Положение о лекотеке
материал по логопедии на тему
Положение о лекотеке (локальный документ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_lekoteke_.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 52 «Ласточка»
на заседании Заведующий МБДОУ детский
педагогического сад№52 «Ласточка»
протокол № __________ «___» _____________ 20___г.
«__» _____________ 20___г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации деятельности лекотеки
МБДОУ детский сад №52 «Ласточка»
1. Общие положения
1.1 Настоящее положение регулирует деятельность лекотеки в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 52 «Ласточка»
1.2. При организации деятельности лекотеки МБДОУ детский сад №52 «Ласточка»» руководствуется:
— методическим письмом Министерства общего и профессионального образования «О подготовке детей к школе» от 22.07.1997 г. № 990/14-15;
-письмом Министерства образования России «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.200 г. № 237/23-16;
— методическим письмом Департамента общего и дошкольного образования «Об использовании Программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе» от 17.02.2004 г. № 14-51-36/13;
— Постановлением главы муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» Белгородской области «Об организации групп предшкольной подготовки в образовательных учреждениях муниципального района «Город Старый Оскол и Старооскольский район» Белгородской области от 30.10.2007 г. № 5184.
— методическим письмом «Об организации предшкольного образования как условия выравнивания стартовых возможностей детей 5-6 лет 2006 – 2007 учебный год.
1.3 Лекотека является структурным подразделением муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 52 «Ласточка». Данная форма организации предшкольного образования предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья и не охваченных дошкольным образованием.
1.4 Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, приёмов психолого-педагогической коррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей.
1.5 Целью создания лекотеки является организация процесса обучения, воспитания и развития ребёнка на этапе предшкольного образования с учётом потребностей и возможностей детей от 5 до 7 лет, обеспечение их психолого-педагогического сопровождения.
2. Основные задачи
2.1 Создание условий для единых стартовых возможностей детей при поступлении в школу и обеспечение психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим отклонения в развитии и состоянии здоровья.
2.2 Организация процесса обучения, воспитания и развития детей с учетом потребностей и индивидуальных возможностей.
2.3 Формирование социальных черт личности ребёнка, необходимых для благополучной адаптации в школе и обществе.
2.4 Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться.
2.5 Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
2.6 Консультирование родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми и оказание помощи им в подборе адекватных средств общения с ребёнком.
3. Организация деятельности лекотеки
3.1 Непосредственно образовательная деятельность с детьми в лекотеке проводится в индивидуальной и групповой формах. Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми:
— 2 человека – для детей со сложным дефектом, — 5 человек — для детей, не имеющих отклонения в развитии (либо с изолированным дефектом). Групповую работу может проводить педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель.
3.2 Продолжительность непосредственно образовательной деятельности составляет 2 раза в неделю в объеме от 1 до 3,5 часов (без предоставления питания).
3.3 Индивидуальная работа специалиста (педагога-психолога, учителя-логопеда и др.) по консультированию родителей (законных представителей) проводится не чаще 2-х раз в месяц. Консультирование родителей (законных представителей) может проводиться одним или несколькими специалистами одновременно.
3.4 Методическое обеспечение организации деятельности лекотеки:
— с детьми часто болеющими; с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата — «Предшкольная пора»: Программа обучения и развития детей 5 лет под руководством Н.Ф. Виноградовой;
— с детьми, имеющими нарушения речи – Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа логопедической работы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»;
— с детьми, имеющими сложные нарушения развития – «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста», О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова.
4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса в лекотеке
4.1 Руководитель образовательного учреждения:
— обеспечивает функционирование лекотеки в соответствии со ст.32 Закона РФ «Об образовании»;
— осуществляет комплектование и издает приказ об открытии группы предшкольного образования (лекотеки);
— согласовывает условия открытия и функционирования группы предшкольного образования с Управлением образования администрации Староооскольского городского округа Белгородской области;
— составляет и заключает Договор с родителями (законными представителями);
— осуществляет подбор и расстановку кадров;
— осуществляет контроль за организацией функционирования лекотеки.
4.2 Педагог, работающий в группе предшкольного образования (лекотеки):
— обеспечивает образование детей в соответствии с требованиями программы предшкольного образования;
— несет ответственность за жизнь и здоровье детей, нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством РФ и Конвенцией о правах ребенка;
— изучает особенности развития каждого ребенка, состояние его здоровья, эмоциональное самочувствие;
— ведет документацию по планированию образовательного процесса и отслеживанию его результатов;
— тесно сотрудничает с семьей по вопросам образования ребенка;
— повышает квалификацию и профессиональное мастерство.
— оказывает помощь в преодолении психологических проблем детей дошкольного возраста и их родителей (трудности межличностного общения, психолого-педагогическая запущенность и т.д.);
— проводит исследование уровня готовности ребенка к обучению в школе;
— проводит непосредственно образовательную деятельность;
— проводит психодиагностику личности ребенка, коррекцию форм поведения на основе полученных результатов;
— несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей в пределах должностных обязанностей.
— проводит индивидуальное логопедическое обследование;
— выявляет отклонения или нарушения речи ребенка;
— проводит непосредственно образовательную деятельность по устранению тех или иных нарушений;
— несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей в пределах должностных обязанностей.
4.5 Родители (законные представители):
— создают необходимые условия для развития ребенка;
— соблюдают условия договора с Учреждением;
— соблюдают и защищают права и достоинства своего ребенка, других воспитанников ДОУ;
— не допускают физического и психического насилия, оскорбительных заявлений относительного своего ребенка, других детей, их родителей, а также сотрудников.
5. Содержание образовательного процесса
5.1 Образовательный процесс в лекотеке строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия педагогов и детей с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий.
5.2 Образовательный процесс осуществляется воспитателями, при необходимости другими специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом.
5.3 Организация образовательного процесса лекотеки регламентируется организационно-правовыми документами (Положение о лекотеке, договор с родителями (законными представителями), расписание непосредственно образовательной деятельности и пр.), разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно.
5.4 Содержание непосредственно образовательной деятельности лекотеки определяется индивидуально-коррекционными программами, разрабатываемыми исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников на основе рекомендованных коррекционных программ.
6. Права и обязанности участников образовательного процесса
6.1 Участниками образовательного процесса являются дети, их родители (законные представители.), педагогические, медицинские работники.
6.2 Права, обязанности и социальные гарантии участников педагогического процесса определяются законодательством РФ, Уставом образовательного учреждения, трудовым соглашением.
6.3 Администрация дошкольного образовательного учреждения, осуществляющая непосредственное руководство деятельностью лекотеки, подотчётна в своей деятельности Учредителю.
7.1 Документация лекотеки:
— списки детей 5-7 лет, посещающих группу предшкольной подготовки (лекотеку) на текущий учебный год;
— материалы и результаты диагностики;
— карты развития детей с индивидуальными образовательными программами;
— расписание непосредственно образовательной деятельности;
Источник
Лекотека — новая форма дошкольного образования
консультация
На современном этапе развития социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями, лекотека признана одним из эффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekoteka_-_novaya_forma_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Курсы повышения квалификации
«Лекотека – новая форма дошкольного образования»
«Хоринский детский сад «Ромашка»
Что такое лекотека?
На современном этапе развития социально-реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями, лекотека признана одним из эффективных способов решения проблем адаптации и коррекции психического развития детей раннего и дошкольного возраста.
Лекотека – это такая новая форма дошкольного образования.
Лекотека – это служба психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии и их родителей. Она подразумевает еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом.
Само слово «лекотека» (произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke- хранилище), т.е. лекотека – помещение, где можно играть и обращаться со специалистами.
Деятельность лекотеки основано на гуманистическом подходе с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей.
Воспитанники лекотеки – дети с нарушением развития или выраженными психогенными расстройствами. Вид и природа нарушений развития ребёнка могут быть разные: двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие или их сочетания.
Родиной лекотеки является Стокгольм. Там в 1963 году по инициативе родителей и педагогов было создано своеобразное собрание развивающих игр и игрушек. Первая американская лекотека (преобразованная впоследствии в Национальный центр лекотек) была открыта в 1980 году. Сейчас там существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии. В США лекотеки есть практически во всех населенных пунктах. Туда обращаются родители детей от рождения до трех лет с глубокими проблемами в развитии. В лекотеке может работать один специалист плюс волонтеры.
Модель Российской Лекотеки была разработана и внедрена в Москве в 2001г. при финансовой поддержке Агенства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям – сиротам в России», осуществляемой совместно с «Холт Интернешенел Чилдренс Сервиз» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундейшен» (CAF).
В 2002 году Российская Лекотека была внедрена в Доме ребёнка №9 г. Москвы.
Для чего нужны Лекотеки?
Основной целью лекотеки является социализация ребенка, развитие сенсорных навыков, развитие речи, психологическая помощь родителям детей с ОВЗ. Посещать такие учреждения могут малыши от 2 месяцев до 7 лет не имеющие возможности по разным причинам посещать дошкольные учреждения.
Педагоги лекотеки помогают деткам с нарушениями развития, формирования у них предпосылки к учебной деятельности, поддерживают развитие личности детей, оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в коррекционно — обучающей форме игровой деятельности, индивидуальный подход к каждому ребенку. Преподаватели лекотеки уверены, что взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, должны воспринимать игру, как жизненную необходимость для детей раннего возраста. Ведь это основной источник знаний, навыков и хорошего настроения. Родители должны быть готовы обыграть любую текущую ситуацию. А действия взрослых при этом должны быть выразительными, мягкими и адекватными возможностям ребенка.
ИГРА — основной метод лекотеки
Деятельность лекотеки основано на гуманистическом подходе с использованием игровых методов и ресурсов осуществления психологической поддержки и поддержки развития личности детей, их родителей, с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре.
Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы:
- специальное оборудование для детей с нарушениями движений;
- оборудование для развития общей подвижности;
игрушки для развития ручных навыков; - игрушки для развития тактильного восприятия;
- игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
- игрушки для развития слухового восприятия;
- игрушки для развития мышления;
- игрушки для развития речи и языка;
- игрушки для поддержки социально-эмоционального развития ;
- игрушки для игры с водой;
- игрушки для игры с сыпучими материалами ;
- материалы для изобразительного творчества;
- музыкальные игрушки;
- книги для детей;
- фонотека;
- видеотека;
- компьютерные игры;
- книги для родителей;
- средства для развития невербальной коммуникации;
- выставка самодельных игрушек;
- специальное оборудование для слепых детей и детей со сложным дефектом.
Основные формы работы Лекотеки
Консультация – это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.
Диагностический игровой сеанс (ДИС)
Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребёнком в специально оборудованном зале. Специалист ведёт наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету . Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.
Терапевтический игровой сеанс (ТИС)
Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребёнком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол.
Групповой родительский тренинг (ГРТ)
В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно – это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС.
Самым главным принципом работы лекотеки является взаимодействие с родителями. Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребёнка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка.
Родители – полноправные участники реабилитационного процесса:
- получают полную информацию о перспективах развития ребёнка;
- принимают участие при обсуждении индивидуально-ориентированной программы;
- вовлекаются в процесс совместной продуктивной деятельности с ребёнком;
- обучаются приёмам формирования в семье реабилитационных условий, обеспечивающих оптимальное развитие ребёнка.
Коррекционно-развивающие занятия педагоги лекотеки проводят индивидуально и по подгруппам, во время которых дети находятся рядом с родителями.
Лекотека для детей-инвалидов имеет основную идею. Она заключается в том, чтобы при помощи игры в раннем возрасте научить малышей правильно контактировать с окружающим миром. Создаются специальные технологии, которые адаптированы под их возможности. Они учатся играть, воспринимать мир и явления в нем, а также правильно реагировать на происходящее вокруг.
Таким образом , мы видим, что лекотека, программы который направлены на всеобщее развитие детей с ограниченными возможностями, является прекрасным средством оказания помощи не только малышам, но и их родителям, ведь чаще всего в подобных ситуациях взрослые не знают, как правильно заниматься со своим чадом, как его приспособить к реальной жизни.
Источник