Основные функции и направления действий государства
Действия государства разворачиваются по внутреннему и внешнему направлениям, вместе с тем эти его функции не обособлены, а находятся в тесной взаимосвязи.
К внутренним функциямотносятся: охрана правопорядка, хозяйственная, идеологическая, социальная. В разные периоды существования неодинаковых типов государств значение каждого из этих видов деятельности может возрастать или падать.
Охрана правопорядка, включая подавление антисистемных выступлений противников существующего строя, высокозначима для любого государства. Вместе с тем данная функция проявляется и в профилактических мероприятиях, направленных на недопущение покушений на общественный порядок, на государственные устои и институты.
| Обратите внимание Под существующим строем понимается утвердившаяся на определенное историческое время система политических институтов. Например, борьба крупных феодалов против монарха в период утверждения абсолютной монархии была борьбой против абсолютистского строя. |
Роль хозяйственной функции меняется с течением времени. На заре становления государственности в восточных деспотиях (например, в Древнем Египте) эти обязанности были одними из важнейших: возведение храмов и других общественных зданий, а главное — строительство ирригационных сооружений, находившееся в ведении государства, обеспечивало воспроизводство общества, так как сельское хозяйство можно было развивать только при наличии искусственного орошения полей. Однако на протяжении политической истории важность описываемой функции не всегда была столь высока. В частности, на начальном этапе развития капитализма государство минимально вторгалось в экономику (принцип «государства — ночного сторожа»), хотя и тогда хозяйственная функция полностью не исчезала из предназначений государства.
Идеологическая функция продолжает сохранять свое немалое значение для любого государства. При этом в одних случаях официальная идеология вырабатывается государственными структурами, а в других — они воспринимают и поддерживают в качестве официальных концепции, разрабатываемые вне пределов их компетенции. Пример первого подхода — концепция Третьего Рима в России XV-XVII вв., официальная идеология в бывших социалистических странах, доктрина национальной безопасности в США в XX в.; второй вариант — различные религии (например, конфуцианство, отстаивающее незыблемость общественных порядков). Государство может более или менее терпимо относиться к несанкционированным им идеологиям или беспощадно подавлять их. Иногда данная функция проявляется в стремлении уничтожить всякую иную, сочтенную антигосударственной, идеологию и ее носителей (так действовали нацистская Германия и фашистская Италия, СССР в период сталинизма). К идеологической функции относятся распространение официальных взглядов, создание пропагандистской машины, в т.ч. государственных СМИ, надзор за образованием, моральная и материальная поддержка идеологов и учреждений, вырабатывающих полезные для государства системы идей.
Выполнение государством социальной функции прежде всего отвечает интересам различных групп и классов. Такого рода деятельность в том или ином виде продолжает быть присущей любому государству. Например, в Древнем Риме она выражалась в бесплатной раздаче хлеба неимущим, в содержании заведений, способствовавших физическому воспитанию и просвещению граждан и т.п. В современном мире социальная функция получила особенно динамичное развитие. Она охватывает здравоохранение, социальное обеспечение, образование, создание возможностей для более широкого доступа к достижениям культуры, заботу о детях, молодежи и престарелых и т.д.
К внешним функциямгосударства относятся: отношения с различными субъектами мировой политики — прежде всего с другими государствами и с международными организациями, внешнеэкономическая и военная функции.
Поддержание отношений с другими государствами и деятельность в международных организациях охватывают взаимосвязи, имеющие как чисто политический, так и культурный характер (к примеру, вопросы укрепления мира и доверия, экологии, защиты интересов своих граждан (подданных) и предприятий, работающих за границами данного государства).
Внешнеэкономическая функция заключается в стремлении государства обеспечить, с одной стороны, максимально благоприятные условия для деятельности национальных хозяйствующих субъектов за рубежом, а с другой — учесть все внешние факторы для создания условий развития собственной экономики. Это достигается с помощью односторонних мер (в частности, таможенного тарифного и нетарифного регулирования, привлечения иностранных товаропроизводителей и инвесторов либо, наоборот, протекционизма, выделения средств на поддержку отечественных экспортеров и т.п.), а также в результате согласования позиций с другими государствами на двусторонней и многосторонней основе.
У военной функции государства две стороны: 1) надежная оборона собственной страны; 2) захватнические и вообще наступательные действия, обеспечивающие интересы совершающего их государства. Сюда же относятся разведка и контрразведка. В последние годы государства на мировой сцене выполняют еще и антитеррористические операции, участвуют в борьбе с распространением наркотиков и с иной преступной деятельностью в целом, а также в международных вооруженных контингентах по поддержанию мира в «горячих точках».
Если совместить все основные современные концепции государства, то получится, что его активность должна разворачиваться по ряду направлений и обладать некоторыми особыми характеристиками.
— Государство создает своим субъектам благоприятные условия для действий в рамках государственных институтов и гражданских объединений, а также для использования их ресурсов.
— Административные возможности государства могут быть ограничены доминирующими коллективными общностями (например, корпорациями, профсоюзами), необходимостью во многих случаях получить одобрение парламента или избирателей. Осуществление государственной политики определяется формальными правилами, институциональным регулированием, способностью экономики обеспечить ресурсы для этой политики.
— Государство может предложить свои политические альтернативы конфликтующим группам, образовав тем самым основу для достижения компромиссов.
— Государственный аппарат занимает приоритетные позиции по отношению к социальным группам и коллективным объединениям.
— Способность государства маневрировать повышается благодаря его возможностям переносить имеющиеся у него ресурсы из одной области в другую. Однако успешным такое политическое маневрирование будет только тогда, когда государство располагает ощутимой поддержкой парламента и населения.
— Все государства в рыночных обществах защищают свои главные институты — частную собственность, плюрализм демократических норм и правил. Поэтому вмешательство государства в жизнедеятельность общества чаще всего ограничивается урегулированием кризисных проблем.
У центрального политического института — государства — есть два аспекта, принципиальным образом определяющих его сущность: тип государственного устройства и форма правления.
Источник
Внешние функции государства — это основные направления деятельности государства на международной арене;
В соответствии с этими задачами можно выделить две основные внеш ние функции государства:
1. Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами мирового со общества.
2. Оборона страны от нападений из вне.
Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами — это раз нообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических и культурных отно шений, гармонично сочетающих интересы государства с конкретными и об щими интересами всех государств.
Современный уровень развития объек тивно требует объединения общих усилий государств для эффективного ре шения внутренних проблем каждого госу4дарства в отдельности и мирового сообщества в целом. Процесс интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств мы и наблюдаем в нас тоящее время. Сотрудничество предполагает взаимовыгодный подход к ин теграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, в интересах не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.
Для межгосударственного экономического сотрудничества характерно: международное разделение труда, кооперирование и специализация произ водства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота, раз витие предметно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет ООН и ее учреждения. Эко номический и Социальный Советы ООН регулируют вопросы межгосударствен ных экономических отношений. Это прежде всего Совет по торговле и раз витию, Экономический комитет, региональные экономические комиссии, ко митеты по жилищным вопросам, строительству и планировке, природным ресурсам, науки и техники. Экономическое и социальное сотрудничество координирует также Международная организация труда, Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Меж дународный банк реконструкции и развития.
Экономическое сотрудничество эффективно в рамках государств территориально связанных друг с другом. Например, Европейское сообщество, цель которого — сотрудничество в экономической, политической, культурной, военной областях, постоянное повышение уровня жизни, тесные связи между народами государств сообщества. Эти государства решили устранять все ограничения в торговле между собой, ввести общий таможенный тариф в торговле с другими страна ми, не входящими в сообщество, не препятствовать свободному передвижению лиц, капиталов и услуг, проводить общую политику в области транспорта, энергии, установить единые правила конкуренции и другие. Европейское сообщество сотрудничает и с другими государствами, не входящими в его состав. Государства-сообщества постоянно углубляют свое сотрудничест во, одобрены договоры о валютно-экономическом и политическом союзах. Планируется переход к единой валюте и единой системе обороны. Эффек тивно функционируют кредитные учреждения, которые финансируют общие социальные и экономические мероприятия. Экономическое сотрудничество осуществляется и на основе двухсторонних договоров, однако в этом слу чае оно носит ограниченный экономическими возможностями этих госу дарств характер.
В политической области сотрудничества проявляется в регулировании вопросов мира и войны. Осуществление политического сотрудничества на всех уровнях — межпарламентском, межправительственном, на уровне орга нов местного самоуправления, а также уровня развития мирового сооб щества позволяют избежать масштабных военных конфликтов. Европейское сообщество имеет общие межгосударственные законодательные, исполни тельные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств. СНГ возникшее в 1991 году стро ится на принципах экономического сотрудничества, без которого многие из бывших субъектов СССР просто не могут существовать. Ведь между ними существовали четко отлаженные экономические связи, разрыв которых не гативно сказывается на экономике всех государств, входящих в СНГ. Пе реход к более тесному сотрудничеству между ними в политической, куль турной и других областях вполне возможен. Однако этот процесс нельзя искусственно подталкивать, ставшие самостоятельными государствами быв шие республики СССР обязательно сами должны прийти к пониманию необхо димости этого.
ООН является основным международным органом координирующим полити ческие интересы современных государств. Совет Безопасности — постоянно действующий орган ООН, который занимается вопросами политического уре гулирования конфликтов, в том числе и военных. Он обладает широким кру гом полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, раз витию сотрудничества в разнообразных сферах межгосударственных отноше ний.
Кроме этого существуют и региональные международные организации такие как Лига арабских государств, Организация Африканского единства, Организация американских государств и другие, которые также содейст вуют поддержанию безопасности и политической стабильности. Большую часть вопросов политического характера государств решают дипломатичес ким путем, на основе двухсторонних и многосторонних переговоров.
Культурное и научно-техническое сотрудничество. В ООH это сотруд ничество координирует специальные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮHЕСКО), Международные агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие. Конкретные вопросы культурного и научно-техническо го сотрудничества решаются на основе двухсторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организа циями (например, Международный совет научных союзов, Международный со юз архитекторов, Международный союз студентов). В рамках этого сотруд ничества осуществляется обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, конференции по научным проблемам, непосред ственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.
Сотрудничество в области охраны окружающей среды. В рамках этого сотрудничества решаются вопросы по поддержанию нормальной экологичес кой обстановки на планете. Эта деятельность носит широкомасштабный характер и направлена на создание условий необходимых для существова ния и развития человеческой жизни. Экологическое сотрудничество про водится с помощью учреждений ООH, а также межрегиональными и межгосу дарственными органами. Для решения вопросов охраны окружающей среды используются достижения космонавтики, медицины, биологии, электроники, химии.
Международное сотрудничество основывается на нормах международ ного права, максимально учитывает интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.
Функция обороны страны. Эта функция составляет важнейшее направ ление в деятельности государства. Hа всех этапах развития государства существовала необходимость защиты от внешних агрессоров свободы, неза висимости, суверенитета и территориальной целостности государства. Войны за освобождение территории государства с точки зрения международного права считаются законными и справедливыми функциями. Оборона страны осуществляется военными, дипломатическими, политическими, эко номическими средствами. В мирное время — это подготовка страны к отра жению возможного нападения. В военное время — это прямая вооруженная борьба с противниками, в ходе которой объединяются все силы страны для достижения победы.
Большинство современных государств придерживаются оборонительной доктрины. В соответствии с ней государство создает и содержит столько сил и средств, сколько необходимо для отражения возможной агрессии. Такой подход к вопросам военного противоборства считает возможность возникновения войны, а если оборонительная доктрина будет принята все ми государствами, то войны могут стать достоянием истории.
Функция обороны страны включает в себя систему государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооружен ных сил как в мирное время так и в военное.
Существуют пять направлений оборонной деятельности государства исходя из той военной доктрины, которой оно придерживается:
1. Укрепление оборонной мощи страны. Обороноспособность государства обеспечивает развитая и эффективная экономика, опирающаяся на новей шие достижения научно-технического прогресса, что позволяет произво дить все необходимое для нужд обороны. Современная экономика обеспечи вает необходимый уровень развития военной промышленности, производ ство новейших образцов техники и оружия, создание запасов стратегичес кого сырья и продовольствия, и других компонентов оборонного назна чения.
2. Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеготовности. Вооруженные силы государства должны быть мощны ми, мобильными, располагать современным вооружением, высокопрофессио нальными, обладать высокой боеготовностью, действовать в режиме за конности и положений международного права.
3. Охрана государственных границ. Это деятельность пограничных войск и других специальных подразделений по обеспечению пограничного режима, определяемого законодательством государства.
4. Организация гражданской обороны. Проведение государством оборони тельных мероприятий в мирное время в целях подготовки населения к воз можному нападению, обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время. Предусматривается эвакуация из населенных пунк тов, по которым наиболее вероятны удары оружием массового поражения, создание специальных защитных сооружений, проведение спасательных и восстановительных работ.
5. Военное обучение запаса вооруженных сил. Во многих странах органи зуется периодическая военная переподготовка лиц, состоящих на военном учете. Это позволяет в случае межгосударственных конфликтов быстро по полнить вооруженные силы квалифицированными кадрами. Кроме этого орга низуется вневойсковая подготовка, проводящаяся в средних и высших учебных заведениях.
Функция обороны страны тесно связана с другими функциями государства. Hапример, с экономикой, так как эффективная экономика позволяет обеспечить вооруженные силы современной боевой техникой и оружием, строить военные объекты, развивать оборонную промышленность, произво дить научные исследования в этой области. Взаимодействие с социальной функцией позволяет удовлетворить социальные нужды и потребности воен нослужащих и их семей (охрану здоровья, обеспечение жильем, комму нальные услуги и т.д.). Благодаря взаимодействию с функцией охраны правопорядка успешно решаются вопросы укрепления военной дисциплины, сбережения военного имущества, охраны прав и свобод военнослужащих и их семей. Взаимодействие оборонной функции с внутренними функциями позволяет успешно решать задачи укрепления обороноспособности и обес печивать благоприятные условия для широко созидательного круга во всех сферах жизни страны.
В современных условиях особую значимость приобретет взаимодействие государств мирового сообщества в сфере оборонной политики. Оно направлено на сокращение ядерных и обычных вооружений, на исключение из оборонных средств государств бактериологического, химического, биологического и других видов оружия массового поражения. Снижение уровня военного противостояния благоприятно сказывается на экономических возможностях всех государств, на культурном, духовном, экологическом благополучии их народов. В настоящее наметилась устойчивая тенденция гуманизации военного противоборства.
Итак, функции государства это цельная, взаимосвязанная деятельность государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при взаимодействии с другими государствами. Равноправное сотрудничество государств, их совместные усилия по разрешению общих проблем, стоящих перед человечеством, создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности отдельных людей, различных государственных и общественных объединений и мирового сообщества в целом. Общество в современных условиях может развиваться лишь при координации сотрудничестве образующих его государств.
Источник