МОСКОВСКИЙ ЧАСТНЫЙ ТЕАТР Ф.А.КОРША
МОСКОВСКИЙ ЧАСТНЫЙ ТЕАТР Ф.А.КОРША, или Русский Драматический Театр открылся 30 августа 1882 в Москве в здании Лианозовского театра (ныне МХАТ им. Чехова). Это был первый частный театр (появился в связи с отменой монополии императорских театров) на основе Пушкинского театра или «Театра близ памятника Пушкину» под руководством актрисы Малого театра А.А.Бренко.
Театр Бренко существовал с 1879 в обход монополии императорских театров, имел блестящую труппу и классический репертуар, составлял конкуренцию Малому театру, но ее неопытность как антрепренера привела театр в 1882 к краху. Ведущие актеры театра во главе с М.И.Писаревым и В.Н.Андреевым-Бурлаком на правах товарищества создали Русский драматический театр, пригласив распорядителем Ф.А.Корша. Ему было поручено коммерческое руководство с обязательным условием соблюдать художественные принципы бывшего Пушкинского театра. Театр начал работу в традиционный день открытия сезона в императорских театрах спектаклем Ревизор Н.В.Гоголя, бросив тем самым вызов казенной сцене. В первый сезон театр имел труппу и репертуар, сложившиеся в Пушкинском театре, но уже через год Корш стал единоличным руководителем театра. Перед ним встала проблема выживания театра в условиях отсутствия государственных дотаций, субсидий Московской городской Думы и финансовой поддержки меценатов. Вскоре из-за долгов по грандиозной постановке пятиактной исторической хроники Царь и великий князь всея Руси Василий Иванович Шуйский Н.А.Чаева (1883) театр оказался на грани закрытия. Из этого кризиса Корш нашел выход: он изменил линию репертуара во-первых, и расширил круг зрителей, во-вторых. Введением дешевых билетов на утренние спектакли и в праздничные дни привлек к театру молодежь. Утренники в то время были только у Корша. Основной репертуар утренних спектаклей составляла классика, в первую очередь пьесы А.Н.Островского. Режиссеры М.В.Аграмов и Н.Н.Соловцов, работавшие у Корша в 1885-1887, пытались придать антрепризе черты свободного театра, решающего серьезные художественные задачи. Аграмов поставил Горе от ума А.С.Грибоедова в костюмах и декорациях грибоедовской эпохи, Соловцов — Иванова А.П.Чехова. В обоих спектаклях участвовал В.Н.Давыдов, работавший у Корша в 1886–1888. На его сцене шли также пьесы Л.Андреева: Дни нашей жизни и Gaudeamus, ставились Маскарад М.Ю.Лермонтова, Гроза А.Н.Островского, Гамлет У.Шекспира, Разбойники Ф.Шиллера, Тартюф Мольера, пьесы Г.Ибсена Кукольный дом, Враг народа, Ф.Писемского Горькая судьбина, Л.Н.Толстого Плоды просвещения, Власть тьмы.
В утренних спектаклях были заняты те же знаменитые артисты, что и вечером, качество постановки утренников оставалось таким же высоким, что и в вечерних спектаклях. И.М.Москвин вспоминал, что в молодости он был «отравлен» театром благодаря Коршу, который «за 20 копеек давал возможность посмотреть первоклассную труппу во главе с В.Н.Давыдовым». Формируя аудиторию утренних спектаклей, театр расширял и зрительский круг вечерних. На вечерний спектакль, который смотрела зажиточная публика, цена билета оставалась не менее высокой, чем в Малом театре. Так Корш компенсировал коммерческие убытки по организации утренников.
В новом репертуаре он сделал акцент на фарсовой комедии с ярко выраженной любовной интригой, рассчитанной на неискушенного зрителя. «Моя задача — театр комедии с драматическим или комическим оттенком», — признавался он. В первый сезон 1882 — 1883 были поставлены В царстве скуки Э.Пальерона, Денежные тузы А.Ф.Крюковского, Опасное поручение Н.Н.Николаева. Появилось понятие «коршевской пьесы», т.е. драматургии, строившейся по принципу «больше забавного и смешного». Литераторы Д.А.Мансфельд, А.Ф.Крюковский, Н.И.Мясницкий, С.Ф.Разсохин поставляли комедии с однотипными конфликтами и штампованными персонажами. По отзыву М.Горького, в 1880-е на сцене театра «царил грубейший фарс Мясницкого и пошловатые пьесы Мансфельда».
Корш ввел в практику еженедельные премьеры по пятницам, которые ставились с 3–4 репетиций. Из-за такой спешки неизбежными были и провалы, но зато удачные постановки шли годами. Успехом пользовались Чары любви В.Карпова, Летние грезы В.Крылова. Московские театралы знали: что бы ни случилось, как часы, в пятницу у Корша новый спектакль. «Пятницы» служили своеобразной рекламой. В целях рекламы же он устраивал в фойе театра художественные выставки, музыкальные вечера, обязательно давал рекламу в прессе. Говоря современным языком, он был талантливым менеджером своего театра.
В начале 1890-х он сместил акцент в репертуаре на западноевропейские переводные новинки. «Гвоздь» последнего театрального европейского сезона непременно появлялся вскоре у Корша: фарсы Тетка Чарлея и Мадам Сен-Жен В.Сарду и Э.Моро, Раб наживы О.Мирабо, Контролер спальных вагонов А.Биссона. Бывая за границей на премьерах модных пьес, Корш и его переводчики стенографировали текст спектакля, а потом переводили его, причем нередко декорации и костюмы европейской постановки полностью «калькировались». Поэтому у него случались неприятности и судебные тяжбы с авторами, зачастую еще не успевшими опубликовать пьесу на родине, но уже поставленной в России.
По меткому определению А.Антуана за поточный метод создания спектаклей Корш получил прозвище «театрального фабриканта». В результате репертуарной политики 1882 — 1897 театр приобрел финансовую стабильность и завоевал доверие московской публики. В 1885 благодаря благотворительной помощи купцов братьев Бахрушиных в Богословском переулке открылось новое здание театра (архитектор М.Н.Чичагов) со сценой, оборудованной по последнему слову техники, и зрительным залом, освещенным электричеством, (в Большом и Малом театрах зрители еще дышали газом).
Он мог уже позволить постановки серьезной драматургии. В его театре впервые был поставлен Иванов А.П.Чехова (1887), а также водевили Медведь (1898), Свадьба (1902). К Чехову Корш обратился как к литератору юмористических рассказов в надежде, что тот напишет для театра что-нибудь подобное. У Корша же впервые поставлены Власть тьмы Толстого (1895), Нора и Доктор Штокман Ибсена (1891 — 1892), пьесы Г.Зудермана, Э.Ростана.
Одним из самых больших достижений театра считался высокий уровень исполнительского мастерства, ядром его труппы являлись актеры, служившие в театре Бренко. Для привлечения известных актеров он ввел практику ежегодных бенефисов. Постепенно здесь собрались подлинно одаренные актеры: яркая исполнительница характерных ролей М.М.Блюменталь-Тамарина, психологически глубокий Н.М.Радин, завоевавший шумный успех своей темпераментной игрой В.О.Топорков. В разные годы в театре играли И.П.Киселевский, В.Н.Давыдов, Н.П.Рощин-Инсаров, П.Ф.Солонин, В.Н.Андреев-Бурлак, А.Я.Глама-Мещерская, М.И.Писарев, П.М.Свободин, А.П.Кторов, И.М.Москвин, А.А.Остужев, А.Б.Яворская, Л.М.Леонидов, П.Н.Орленев, М.Т.Иванов-Козельский, И.М.Шувалов, А.А.Яблочкина, Г.И.Мартынова, Н.А.Самойлов-Мичурин, Н.В.Светлов, К.Н. и А.М. Яковлевы, П.В.Самойлов, М.А.Потоцкая, В.А.Кригер, Е.М.Грановская, А.П.Петровский, Б.С.Борисов, А.И.Чарин, М.М.Климов, Н.А.Смирнова, Б.А.Горин-Горяинов, Н.И.Комаровская и др.
С появлением МХТ (1898), отвлекшего значительную часть интеллигентной публики, Корш почувствовал непрочность собственных позиций. Чехова, Ибсена и Л.Андреева теперь предпочитали смотреть в Художественном театре. Чутко улавливая театральную моду, он понял, что пришло время режиссерского театра. В 1900 пригласил выдающегося режиссера Н.Н.Синельникова, чтобы тот поднял уровень спектаклей. Синельников осуществил несколько значительных работ, к примеру, Дети Ванюшина С.А.Найденова в его постановке (1901) заслужили одобрение К.С.Станиславского. Позднее в театре работали режиссеры А.Л.Загаров (1910–1911), Н.Д.Красов (1911–1912), А.Л.Зиновьев (1912–1913), В.К.Татищев (1914–1917).
Обращение к известным режиссерам не помогло театру. Эклектичная, лишенная идейной основы художественная программа театра привела к его окончательной эволюции по коммерческому пути. Тем не менее антреприза Ф.А.Корша (1882 — 1917) осталась примером самой длительной частной антрепризы в России. Гибкость мышления и уникальное мастерство компромисса позволили ему выдержать конкуренцию других частных театров. В 1917 он праздновал 35-летие своей деятельности на этом поприще. Только тяжелая болезнь вынудила его покинуть театр.
октября 1917 театр из частной антрепризы был преобразован в товарищество артистов. С 28 ноября 1917 частично, а с 13 мая 1918 полностью, театр был передан М.М.Шлуглейту. В сезон 1920 — 1921 бывший театр Корша получил название Театр РСФСР 3-й, Комедия. В сезон 1925 — 1926 театр был включен в сеть государственных театров Моссовета, носил названия: Комедия (б. Корш), Московский Драматический Театр. В 1932 театр был закрыт, а в его здании опять разместился МХТ. Наиболее крупные актеры вошли в труппы Малого театра, МХАТ и др.
В настоящее время здание бывшего театра Корша принадлежит Государственному Театру Наций, который в своей деятельности пытается следовать традициям своего предшественника. В год двойного юбилея (в 2002 исполнилось 120 лет театру Корша и 150 лет его основателю) в Театре Наций состоялись «Коршевские чтения» под названием «Театр ХХI века между стационаром и антрепризой», на которых были обсуждены дальнейшие пути развития русского театра. «История коршевского театра, одного из ранних и самых стойких русских частных театров, богата и поучительна, особенно в наше время, когда этот тип театра, перемахнув полувековую полосу запрета и забвения, пытается возродиться», — считает историк театра Т.Шах-Азизова.
Опыт Корша, умело сочетавшего в своей предпринимательской деятельности просветительское и коммерческое начала, весьма актуален.
Юрьев Ю. Записки. Л. – М., 1941
Вульф П. В старом и новом театре. Воспоминания. М., 1962
Павлова Т. Давыдовские сезоны у Корша. – В кн.: Вопросы театра. М., 1972
Дубнова Е. Частные театры Москвы и Петербурга. – В кн.: Русская художественная культура в конце XIX – начале ХХ вв. (1908–1917), кн. 3: Зрелища и искусства. Музыка. М., 1977
Шестакова Н.А. Проезд Художественного театра, 3. М., 1989
Павлова Т. Антреприза Федора Корша. – Московский наблюдатель, 1992, № 7–8
Источник
Московский театр корша начал свою деятельность с постановки гоголевского ревизора
A) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
7) Распахнув окно, в комнату повеяло прохладой. Простое предложение, осложненное деепричастным оборотом. Есть ошибка: действие, выраженное глаголом-сказуемым повеяло, и действие, выраженное деепричастным оборотом распахнув окно, не выполняет одно лицо.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
8) Столичный район Сокольники были включены в состав первой линии Московского метрополитена, открывшейся в мае 1935 года.
Столичный район Сокольники был включен в состав первой линии Московского метрополитена, открывшейся в мае 1935 года. Простое предложение¸ допущена ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого.
B) неправильное построение предложения с причастным оборотом
4) Вся точно прикрытая природа вуалью пряталась за прозрачную матовую дымку.
Вся точно прикрытая вуалью природа пряталась за прозрачную матовую дымку . Простое предложение, осложнено причастным оборотом. Есть ошибка: определяемое слово стоит внутри причастного оборота.
Г) нарушение построения предложения с несогласованным приложением
8) Показ фильмов последнего кинофестиваля состоится в кинотеатре «Художественном» .
Показ фильмов последнего кинофестиваля состоится в кинотеатре «Художественный» . Простое предложение с несогласованным приложением. Если при несогласованном приложении (названии в кавычках) есть родовое понятие («кинотеатре»), то название в кавычках не изменяется и стоит в именительном падеже.
Д ) ошибка в построении сложного предложения
2) Самгину казалось то, что хозяина слушают только из вежливости.
Самгину казалось, что хозяина слушают только из вежливости. Сложное предложение, придаточная часть присоединена к главному двумя союзами вместо одного.
Источник
8 Вариант ЕГЭ по русскому языку 2020 по демоверсии ФИПИ
Решать тест ЕГЭ 2020 по русскому языку. Вариант 8
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Проблема парникового эффекта неслучайно стала в последние годы предметом беспокойства учёных. (2)Дело в том, что человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты. (3)Углекислый газ пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете.
Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Техника, играющая большую роль в жизни человека, стала в последние годы предметом пристального внимания учёных: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты.
2) Проблема парникового эффекта возникла неслучайно: человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов, в результате чего в атмосфере Земли появились озоновые дыры.
3) Учёных в последнее время беспокоит проблема парникового эффекта, то есть повышение средней температуры приземного слоя атмосферы из-за значительного увеличения углекислого газа на нашей планете вследствие деятельности человека.
4) Углекислый газ опасен тем, что пропускает солнечные лучи вниз и задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а это приводит к уменьшению средней температуры приземного слоя атмосферы.
5) Значительное увеличение углекислого газа в результате деятельности человека приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете, что вызывает беспокойство учёных.
Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДМЕТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРЕДМЕТ, -а, м.
1) Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления.
2) чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль; какое-н. действие, объект. П. спора. П. насмешек. П. обожания, любви. П. сочинения.
3) Наука или раздел науки, круг каких-н. знаний как особая учебная дисциплина. Учебный п. Успевать по всем предметам. Профилирующие предметы в вузе.
4) чего, в знач. предлога с род. п. (устар. и офиц.) Для чего, с какой целью. Медицинское обследование на п. диспансеризации.
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Лена долго стояла на ВЫСОКОМ берегу, глядя, как пароход скрывается за поворотом реки.
Из груди актрисы вырвался тяжёлый ВЗДОХ.
Как показал опрос, проведённый исследовательским центром, 45 % россиян, имеющих постоянную работу, считают своё рабочее место КОМФОРТНЫМ.
Современные историки утверждают, что родиной ДЕЛОВИТОГО этикета является Италия.
Победителям конкурса АРТИСТИЧЕСКОГО мастерства были вручены ценные призы.
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запищите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
После двухмесячного посещения дома Туркиных и трепетных ухаживаний за Катенькой Старцев предоставил ей руку и сердце.
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПРИОБРЕТШИЙ путёвку
ЖЖЁТ листву
с ВОСЬМИСТА воинами
выбрали место ПОСУШЕ
ситцевых ПЛАТЬЕВ
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с причастным оборотом
Г) нарушение построения предложения с несогласованным приложением
Д) ошибка в построении сложного предложения 1) Указ «О вольных хлебопашцах», дающий помещикам право освобождать своих крестьян с наделением их землёй, впервые заставил говорить о возможной отмене крепостного права.
2) Самгину казалось то, что хозяина слушают только из вежливости.
3) Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце взойдёт в глубокой тишине.
4) Вся точно прикрытая природа вуалью пряталась за прозрачную матовую дымку.
5) Московский театр Корша начал свою деятельность с постановки гоголевского «Ревизора», заявив тем самым, что основой его репертуара будет русская классика.
6) Алексей прошёлся по пустынной набережной, поглядел в воду, проносящуюся у подножия каменной стены, и начал медленно подниматься по ступенькам.
7) Распахнув окно, в комнату повеяло прохладой.
8) Показ фильмов последнего кинофестиваля состоится в кинотеатре «Художественном».
9) Столичный район Сокольники были включены в состав первой линии Московского метрополитена, открывшейся в мае 1935 года.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.
1) ум..ротворённый, г..рчичник, отр..сль
2) изл..гать, забл..стал, прин..мающий
3) заг..релый, зам..реть (от испуга), з..ря
4) ур..внение, г..ризонтальный, изб..ратели
5) непром..каемый, р..скошный, зач..натель
Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сверх..дейный, роз..ск. пост..мпрессионизм
2) ни..послать, (смотрит) и..подлобья, бе..принципный
3) пр..чудливый, пр..беречь, пр..волжский
4) сош..ют, пас..янс, без..языкий
5) поз..прошлый, пр..дедушка, пор..ссуждать
Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) испыт..вать, потреб..вать
2) ливн..вые (дожди), ослаб..вать
3) задумч..вый, (новый) владел..ц
4) вывеш..вать, завистл..вый
5) раскрепощ..нность, еж..вые (рукавицы)
Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) разве..шь (сомнения), знач..мый
2) выгляд..шь (хорошо), ненавид..мый
3) бормоч..щий (во сне), (родители) науч..т
4) провер..шь, (кот) мурлыч..т
5) (фонтан) брызж..т, постро..нный (дом)
Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ИСПРАВЛЕННАЯ вовремя ошибка может привести к трагическим последствиям.
Вовсе (НЕ)ТОРЖЕСТВЕННО встретила Белогорская крепость Петра Андреевича Гринёва.
Несмотря на всё (НЕ)СХОДСТВО наших взглядов на жизнь, нас сблизила любовь к музыке.
Письмо (НЕ)ОТПРАВЛЕНО, хотя уже давно написано.
Уж не жду от жизни ничего я, и (НЕ)ЖАЛЬ мне прошлого ничуть.
Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ЧТО(БЫ) поправить здоровье, можно смело отправляться на Алтай, (ПО)ЭТОМУ скорее покупайте путёвку.
Одно и ТО(ЖЕ) событие может оцениваться (ПО)РАЗНОМУ.
СКОЛЬКО(БЫ) ни рассуждали критики, многие произведения искусства (НА)ВСЕГДА останутся загадкой для человечества.
Вам необходимо (ПО)ПРЕЖНЕМУ предоставлять отчёт (В)ВИДЕ презентации.
Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснять смысл сна Раскольникова, но (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что перед нами добрый и милосердный человек.
Задание 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
На берегу некогда полноводной реки путник увидел деревя(1)ый дом невида(2)ой в этих местах постройки, окна которого были занавеше(3)ы, перед домом был разбит ухоже(4)ый палисадник.
Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Во время опасности или волнения сердце сжимается либо начинает учащённо биться.
2) Что ж вы смирнёхонько сидите да небо коптите зря?
3) И меня поразила не столько её красота сколько необыкновенное никем не виданное одиночество в глазах.
4) Зазеленели деревья и вскоре расцвели подтопленные луга.
5) Первые лучи солнца озарили и берег и море.
Задание 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Выпутавшееся из густого меха зимы (1) солнце (2) поднявшись высоко над тундрой (3) вдавливало всякое растение в мягкий ворс тундры и загоняло в заросли стлаников.
Задание 18
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Но знаю я, что лживо, а что свято, —
Я это понял (1) всё-таки (2) давно.
Мой путь один, всего один (3) ребята, —
Мне выбора (4) по счастью (5) не дано.
(В. С. Высоцкий)
Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В самом раннем возрасте (1) А. Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.
Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал того (3) что говорили (4) догадался (5) что спорили о нём.
Задание 21
Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Ненецкий заповедник — один из самых молодых заповедников в России. (2)Он был основан в 1997 году. (З)Цель деятельности заповедника — охрана и изучение природных экосистем восточноевропейских тундр, дельты реки Печоры, островов и прибрежных акваторий Баренцева моря. (4)Морские острова являются местами гнездования птиц, в том числе редких и исчезающих. (б)Преобладающий тип ландшафта — арктическая тундра, граничащая с зоной вечной мерзлоты. (б)Самое красивое, по общему мнению, место заповедника — это дельта Печоры. (7)Но и тундра, и приморская часть по-своему прекрасны и неповторимы. (8)Летом заповедник становится надёжным пристанищем для огромного числа птиц самых разных видов, для которых этот суровый край является родиной. (9)Появляются в заповеднике из ледяных пустынь океана белые медведи, а из морских млекопитающих — морж, усатый кит и даже нарвал.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)В солнечный день я приехал в старинный посёлок Гусь-Железный полюбоваться на озеро, искупаться, поплавать в нём. (2)Доехал до речки, поднялся на бугор, глянул и. (3)О ужас! (4)Нет озера. (5)По широкой впадине, окаймлённой дальней опушкой бывшего прибрежного леса, текла, извиваясь, узкая, местами пересыхающая речушка. (6)И старинной плотины, высокой, кирпичной, с чугунными шлюзами, в тёмных казематах которой, по преданию, разбойная братия чеканила фальшивые деньги, тоже не было. (7)Шлюзы, регулировавшие сток, убрали, засыпали – и затянуло озеро тиной да ряской. (8)На месте этом проходила теперь обыкновенная дорожная насыпь; дорога делала крутой поворот, огибала белый двухэтажный барский дом, похожий на длинную казарму, заломанный чахлый парк и снова вырывалась на простор.
(9)Главный врач детского санатория, размещённого в барском доме, показал мне давние фотографии этого исчезнувшего озера, высокой кирпичной плотины, торговых рядов с доисторическими портиками, он водил по внутренним покоям огромного дома, заново перегороженного, приспособленного для иных надобностей. (10)Переделка и ремонт когда-то выполнены были наспех: половицы скрипят и хлябают под ногами, двери перекошены, в оконные рамы задувает свежий ветерок.
– (11)Сохранилась хоть одна комната от давнего времени? – спросил я. – (12)С полами, дверями и окнами?
– (13)Полы, двери и прочее – всё порастащили. (14)А вот стены и потолок сохранились в одном месте. (15)Идёмте, покажу.
(16)Он ввёл меня в зал, кажется, в теперешнюю столовую, с белыми строгими пилястрами, с лепным потолком.
– (17)Полы здесь были, говорят, из наборного паркета, двери из орехового дерева с бронзовой инкрустацией, люстра позолоченная висела.
– (18)Жалко, – говорю, – что не сохранилось всё это.
– (19)О чём жалеть? (20)Архитектурной ценности этот дом не имеет, – сказал доктор.
(21)Я взглянул на него с удивлением. (22)Не шутит ли? (23)Нет, смотрит прямо в глаза, даже с каким-то вызовом. (24)Задиристый хохолок на лысеющем лбу топорщится, как петушиный гребешок.
– (25)Как не имеет ценности? – говорю. – (26)Это ж дом! (27)Большой, крепкий, красивый, полный когда-то дорогого убранства.
– (28)Барские покои, и больше ничего. (29)Таких в России тысячи.
– (30)Так ведь и народу нашему пригодились бы такие покои.
– (31)Людям нашим нужны другие ценности. (32)Вы ещё храм пожалейте. (33)Теперь это модно.
– (34)А что, не жаль храма?
– (35)И храм цены не имеет. (36)Архитектура путаная. (37)Специалисты приезжали, говорят – эклектика. (38)Потом, правда, всё-таки восстановили храм этот.
– (39)И парка не жаль?
– (40)Парк – природа, и больше ничего. (41)В одном месте убавилось, в другом прибавилось. (42)В любую минуту его насадить можно.
(43)Мы стояли возле окна, внизу под нами раскинулся обширный посёлок.
– (44)Смотрите, – говорю, – сколько домов. (45)Приличные дома, большинство новых.
– (46)Здесь живёт в основном торговый люд, кто чем торгует, работы хватает.
– (47)Вот и хорошо, – говорю. – (48)Увеличился посёлок за полвека?
– (50)А теперь подумайте вот о чём: раньше, ну хоть ещё в тридцатые годы, здесь меньше жило народу, но успевали не только свои рабочие дела делать. (51)Ещё и плотину чинили, озеро в берегах держали и парк обихаживали. (52)А теперь что ж, времени на это не хватает или желания нет?
– (53)А это, – говорит, – знакомый мотив. (54)Это всё ваше писательское ворчание. (55)Что озеро спустили – это вы заметили. (56)Что над каждой крышей телевизионная тарелка поставлена – этого вы не замечаете.
(57)Спорить с ним трудно, почти невозможно: доводы ваши он не слушает, только глаза навострит, тряхнёт головой и чешет без запинки, как будто доклад читает…
– (58)Есть писатели-патриоты. (59)Их книги читают, фильмы по книжкам их смотрят наравне с футболом и хоккеем, потому что яркие, незабываемые образы. (60)А есть писатели-ворчуны, которые всем недовольны. (61)И всё им что-то надо. (62)Вот одного такого лечили, а он нас же, медиков, опозорил в своём последнем сочинении. (63)За что, спрашивается?
(64)Да, не раз вспомянешь в дальней дороге бессмертного писателя земли русской Николая Васильевича Гоголя: «Россия такая уж страна – стоит высмеять одного околоточного надзирателя, как вся полиция обидится».
* Борис Андреевич Можаев (1923–1996) – советский и российский писатель.
Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 2 перечислены последовательные действия персонажа.
2) Предложение 8 содержит описание.
3) Предложение 23 противопоставлено по содержанию предложению 24.
4) Предложение 36 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 35.
5) В предложениях 58–61 представлено рассуждение.
Задание 24
Из предложений 1–5 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Задание 25
Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Задание 26
«Отношение персонажей к происходящему в посёлке автор передаёт с помощью такой формы речи, как (А)__________ (предложения 17–20, 25–42). Неравнодушие рассказчика обнаруживает синтаксическое средство – (Б)__________ (предложения 3, 26). Тропы: (В)__________ («задиристый хохолок» в предложении 24) и (Г)__________ («как петушиный гребешок» в предложении 24, «как будто доклад читает» в предложении 57) – помогают понять отношение рассказчика к собеседнику».
Список терминов:
1) эпитет
2) литота
3) фразеологизм
4) сравнение
5) профессиональная лексика
6) восклицательные предложения
7) риторический вопрос
8) диалог
9) ряд однородных членов предложения
Задание 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст Можаева с проблемами и авторскими позициями
Теория ЕГЭ по русскому языку 2020
Источник