Меню

Нефтяную монополистическую компанию создал

Нефтяные монополии

Нефтяные монополии капиталистических государств. Капиталистическое нефтяное хозяйство есть сферой деятельности замечательных монополий. Решающую роль в отрасли играются немногим более 10 международных нефтяных трестов, каковые существенно превосходят монополии большинства др. отраслей по денежному могуществу, мощности производственной базы, месту, занимаемому ими в мировом производстве и торговле.

В 1972 в числе 20 наибольших промышленных монополий было 9 нефтяных. По величине контролируемых активов Эксон корпорейшен (Exxon Corp.) [до 1 января 1973 именовалась Стандард ойл компани (Нью-Джерси) — Standard Oil Company (New Jersey)] и Ройял датч-Шелл груп (Royal Dutch-Shell Group) — 1-я и 3-я среди капиталистических промышленных монополий. Бельгия Петрофина (Petrofina) — самая большая промышленная монополия страны.

Из 5 наибольших промышленных компаний Франции — 2 нефтяные.

В отрасли преобладают монополии США и Англии. 5 Н. м. США, 1 британская и 1 англо-голландская — члены Международного нефтяного картеля (см. Картель интернациональный).

Кроме них, прочные позиции в отрасли занимают так именуемые американские свободные монополии, в особенности активизировавшиеся по окончании 50-х гг. в связи с открытием новых месторождений нефти, — Стандард ойл компани (Индиана корпорейшен) [Standard Oil Company (Indiana Corporation)], Оксидентал петролеум (Occidental Petroleum), Континентал ойл компани (Continental Oil Company) и др. Усилившиеся в 50—60-е гг. национальные компании др. индустриально развитых капиталистических государств занимают серьёзное место в нефтяном хозяйстве собственных государств: ЭНИ (Ente Nazionale ldrocarbury — ENI) в Италии; Эльф — ЭРАП (Elf— ERAP) во Франции, но в целом существенно уступают монополиям США и Англии по степени влияния и абсолютным размерам в отрасли (см. табл.).

Наибольшие нефтяные монополии капиталистического мира в 1972*

Число занятых, тыс. человек

Активы, млн. долл.

Оборот, млн. долл.

Чистая прибыль, млн. долл.

Стандард ойл компани оф Калифорния

Стандард ойл компани (Индиана)

Монополии государств Западной Европы

Ройял датч-Шелл груп (Англия, Нидерланды)

Бритиш петролеум (Англия)

Компани франсез де петроль (Франция)

Эльф — ЭРАП (Франция)

*Расположены по размеру оборота в убывающем порядке.

Лидирующее положение наибольших Н. м. основано в основном на эксплуатации природных и людских ресурсов за пределами собственных государств. Преобладающая форма их внешнеэкономической экспансии — экспорт капитала. У ведущих Н. м. США и Англии от 50 до 80% активов находятся за рубежом. До 75% переработки и добычи нефти монополии Эксон корпорейшен и Мобил ойл (Mobil Oil) реализовывают вне США.

У Бритиш петролеум (British Petroleum) за рубежом сосредоточено практически 100% добычи нефти и 80% её переработки (1972). Филиалы американских и британских Н. м. входят в число ведущих нефтяных компаний таких государств, как Франция, Италия, ФРГ и т.п.

В базе становления и практически полувекового господства Н. м. США и Англии в капиталистическом нефтяном хозяйстве лежит захват ими и раздел между собой наиболее значимых нефтяных месторождений, расположенных в развивающихся государствах. До начала 70-х гг. более чем 90% добычи нефти в Иране осуществлял Интернациональный нефтяной консорциум, объединяющий Эксон корпорейшен (её часть участия в консорциуме 7%), Мобил ойл (7%), Стандард ойл компани оф Калифорния (Standard Oil Company of California, 7%), Тексако (Техасе, 7%), Галф ойл (Gulf Oil, 7%), Бритиш петролеум (40%), Ройял датч-Шелл груп (14%), Компани франсез де петроль (Compagnie Francaise des Petroles, 6%) и 9 американских свободных компаний (5%); в Саудовской Аравии — Арабиен американ ойл компани (Арамко; Arabian American Oil Company), акционерами которой являлись Эксон корпорейшен (30%), Стандард ойл компани оф Калифорния (30%), Тексако (30%) и Мобил ойл (10%); в Кувейте—совместная компания Галф ойл и Бритиш петролеум — Кувейт ойл (Kuwait Oil Со). До середины 1972 нефть в Ираке добывала сейчас национализированная Ирак петролеум компани (Iraq Petroleum Company), в которой 23,75% акций принадлежало Бритиш петролеум, 23,75% — Ройял датч-Шелл груп, 23,75% — Эксон корпорейшен и Мобил ойл.

В один момент наибольшие Н. м. являются поставщиками нефти и осуществляют контроль большую часть производства и сбыта нефтепродуктов в государствах-потребителях.

Н. м. — компании с комбинированной производственной программой, разветвленной по всему капиталистическому миру сетью производственных, транспортных, сбытовых, научно-исследовательских и др. фирм. Они осуществляют контроль все операции — от разведки, транспортировки и добычи нефти до производства и сбыта нефтяных и нефтехимических продуктов, что снабжает им громадную манёвренность при трансформациях конъюнктуры и сохраняет в их руках всю массу прибыли, приобретаемой в разных подразделениях отрасли.

В числе 10 наибольших по величине чистой прибыли промышленных монополий — 5 нефтяных. Н. м. составляют базу промышленных империй самые могущественных денежных групп капиталистического мира. 4 ведущие Н. м. США входят в сферу влияния Рокфеллеров и Морганов.

Хозяином большой части акционерного капитала Бритиш петролеум и Компани франсез де петроль есть государство.

Зависимость от рынков и внешних источников сырья сбыта, сообщение с самые крупными денежными группами определяют солидное влияние Н. м. на внешнюю политику империалистических стран. Н. м. игрались громадную роль в ряде актов империалистической агрессии (подавление попытки Ирана в начале 50-х гг. национализировать нефтяную индустрию, ближневосточный кризис и др.).

Капиталистическое нефтяное хозяйство начинается в условиях ожесточённой конкурентной борьбы как в Международного нефтяного картеля, так и между монополиями аутсайдерами и-картелем. Перед 2-й всемирный войной 1939—45 и в первые послевоенные годы самые острые столкновения происходили в картеля между его британскими и американскими участниками.

С 50-х гг. обострились разногласия между картелем и аутсайдерами — американскими свободными Н. м. и особенно монополиями Франции, Италии, ФРГ. С 60-х гг. отмечается ослабление позиций Н. м. в нефтедобывающих государствах, каковые усилили борьбу за экономическую независимость и где существенно выросли национальные интересы в нефтяной индустрии.

Основанная в 1951 в Иране национальная Нэшонал Айрейниан ойл компани (National Iranian Oil Company) ведёт добычу нефти самостоятельно и совместно с зарубежными партнёрами. Созданы национальные компании в Кувейте (1960), Саудовской Аравии (1962), Алжире (1963), Ираке (1964) и др. Борьба национального капитализма развивающихся государств за ограничение деятельности Н. м. и расширение собственных прав в нефтяной индустрии приняла организованные формы в интернациональном масштабе.

В 1960 по инициативе Ирака, Ирана, Кувейта, Венесуэлы и Саудовской Аравии появилась Организация государств — экспортёров нефти (ОПЕК — Organisation of the Petroleum Exporting Countries), к которой потом присоединились Катар, Индонезия, Ливия, Абу-Даби, Нигерия, Алжир, Экуадор. Зарегистрированная в 1962 в Секретариате ООН как полноправная межгосударственная организация, ОПЕК ставит собственной задачей обеспечить участие стран — собственников нефти в эксплуатации собственных нефтяных ресурсов, переход контроля над национальной нефтяной индустрией в руки кабинетов министров соответствующих нефтедобывающих государств.

В конце 60 — начале 70-х гг. заключены договоренности о долевом участии государств — собственников нефти в добыче, осуществляемой на базе ранее заключённых с монополиями концессионных контрактов, изменились в пользу нефтедобывающих государств условия снова заключаемых соглашений, в ряде государств совершена полная (Ирак, в 1972) либо частичная передача в госимущество имущества зарубежных компаний и т.п. В январе 1973 получили юридическую силу соглашения Саудовской Аравии, Кувейта, Катара и Абу-Даби с 9 Н. м. об участии в капиталах дочерних компаний, созданных монополиями для добычи нефти на территории этих государств.

Читайте также:  Бизнес план своих затрат

По условиям соглашений, национальным национальным компаниям этих государств с 1973 должно принадлежать 25% капитала дочерних компаний монополий, а к 1982 — 51%. В начале 1974 Кувейт добился повышения собственной доли в Кувейт ойл до 60%.

На долю самой большой Н. м. Эксон корпорейшен в начале 70-х гг. приходилось 16% переработки и 15% добычи нефти в капиталистическом мире (287 и 257 млн. т в 1972). В государствах — участниках ОПЕК её удельный вес в добыче нефти составил 18,3%, в переработке — 19,7% (1969).

Она осуществляет контроль 70 нефтехимических, 64 нефтехимических фирмы, трубопроводы для нефтепродуктов и транспортировки нефти, эксплуатирует личные и фрахтуемые танкеры дедвейтом более чем 20 млн. т, имеет станции обслуживания и бензозаправочные колонки практически во всех капиталистических государствах. Контролируемые ею запасы оцениваются в 6,5 млрд. т, 90% их находится за рубежом. Эксон — основной участник большинства картельных соглашений, осуждённых Н. м. США и Англии с целью совместной эксплуатации нефтяных ресурсов капиталистических государств. Контролируется Рокфеллерами.

2-я в капиталистическом мире и 1-я в Западной Европе Н. м. Ройял датч-Шелл груп возглавляется объединившимися в 1907 британский Шелл транспорт энд трейдинг и нидерландский Ройял датч петролеум, между которыми в соотношении 40: 60 распределяются активы, прибыли и убытки всех компаний, входящих в сферу влияния монополии. По окончании 2-й всемирный войны в связи с покупкой части облигаций и акций головных компаний группы представителями Франции и США в ней большое влияние взял французский и особенно американский монополистический капитал.

Монополия добывает нефть в Иране, Венесуэле, Нигерии и др. государствах. Имеет нефтехимические и нефтехимические фирмы в больших промышленных центрах Англии, Нидерландов, Франции, Италии, ФРГ, США, Японии и т.д. В 1972 переработка и добыча нефти, создаваемые монополией, составили соответственно 225 и 257 млн. т. В государствах ОПЕК на её долю приходилось в 1969 11,5% добычи и 12,7% переработки нефти.

В сферу влияния монополии входит более чем 500 компаний.

Бритиш петролеум (до 1954 — Англо-Айрейниан ойл компани) выросла на эксплуатации нефтяной концессии, взятой британцами в Иране в 1901. В 1954 под давлением нефтяных трестов США была вынуждена уступить права на эксплуатацию месторождений Ирана Интернациональному нефтяному консорциуму. В 1972 переработка и добыча нефти — 230 и 120 млн. т. Главным акционером Бритиш петролеум выступает британское государство, которому в 1971 принадлежало 48,4% акций.

На фирмах контролируемой чикагской денежной группой монополии Тексако в 1972 добыто 169 и переработано 148 млн. т нефти. Эксплуатация месторождений за рубежом (в Иране, Венесуэле, Ливии, Саудовской Аравии, Индонезии и т.д.) снабжала ей (1971) более чем 70% нефти. В 1969 на её долю приходилось 8,7% добычи нефти в государствах ОПЕК.

Базой послевоенного развития Галф ойл, переработки нефти и размеры добычи которой в 1972 составили соответственно 161 и 87 млн. т, явилась эксплуатация природных ресурсов Кувейта, где она совместно с Бритиш петролеум монополизировала добычу нефти. Галф ойл добывает нефть кроме этого в Иране, Венесуэле и др. развивающихся государствах. В государствах ОПЕК на её долю в 1969 приходилось 9.5% добычи и 7,1% переработки нефти. Галф ойл — наибольшая промышленная компания денежной группы Меллонов.

Стандард ойл компани оф Калифорния — одна из ведущих компаний нефтяной империи Рокфеллеров. переработки нефти и Размеры добычи в 1972 — 166 и 102 млн. т. Около 80% нефти, добываемой монополией, поступает из Восточного полушария, в основном из Саудовской Аравии, Ирана, Индонезии. На начало 1973 монополия имела более чем 80 филиалов и дочерних предприятий в 60 государствах капиталистического мира.

Мобилойл в 1972 добыла 110 и переработала 112 млн. т нефти. Более чем 75% добычи нефти обеспечивается за счёт разработки месторождений Ирана, Саудовской Аравии, Катара, последовательности государств Латинской Африки и Америки. В середине 60-х гг. Мобил ойл укрепила собственные позиции в главных районах сбыта нефтепродуктов, в особенности в государствах Западной Европы; увеличила мощности нефтехимических фабрик, расширила распределительную сеть.

Монополия — один из наследников треста Стандард ойл, контролируется денежной группой Рокфеллеров.

Стандард ойл компани (Индиана) — наибольший аутсайдер. В отличие от участников Международного нефтяного картеля, в базе её роста лежит эксплуатация нефтяного хозяйства США, на долю которого в начале 70-х гг. приходилось 80% её добычи нефти и более чем 90% переработки.

С конца 50-х гг. монополия начала энергично попадать в потребления нефти и основные районы добычи в Восточном полушарии, в частности взяла долю участия в Интернациональном нефтяном консорциуме, создала последовательность дочерних компаний в Англии, Италии, Швейцарии и др. государствах. Монополия контролируется денежной группой Рокфеллеров и др.

Национальное нефтегазовое объединение ЭНИ — один из самые активных аутсайдеров, самая большая нефтяная и одна из ведущих промышленных монополий Италии. Превращение ЭНИ в ведущую интернациональную нефтяную монополию началось со 2-й половины 50-х гг. и протекало в острой конкурентной борьбе с участниками Международного нефтяного картеля.

В борьбе за источники сырья ЭНИ в первый раз поменяла классические концессионные соглашения, заключаемые участниками Международного нефтяного картеля, предложив нефтедобывающим государствам совместную деятельность в области разведки, переработки и добычи нефти и более удачные условия распределения доходов. В следствии в 1958 ЭНИ получила доступ к нефтяным месторождениям в Иране, а в последующие годы пробралась в нефтяную индустрию Сенегала, Ливии, Туниса, Судана и др.

Опираясь на помощь страны, ЭНИ существенно ограничила влияние британских и американских монополий в нефтяном хозяйстве Италии. Под её контролем находится более чем 25% рынка нефтепродуктов страны.

Читать также:

Две линии российской внешней политики

Связанные статьи:

Страховые монополии капиталистических государств, одно из самые мощных звеньев капиталистической кредитно-денежной совокупности. По размерам операций С….

Химических волокон монополии капиталистических государств. Несколько монополий, господствующая на капиталистическом рынке химических волокон. В…

Источник

Уровень монополизации нефтяного рынка в России и Китае. Правовые инструменты для создания конкурентной среды

В статье представлены примеры использования правовых инструментов для создания конкурентной среды на нефтяном рынке. С конца XIX века для нефтяной промышленности было характерно сдерживать конкуренцию тем или иным способом, целью которого является управление производством и ценами, чтобы максимизировать прибыль. В микроэкономике описываются несколько моделей монопольной власти, и каждая из них каким-либо образом была представлена в истории мирового рынка нефтепродуктов. Одним из наиболее примечательных типов монопольной структуры является административная монополия, где рыночная власть сконцентрирована в руках бизнес-корпораций в силу определенного закона либо нормативного акта. Такая структура полностью описывает нефтяную отрасль КНР. В России же нефтяной рынок был сформирован в 1990-е годы, в то же время что и вся рыночная система, поэтому данная отрасль характеризуется на текущий момент как глубокой монополизацией, так и конкурентной борьбой. Автор проводит подробный анализ данных структур.

Рынок нефтяной промышленности в КНР

Читайте также:  Поздравить бизнес леди с днем рождения своими

До 1979 года нефтяная промышленность Китая, сосредоточенная в руках Министерства нефтяной промышленности КНР, была полностью в рамках плановой экономики. Сырая и переработанная нефть были включены в национальный план «централизованного распределения и иерархического управления». В стране был создан единый канал купли-продажи, и нефтяным предприятиям нужно было только выполнить поставленные перед ними цели.

После 1978 года снижение добычи и, как очевидное следствие, колоссальные убытки нефтяных предприятий высветили низкую эффективность нефтяной промышленности КНР. В результате нефтяная отрасль реформировалась несколько раз. В 1979 году Государственный совет КНР утвердил политику контрактов, предусматривающую, что нефть, которая превысила целевой уровень добычи в соответствии с национальным планом, может быть продана по международной цене, а полученный от данного вида контрактов доход может быть использован в целях разведки и разработки нефти, что положило начало сосуществованию плановых и рыночных структур систем распределения нефти. В целях содействия международному сотрудничеству в области морской добычи нефти в марте 1982 года была создана Китайская национальная оффшорная нефтяная корпорация (CNOOC). CNOOC должна была нести ответственность за международное сотрудничество в этой области. В 1983 году нефтеперерабатывающие предприятия во всех секторах были объединены в Китайскую нефтехимическую корпорацию (Sinopec). В сентябре 1988 года Министерство нефтяной промышленности было распущено и реорганизовано в Китайскую корпорацию нефти и природного газа (CNPC) для управления нефтяными компаниями на суше. Следовательно, в нефтяной промышленности Китая в разведке и разработке преобладает CNPC, переработка монополизирована Sinopec, а разведка и добыча нефти на шельфе контролируется CNOOC.

В 1998 году помимо роспуска Министерства нефтяной промышленности КНР сама отрасль была реорганизована, чтобы разделить нефтяной бизнес на три географические части: юг, север и международный «оффшор», при этом все региональные части продолжали контролироваться исключительно Sinopec, CNPC и CNOOC, чья производственная цепочка была изначально вертикально интегрирована – с включением регионов в производственную цепь монопольное управление приняло 100% характер в отрасли.

Существующая модель монополии в нефтяной промышленности Китая проистекает из реформы системы распределения нефти, которая началась в 1994 году и была дополнительно усилена последующей политикой очистки и ректификации[1]. В мае 1999 года Генеральное управление Государственного совета КНР издало административное постановление об установлении монополии трех компаний: «Заключение об очистке и утилизации небольших нефтепродуктов и регулировании порядка распределения сырой нефти и переработанной нефти»[2] (далее – Документ № 38).

Этот документ регламентирует усиленный контроль над сектором сырой нефти со стороны CNPC и Sinopec и дал возможность двум компаниям монополизировать переработку и оптовую продажу нефти. Чтобы войти в сектор добычи, частным и другим компаниям необходимо сотрудничать с CNPC ­– CNPC предоставлял таким компаниям эксплуатировать исключительно участки с низкой доходностью и в то же время данные субъекты обязаны были нести все инвестиционные риски от деятельности. Кроме того, согласно Документу №38, малые средние и частные компании должны бесплатно передать 20% добытой нефти в CNPC и продать оставшиеся 80% в CNPC по цене, установленной CNPC[3]. В секторе нефтепереработки Sinopec и CNPC получили право консолидировать под своим исключительным контролем нефтеперерабатывающие заводы локального уровня. Оптовая продажа нефтепродуктов (бензин, керосин и дизельное топливо), произведенных на нефтеперерабатывающих заводах в Китае, осуществляется исключительно специально назначенными дочерними предприятиями CNPC и Sinopec. Документ №38, по сути, стал гильотиной для независимых оптовиков переработанной нефти и устранил любое проявление конкуренции на нефтяном рынке КНР[4].

Представление Документа №38 последовало за одобрением на 1-й сессии 9-го Национального Народного Конгресса в марте 1998 года институциональной реформы органов при Государственном Совете КНР. План реорганизации четко предусматривал создание двух сверхбольших нефтяных корпораций: CNPC и Sinopec. Эти две группы получили монопольное право в отрасли (даже до фактической юридической регистрации корпораций). Такая сверхбыстрая реорганизация преследовала следующие цели: исключительная административная монополия позволяла двум гигантам быстро расширить объемы производства, чтобы справиться с ужесточившейся конкуренцией со стороны транснациональных нефтяных компаний после вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО). Нефтяная и нефтехимическая промышленность Китая долгое время была защищена и поддерживалась правительственными системами квот и разрешений, высокими тарифными барьерами и правилами выхода на рынок для ограничения импорта сырой и переработанной нефти и для исключения иностранных компаний из оптовых и розничных контрактов на сырую и обработанную нефть. Отечественные нефтяные компании, выросшие под защитой такой политики, вряд ли могут конкурировать с транснациональными компаниями. Поэтому реформа была осуществлена под лозунгом того, что «монополия двух групп ввиду либерализации отрасли сможет быстро повысить их компетенцию и создать стену для защиты от иностранного вмешательства»[5].

Нынешняя нефтяная монополия в КНР не является результатом рыночной конкуренции, а продукт административных решений «сверху-вниз». В сентябре 1988 года несмотря на исключительную монополь двух корпораций нельзя списывать со счетов жесткое государственное управление нефтяной промышленности, распределенное между различными административными департаментами. Разведка и эксплуатация нефти находятся в ведении Министерства земли и ресурсов, цена устанавливается Национальной комиссией по развитию и реформированию, условия импорта и экспорта нефтепродуктов и нефти контролируются Министерством торговли, а Комитет по управлению государственными активами ответственен за интересы государства в качестве одного из крупнейших акционеров CNPC и Sinopec. В это же время корпорации берут на себя ответственность за добычу нефти, ее эксплуатацию и промышленную перестройку, работая в некоторой степени тоже как административный департамент и ввиду исключительного статуса всегда участвуют в разработке и разработке отраслевых норм и правил. В этом процессе предприятия, бесспорно, могут лоббировать свои интересы и получать еще большие монопольные права, участвуя во внедрении соответствующих нормативных положений, определяя общие правила, политику, стратегию по всей отраслевой цепи – от сектора добычи до розничной торговли.

В дополнение к предоставлению монопольной власти предприятиям посредством правил и политики, административные департаменты также усиливают монополию трех нефтяных гигантов посредством ценового монопольного регулирования. Регулирование цен можно разделить на две формы: регулирование цены продавца или продажи и регулирование цены покупателя или покупки, что отражается в предпочтении и даже освобождении от платежей тем, кто обладает административной монополией на ресурсы и другие ресурсы[1].

В декабре 2006 года административная монополия в нефтяной отрасли КНР впервые получила удар по себе, когда Министерство торговли КНР обнародовало Меры по администрированию рынка обработанной нефти, чтобы выполнить обязательства Китая перед ВТО. Согласно статистике данного Министерства по итогам выполнения части обнародованных мер, в 2013 году 277 предприятий получили лицензию на оптовую торговлю переработанной нефтью, и при этом большая часть из них не входит в группу двух крупнейших корпораций. Особым образом развивается сектор оптовой и розничной торговли переработанной нефтью, рыночность которого задается серьезным давлением со стороны международных нефтяных компаний.

Читайте также:  Идеи бизнеса для женщин после 40

Текущая реальность такова, что несмотря на постоянные обсуждения с ВТО об устранении административной монополии на текущем нефтяном рынке КНР CNPC и Sinopec сохраняют свой сильнейший монопольный статус на своих соответствующих территориях из-за значительной рыночной власти и высоких барьеров, в том числе прописанных в до сих пор актуальных Мерах по администрированию, которые фактически исключили новичков с рынка. За всю историю отрасли судебное разбирательство Yunnan YingDing Biological Technology против Sinopec является первым случаем дисбалансировки сил в нефтегазовом секторе Китая, однако с 2014 года остается единственным ярким эпизодом. Похоже, что либерализация рынка переработанной нефти еще далека.

Рынок нефтяной промышленности в России

По состоянию на 01.01.2019 добычу нефти и газо­вого конденсата (нефтяного сырья) на территории Рос­сийской Федерации осуществляли 290 организаций, имеющих лицензии на право пользования недрами, при этом 104 организации из данного списка входят в структуру 11 верти­кально интегрированных компаний (далее — ВИНК), на долю которых, по итогам года, суммарно пришлось 85,2 % всей национальной нефтедобычи. Остальная часть рынка поделена между 187 независимыми добывающими компаниями и 3 компаниями, работающими на условиях соглашений о разделе продукции[2]. Большинство ВИНК были образованы в ходе приватизации начала 1990-х годов, другие были организованы по итогам сделок дробления, слияния и поглощения. ВИНК обладают бесспорными конкурентными преимуществами перед независимыми малыми компаниями ввиду полного цикла производства и сбыта, концентрации существенных объемов любого типа ресурсов и создания дополнительной стоимости вследствие сокращения вывоза сырой нефти с соответствующим увеличением экспорта нефтепродуктов. Данные конкурентные преимущества приводят к тому, что практически весь объем дизельного топлива (более 92%) выпускается на нефтеперерабатывающих заводах именно ВИНК[3]. ВИНК, как в случае китайских корпораций, имеют четкую вертикальную иерархию, а также практически полный контроль в регионах. Существуют отдельные случаи определенного успеха малых независимых компаний в отдельных регионах России, однако не часто данные компании охотно готовы быть перекупленными ВИНК.

На данный момент до сих пор четкое и полноценное регулирование нефтяной монополии в лице ВИНК (структура несет ярко выраженный олигопольный характер), проявляющееся в строгих антимонопольных рамках, понятной для рынка всеобъемлющей терминологии и правил политики и стратегии компаний на рынке, не сформировано. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и 12 нефтяных компаний[4] 8 июля 2011 года заключили четырехстороннее соглашение «в целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, необходимости модернизации производственных мощностей нефтяных компаний и повышения качества поставляемых на внутренний рынок нефтепродуктов»[5]. Данное четырехстороннее соглашение в целом может считаться одним из инструментов административной монополии, когда компетентные органы признают контроль компаний на рынке и соглашаются на их согласованные действия.

С 2016 года ФАС России обсуждает проект федерального закона «Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации»[6], который преследует цель ограничить власть ВИНК в нефтяной отрасли российской экономики и предоставить больший круг прав третьим сторонам и малым независимым предприятиями. Проектом предусматривается комплекс мер, направленных на пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны участников рынка нефти и нефтепродуктов, повышение эффективности регулирования отношений, возникающих при обороте нефти и нефтепродуктов, обеспечение развития конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов[7].

Вместе с этим в настоящее время оптовая и розничная торговля нефтью и нефтепродуктами уже регулируется отдельными нормативными актами, которые контролируют деятельность субъектов, занимающих доминирующее положение, а также регламентируют развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами в России. Данные акты[8] во многом направлены на то, чтобы не допустить необоснованного завышения цен на нефтепродукты со стороны доминирующих компаний, однако все равно статистические данные о долях на рынке и контроле всей нефтяной промышленности России говорят о недостатке конкурентной среды.

В последнее время антимонопольный контроль со стороны ФАС ужесточился, но только лишь в мере правовой силы четырехстороннего соглашения 2011 г. В марте 2018 года нефтяные компании ОАО «ТАИФ НК» и АО «ФортеИнвест» увеличили поставки автомобильных бензинов и дизельного топлива на экспорт, при одновременном сокращении поставок на внутренний рынок Российской Федерации[9]. Это привело к ограничению предложения объемов товара как в биржевом, так и внебиржевом сегментах рынка, созданию дисбаланса спроса и предложения и оказало существенное влияние на увеличение цены товара.

В случае невыполнения положений Соглашения, ФАС России может принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Санкцией за такое нарушение может стать изъятие необоснованно полученного дохода.

Таким образом, несмотря на кардинально разные формы рыночной власти в КНР и России – в первой республике административная монополия, где власть сосредоточена в руках двух корпораций и весь полученный контроль регламентирован четкими нормативно-правовыми актами, а во второй – сформирована олигополия вследствие устоявшихся рыночных практик в национальной экономике, с активным мониторингом со стороны антимонопольного органа, либерализация нефтяной отрасли в обеих странах до сих пор находится под вопросом. С одной стороны, сложность нефтяной промышленности приводит к тому, что эффективность достигается лишь полным циклом производства, с другой стороны – общество в силу монопольной власти несет большие издержки, а бизнес не имеет возможности развиваться. На фоне снижающихся цен на нефть и поворотов на мировом рынке энергоносителей обоим государствам необходимо более тщательно проработать механизмы улучшения конкурентной среды в нефтяной отрасли.

1. Hong Sheng, Nong Zhao. China’s State-owned Enterprises: Nature, Performance and Reform, World Scientific , 2013

3. Yang Zhongxu. Glass Door in the Oil Industry: Private Oil Companies Constrained in the Upstream and Downstream Business. Caijing Magazine, 2012

4. Ellenor Grace M. Francisco. Petroleum Politics: China and its national oil companies. June, 2013. Centre international de formation européenne, Institut européen. URL: https://www.ie-ei.eu/Ressources/file/memoires/2013/FRANCISCO.pdf

5. Unirule Institute of Economics. Cause, Behavior and Eradication of Administrative Monopoly in China. 2012URL: http://www.unirule.org.cn/index. php?c=article&id=211

6. Unirule Institute of Economics. Theoretical Research on and a Reforming Solution to Opening the Markets of Crude Oil and Petroleum Products. 2013

7. Hongyi Lai, Malcolm Warner. Managing China’s Energy Sector: Between the market and the state. Routledge, October 2017

8. Изменения и тенденции в регулировании ТЭК России и мира: в фокусе II квартал 2016 при участии Московского нефтегазового центра EY, выпуск июль 2016 года URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/9790.pdf

10. Рынок дизельного топлива в России 2018: оперативные данные 2010-2018 и прогноз до 2022. РБК

Источник