Мастер своего дела япония

Кэсё-мен — секрет японских мастеров при создании доски

Япония – страна, которая имеет древнюю и богатую культуру работы с древесиной. Труд плотников в стране восходящего Солнца всегда ценился чрезвычайно высоко, поэтому профессионалы своего дела старались держать марку изо всех сил. Даже такой незначительной детали на взгляд европейца, как естественный рисунок на доске, породил целое искусство — кэсё-мен. И это неспроста, ведь рисунок, помимо эстетической функции, может рассказать и о свойствах материала.

Красота среза дерева в руках японских плотников.

Суги – самая обычная доска с рисунком, который в обиходе называется «древесной текстурой» – в виде хорошо знакомых нам вытянутых пятен. К такому рисунку обращаются из практических соображений – он получается в результате самой оптимальной распиловки бревна со всех четырёх сторон с образованием бруса квадратного сечения из сердцевины. Срез доски при этом имеет дугообразную структуру, что негативно сказывается на прочности и долговечности конструкции: из-за неравномерной толщины структуры токая доска может растрескаться, а волокна дерева могут со временем усыхать и изгибаться вдоль дуг.

Шёнбунги – доска с рисунком в виде коротких прерывистых линий. Такую текстуру удается получить в результате условного разделения бревна на четыре четверти, из каждой из которых доски выпиливаются под углом 45 градусов. Такие доски ценятся гораздо дороже – ведь они значительно лучше сопротивляются деформациям и меньше подвержены усыханию. Дома из доски с таким рисунком говорят о высоком статусе его владельца.

Масамэ – самый почётный и дорогой рисунок из четких непрерывных параллельных линий. Досками с такой текстурой декорируются ниши для гостей (токонома) и прихожие (гэнкан), являющиеся визитной карточной любого дома. Кроме того, именно такие доски используются при создании предметов искусства. Такой рисунок получается при распиловке бревна в радиальном направлении, при которой затрачивает очень много древесины. Зато полученные в результате изделия обладают исключительной прочностью и долговечностью.

Теперь мы научились разбираться в качестве доски по её рисунку и с легкостью сможем оценить качество той или иной японской деревянной вещи.

Вам интересно читать про опыт ваших иностранных коллег? Оставьте развернутый комментарий, особенно если ваша профессия связана с обработкой дерева. Мне будет интересно с вами пообщаться.

Источник

Японская культура работы: шокунин — истинный мастер своего дела

Если попытаться перевести японское слово «шокунин» (shokunin) на русский, то получится что-то вроде «мастер своего дела». Но это понятие заключает в себе более глубокое значение. Звание шокунина заслужит тот человек, который сможет найти баланс между предоставлением продуктов или сервиса наивысшего качества и преданностью обществу, т.е. помощью в улучшении жизни окружающих людей. К этому статусу нужно очень долго идти, нельзя получить его за пару дней.

Читайте также:  Как открыть торговлю игрушкой

Вот как расшифровывает это слово известный японский резчик по дереву Тошио Одате (Toshio Odate):

Японское слово «шокунин» дословно означает «мастер», «ремесленник». Но такое буквально описание не может в полной мере выразить глубокий смысл этого понятия. Шокунин обязан не только в совершенстве знать своё мастерство, но обладать особой социальной сознательностью и позицией. Шокунин принимает на себя обязательства работать настолько хорошо, насколько он только может, для блага народа. Говорим мы о материальном или о духовном — неважно, ответственность шокунина заключается в том, чтобы наилучшим образом выполнять свои обязательства.

Шокунин — это образ жизни, образ мышления, личные качества — всё, что влияет на взаимодействие человека с миром. История про мастера Дзиро Оно — лучшего суши-повара в Японии. Это вдохновляющая история про истинного шокунина.

Дзиро Оно, как и многие другие японские профессионалы, говорит, что существует shokunin kishitsu, что можно перевести как «душа мастера». Японцы верят, что нет ничего стыдного в любой профессии, если ты делаешь свою работу хорошо и испытываешь за неё гордость. Большим уважением в Японии пользуются сторожа, электрики и другие разнорабочие, потому что в них живёт их shokunin kishitsu. Чтобы они не делали, они гордятся своим трудом, потому что вкладывают в него все свои силы и всю свою душу.

Про шокунинов можно сказать так же, как капитан Натан Олгрин сказал про самураев в фильме «Последний самурай»:

Как только они просыпаются, они полностью посвящают себя совершенному выполнению того задания, которое стоит сегодня перед ними.

Попробуйте раскрыть в себе shokunin kishitsu. Попробуйте делать свою работу максимально хорошо. Вы удивитесь, сколько радости и морального удовлетворения это может принести.

Источник

Японские художники #13

Первая мысль, которая приходит на ум при виде монохромных картин Такамацу Кадзуки — это голограммы. Но на самом деле рисует не бездушная машина, а художник, вдумчиво подходя к каждой детали.

Центром работ Такамацу являются куклы и девушки, и это неслучайно. Куклы символизируют детей, которые закрыли свои мысли и сердца, перестали что-либо выражать — совсем как игрушки. Девушки же — отражение художником японских школьниц: они изображены такими похожими, потому что следуют одной и той же моде, разговаривают и даже ведут себя одинаково.

В слоях изображения, по словам художника, сокрыто «расстояние без света и тени». Через них он исследует такие мрачные материи, как социальная обстановка и смерть. По тем же причинам картины монохромны: чёрный и белый цвета являются отображением добра и зла.

Есть основа и в мотивах и названиях картин. Для вдохновения Такамацу много общается с японской молодёжью от 10 до 20 лет, а в качестве названий использует твиты подростков, которые пессимистично смотрят на жизнь.

Читайте также:  Как самостоятельно создать логотип для организаций

Источник

Такуми — японские мастера

В Японии такуми называют людей, которые совершенствовали свои навыки в течение многих лет и достигли вершин мастерства в своей профессии. На заводе.

В Японии «такуми» называют людей, которые совершенствовали свои навыки в течение многих лет и достигли вершин мастерства в своей профессии. На заводе двигателей Nissan в Иокогаме звания «такуми» были удостоены четыре сотрудника. Удивительно, но эти четверо собрали все двигатели для автомобилей прославленной спортивной серии Nissan GT-R

Вот их имена: Такуми Куросава, Цумени Оояма, Идзуми Шиойя и Нобумицу Годзу. В совокупности они отработали на этом заводе 100 лет, целиком посвятив себя любимому делу. Эти мотористы-кудесники вручную собрали каждый из 545-сильных двигателей V-6 с турбонаддувом, которые устанавливаются под капот серийных гоночных Nissan GT-R.

Профессиональные гонщики и механики знают, что на каждом из этих двигателей можно найти табличку с именем мастера, который его собирал.Благодаря мастерству такуми и, конечно же, постоянно совершенствующимся технологиям, завод Nissan в Иокогаме стал образцом в области эффективности производства. Почти за 80 лет своего существования завод выпустил более 35 млн. двигателей, в том числе – исключительно мощных VR38, устанавливаемых на Nissan GT-R.

Источник

Лучшие плотники в мире — японцы

Все знают, что Япония занимает лидирующую позицию в мире по выпуску автомобилей и электронных гаджетов. Однако жители страны восходящего солнца бережно относятся и к сохранению ремесленных традиций, в том числе столярных и плотницких. Даже более грубые плотницкие работы они выполняют также тщательно, как и тонкие столярные операции, для которых требуется точность и мастерство. Для японцев занятие плотницким делом является искусством и жизнью, а не работой.

Особенности национального подхода к обработке древесины

Все операции по обработке древесины японские мастера выполняют без применения механизированного инструмента. Вместо электрического лобзика, фрезера и традиционной бензопилы они используют ручные пилки со специальными полотнами, различные виды острых стамесок и рубанки, заточенные не хуже бритвы. Согласитесь, стружка имеющая толщину 8 микрон поражает воображение. Ведь это в 10 раз тоньше, чем человеческий волос.

Многие наши краснодеревщики считают, что восточные мастера все усложняют. Однако у них есть чему поучиться, как минимум педантичности и настойчивости. Японским мастерам свойственно уделять повышенное внимание всем работам, которые они пытаются довести до совершенства. И хотя говорят, что совершенству нет предела, порой кажется, что японцы в этих вопросах перешли на принципиально новый уровень.

Один из секретов мастерства в том, что восточные мастера не выбирают легкий путь. Может быть, именно поэтому они считаются одними из лучших в мире. Ярким подтверждением являются старые японские строения из древесины, которые отлично сохранились до нашего времени. Скептики могут возразить – ведь и у нас много старых деревянных домов. Однако не забывайте, что Япония находится в сейсмически активной зоне и деревянные здания сотни, если не тысячи раз, выдерживали серьезные толчки.

Читайте также:  Производство съедобной посуды как бизнес идея

О школах японской деревообработки

На протяжении веков японское искусство деревообработки развивалось и совершенствовалось. Независимо от уровня выполняемых работ, японцы всегда ответственно относились к своему делу. Постепенно сформировались четыре основные школы:

  • Миядайку. Это самая высшая каста, представители которой занимаются строительством храмов и архитектурных памятников. В процессе постройки культовых сооружений специалисты этой школы выполняют сложнейшие соединения. Самые древние здания в стране сооружены последователями этого направления;
  • Сюкия-дайку. Деревообработчиками этой касты освоены технологии постройки общественных зданий и жилых строений. Мастерам этой школы сложно сравниться по профессиональному уровню с представителями высшей касты, но они отлично знают свое дело;
  • Сасимоно-си. Представителей данной школы называют мебельщиками. Они на протяжении веков развивали и совершенствовали технологии создания без крепежа и клея восхитительной деревянной мебели, которая не только украшает жилье, но и демонстрируется в музеях;
  • Татегуя. Специалисты этой школы специализируются на изготовлении изделий для внутренней отделки жилых и общественных помещений. Созданными их руками деревянными перегородками и настенными панелями украшено немало японских жилищ.

Наибольшего уважения заслуживает опыт мастеров храмового строительства. Каждый из специалистов Миядайку приобрел «свое имя». В Японии таких мастеров не больше нескольких сотен. Они сооружают культовые объекты и восстанавливают древние постройки. Специальные знания нельзя получить в учебном заведении – их передают по наследству.

В чем особенность стиля Миядайку?

Сохраняя древние традиции, мастера всегда используют ручной инструмент. Посмотрим, как специалисты высшей школы производят сращивание бруса, предназначенного для установки на большом пролете без промежуточных опор. На каждом из элементов бруса выполняется сложнейшее шиповое соединение, которое вряд ли еще где можно увидеть.

После стыковки брусьев забивается деревянный клин, соединяющий части балки.

Зазор постепенно уменьшается до нуля, и балка сможет работать не хуже цельного массива.

Имеется одна особенность – все соединения деревянных балок могут разбираться, опять же при помощи клина. Для разборки конструкций не нужно прилагать усилий – достаточно легкого постукивания молотком.

Для чего это необходимо? Во-первых, детали нужно не один раз примерить до окончательной сборки. А во-вторых, архитектурное сооружение должно быстро разбираться, если потребуется его отреставрировать. Интересно, что японских мастеров беспокоит не только прочность конструкции, но и то, как через пару столетий потомки будут ремонтировать построенные здания.

Нужно отдать дань уважения усидчивости и дотошности мастеров восточной школы, которые способны нестандартно решать задачи любого уровня сложности.

Однако, нужна ли такая «заморочка» при постройке деревянного здания? Вполне возможно, что нет! Ведь есть немало деревянных сооружений русских зодчих, которые на протяжении столетий не утратили свой первозданный вид и сохранились до нашего времени.

Источник

Оцените статью