Направления своей деятельности по введению фгос до

ФГОС ДО введение и реализация в дошкольной образовательной организации
статья на тему

Из опыта работы ДОО

Скачать:

Вложение Размер
fgos_do_2017_god_konferentsiya.docx 25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Шкитина А.А., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 25 Калининского района

Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольной организации

(из опыта работы детского сада).

С 1 сентября 2013 года система дошкольного образования в Российской Федерации переживает серьёзные преобразования. Дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Т еперь образование в ДОО рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт.

В соответствии с этим в нашей дошкольной образовательной организации были определены основные задачи по совершенствованию образовательного процесса. Такие как:

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по теоретическому знанию ФГОС ДО и его практической реализации в образовательный процесс;
  • Организация психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников;
  • Обновление материально-технического обеспечения ДОО;
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Одним из важных направлений, на наш взгляд, являлось организационно — управленческое обеспечение введения и реализации ФГОС ДО.

Именно поэтому необходимо было обеспечить методическое сопровождение педагогов в рамках реализации стандарта, грамотно организовать образовательное пространство ДОО в новых условиях. Возник вопрос, как сделать это, чтобы педагогам было наиболее просто перейти с ФГТ на ФГОС ДО. Тем более, что до этого момента отсутствовали утверждённые примерные общеобразовательные программы дошкольного образования. В этот переходный период нашей задачей стало – оказать квалифицированную помощь воспитателям. Для методической работы с воспитателями были спланированы мероприятия, реализующие системно — деятельностный подход. Основные формы работы – это не обычные консультации, где роль педагога достаточно пассивна, а постоянно действующие семинары, семинары-практикумы, круглые столы, работа в рабочих группах и т.д.

Поэтому в детском саду была создана творческая группа, которая и выступила инициатором новых идей, нацелила педагогический коллектив на активное участие в запланированных мероприятиях.

Перед рабочей группой были поставлены следующие задачи:

  • Проанализировать степень готовности педагогических работников к внедрению Стандарта;
  • Проанализировать соответствие необходимых требований для его реализации, в том числе и требований к развивающей предметно-пространственной среде;
  • Разработать основную образовательную программу дошкольного образования, которая обеспечила бы развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
  • Оказать помощь педагогам в создании рабочих программ для каждой возрастной группы;
  • Разработать перспективный план работы с семьями воспитанников.

Немаловажным направлением деятельности по реализации стандарта является работа с кадрами. У педагогов возникли некоторые трудности при переходе с ФГТ на ФГОС. Но самые важные концептуальные положения ФГТ и ФГОС одинаковы: комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, принцип развивающего образования, принцип интеграции образовательных областей, видов детской деятельности, работы специалистов детского сада, сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости. Поэтому на первом этапе введения стандарта был проведен сравнительный анализ основных положений ФГТ и ФГОС ДО, а также тестирование педагогов в целях системного анализа профессиональной компетентности педагогов по основным направлениям ФГОС ДО.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования потребовало от работников дошкольного учреждения больших изменений в своей работе: личностной и профессиональной готовности каждого педагога, новых методов в управлении и контроле, оптимального методического и дидактического обеспечения воспитательно-образовательного процесса, преобразования предметно-пространственной среды.

В нашем детском саду была создана модель развивающей предметно-пространственной среды, которая бы способствовала гармоничному развитию и саморазвитию детей, что позволило организовать в группах нашей образовательной организации такую среду, которая соответствует реализуемой основной образовательной программе дошкольного образования и учитывает индивидуальные особенности детей, отвечает принципам организации образовательного пространства.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает: возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов- заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает: соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В нашей ДОО была разработана образовательная программа, основанная на принципах ФГОС дошкольного образования, содержание которой выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой.

Образовательная программа ДОО нацелена, прежде всего, на всестороннее развитие ребёнка, на основе особых, специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.

Немаловажным условием реализации ФГОС дошкольного образования является материально – техническое обеспечение детского сада. Состояние материально-технической базы ДОУ, обеспечивает организацию жизни детей в детском саду и соответствует приоритетным направлениям деятельности нашей образовательной организации. Насыщенность среды образовательной организации должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию ООП ДО. В нашей ДОО создаются и поддерживаются условия для всестороннего развития личности ребенка. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение равных стартовых возможностей воспитанников, и на развитие индивидуальных возможностей детей.

Сейчас перед педагогическим коллективом детского сада на данном этапе реализации ФГОС ДО стоит задача — создать единое пространство развития ребенка в семье и детском саду, сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии детского сада и семьи через использование современных интерактивных форм взаимодействия с семьями воспитанников. Только при условии, что детский сад и семья открыты друг другу, открыты для диалога, мы вместе сможем раскрыть способности и возможности каждого реб ѐ нка.

Подводя итоги, можно сказать, что в нашей дошкольной образовательной организации введен и реализуется ФГОС ДО:

  • созданы условия для работы педагогов с детьми в контексте современных требований;
  • Осуществляется систематическое взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса;
  • имеется развивающее оборудование, методический и дидактический материал для организации образовательной деятельности;
  • имеется бессрочная лицензия нового образца на право ведения образовательной деятельности.

Но в тоже время нам есть куда и к чему стремиться. В планах у нас — продолжить пополнять материально-техническую базу дошкольного учреждения, скорректировать содержание ООП ДО в соответствии с требованиями федерального законодательства в сфере образования

В заключение можно сказать, что невозможно достигнуть положительных результатов в создании комфортных и безопасных условий в детском саду, повышении качества предоставляемых услуг без взаимодействия всех участников отношений в сфере образования.

Источник

Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС

Анна Косенко
Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа — проекта Федеральных государственные стандартов. Федеральные государственные стандарты задают ориентиры развития системы дошкольного образования и вносят ряд изменений в организацию воспитательно — образовательного процесса в ДОУ. Соответственно, повышаются требования к качеству работы воспитателя ДОУ, его профессиональной подготовке, они должны отвечать принципам мобильности, гибкости, интеграции, конкурентноспособности.

Общеизвестно, что ФГОС предлагает ориентироваться на освоение общих и профессиональных компетенций педагога, что включает в себя способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении воспитательно-образовательных задач.

Изучая и внедряя проект ФГОС в педагогическую деятельность педагоги нашего детского сада «Рябинка», определили для себя конкретные меры по его реализации в педагогический процесс. Первый важный шаг, мы считаем, — это выявление способности воспитателя к самоанализу и самооценки своей деятельности, поскольку от этого зависит рост его педагогического мастерства, отношения к критике в его адрес, требовательность к своей работе, адекватная оценка реального уровня профессионального развития.

Наиболее полно процесс саморефлексии, самоанализа и самооценки описал с психологической точки зрения Беспалько В. П. Он раскрыл этот процесс через профессиональное самосознание, которое является неотъемлемой частью педагогического мастерства и профессионального развития педагогов.

Анализируя свои индивидуальные планы профессионального развития мы определили, каким себя видит педагог и каким он хочет стать. Каждый воспитатель выбрал или глубже обосновал тему и направление самообразования, соотнеся её с основными пятью направлениями ФГОС. Мы, педагоги старшей группы, определили для себя коммуникативно-личностное развитие детей, включающее в себя образовательные области «Коммуникация», «Социализация». Считаем это направление актуальным, так как оно включает в себя речевое, познавательное развитие ребёнка и предполагает использование разнообразных видов деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, художественно-продуктивную. Ведущий деятельностью является игра, имеющая свою цель-введение ребёнка в сложный мир человеческих взаимоотношений, с формированием мотива, коммуникатного намерения и потребности в общении.

Современная деятельность педагога требует постоянной готовности обеспечивать инновационные творческие процессы. Изучив теоретические аспекты к организации взаимодействия в педагогическом процессе (А. Н. Джуринский, Е. В. Коротаева, В. А. Сластеник, Е. Н. Шиянов,ознакомились с новейшими педагогическими технологиями: «Развитие коммуникативных способностей дошкольника» (автор А. Г. Арушанова, в которой раскрываются методика диагностики коммуникативной компетенции, содержания, формы и методы развития диалогического общения детей. «Коммуникативное развитие детей 5-7 лет» (автор Ю. В. Авдеева, разработанной на основе ФГТ, отвечающей требованиям проекта ФГОС, помогающей формировать общую культуру, интеллектуальные и личностные качества, предпосылки к учебной деятельности, обеспечивает социальную успешность.

Изучив вопросы теории и методику, новые технологии по коммуникативно-личностному развитию мы составили рабочую программу по формированию коммуникативных навыков и развитию общения детей 5-6 лет «Играем вместе». Программа составлена с учётом принципов индивидуальных и возрастных особенностей детей, гуманности, интеграции, все мероприятия предполагают использование разнообразных видов деятельности, проведения в игровой форме, включают в себя не менее 7-8 образовательных областей. Основной целью программы является помочь осознанию ребенком своей индивидуальности, выработке своего коммуникативного стиля, освоению способов общения с окружающими.

Программа включает три блока: подготовительный, диагностический, развивающий. Третий блок включает 4 раздела, где чётко определены цели, задачи, формы и структура всех мероприятий. Содержание программы «Играем вместе» соотнесено с требованиями основной общеобразовательной программы ДОУ.

Нами разработана картотека игр и упражнений по коммуникативно-личностному развитию,которые систематизированы по разделам и целям: «Развитие совместного общения», «Развитие всех компонентов устной речи», «Этикет речевого общения», «Формирование коммуникативных навыков».Совместно с детьми разработаны проекты: «Растем вместе», «Зимующие птицы», «Дружные ребята», система занятий по коммуникативно-познавательному развитию детей, методические рекомендации по организации социально-ориентированных игр.

Работая по программе «Играем вместе» отметили, что взаимодействие педагогов и детей, детей друг с другом определяют взаимосвязь их деятельности, как совместную деятельность, как способ организации совместной деятельности. При этом организация и содержание педагогического процесса определяются не только педагогом, но и активностью и потребностью деятельности детей. Все занимательные дела, игровые мероприятия выстроены в определенную систему, соотнесены с непосредственно образовательной деятельность, работой в утренние часы и во вторую половину дня. Качество календарно-тематического планирования значительно обогатилось, коммуникативные игры и упражнения ежедневно планируются, проводятся и включаются в план не менее 2-3 раза. Непосредственно образовательная деятельность также включает в себя элементы программы «Играем вместе».

Формирование коммуникативной тренировки в играх и в НОД, организуемыеи проводимые с детьми включают следующие действия:

— разыгрывания проблемной ситуаций;

— создание ситуаций успеха;

— оценка коммуникативных действий детей в виде правил, оценок, состояний;

— использование художественных произведений,малых фольклорных форм: пословиц, поговорок, загадок, считалок и прибауток;

ФГОС определяет требования не только к программам, условиях их реализации, а самое главное- к результатам.Мы разработали определенную систему мониторинга по образовательным областям: «Коммуникация», «Социализация», которые включают в себя не только диагностику сформированности навыков общения и коммуникативный навыков, но и сформированность интегративных качеств ребёнка.

Качество содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром значительно улучшилось, уровень развития коммуникативных навыков, навыков общения стал выше. Культура поведения большинства детей подготовительной группы соответствует нормам и возрастным особенностям детей. Так, при посещении народного театра «Жёлтое окошко», экскурсий в музеи города, детскую библиотеку, дети соблюдают нормы и правила поведения в общественных местах, речевой этикет. Вместе с тем, мы педагоги ожидаем, что при внедрении ФГОС мы получим более четкие целевые ориентиры по вопросам мониторинга.

Формирование общей культуры воспитанников, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой, отмечено в проекте ФГОС, требует совершенствования предметно-развивающей среды в группах.

В группах изменились и обогатились зоны экспериментирования, мини-лаборатории, уголки коммуникативной деятельности (где сосредоточены пособия, карточки, схемы для формирования навыков общения, пособия для развития речи, карточки для моделирования и закрепления норм и правил поведения).

Новые стандарты ориентируют педагога на более активную работу с родителями, на построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребёнка, во влечение семей в воспитательный процесс, основанный на сотрудничестве все участников педагогического процесса.Ставится новая цель в образовании: воспитание, становление и развитие высоко нравственного, ответственного, инициативного, компетентного гражданина России, и решать ее можно только совместно с семьей.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей проводим через разнообразные формы работы, особо предполагающие вовлечение большинство родителей в воспитывающее пространство: Дни добрых дел, «огород на окне», мини-тренинги, интерактивное общение, встречи по заявкам, совместное проведение мероприятий с детьми, творческие встречи, фото- выставки, домашнее экспериментирование дают нам возможность формировать адекватные детско-родительские отношения, повышают психолого-педагогическую культуру. К проведению мероприятий разрабатываем тематические памятки, буклеты, чтобы родители имели возможность дома самостоятельно организовывать с ребёнком деятельность, которой занимались в детском саду.

Мы, педагоги, осознаем, что доверие к учреждению и желание сотрудничать зависит во многом от нас, и в этом направлении нам предстоит ещё работать. Это и развитие педагогической рефлексии, соблюдение принципов открытости, развивающего диалога, индивидуального подхода, постоянство обратной связи.

Исходя из вышеизложенного, следует, что современная деятельность педагога требует постоянного повышения качества педагогического процесса, своего профессионального мастерства через внедрение инновационных технологий, умение творчески применять свои знания, анализировать результаты своей деятельности. Новые ориентиры, программы, определенные федеральными государственными образовательными стандартами в 2014 году, помогут успешно решать поставленные перед нами задачи.

1. Алябьева, Е. А.Тематические дна и недели в детском саду: Планирование и конспекты. 2-еизд., доп. и испра. – М. : ТЦ Сфера, 2013.-160с.

2. Данилюк А. Принципы модернизации педагогического образования // Педагогика 2010.№5.

3. Кукушкина, Е. Ю., Самсонова Л. В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. — М. : ТЦ Сфера, 2013. – 128с.

4. Ушакова, О. С. Методика обследования речи и коммуникативных умений старших дошкольников / О. С. Ушакова //Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2013. — № 12. – С. 83-95.

Презентация «Обзор статьи о ФГТ» В сентябре 2012 года состоялись педагогические чтения для заместителей заведующих по УВР Солнечногорского района. Выкладываю свое выступление.

Реализация системно-деятельностного подхода в детском саду «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу Понятие системно — деятельностного подхода было введено в 1985 году.

Источник

Читайте также:  Ищу работу или открыть свое дело
Оцените статью