЛЕНИЕ
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ. 5
ОТ АВТОРА. 10
ЧАСТЬ I. ИСТОКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА В РОССИИ. 16
XX ВЕК. СИНТЕЗ МОНОПОЛИИ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 37
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ШОУ-БИЗНЕС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 43
ЧАСТЬ I
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА . 52
ШОУ-БИЗНЕС — НАУКА
ИЛИ ИСКУССТВО. 52
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШОУ-БИЗНЕСА . . 70
АРТИСТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ . 81
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС . 85 ТОРГОВЛЯ. 87
ЧАСТЬ III
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОРГАНИЗАТОРАМ ШОУ-БИЗНЕСА. 88
ВАШ ПУТЬ К ВЕРШИНАМ ШОУ-БИЗНЕСА .. 88 МОЕ МНЕНИЕ О РОССИЙСКОМ
ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ШОУ-БИЗНЕСА. 97
ЭТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ШОУ-БИЗНЕСА. 99 КАК СОЗДАТЬ ПРОДЮСЕРСКУЮ ФИРМУ.. 105
ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 118
ПРОДЮСИРОВАНИЕ ЗВУКОЗАПИСИ . 122 ПРОДЮСИРОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ
КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 136
ПУТЬ К УСПЕХУ . 147
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ . 153
АВТОРСКОЕ ПРАВО. 165
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПИРАТСТВО . 170 ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО
РЫНКА РОССИИ. 178
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 196
БИБЛИОГРАФИЯ. 199
ПРИЛОЖЕНИЯ. 203
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 203
ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О СОВМЕСТНОМ КИНОПРОИЗВОДСТВЕ .. 287 ЭТО ИНТЕРЕСНО И ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ . 306 ПРИМЕР РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ. 315
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
Вы имеете счастливую возможность познакомиться, без преувеличения, с уникальной книгой, открывающей путь к сокровищам и тайнам отечественного музыкального шоу-бизнеса. Профессиональные и, вместе с тем, проникновенные советы автора вселяют уверенность в том, что эта сфера деятельности получит дальнейшее развитие в России нового века. Эта увлекательная и очень полезная книга, написанная на основе докторской диссертации, защищенной в Международной академии наук и искусств, открывает перед вами чарующий мир музыки, его секреты, так же как и секреты талантливых продюсеров, работающих в музыкальном шоу-бизнесе.
Вы найдете здесь, наряду с практическими рекомендациями, теоретические выкладки, обосновывающие существование шоу-бизнеса. Уверен, что вся эта информация чрезвычайно важна для всех нас, ведь все мы желаем процветания тому делу, которое любим и которому посвятили жизнь.
Насколько мне известно, автор рассматривает данную работу, как начало большого задуманного им труда по истории, теории и практике музыкального шоу-бизнеса. Эта книга — лишь начало. В ней лишь обозначены основные вопросы создания цивилизованного шоу-бизнеса в России.
Написать такую книгу мог человек, для которого музыкальный шоу-бизнес — его жизнь. Автор знает, о чем говорит. Иосиф Пригожин — талантливый продюсер. В 1998 и в 2001 годах он был удостоен Национальной Российской музыкальной премии «Овация» как лучший продюсер года. В 1998 году журнал «Компания» признал его лучшим бизнесменом года в области шоу-бизнеса. Его деятельности посвящено немало статей в периодической печати России и стран СНГ. Чрезвычайно трудолюбивый человек, он считает, что не государство делает людей, а люди государство, и что мир спасет красота только в союзе с добротой.
Иосиф Игоревич Пригожин родился 2 апреля 1969 года в городе Махачкале. Свою трудовую деятельность начал уже в 12 лет, а в 16 лет приехал в Москву.
Период с 1986 по 1988 год можно охарактеризовать как «время поиска самого себя».
Первая попытка поступить в ГИТИС, работа в театре-студии «Гамма», пробы в кино. Юноша попал в столичный шоу-бизнес и за предельно короткое время добился значительных успехов.
Достаточно сказать, что с 1988 года им организовано около полутора тысяч концертов со звездами эстрады по всей территории бывшего СССР.
Продюсерский дебют его состоялся в 1991 году, когда на канале «Останкино» вышло в эфир организованное им «Супер-шоу — 91» и телевизионная программа «Клуб Т».
Сейчас он является моим продюсером и продюсером Николая Носкова.
Иосиф Пригожин был продюсером многих мероприятий: концерта, посвященного Дню независимости Грузии (1996 г.), юбилейных концертов в честь 50-летия творческой деятельности Л.Г. Зыкиной, 10-летия группы «А-Студио» и трехлетию ОРТ (1998 г.), первых сольных концертов Т. Булановой, а также акции «Золотой граммофон» (1996-1998 гг.). В 1999 году он был продюсером церемонии заложения моей именной звезды на Площади звезд у ГЦКЗ «Россия».
В 1993 году Иосиф Пригожин стал инициатором создания и до 1995 года являлся президентом фонда «Отчий дом». В состав Попечительского совета фонда вошли такие выдающиеся деятели как Архиепископ Солнечногорский Сергий, председатель Верховного управления мусульман, Главный муфтий России Равиль Гайнутдин, Главный раввин России А.С. Шаевич, Народные артисты СССР Т. Хренников, А. Пахмутова, М. Эсамбаев, И. Кобзон, Л. Зыкина, Народные артисты России Е. Жариков и Г. Хазанов, профессор В. Зайцев, академики В. Вернер, И. Шароев, О. Богомолов, заместитель председателя комиссии по правам человека при Президенте России М. Арутюнов.
Благотворительный фонд «Отчий дом» направлял свою деятельность на оказание помощи социально незащищенным слоям российского населения. Своей
работой он привлекал внимание общественности к положению беженцев из ближнего зарубежья. Были организованы телеакции с участием артистов из СНГ.
В неполные тридцать лет он создал одну из крупнейших аудиокомпаний России «ОРТ-Рекордз». С июня 1997 года по июль 1999 года Иосиф Пригожин являлся ее генеральным продюсером, а с марта 1998 года по июнь 1999 года — генеральным директором. По итогам 1998 года «ОРТ-Рекордз» была удостоена Национальной музыкальной премии «Овация» в номинации «Лучшая звукозаписывающая компания».
За несколько месяцев работы «ОРТ-Рекордз» были изданы альбомы Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Александра Маршала, Кристины Орбакайте, Николая Носкова, Криса Кельми, групп «А-Студио», «На-На», «Сплин», «Божья коровка», «Отпетые мошенники», «Шао? Бао!», «2×2», «Сплин» и др..
«Раскрутка» сольных проектов, промоушн для малоизвестных, известных и сверхпопулярных исполнителей, вывод на небосклон шоу-бизнеса новых звезд и возвращение старых — все это деятельность Иосифа Пригожина.
Ценность данной работы заключается в том, что в книге, предлагаемой вашему вниманию, ВПЕРВЫЕ В РОССИИ ИЗВЕСТНЫЙ ПРОДЮСЕР, раскрывает секреты политики шоу-бизнеса. Этот труд, с одной стороны, является своеобразным пособием для начинающего продюсера, а с другой — представляет собой научный анализ продюсерской деятельности в сфере музыкального шоу-бизнеса, обобщенный и сформулированный человеком, сделавшим карьеру на практике.
Свободного времени у Иосифа Пригожина почти нет. Редкие минуты отдыха он старается посвятить хорошим книгам, музыке или кино.
Впереди — работа над созданием нового грандиозного проекта под названием «НОКС» (Национальное объединенное культурных сообществ), с которым И. Пригожин несомненно справится.
Пожелаем ему успехов!
Народный артист Грузии Вахтанг Кикабидзе
ОТ АВТОРА
Нет особой нужды доказывать, что музыкальный шоу-бизнес оказывает мощное влияние на жизнь как отдельного человека, так и общества в целом. А те немалые средства, которые вращаются в этой сфере, красноречиво свидетельствуют о ее влиянии на экономику. Музыка и бизнес — вот две главные фигуры, от каждой из которых и, главное, от взаимодействия которых зависит конечный результат — создание яркого, незабываемого уникального и, заметим в скобках, экономически успешного и оправданного зрелища.
Каковы они, эти главные фигуры?
Чарующий мир музыки. Вряд ли можно найти на Земле человека, который не соприкасался с этим миром. Миллионы людей любят музыку, живут в ней. Музыка вездесуща — от ритуальных плясок индейцев на Амазонке, до бешеного рэйва в Амстердаме.
Музыка органично входит составной частью в обычаи и традиции любой культуры. Нет в мире такого народа, который бы не пел и не играл. Музыка вездесуща и планетарна. В каждой культуре обязательно есть колыбельные, и в них много общего: высокий тембр, медленный темп и характерные интонации. «Даже если вы не понимаете слов, даже если вам не знакома эта музыкальная культура, вы всегда отличи-
те колыбельную», — говорит Саманта Трегуб из университета Торонто, которая путешествовала по миру и изучала, что поют матери своим детям.
Да, музыка интернациональна, она выражает неповторимые чувства, присущие и целым народам, и отдельному человеку. Она не требует перевода, проникая прямо в душу, передаваясь от сердца к сердцу. Гениальный Мендельсон утверждал, что музыка, благодаря своей многообразной конкретности, обладает свойством глубокой интимности и может воздействовать непосредственно на сердце человека.
Бизнес и предпринимательство. Это область, где творческие, целеустремленные люди могут полностью реализовать свой талант и опыт. Она представляет прекрасные возможности для карьеры и профессионального роста.
Предпринимательство делает музыкальный шоу-бизнес успешным. Но это не происходит автоматически. Успех — производное опыта, целеустремленности, умения увидеть и реализовать новые подходы к старым идеям в бизнесе, разработать новые проекты и уникальные пути их воплощения.
Именно поэтому любой музыкальный шоу-бизнес должен начинаться с продюсера (предпринимателя). Это ключевая фигура шоу-бизнеса, способная превратить нереализованные ранее идеи в нововведения, которые, в свою очередь, станут проектами или концепциями, изменяющими или совершенствующими шоу-бизнес.
Этот чарующий мир музыкального шоу-бизнеса! Кто знает, что это такое? Одни подразумевают под
этим искусство управлять, другие — организованную силу, третьи — большие деньги.
По моим наблюдениям, всех работающих в музыкальном шоу-бизнесе можно разделить на три категории. Одни вынуждены постоянно преодолевать препятствия на своем пути, проживают трудную жизнь, полную борьбы, так как не знают законов этого бизнеса. Другие, набив себе синяки да шишки, приобрели определенный опыт, отчасти овладели законами бизнеса, и поэтому могут считать себя относительно благополучными. Третьи не встречают на своем пути препятствий — они хорошо усвоили законы, и потому процветают.
Эта книга — для первых двух категорий. Бесценный опыт, собранный и проанализированный здесь, станет для них ступенькой на пути к процветанию и успеху.
Каковы же наиболее важные события, произошедшие за последние годы в музыкальном шоу-бизнесе? Главное — изменилась сама музыка. Критическая масса новых идей, подходов, имен прорвала оборону, которую держали музыкальные авторитеты традиционных направлений, и новая музыка хлынула на телевизионные экраны, в эфиры FM — радиостанций, в Интернет, на кассеты и компакт-диски.
Вместе с тем, огромное количество накопившихся за последние годы проблем мешало дальнейшему развитию музыкального шоу-бизнеса, его индустрии. К примеру, Россия за последние годы по совокупной сумме реализованных копий (речь идет только о легальном рынке) занимает лишь 22-е место в мире, уступая таким странам, как Польша, Индия, Португалия. В то же вре-
мя вся территория России и СНГ считается одним из самых крупных пиратских рынков.
Как решить эти и другие проблемы? Как сделать российский музыкальный шоу-бизнес цивилизованным? Что необходимо предпринять для его развития и расцвета?
На эти вопросы тоже отвечает книга. В своих советах я постараюсь пояснить вам некоторые основные особенности музыкального шоу-бизнеса в России, их законы и правила.
Они подготовят желающих работать и способных к активной деятельности в этой удивительно интересной сфере культуры и бизнеса.
Готов к тому, что книга вызовет горячую полемику и споры. Но это будет хорошая творческая полемика, хорошие, плодотворные споры. Творческие дискуссии по вопросам шоу-бизнеса наконец-то получат отправную точку, опираясь на которую гораздо легче будет шагать вперед.
Итак, добро пожаловать в чарующий мир музыкального шоу-бизнеса.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КНИГОЙ
Эта книга — не первая по данной теме. Но она кардинально отличается от других. Именно поэтому работать с ней нужно иначе, чтобы получить от нее максимум пользы.
У меня есть несколько советов, как работать с книгой.
— Прежде всего, не пугайтесь обилия рекомен-
даций и информации. Книга содержит прекрасные идеи, которые нацелены на достижение таких же прекрасных результатов.
— Ваша задача — заставить эту книгу работать на себя.
— Поскольку многие идеи взаимосвязаны, сначала прочтите всю книгу полностью. По мере того, как вы будете делать это, некоторые подходы окажутся знакомыми, другие же совершенно новыми. Те и другие вместе дадут хорошую основу для оценки ваших продюсерских способностей и постановку задач саморазвития.
— Книга рассчитана на гибкое и каждодневное использование. В ней вы найдете рекомендации и документы, нужные именно в данный момент. Это поможет расширить круг ваших знаний в той или иной сфере музыкального бизнеса.
Имеются несколько вариантов чтения книги:
— СКОРОСТНОЙ (если Вы желаете просто ознакомиться с книгой);
— ДЕТАЛЬНЫЙ (если Вам необходим глубокий обзор по определенной теме);
— ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ (когда Вам необходимо глубоко вникнуть в суть всех вопросов).
Кроме того, книга незаменима как средство критической оценки Вашей нынешней продюсерской квалификации. С ее помощью вы сможете пробелы и слабости в этой сфере, и разработать практическую программу своего профессионального роста.
И, наконец, хочу напомнить, что саморазвитие не имеет конечного пункта — это постоянное движе-
ние, процесс, который никогда не кончается. Ведь постоянно меняющийся мир музыкального бизнеса требует от продюсера постоянного саморазвития. И в этом Вам помогут разделы этой книги.
Источник