Меры налогового стимулирования инвестиций

Научно-исследовательский журнал

Tax methods of stimulation of production investments

Султанова Муслима Каримджоновна
к.э.н., доцент. Московский государственный гуманитарно-экономический университет,

Sultanova Muslima Karimdzhonovna
PhD Econ., associate professor. Moscow state humanitarian and economic university, Russia, Moscow

Аннотация: В статье определены специфические особенности практики применения налоговых методов, направленных на поддержку инвестиционной активности российских предприятий. Рассмотрены ряд проблем, препятствующих практическому воплощению этих инструментов действенному механизму стимулирования инвестиционной активности в России. Отмечены наиболее приоритетные направления государственной фискальной политики, способствующие повышению эффективности применения предоставляемых льгот и преференций.

Abstract: In article specific features of practice of application of the tax methods directed to support of investment activity of the Russian entities are determined. A number of the problems interfering the practical embodiment of these tools to the efficient mechanism of stimulation of investment activity in Russia are considered. The most priority directions of the state fiscal policy promoting increase in efficiency of application of the provided privileges and preferences are noted.

Ключевые слова: налоговая льгота, инвестиционный налоговый кредит, стимулирование инвестиций, инновации

Keywords: tax benefit, investment tax credit, stimulation of investments, innovations

Инвестиционная активность – безусловный приоритет долгосрочного развития экономики любой страны, требующий особых подходов в ее реализации в силу свойственных производственным инвестициям особенностей и рисков. С этой позиции, использование налоговых инструментов для регулирующего воздействия на экономику в рамках государственной финансовой политики выступают основным способом обеспечивающим активизацию предпринимательской деятельности.

За рубежом практика создания стимулов в совокупности с институциональными механизмами имеет давнюю историю. В последние годы высокодинамичная среда в условиях вызовов экономической безопасности России, требует построения комбинации инструментов, способных оказать существенный стимулирующий эффект на экономику страны. При этом одним из основных приоритетов финансовой политики остается совершенствование налогового стимулирования инвестиций в основной капитал.

В 2007 г. в Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) были введены радикальные изменения, охватывающие следующие меры косвенного регулирования инвестиционной деятельности:

– освобождение от НДС научно-исследовательские разработки, патентно-лицензионные и некоторые другие операции;

– исключение из налогообложения, безвозмездно полученные налогоплательщиком-реципиентом средства и имущества на финансирование научной и образовательной деятельности (ст. 259 НК РФ);

– право налогоплательщиков признать убытки от ежегодной оценки объектов нематериальных активов на обесценение;

– увеличение расходов текущего периода на сумму затрат, потраченных на НИОКР, с применением коэффициента 1,5 независимо от полученного результата (ст. 259 НК РФ);

– стимулирование малого предпринимательства посредством специальных налоговых режимов и расширение перечня расходов, по которым применяющие упрощенную систему налогоплательщики могут уменьшить полученные доходы (ст. 346 п.16 НК РФ);

— освобождение от налогообложения средства в размере 1,5% от дохода, отчисленные в российский фонд технологического развития и иные отраслевые, межотраслевые фонды (ст. 262 п.6 НК РФ);

– применение специального коэффициента, в 3 раза (но не более) повышающего основную норму амортизации в отношении основных средств, используемых для НИОКР;

– увеличение порогового значения стоимости амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов) до 100 тыс. руб. (№150-ФЗ).

Как следует из приведенного перечня, принятые меры в основном направлены на поддержку малых предприятий и научно-исследовательских организаций, но с точки зрения стимулирующего воздействия на крупный и средний бизнес не являются критичными. Более принципиальной для последних, является инвестиционный налоговый кредит. Данный механизм предусматривает предоставление организации отсрочки платежа по налогу на прибыль, или по другим региональным и местным налогам, но при определенных условиях.

Организация вправе уменьшать свои обязательства перед бюджетом по соответствующим налогам (как правило, по налогу на прибыль) в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите (до 10 лет п. 1 ст. 65 НК РФ), который может быть предоставлен организации при наличии одного из следующих оснований (ст.67 НК РФ):

– проведение НИОКР, технического перевооружения, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или на защиту окружающей среды;

– инновационная, внедренческая деятельность, совершенствование технологий, создание новых видов сырья или материалов;

– выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, в том числе государственного оборонного заказа;

– инвестиции на создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности;

– включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития.

Размер, предоставляемого ИНК составляет 100% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей, или суммы кредита, определяемой по соглашению между уполномоченным органом и налогоплательщиком.

Согласно п.7.ст. 67 НК РФ не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее ½ и превышающей ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ, что существенно ниже, чем ставка коммерческого кредита. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащей уплате за этот налоговый период.

Как показала практика, очень небольшое число российских компаний стремятся получить инвестиционный налоговый кредит. Во многом это связано наличием ряда проблемных вопросов.

Читайте также:  Как открыть обменник криптовалют с нуля 2021

Механизм управления инвестициями, также состоит в создании внутри станы территорий льготного налогообложения в виде специальных экономических зон (СЭЗ) и зон территориального развития, которое сделало жизненными оффшорные схемы и в России.

В зависимости от приоритетных направлений развития и стимулирования бизнеса в конкретном регионе они разделены на четыре типа:

  • Промышленно-производственные (срок функционирования 20 лет):
  • Технико-внедренческие (срок функционирования 15 лет):
  • Туристско-рекреационные (срок функционирования 20 лет);
  • Портовые (срок функционирования 20 лет).

Несмотря на то, что на этих территориях предусмотрены упрощенная процедура регистрации, льготные условия налогообложения, оффшорные зоны России не так известны широкому кругу предпринимателей, и не пользуются популярностью, как зарубежные «налоговые гавани» [6].

Важно отметить, что изменения в базовой системе налогообложения зачастую сводят на нет уже введенные налоговые льготы и преференции для предпринимательства. Например, в результате замены ЕСН страховыми взносами, согласно закону №212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» налоговая нагрузка на предприятия, увеличилась почти в 3 раза.

Таким образом, налоговое стимулирование инвестиций на первый взгляд является прогрессивным шагом и становится разнообразнее. Однако по мере применения на практике все более отчетливо выявляется ряд проблем налогового регулирования. Они состоят, во-первых, в том, что в нормативно-правовых актах отсутствует четкое закрепление понятий, касающихся правил предоставления инвестиционных налоговых льгот, что допускает различную интерпретацию порядка и условий взаимодействия налогоплательщиков и уполномоченных органов. Ввиду этого, для полномасштабного пользования предоставляемых государством льготами организации предъявляют высокие требования к квалификации бухгалтеров в части знания не только бухгалтерского учета, но и налогообложения, налогового учета и налогового планирования.

Во-вторых, инновационные льготы распространяются на определенные виды научно-исследовательские работы, перечень которых является закрытым (ст. 262 НК РФ). В то же время, расходы налогоплательщиков на развитие традиционных технологий остаются вне поля зрения льготного налогообложения, что тормозит инвестиционную активность предприятий.

В-третьих, инвестиционный налоговый кредит распространяется преимущественно на региональную часть налога на прибыль, а бюджетное законодательство не предусматривает компенсацию дефицита нижестоящих бюджетов, образовавшегося из-за инвестиционной деятельности субъектов.

В целом, приведенные обстоятельства нередко приводят к осложнению налогового администрирования и повышению рисков злоупотреблений, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны уполномоченных органов.

С этих позиций считаем необходимым обеспечение взаимосвязи государственной финансово-фискальной политики на средне и долгосрочную перспективу со стратегией налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности промышленных предприятий с учетом региональных и отраслевых аспектов налоговых поступлений.

Целесообразно отразить прогноз налоговых поступлений и последствий предоставления льгот, которые впоследствии учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков, являющихся базовым критерием принятия инновационной политики. В документе необходимо отразить возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей и оценку мероприятий по минимизации налоговых рисков.

Источник

Международный журнал

гуманитарных и естественных наук

Гребенникова, В. А. Налоговый механизм стимулирования инвестиций / В. А. Гребенникова, Я. В. Сушко. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 144-147.

НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

В.А. Гребенникова, канд. экон . наук, доцент

Я.В. Сушко, студент

Кубанский государ ственный университет

( Россия, г . Краснодар)

Аннотация . Цель исследования – охарактеризовать специфику стимулирования инв е стиций с помощью налогового механизма. Рассматривается воздействие налогового м е ханизма на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов в современной кр и зисной экономической ситуации.

Ключевые слова: инвестиции, налоговый механизм, воздействие налоговых инстр у ментов на инвестиционную активность, инвестиционная деятельность, финансовый р ы нок.

В современных условиях развити я эк о номической системы ученые- экономисты ставят перед собой важную цель – достичь таких уровней привлечения инвестиций, при которых возрастал бы объем прои з водства, конкурентоспособность выпу с каемой продукции, что впоследствии мо г ло бы значительно улучшить благососто я ние страны и населения.

Финансовые накопления экономич е ских агентов (не считая финансовые сб е режения самого государства) позволяют в достаточной мере профинансировать и н вестиции в капитал. Но, к сожалению, данные возможности продолжают ост а ваться потенциальными, для их примен е ния на практике необходимо воспольз о ваться рядом различных налоговых, кр е дитных, фискальных и других механизмов. Так, применение налогового механизма является наиболее актуальным, важным и приоритетным направлением в проблеме стимулирования инвестиционного проце с са.

Актуальность изучения проблемы ст и мулирования инвестиций с помощью н а логового механизма также обуславливае т ся тем, что в условиях турбулентности экономики страны, повышается роль нал о гов в процессе оказания поддержки и ст и мулирования деятельности предприним а телей.

Налоговый механизм – это совоку п ность способов и правил налоговых отн о шений, с помощью которых обеспечив а ются достижения целей налоговой пол и тики [1].

Система налогового механизма напра в лена на удержание и закрепление баланса между регулирующей и фискальной фун к циями налогов, при этом проявляясь в в и де специальных налоговых режимов, и з менения сроков погашения налога, и нак о нец, в форме налоговых льгот, которые являются одной из самых актуальных и эффективных мер по стимулированию и н вестиций.

Читайте также:  Организация фирм с иностранными инвестициями

Следует отметить, что вся совокупность налоговых льгот может быть рассмотрена как элемент целостной системы налогов о го регулирования, включающая в себя ра з личные формы, инструменты и виды, ст и мулирующие увеличение (только при строгом требовании наличия равных усл о вий) прибыли субъектов экономики, пр и рост объемов их собственных финансовых ресурсов.

Налоговый стимул – это способ возде й ствия посредством применения правовых норм на налогоплательщика с целью его побуждения к правомерным действиям как в области налогообложения, так и в других сферах общественной жизни (инвестиц и онной, экономической и т.д.) [5].

Необходимо выделить следующие эл е менты налоговых стимулов, которые с о средоточены на ослаблении денежных обязательств хозяйствующих субъектов перед государством и всей экономической системой:

– освобождение некоторых видов нал о гоплательщиков от уплаты налога в теч е ние обусловленного периода времени;

– полное или частичное освобождение объекта от налогообложения;

– льготы, предоставляемые с помощью уменьшения налоговой базы (вычеты, скидки) и установлен ия пониженной нал о говой ставки.

В целом, особенность использования налоговых стимулов связана с возможн о стью и способностями государственного сектора стимулировать интерес налогопл а тельщиков с большей степенью энтузиа з ма действовать в интересах всего общества и, естественно, непосредственно для него лично.

Необходимо отметить, что льготы, пр е доставляющиеся для стимулирования вложений в экономику, являются прич и ной эффекта системы государственного бюджетирования. В основном, налоговые послабления часто являются причиной н е допулучения доходов бюджетов всех уровней, в последствии уменьшая эффе к тивность фискальной функции налога. О д нако, налоговым льготам, стимулирующим инвестиционную деятельность, подобное «правило» свойственно только в кратк о срочном периоде, впоследствии, после достижения эффективности механизма, результаты инвестирования являются фа к тором положительного роста производ и тельности труда экономического агента, что увеличивает размер налоговых отчи с лений, и в итоге возмещает все затраты бюджета в достаточной мере.

Стимулирование инвестиционной а к тивности во многом определяется эффе к тивностью применения налогового мех а низма в государстве, и зависит во многом от решений, принимаемых Правительс т вом на стадии разработки налоговой пол и тики.

С начала 2016 года Правительством Российской Федерации были введены и приняты к исполнению следующие нал о говые льготы:

1. Предоставление субъекту РФ права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения. Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет [4]. Предполагалось, что средства, с э кономленные при использовании данной налоговой льготы, смогут полностью покрыть все расходы, связанные с капиталовложением.

2. Предоставление субъектам Росси й ской Федерации права устанавливать для впервые зарегистрированных индивид у альных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в прои з водственной, социальной и научной сф е рах, «налоговые каникулы» в виде налог о вой ставки в размере 0 % , которые будут действовать в 2015 — 2018 г г. [4]. Данная мера позволит снизить налоговое давление на менее развитые сферы деятельности, тем самым даст толчок к их продвижению, укреплению и как следствие экономич е скому развитию.

3. Субъектам Российской Федерации предоставлено право установления огр а ничения на применение налоговой ставки в размере 0%, в том числе в виде предел ь ного размера доходов индивидуальных предпринимателей, количества наемных работников и иных показателей [4]. Пр е доставление льгот и поощрений допуск а ется только малым и менее развитым предприятиям, чтобы избежать дефицита в федеральном бюджете и бюджетах суб ъ ектов Российской Федерации

Таким образом, большинство отраслей экономки РФ, для которых в ближайшей перспективе нет предпосылок достижения мирового лидерства, развиваются посре д ством использования введенных налог о вых льгот и упрощенного таможенного режима ввоза необходимого оборудов а ния [6].

В качестве вопроса о налоговых льготах 31 июля 2017 года в РФ Госдумой был рассмотрен законопроект об инв естиционной льготе, касающийся вложений средств в модернизацию, покупку и реконстру к цию производства, который будет прим е нен с 0 1. 0 1.2018 – 31.12.2027 гг. Данные расходы будут сп о собствовать сокращ е нию самого налога на прибыль. При выб о ре рассматриваемой льготы инвестор будет напрямую пон и жать сам налог на прибыль на материал и зованные инвестиции. Из региональной доли налога можно будет вычесть до 90 % этих затрат, оставшиеся 10 % из федерал ь ного налога. Следовательно, регионы, принявшие решение об использовании данной льготы, дают нал о гоплательщикам возможность выбора – воспользоваться естественным механи з мом амортизации или вычитать расходы на инвестиции н а прямую из суммы налога с установленн ы ми ограничениями. Рассматриваемые о г раничения будут связаны со льготами на оборудование третьей и седьмой аморт и зационных групп (маш и ны, оборудование, здания со сроком и с пользования от трех до двадцати лет). Представленное налоговое новаторство способно дать России инв е стиционный подъем, рост производител ь ности труда, модернизацию промышле н ности.

Читайте также:  Биткоин кэш когда появился

В главных направлениях налоговой п о литики России на 2017 год и на плановый период 2018-2019 г г. предусмотрено обе с печение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение фина н сового положения граждан России. Пре д полагается, что общие контуры, сформ и рованные еще в предыдущем году налог о вой политикой, останутся неизменными, однако с учетом сложившейся экономич е ской ситуации и состояния бюджетной системы РФ налоговые инициативы, нам е ченные к реализации уже в текущем году, будут скорректированы в предсто ящем 2018 и плановом 2019 году. Фактический мораторий, подписанный в 2015 году, на увеличение налоговой нагрузки должен обеспечить стабильность налоговой си с темы и повысить ее привлекательность для инвесторов в текущем и плановом пери о де [4].

В настоящее время одним из самых важных факторов повышения инвестиц и онной активности является рациональная система налогообложения. При помощи налогового механизма государство должно создавать все необходимые условия для привлечения капитал в наиболее значимые и перспективные отрасли экономики, к о торые напрямую связаны с научно-техническим прогрессом, а также продв и жением инновационных разработок. Исх о дя из этого , можно сказать, что государс т ву необходимо с одной стороны, стимул и ровать с помощью льгот и поощрения р е альный сектор экономики для накопления и аккумулирования долгосрочных средств, чтобы в последующем происходило разв и тие производства и одновременно форм и рование долгосрочных ресурсов в фина н совой сфере. С другой стороны – стимул и ровать концентрирование свободного к а питала на финансирование сфер реального сектора экономики.

На наш взгляд, помимо крупных и уже закрепившихся на мировом рынке орган и заций, государству стоит сконцентрир о вать свое внимание именно на малых предприятиях и предоставить им большее количество налоговых льгот и каникул. Ведь именно в малых предприятиях скрыт большой экономический потенциал, кот о рый заключается в том, что данный вид организаций производит множество инн о вационных технологий, к чему их подта л кивает необходимость конкурировать и продвигаться на рынке. Однако потен циал может быть раскрыт только в условиях г о сударственного стимулирования инвест и ционной и инновационной деятельности.

Для выполнения данного условия нео б ходимо дополнить существующие налог о вые п референции следующими :

1. Введение более низких налоговых ставок по наиболее крупным налогам (н а лог на прибыль, налог на имущество и др.).

2. Предоставление налоговых каникул на больший срок для наукоемк их старт а пов , а также расширение перечня орган и заций, которым предоставляется данный вид налоговой льготы.

3. Создание благоприятных условий для продвижения рынка венчурного капитала (поощрение венчурных компаний).

Вышеперечисленные льготы помогут повысить количество малых предприятий в Российской Федерации, а также стим у лировать их интерес в производстве инн о вационных технологий, что впоследствии приведет их к продвижению как на вну т реннем, так и на международном рынках, получению достаточно высокой прибыли для создания свободного капитала, кот о рый ор ганизация сможет инвестировать.

1. Данченко М.А. Нало гообложение: Электронный учеб. – http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page6.html.

2 . Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) (с изм . и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)

3 . Журов А.В. Налоговые льготы как стимул развития бизнес-ангельского инвестир о вания: о пыт России, США и стран Европы // Вопросы государственного и муниципальн о го упра вления. – 2010. – №1. – С. 89-97.

4. http://minfin .ru/ru/document/?id_4=62450 -Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации

5. Пакова О.Н. Налоговые стимулы и их регулятивный характер // Вестник СевКавГТУ . С ерия «Экономика». – 2013. – №3. – С. 11-23.

6. Гребенникова В.А., Кузнецов а Ю.И. Анализ инвестиционн о — инновационной акти в ности российских предприятий в условиях экономической нестабильности / Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – №4-1. – С. 93-100.

TAX MECHANISM OF INVESTMENT STIMULATION

V.A. Grebennikova , candidate of economic sciences, associate professor

Ya.V . Sushko , student

Kuban state university

Abstract. The purpose of the study is to characterize the specifics of stimulating investment through a tax mechanism. The influence of the tax mechanism on the investment activity of ec o nomic entities in the current crisis economic situation is considered.

Keywords: investments, tax mechanism, impact of tax instruments on investment activity, i n vestment activity, financial market.

Источник

Оцените статью