- Сценарий по профориентации в сфере бытовых услуг «Мастер своего дела»
- Профессионалы своего дела: как ими становятся?
- Компетентные люди
- Искусственный интеллект
- Понятие термина
- Уровни профессионализма
- Допрофессионализм
- Профессионализм
- Суперпрофессионализм
- Непрофессонализм
- Послепрофессионализм
- Этапы профессионализма
- Как быть профессионалом?
- Профессионалы своего дела
Сценарий по профориентации в сфере бытовых услуг «Мастер своего дела»
В рамках деятельности городской опытно-экспериментальной площадки «Создание условий самоопределения школьников через использование технологий проектирования и дистанционного обучения» была проведена большая подготовительная работа среди учащихся 5-х классов. Им предлагалось познакомиться с профессиями сферы бытового обслуживания.
Выбор данных профессий не случаен, так как в повседневной жизни человек постоянно сталкивается с необходимостью обращения к тому или иному специалисту этой области; кроме того, у детей уже имеются первичные представления об этих профессиях, следовало лишь расширить их. Но цель данного проекта глубже, чем привычное в воспитательной практике знакомство с деятельностью представителей сферы услуг (фотографа, портного, парикмахера, ювелира, стилиста, часовщика, мастера по ремонту обуви и маникюру…). Прежде всего, подразумевалось, что в ходе проведенной работы по профориентации пятиклассники овладеют первичными навыками проектной деятельности.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- проведение мониторинга на определение уровня знания о профессиях в сфере бытовых услуг;
- обучение работе со справочной литературой (посещение городской детской библиотеки);
- знакомство с практической деятельностью кондитера, мастера по маникюру и визажиста через участие в мастер-классе (посещение занятий в учебно-производственном комбинате), а также овладение некоторыми практическими навыками в ходе занятий;
- проведение информационно — познавательной экскурсии в Дом Быта;
- создание собственного проекта по выбранной профессии (кластеры, синквейны);
- создание классом проекта по определённой профессии (написание сценария, подготовка декораций);
- обучение анализу и систематизации отобранного материала;
- презентация профессий на общешкольном празднике «Город Мастеров» (в форме сказок);
- проведение викторины на знания, полученные в ходе работы над проектом.
Сложность осуществления проекта состояла в том, что подобная работа впервые проводилась в нашем регионе. Приходилось выстраивать определённую схему взаимодействия с различными организациями; большая подготовительная работа была проделана на семинарских занятиях с классными руководителями.
Следует отметить, что предложенные нашей школой формы взаимодействия с УПК нашли распространение среди учебных заведений города.
На начальном этапе работы с учащимися большое внимание уделялось обучению основам проектирования. Знакомство с кластерами и синквейнами позволило выявить не только степень овладения материалом о профессиях сферы бытовых услуг, но вместе с тем решало задачу развития креативного начала школьников.
Знакомство с профессиями в реальной обстановке (в мастерской, в салоне, в кондитерском цехе…) по-настоящему заинтересовало учащихся, помогло расширить представление о специфике этих профессий, а также «примерить» эту роль на практике.
Презентация профессий и подготовка к ней явились заключительным этапом в работе по проекту. Именно здесь ребята показали, что они усвоили за этот период и какие навыки приобрели. В сказочной форме каждый класс представил выбранные ими профессии (жанр сказки наиболее соответствует психолого-возрастным особенностям пятиклассников). От ребят потребовалось проявить как знания специфики каждой из них, так и творческие способности: умение оформить декорации, выбрать костюмы и подобрать музыкальное сопровождение. При этом многие участники представления смогли продемонстрировать настоящий артистизм. Высока значимость подобной творческой работы, так как она состоит в передаче человеческих ценностей, которые впоследствии послужат основой для формирования личности подростка.
Результативность проекта определялась итоговым тестированием школьников, который показал, что 90% школьников правильно называют профессии сферы бытовых услуг.
Подводя итог, следует отметить, что участие пятиклассников в данном проекте заметно оживило работу в классах по профориентации, способствовало формированию первоначальных навыков проектной деятельности.
Предлагаемая форма работы, на наш взгляд, может быть использована во внеклассной работе по профориентации для учащихся второй ступени обучения. Вариант сценария заключительного мероприятия прилагается.
- проверить, насколько учащиеся поняли особенности представляемой профессии;
- выявить уровень сформированности навыков проектной деятельности;
- формировать образное мышление, творческое воображение;
- способствовать эстетическому воспитанию детей.
Оформление: дом в стиле теремка.
Вступление (фоновая музыка)
ВЕД 1. Здравствуйте, уважаемые гости нашего праздника. Сегодня мы собрались с Вами в Городе мастеров, где наши пятиклассники расскажут о профессиях сферы бытовых услуг.
ВЕД 2. Надеемся, что вы будете не только внимательными слушателями, но и сами примете участие в этом празднике.
На фоне музыки «Гусли».
ВЕД 1. Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?
ВЕД 2. Нет, не лягушка и не какая иная зверюшка. А живут в нашем теремке люди, да не простые, всё мастеровые.
ВЕД 1. Они Вам сами о себе расскажут, и всё, что умеют, покажут. Выходите, силой и смекалкой померяйтесь!
Презентация профессий в форме сказки или рекламы
- сапожник
- портной
- ювелир
- фотограф
- специалист ремонта бытовой техники
- мастер по маникюру
ВЕД 2. Молодцы, ребята, замечательные сказки показали.
ВЕД 1. Да, всё нам о профессиях в сфере бытовых услуг рассказали, всё знаете.
ВЕД 2. А сейчас мы проверим, какие вы умельцы!
1. »Наша мастерская»
Каждой команде необходимо обнаружить неполадку и, используя карандаш, вернуть недостающую деталь. Так мы определим, кого же из вас назовём »Мастер золотые руки».
Каждой команде выдаются рисунки:
- утюг (дорисовать шнур);
- сапог (дорисовать каблуки);
- платье (пришить рукав);
- химчистка (стереть пятно);
- часы (дорисовать стрелки);
- самовар (собрать пазл).
ВЕД 1. Посмотри-ка, ребята и с этим конкурсом замечательно справились.
ВЕД 2. Не зря они в этом году ходили на экскурсии в УПК и Дом Быта.
ВЕД 1. А почему у нас заскучали зрители? Сейчас проверим, что они знают об истории происхождения привычных предметов.
2. »Самые смекалистые» (для зрителей)
- Во что одевались древние люди?(Шкура, листья, перья)
- Из чего была первая ткань?(Из льна)
- Какими были первые часы?(Солнечные, масляные, песочные)
- Какие часы не надо заводить?(Электронные)
- Какие приборы называют бытовыми?(Используются в повседневном обиходе, в быту)
- Перечислите бытовые приборы.(Магнитофон, микроволновая печь, утюг, чайник, холодильник, телевизор, электрические лампы, фен, плойка)
- Где хранили продукты до изобретения холодильника?(В погребах, подвалах, ледниках)
- Из чего делалась самая первая обувь?(Из дерева, глины, лыка, кожи)
3. Конкурс модельеров и визажистов
ВЕД 1. А сейчас проверим, кто в будущем сможет посоперничать со Зверевым в мастерстве и фантазии.
ВЕД 2. Приглашаем из каждой команды двух мальчиков. Необходимо из предложенных предметов заплести косу.
ВЕД 1. Берегись, Зверев, достойные скоро будут у тебя соперники!
ВЕД 2. Я уверена, что среди наших конкурсантов есть Юдашкины и Зайцевы!
ВЕД 1. Зачем ждать, давай проверим ребят. Пусть сделают костюмы из газет с помощью прищепок. А затем объяснят, куда в такой одежде можно отправиться.
ВЕД 2. Мы же с вами, уважаемые болельщики, отправимся к господину Загадкину и попытаемся найти ответы на его хитроумные загадки.
4. Конкурс Загадкина
Этот электроприбор
Не видал я до сих пор.
В нём согреется еда
Без особого труда.
Он готовит очень вкусно
И недолго: раз, два, три,
И обед свой забери.
(микроволновая печь)
Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки,
А всё на одном месте.
(часы)
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим.
(часы)
Это что за пароход
Ходит взад и вперёд?
Он на каплю налетит
Жаром дышит и шипит,
На простынке и рубашке
Расправляет он все складки.
(утюг)
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер ТУ.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(пылесос)
Он большой и музыкальный,
Тихо, громко он играет.
Много кнопочек огней,
Подари его скорей.
(магнитофон)
Машина эта любит трудиться,
Своею работою очень гордится.
Белью говорит она: »Эй, замарашки,
Пелёнки, футболки, штаны и рубашонки!
К себе в барабан вас, грязнуль, приглашаю,
И пятна, и грязь с порошком отстираю.
Хорошую баню устрою белью,
Хозяйка оценит работу мою!»
(стиральная машина)
Вот белый дом,
И лежат продукты в нём.
Может, здесь, где холод, лёд,
Добрый Дед Мороз живёт?
Я надеялся на чудо,
Деда в нём искал повсюду:
Сколько дверь ни открывал,
Но мороза не видал.
Но ему моя забава
Оказалась не по нраву.
Загудел он: »Эй, герой,
Дверь немедленно закрой!
А не то, я точно знаю –
Всё внутри меня растает.
Хватит двери открывать
И работать мне мешать!»
(холодильник)
Ярко солнышко светило,
Но когда ушло оно,
Сразу стало всё уныло,
Очень мрачно и темно.
Только я не унываю-
В доме солнышко живёт.
Можно вечером играть,
И читать, и рисовать…
Вот оно, магическое
Солнце электрическое!
(лампа электрическая)
5. Что бы это значило? (Раскрыть значение фразеологических оборотов)
ВЕД 1. Мастер на все руки (человек, умеющий всё делать, искусный во всяком деле).
ВЕД 2. Детское время (рано).
ВЕД 1. Битый час (очень долго).
ВЕД 2. Под сапогом (под чьей-либо властью).
ВЕД 1. Винтиков не хватает (глуповат, со странностями человек).
ВЕД 2. Через час по чайной ложке (очень медленно).
ВЕД 1. Вкрутить мозги (преднамеренно внушать что-либо неправильное, ложное).
ВЕД 2. Шито белыми нитками (неумело что-либо скрыто).
ВЕД 1. Не по дням, а по часам (очень быстро).
ВЕД 2. Закручивать гайки (повышать требования к кому – либо).
ВЕД 1. Час пробил (время пришло).
ВЕД 1. По-моему, сам Валентино и лучшие Дома Мод позавидовали бы таким костюмам и дизайнерским находкам.
ВЕД 2. И хотя в будущем не все из вас изберут представленные сегодня профессии, но вы сделали первые шаги в познании специальностей, связанных со сферой бытовых услуг.
ВЕД 1. Помните: любая профессия требует мастерства, и только от вас будет зависеть, скажут ли про вас люди: »Мастер своего дела», — или нет.
Источник
Профессионалы своего дела: как ими становятся?
Как стать настоящим профессионалом своего дела? Как добиться успеха? Как приобрести счастье? Эти вопросы можно смело поставить в один ряд, ведь они определяют качество нашей жизни и не позволяют ей переходить в обычное существование.
Компетентные люди
Людей, которые хорошо разбираются в том или ином вопросе, всегда уважали и уважают, к ним обращаются, их советуют своим близким, друзьям и знакомым. Они редко ищут работу, скорее, работа находит их сама. Такие личности ценятся на вес золота.
Компетентность — это качество, с которым невозможно родиться. Это результат приобретения знаний, опыта, тренировок и других усилий над собой. Если человек не работает над собой, предпочитает быть инертным и закрытым, то, следовательно, имеет низкий уровень жизни.
Иметь общее представление можно о многих вещах, но поистине компетентным можно стать лишь в какой-то одной сфере. Как правило, люди, которые стремятся к познанию и пытаются узнать что-то новое каждый день в разных сферах жизни, не могут стать настоящими профессионалами своего дела. Профессионализм и истинная компетентность — это умение копать вглубь, а не вширь.
Знать общие идеи — это прекрасно, но когда мы попадаем к хирургу, то хочется, чтобы он знал анатомию, а не только общие идеи.
Искусственный интеллект
В современном мире многие математические и различные механические работы может исполнять робот. Компьютеры могут держать в себе столько информации, причем она настолько структурированная, что человеческий мозг не может с ними конкурировать.
Что касается математики, то тут компьютеры являются лучшими профессионалами своего дела. Люди, которые несколько десятков лет назад могли вычислять суммы четырехзначных слагаемых, находить разность чисел, считались гениями и профессионалами. Сейчас же необходимость такого таланта резко снизилась.
Но есть сферы жизни, в которых искусственный интеллект не может превзойти человека — это искусство. Компьютер может создавать что-то качественно новое только руками человека.
Также искусственный интеллект слаб в вопросах психологии и того, что касается эмоциональной сферы человека. Профессионализм должен быть уместным и полезным для конкретной эпохи.
Понятие термина
Умение качественно и умело выполнять свою работу в любое время, при любых условиях и в любом состоянии называют профессионализмом. Поясним. Если вы хорошо рисуете, поете или танцуете только тогда, когда вас посетила муза, то способным вас назвать можно, а профессионалом еще рано.
Чтобы стать мастером, нужно не только совершенствоваться в том или ином деле, но и работать над своими волевыми задатками: приглушить сон, когда усталость вас сбивает с ног, терпеть боль, даже когда она мешает прямому выполнению дела и т. д.
Волевые усилия касаются не только приглушения ваших физических и моральных состояний, но и быстрой адаптации к внешним условиям. Вспомните гениального скрипача Никколо Паганини, который сыграл свой «Каприс» на одной струне, так как остальные во время выступления лопнули.
Уровни профессионализма
Выделяют пять основных уровней профессионализма:
- допрофессионализм;
- профессионализм;
- суперпрофессионализм;
- непрофессионализм;
- послепрофессионализм.
Допрофессионализм
Любой человек, мечтающий стать мастером своего дела, профессионалом, проходит через этот этап. Он характеризуется ознакомлением с определенным видом труда, освоением правил, норм, концепций, нюансов и других обязательных составляющих. Данный уровень развития профессионализма отличается своей сложностью и необходимостью, но в то же время неэффективностью.
Допрофессионализм можно наблюдать у стажеров, молодых специалистов или новичков в любой сфере деятельности. Это то прекрасное время, когда тебе прощают косяки и ошибки, это тот момент, когда можно и нужно набивать свои собственные шишки и учиться на недочетах не только других, но и собственных.
Как ни странно, но чем больше ошибок делает человек на этом этапе, тем более профессиональным он будет в будущем. Главное, не разочароваться в себе и не перестать стараться.
Профессионализм
Эксперты высокого качества, профессионалы своего дела сначала осваивают на высоком уровне нормы и правила своей профессии. Они работают «по шаблону» и исполняют свою работу прилежно и хорошо.
Достигнув этого уровня, человек ощущает себя частью профессии, исходя из своего опыта может видеть другие пути решения тех или иных проблем, которые не прописаны в статутах, может вносить рационализаторские предложения. Уровень профессионализма, в свою очередь, распределяется на подуровни.
Как определить, достигли ли вы хотя бы начального уровня профессионализма? Если можете эффективно обучать новичков, то есть рассказать о специфике работы или профессии, ознакомить с главными проблемами, с которыми он может столкнуться, обучить алгоритму исполнения определенных действий и т. д., то вы уже чего-то достигли в своем деле.
Суперпрофессионализм
Это высший уровень профессионализма, которого мечтает достичь любой здравомыслящий человек. Дотянуться до него можно только в том случае, когда человек вырастает из рамок своей профессии. Он не только на высшем уровне может исполнять свою работу, но умеет сделать революцию в своей родной сфере деятельности.
Такой человек полон уникальных идей. Эти люди уже не думают о том, как сделать свою работу, а о том, как изменить данную сферу деятельности человека к лучшему. Даже к нетворческой профессии они начинают относиться креативно.
Именно такие личности у руля всемирного прогресса, они сдвигают с мертвой точки многие науки, создают революционные продукты и всячески пытаются делать этот мир лучше. Их имена вписываются в историю.
Такие личности воспринимают мир иначе. Одни, смотря в окно, видят пейзаж за ним, другие — оконную раму, третьи — тюль. Суперпрофессионалы владеют прекрасным «зрением» во всех трех регистрах и умеют вовремя переключаться. Также они осваивают ряд смежных профессий или наук.
Непрофессонализм
Непрофессионалы — это люди, которые довольно длительное время работают в какой-либо сфере, но все еще не смогли достигнуть высот, овладеть в достаточной мере навыками, освоить правила и т. п.
Скорее всего, эти личности не отличаются нужными талантами и способностями, возможно, они выбрали для себя не ту профессию.
Непрофессионализм — это не приговор, а, наоборот, показатель того, что человек пробует себя в разных сферах и находится в поиске. Если же это длится годы или десятилетия, то нужно решать проблему.
Нужно изначально выбирать те профессии, в которых вы будете эффективны и полезны для общества, в которых ваше развитие будет проходить с большим удовольствием, а не под дулом увольнения.
Часто непрофессионалы задерживаются на своей работе, потому что их устраивает оклад, график, престиж, условия, коллектив, поэтому свой непрофессионализм они тщательно скрывают за гиперактивностью на рабочем месте. Больше тратят времени и сил не для личностного совершенствования, а для создания видимости своей работы.
Послепрофессионализм
На данный уровень выходят люди, которые дожили до пенсионного возраста. В прошлом они были востребованными компетентами и точно знают, как стать профессионалом своего дела. Некоторые делятся своим опытом с молодым поколением, оставаясь неизменными гуру своего дела, тем самым еще больше повышая свой профессионализм.
Этот период жизни все проживают по-разному: кто-то продолжает совершенствоваться и наставлять, а кто-то приобретают новые увлечения и тоже достигают больших успехов.
Профессионалы — умные люди, а умные люди живут дольше, так как их мозг более пластичен, а нейронные связи более крепкие, значит, и мозг более качественный. А это и есть тот самый орган, который контролирует все тело.
Этапы профессионализма
Можно определить такие:
- Адаптационный этап. Это период вхождения в профессию, ознакомления с основными правилами, методами, проблемами, приемами и техниками. Первые год или два человек приспосабливается к новой роли исполнителя. Учеба — это процесс поглощения знаний, а работа — воспроизведения их на практике. Часто данный этап проходит болезненно, а у некоторых людей затягивается на годы.
- Самоактуализация. Почувствовав себя в профессии, у человека вырабатывается свой собственный почерк, стиль и алгоритм действий, он уже знает о своих сильных сторонах, научился сглаживать слабые. На этом этапе личность развивается средствами профессии.
- Свободное владение. На этом уровне человек усвоил все нормы и правила своей профессии, ознакомился со всевозможными проблемами и их решениями. Выполнение своих прямых обязанностей больше не требует особых усилий.
Как быть профессионалом?
Вот несколько советов:
- Не бояться неудач. Как правило, успеха достигает тот, кто не зацикливается на своих неудачах, а, наоборот, радуется им. Любое поражение имеет огромное количество нужной информации, которую не получить, если случайно не промахнуться. Нужно сделать выводы и забыть негативные эмоции — они тормозят процесс профессионального роста.
- Люди, которые являются профессионалами своего дела, планируют свой день. Для этого используют ежедневник, органайзер или специальные приложения для смартфона. Если человек серьезно настроен по отношению к своему будущему, он ценит время больше, чем любые другие ресурсы.
- Умение расставлять приоритеты. Какие-то дела требуют очень срочного решения, другие могут подождать, третьи — не имеют вообще никакого значения. Истинный профессионал умеет правильно оценивать ситуацию.
- Если вы работаете в сфере «человек-человек», то уважение и внимание к людям — залог успеха. Если вам приходится вести переговоры, общаться, обслуживать, учить, лечить и т. д., нужно быть максимально приветливым, ведь положительный эмоциональны обмен дает силы и энергию для дальнейшего профессионального становления.
- Систематичность играет большую роль в приобретении необходимого опыта. Если выполнять свою работу с определенной регулярностью, то можно добиться огромного успеха даже в тех сферах, в которых, казалось, вы абсолютный дилетант.
- Нужно любить то, что вы делаете. Когда человек получает удовольствие от работы, он трудится более эффективно и с меньшими затратами.
Профессионалы своего дела
Примеров может быть много, ведь огромное количество профессионалов трудятся в тени, но именно благодаря им мы ездим на эскалаторах, ходим по ровным дорогам, носим красивую одежду, пользуемся новейшими гаджетами, слушаем прекрасную музыку, вовремя прилетаем на самолете и т. д.
Все те блага цивилизации, которые мы имеем возможность наблюдать и использовать ежедневно, были сотворены руками истинных профессионалов.
Именно благодаря личностям с врожденным перфекционизмом и стремлением к идеальности мы знаем очень много знаменитых и достойных брендов и доверяем им, имеем возможность смотреть и восторгаться фееричными шоу.
Профессионалов и компетентных людей всегда ценят, они на слуху, на языке и в голове как ориентир. На них ровняются, у них учатся, им подражают, с ними советуются и никогда не перестают уважать.
Музыкант, который может сыграть произведение на одной струне, когда остальные лопнули, спортсмены, выступающие на мировых соревнованиях со сломанными ногами, руками или позвоночником, пилот, который совершает вынужденную посадку где-нибудь в тайге, врач, который оперирует тридцать часов подряд — это суперпрофессионалы, и пока на земле есть люди, которые умеют так отдаваться профессии, человечество не под угрозой.
В современном мире быть непрофессионалом равно катастрофе. Но не нужно забывать, что для приобретения профессионализма требуется минимум 10000 часов кропотливого труда.
Источник