Непонимание – самая длинная дистанция между людьми
Именно непонимание является причиной многих конфликтов и приводит к настоящей путанице. В результате мы неверно истолковываем намерения других людей, теряем возможность воспринимать объективно окружающую нас реальность. Непонимание делает невозможной коммуникацию между людьми.
Как достичь понимания
Для того, чтобы взглянуть на ситуацию объективно, необходимо по возможности отдалиться от неё. Попробуй увидеть её как нечто постороннее, не имеющее отношение к тебе. Это позволит тебе объективнее интерпретировать происходящее.
К сожалению, довольно часто наши самые чистые и искренние чувства по отношению к близким людям сопровождает непонимание.
В результате этого многие люди желают вернуть тех, кому позволили однажды уйти. А кому-то из нас хочется вернуться, но мы не осмеливаемся это сделать.
Именно непонимание является причиной многих конфликтов и приводит к настоящей путанице. В результате мы неверно истолковываем намерения других людей, теряем возможность воспринимать объективно окружающую нас реальность. Непонимание делает невозможной коммуникацию между людьми.
Возможно, что тебе приходилось однажды слышать это утверждение:
«В том, что мы думаем, том, что мы хотим сказать, том, что нам кажется, что мы говорим, и том, что мы говорим на самом деле, а также том, что мы желаем услышать и слышим, том, что, как нам кажется, что мы понимаем, и том, что мы понимаем в действительности, существует восемь вероятностей непонимания».
Пропасть, вызванная гордостью
Непонимание может быть спровоцировано нашей гордостью, усталостью, недоверием к окружающим и самому себе.
Этот коктейль мешает нам правильно интерпретировать тон голоса собеседника, двусмысленные фразы. В результате мы видим враждебность там, где её нет.
Как же этого избежать? Нужно отдавать себе отчёт в том, что происходит, и не давать смутным чувствам уводить нас за собой. Прежде, чем делать выводы, нужно правильно оценить состояние других людей и себя самого.
Как правило, холодное сердце позволяет нам взглянуть на конфликты с другой стороны, в результате чего они перестают казаться нам такими драматичными. В этом случае мы не позволяем гордости, злости и гневу затмевать наш разум. Это помогает нам объективнее воспринимать проблему.
Гордость и достоинство — в чем разница?
Очень важно уметь видеть различие между этими двумя понятиями. Гордость является негативным чувством, в основе которого лежит эгоизм. Достоинство — чувство, на котором основывается уважение.
Наша гордость часто мешает нам объективно анализировать как мнения окружающих людей, так и наши собственные убеждения и чувства.
Достоинство же, напротив, позволяет добиться внутреннего равновесия, которое помогает нам устанавливать эмоциональные границы, защищающие нашу личность.
Стоит отметить, что вовсе не так просто узнать, что именно лежит в основе наших действий — гордость или достоинство. Как правило, достоинство стремится установить равновесие и равенство между мнениями, чувствами и действиями. Гордость же всегда стремиться доминировать.
Как достичь понимания
Как мы уже говорили, вовсе не так просто достичь понимания, когда наша коммуникация основывается на разных реальностях.
Мы можем много раз говорить о своих мыслях и чувствах, в то время как наш собеседник оказывается неспособным правильно воспринимать сказанное.
Причина этого вовсе не в недостатках человека, который находится рядом с нами. Просто наш собеседник находится в другом месте и смотрит на происходящее с другой перспективы.
Каждому из нас хочется, чтобы собеседник понимал и поддерживал наши чувства, разделял наши мнения и убеждения. Когда нам не удаётся достичь этого, на пути нашего взаимопонимания появляется серьёзный барьер.
Учитывая то, что полностью контролировать факторы, способные нарушить коммуникацию, невозможно, рекомендуется отложить эмоции в сторону и взглянуть на ситуацию объективно. Это будет первым шагом навстречу взаимопониманию.
Для того, чтобы мы могли правильно решить эту непростую головоломку, наши действия должны основываться на уважении и внимании как к самим себе, так и к окружающим нас людям.
Ответственно подходи к тому, что говоришь
От того, насколько сильные эмоции вызывает у нас проблема, зависит степень непонимания и гнева, который мы можем вызвать у нашего собеседника.
Чем больше единения мы чувствуем с этим человеком, тем большим будет наше взаимопонимание, тем лучше наш собеседник сможет интерпретировать наше сообщение, а мы — его ответ.
Достоверность интерпретации слов другого человека зависит от того, насколько близкие отношения связывают нас с ним, от степени испытываемой обоими эмпатии, от того, что мы ожидаем от этих отношений, а также от наших собственных интересов и нашего состояния в данный момент.
В этой ситуации очень важно не дать себе «заразиться» эмоциональным состоянием другого.
Если мы позволим водовороту чувств собеседника вторгнуться в наши мирные воды, возникает большая вероятность появления внутреннего протеста, который появляется автоматически.
Непонимание, рождающее негативные эмоции по отношению к самим себе и окружающим, становится очень болезненным.
Если ты стала подозревать в отношениях тёмные намерения, которые грозят разрушить твою идентичность, будет лучше отложить эмоции в сторону. В такой момент лучше отдалиться и хладнокровно взглянуть на все разногласия. Помни о том, что никто не имеет права недооценивать твои потребности.
Присмотрись к словам людей и взгляни на их поступки. Это позволит тебе обнаружить их тёмные намерения. Безусловно, время от времени мы ошибаемся, не всегда нам удаётся верно анализировать и интерпретировать поступки других.
Поэтому рекомендуется быть предусмотрительным и не забывать о том, что порой только время способно развеять туман, окружающий намерения других людей. опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
Непонимание людьми своей деятельности
Все способы действия — по сути подкрепление вашего POV. POV вызывает поиск информации и контекстов, подтверждающих вашу позицию. Чем больше такая петля закручена, тем больше ваш POV становится самым правильным и «железобетонным».
Примеры таких петель мы анализировали здесь.
Почему это важно и почему это повторяется?
Возможно, это модель поведения, «выбранная» с учетом времени (сработала один раз с сильным подкреплением), через которую вы получаете нужную эмоцию после совершения конфликтных ситуаций, на что похоже это эмоция. Как её можно получить другим путем?)
Ниже пример такой петли:
То, что мы слышим, видим — мы пропускаем через себя, через наши органы восприятия (глаза, уши, нос, мозг). И на каждом этапе есть потери информации.
Вы не получаете 100% картину мира, что вам поведал собеседник, вы лишь фокусируетесь на какой-то части. И самое главное — только эту часть интерпретируете.
Поэтому стоит учитывать — а то ли я услышал, почему из всего сказанного я уловил только эту часть. Я интерпретировал это так или намешал кучу «своего»?
Например, попробуйте после того, как дали задание, попросить описать задачу, которую вы дали. Этот прием даст вам пищу для размышлений и понимания в какую сторону корректировать себя и собеседника в будущем.
Либо вы пишите свое видение и те, с кем у вас недопонимание, пишут свое видение. Дальше вы сравниваете. На этом стыке чаще всего происходит получение новой информации, которая ускользала от обоих.
Важное замечание — перед применением нужно открыться и честно признать свои намерения, что вы хотите разобраться без агрессии, злости и вины.
Так же в системе я + работа вы можете работать над своей частью.
Задайте себе фрейм, что в качестве эксперимента вы попробуете вести и реагировать не как обычно, а иначе, и действовать по-другому в течение 4 недель.
Так вы дадите сигнал другому элементу, что с вами прошлая коммуникация не получается и ему предлагаете взаимодействовать по-новому. Он считывает это не на словах, а на ваших действиях и реакциях.
Здесь важно иметь запас сил и не дать привычную реакцию, иначе другой элемент коммуникации поймет, что на словах вы может и хотите что-то изменить, но на деле все осталось так же, и тогда усилия ни к чему не приведут.
Почему 4 недели? Это время для задержки обратной связи — новой связи нужно подстроится под новый виток общения, а это требует времени, больше или меньше в зависимости от времени отношений (год, 10 лет и т.д.).
Что делать?
1. Определить проблему. Чтобы понять как действовать и реагировать, нужно иначе описать текущий паттерн.
Например, при устройстве на разные работы запускается такой механизм, вы уже узнаете, что с 1 человеком в компании у вас будут терки, возможно все они чем-то похожи на друг друга.
Узнавание контекстов приводит к одной и той же реакции (недопонимание) — работа с ментальной моделью. Получить новое описание из 1-3 пунктов.
2. Описание.
— Описать процессуально или по шагам, если сложно, что происходит до, во время и после «недопонимания».
— Из описанного стоит рассмотреть, что является триггером, где механизм начинает запуск, почему я начинаю так реагировать.
— Описать альтернативные варианты поведения, реагирования, действия, которые удобны мне и не заденут оппонента, хватит ли у меня ментальных запасов так действовать и удерживать сложность новой модели поведения.
3. Отслеживание ОС.
Далее стоит действовать и следить за системой, как она реагирует, как вы реагируете в ней и со временем делать корректировки в плане. В этом случае помогает завести журнал и описывать по истечению дня результаты по работе системы. Из журнала вам будет виднее, как происходило изменение и где, стоит что-то изменить.
Резюме:
Если менять отношения с человеком (внутри системы «я + человек», «я + работа»), то на это нужно собрать и описать свой POV и оппонента, нужно время (задержка обратной связи), другие действия (а не слова) и силы (запасы) на то, чтобы это время выдержать, пока сигнал не пройдет по всей системе и коммуникация изменится.
Если у вас есть какая-то проблема или, наоборот, все хорошо, но что-то не так или хотели бы улучшить себя, то мы приглашаем вас к себе на консультацию за изменениями.
Источник
Как достичь взаимопонимания между людьми
Для эффективной совместной деятельности одного познания и понимания человека человеком недостаточно. Нужно нечто такое, что обеспечивало бы психологическое единство их взаимодействия. Взаимопонимание как раз и выступает таким фактором. Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Вот важнейшие из них.
Сущность взаимопонимания. Наличие множества подходов к осмыслению феномена взаимопонимания объясняется его сложностью и многогранностью, что позволяет одновременно рассматривать его и как процесс, и как результат, и как состояние. Обобщая имеющиеся точки зрения, можно прийти к выводу о том, что взаимопонимание следует считать социально-психологическим феноменом, сущность которого проявляется в:
- согласовании людьми индивидуального осмысления предмета общения;
- взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности.
Взаимопонимание людей вместе с тем является таким уровнем их взаимодействия, при котором они осознают содержание и структуру настоящего и возможного очередного действия партнера, а также взаимно содействуют по достижению единой цели.
Для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, нужно взаимосодействие. Оно исключает свой антипод — взаимопротиводействие, с появлением которого возникает недопонимание, а потом и непонимание человека человеком.
Источниками (причинами) недопонимания могут быть:
- отсутствие или искажение восприятия людьми друг друга;
- различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;
- дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;
- умышленное или случайное искажение передаваемой информации;
- отсутствие возможности исправить ошибку или уточнить данные;
- отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста его речи и поведения;
- нарушение правил взаимодействия в процессе выполнения конкретной задачи;
- потеря или перенос на другую цель совместных действий и др.
Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Вот важнейшие из них.
1. Понимание речи взаимодействующей личности. Оно начинается с восприятия и осмыслении отдельных слов, которые являются лексическими единицами речи. Точнее говоря, даже не со слов, а с фонем, из линейной последовательности которых разворачивается речевое сообщение. Под фонемой обычно понимается кратчайшая смыслоразличительная (фонологическая) единица языка. Она должна быть воспринята партнером. Восприятие, а значит и понимание, произойдет, если у человека уже имеется система психологических признаков, по которым воспринимаются и запоминаются фонемы.
Декодирование фонем позволяет раскрыть смысл всей системы слов, которая выражает определенную мысль. После того как будут поняты отдельные предложения, начинается проникновение в смысл сообщения в целом. «Для понимания целого сообщения, — писал А. Р. Лурия, — воспринимающий должен соотнести предложения друг с другом, выбрать те из них, которые имеют ключевое, ведущее значение, и сформулировать общую мысль высказывания, а иногда и расшифровать тот мотив высказывания, который составляет его подтекст». Знание подтекста речи является необходимым условием «глубинного прочтения» мыслей. Его извлекают из содержания разговора, из той общей среды, в которую вкраплены воспринимаемые явления.
В контекст взаимодействия двух индивидов, как правило, входят они сами как самостоятельные личности и ситуация их деятельности (поведения). Декодирование сигналов от этих составляющих контекста как раз и создаст условия для достижения взаимопонимания между людьми.
2. Осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности. Люди различаются по убеждениям, потребностям, интересам, идеалам, чувствам, чертам характера, способностям и т. д. Эти и другие качества партнеру часто приходится оценивать, непосредственно наблюдая за человеком, который вступил во взаимодействие с ним. Сделать это можно лишь путем изучения действий, поступков, в целом его деятельности.
В действиях и деятельности личность проявляет себя, то есть раскрывает для других свои качества. Оценка качеств позволяет судить о мотивах и целях человека. Последние дают возможность сделать вывод о том, на что идет партнер: на содействие или противодействие. Такое заключение необходимо для установления взаимопонимания между людьми.
3. Выявление влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером. Под такой ситуацией понимаются объективно складывающиеся обстоятельства и обстановка, которые благоприятствуют или препятствуют взаимодействию индивидов. Обстановка складывается из предметов, вещей, средств и орудий, которыми пользуются взаимодействующие личности и в окружении которых они находятся. Количество и качество элементов обстановки, их размещение в пространстве и изменение во времени создают конкретные обстоятельства взаимодействия.
Последние нередко побуждают людей изменять свое поведение, иногда даже таким образом, что его психологическое содержание теряется за внешней стороной поступков. С. Л. Рубинштейн писал об этом так: «В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы «читаем» его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это «чтение» протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий психологический подтекст к их поведению». Подтекст извлекается из личностных качеств индивида и ситуации его взаимодействия с партнером. При этом общающиеся люди действуют тем успешнее, чем более они подготовлены в социально-психологическом отношении.
4. Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам. Официальное заявление взаимодействующих лиц о согласии понимать и действовать по определенным правилам ко многому обязывает. Они вынуждены выполнять взятые на себя обязательства, ибо расхождение слов с делами свидетельствует о нарушении взаимопонимания, а этого нельзя скрыть.
Соблюдение правил на практике, в жизни является критерием достигнутого взаимопонимания. Оно будет тем выше, чем более приемлемы для совместной деятельности разработанные договоренности. Они не должны сковывать партнеров. Для этого их необходимо периодически исправлять, то есть согласовывать свои действия. Лучше всего это делать в ситуации равноправного положения индивидов.
Таковы наиболее общие условия достижения взаимопонимания между людьми. Оно возникает на основе и в ходе их взаимодействия. Последнее есть первопричина социально-психологических явлений. Взаимопонимание — одно из них. Его необходимо изучать, осмысливать и использовать для повышения эффективности совместной деятельности людей.
Bлaдимиp Гaвpилoвич Kpыcькo, доктор психологических наук, профессор кафедры связей с общественностью Государственного университета управления (ГУУ)
Источник