Мастерство
Культ мастера
Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло.
Мастерство — способность качественно выполнять те или иные виды работ или ремесла. Способность эта очень ценилась в Древней Руси. «Не то дорого, что красного золота, а дорого то, что доброго мастерства». Среди русского народа существовал настоящий культ мастера.
«Мастерство везде в почете», — говорили люди. «Работнику полтина — мастеру рубль», «Не работа дорога — уменье», «Мастер один — а подносчиков десять», «Не за шило платят, за правило», «По закладке мастера знать», «В добрую голову — сто рук», «Дело мастера боится», «Всякая работа мастера хвалит», «Мастерства за плечами не носят, а с ним добро».
О мастерах говорили всегда уважительно и с особой теплотой. «Он на все руки мастер», «Золотой человек, золотые руки», «К чему рук ни приложит, все кипит».
Об их необыкновенных возможностях создавались всяческие легенды, порой просто баснословные. Им приписывались сверхчеловеческие качества. Например, легенда о Левше, подковавшем блоху, у которого был реальный прототип. О таких говорили: «На обухе рожь молотит, зерна не уронит», «Комар носу не подточит. Иголки не подсунешь (не подобьешь)», «Он из песка веревки вьет».
Мастерство русских ремесленников
Профессионализм и мастерство русских ремесленников были очень высоки. Древнерусские «кузнецы по злату и серебру» создавали золотые украшения с цветной эмалью, изящные изделия из серебра со сканью и зернью, красивое оружие, художественную чеканку, высоко ценившиеся во всем мире. Немецкий знаток ремесел Теофил из Падеборна (XI в.), описывая в своих «Записках о различных искусствах» страны, прославившиеся в том или ином мастерстве, назвал на почетном месте и Русь. Мастера, как правило, были грамотны, о чем свидетельствует множество надписей на бытовых вещах, стенах церквей, а также дошедшие до нас берестяные грамоты.
Кузнец-оружейник ставил свое имя на выкованном им клинке меча («Людота Коваль»); новгородский мастер великолепного серебряного кубка подписал его: «Братило делал»; Любечанин Иван, токарь по камню, изготовив миниатюрное, почти игрушечное, веретенное пряслице своей единственной дочери, написал на нем: «Иванко создал тебе (это) одина дща».
Строительные мастера
Велико мастерство архитектурных сооружений Древней Руси, и прежде всего храмов. Для их возведения понадобилось создание целой системы подготовки квалифицированных строительных кадров, их учета, предоставление им целого ряда специальных льгот. Строительные мастера в XVII в. не платили податей с земли или добра и не несли никаких личных повинностей, обязательных для тяглова населения (хотя с 1684 эти льготы были отменены). Им было разрешено вести мелочный торг и курить вино для личного употребления, что было признаком доверия к ним со стороны правительства. Все дела строительных мастеров и их семей ведали и судили, кроме значительных уголовных преступлений, в Каменном приказе. Мастера и подмастерья, находившиеся на службе в Каменном приказе, разделялись на целый ряд специальностей — градодельцев, городовых смышленников (занятых постройками военных сооружений), каменных дел здателей и пр. Некоторые мастера Каменного приказа получали постоянное жалованье, а кроме того, участвуя в какой-либо постройке — еще и поденную оплату.
Проверка мастерства
Больше всего мастеров было в плотничном деле. Об этом свидетельствовали деревянные храмы и дома, стоявшие в русских селах и городах еще в начале нынешнего века (сегодня сохранившиеся в основном на фотографиях). У плотников была своя проверка мастерства. «Клин тесать — мастерство казать» (сразу вытесать верный клин, без подтески, — такое же мастерство для плотников, как выточенный от руки правильной формы шар для токарей).
Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»
Художественное мастерство
Художественное мастерство — высокая степень владения изобразительно-выразительными средствами в одном или нескольких видах искусства. В более широком значении под художественным мастерством следует понимать уровень профессионализма художника, находящийся в зависимости от таланта, труда, общего культурного и духовного развития творческой личности, идейно-эстетических установок. Мастерство проявляется в выборе тем, в замысле, в разработке сюжета, композиции. Чтобы достичь подлинного мастерства нужно иметь специальное образование и упорно вырабатывать профессиональные навыки. Совершенствование мастерства продолжается весь творческий период жизни художника.
В любом искусстве для создания произведения художник использует необработанный материал и с помощью своего труда превращает его из бесформенной массы в прекрасное творение. Это невозможно без знания особенностей этого материала, способов его обработки, владения художником этими способами, умения с их помощью воплотить свой замысел, — иными словами, искусство немыслимо без мастерства.
Термин «мастерство» употребляется в смысле «художественное мастерство» и мастерство как высокий уровень владения техникой выполнения какой-либо работы. И слесарь может быть мастером своего дела. Однако, говоря «мастерство» в применении к художественному творчеству, мы обязательно подразумеваем совершенное владение не только техникой исполнения, но и всем арсеналом изобразительно-выразительных средств данного вида искусства.
Если талант, т. е. художественную одаренность индивида, врожденную способность к художественному творчеству, нельзя приобрести, то мастерство не есть природный дар. Овладение им — длительный и трудоемкий процесс, требующий как специального теоретического образования, так и практического обучения владению техническими навыками в данном виде искусства. Без таланта и вдохновения работа художника превращается в ремесленничество, но без искусного владения художественным ремеслом автор становится беспомощным в претворении своего, пусть и прекрасного, художественного замысла.
В обиходном употреблении термин «ремесленник» носит порой негативный оттенок, имеет значение, противоположное «художнику», характерными особенностями его считают наличие в работе штампа, стандарта, однотипных или даже одних и тех же приемов для выражения различного содержания. Это не совсем так. Например, художественное ремесло на Руси в своем развитии достигло весьма высокого уровня, ремесленники порой доходили до виртуозности, граничащей с мастерством настоящего художника, да и как уловить ту зыбкую границу между ремеслом и творчеством в декоративно-прикладном искусстве? Разумеется, мастерство художника включает индивидуальность его таланта, постоянные поиски новых средств, нового содержания, новой формы, но оно также включает и высокий уровень мастерства как делания, то есть владения своим ремеслом. Талант и мастерство — два условия для создания высокохудожественных произведений, но талант дан человеку даром, без каких-либо усилий умственных и физических, на овладение мастерством уходят долгие годы, часто этот процесс начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь художника. «Мастерство выступает необходимым условием художественного творчества и в различных аспектах выявляет свои функции и характеристики, обеспечивающие не только творческий процесс, но и художественное познание, и акты коммуникации в результате потребления искусства. Это заставляет считать мастерство всеобщим основанием искусства». При достижении своей наивысшей степени мастерство не отвлекает зрителя от восприятия содержания произведения искусства, совершенное владение мастерством не отвлекает и художника от воплощения самой сути художественной идеи, а напротив, помогает ее полноценному выражению.
Мастерство художника
Мастерство живописца, скульптора, архитектора, реставратора предусматривает владение техникой работы с материалом, знание его свойств, эстетических возможностей. Однако понятие мастерства включает в себя нечто большее, а именно способность наиболее полно воплотить в образах философское, идеологическое, психологическое содержание. Поэтому мастерство художника состоит также и в знании психологии восприятия, в частности в учете того, что каждый воспринимающий вносит в оценку и осмысление произведения нечто свое, связанное с его житейским и художественным опытом, эстетическим вкусом.
Багетное мастерство
Багетный мастер это человек, который проектирует и изготавливает багетные рамы. Рамы по своему принципу все одинаковы, выполняют примерно одни и те же функции – обрамлять полотно.
Однако все клиенты, посещающие багетного мастера, требуют своеобразия работы, уникальности готовой рамы. Таким образом, багетчик – это мастер, который создает уникальное произведение искусства, но при этом совершает повторяющиеся действия.
Одной из важнейших операций при изготовлении рам из багета является разметка. Какими качествами должен обладать багетный мастер? Точностью, точностью и ещё раз точностью. Ибо любая из багетных операций: разметка или резка багета, скрепление рам требуют точности выполнения, так как ошибка всего в 1 мм может привести к порче заготовки.
Чего же в багетном деле больше – искусства или технического мастерства?
Оформление картин – дело непростое, и требует к себе трепетного отношения. У багетного мастера довольно широкая профессия. Он не только должен точно знать геометрию, но и иметь совершенный художественный вкус, чувствовать гармонию изготавливаемой рамы и холста, который нужно обрамить.
Можно с уверенностью утверждать, что работа багетного мастера более близка к искусству, нежели к ремеслу. С первого взгляда это утверждение довольно странно – разрезать профиль на четыре рейки и скрепить их – что может быть проще? Однако на подготовку мастера высокого класса уходят годы. Чтобы приобрести нужные навыки, мастер практикуется постоянно, при этом совершенствуя уже полученные знания.
Чтобы подобрать рамку к художественной работе, нужно сначала выбрать вид рамы. Как известно, их просто бесконечное множество: деревянные и пластиковые багетные рамки, фоторамки и авторские рамы с лепниной, плоские и фигурные, и т.д.
Подбирая раму, можно опираться на такие факторы: багет должен соответствовать типу работы, при этом учитываются второстепенные и главные цвета картины, ее фактура, освещение в помещении, микроклимат, и прочее.
Некоторые мастера используют более легкий способ подбора рамы – подбирают под интерьер комнаты, где будет находиться работа. Смотрят на общий вид и стиль помещения, на преобладающие цвета, тон мебели. С одной стороны этот метод более легкий. Однако и здесь существуют определенные нюансы. Необходимо иметь острое чувство пространства, учитывать освещенность комнаты, и даже площадь помещения.
Если клиент все-таки предпочитает иметь картину, обрамленную в тон комнате, он должен быть предупрежден, что после первого же ремонта, скорее всего, придется менять раму.
Как и во всей творческой работе, багетчик должен не забывать и про внимательность, оперативность и усидчивость. Практичность и экономность к мастеру приходят быстро. Достаточно одного промаха или ошибки, чтобы мастеру пришлось понести дополнительные расходы для возмещения брака. Но это в лучшем случае. Бывает такое, что главный убыток не материальный. Потеря репутации – вот что самое страшное для багетной мастерской.
Copyright © Галеон
г. Москва, Сущёвский Вал, 75с1
Источник
Мастер и художник
Как часто мы произносим слова, не придавая им никакого значения. Некоторые становятся просто связующими, другие нарицательными, третьи, вообще, просто так.
Художник, кто это. Что это. И с «чем его едят».
— Ха-ха, да это мужик с бородкой, который с этюдником, во дворе, всё голубей рисует.
— Да чего там ваш мужик. вона, моя дочка, а ей всего-то пять лет, такие каляки–маляки мамке преподносит. Вот она у меня настоящий художник!
— Чего там ваша дочка, говорят слон хоботом в Индии лучше всякого Кандинского может,- его картины за бешеные деньги уже идут. Но, правду сказать, у него соперник, — шимпанзе, появился.
Вот примерно, такие ассоциации вызывает это слово, «художник», у 90% людей. А всё оказывается, на много сложнее.
. Художником может быть любой человек. Токарь ли он, хирург, повар или водитель такси. Не говоря уже о таком высоком призвании, как поэт. Вспомним слесаря Гошу из фильма «Москва слезам не верит». Без него научные работники не смогли бы продвинуть свои идеи в жизнь. Лично для меня, самым простым. да, пожалуй, и самым ярчайшим примером служит великий живописец Ван Гог. Он является самым подходящим примером, что же представляет из себя художник? Вспомним, хотя бы поверхностно, его биографию.
Сначала, его, по блату устраивают продавцом картин в Лондоне. Но он занимается этим с такой самоотдачей и правдивостью, что естественно, через некоторое время, ему приходится покинуть своё «тёпленькое» место. Что бы что-то продать, надо постоянно обманывать покупателя, а он изначально не мог этого делать.
Затем он становится проповедником на рудниках: живёт среди рабочих, шахтеров, простых крестьян, несёт им Слово Божье. Он работает вместе с ними. Живёт в тех же невыносимых условиях, как и его прихожане. Конечно, это не нравится, приехавшим проверяющим из аббатства. Тем более он часто отсутствовал дома, находясь ближе к своим подопечным. Ночевал в открытом поле на голой земле. Его выгоняют из-за не соответствия с саном священника.
Наконец, наступает время «икс», Винсент начинает рисовать. Он рисует день и ночь, рисует всё, что его окружает. Это ему безразлично – главное действовать.
И тут мы подошли с вами к самому главному. Художник — это, прежде всего — творец. Некий кудесник своего дела. Мне пришла сейчас в голову крамольная мысль, что даже вор – домушник может быть художником. И это часто мы встречаем с вами в Голливудских фильмах. Мне, просто, не хочется долго распространяться на эту тему.
Художник – это «передатчик» информации из космоса. Человека «распирает» от мыслей и различных идей. Он, порой, не знает, что с этим делать и единственное, что ему остается – это работать, работать и день и ночь. В противном случае это может повлиять на физическое состояние человека. И, прежде всего, на психику. Сколько мы знаем таких примеров? И сам Ван Гог, Врубель, Камилла Клодель, Тулуз -Лотрек. Сейчас всех и не упомнишь. Многие из них начинали пить, принимать наркотики. В этой связи, вспомнился Модильяни и Жанна Эбютерн. Почему так печально заканчивалась их жизнь, да потому, что человек не понимал, а что же ему со всем этим делать.
Эти творцы всегда шли впереди своего поколения и, поэтому, признание их догоняло на сотни лет позже. А почему? Ответ прост. Окружающие их люди, жили своей обычной жизнью, боясь хоть как-то изменить её. А главное, мы всегда боимся чего-то нового, неизведанного. Как часто мы слышим, — «а, что из этого получится? Я этого не понимаю. А, что об этом скажут люди?»
Своеобразие жизни художника заключается ещё в том, что он обязан постоянно передать информацию, полученную из космоса. Передавать её людям. А те, в своё время, не готовы к этому, — они находятся на другом уровне понимания и осознания действительности. Они вращаются в замкнутом круге повседневного социума и если туда попадет хоть маленькая толика чего-то нового — она тут же будет отвергнута. Отсюда боязнь и непринятие всего нового.
Им легче отвергнуть, принять в штыки, высмеивать, наконец, чем согласиться с тем, что это — гениально. Хороший пример — это жизнь Рембранта! После написания самой неординарной и, пожалуй, «планетарной» картины, — «Ночной дозор», начинается его падение и путь к забвению. Его современники так и не смогли по достоинству оценить этот истинный шедевр. Но он не сдался. и даже перед смертью, будучи совсем больным и всеми покинутый, стоять у своего мольберта и писать свой лучший автопортрет. Художник не может не творить, его заставляет это делать — Космос и художник работает до последнего вздоха.
. А кто такой мастер – это прекрасный человек — своего дела, достигший в своей области филигранного мастерства. Он прекрасно выполняет свою работу. Его руки делают чудеса, но. он воспроизводит чужие мысли. Его хватает, только на то — как это великолепно выполнить, но не «придумать» — это уже ни его прерогатива. Мастер всю свою жизнь делает, и, часто на самом высоком уровне, работу, идея которой принадлежит художнику. Он то же готов работать и день и ночь, при этом, он зарабатывает хорошие деньги, но делать и выполнять он будет только то, что дадут ему другие.
Он прекрасно копирует, восстанавливает, реставрирует, повторяет, но не создаёт. Да это ему и не нужно. Каждый должен находиться на своем месте и заниматься своим делом. Тогда смотришь и жизнь наладится. Таксисты не будут зубными врачами, хирурги – коновалами, а дворники – научными работниками. Друзья, так давайте займем каждый своё место, а для этого посмотрим на звезды, почешем затылок и спросим: «Господи,скажи, так, кто Я. «
(Вот почему во все века мастер был более понятен народу! Да, потому что, он постоянно выполнял указания «хозяина», а художник, был всегда в оппозиции, понимая на сколько устарели предложения богатого заказчика, а выполнять его прихоти ему мешала его непокорная душа. Вот поэтому они и были в обществе постоянными изгоями. Такова судьба гения. )
Источник