Организация своей деятельности содержание деятельности педагога

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Целеобразование входит в деятельность учителя как неотъемлемая часть его профессионального труда. Целеобразование понимается как:

•система профессионального осмысления объективной социально-

психологической и культурологической необходимости достижения

некоторого уровня развития личности современного человека,

способного строить свою жизнь и жить в контексте современной

• поиск максимально точной формулировки общего идеального образа

такого человека — это аналитическая оценка природы детства,

сущности развития личности и природы индивидуальности как условий,

допускающих принятие цели воспитания;

• система анализа конкретных обстоятельств, в которых находится

конкретный ребенок, и соотнесение их с содержанием и поставленной

цели воспитания» (Педагогика/Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1998.

Содержанием преподавательской деятельности является процесс организации учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития, и процесс организации собственной деятельности. Средствами деятельности учителя являются:

• научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на

основе которых формируется тезаурус обучающихся;

• в качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников или

воссоздаваемого учеником при наблюдении (на лабораторных,

практических занятиях, на полевой практике), организованном

учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами

• в качестве вспомогательных средств выступают: технические,

компьютерные, графические и т.д.

Способами передачи социального опыта в преподавательской деятельности являются объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа, непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинги. Продуктом преподавательской деятельности выступает формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт преподавательской деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий.

Результатом преподавательской деятельности как выполнения ее основной цели является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется в сопоставлении качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека. Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие, понимаемое как единство целей и содержания. В данном контексте, с одной стороны, педагогическое действие является выражением того общего, что присутствует во всех видах и формах педагогической деятельности, будь то воспитание или обучение, урок или экскурсия. С другой стороны, педагогическое действие является и тем особенным, в котором диалектически отражается и единство всеобщего, и уникальность, неповторимость отдельного.

Анализ осуществления какого-нибудь педагогического действия дает возможность выявить логику педагогической деятельности. В самом деле, педагогическое действие учителя начинается с формулирования некоей задачи, определения средств, содержания, способов ее решения и предполагаемого результата своего действия. Будучи решенной теоретически, задача переходит в фазу практического преобразовательного акта, в ходе осуществления которого выявляется некоторое несоответствие между планируемым и реально достигнутым результатом действия учителя. Возникает необходимость анализа ситуации и определения путей оптимального решения поставленной задачи, и тогда из формы практического акта действие снова переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными. Таким образом, деятельность педагога представляет собой непрерывный процесс решения неиссякаемого множества задач различных типов, классов и уровней. Чтобы педагогическая деятельность была эффективной, учителю надо ЗНАТЬ:

• психологическую структуру деятельности, закономерности ее развития;

• природу человеческих потребностей и мотивов деятельности:

Читайте также:  Открыть фирму по продаже сигарет

• ведущие виды деятельности человека в разные возрастные периоды.

Кроме того, учителю надо УМЕТЬ:

• планировать деятельность, учитывая избирательный характер

человеческой деятельности, определять ее объект и предмет с учетом

возрастных, индивидуальных особенностей детей и подростков, их

интересов и возможностей;

• формировать мотивацию и стимулировать деятельность;

• обеспечивать освоение детьми основных структурных компонентов

деятельности, прежде всего умений и навыков целеполагания,

планирования, самоконтроля, самооценки, выполнения действий и

операций (Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях,

иллюстрациях. М., 1999. С. 170).

В качестве заключительного блока информации, раскрывающего сущность педагогической деятельности, рассмотрим деятельность учителя еще в двух аспектах. Во-первых, необходимо отметить коллективный характер педагогической деятельности. Учитель, как правило, реализует свою деятельность, являясь членом педагогического коллектива школы, который, в свою очередь, работает по единому плану, выступает с единых позиций, вырабатывает особый, уникальный психологический климат и воздействует на личность учителя в ту или иную сторону. Во-вторых, на развитие ребенка в школе сильное влияние оказывает так называемый совокупный субъект педагогической деятельности, в широком смысле понимаемый как весь педагогический коллектив школы, а в более узком — как та группа учителей, которая непосредственно работает с учениками конкретного класса. В последнее время, когда осуществление государственно-общественного принципа управления образованием обрело реальные очертания, понятие совокупного субъекта педагогической деятельности приобретает более широкое толкование, в который включаются все участники образовательного процесса (ученики и их родители, учителя и педагоги дополнительного образования, а также социальные педагоги и представители производственной, культурной, просветительской общественности).

Источник

Организация педагогической деятельности современного учителя.
статья на тему

Организация педагогической деятельности учителя и готовность учителей к изменениям профессионально-педагогической деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_pedagogicheskoy_deyatelnosti_sovremennogo_uchitelya.docx 13.83 КБ

Предварительный просмотр:

Организация педагогической деятельности современного учителя.

С появлением первых компьютеров, я всегда старался организовать свою работу и уроки так, чтобы работа стала легче, интереснее с сохранением или даже улучшением результата качества образования. Начну по порядку: с составления рабочей программы. Это происходит раз в год, и не у кого не у кого, по этому вопросу, трудностей не возникает. У меня она дублируется в электронном виде, с гиперссылками на папки, в которых есть всё необходимое к каждому уроку. В них можно найти авторские поурочные планы или карты урока презентации, видеоуроки, контрольные работы, тесты, ссылки на конкретные странички моего блога, материалы, используемые мной, и которыми пользуются ученики на уроках и дома.

Эти папки дублируются, для хранения, в Яндекс и Гугл дисках. Ученики свободно используют эти материалы для подготовки или получения, например индивидуальных тестовых заданий.

Если учитель имеет набор электронных материалов, то их можно использовать в любом элементе урока. Информационные технологии помогают мне провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал и закрепить его, а также проследить за прогрессом каждого ученика и помочь ему с освоением материала.

Организация и проведение ни одного современного педагогического исследования не может обойтись сегодня без применения компьютера. Решение о применении техники на каком-то уроке каждый учитель принимает сам. Но как показывает практика, в настоящее время большинство преподавателей владеют навыками работы на компьютере, но уровень владения этими навыками различен. Это создает сложности в интеграции ИКТ в образовательный процесс в целом и тогда препятствием для эффективного использования ИКТ в профессиональной деятельности является низкий уровень владения навыками пользователя.

Успех образования зависит от личности учителя, от его творческого потенциала. По-прежнему остаются актуальными слова К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Учитель должен обладать способностью так спланировать свою педагогическую деятельность, что бы достичь все поставленные цели задачи, обладать гибкостью в выборе методов работы с учениками, регулярно заниматься повышением своей квалификации по предмету и методике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье приводится обоснование создания муниципальной методической площадки «Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя», план реализации двух конкретных педагогических проекто.

Под инновациями в обучении следует понимать: 1. Новые методики преподавания. 2. Новшества в организации содержания образования ( интегрированные — межпредметные — прог.

Тулупова О.В.Профессиональная педагогическая позиция современного учителя.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направле.

Одним из показателей успешной работы современного педагога является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сего.

Цель исследования — определить место внеклассной работы в процессе социализации подростков.

Идеи А.С. Макаренко не потеряли свою актуальность и является чрезвычайно ценным для современной теории и практики воспитания. Использование близкой, средней и дальней перспектив жизнедеятельности учащ.

Источник

Профессиональная деятельность педагога: содержание, цели и задачи

Трунаева Алла Станиславовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №88 г.Донецка»

Профессиональная деятельность педагога: содержание, цели и задачи

Вопрос определения профессионализма деятельности педагога является дискуссионным в области педагогики, психологии, практических знаний.

Важно отметить, что концепция профессионального развития личности, авторами которой являются И.А. Зязюн, Н.В. Кузьмина, Е.И. Рогов, трактует профессионализм как совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, что обеспечивает качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в нестандартных условиях1.

Примечательно, что образ современного педагога-профессионала основывается на интегрированном взаимодействии исследований родственных наук: философии, педагогики, этнопедагогики, общей психологии, социологии, психологии труда, профессиографии. Общей базой вышеперечисленных наук является антропоцентрический взгляд на человека, гуманистическая ориентация стратегии развития и воспитания личности.

Следовательно, профессиональный образ педагога строится на идеях гуманизма, человечности, толерантности, высоких моральных ценностей.

Профессиональная готовность педагога образовательного учреждения определяется соответствием его личностных и профессиональных качеств. Немаловажными аспектами в деятельности учителя являются его личная направленность, которая, в свою очередь, отвечает за социально-нравственную, профессиональную и педагогико-познавательную направленности.

Структурными элементами профессиональной деятельности педагога являются субъект и объект, цели и задачи, предмет, средства и результаты обучения.

Под субъектами педагогической деятельности понимаются собственно педагоги, а также родители, группа/коллектив обучающихся. Под объектом – тот, кого воспитывают, формируют как личность. Важно отметить, что в случаях самообразования субъект и объект совпадают.

Ключевой целью профессиональной деятельности педагога является приобщение обучающегося к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Обозначенная цель предполагает решение таких социально-педагогических задач , как: 1) формирование воспитательной среды; 2) организация деятельности воспитанников; 3) создание воспитательного коллектива; 4) развитие индивидуальности личности.

В качестве предмета выступает разноплановое развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и др. Помимо этого, в рамках конкретного этапа педагогической деятельности предметом являются отдельные направления развития.

К группе средств педагогической деятельности относят: 1) содержание педагогического процесса; 2) различного рода носители информации (литература, средства массовой информации, технические средства и др.).

Результатом профессиональной деятельности педагога является развитие обучающегося (интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности).

Таким образом, деятельность педагога рассматривается как непрерывный процесс решения множества задач всевозможных типов, классов и уровней.

Профессионализм формируется в трех направлениях1:

1) иерархическое построение системы деятельности (в процессе формирования трудовых умений и навыков осуществляется продвижение личности по уровням педагогического мастерства, формируется личностный стиль деятельности);

2) трансформация личности субъекта: а) внешнее выражение (язык, эмоциональность, форма общения); б) внутренняя сфера (профессиональное внимание, перцепция, мышление, эмоционально-волевая сфера);

3) соотношение установок субъектов и объекта деятельности, которое проявляется: а) в когнитивной сфере (уровень информированности о субъекте деятельности, степени осознанности его значимости); б) в эмоциональной сфере (интерес к объекту, стремление к взаимодействию с ним и удовлетворенность от этого); в) в практической сфере (осознание своих реальных возможностей, влияние на объект).

В специализированной литературе профессиональная деятельность учителя характеризуется следующими признаками1:

1) сфера педагогической деятельности;

2) предметы и средства труда;

3) профессионально-педагогические задачи и способы их решения;

4) уровень сформированности педагогических умений;

5) общественные, социокультурные, педагогические требования к личности педагога.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляет такие функции, как:

1) управление (организация и реализация педагогической деятельности);

2) воспитание (формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в социуме);

3) обучение (формирование у людей знаний, навыков и умений, учитывая запросы современной жизни и деятельности);

4) развитие (процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей согласно требованиям их деятельности и условиям жизни);

5) психологическая подготовка (процесс формирования у людей внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути).

Стоит сказать, что среди задач современного учителя числится не только процесс обучения, но и создание подходящих условий для следующих типов деятельности: 1) самообразования; 2) самовоспитания; 3) совершенствования личности; 4) самоопределения; 5) познания своих учеников.

Помимо вышеперечисленных, неотъемлемым компонентом деятельности педагога является процесс взаимодействия. В частности, взаимодействие педагога и родителей обучающегося:

1) создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организация активной жизни человека, ведущего достойную жизнь;

2) базирование деятельности учителя на основе принципов взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Различают такие формы взаимодействия педагога и родителей обучающихся, как: совместные праздники, выставки и фотовыставки, оформление наглядного материала, конкурсы, родительские собрания, дни открытых дверей, анкетирование родителей, индивидуальные консультации.

Немаловажным в профессиональной педагогической деятельности является систематическое повышение своего профессионального уровня, которое достигается с помощью:

1) повышения предметной квалификации в системе курсовой подготовки;

2) повышения предметной квалификации в системе научно-методической работы учебного заведения;

3) повышения предметной квалификации путем самообразования.

Таким образом, педагогическая деятельность – это непрерывный процесс решения дидактических и воспитательных задач

Список использованной литературы

1.Сидорчук Н.Г. Профессиональная педагогическая деятельность: сущность и современные подходы / Н.Г.Сидорчук, А.А.Дубасенюк // Акмеология-2002. Выпуск 7 / под ред. Н.В.Кузьминой, А.М.Зимичева. – Спб.: Санкт-Петербургская Акмеологическая Академия, 2002. – С. 94-101.

Источник

Читайте также:  Займ собственника для своей организации
Оцените статью