Неповторимое своеобразие психики каждого человека осуществляющего свою деятельность

Неповторимое своеобразие психики каждого человека осуществляющего свою деятельность

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 273 287
  • КНИГИ 641 559
  • СЕРИИ 24 416
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 187

Евгений Павлович Ильин

Психология индивидуальных различий

В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, рассматриваемых в дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Проблемы дифференциальной психофизиологии были изложены мною в ранее изданной книге «Дифференциальная психофизиология» (2001). Эта книга частично вошла и в данное учебное пособие, правда, в переструктурированном виде и с некоторыми дополнениями и сокращениями, что продиктовано объемом последнего. Так, в «Психологию индивидуальных различий» не включена часть 5 «Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии»; интересующиеся этой проблемой могут обратиться к указанному выше изданию. Не рассматриваются также различия между мужчинами и женщинами. Эта проблема получила достаточно полное освещение в другой моей книге «Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины» (2002).

Новые главы данного учебного пособия в основном посвящены вопросам, которые рассматриваются в дифференциальной психологии.

Следует сразу пояснить, о каких же индивидуальных различиях будет сказано в настоящей книге. Это различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей. Качественные различия – выражение количественных, однако последние нередко бывают столь велики, что люди, находясь на разных полюсах континуума (т. е. когда тот или иной психологический или психофизиологический параметр проявляется у них в неодинаковой мере), ведут себя и работают по-разному.

Вместе с тем при существующих различиях обнаруживается и качественное (типовое) сходство людей – в степени выраженности тех или иных параметров, в образе поведения, в стиле деятельности и общения и т. д. Будучи индивидуальными, присущими конкретному человеку, эти качественные различия свойственны также другим индивидуумам, т. е. их можно назвать типическими . О типических различиях и говорят, когда людей делят на сильных и слабых, добрых и жадных, эмоциональных и неэмоциональных и т. д. Однако, например, среди сильных тоже наблюдаются количественные различия: один человек сильный, но не в той степени, как другой, а тот – не как третий и т. п.

Б. М. Теплов указывал на необходимость качественного подхода к индивидуальным различиям. Именно качественные типовые и индивидуальные различия между людьми и рассматриваются в данной книге. В то же время речь пойдет и об их генезе (происхождении): какова их обусловленность – генетическая либо же социальная, а также об их влиянии на поведение и эффективность деятельности человека. Соответственно на основе индивидуально-типических особенностей человека как индивида и личности можно с определенной долей вероятности прогнозировать особенности его поведения, эффективность его деятельности и создать оптимальные для каждого человека условия, способствующие такой эффективной деятельности. В этом заключается практическая значимость данного раздела психологической науки, очевидная для корифеев отечественной физиологии и психологии И. П. Павлова, Б. М. Теплова, В. С. Мерлина.

Приведу отрывок из предисловия Е. А. Климова к книге В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности» (1986).

Когда лаборатория Б. М. Теплова погрузилась в вопросы физиологии типов высшей нервной деятельности (сам же Борис Михайлович бросил фразу, что в вопросах типологии он теперь более физиолог, чем сами физиологии), В. С. Мерлин говаривал примерно так: «Молодец, Борис Михайлович! Его ругают за отход от практики, от школы, даже от психологии, а он глубоко прав, потому что без знания реальных основ индивидуальных психологических различий двигаться в практику по-настоящему нельзя» (с. 12).

При написании книги я придерживался принципа историзма, т. е. описывал этапы развития учения об индивидуальных различиях людей в последовательности, как это происходило на самом деле, – начиная с изучения обобщенных характеристик (типов темперамента и конституции) до рассмотрения частных индивидуальных (свойств нервной системы, темперамента и личности), возвращаясь затем снова к обобщенной – индивидуальности. Казалось бы, логичнее излагать материал иным образом – продвигаться от описания частных характеристик к представлению обобщенных, но у такого пути есть свои минусы. В частности, невозможным представляется показать трудность формирования позиций ученых разных поколений по проблеме индивидуальных различий, сложно также было бы осветить не только открытия психологов, но и допущенные ими ошибки.

Книга состоит из пяти частей. В первой рассматриваются различные подходы к обобщенным индивидуальным характеристикам человека – типам темперамента и личности. Вторая часть посвящена особенностям проявления свойств нервной системы, которые представляют природную основу индивидуальных различий. В третьей части речь идет об индивидуальных различиях в поведении.

В четвертой части осмысливается эффективность деятельности человека в зависимости от его индивидуальных особенностей. Эта часть состоит из трех разделов. Первый посвящен фундаментальной для дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии проблеме способностей и одаренности, от которых во многом зависит эффективность деятельности индивидуума. Второй раздел касается стилей деятельности и руководства, в которых проявляются индивидуальные особенности человека. Третий раздел содержит богатый эмпирический материал о влиянии типологических особенностей на успешность различных видов деятельности людей. Помимо чисто теоретического значения (проблема соотношения биологического и социального в развитии человека), знание этих фактов имеет и большое практическое значение, так как на их основе осуществляется (или должен осуществляться) отбор людей для различных сфер профессиональной и спортивной деятельности, подбирается оптимальная для данного субъекта методика обучения и тренировки, стиль деятельности.

Читайте также:  Узнать свою задолженность по налогам для организации

Пятая часть учебного пособия касается связи индивидуальных особенностей с предрасположенностью к различным заболеваниям. Этот вопрос мало освещается в специальной литературе. По крайней мере, ни в одной книге, посвященной индивидуальным различиям, об этом даже не упоминается.

Следует особо подчеркнуть, что предлагаемое пособие предназначено тем, кто уже знаком с основами психологии, физиологии нервной системы и психофизиологии. Поэтому у неподготовленного человека при чтении данной книги могут возникнуть некоторые затруднения.

Я старался показать проблему индивидуальных различий не в виде аксиоматичных положений, а осветить ее во всей сложности, не скрывая противоречий, ошибочных суждений, существующих в истории науки, чтобы побудить читателя к раздумьям, к активной мыслительной деятельности и, в конце концов, к обретению собственной точки зрения на рассматриваемую проблему. Большое число ссылок на литературные источники обусловлено моим желанием придать высказываемым в книге положениям научную обоснованность, аргументированность.

В книге дается приложение, где приводятся методики изучения индивидуальных особенностей человека и обширный список литературы, который может быть полезен тем, кто захочет более глубоко изучить представленные в пособии вопросы.

Я надеюсь, что книга окажется полезной для практических психологов, медиков, а также для вузовских преподавателей психологии и будет способствовать ликвидации существующего разрыва между физиологическими и психологическими знаниями, получаемыми психологами. Она вместе с тем может оказаться интересной и для физиологов, изучающих человека, помогая им познать психологические проявления физиологических процессов. Книга также может принести пользу и педагогам, поскольку позволяет понять природные основания способностей и поведения учащихся, индивидуального подхода к ним в процессе обучения и воспитания.

Источник

Проблема индивидуальности в психологии

Проблема индивидуальности в психологии

Свойство, Человек, Реальность, Субъективный, Личность, Субъект, Образ, Описание Значение проблемы индивидуальности менялось в ходе развития научного знания.В послереволюционные десятилетия абстракции класса, масс, народа полностыо заслонили десятилетия живого я. В конечном счете, это вело к полному растворению личности в коллективе, к разрушению возможностей личного творчества и индивидуальной инициативы, к формированию катастрофической для общественного и индивидуального развития человека презумпции заменимости. Нетерпимость к индивидуальности представляет собой, видимо, необходимую психологическую подоплеку административной системы.

Определяющие характеристики человека как субъекта его уникальность, ценность и непредсказуемость веками и десятилетиями крушили все попытки понять человека по образу технических или биологических систем и руководить им путем программирования или дрессировки.За этим следовал идущий еще дальше вывод о том, что индивидуальность вообще не может быть предметом науки, исследующей якобы лишь общие или массовидные случаи, и что гуманитарное знание не является научным знанием.

В рамках этих подходов изучение индивидуальности остается внутренним делом науки и должно отвечать самым общим методологическим критериям научного знания. Очевидно, что индивидуальность, как всякая система, больше суммы своих элементов, свойств и состояний. Ее сверхсуммативные свойства и являются собственными характеристиками индивидуальности, свойствами целого, а не его частей.При этом практическое значение этого целостного образа индивидуальности чрезвычайно широко.

В психодиагностике индивидуальности есть, по крайней мере, три уровня проблем психометрический, теоретический и этический. С самого возникновения психодиагностики и психологии личности в качестве основного их предмета рассматривались свойства, устойчиво принадлежащие разным людям и отличающие их друг от друга.На этом пути фиксации отдельных независимых параметров индивидуальных различий черт личности были созданы такие известные и широко применяющиеся конструкты, как экстраверсия интроверсия, тревожность или нейротизм, доминантность, сензитивность и многие другие.

В основе данного подхода лежит предположение, что поведение разных людей различается конечным набором внутренне присущих им стабильных свойств, реализующихся в любых внешних условиях и ситуациях. Действительно, определяя личность как совокупность ее свойств, мы лишаем себя возможности понять источник этих свойств, их происхождение, механизмы их реализации.Профессиональная позиция психолога позиция консультанта и организатора, ясно осознающего границы своей ответственности и ни при каких обстоятельствах не принимающего решения за других людей.

15 стр., 7394 слов

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

… Рубинштейна: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств», человек есть личность, поскольку у … . 17). Антимонархический, антидворянский идеал получил для декабристов значение «высшего принципа», категорического императива, который они готовы … признания индивидом своей собственной социальной группы. Важно понять, что здесь также имеет место разрыв, …

Читайте также:  Свое дело детское питание

Описание ситуаций разной степени общности с точки зрения действующего субъекта есть, по сути дела, описание его субъективной реальности.К примеру, ситуационное описание тревоги сводится к моделированию того, какой видит субъект угрожающую ситуацию, что он ей приписывает и в нее привносит, как ее отражает и искажает и, в конечном счете, чего именно боится.

Индивидуальное своеобразие поведения и переживаний есть, прежде всего, своеобразие отражения индивидом субъективной реальности, своеобразие его способа отражения и искажения объективной реальности. Развивая точку зрения действующего лица, этот подход является дополнительным к традиционному, воспроизводящему точку зрения наблюдателя и акцентирующему индивидуальные различия.Увлекательной задачей является поиск, интерпретация и развитие тех средств описания, которые моделируют субъективную реальность, не выходя при этом за пределы собственно-научных методов.

Субъективная реальность представляет собой индивидуально своеобразную систему отражения субъектом взаимодействий с внешним миром. Ее единицами являются психологические образы во всем их диапазоне от сенсорных до речемыслительных, одновременно отражающие в своих характеристиках и свойства объекта, и отношение к нему субъекта.Эмоциональные отношения субъекта способны привнести в образ новую информацию, отсутствующую в самом объекте.

Эта противоречивая роль эмоциональных искажений ведет к тому, что эмоционально насыщенный и потому неадекватный образ может оказаться более информоемким, чем холодный и адекватный. Искажения и неадекватности являются необходимыми атрибутами субъективной реальности. Эмоциональнообразные компоненты субъективной реальности переплетены с речемыслительными.И те и другие организованы в более или менее сложную, многоуровневую иерархическую структуру.

17 стр., 8028 слов

Индивидуальность человека

Введение В настоящее время проблема изучения индивидуальности человека является одной из центральных тем теоретических и прикладных исследований в психологии. Актуальность темы определяется появлением целого комплекса методологических и концептуальных вопросов уже на этапе постановки проблемы. На сегодняшний день представляются наиболее значимыми, но далекими от разрешения проблемы: — интеграции …

Человек, рассмотренный в структуре философских категорий общее особенное единичное, предстает как а человечество в целом и общечеловеческое в каждом конкретном представителе нашего рода б определенная общность людей расовая, национальная, классовая, профессиональная, половая, возрастная, характерологическая и проявления этой общности в конкретных людях в отдельный человек в конкретной единственности своего реального существования.Каждый из этих уровней существует и как субъективный аспект идентичности, и как объективная реальность.

Человечество есть биологический вид, связанный единством происхождения и возможностью потенциального скрещивания. Одновременно это очевидное нам сегодня социально-экономическое единство. Генетическая, экологическая, экономическая, культурная, политическая общность человечества в разной степени отражается разными историческими эпохами по-разному осознается она и разными людьми одной и той же эпохи.Общности среднего уровня также имеют, как правило, ту или иную объективную основу.

Основа эта может быть биологической общность пола, возраста, расы, темперамента и т. д. она может быть выражением социальной дифференциации человечества государства, классы, профессиональные группы и т. д. общность может быть и культурной по языку, вкусам, интересам и т. д Отдельный человек есть также объективное анатомо-физиологическое единство.Он есть, далее, продукт социализации и результат движения по объективно уникальной траектории жизненного пути. Он есть единый по своему существу субъект деятельности и носитель определенных культурных ценностей.

И вместе с тем уровень развития человеческой индивидуальности, ее целостности и уникальности можт изменяться в огромном и очень значимом диапазоне. Столь же вариативен и уровень осознания человеком своей индивидуальности. В субъективной реальности любого индивида в большей или меньшей степени представлены все три уровня идентичности.Однако их соотношение может быть резко различным.

4 стр., 1714 слов

Значение профессионализма для индивидуальности человека

Введение В современных социокультурных условиях развитие и проявление индивидуальности человека может осуществляться в различных формах. Эти формы проявления индивидуальности могут быть деструктивными (асоциальное поведение, уход от действительности, замыкание в себе и др.) либо конструктивными — самореализация человека в обществе, в профессии, активная жизненная позиция при построении своего …

Все более актуальными становятся общечеловеческие ценности, все более выраженными индивидуальные особенности. И одновременно размываются, обесцениваются, становятся неактуальными и как бы прозрачными границы расы, наций, сословия, темперамента, даже пола и возраста. Через идентификацию с человечеством человек приходит к полному осознанию своей индивидуальности, и, наоборот, приобщение к общечеловеческим ценностям возможно лишь через полное выражение своей самобытности.Замыкание человека на общностях среднего уровня ведет к остановке его развития, ограничивает возможности проявления его индивидуальности.

Чем более различных людей человек способен принять как равных себе, тем более уникальной является его индивидуальность. Как ни важно научное понимание индивидуальности само по себе, еще большее значение имеет изучение процессов деиндивидуализации человека. Деиндивидуализации это духовная сторона механизма торможения.Прямым следствием этого процесса является урезание когнитивной иерархии одновременно сверху и снизу.

Читайте также:  Самые востребованные бизнес идеи 2021

И общечеловеческие и индивидуальные ценности жертвуются в пользу безграничного раздувания значимости определенных общностей среднего уровня. Важными средствами развития индивидуальности человека служат методы практической психологии, педагогики сотрудничества, психотерапии, игротехники.Это расширение межличностного восприятия соответственно расширяет и самосознание человек более открыто осознает и более полно принимает самого себя. План. 1. Проблема индивидуальности в советской науке 2. Споры по поводу изучения индивидуальности 3. Целостный образ индивидуальности 4. Сущность психодиагностики и психологии личности 5. Позиция психолога 6. Точка зрения действующего лица подход 7. Эмоциональный образ 8. Разбор иерархической структуры 9. Проблема деиндивидуализации.

Понятие об индивидуальности. Проблема индивидуальности в психологии.

Индивидуальность (от лат. individuum — «неделимое, особь») — неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры (Психологический словарь.)

Она проявляется как в общении, так и в различных способностях в повседневной деятельности человека. Так же она подразумевает в себе какую либо оригинальную черту личности, обычно она бывает одна и делает личность выделенной , не похожей на других, при чем может быть ярко выраженной или скрытой. Очень важными в определении индивидуальности личности являются способности человека .

Способность является особенностью психики человека , которая определяет возможность продуктивного получения человеком различных умений и навыков в той или иной сфере деятельности, но наличие самой способности еще не означает, что человек с определенной способностью уже имеет какие то навыки и умения в сфере к которой у него есть расположение, они являются лишь предпосылкой к легкому освоению необходимых знаний.

Понятие индивидуальности наиболее разработано в теории Бориса Герасимовича Ананьева: он рассматривает человека как биологического индивида, общественного индивида (личность), субъекта деятельности, индивидуальность. Ананьев связывает понятие индивидуальности с исследованием индивидуального уникального существа, самобытности личности (но! до сих пор понятие индивидуальности не получило однозначного истолкования).

1. Первое понимание по признаку «различия» (уникальности, неповторимости, отличия от других и т.д.). Индивидуальная особенность по отдельно взятой психологической характеристике выступает как одна из многочисленных форм проявления индивидуальности. Однако, лишь совокупность индивидуальных особенностей по различным психическим характеристикам может дать более полное представление об индивидуальности в целом. (Но! в рамках этого подхода не ставится вопрос о существовании устойчивых индивидуально-психологических различиях, т.е. о закономерной связи между индивидуально-психологическими особенностями).

2. Попытка объяснить наблюдаемые психологические различия, обуславливая их биологическими и социальными предпосылками. Акцент делается на установление связей, а не на описание различий). Наиболее разработанными в этом отношении является изучение психобиологических связей: Небылицин (сила НС и чувствительности), Русалов (чувствительность и соматика), Голубева (НС и память), Кулюткин (НС и особенности мышления), Рождественская (НС и состояния, возникающие в результате умственной работы).

3. Системная целостность человека как предмет исследования. Акцент делается на изучение разных видов связей между более или менее полными наборами свойств, относящихся к биологическому, психологическому, и социальному уровням.

Б.Г.Ананьев — индивидуальное своеобразие не является свойством, присущим организму как целому; оно является также и свойством любой части этого целого.

Вольф Соломонович Мерлин — основываясь на системном подходе автор определяет интегральную индивидуальность, как целостную систему индивидуальных свойств человека, которая имеет 3 уровня: систему индивидных свойств организма (биохимичеческие, общесоматические, нейродинамические свойства); систему индивидуальных психических свойств (психодинамические и психические свойства личности); систему социально-психологических свойств (социальной роли в группе и коллективе, социальной роли в социально-исторических общностях).

Владимир Михайлович Русалов — индивидуальность человека -система многомерных и многоуровневых связей, охватывающих все совокупности условий и устойчивых факторов индивидуального развития человека. Две совокупности свойств: биологические и психологические (биологическая система человека характеризуется иерархическим строением, к высшему уровню которого принадлежат структурные и функциональные свойства НС, играющие наиболее важную роль в формировании формальых свойств). Индивидуальная психика включает традиционные психологические образования, являющиеся интегральными системными качествами: темперамент, интеллект, характер; причем в двух последних образованиях выделяется формальный аспект, связанный с биологическими компонентами, и содержательный аспект, выступающих через предметно-смысловые психологические структуры. Формальные свойства разбиваются на 2 класса: формально-динамические (силовые и энергетические) и формально-программные (стратегия поведения).

Общее у этих подходов: центральный момент — наличие связей между индивидуальными особенностями. В отличие от них, Ананьев — категория возрастного развития человека как субъекта деятельности «метасистемная концепция», когда человек воспроизводится в понятии индивидуальности во всем многообразии его реальных форм и взаимодействие с другими явлениями.

Таким образом, можно выделить 3 направления в изучении человеческой индивидуальности: теории биологической индивидуальности (Ананьев и Русалов); интегральной индивидуальности (Ананьев и Мерлин); и социальной индивидуальности (Абульханова-Славская, Резвицкий). Эти подходы можно разбить на 3 группы: феноменологические (признаки различия); структурные (интегральные), основанные на категории развития.

Источник

Оцените статью