Опишите воспитательную систему своей образовательной организации
Понятие, структура и развитие воспитательной системы.
Понятие воспитательной системы
Воспитательная система является сложным социальным и психолого-педагогическим образованием. Она охватывает весь педагогический процесс, объединяя учебные занятия и внеучебную работу, разнообразную деятельность и свободное общение взрослых и детей. Воспитательные системы могут создаваться в школах разного типа, в учреждениях культуры, дополнительного образования, в процессе организации отдыха и оздоровления детей, в детско-юношеских общественных организациях и объединениях и т.д. Они могут включать не только воспитанников и педагогических работников, но и родителей, представителей общественности, охватывать взаимодействие школы и социума. Воспитательная система может функционировать в одном классе, а может охватывать всю школу или даже весь микрорайон.
Воспитательная система тесно связана со средой: с ближайшим социальным окружением (село, город, микрорайон) и обществом в целом.
Воспитательная система создаётся на основе некоторой концепции, включающей цели, задачи, принципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. Концепция служит «образом» будущей воспитательной системы, на который ориентируется педагогический коллектив.
Структура воспитательной системы
В структуре воспитательной системы выделяется четыре основных взаимосвязанных компонента: управление, содержание, организация, общение (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.).
Управление воспитательной системой , по мнению Л.А. Байковой, Л.К. Гребенкиной и др., это «искусство ставить цель, чётко определять пути её достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результатов». К основным функциям управления воспитательной системой относятся:
— диагностика воспитательного процесса и деятельности его участников;
— обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса (единства его целей, содержания, форм и методов);
— организация совместной развивающей, творческой деятельности участников учебно-воспитательного процесса;
— организация сотрудничества школы, семьи и общественности;
— гуманизация отношений между взрослыми и детьми.
Содержание воспитательной системы включает два аспекта:
— совокупность научных знаний, представлений, ценностных ориентиров и др. компонентов, входящих в содержание воспитания;
— различная деятельность по усвоению содержание воспитания, приобретению опыта, развитию личности.
Организация воспитательной системы – это упорядочение всех частей системы и деятельности всех её участников для придания ей целеустремлённости, для оптимизации её функционирования и развития. Именно благодаря организации формируются все структуры воспитательной системы: структура управления, структура педагогических действий, структура отношений в коллективе и т.д.
Упорядочение воспитательной системы может происходить при воздействии на систему извне или изнутри. Кроме того, сама воспитательная система способна к самоорганизации. Иначе говоря, при определённых обстоятельствах система может порождать новые структуры и структурные элементы (например, на основе личных интересов и симпатий, без каких-либо руководящих указаний может сформироваться активная и работоспособная творческая группа, которая возьмёт на себя важную для всей системы функцию). Способность к самоорганизации воспитательная система приобретает благодаря принятию включёнными в неё людьми некоторых общих ценностей, а также совместной деятельности по реализации этих ценностей.
Общение как обязательный компонент воспитательной системы представляет собой единство трёх элементов: информационного (обмен информацией), перцептивного (адекватное восприятие друг друга, взаимопонимание) и интерактивного (взаимодействие людей, включённых в воспитательную систему, их взаимное влияние друг на друга).
Развитие воспитательной системы
Воспитательная система не является статичным, раз и навсегда сложившимся образованием. Она постоянно изменяется, развивается. Необходимость её развития обусловлена тем, что одной из её глобальных целей является всестороннее развитие личности воспитанников. В развитии разных воспитательных систем может быть различное количество этапов, однако три первых этапа выделяются достаточно чётко в любой воспитательной системе.
Первый этап – становление системы . Его главная цель – выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников. На этом этапе происходит разработка концепции будущей воспитательной системы, осуществляется педагогический поиск, зарождаются традиции, апробируются и корректируются инновационные идеи, нарабатываются педагогические технологии. Формируется большинство элементов системы, однако они работают ещё неслаженно, связи между ними недостаточно прочны. Взаимодействие с внешней средой чаще всего имеет стихийный характер. Одним из главных условий успеха на этом этапе является достаточно быстрое системообразование, позволяющее добиться первых позитивных результатов, пусть небольших, но очевидных.
Второй этап – отработка системы . Происходит развитие коллектива, органов самоуправления. Определяются приоритетные направления работы и основные (системообразующие) виды деятельности, закрепляются традиции. Отсеиваются малоэффективные способы деятельности, совершенствуются наиболее эффективные педагогические технологии. Формируются прочные связи с внешней средой. Важным условием успеха этого этапа является согласования темпов развития ученического и педагогического коллективов (в идеале они должны развиваться в одном темпе, постепенно трансформируясь в единый коллектив).
Третий этап – окончательное оформление системы . Коллектив представляет собой содружество взрослых и детей, объединённое общими целями, деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. На этом этапе воспитательная система эффективно решает задачи формирования свободной, гуманной, духовной, творческой и практичной личности (Е.В. Бондаревская).
Третий этап по отношению к двум предыдущим можно рассматривать как этап наивысшего развития системы. Однако он не может продолжаться бесконечно, поскольку в системе происходят изменения, обусловленные тем, что периодически обновляется контингент воспитанников, накапливается усталость от старых, отработанных форм и видов деятельности, прекращается развитие отношений в коллективе и т.д. Эти изменения могут привести систему к кризису, который обычно проявляется в прекращении развития системы и дезинреграции её элементов. (Напомним: ещё А.С. Макаренко указывал, что коллектив должен постоянно развиваться, остановка в развитии означает «смерть коллектива»).
Поэтому на последующих этапах возможна перестройка воспитательной системы. Выходом из кризисного состояния может быть обновление системы: изменение структуры самоуправления, освоение новой деятельности, введение в систему новых форм и способов взаимодействия, новых отношений, расширение или, наоборот, локализация системы, смена лидеров и т.д.
Источник
Опишите воспитательную систему своей образовательной организации
Целью воспитания в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями; личности, ориентированной на высокие нравственные ценности; создание условий для реализации интересов учащихся в различных видах деятельности.
Задачи воспитательной работы:
- усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование патриотизма, гражданской ответственности, нравственности;
- обеспечение сотрудничества образовательного учреждения с родителями учащихся по всем направлениям воспитательной деятельности;
- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива;
- развитие инициативы, самостоятельности учащихся, ответственности за состояние дел в школе, формирование управленческих умений и навыков, развитие и совершенствование ученического самоуправления.
Для достижения целей в воспитательную систему школы положены следующие подходы:
- Деятельностный подход как стратегия гуманизации технологий воспитания. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой.
- Личностно-ориентированный подход, требующий от учителя отношения к учащемуся как к уникальному явлению, независимо от его индивидуальных особенностей.
- Полусубъектный подход обусловлен условиями субъект-субъектных отношений. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует учащихся к саморазвитию, изучает их активность, создает условия для самодвижения.
- Индивидуально-творческий подход предполагает развитие мотивации во всех видах деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Основное назначение состоит в создании условий для самореализации личности, выявления и развития творческих возможностей каждого учащегося.
В основу воспитательной деятельности положены принципы:
- Творчество – источник развития школы.
- Союз детей, учителей и родителей – единственный путь развития школы.
- Максимальный учет интересов и потребностей детей во всех сферах деятельности.
- Расширение воспитательного пространства в интересах создания социально позитивной среды жизнедеятельности школьника.
Главным направлением воспитательной деятельности МБОУ «СОШ № 5 г. Щигры Курской области» является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание любви к Родине, гордости за свою страну имеют огромное значение для развития ребенка и являются источником формирования лучших человеческих и гражданских качеств, важнейшим инструментом духовно-нравственного становления личности.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье, а образовательное учреждение остаётся одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума. Работа с родителями учащихся является одним из сложнейших и ответственных направлений в деятельности ОУ. Это направление нашло отражение в школьной целевой программе «Семья», целью которой является создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность ребенка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы образовательного учреждения.
СИСТЕМА РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ
Усилиями классных руководителей данный контингент учащихся активно привлекается к участию во всех классных и школьных мероприятиях. Для более целенаправленной и системной работы по данному направлению в школе создана картотека детей «группы риска» и социально-неблагополучных семей. Психологическое сопровождение детей осуществляется педагогом-психологом. Оно направлено на обеспечение психологического комфорта в процессе обучения и воспитания школьников, на выявление психологических проблем, коррекции развития и поведения. Результатом профилактической работы стало сокращение количества детей, состоящих на внутришкольном учете.
Задачи развития воспитательной системы
- гуманизация воспитательного процесса;
- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих развитию общешкольного коллектива;
- совершенствование личностно-ориентированных методов гражданского, правового, нравственного воспитания в соответствии с требованиями модернизации российского образования;
- активизация работы органов ученического самоуправления;
- создание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в ОУ;
- создание единого коллектива взрослых и детей на основе методики коллективной творческой деятельности.
- развитие классных коллективов как части общешкольного детского коллектива.
- отработка оптимальной модели управления воспитательной системы школы.
- соединение в единый комплекс и подчинение цели развития личности ребенка всех составных частей школьной жизни, движение от разрозненных воспитательных воздействий к целостному школьному организму;
- существенное изменение и методов обучения, включающее интенсивную работу по овладению прогрессивными методиками обучения, ориентированными на активные формы совместной деятельности ученика и учителя — подход к воспитанию не как к воздействию взрослых на детей, а как к процессу совместной жизнедеятельности, направленному на развитие и тех и других, построенному на началах сотрудничества;
- использование воспитательных возможностей социума, расширение воспитательного пространства;
- оптимизация стиля взаимоотношений между учащимися и педагогами, учащимися и родителями, родителями и педагогами;
- создание единой системы урочной и внеурочной деятельности, применение современных образовательных и воспитательных технологий;
- повышение роли ученического, родительского и педагогического самоуправления.
Основные системообразующие компоненты
- воспитательная функция урока;
- внеурочная учебная деятельность (олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры; объединения дополнительного образования);
- внеурочная развивающая деятельность (экскурсии, поездки, культпоходы в театр и т.п.);
- внутриклассная жизнь, способствующая творческому развитию каждого ученика, формированию классного коллектива и его традиций;
- организация традиционных общешкольных дел, способствующих формированию школьного ученического коллектива;
- организация взаимоотношений в классном и школьном коллективах, развитие общественной активности учащихся, организация сотрудничества и сотворчества педагогического и ученического коллективов;
- организация самообслуживания (дежурство по классу, школе, трудовые десанты);
- целенаправленная воспитательная деятельность содержанием которой являются нравственное формирование личности, ее коррекция в случае необходимости, социализация личности, повышение уровня воспитанности ученика; эта деятельность основана, прежде всего, на индивидуальном подходе к каждому воспитаннику.
Воспитательная система выполняет следующие функции:
- развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов самовыражения детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
- интегрирующую, содействующую соединению в одно целое анее азрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
- защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесса его развития;
- компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
- корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование личности.
Основополагающие принципы взаимоотношений между субъектами воспитательной системы:
- гуманизм;
- демократичность;
- соуправление, сотрудничество;
- социальное партнерство.
Научно-методическое обеспечение воспитательной системы
- Наличие программы воспитания учащихся, составленной на основе последних достижений науки в области теории и методики воспитания и не противоречащей действующему законодательству в области воспитания и образования в Российской Федерации.
- Наличие информационно-методических материалов в помощь организаторам воспитательного процесса, системы обмена информацией по вопросам воспитания с другими социальными институтами, обеспечивающими единое воспитательное пространство.
- Создание условий для эффективной работы методического объединения классных руководителей, педагога — психолога.
- Повышение компетентности классных руководителей через организацию и проведение педагогических советов, совещаний и семинаров по проблемам воспитания.
- Мониторинг воспитательной системы.
Нормативно-правовое обеспечение воспитательной системы:
- Устав образовательной организации, отражающий особенности воспитательной деятельности;
- документы (федеральные, региональные, муниципальные) по организации воспитательного процесса в школе;
- должностные инструкции, планы работы педагогов, организующих воспитательный процесс, целевые программы воспитания;
- документация по контролю за реализацией воспитательного процесса и его эффективности.
Организационное обеспечение воспитательной системы
- Образовательное учреждение укомплектовано квалифицированными и профессиональными специалистами в области воспитания в соответствии со штатным расписанием.
- Кадровый состав, обеспечивающий реализацию воспитания в образовательном учреждении, принимает ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладает высокими моральными качествами.
Материально-техническое обеспечение воспитательной системы
- Образовательная организация размещается в помещении пригодном для осуществления учебно-воспитательного процесса и обеспечено необходимыми видами коммунально-бытового обслуживания.
- По своим размерам и состоянию помещение отвечает требованиям санитарных норм и правил, а также требованиям пожарной безопасности.
- Для реализации воспитательного процесса образовательная организация имеет следующее техническое обеспечение: музыкальную аппаратуру и оборудование для проведения культурно-массовых мероприятий, мультимедийное оборудование, туристское, спортивное снаряжение и т. д.
РЕАЛИЗУЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Социально-направленные проекты, реализуемые в образовательной организации
- «Ветеран живет рядом» – шефская помощь ветеранам Великой Отечественной войны.
- «Милосердие» – социальное патронирование пожилых людей.
- «Дети-детям» – проведение работы с воспитанниками детского сада «Улыбка», социального приюта (концерты, игровые конкурсы, благотворительные акции).
- «Эколог» – организация деятельности по сохранению и преумножению лесного хозяйства (в сотрудничестве с Щигровским лесхозом сажают саженцы деревьев, ухаживают за ними, собирают желуди и т.д.).
- «Забота» – социальная работа с детьми-сиротами, детьми, лишенными родительской опеки, детьми из многодетных семей (концерты, игровые конкурсы, соревнования, благотворительные акции для детей).
- «Школьный двор» – трудовая помощь по благоустройству школы.
- «Мемориал» – уход за мемориалом на площади «50-летия Победы» и могилами учителей ветеранов Великой отечественной войны Доценко И.Ф. и Андреева С.Ф., Енютина И.Н.
- «Здоровое поколение» – пропаганда здорового образа жизни среди учащихся (проведение соревнований, акций, выпуск листовок и др.).
В нашей школе сложилась традиционная система КТД:
• День знаний;
• День учителя;
• Фольклорный праздник «Русская ярмарка»;
• Осенний бал;
• День матери;
• Новогодний калейдоскоп;
• Вечер школьных друзей;
• Военно-патриотическая игра «Зарница»;
• Праздник 8 Марта;
• День здоровья;
• Вахта памяти;
• Последний звонок.
Результативность воспитательной системы.
Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели ее эффективности.
Первый критерий – самоактуализация личности учащегося. Получаемая с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность всех участников образовательного процесса жизнедеятельностью в образовательной организации.
Третий критерий – конкурентоспособность нашей образовательной организации. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в самом учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования города.
Перспективы развития воспитательной системы
Наиболее важные достижения по организации воспитательного процесса
- План воспитательной работы выполняется на 97 %.
- Педагоги строят свою работу, опираясь на потребности и интересы учащихся.
- Дети заняты разнообразной содержательной и ворческой деятельностью, которая способствует воспитанию целого ряда положительных качеств, развитию инициативы, активной жизненной позиции, формировала ответственность.
- Все школьные мероприятия проходят на высоком методическом и организационном уровне.
- Создается фотолетопись и видеофонд школьных мероприятий.
- Сформирован научно-методический комплекс по организации воспитательного процесса.
- Успешно используется воспитательный потенциал ближайшего социального окружения (школа искусств, ДЮСШ, районная и детская городская библиотеки, ГДК, РДК).
- Осуществляется взаимодействие с РОВД, КДН и ПДН, социальным центром помощи семье и детям.
- Обозначились основные направления деятельности ученического самоуправления.
- Положительные сдвиги в укреплении союза семьи и школы.
- Рост удовлетворенности родителей воспитательной работой школы.
- Сохраняются и преумножаются традиции школы.
- Накоплен опыт работы по КТД.
- Более систематизированной стала работа с социально неблагополучными семьями и детьми, что привело к сокращению количества детей, состоящих на внутришкольном учете.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА МИКРОРАЙОНА ШКОЛЫ
Источник