Организации хранят свои свободные денежные средства

Обязаны ли юридические лица держать деньги в банке

Обязанность юридического лица хранить деньги на расчетном счете в банке ранее основывалась на ст. 391, 392 ГК РСФСР (от 1964 г.), в первой из которых указывалось, что организации в соответствии с законом хранят свои денежные средства в кредитных учреждениях, а во второй конкретизировалось, что эти средства должны храниться на их расчетных счетах. С упразднением СССР ГК РСФСР продолжал действовать.

14 июня 1992 г. был издан Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» № 622, где среди прочего устанавливалось, что «впредь до нормализации денежного обращения и ликвидации напряженности с денежной наличностью» предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовой формы обязаны хранить свои деньги в учреждениях банков.

С 3 августа 1992 г. на территории РФ вступили в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. В ч. 1 ст. 109 Основ императивно устанавливалось: «Банки принимают и хранят на счетах денежные средства клиентов. Юридические лица обязаны хранить свободные денежные средства в банках». В ч. 1 ст. 110 Основ, регулировавшей договор банковского счета, указывалось, что по такому договору «банк обязуется хранить денежные средства на счете клиента. ». 22 сентября 1993 г. Совет директоров ЦБ РФ утвердил «Порядок ведения кассовых операций в РФ», где в п.

Что касается ГК РФ, то в нем нет нормы, обязывающей юридическое лицо непременно хранить деньги как в банке вообще, так и на банковском счете в частности. И среди обязанностей банка по договору банковского счета не указана обязанность хранить средства клиента. Такая обязанность банка может существовать (см. ч. 2 ст. 859 ГК) лишь в отношении некоего минимального размера и только в том случае, если обязанность клиента сохранять ми-нимальный размер средств на своем банковском счете предусмотрена в банковских правилах или договоре.

юридические лица вправе хранить свои деньги в банке, но для этого совсем не обязательно хранить их на банковском счете. В ст. 921, 922 ГК установлены правила хранения наличных денег и иных ценностей в банке по договору хранения, в том числе с использова-нием индивидуального сейфа, причем банк не вправе пользоваться этими ценностями, если иное не установлено в договоре хранения (ст. 892 ГК);

с марта 1996 г. юридические лица свободны в выборе приемлемого для них способа хранения наличных денег (за исключением предприятий-недоимщиков в смысле Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. № 1212). Они могут хранить деньги в кассе предприятия либо передавать их на хранение в банк с использованием или без использования банковского сейфа;

не может лимитироваться остаток наличных денег в кассе юридического лица (поскольку такая возможность не предусмотрена ни в одном законе).

Однако все вышеизложенное не затрагивает правил совершения расчетных и платежных операций любого рода. Платежи между юридическими лицами в соответствии со ст. 861 ГК должны проводиться в безналичном порядке, если иное не установлено в законе. Следовательно, если иное не предусмотрено в законе, то юридическое лицо, хранящее деньги в кассе или в банке в виде наличных и желающее провести платежную операцию, должно внести необходимую сумму наличных на свой банковский счет и дать банку соответствующее поручение.

Получается достаточно сложная правовая коллизия. Подзаконные акты требуют того, что не предусмотрено в законе. Выход из этой ситуации стандартный: либо законодатель должен внести в какой-либо закон прямую запись о том, что все предприятия, организации, учреждения обязаны держать свои свободные деньги на банковских счетах (как и сейчас, за исключением некоторой лимитируемой суммы), либо кто-то должен инициировать судебное Цризна- ние незаконности указанных ведомственных нормативных актов. Кроме того, важно учесть неадекватность применения к рассматриваемому явлению термина «хранение», поскольку очевидно, что деньги клиента на банковских счетах не «хранятся» (не лежат, как в хранилище), а активно используются банком. Но это только одна, юридическая, сторона вопроса.

Другая его сторона состоит в том, что предприятия, организации, учреждения сами должны быть заинтересованы в том, чтобы держать свои деньги на счетах в банках (здесь не имеются в виду незаконно, преступно полученные деньги или деньги, которые их хозяин собирается использовать в обход законных способов). Причин тому по крайней мере две. Во-первых, платежи между юридическими лицами, а также платежи с участием граждан- предпринимателей по закону все равно должны вестись в основном в безналичном порядке (исключение из этого правила может быть установлено только в законе), для чего участникам платежей должны быть открыты счета в банках. Абстрактно можно представить себе такую картину, чтобы предприятие, у которого десятки, сотни или даже тысячи контрагентов, под каждый отдельный платеж открывало новый счет и вносило на него необходимую сумму наличных денег из своей кассы или из сейфа, арендуемого в банке, но такая абстракция была бы абсолютно нежизненной. Во-вторых, за деньги на счете их хозяин будет получать от банка проценты, что тоже немаловажно.

Источник

Глава 2. Организация обращения наличных денег

Глава 2. Организация обращения наличных денег

2.1. Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее именуются — предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

2.2. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Читайте также:  Как студент открыл свой бизнес

Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

ГАРАНТ:

См. Типовой договор на перевозку ценностей подразделением инкассации, утвержденный Инструкцией Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31

2.3. Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31 и Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. N 56.

ГАРАНТ:

О порядке приема наличных денег от клиентов см. Положение Банка России от 24 апреля 2008 г. N 318-П

2.4. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:

— для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;

— для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, — на следующий день;

— для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, — 1 раз в несколько дней.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

2.5. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» (приложение 1).

По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам федерального казначейства Российской Федерации с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства в установленном порядке.

При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность — сверхлимитной.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка кассы устанавливается:

— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, — в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;

— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, — в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;

— для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, — в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;

— для предприятий, не имеющих денежной выручки, — в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).

Читайте также:  Как начать свое дело лучше всего

Установленные учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждому предприятию, для чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов по форме 0408020.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.

2.6. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков, и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

2.7. Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.

ГАРАНТ:

Согласно Указанию Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами

Согласно Указанию Банка России от 20 июня 2007 г. N 1842-У допускается расходование некредитной коммерческой организацией поступающих в кассу наличных денежных средств, полученных в виде комиссионного вознаграждения за осуществление банковских операций по приему от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 29 июля 1999 г. N ГКПИ99-552, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 августа 1999 г. N КАС99-224, абзац третий пункта 2.7 настоящего Положения признан не противоречащим действующему законодательству

Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.

Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.

При открытии счета недоимщика действие ранее выданных разрешений на расходование предприятиями поступающей в их кассы денежной выручки приостанавливается до полного расчета с бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. В этом случае учреждения банков направляют предприятиям не позднее следующего дня после получения извещения об открытии счета недоимщика уведомления о прекращении использования поступающей в их кассы денежной выручки на время действия этого счета. Данное условие может быть оговорено при заключении дополнительного договора банковского счета или внесении изменений в имеющиеся договоры банковского счета с учреждениями банков, в которых открыты другие счета, кроме счета недоимщика.

2.8. Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и нормативными актами Банка России.

2.9. Выдачи денежной наличности предприятиям на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков. При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учреждения банков учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований предприятия в наличных деньгах.

Выдачи наличных денег предприятиям на указанные цели по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться учреждениями банков в целях рассредоточения нагрузки на кассовых работников начиная с четверга. Выдачи наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные дни, производятся не ранее чем за три дня до их наступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, — накануне выходных дней этих предприятий.

В случаях, когда выдачи наличных денег на заработную плату производятся не через кассу учреждения банка, поручения предприятий на перечисления или перевод указанных сумм принимаются с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили в соответствующие учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России в установленные для этих предприятий сроки выплаты заработной платы.

Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, производятся независимо от установленных предприятию сроков выплаты заработной платы.

Читайте также:  Как создать свою базу торговли

2.10. В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя учреждения банка) календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) по форме 0408021 (приложение 2) на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.

ГАРАНТ:

В письме Банка России от 28 мая 1999 г. N 166-Т учреждениям Банка России и кредитным организациям разрешено составлять календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по месяцам) по усмотрению руководителя банка

Исходя из предстоящих (расчетных) выдач наличных денег в мае и ноябре учреждения банков ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по месяцам) по форме 0408022 (приложение 3) и не позднее 20 марта и 20 сентября представляют его территориальным учреждениям Банка России.

В календаре выдач наличных денег указываются расходы по выплате заработной платы, выплатам социального характера, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, стипендии по обслуживаемым учреждением банка предприятиям с учетом предприятий — клиентов бескассовых учреждений банков по всем числам месяца, включая и нерабочие дни (сумма выдач за 31-е число прибавляется к размеру выдач 30-го числа месяца), а также согласованные в установленном порядке сроки выдач наличных денег. Не учитывается заработная плата, выплачиваемая предприятиями из выручки и переводимая для зачисления во вклады граждан в учреждения банков.

Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) по форме 0408023 (приложение 4) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по Российской Федерации.

Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных выплат по заработной плате (символ 96 «Выдачи на заработную плату в текущем месяце по срокам, приходящимся на следующий месяц») и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка России (форма N 201).

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 31 октября 2002 г. N 1201-У в пункт 2.11 настоящего Положения внесены изменения

2.11. Для осуществления учета своевременного получения предприятиями наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера учреждения банков ведут «Ведомость учета выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии» по форме 0408024 (приложение 5). Данные учета используются при расчетах потребности учреждения банка в наличных деньгах в предстоящие дни.

2.12. Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.

Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением «О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г. N 56 и осуществляют контроль за его соблюдением.

При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке.

2.13. Установление лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляются в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31.

2.14. Учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с рекомендациями, изложенными в приложении 7.

Материалы проверок оформляются справкой по форме 0408026 (приложение 8). При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы Государственной налоговой службы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами.

ГАРАНТ:

О необходимости снятия с кредитных организаций функции контроля за соблюдением предприятиями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью см. письмо Департамента эмиссионно-кассовых операций Банка России от 23 января 2003 г. N 29-1-1-11/234, письма Банка России от 15 сентября 2004 г. N 04-15-5/3571 и от 23 ноября 2010 г. N 02-29-1/5422

2.15. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

2.16. Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в свете настоящего Положения.

В этих целях территориальные учреждения Банка России и расчетно-кассовые центры проводят проверки в кредитных организациях применительно к рекомендациям, изложенным в приложении 9.

2.17. В случае невыполнения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по вопросам организации наличного денежного обращения применяются меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

ГАРАНТ:

См. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Источник

Оцените статью