Может ли сотрудник полиции ознакомиться со своим личным делом

Верховный Суд РФ поддержал «приоритет прав и свобод человека» в борьбе милиционера с руководством

Верховный Суд РФ встал на сторону милиционера, которому руководство не дало ознакомиться с его личным делом. Оно, как и нижестоящий суд, отклонивший жалобу Николая Жарикова, апеллировали к приказу МВД, который объявил личные дела секретной информацией и потому «не подлежащими предоставлению сотрудникам для ознакомления». ВС с такой позицией не согласился, указав на «приоритет прав и свобод человека и гражданина».

В декабре 2010 года УВД по Камчатскому краю направило своего сотрудника Николая Жарикова на внеплановое психофизиологическое обследование, тот захотел ознакомиться с его результатами и личным делом, но ему отказали. После этого Жариков обратился в суд, и Камчатский краевой суд частично удовлетворил его заявление. Отказ в ознакомлении с результатами обследования был признан незаконным, однако решение руководства УВД отклонить рапорт Жарикова о доступе к материалам личного дела суд счел правомерным.

Кассационные жалобы в Верховный Суд подали обе стороны: истец добивался полного удовлетворения своего иска, УВД – полной отмены.

Верховный Суд, разбирая правовые основы, на основании которых должен быть разрешен этот спор, прежде всего, указал, что право гражданина знакомиться с медицинской документацией о состоянии его здоровья зафиксировано в ст. 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года – в этой части суд высшей инстанции согласился с краевым. Что касается отказа в выдаче личного дела, признанного Камчатским крайсудом законным, то ВС посчитал, что этот вопрос регулируется п.4 Правил оформления и ведения личных дел рядового и начальствующего состава ОВД, где прописана обязанность ознакомления личного состава с их послужными списками не реже чем раз в пять лет, а «какого-либо запрета на ознакомление сотрудников МВД с их личными делами [этими] правилами не установлено». Довод о том, что согласно приказу МВД РФ от 25 августа 2007 года №750 материалы личного дела являются секретными сведениями и «не подлежат предоставлению сотрудникам ОВД для ознакомления», к которому прибег суд первой инстанции, признан ВС «не соответствующим требованиям действующего федерального закона».

Более того, суд отметил, что «отнесение тех или иных сведений к государственной тайне само по себе не может исключать права лиц, чьи законные интересы непосредственно затронуты отнесенной к охраняемой законом тайне информацией, на ознакомление с ней». «Приоритет прав и свобод человека и гражданина» коллегия ВС назвала «основным принципом построения и функционирования системы государственной службы», а также обратила внимание на то, что вступивший с 1 марта 2011 года в силу закон «О полиции» предоставляет право сотруднику полиции знакомиться с материалами его личного дела. А то, что описываемые события происходили в июле 2010 года, когда еще не было закона, который бы прямо предусматривал право сотрудников органов внутренних дел на ознакомление с личным делом, по мнению ВС, ничего не значит: «не может само по себе свидетельствовать об установлении запрета на такое ознакомление».

В результате ВС пришел к выводу, что оснований для отказа Жарикову в знакомстве с результатами обследования и материалами личного дела у должностных лиц краевого УВД не имелось. Решение Камчатского краевого суда было отменено в части его отказа заявителю, а требования Жарикова ВС полностью удовлетворил.

Источник

Можно ли работнику предоставить на ознакомление его личное дело

«Отдел кадров коммерческой организации», 2010, N 4

Вопрос: Можно ли работнику предоставить на ознакомление его личное дело?

Ответ: На практике основная часть персональных данных работника хранится в его личном деле у работодателя. В соответствии с Законом N 152-ФЗ работник как субъект персональных данных обладает определенными правами на защиту своих персональных данных, имеющихся у работодателя. Статья 89 ТК РФ конкретизирует такие права работника. В частности, работник имеет право на полную информацию о его персональных данных и обработке этих данных и свободный бесплатный доступ к своим данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей персональные данные работника, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

На основании п. 3 ст. 14 Закона N 152-ФЗ доступ к своим персональным данным предоставляется работнику при обращении либо при получении запроса работника или его законного представителя.

Статья 20 Закона N 152-ФЗ обязывает работодателя как оператора персональных данных при обращении либо при получении запроса работника сообщить ему его персональные данные, а также предоставить возможность ознакомления с ними при обращении субъекта персональных данных либо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.

Читайте также:  Как многодетной семье открыть свой бизнес

Исходя из законодательных актов работник имеет право в любое время ознакомиться со своим личным делом, а работодатель не вправе ему отказать в этом, за исключением случаев, если:

— обработка персональных данных, в том числе персональных данных, полученных в результате оперативно-разыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;

— обработка персональных данных осуществляется органами, задержавшими работника по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими ему обвинение по уголовному делу, либо применившими к нему меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ случаев, когда допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;

— предоставление персональных данных нарушает конституционные права и свободы других лиц.

В этих случаях отказ в предоставлении информации должен быть мотивирован и выдан работнику в письменном виде в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня обращения или даты получения запроса (ст. 20 Закона N 152-ФЗ).

Источник

Статья 28. Основные права сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции имеет право:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;

3) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;

8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по службе в полиции;

11) на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Сотрудник полиции с согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя территориального органа либо руководителя организации, входящей в систему указанного федерального органа, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вправе наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности выполнять обязанности по другой должности сотрудника полиции.

3. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

Читайте также:  Простейшие идеи для бизнеса дома

4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;

5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

Комментарий к Ст. 28 федерального закона «О полиции» в РФ

1. Будучи вполне самостоятельной в юридическом отношении, комментируемая статья неразрывно связана со статьей 27 Закона о полиции, поскольку предусматривает целый ряд прав, корреспондирующих с обязанностями сотрудника полиции и позволяющих ему реализовывать эти обязанности наиболее правильным образом.

2. Прежде всего обращает на себя внимание закрепленное в части 1 право сотрудника полиции на предоставление ему надлежащих организационных и технических условий профессиональной деятельности (пункт 1). В качестве подобных условий можно рассматривать, например, создание полноценной нормативно-правовой и методической базы служебной деятельности, предоставление сотруднику служебных помещений, оргтехники, средств связи и т.д. «Набор» этих средств закрепляется в табелях положенности по соответствующим должностям, службам, уровням управления.

Требуя от сотрудника четкого выполнения своих служебных обязанностей, Закон наделяет его правом на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими права и обязанности сотрудника полиции по замещаемой должности, равно как и правом на ознакомление с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции (пункт 2). С этим правом тесно связаны и правомочия по получению в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей (пункт 5), в том числе данных, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, если у сотрудника оформлен соответствующий допуск к такой информации (пункт 6), а также право на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей (пункт 7).

К трудовым относятся права сотрудника полиции по ознакомлению с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов (пункт 8); на защиту своих персональных данных (пункт 9); на продвижение по службе в полиции (пункт 10); на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке (пункт 11).

Названные права не являются чем-то специфическим именно для сотрудников полиции, они в той или иной мере предусмотрены законодательством о федеральной гражданской службе. Вместе с тем их присутствие в правовом поле деятельности полиции свидетельствует о понимании законодателем важности четкой фиксации всех элементов правового статуса ее сотрудников.

3. Данный тезис находит подтверждение и при анализе иных закрепленных в части 1 комментируемой статьи правомочий сотрудника полиции, в частности, его социальных прав. К ним относятся право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, на предоставление выходных дней и нерабочих праздничных дней, ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (пункт 3).

Комментируемый Закон закрепляет и иные социальные права сотрудника полиции. Среди них — право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции (пункт 4); на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15); на государственное пенсионное обеспечение (пункт 17); на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения (пункт 14); на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12); на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов семьи сотрудника полиции, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества (пункт 16).

4. Целесообразно также обратить внимание на норму, предусматривающую право сотрудника полиции на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эта норма, как и целый ряд иных положений комментируемого Закона, касающихся правового положения сотрудника полиции, явилась новеллой правового регулирования служебных отношений в органах внутренних дел.

Вопросы несоблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, рассматриваются аттестационными комиссиями .

———————————
См.: Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3446.

Читайте также:  Как организовать свою компанию по подбору персонала

5. Новым в правовом регулировании служебных отношений в органах внутренних дел явилось закрепление в пункте 13 комментируемой статьи права сотрудника на проведение по его заявлению служебной проверки. В случае такой проверки должны быть объективно, всесторонне и в полном объеме установлены обстоятельства, послужившие основанием для письменного обращения сотрудника полиции о проведении служебной проверки.

6. Известная декларативность перечисленных прав не должна заслонять того очевидного факта, что их законодательная фиксация предопределяет общий уровень правовой и социальной защищенности личного состава органов внутренних дел, формируя основу юридических гарантий соблюдения прав и законных интересов сотрудника полиции как гражданина и федерального государственного служащего. С их реализацией связано право сотрудника на ознакомление с материалами своего личного дела, на защиту своих персональных данных, в том числе хранящихся в его личном деле.

7. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет право сотрудника полиции выполнять наряду с обязанностями по замещаемой должности обязанности по другой полицейской должности.

Как и ранее действовавшее законодательство о милиции, комментируемый Закон не допускает так называемое «внешнее совместительство», т.е. работу сотрудника полиции на условиях совмещения вне системы МВД России (за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности). Разрешается только «внутреннее» совместительство (в Законе о службе в органах внутренних дел данный вид совместительства именуется совмещением обязанностей по службе).

В настоящее время совместительство в полиции урегулировано Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. N 720 «О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» . В соответствии с данным Постановлением служба (работа) по совместительству сотрудников полиции возможна лишь на вакантных должностях рядового и начальствующего состава и на вакантных должностях сотрудников и работников в любом органе внутренних дел, подразделении, предприятии, учреждении и организации (в том числе по месту основной службы) в свободное от основной службы время. Продолжительность службы (работы) сотрудника полиции по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени.

———————————
САПП РФ. 1993. N 31. Ст. 2856; СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6299.

Не считается совместительством: а) литературная работа, в том числе работа по редактированию отдельных произведений, оплачиваемая из фонда авторского гонорара; б) работа консультантами в медицинских учреждениях в объеме не более 12 часов в месяц с разовой оплатой труда; в) техническая, медицинская, бухгалтерская и другая экспертиза с разовой оплатой труда; г) выполнение сотрудником полиции преподавательской работы в объеме не более 240 часов в год; д) руководство адъюнктами в научно-исследовательских учреждениях и учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации с оплатой труда из расчета 50 часов в год за руководство каждым адъюнктом при соблюдении нормы (до пяти адъюнктов на одного научного руководителя).

8. Часть 3 комментируемой статьи содержит предписания, раскрывающие ряд принципиально важных с точки зрения назначения, организации и деятельности полиции общих правомочий сотрудника полиции, которые он вправе реализовывать независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток. Общими эти правомочия являются именно в силу того, что могут реализовываться любым сотрудником полиции, тогда как ряд специальных правомочий, например, по проведению оперативно-розыскных мероприятий, производству уголовно-процессуальных действий и т.п., могут реализовываться ограниченным кругом сотрудников.

К таким общим правомочиям часть 3 комментируемого Закона относит право сотрудника полиции:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий (пункт 1);

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия (пункт 2);

3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях — транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия (пункт 3);

4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение органа внутренних дел, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение (пункт 4);

5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом о полиции (пункт 5).

Источник

Оцените статью