ЗАДАЧА ОПТИМАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ПРОЕКТАМ
ЗАНЯТИЕ 3
ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА
Словесная формулировка. Имеется поставщиков А1, А2 , … , Аm некоторого однородного грузас запасами a1, a2,…,am соответственно. Имеется
потребителей B1, B2,… , Bn этого груза c заявками b1, b2,…,bn. Заданы тарифы перевозок
, означающие стоимости перевозки единицы груза от Ai к Bj ; кроме того, заданы штрафные тарифы
, означающие издержки, вызываемые каждой единицей невывезенного груза поставщиков
,
, а также штрафные тарифы
, означающие издержки, вызываемые каждой единицей недопоставленного груза потребителям
,
. Требуется составить такой план перевозки грузов, при котором: 1) объемы вывозимых грузов не превышают запасы поставщиков; 2) объемы поставок не превышают заявки потребителей; 3) суммарные издержки всех перевозок минимальны.
Формальная постановка. Используя введенные обозначения, имеем:
(2.1)
(2.2)
Задача 2.1.Имеется пять поставщиков и пять потребителей некоторого груза. Стоимости перевозки единицы груза сij от i-го поставщика к j-му потребителю, данные о возможностях поставщиков и запросах потребителей, а также штрафы за недопоставку/невывоз каждой единицы груза, представлены в следующих таблицах:
Потребитель 1 | Потребитель 2 | Потребитель 3 | Потребитель 4 | Потребитель 5 | Штрафы за невывоз |
Поставщик 1 | |||||
Поставщик 2 | |||||
Поставщик 3 | |||||
Поставщик 4 | |||||
Поставщик 5 |
Потребитель 1 | Потребитель 2 | Потребитель 3 | Потребитель 4 | Потребитель 5 |
Штрафы за недопоставку |
Поставщик 1 | Поставщик 2 | Поставщик 3 | Поставщик 4 | Поставщик 5 |
Возможности поставщиков |
Потребитель 1 | Потребитель 2 | Потребитель 3 | Потребитель 4 | Потребитель 5 |
Запросы потребителей |
Каждый поставщик заинтересован поставить весь имеющийся у него груз, каждый потребитель – максимально удовлетворить свои потребности. Составить оптимальный план перевозок с минимальной стоимостью.
Решение: 1) переписываем «возможности поставщиков» в столбец как «запасы»;
2) переписываем «запросы потребителей» как «потребности»
3) подсчитываем (в ячейках В9 и I2) суммарные запасы и суммарные потребности, определяя после этого тип задачи (закрытая, на избыток или на недостаток);
4) подсчитываем кол-во вывезенного (В18:В22), привезенного (D16:H16) груза, остатки у поставщиков (J18:J22) и недопоставки у потребителей (D24:H24);
5) подсчитываем издержки (B13; D13; F13; H13); 7) вызываем «Поиск решения» и решаем задачу:
Рис 2.1. Шаблон с решением задачи 2.1
Задачи для самостоятельного решения
Задача 2.2. Для строительства 4-х объектов используется кирпич, изготовляемый на трех заводах. Ежедневно на заводе1, заводе2 и заводе3 может изготовляться соответственно 100, 150 и 50 тыс. шт. кирпича. Ежедневные потребности в кирпиче на каждом из строящихся объектов равны 75, 80, 60 и 85 тыс. шт. Известны также тарифы перевозок 1 тыс. шт. кирпича с каждого завода к каждому из строящихся объектов:
Объект1 | Объект2 | Объект3 | Объект4 |
Завод1 | |||
Завод2 | |||
Завод3 |
Составить такой план перевозок кирпича к строящимся объектам, при котором общая стоимость перевозок является минимальной. Чему она равна? Ответ: Fmin=665 при X * = .
Задача 2.3. В трех хранилищах горючего хранится 175, 125 и 140 тонн бензина. Этот бензин запрашивают четыре заправочные станции в количествах, равных соответственно 180, 110, 60 и 40 тонн. Тарифы перевозок 1 тонны бензина с хранилищ к заправочным станциям заданы в таблице
Хранилища | Заправочные станции | ||
I | II | III | IV |
А | |||
В | |||
С |
Составить такой план перевозки бензина, при котором общая стоимость перевозок является минимальной, а все заправочные станции получают столько, сколько запрашивают. Штрафы за недопоставку и за невывоз бензина равны нулю.
Ответ: Fmin=1675 при X * = .
Задача 2.4.На трех мелькомбинатах объединения «Мука» ежедневно производится 110, 190 и 90 тонн муки. Эта мука потребляется четырьмя хлебозаводами, ежедневные потребности которых равны соответственно 80, 60, 170 и 80 тонн. Тарифы перевозок 1 тонны муки с мелькомбинатов к каждому из хлебозаводов известны и задаются матрицей
Мелькомбинаты | Хлебозаводы | ||
I | II | III | IV |
А | |||
В | |||
С |
Составить такой оптимальный план доставки муки, при котором общая стоимость перевозок является минимальной.
Ответ:Fmin=1280 при X * = .
Задача 2.5. Заводы автомобильной фирмы MG расположены в Лос-Анджелесе, Детройте и Новом Орлеане. Основные центры распределения продукции сосредоточены в Денвере и Майами. Объемы производства указанных трех заводов равняются 1000, 1500 и 1200 автомобилей ежеквартально. Величины квартального спроса в центрах распределения составляют 2300 и 1400 автомобилей соответственно. Стоимость перевозки по железной дороге одного автомобиля на одну милю равняется 8 центам. Расстояние в милях между заводами и центрами распределения приведены в таблице:
Лос-Анджелес | |
Детройт | |
Новый Орлеан | |
Денвер | Майами |
Составить такой план перевозок автомобилей в центры распределения, при котором общая стоимость перевозок является минимальной. Чему она равна? Ответ: Fmin=31320000 при X * = .
Задача 2.6.Заводы фирмы расположены в городах Лидсе и Кардиффе; они доставляют товары на склады городов Манчестер, Бирмингем и Лондон. Расстояния (в милях) между этими городами приведены в таблице:
Заводы | Склады | |
Манчестер | Бирмингем | Лондон |
Лидс | ||
Кардифф |
Завод в Лидсе выпускает в год 800 т. товаров, а в Кардиффе — 500 т. Манчестерский склад вмещает 400 т., Бирмингемский — 600 т., а Лондонский — 300 т. Стоимости перевозки единицы товара на единицу расстояния равны по любым направлениям. Как следует транспортировать товары для минимизации стоимости перевозок?
Ответ:Fmin=125000 при .
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Часы суток
Требуется составить оптимальный план выпуска автобусов на смену с тем, чтобы суммарное число автобусов, работающих в сутки, было бы минимально.
Решение. Обозначим : число автобусов, выходящих на линию в 0 часов;
число автобусов, выходящих на линию в 4 часа;
число автобусов, выходящих на линию в 8 часов;
число автобусов, выходящих на линию в 12 часов;
число автобусов, выходящих на линию в 16 часов;
число автобусов, выходящих на линию в 20 часов. Тогда математическая формулировка задачи принимает вид задачи линейного программирования:
Ответ: fmin=26 при (4; 10; 0; 8; 4; 0).
ЗАНЯТИЕ 3
ЗАДАЧА ОПТИМАЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ПРОЕКТАМ
Словесная формулировка.Имеется ряд проектов, намеченных к реализации в течение некоторого периода. По каждому проекту задан график возврата средств, выделяемых на его реализацию, представленный в виде последовательности коэффициентов возврата, выражающих собой долю взятого кредита, которую необходимо вернуть кредитору в указанное время. Требуется найти распределение средств по проектам, приносящее максимальный доход за инвестиционный период. Для решения таких задач используются линейные динамические модели.
Формальная постановка.Пусть инвестиционный период разбит на m временных интервалов, следующих непосредственно один за другим; и
– объем инвестиций в j-й проект и их предельное значение соответственно;
коэффициент возврата этих инвестиций в начале i-го интервала. Пусть средства инвестора хранятся в банке с коэффициентом доходности ki за i-й интервал. Тогда остатки
и
на банковском счете инвестора в начале и конце i-го периода будут равны:
;
;
,
, (1.1)
где H – величина средств инвестора в начале инвестиционного периода.
Остатки на начало m-го интервала следует максимизировать:
. (1.2)
Соотношение (1.1) вместе с рекуррентными соотношениями (1.2), описывающими динамику изменения средств инвестора, условиями и
, представляют формальную постановку задачи.
Задача 1.1. Компания, желая оптимальным образом использовать имеющиеся у нее денежные средства, разрабатывает оптимальный план инвестиций на ближайшие пять лет. На выбор у компании имеется пять инвестиционных проектов, параметры денежных потоков которых представлены в следующей таблице
Год | Проект А | Проект В | Проект С | Проект D | Проект Е |
-1 | -1 | -1 | -1 | ||
0,7 | -1 | 0,2 | -1 | ||
0,1 | 0,1 | 0,6 | 0,5 | 0,1 | |
0,1 | 0,1 | 0,4 | 0,9 | 0,6 | |
1,6 | 1,6 | 2,5 | 1,6 |
Участие в инвестиционном проекте «С» обязательное и требует не менее 6,9 млрд. руб., а проект «В» не допускает инвестиций более 6,2 млрд. руб. Размер имеющихся у компании денежных средств на момент планирования инвестиций составляет 14 млрд. руб.
Определить размеры инвестиций в каждый проект, обеспечивающие максимальную отдачу.
Решение. В соответствиис формализацией (1.1)-(1.2) остатки и
на банковском счете инвестора в начале и конце i-го года будут равны:
;
;
,
,
Остатки в конце периода следует максимизировать:
Добавляя условия ,
,
, получаем и решаем задачу с помощью надстройки «Поиск решения» Excel:
1) отводим блок ячеек под искомые размеры инвестиций (ячейки B10:F10 на шаблоне, рис.1 ниже);
2) считаем обороты (G3:G7) и остатки денег (H3:H7) на р/с компании для каждого года;
3) ставим задачу в «Поиске решения» и решаем ее.
Рис 1. Шаблон с решением задачи 1.1
Задача 1.2.Представители пяти проектов конкурируют между собой за получение кредита. Графики потока платежей погашения кредитов представлены в таблице:
Год | Проекты | |||
A | B | C | D | E |
-1,0 | -1,0 | -1,0 | ||
+0,3 | -1,0 | +1,0 | ||
+1,0 | +0,3 | -1,0 | ||
+1,0 | +1,75 | +1,4 |
Например, проект А стартует в начале первого года сразу после получения кредита; в начале второго года возвращает инвестору 0,3 от всей взятой суммы; в начале третьего года (момент окончания проекта) взятые деньги возвращаются с коэффициентом 1. Проект В аналогичен проекту А, но начинается на год позже. И так далее. Доходы, полученные от текущих проектов, можно направить в другие. Средства инвестора хранятся на банковском счете с доходностью 6% годовых. Максимальная сумма, требуемая для проекта А, равна 500 у.е. По другим проектам объем вложений не ограничен. В начальный момент у инвестора имеется 1000 у.е. Найти оптимальные объемы инвестиций в проекты, обеспечивающие максимальный доход инвестора к началу 4-го года периода.
Решение.В соответствиис формализацией (1.1)-(1.2) остатки и
на банковском счете инвестора в начале и конце i-го года будут равны:
;
;
,
,
Остатки на начало 4-го года периода следует максимизировать:
Добавляя условия ,
; получаем задачу и решаем ее с помощью надстройки «Поиск решения» Excel:
| |
Рис. 1.2. Шаблон с решением задачи 1.2
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1.3.Инвестор, располагающий суммой в 500 тыс. евро, желает максимизировать денежную наличность к концу шестимесячного периода. Характеристики возможных инвестиций даны в таблице.
Инвестиции | Начало | Длительность | Процент дохода |
А | каждый месяц | 1 месяц | 1,5 |
В | месяц 1, 3, 5 | 2 месяца | 3,5 |
С | месяц 1, 4 | 3 месяца | |
D | месяц 1 | 6 месяцев |
Доход по каждому виду инвестиций в конце срока с процентами, указанными в таблице. С начала 5-го месяца до начала 7-го инвестору необходимо иметь на руках не менее 300 тыс. евро. Каков максимальный доход к концу шестимесячного периода?
Ответ:48499,5 евро.
Задача 1.4.Инвестор, располагающий суммой в 500 тыс. евро, желает максимизировать денежную наличность к началу 4-го года периода. Имеется таблица с коэффициентами возврата по каждому из пяти возможных вариантов инвестиций:
Годы | Возможные инвестиции | |||
A | B | C | D | E |
-1,0 | -0,5 | -1,0 | -0,5 | |
+0,3 | -0,5 | +1,0 | -0,25 | -0,5 |
+1,0 | +0,3 | +0,1 | -0,25 | -0,5 |
+1,0 | +1,75 | +1,4 |
Определить оптимальный план инвестиций. Чему будет при этом равен инвестиционный доход D?
Ответ:
.
D=459039,5 евро.
Задача 1.5.Инвестор, располагающий суммой в 500 тыс. евро, желает максимизировать денежную наличность к началу 4-го года периода. Имеется таблица с коэффициентами возврата по каждому из пяти возможных вариантов инвестиций:
Годы | Возможные инвестиции | |||
A | B | C | D | E |
-1,0 | -0,5 | -1,0 | -0,5 | |
+0,3 | -0,5 | +1,0 | -0,25 | -0,5 |
+1,0 | +0,3 | +0,1 | -0,25 | -0,5 |
+0,2 | +1,0 | +0,3 | +1,75 | +1,4 |
С учетом рисков на каждый из вариантов решено направить не менее 100 тыс.евро. Чему будет при этом равен инвестиционный доход при оптимальном инвестировании?
Ответ:D=465666,7 евро.
ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА
Словесная формулировка. Имеется поставщиков А1, А2 , … , Аm некоторого однородного грузас запасами a1, a2,…,am соответственно. Имеется
потребителей B1, B2,… , Bn этого груза c заявками b1, b2,…,bn. Заданы тарифы перевозок
, означающие стоимости перевозки единицы груза от Ai к Bj ; кроме того, заданы штрафные тарифы
, означающие издержки, вызываемые каждой единицей невывезенного груза поставщиков
,
, а также штрафные тарифы
, означающие издержки, вызываемые каждой единицей недопоставленного груза потребителям
,
. Требуется составить такой план перевозки грузов, при котором: 1) объемы вывозимых грузов не превышают запасы поставщиков; 2) объемы поставок не превышают заявки потребителей; 3) суммарные издержки всех перевозок минимальны.
Формальная постановка. Используя введенные обозначения, имеем:
(2.1)
(2.2)
Задача 2.1.Имеется пять поставщиков и пять потребителей некоторого груза. Стоимости перевозки единицы груза сij от i-го поставщика к j-му потребителю, данные о возможностях поставщиков и запросах потребителей, а также штрафы за недопоставку/невывоз каждой единицы груза, представлены в следующих таблицах:
Потребитель 1 | Потребитель 2 | Потребитель 3 | Потребитель 4 | Потребитель 5 | Штрафы за невывоз |
Поставщик 1 | |||||
Поставщик 2 | |||||
Поставщик 3 | |||||
Поставщик 4 | |||||
Поставщик 5 |
Потребитель 1 | Потребитель 2 | Потребитель 3 | Потребитель 4 | Потребитель 5 |
Штрафы за недопоставку |
Поставщик 1 | Поставщик 2 | Поставщик 3 | Поставщик 4 | Поставщик 5 |
Возможности поставщиков |
Потребитель 1 | Потребитель 2 | Потребитель 3 | Потребитель 4 | Потребитель 5 |
Запросы потребителей |
Каждый поставщик заинтересован поставить весь имеющийся у него груз, каждый потребитель – максимально удовлетворить свои потребности. Составить оптимальный план перевозок с минимальной стоимостью.
Решение: 1) переписываем «возможности поставщиков» в столбец как «запасы»;
2) переписываем «запросы потребителей» как «потребности»
3) подсчитываем (в ячейках В9 и I2) суммарные запасы и суммарные потребности, определяя после этого тип задачи (закрытая, на избыток или на недостаток);
4) подсчитываем кол-во вывезенного (В18:В22), привезенного (D16:H16) груза, остатки у поставщиков (J18:J22) и недопоставки у потребителей (D24:H24);
5) подсчитываем издержки (B13; D13; F13; H13); 7) вызываем «Поиск решения» и решаем задачу:
Рис 2.1. Шаблон с решением задачи 2.1
Задачи для самостоятельного решения
Задача 2.2. Для строительства 4-х объектов используется кирпич, изготовляемый на трех заводах. Ежедневно на заводе1, заводе2 и заводе3 может изготовляться соответственно 100, 150 и 50 тыс. шт. кирпича. Ежедневные потребности в кирпиче на каждом из строящихся объектов равны 75, 80, 60 и 85 тыс. шт. Известны также тарифы перевозок 1 тыс. шт. кирпича с каждого завода к каждому из строящихся объектов:
Объект1 | Объект2 | Объект3 | Объект4 |
Завод1 | |||
Завод2 | |||
Завод3 |
Составить такой план перевозок кирпича к строящимся объектам, при котором общая стоимость перевозок является минимальной. Чему она равна? Ответ: Fmin=665 при X * = .
Задача 2.3. В трех хранилищах горючего хранится 175, 125 и 140 тонн бензина. Этот бензин запрашивают четыре заправочные станции в количествах, равных соответственно 180, 110, 60 и 40 тонн. Тарифы перевозок 1 тонны бензина с хранилищ к заправочным станциям заданы в таблице
Хранилища | Заправочные станции | ||
I | II | III | IV |
А | |||
В | |||
С |
Составить такой план перевозки бензина, при котором общая стоимость перевозок является минимальной, а все заправочные станции получают столько, сколько запрашивают. Штрафы за недопоставку и за невывоз бензина равны нулю.
Ответ: Fmin=1675 при X * = .
Задача 2.4.На трех мелькомбинатах объединения «Мука» ежедневно производится 110, 190 и 90 тонн муки. Эта мука потребляется четырьмя хлебозаводами, ежедневные потребности которых равны соответственно 80, 60, 170 и 80 тонн. Тарифы перевозок 1 тонны муки с мелькомбинатов к каждому из хлебозаводов известны и задаются матрицей
Мелькомбинаты | Хлебозаводы | ||
I | II | III | IV |
А | |||
В | |||
С |
Составить такой оптимальный план доставки муки, при котором общая стоимость перевозок является минимальной.
Ответ:Fmin=1280 при X * = .
Задача 2.5. Заводы автомобильной фирмы MG расположены в Лос-Анджелесе, Детройте и Новом Орлеане. Основные центры распределения продукции сосредоточены в Денвере и Майами. Объемы производства указанных трех заводов равняются 1000, 1500 и 1200 автомобилей ежеквартально. Величины квартального спроса в центрах распределения составляют 2300 и 1400 автомобилей соответственно. Стоимость перевозки по железной дороге одного автомобиля на одну милю равняется 8 центам. Расстояние в милях между заводами и центрами распределения приведены в таблице:
Лос-Анджелес | |
Детройт | |
Новый Орлеан | |
Денвер | Майами |
Составить такой план перевозок автомобилей в центры распределения, при котором общая стоимость перевозок является минимальной. Чему она равна? Ответ: Fmin=31320000 при X * = .
Задача 2.6.Заводы фирмы расположены в городах Лидсе и Кардиффе; они доставляют товары на склады городов Манчестер, Бирмингем и Лондон. Расстояния (в милях) между этими городами приведены в таблице:
Заводы | Склады | |
Манчестер | Бирмингем | Лондон |
Лидс | ||
Кардифф |
Завод в Лидсе выпускает в год 800 т. товаров, а в Кардиффе — 500 т. Манчестерский склад вмещает 400 т., Бирмингемский — 600 т., а Лондонский — 300 т. Стоимости перевозки единицы товара на единицу расстояния равны по любым направлениям. Как следует транспортировать товары для минимизации стоимости перевозок?
Ответ:Fmin=125000 при .
Источник