Презентационные навыки: талант или ораторское искусство?
«Современная аудитория – будь то пятнадцать человек на деловом совещании или тысяча человек под тентом – хочет, чтобы оратор говорил так же просто, как и в личной беседе, так, как будто он беседует с одним человеком»
Современное общество все больше обращается к публичным выступлениям, ведь это прекрасный способ заявить о себе, своем деле, компании, продукте. Однако не все владеют презентационными навыками, опасаются выступать, тем самым теряя заслуженное признание, известность, востребованность. Сегодня действительно очень мало хороших ораторов, которые захватывают внимание аудитории с первого слова. В основном на выступлениях публика скучает, вяло откликается на общение и проявляет низкую активность.
Слушатель сегодня совсем другой, поэтому просто выйти и выдать порцию полезной информации недостаточно. Оратору необходимо использовать специальные приемы, инструменты и применять эффективные презентационные методики, – именно это позволит ему держать аудиторию и не терять контакт со зрителем. Умелый оратор ведет презентацию так, что каждый в зале думает, что выступающий обращается именно к нему.
Рассмотрим основные презентационные компетенции, которые применяют известные люди в своих выступлениях.
Этим приемом в совершенстве владел Стив Джобс. Во время презентации он никогда не смотрел поверх голов аудитории: 98% времени он держал зрительный контакт с публикой. Он выбирал в зале то одну, то другую группу людей, а то и отдельного человека, и вел презентацию так, как будто рассказывал о продукте только ему.
Какие секреты помогают развить навыки презентации, а именно держать зрительный контакт? Все просто: оратор должен в совершенстве знать материал, чтобы не читать его с листа. Пользуетесь демонстрационными слайдами? Отлично. Но на них должно быть минимум текста: зрителю интересно, когда картинка играет сопровождающую роль, а не главную. Обилие текста заставит аудиторию читать надписи, а не смотреть слайды, и она неизбежно заскучает.
Чтобы аудитория не заскучала, нужно вовремя менять способ представления информации. Помимо основной речевой части успешная презентация включает ролики и слайды, визуальные демонстрации продукта и подкреплена эффектным выходом на сцену популярного гостя (знаменитости).
Смена подачи информации дает аудитории передышку, и в то же время вовлекает ее в происходящее на сцене. Однообразное выступление ничем не запомнится зрителю. Однако всего несколько интересных переходов и неожиданных перемен, и презентация становится запоминающейся и яркой.
Человеческий мозг способен усвоить огромное количество информации, но запомнить, сохранить в «базе данных» – всего три или четыре фрагмента из всего выступления. Об этом законе «трех» отлично знал Стив Джобс и использовал его во время своих презентаций. Он готовил обширный доклад, основой которого выбирал три позиции: например, три новинки: iPhone, iPod, iTunes или «три революционных продукта», которые будут объединены в один продукт.
Помните об этом, когда начинаете готовить свое выступление. О чем должна узнать ваша аудитория? На чем она должна сфокусировать внимание? Определите три ключевых темы (продукта) и обыграйте их в презентации. Повторяйте несколько раз их название, акцентируйте позиции, и слушатели сохранят в памяти эту важную информацию. Обсудить множество тем можно в письменном формате, но в рамках презентации лучше придерживаться закона «трех».
Чтение с листа и монотонная речь – главные причины провальных выступлений. Развитие презентационных компетенций во многом зависит от владения своей речью. Чтобы сосредоточить внимание слушателя, выделить главную мысль и акцентировать выводы, необходимо применять речевые паузы. Этот прием помогает сделать выступление ярким, придать ему выразительности и заинтересовать аудиторию.
В то же время паузы в выступлении помогают оратору внести в него порядок, взять время на обдумывание мыслей для логического перехода к следующей части доклада. Смена интонаций вносит в речь эмоциональное содержание, делает ее более насыщенной, живой и позволяет сделать выступление действительно интересным.
Юмор: дозированный и прицельный
О силе юмора в ораторстве говорили даже Цицерон и Квинтилиан, позиционируя его инструментом, удерживающем внимание публики. Шутки разряжают обстановку, делают общение с аудиторией простым и открытым. Однако юмор не должен быть самоцелью выступающего. В первую очередь шутки должны быть уместными: не стоит отпускать колкости об уровне безработицы или высмеивать правительство.
Хороший юмор естественный, дозированный и спонтанный. Когда выступающий рассказывает анекдот, он не производит такого эффекта, как неожиданная и точная шутка. Поэтому не нужно предупреждать публику: сделайте юмор естественным включением в презентацию, и аудитория оценит это.
Этот прием поможет тем, кто ставит перед собой цель развить презентационные навыки и в любой сложившейся ситуации научиться владеть собой и ситуацией. Вспомним утку: в процессе плавания по воде она совершает колоссальную работу: усердно отталкивается от воды и преодолевает сильное сопротивление. Но сама при этом остается безмятежной.
Воспоминания об этом во многом помогут выступающему. Помните: вы – утка. Что бы ни случилось в эту минуту – в квартире потоп, а проектор отказывается работать, – улыбайтесь и продолжайте презентацию. Любую ошибку можно всегда перевести в шутку, а проектор заменить флипчартом. Главное – презентация останется под контролем, и аудитория не заметит, что у вас произошел форс-мажор.
Рассказ о том, как конкретная ситуация повлияла на ваши дальнейшие действия (жизнь), может стать живым примером для публики и подтверждением ваших слов. Это может быть личная история, пережитый опыт, наблюдение. История может быть как веселой, так и печальной, но в любом случае она покажет, как это сработало в вашем случае или помогло принять важное решение. После такого рассказа аудитория увидит в выступающем «своего парня» и станет прислушиваться к его советам. К тому же, небольшая личная история является своеобразным отступлением и хорошим приемом для снижения накаленной атмосферы в зале.
Подготовка и репетиция
Какой бы простой ни была презентация, она требует подготовки и многократных репетиций. Этим правилом пользуются все успешные ораторы. Перед выступлением необходимо продумать каждую деталь: подобрать одежду, подготовить речь, проработать основные тезисы, сделать пометки в местах, где будут уместны небольшие отступления. Подготовка к презентации – первый шаг к уверенному выступлению и удержанию контакта с аудиторией. Поэтому заготовка демонстрационных, речевых и визуальных компонентов презентации очень важна.
Не пренебрегайте советами знаменитых ораторов, просматривайте записи конференций TED. Запоминайте приемы мастеров выступлений, пробуйте применить их в своей практике, ведь развитие навыков презентации не придет само собой. Чтобы стать успешным оратором, нужно оттачивать мастерство, а также репетировать, репетировать, репетировать.
Финальная точка презентации – самая запоминающая часть выступления. В эпилоге лучше всего подвести итоги, озвучить важные моменты, подчеркнуть главные мысли. Именно в заключительной части лучше всего выделить время для ответов на вопросы. Не стоит отвечать на них в процессе основной части доклада: это негативно повлияет на его структуру и уведет в сторону от основной темы. К тому же, стоит лимитировать время выступления, чтобы оно не казалось аудитории бесконечным. Поэтому все вопросы – после презентации, и договариваться с публикой об этом нужно заранее.
Выработка презентационных навыков – это долгая работа над собой. В единичных случаях эти компетенции даны от природы: в основном умение выступать приходит с длительными репетициями и практикой. Но если вы сегодня на сцене, значит именно сейчас ваш звездный час. Не теряйте возможность заявить о себе и приложите все усилия для того, чтобы завоевать аудиторию!
«Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задача хорошего оратора – максимальное сближение этих двух вещей»
Источник
Как умение делать презентации повышает вашу ценность на рынке труда
Чтобы считаться отличным профессионалом, мало самому глубоко разбираться в какой-то теме — важно еще уметь доходчиво, сжато и быстро донести важную информацию до коллег, руководства и клиентов. Это универсальный навык, он полезен в любых профессиях так же, как искусство устных коммуникаций.
В ситуации, когда многие компании перешли на удаленный формат работы, этот навык стал еще ценнее: теперь нет возможности подойти и объяснить что-то устно, «на пальцах», а избыток письменного взаимодействия рассеивает внимание, из большого потока информации многое просто упускается, забывается.
Если вам нужно быстро подготовить для руководства отчет, написать обоснование, убеждающее принять то или иное рабочее решение, в каком формате вы это сделаете? Скорее всего — в документе Word или таблице Excel? А как насчет формата PowerPoint? Презентации позволяют доносить информацию гораздо нагляднее, визуальные образы лучше запоминаются, да и прочитают их до конца с большей вероятностью, чем скучный многостраничный текстовый файл или длинные таблицы. Конечно, при условии, что презентация хорошо сделана. Вы часто пользуетесь PowerPoint или считаете, что эта программа не для вашей профессии?
Мы решили проверить, в каких вакансиях требуют навыка владения PowerPoint и что про него думают HR-специалисты — это преимущество или must have (то, что сейчас должен уметь абсолютно каждый)?
От кого ждут навыка создания презентаций
Доля вакансий, в которых упоминается программа PowerPoint, в общем количестве вакансий от года к году растет. А представление об умении делать презентации как об инструменте исключительно для специалистов по рекламе, продажам, преподавателей и тех, кто часто выступает на мероприятиях спикерами, устарело.
Сегодня навык презентаций важен для менеджеров всех уровней и специалистов любых профессиональных областей. В том числе для бухгалтеров, юристов, секретарей и даже врачей (один из самых свежих примеров: на hh.ru сейчас размещено около 200 вакансий врачей, в том числе хирургов, с упоминанием PowerPoint в ключевых навыках).
По словам руководителя отдела подбора персонала компании HeadHunter Олеси Плотниковой, в этом нет ничего удивительного: презентации востребованы в любых сферах, где нужно доносить структурированную информацию до коллег, руководства, клиентов или кого-то еще внутри компании или вовне. Те же врачи, например, часто делятся опытом на профессиональных мероприятиях. А для офисных сотрудников этот навык сейчас просто один из базовых.
Олеся Плотникова, руководитель отдела подбора персонала компании HeadHunter:
Основатель Академии презентаций Bonnie&Slide Николай Пере рассказывает, что учиться делать презентации к ним приходят специалисты самых разных профессий — от госслужащих до стоматологов.
Что такое визуальная грамотность и почему она важна
Специалист, не умеющий делать презентации, сейчас выглядит несовременно и менее привлекателен для работодателя — так считает начальник отдела по корпоративному обучению и взаимодействию с регионами и старший менеджер по развитию компетенций компании «Билайн» Людмила Шавлохова. Это связано с таким понятием, как «визуальная грамотность» — способностью понимать, структурировать и передавать информацию в виде изображений и инфографики.
С Людмилой Шавлоховой соглашается Николай Пере: «Я бы сказал, что навык дизайна становится чем-то вроде знания английского языка, таким же обязательным. Раньше, если сотруднику нужна была хорошая презентация, он ее кому-то заказывал — например, штатному дизайнеру внутри компании. А сейчас темп работы такой, что времени на это нет, да и штатные дизайнеры есть далеко не в каждой компании».
Упоминать ли про умение делать презентации в резюме?
В резюме про свое умение делать презентации соискатели на hh.ru упоминают по-разному. Кто-то коротко пишет в ключевых навыках только название программы — PowerPoint, кто-то уточняет, что у него продвинутый навык создания презентаций, кто-то в хорошем смысле «хвастается», что делает лучшие презентации в своем департаменте. А кто-то упоминает про то, что прошел специальный курс по искусству создания презентаций.
В любом случае мы видим, что соискатели старшего возраста упоминают про этот навык реже молодых. Одно из двух: либо старшее поколение не владеет этим навыком в достаточной степени, либо не считает его важным для упоминания в резюме. Напрасно: если вы умеете делать эффектные презентации, это стоит подчеркнуть. Но только сделать это надо правильно.
К простому упоминанию того, что вы владеете PowerPoint, рекрутеры, по словам Олеси Плотниковой, относятся скептически. Это всё равно что написать про владение Word. Само по себе умение пользоваться такими базовыми офисными программами должно быть у современного соискателя по умолчанию. Другое дело, если вы умеете быстро делать впечатляющие презентации, то есть у вас продвинутый навык. Про него сказать стоит — это ваше преимущество.
Как быть, если навык создания презентаций слабый
Если у вас есть такая проблема, решение очевидно — пора наконец этот навык освоить. Это совсем не сложно. Если у вас стоит на домашнем компьютере Microsoft 365 (так теперь называется знакомый всем Office 365), потренируйтесь в свободное время. PowerPoint входит во все виды подписок Microsoft 365, изучите возможности программы.
В обновленной, самой актуальной версии PowerPoint масса функций, которые позволяют легко и быстро делать красивые и убедительные слайды самостоятельно, без дизайнеров. У подписчиков Microsoft 365 есть эксклюзивный доступ к более чем 8000 изображений, 175 циклических видео и 2800 новых иконок, которые можно вставлять в презентации, чтобы делать их впечатляющими и привлекательными.
По мнению Николая Пере, научиться делать эффектные презентации может любой, главное — понять основные принципы и освоить инструменты.
Подробнее о новых функциях PowerPoint (наряду с другими приложениями Office входит в Microsoft 365) рассказывает Марат Хайрулин, ведущий эксперт по технологиям Microsoft в России:
Освоить весь арсенал инструментов для создания убойно красивых слайдов в PowerPoint можно на курсах Академии презентаций Bonnie&Slide. Кстати, с 7 мая по 7 июня 2020 года покупка любой подписки Microsoft 365 дает право на скидку 1000 рублей на стоимость любого курса в Bonnie&Slide. Акция проходит в сети магазинов «Эльдорадо».
Источник