Как создать детское общественное объединение
Как же создать детскую организацию, какие при этом возникают вопросы и проблемы? Важно помнить, что создать объединение могут сами дети, это записано в Конвенции о правах ребенка. В ней ребенком признается человеческое существо от рождения и до 18 лет. Однако без участия взрослых такое объединение не будет зарегистрировано. Право создать объединение имеют и взрослые, что нашло отражение в Законе РФ «Об общественных объединениях». Организация, как, впрочем, и любой другой вид объединения, — отряд, дружина, общество и т.д., — дело сугубо добровольное и не обязательное для всех. Этим положением и следует руководствоваться директору школы или другому инициатору.
Все остальное фиксирует документ, регулирующий или регламентирующий деятельность конкретного вида объединения; организации, союза, ассоциации, отряда, дружины и т.п., на конкретном пространстве. Федеральный закон, соответствующие нормативно-правовые акты субъектов России поддерживают все виды детского движения: и организации, и общества, и объединения, и отряды. Право выбора за самими создателями (или создателем). Это формирование может быть не только организацией. Очень важен вопрос о цели взрослого, желающего объединить подростков. Организаторы и будущие участники (члены) детского объединения должны осознать, для чего они хотят объединиться. Может быть, для того чтобы совместно заботиться о каком-то больном или слабом, о своем поселке, о природе, о животных.
Организация хороша уже тем, что в ней существуют правила (взрослые устанавливают их вместе с ребятами), а подростки всегда любят игры по правилам. С их помощью будут строиться отношения, планироваться конкретные дела. Здесь важно участие самих подростков. Учителя и воспитатели должны развивать инициативу ребят. Позаботиться надо только об одном — чтобы инициатива была полезной и значимой для школы, для поселка, для города, для них самих.
Организация — это определенный стиль, тон отношений, который задается установленными в ней законами, правилами и традициями. При этом педагогическому коллективу и школе в целом важно занять свободное время своих учеников полезным делом, оградив их тем самым от дурной компании. Если между детьми, членами организации и руководством школы возникает конфликт (и такое бывает), то оптимальны выход из него — переговоры, путь к регулированию и оформлению отношений, т.е к совместной разработке правил (они могут быть и неписаными), касающихся наиболее типичных случаев жизни в школе. Конфликтов, скорее всего, удастся избежать, если будет составлен договор.
Правомерен вопрос, с чего начинать. Если речь идет об организации, то лучше сначала определиться с ее образом, статусом, характером, базой, программой (или основными направлениями) действий, а уж потом искать тех, кому эти идеи более всего по душе.
Еще лучше создать для начала небольшую команду сторонников из подростков и с ними обсудить главную идею. Что касается других видов формирований — движения, клуба, союза и т.п., то возможен и иной порядок: при наличии идеи и человека, ее «носителя» детали уже дорабатываются и уточняются в процессе тех дел, проектов и программ, за которые объединение взялось с первых шагов.
Как показывает практика, серьезные затруднения у организаторов новых детских объединений вызывает создание документа (Устава, Положения и др.), особенно формулирование цели и результата. Многое из того, что ясно для взрослых, для детей сложно. Можно предложить создать сразу два документа, один — для детей и, возможно, с их участием (кратко изложенные и понятные законы или правила, привлекательные символы, стимулы), другой — для взрослых в котором развернуто, подробно раскрываются цель, направления, содержание деятельности, структура и прочее.
Есть организации (к примеру, скаутская), которые придают созданию документов очень большое значение. С таким опытом стоит ознакомиться, чтобы подумать над собственными вопросами и проблемами. В своих авторских проектах и программах следует предусмотреть раздел «Ожидаемые результаты».
В начале 90-х прошлого века в школах запрещены политические объединения, но общественные неполитические могут действовать. Они еще только начинают складываться в детской среде. В их составе могут быть девочки и мальчики разного возраста, которые приходят в объединение добровольно. Руководство ими берут на себя тоже взрослые-добровольцы. Местом базирования таких объединений сегодня являются не только школы, но и клубы по месту жительства, спортивные клубы, дома офицеров и дома культуры. Закон РФ «Об общественных объединениях» потребовал нового подхода к деятельности и отношениям педагогических коллективов и детских общественных объединений. Многие школы, отказавшись от прежнего опыта, не захотели осваивать новый. Подростки получили право выбрать, в какое именно объединение им вступать. И если в той или иной школе нет какой-то организации или объединения, то это вовсе не означает, что ее ученики никуда не входят. Скорее это свидетельствует об отсутствии ясных представлении у руководства и педагогов многих школ об отношении подростков к общественной деятельности.
Для того чтобы знать, какие школьники и в каких именно сообществах участвуют, необходимо организовать специальное исследование, обратившись к подросткам и к их родителям с просьбой заполнить анкету. Затем полученные данные обработать: посчитать, проанализировать, выявить тенденции, составить аналитическую записку (справку), которая поможет педагогическому коллективу в воспитательной работе. Результаты полезно сначала обсудить на семинарах классных руководителей, воспитателей, на педагогическом совете школы, родительском комитете, родительских собраниях в классах и общешкольном родительском собрании, а также на встрече руководителей школы и родительского комитета, затем ознакомить с ними органы школьного самоуправления, выбрав оптимальный вариант подачи полученной информации.
Руководители школы, родительский комитет, орган ученического самоуправления вместе сумеют договориться о том, какие шаги предпринять. Все поступившие в процессе обсуждения предложения составят основу для плана школы по взаимодействию с детским объединением или представителями разных формирований. Вполне возможно, что идей, в том числе оригинальных, у самих ребят будет много. Начните с анкетирования, учитывая условия, в которых вы работаете, и особенности подростков (их интерес к общественной жизни). Не забудьте только организовать рабочую группу, которая под руководством опытного исследователя (его необходимо назначить приказом) проведет обработку полученных данных и подготовит аналитическую справку с необходимыми предложениями.
(Семенов Г. Как создать детское общественное объединение // Воспитание школьников. – 2004. № 5. С.30-38)
Источник
Общественная организация подростков как создать
В общероссийском молодежном журнале «Наша молодежь» № 2(8)2010 было опубликовано интервью с Виталием Ереминым, в котором он делится своим мнением на проблему создания подростковой организации.
Людям, решившим создать подростковую организацию, нужна методика. Им важно знать, что за чем должно следовать.
Многое зависит от того, где вы хотите создать такую организацию . В большом городе или малом? А может на селе.Нужно также четко сознавать, какой требуется результат. В некоторых крупных городах необходимо комплексное оздоровление уличной среды. А можно взять малый город, где испорченность этой среды находится не на таком опасном уровне. Хотя и в малых городах процесс уже пошел. Учащаются случаи, когда подростки отбирают у прохожих сумки и мобильные телефоны, избивают учителей, занимаются рэкетом. А ведь малых городов в России, считающихся последним оплотом патриархальной нравственности, около 2800 и проживает в них 38 миллионов человек.
Возьмем для примера малый город, где мэр решил создать подростковую организацию. С чего ему начать?
С личности руководителя. Подчеркну, это должна быть личность! Можно поискать кандидатуру среди недавно отслуживших в армии или спортсменов. Армейский опыт и спортивные данные необходимы. Но не менее важны организаторские и педагогические способности, сильная воля и боевой настрой. Выдвигать на эту работу человека по каким-то другим соображениям — значит провалить дело. Выбор должен быть безошибочным. Нельзя создавать организацию с двух попыток. При первом же провале ее идея будет полностью дискредитирована.
Первое, о чем может подумать мэр: не поручить ли это дело тем, кто уже работает с детьми и молодежью? Мысль естественная. Но нужно учитывать, что опытные педагоги находятся в плену привычных форм и методов работы. А тут слишком много непривычного и противоположного их представлениям о том, как должно быть организовано воспитание. Существует опасность педагогической эклектики, смешивания предлагаемых (новых) и привычных (старых) методов работы. Едва ли этот гибрид понравится ребятам, особенно уличным.
Предположим, нашли подходящего человека.
Какой следующий шаг?
Нужно предусмотреть в местном бюджете расходы на содержание организации. Включить в смету пошив формы, стоимость материалов для ремонта штаб-квартиры, покупку микроавтобуса, строительство загородного лагеря, приобретение спортивного и культурно-массового инвентаря, мебели и т.д. Необходимо включить в штатное расписание ставку заведующего хозяйством и не пожалеть средств на зарплату руководителя организации: работа у него будет на износ.
Основные расходы — стартовые. Как только организация встанет на ноги, ребята должны во многом обеспечивать ее нужды коллективным трудом.
Организация должна получить приличное помещение со спортивным залом. Не обязательно в готовом виде. Даже хорошо, если потребуются ремонт или небольшая реконструкция. Я уже говорил о значении труда в формировании коллектива. Штаб-квартиру, свой второй дом, ребята должны оборудовать и привести в порядок сами. Что такое «приличное помещение»? В малых городах до сих пор немало особняков с большими дворами. Это как раз то, что требуется. Организации нужна прилегающая к зданию территория. Только не надо ее огораживать высоким забором.
Нужно сразу выбрать место для загородного летнего лагеря, желательно не дальше 5-6 километров от города, чтобы ребятам было нетрудно добираться туда и обратно пешком. Меня вообще удивляет, почему наши малые города не имеют своих стационарных летних лагерей. Если нет лагеря, то нет и серьезного, эффективного летнего воспитания детей. Летом улица особенно сильно затягивает ребят.
Короче говоря, на начальном этапе должны быть решены, прежде всего, организационные и финансовые вопросы. И какой продолжительности должен быть подготовительный период?
Прежде чем родиться, подростковая организация должна быть идеологически и организационно выношена. Это непременное условие. Для этого требуется не меньше полугода. Этот период лучше обозначить с осени до весны. Организация должна открыться примерно в марте. За три месяца можно сделать ремонт штаб-квартиры. Все необходимые материалы должны быть готовы. Май — самая пора заниматься лагерем.
За эти полгода нужно перечитать Макаренко, овладеть его методом. Это фундаментальное требование. Без досконального знания Макаренко работа руководителя организации превратится в нагромождение ошибок.
Нужно придумать также название организации, ее девиз, написать устав, разработать структуру, нарисовать эмблему и эскиз формы. Эту работу не может выполнить один человек. Организация должна стать детищем не одного человека, каким бы талантливым он ни был, а социальным сотворчеством группы поддержки из числа школьников-старшеклассников (будущих лидеров) и группы единомышленников из числа взрослых (будущих инструкторов, тренеров, руководителей кружков и секций). Желательно, чтобы это были люди из местной интеллигенции.
Устав, как свод норм, прав, обязанностей и требований, утверждается самими ребятами на общем сборе. Чем афористичней и веселей устав изложен, тем лучше. В организации должна царить атмосфера делового мажора. Бодрому, веселому настроению в коллективе нужно придавать особое значение, и это очень правильно. Мажор — показатель морального здоровья коллектива.
Какие принципы должны быть изложены в уставе?
В принципе, могу кое-что предложить. Есть пять главных заповедей, которых должны придерживаться все члены организации — как подростки, так и взрослые.
1. Организация живет по принципам братства порядочных людей.
2. Каждый член организации находится под ее защитой.
3. Смысл своей деятельности организация видит в служении местному обществу. Основные формы служения — охрана правопорядка, природы и общественно-позлезный труд.
4. Организация служит стране, готовя своих членов к службе в армии и поступлению в высшие военные училища.
5. Сила организации — в ее демократическом устройстве, строгой дисциплине и любви ребят к своему «второму дому».
Если кто-то и начнет создавать такие организации, то это мэры, действительно болеющие за свой город. Которые поймут, что может такая организация, каковы ее возможности. Повторим, что такая организация должна стать детищем местной интеллигенции и местной власти. Тогда ее успех гарантирован.
Администрации городов видят сегодня основной смысл своей работы в благоустройстве и улучшении быта людей. Но много ли толку от этих забот, если поведение подростков и молодых людей все больше становится бескультурным? Со временем города станут лучше и краше, но кто в них будет жить?
Простой пример: все чаще здания в городах отделывается снаружи сайдингом. Красиво, но эта красота все чаще подвергается вандализму. Сайдинг срывают, на нем рисуют, пишут разные слова. Если ничего не делать, все усилия местной администрации пойдут насмарку.
Или посмотрите, как ведут себя сегодня подростки,потпирая спинки скамеек и забравшись на них с ногами. Бросают, где попало, окурки, бутылки, банки из-под напитков. Ругаются в присутствии взрослых, грубят— когда им делают замечания. Девочки рано теряют представления о девичьей чистоте. Среди удовольствий все больше места занимают алкоголь и наркотики. Ночью, а иногда и среди бела дня сверстники могут отобрать деньги и мобильный телефон.
Спросите у школьных педагогов, какого они мнения о многих родителях сегодняшних детей. То, как ребенок учится и ведет себя в школе, их не интересует, это больше волнует бабушек. А ведь все дети через 5-10 лет сами станут родителями, не так уж трудно представить, мэр не может об этом не задумывать. Но, возможно, ему потребуются дополнительные аргументы подтверддающие, что организация действительно может изменить наших детей, подростков и молодежь, что при создании подростковой организации участвует самая активная часть молодежи.
Речь идет об организации, а не соуружении, клубе или объединении, потому, что правильно созданная организация — это совокупная энергия, совокупная воля и совокупная сила, способные контролировать, требовать и следить за тем, как требования изменяются.
Правоохранительные органы не способны остановить распространение подросткового алкоголизма, наркомании и развязного поведения в общественных местах. Но положение изменится, если к решению этих проблем подключится подростковая организация — как самостоятельно, так и в сотрудничестве с милицией, прокуратурой и наркоконтролем.
Санитарный порядок в малых городах в плачевном состоянии. Коммунальщики с этой проблемой не справляются. Но справятся, если им поможет подростковая организация. Отчасти на энтузиастских началах, отчасти — за плату.
Сегодня подростки соответствуют той роли, которая им отведена — роли шалопаев. Но если передать на их ответственность некоторые стороны нашей жизни и таким образом изменить их социальную роль, они начнут соответствовать этой роли.
Здесь мы переходим к трудовой деятельности организации на благо города. Вовлечение подростков в обслуживающий труд диктуется сегодня демографической ситуацией. Есть много видов простых работ, которые пенсионерам не по силам. Отдавать их, как это уже делается, мигрантам? А может, все-таки внушить подросткам, что предаваться праздности сегодня непатриотично?
В администрациях некоторых малых городов уже существуют центры занятости подростков. Нужно только изменить их работу. Специально назначенный чиновник должен находить ребятам работу и обеспечивать доплаты из местного бюджета за те виды работ, которые оплачиваются какими-то работодателями недостаточно высоко.
Подростки могут работать почтальонами, дворниками, озеленителями, малярами, охранниками, консьержами, курьерами, медбратами, а самые сильные — даже грузчиками. Могут ремонтировать подъезды и скамейки, утеплять окна, сажать деревья, убирать мусор в лесу и на берегах водоемов, собирать металлолом, макулатуру и стеклотару, красить весной деревья и бордюры, производить ямочный ремонт дорог. Могут выполнять несложное сервисное обслуживание (например, мойку) автомашин в автомастерской, которую можно разместить рядом со штаб-квартирой. По соседству с летним лагерем можно поставить теплицы, выращивать там овощи и ягоды и продавать на местном рынке. Можно организовать обучение подростков разным профессиям, привлекая к этому делу пенсионеров. Один старик, первоклассный мастер кладки печей и каминов, жаловался мне, что его профессия исчезает. Он обратился в администрацию малого города, предложил свои услуги в качестве наставника, но ему сказали, что дети у нас танцуют, пляшут, играют, а обучение их кладке печей и каминов программой воспитания не предусмотрено.
Работающих членов организации должно быть видно издалека. Нужна специальная униформа наподобие той, которая существует у работников «Макдоналдса». И совершенно обязательно, чтобы труд хорошо оплачивался.
Знаю в Москве молодежное объединение, взявшееся наводить порядок во дворах. Ребята все делали лучше настоящих дворников, но забыли заключить трудовой договор. Думали: зачем, ведь они имеют дело с органом власти — префектурой? Но префектура обманула, не оплатила работу. Случай, на мой взгляд, вопиющий.
Напрашивается вывод: подростковая организация — это не просто воспитание детей и подростков в определенном духе. Это нечто большее.
Это закладывание основ гражданского общества там, где оно и должно создаваться, — на уровне общего места жительства.
Источник