- Носов Николай рассказ «Метро»
- Читательский дневник по рассказу «Метро» Николая Носова
- Характеристика главных героев:
- Краткое содержание рассказа «Метро»
- План рассказа
- Основная мысль рассказа «Метро»
- Чему учит произведение
- Краткий отзыв о произведении «Метро» для читательского дневника
- Пословицы к произведению
- Отрывок, поразивший меня больше всего:
- Конспект урока литературного чтения по теме Л.Л. Яхнин «Метро». Работа с познавательным текстом.
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
Носов Николай рассказ «Метро»
Читательский дневник по рассказу «Метро» Николая Носова
Автор: Николай Носов.
Название произведения: «Метро».
Число страниц: 16.
Жанр произведения: рассказ.
Главные герои: мальчик, Вовка, мама, тётя Оля.
Второстепенные герои отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Рассказчик — сообразительный, находчивый и ловкий мальчик.
Добрый и отважный. Непослушный.
Вовка — младший брат рассказчика, трусливый и пугливый.
Боялся, что не выберется с метро.
Тётя Оля — добрая, весёлая.
Посмеялась над мальчишками и сама перепутала станции.
Мама — хорошая, милая, любящая.
Краткое содержание рассказа «Метро»
Герой с мамой и братом приезжает в Москву в гости к тёте Оле.
Взрослые уходят в магазин, а дети остаются одни.
Им становится скучно и они идут кататься в метро.
Ребята не могут найти свою станцию и катаются в разные стороны.
Они видят маму на эскалаторе и бегут к ней.
Они несколько раз едут на эскалаторе, а потом всё-таки встречаются.
Тётя Оля смеётся над мальчиками, но сама приезжает не на ту станцию.
План рассказа
1. Приезд в Москву.
5. Мальчики потерялись.
6. Мама на эскалаторе.
8. Не та станция.
Основная мысль рассказа «Метро»
Главная мысль произведения заключается в том, что в незнакомых местах нужно быть очень внимательным и осмотрительным, чтобы не заблудиться и не попасть в неприятности.
Основная идея рассказа в том, что маленькие дети не должны гулять по городу одни.
Чему учит произведение
Рассказ учит нас быть внимательными, осторожными.
Учит слушаться взрослых и не гулять одним.
Учит не терять надежды, искать, запоминать ориентиры.
Учит не смеяться над другими.
Краткий отзыв о произведении «Метро» для читательского дневника
Прочитав произведение, я подумала о том, что любой может заблудиться в большом городе и в этом нет ничего стыдного.
Герои поступили опрометчиво, отправившись кататься на метро, но они просто не знали, насколько много станций есть в Москве.
Они должны были дома ждать возвращения взрослы, но им захотелось приключений.
Они их получили и извлекли из этого урок.
Рассказ получился интересным и смешным.
Автору удалось показать, как нельзя себя вести, находясь в чужом городе.
Он показал к чему может привести непослушание.
Мне понравились мальчики, герои этого рассказа.
Они были любознательными и хотели проявить самостоятельность.
Но они не послушали взрослых и это плохо.
К их счастью, всё закончилось благополучно.
Я всем советую прочитать этот рассказ, и никогда не поступать так, как его герои.
Всегда нужно помнить о возможных последствиях и напрасно не рисковать жизнью.
Пословицы к произведению
В трёх соснах заблудились.
Искали рукавицы, а они за поясом.
Над другим посмеялся — над собой поплачешь.
Последний смех лучше первого.
Не смейся чужой беде — своя на гряде.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Ждали мы, ждали, а их всё нет и нет.
— Наверно, они нас ждут, — говорит Вовка. — Поедем.
Только поехали, а они снова навстречу.
— Мы вас ждали, ждали. — кричат.
А вокруг все хохочут.
Приехали мы снова наверх — и опять поскорей вниз.
Источник
Конспект урока литературного чтения по теме Л.Л. Яхнин «Метро». Работа с познавательным текстом.
специалист в области арт-терапии
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 44» г. Курска
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
Тема: Л.Л. Яхнин «Метро». Работа с познавательным текстом.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Форма проведения: комбинированный.
• учить формулировать тему и цели урока;
• формировать осознанный навык чтения и приёмы работы с книгой, читательскую самостоятельность;
• формировать умения сокращать текст, строить рассуждение и обогащать словарный запас.
• развивать чёткую грамотную речь, внимание, логическое мышление, творческие способности.
• развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
• совершенствовать информационную культуру школьников, культуру устной речи.
• воспитывать интерес к чтению;
• прививать трудолюбие, активность, коммуникативную культуру;
• продолжить выявлять особенности познавательного текста.
Формы организации работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Формирование универсальных учебных действий
1. Организационный момент
И вновь на урок зовет нас звонок.
Бескрайние дали откроет урок.
Мы в космос летали с вами вчера,
Сегодня на землю вернуться пора.
Читателям книг пусть откроется в срок
Чудесного мира любой уголок.
— Садитесь, начнем урок литературного чтения.
Дети слушают учителя, настраиваются на рабочий лад.
готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового
целеполагание, планирование, прогнозирование .
2.Проверка домашнего задания
-Куда благодаря познавательному тексту мы перенеслись на прошлом уроке?
— Какой автор помог нам там побывать?
-Посмотрим, внимательные ли вы читатели. Разгадайте кроссворд.
1.Как называлась космическая станция, на которой работали космонавты?
2.Кто побывал в космосе задолго до человека?
3.Фамилия космонавта, который первый вышел в открытый космос?
4. Фамилия космонавта, работавшего на этой станции?
5.Название главного советского космодрома?
— Какое ключевое слово у вас получилось?
-Молодцы, справились быстро.
-Домашним заданием у вас было подготовить пересказ описания скафандра, но не забудьте про условие, вы должны стать на это время учителем и интересно, и понятно рассказать ученикам о скафандре.
-Ребята, а теперь я предлагаю вам стать на время учителями и оценить пересказ своих товарищей. Но работа эта трудная, всегда тяжело оценивать другого. Вам поможет памятка. Она лежит у вас на партах, используйте ее.
-Молодцы! Мы понимаем, что такой ответ возможен, если ученик сознательно и с интересом работал с текстом.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
В. Губарев «В открытом космосе»
Обучающиеся разгадывают кроссворд.
Рассказ обучающегося о скафандре.
Обучающиеся оценивают пересказ товарища.
Работа с памяткой.
добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник.
донести свою позицию до других: уметь оформлять свою мысль в устной речи, уметь слушать и понимать других.
извлечение необходимой информации из произведения, определение основной и второстепенной информации.
умение выражать свои мысли, объективно оценивать других .
3. Постановка целей урока и учебной задачи.
— Сегодня на уроке мы продолжаем работать с познавательной литературой. Будем учиться вдумчиво читать, развивать речь, читательскую самостоятельность.
-Откройте учебник на с.51.
Прочитайте, куда мы совершим путешествие сегодня?
-Кто поможет нам совершить это путешествие?
Обучающиеся читают подзаголовок.
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
4.Знакомство с биографией писателя (презентации)
Представление презентации обучающимся.
Дети слушают и смотрят.
поиск и обработка необходимой информации, получение информации из дополнительных источников .
5.Работа в учебнике
-Прочитайте название произведения. О чем пойдет речь?
— Давайте уточним лексическое значение этого слова в словаре.
-Ребята, кто был внимателен и услышал еще одно название?
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Обучающиеся находят слово в словаре иностранных слов и читают толкование.
добывать новые знания: поиск и выделение необходимой информации, находить ответы на вопросы, используя текст.
-Перелистайте страницы учебника и пробежите по тексту глазами (чтение по диагонали), на эту работу у вас 2 минуты.
-Сколько частей в тексте вы увидели?
-Кто запомнил название?
-Можно ли по названиям частей предположить, о чем пойдет речь?
-Прочитаем первую часть.
-Значение всех ли слов вам понятно?
-Кого автор сравнивает с великаном?
-Почему современный город автор сравнивает с великаном? Свой ответ подтвердите словами из текста.
— Почему современные города уходят под землю?
-Название части должно отражать содержание. Прочитайте еще раз название.
-А много ли сказочного в этой части?
-Зачем же автор дал такое название?
Чтение обучающимися всего рассказа «по диагонали».
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Чтение обучающимися первой части по абзацам.
Дети отвечают на вопрос учителя.
И.п. — сидя за партой
1.Закрыть глаза. Отдых 10-15сек. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.
2.Нарисовать глазами вагон метро. Повторить 2-3 раза.
3.Поморгать глазами 3-4 раза
4.Закрыть глаза. Отдых
Обучающиеся повторяют за учителем.
Чтение второй части.
-Эту часть прочитаю вам я, а вы возьмите в руки карандаши и отметьте то, чего мы в метро не видим, но старайтесь подчеркивать именно ключевые слова.
Обучающиеся читают за учителем вторую часть и выделяют ключевые слова.
определять тему и главную мысль в микротексте(в каждой части), «сжимать» объем полученной информации.
-Что вы выделили в 1 абзаце?
-Что выделили во 2 абзаце?
-Кому не понятно?
-Найдем объяснение в словаре.
— Что выделили в 3 абзаце?
— Кто такие диспетчеры?
-Нам помогут два словаря: словарь иностранных слов и толковый словарь Ожегова.
-В 4 абзаце, какие ключевые слова вы выделили?
-Где вы можете их увидеть у нас?
-Что нового вы узнали о метро, прочитав эту часть?
-Сейчас мы отправимся на экскурсию в московское метро. Помогут нам там побывать Потапова Ира и Дубровский Никита.
— Читаем 3 часть «цепочкой».
-Прочитайте еще раз жужжащим чтением.
-Давайте поиграем в игру. Задайте своему товарищу вопрос так, чтобы он мог ответить на него, пользуясь содержанием этой части.
-Какой из вопросов на ваш взгляд был интереснее других?
-Прочитайте эту часть самостоятельно про себя. На это задание у вас 1минута.
-Что из будущего, описанного автором уже вошло в нашу жизнь?
-Какая мечта автора уже сбылась?
Машины и механизмы.
Обучающиеся работают со словарём иностранных слов, читают толкование слова и
рассматривают на экране.
Двое обучающихся находят толкование слова в разных словарях. Обучающие рассматривают слайды.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Представление презентации о московском метро обучающимися.
Чтение третьей части обучающимися цепочкой.
Обучающиеся задают вопросы конкретным ученикам.
Самостоятельное чтение четвёртой части про себя.
Поиск и выделение необходимой информации, получение информации из дополнительных источников.
обучать работе в паре.
умение формулировать выводы,, опираясь на прочитанное, определять значимость полученной информации для себя.
-Как по другому, сегодня, можно озаглавить эту часть?
Текст нарисует и покажет.
Текст растолкует, объяснит.
О прошлом текст, друзья, расскажет
И в будущее нас умчит.
-Как вы считаете, подходят эти строчки к нашему тексту? Почему?
-Вы правы, такова особенность познавательной литературы. В таких текстах есть и описание, и повествование, интересные факты из прошлого и будущего, которые расширяют кругозор.
Обучающиеся объясняют и делают выводы.
реально оценивать свои цели и возможности.
На уроке мне понравилось….
На уроке мне было трудно…
На уроке мы научились…
На уроке мы узнали….
Обучающиеся заканчивают фразу.
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
— У вас на партах флажки двух цветов: зеленого и желтого. Если вы считаете, что вам удалось реализовать себя на уроке, показать свои знания и вы довольны своей работой, возьмите зеленый флажок. А если вы чувствуете, что могли бы работать лучше, но вам что-то мешало: неуверенность, недостаток знаний, то возьмите желтый флажок.
-Прикрепите флажки к нашей классной схеме метро, выберите ту станцию, на которой как вы считаете сегодня побывали на уроке.
Обучающиеся оценивают свою работу на уроке.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать
оценку своей деятельности,
определять свое эмоциональное состояние и правильно выбирать пути его позитивного изменения.
Напишите сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть метро будущего?», по желанию проиллюстрируйте.
Номер материала: ДБ-170525
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Утверждён порядок проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2021 году
Время чтения: 3 минуты
МГУ вновь занял первое место в рейтинге лучших вузов России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки России выделит до 600 млн рублей для проведения научных проектов мирового уровня
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник