Курсовая работа привлечение иностранных инвестиций

Привет студент

Курсовая: Иностранные инвестиции в области

Аннотация

Курсовая работа содержит 41 страницу, в том числе 4 таблицы, 33 источника.

В курсовой работе изложены основные характеристики и проанализирован иностранные инвестиции в регионе. Определены рекомендации по привлечению иностранных инвестиций в область.

Введение

Современное понимание и основополагающее значение инвестиций и инвестиционного процесса, существовавших во все времена и у всех народов, для экономики складывается и возрастает с развитием рынка. После формирования национальных и международных рынков инвестиции и инвестиционный процесс приобретают непреходящее значение для национальной и мировой экономики. Другими словами, основу современной рыночной экономики всех стран и мировой экономики в целом составляют отношения, связанные с инвестированием в производство материальных и духовных ценностей.

Внешняя инвестиционная политика государства с правовой точки зрения представляет собой создание благоприятного правового климата для иностранных инвестиций, что предполагает использование национально -правового регулирования, национально-правовых форм и норм (законов и других нормативных актов), а также соответственно международноправового регулирования, международно-правовых форм и норм (двусторонних и многосторонних договоров и соглашений). Названное выше должно исходить из учета инвестиционной политики как внутренней, так и внешней.

Проблема привлечения иностранных инвестиций в экономику России продолжает сохранять свою остроту. Несмотря на моменты активизации иностранной инвестиционной деятельности на территории нашей страны в последние примерно десять лет, именно такой срок насчитывает активная политика привлечения иностранного капитала в российскую экономику, в целом Россия проигрывает конкуренцию на мировых рынках. Привлечь широкомасштабные инвестиции в экономику России в условиях общего кризиса и сохранения тяжелого бремени обслуживания и выплаты внешнего долга можно только, по мнению специалистов, путем разработки новой, тщательно продуманной, политики привлечения инвестиций. Это должна быть новая инвестиционная политика (своеобразный «инвестиционный НЭП»), основанная на либерализации режима привлечения и функционирования как отечественных, так и иностранных инвестиций.

Одним из важнейших направлений при осуществлении новой инвестиционной политики должен стать новый подход к проблеме о привлечении иностранных инвестиций, основанный на современных реалиях. Одна из них заключается в том, что на рубеже 20 и 21 веков международный инвестиционный процесс приобрел глобальные масштабы. В последние годы даже такие государства, как КНДР и Куба, становятся на путь привлечения прямых иностранных инвестиций в свою экономику.

Цель данной работы разработать рекомендации для инвестиционного климата Оренбургской области.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:

1. Дать характеристику иностранных инвестиций;

2. Охарактеризовать государственное регулирование деятельности иностранных инвесторов на территории РФ;

3. Проанализировать источники инвестиционной деятельности в регионе.

4. Анализ проектов, реализуемых с иностранным участием.

Объект исследования — иностранные инвестиции Оренбургской области.

Предмет исследования — общественные отношения, связанные с иностранным инвестированием Ростовского региона.

1 Теоретические основы инвестирования

1. 1 Характеристика иностранных инвестиций

Иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации[1].

Само понятие «инвестиция» означает использование частными -юридическими и физическими — лицами имущества, прежде всего денег, для получения дохода или прироста капитала либо для того и другого.

Понятие инвестиции может относиться к определенным действиям лица, которые совершаются с целью получения прибыли и с риском утраты как предполагаемой прибыли, так и вложенного капитала, а также к финансовым операциям при помещении денег в ценные бумаги. Присутствие риска объясняет тот факт, что понятие инвестиции, как правило, используется при характеристике капиталовложений в частном секторе.

Понятие инвестиции очень тесно связано с такими понятиями, как «рынок ценных бумаг», «рынок капиталов». Для рыночной экономики участие государства в рыночных отношениях скорее исключение, чем правило. В случае участия государства в гражданско — правовых отношениях, как, например, в случае выпуска государственного займа, действия государства как участника рыночных отношений подчиняются общим правилам регулирования частных инвестиций.

Внешняя инвестиционная политика государства представляет собой создание благоприятного правового климата для иностранных инвестиций, что предполагает использование национально-правового регулирования, национально-правовых форм и норм (законов и других нормативных актов), а также соответственно международно-правового регулирования, международно-правовых форм и норм (двусторонних и многосторонних договоров и соглашений). Названное выше должно исходить из учета инвестиционной политики как внутренней, так и внешней.

Инвестиционный процесс представляет собой совокупность юридических норм, регламентирующих отношения, складывающиеся между различными участниками инвестирования — инвесторами (физические и юридические лица — национальные и иностранные государства и международные организации — собственники капиталов — инвестиций, которые являются субъектами инвестиционного права) [2].

Из единства предмета регулирования инвестиционного процесса в условиях единого и взаимосвязанного мира формируется инвестиционного право, состоящее, как уже было сказано, из двух видов и сфер правового регулирования — национально — правового и международно-правового.

Современная инвестиционная политика должна исходить из общечеловеческих мировых интересов рационального использования Земли и рациональной организации экологически чистого производства.

Инвестиционная политика в условиях научно-технического прогресса взаимосвязанного и взаимозависимого мира должна быть реальной, демократичной и основываться на достижениях современной науки и практики. Такое состояние современной инвестиционной политики может быть достигнуто только в случае, если эта политика будет опираться на право как средство определения (формирования) и реализации ее. При этом следует подчеркнуть, что современная инвестиционная политика и инвестиционное право как государственное, так и международное должны сохранить преемственность и использовать национальный и мировой опыт[3].

Начальный этап развития законодательства охватывает промежуток с 1991 по 1996 гг. Этот этап начинается одновременно с проведением экономических реформ и совпадает с периодом «бурной» приватизации государственной собственности. Для начального периода характерно то, что законодатель на данном этапе еще не сформировал представление ни о самом предмете регулирования, ни о целях регулирования инвестирования, ни о методах регулирования, способных обеспечить цели регулирования. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь как иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель регулирования. Проводимая на данном этапе приватизация осуществлялась в условиях практического отсутствия инфраструктуры финансового рынка, развитого законодательства, обеспечивающего защиты прав миноритарных инвесторов.

Второй этап охватывает период примерно с начала 1996 г. по 1999 -2000 гг. На данном этапе происходит формирование инфраструктуры рынка портфельных инвестиций, складывается система органов государственного регулирования рынка финансовых услуг, развиваются институты этого рынка. Данный период хронологически начинается с принятия Федерального закона «О рынке ценных бумаг»[4], а также Указа Президента РФ № 1009, которым было утверждено Положение о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). На этом этапе были приняты также Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»[5], Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [6], Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»[7]. Составленная на основе указанных Законов нормативная база способствовала

формированию инфраструктуры рынка ценных бумаг и привлечению иностранного капитала. Последний, однако, носил главным образом спекулятивный характер, поскольку законодательство в целом не способствовало привлечению стратегических инвесторов, заинтересованных в долгосрочном и надежном размещении капитала. Сложившаяся, в том числе и вследствие недостатков законодательства, ориентированность системы на спекулятивных инвесторов привела, в конечном итоге, к финансовому кризису августа 1998 г.

Читайте также:  Экономическая оценка инвестиций задачи с решениями

Третий (современный) этап связан, с одной стороны, с преодолением последствий финансового кризиса 1998 г., а с другой — устранением причин его возникновения, скрытых в конечном итоге в законодательстве, стимулирующем или, наоборот, ограничивающем то или иное поведение участников рынка. Законодательство современного периода отличается следующими чертами.

Во-первых, оно направлено на дальнейшее развитие института защиты прав инвесторов. При этом речь идет о внесении изменений в действующее законодательство, направленных на повышение прозрачности и определенности для инвестора при решении вопросов, связанных с осуществлением инвестиций. К таким мерам следует отнести вступление в действие в полном объеме с 1 января 2002 г. Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об акционерных обществах»[8]. Вносимые в Закон об акционерных обществах изменения и дополнения в целом направлены на повышение роли собрания акционеров, защиту прав меньшинства акционеров, конкретизацию полномочий совета директоров.

Вторым направлением развития законодательства стало движение в сторону диверсификации форм и способов осуществления инвестирования. Данное направление также связано с защитой прав инвесторов, поскольку расширение возможностей для маневра в смысле выбора форм и инструментов инвестирования создает дополнительные возможности для минимизации инвестиционных рисков за счет диверсификации инвестиционного портфеля. К числу законов, обеспечивающих расширение инвестиционных возможностей, предоставляемых инвесторам, следует отнести:

— Федеральный закон от 29. 11. 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»;

— Федеральный закон от 28. 12. 2002 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»;

— Федеральный закон от 24. 07. 2002 г. № 111 -ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Третьей тенденцией в развитии законодательства, характеризующей современный этап, следует признать дальнейшее расхождение в принципах и формах регулирования прямых и портфельных инвестиций. Напомним, что на начальном этапе регулирования законодатель практически не проводил различий между регулированием прямых и портфельных инвестиций. Принятые в 1991 г.

Законы РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» и «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» не видели различий в регулировании инвестиций, когда инвестор сохраняет контроль за инвестированными им средствами и участвует в управлении предприятиями, созданными с его участием (прямые инвестиции), и случаями, когда инвестор заинтересован лишь в получении дохода от инвестированного капитала и практически не участвует в управлении предприятием (портфельные инвестиции). После 1998 г. законодатель начал проводить различия между первым и вторым типом инвесторов, что выразилось в принятии новой редакции Федеральных законов «Об иностранных инвестициях в РФ» и «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Постепенно стираются различия в регулировании иностранных и национальных инвесторов.

Описанные выше тенденции в развитии законодательства об инвестициях в той или иной форме нашли отражение в законодательных и иных актах, принятых на современном этапе развития законодательства об инвестициях[9].

Приток иностранных инвестиций в РФ имеет ряд особенностей, ставящих под сомнение устойчивость и позитивность наблюдаемых тенденций.

Во-первых, инвестиции поступают в основном в форме торговых и прочих кредитов. На зарубежные источники приходится примерно треть всех займов, привлеченных предприятиями российского нефинансового сектора, и более половины долгосрочных. В то же время в большинстве других стран, активно привлекающих иностранный капитал, преобладают прямые и портфельные инвестиции — их доля доходит до 90% от общего объема. Вклад прямых иностранных инвестиций в валовое накопление основного капитала в России в среднем составляет от 2 до 5% от общего объема. Для сравнения: в США в годы последнего экономического подъема их доля доходила до 19%, в Бразилии — до 28%, в Польше — до 23%, в Китае — стабильно составляет 10-15%, а в Казахстане этот показатель и вовсе достигал 56%.

Во-вторых, иностранный капитал вкладывается преимущественно в топливно-сырьевые отрасли экономики (добыча и переработка нефти и газа, черная и цветная металлургия), а также в пищевую промышленность и торговлю.

Вместе с тем иностранные инвестиции нужны России для развития высокотехнологичных производств и отраслей, ускорения научно технического прогресса, позволяющих выйти на передовые позиции в мировой экономике. Однако в настоящее время инвестиции осуществляются в те виды бизнеса, которые просто нельзя развивать где-либо еще по условиям привязки к рынкам сбыта или местоположению природных ресурсов.

В-третьих, привлечение инвестиций из-за рубежа в реальный сектор до недавнего времени не приводило к сокращению вывоза капитала из страны. Напротив, утечка капитала в последние годы по мере расширения товарного экспорта и объема зарабатываемой валюты неуклонно увеличивалась, особенно по «серым» схемам — через невозвращение экспортной выручки и фиктивный импорт. Вывоз капитала из реального сектора позволяет предположить, что под видом иностранных инвестиций в экономику возвращаются деньги, имеющие российское происхождение, но предварительно выведенные из-под национального налогового контроля [16].

Таким образом, только эффективная реализация экономических и административных реформ, дерегулирование, борьба с коррупцией, совершенствование законодательства и правоприменительной практики, наряду с активной работой по привлечению иностранных инвесторов и улучшению имиджа России за рубежом, позволят ей преодолеть последствия кризиса, встать на путь устойчивого экономического роста и занять достойное место на мировом рынке.

1. 2 Государственное регулирование деятельности иностранных инвесторов на территории РФ

В соответствии с Федеральным Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» государственное регулирование выполняется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Оно предусматривает проведение следующих мероприятий.

1. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем:

— совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

— установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

— защиты интересов инвесторов;

— предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

— расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

— создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

— принятия антимонопольных мер;

— расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

— развития финансового лизинга в Российской Федерации;

— проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

— создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений путем:

— разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

— формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;

— предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации), а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации. Если же используются средства бюджетов субъектов Российской Федерации, то порядок предоставления государственных гарантий устанавливается органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

— размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов, осуществляемого на возвратной и срочной основе. При этом предусматривается уплата процентов за пользование средствами в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации. Возможно также закрепление в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые

Читайте также:  Объем инвестиций пенсионного фонда

реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации. Если же используются средства бюджетов субъектов Российской Федерации, то порядок предоставления государственных гарантий устанавливается органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;

— проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— защиты российских организаций от поставок морально устаревших, материалоемких и энергоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов (в том числе при реализации Бюджета развития Российской Федерации);

— разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

— выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

— вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности.

Федеральным Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» предусматривается также регулирование инвестиционной деятельности органами местного самоуправления. Оно включает следующие мероприятия.

1. Создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

— установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

— защиты интересов инвесторов;

— предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

— расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения.

2. Прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

— разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованьями;

— финансирование инвестиционных проектов на конкурсной, возвратной и срочной основах за счет средств местных бюджетов. При этом предполагается плата процентов за пользование полученных средств и в размерах, определяемых нормативными правовыми актами. Возможно также закрепление в муниципальной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы местных бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

3. Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Расходы на финансирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.

5. При осуществлении инвестиционной деятельности органы местного самоуправления вправе взаимодействовать с органами местного самоуправления других муниципальных образований, в том числе путем объединения собственных и привлеченных средств на основании договора между ними и в соответствии с законодательством Российской Федерации [10].

Все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности, до их утверждения подлежат экспертизе. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства, а также если они не отвечают требованиям установленных норм и нормативов. Экспертиза используется для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

В соответствии с Федеральным Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

— обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

— гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

— право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

— защиту капитальных вложений;

— в случае вступления в силу новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов, изменяющих условия инвестиционной деятельности, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования, не применять их. В исключительных случаях, при реализации инвестиционного проекта в сфере производства или создании транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которых превышает семь лет, Правительство Российской Федерации может принять решение о продлении для указанного инвестора срока вступления в силу новых федеральных законов и иных правовых актов. Данное положение не распространяется на изменения и дополнения Федерального Закона и нормативные акты Российской Федерации, которые принимаются в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[11].

Критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора отношении условий взимания ввозимых таможенных пошлин, федеральных налогов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации устанавливает Правительство Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации.

В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Особое место в Федеральном Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» отведено правовому регулированию иностранных инвестиций на территории Российской Федерации. Закон предусматривает применение наряду с ним других федеральных законов и иных правовых актов, а также международных договоров с Российской Федерацией. Кроме того, субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Они предусматривают следующие условия инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации: правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. При этом изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В то же время изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации.

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства. При этом цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными указанным Законом. В то же время иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории Российской Федерации, в которой иностранные инвесторы владеют не менее чем 10 % доли в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении реинвестирования пользуются в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами, установленные указанным Законом.

Читайте также:  Что значит долгосрочные инвестиции

Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в ее состав участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой и льготами, установленными указанным Законом.

Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации [12].

Таким образом, в настоящее время имеются все необходимые правовые и экономические основы для осуществления инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации отечественными и иностранными инвесторами.

1. 3 Отраслевая специфика иностранных инвестиций

C 2004 по 2012 годы в Санкт-Петербургскую область привлечено более 750 млн. долл. США иностранных инвестиций, в том числе в 2012 году 60 млн. долларов[13].

Рисунок 1 — Отраслевая структура инвестиций Ростовской области

Рисунок 2 — Основные страны-инвесторы

За счет привлеченных иностранных инвестиций области удалось увеличить добычу нефти, внедрить новые технологии по ее более глубокой переработке, получить высокооктановые неэтилированные бензины, приступить к внедрению технологии производства заготовок труб в «северном» исполнении и внепечной обработки стали, организовать переработку руды по более полному извлечению из нее полезных ископаемых (меди, цинка, свинца, золота), освоить передовые технологии производства электродвигателей, низковольтной пусковой аппаратуры и сцепных устройств для легковых автомобилей российского производства, внедрить новые телекоммуникационные системы, новые технологии производства и переработки сельскохозяйственных культур и животноводства, новые технологии производства строительных материалов.

В настоящее время на территории области осуществляют свою деятельность более 170 коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Накопленный иностранный капитал в уставных фондах организаций с иностранными инвестициями превышает 15 млн. USD, а объем производства продукции данных предприятий составляет почти 4% от общего объема ВВП, произведенного в области в 2012 году.

Среди успешно работающих организаций с иностранными инвестициями: нефтедобывающие ЗАО «Стимул» и ЗАО «Байтекс», машиностроительные ОАО «УралЭлектро-СТМ», ООО «УралЭлектроКонтактор», ООО «Автофлекс-Кнотт», строительные ОАО

«Азимут» и ООО «Хунор», пищевые ЗАО «Пивоварни Ивана Таранова», ЗАО «Феррос», связи — ОАО «Оренсот»[14].

2 Анализ иностранных инвестиций как источника инвестиционной деятельности в Ростов области

2. 1 Организационно-экономическая характеристика региона

Санкт-Петербургский край — уникальный, самодостаточный регион с богатейшими природными кладовыми и вторым по размерам зерновым полем в России.

Преимущества Ростовской области для ведения инвестиционной деятельности определяются рядом факторов, основные из которых:

— природно-ресурсный потенциал. В недрах Оренбуржья разведано более 2500 месторождений 75 видов полезных ископаемых. Область обладает существенными запасами: углеводородов, черных и цветных металлов, калийных и каменных солей, строительным сырьем. Природные богатства создают базу для разработки и реализации интересных инвестиционных проектов и благоприятно отражаются на экономическом развитии области[24];

— трудовые ресурсы. На территории области проживает 2115 тыс. человек[24]. Население региона в среднем моложе, чем в большинстве областей Поволжья и Урала, что определяет существенные возможности адаптации к инновационной экономике, повышения активности жителей области, в том числе предпринимательской;

— накопленный производственный потенциал. Ростовская область -промышленно развитый регион. Важное значение, еще в XX веке, здесь приобретает машиностроение, топливная промышленность. Потенциал этих отраслей промышленности, в целом, сохранился в годы экономических реформ и развивается, и по сей день.

Ростовская область — один из крупнейших регионов Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа РФ.

Область расположена на стыке двух частей света — Европы и Азии, имеет границы с Татарстаном, Башкортостаном и Челябинской областью на севере, с Казахстаном — на востоке и юге, Самарской областью — на западе.

Важным фактором для развития области является ее пограничное положение. Протяженность государственной границы России с Республикой Казахстан, которая проходит по территории области -1876 км[25].

Ростовская область обладает разветвленной транспортной системой, которая включает предприятия железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта. Через регион проходят транзитные грузовые и пассажирские потоки в направлении «Центр -Средняя Азия» и «Запад — Восток».

Базовые отрасли экономики: газовый, нефтяной, энергетический, металлургический, машиностроительный комплексы.

Экономика области включена в систему мирохозяйственных связей. Торговыми партнерами являются свыше 80 стран[24].

Ростовская область — многонациональный регион. Здесь проживают представители свыше 100 национальностей.

Указанные факторы, а также высокий уровень надежности, малые риски вложения капитала в экономику и позитивные перспективы развития области признаны ведущими экспертами. Показательным является тот факт, что Оренбуржье является лауреатом Всероссийской премии «Российский Национальный Олимп» в номинации «Регион России — 2007»[11].

В целом, Ростовская область обладает значительным внутренним потенциалом развития, что определяется рядом конкурентных преимуществ:

1. Существенный природно-ресурсный потенциал. Область обладает существенными запасами: углеводородов, черных и цветных металлов, калийных и каменных солей, строительным сырьем и др. Природные условия области подходят для выращивания твердых экспортных сортов пшеницы, а также для развития животноводства, в том числе ориентированного на рынки других регионов России и на экспорт. Отметим, что половину территории области занимают пашни, 38 % — кормовые угодья, 5 % — леса, 7 % — прочие угодья. На территории области находятся 5, 5 % всех российских сельхозугодий[25]. Оренбуржье по праву является одной из главных житниц России, где ежегодно выращивается более 3 миллионов тонн зерновых культур элитных сортов. Если учесть, что климат в области преимущественно континентальный, характеризующийся большой амплитудой температур, такие показатели являются одними из лучших по России. Отметим также, что в области продолжительность залегания снежного покрова составляет около 140 дней, что дает возможность собирать хорошие урожаи озимых.

2. Потенциал для производства промышленной продукции высоких переделов. Наличие металлургической и газохимической промышленности, отдельных сегментов машиностроительного комплекса, где по некоторым видам продукции регион уже сегодня занимает лидирующие позиции в России, создает возможность организации производств с высокой добавленной стоимостью. Крупнейшие предприятия области -производственные объединения «Ростовнефть», «Ростовгазпром», «Нефтеоргсинтез», «Ростовские минералы», акционерные общества «НОСТА», «Южуралникель», завод легких металлоконструкций, медно-серный комбинат, Гайский горно-обогатительный комбинат[32].

3. Полицентричная система расселения. В территориальной структуре населения выделяется несколько сильных городских центров, что может быть использовано как катализатор социально-экономического развития и позволяет более эффективно организовывать окружающее пространство.

4. Приграничное положение области. Региону может быть оказана федеральная поддержка в реализации стратегических проектов в приграничных территориях. В случае укрепления российско-казахстанских отношений и межгосударственных отношений в рамках ШОС и ЕВРАЗЕС,

Ростовская область в большей степени, чем другие регионы сможет использовать положительные эффекты.

5. Положение на стыке крупных макрорегионов России и Евразии, что позволяет использовать синергизм зоны контакта.

6. Транзитным положением области, которое создает предпосылки для обслуживания транзитных грузопотоков из Казахстана и экономически развитых регионов ПФО, вливающихся в международные транспортные коридоры Транссиб и Север-Юг, в перспективе — Европа-Западный Китай, организации мультимодальных комплексов и центров создания добавленной стоимости на их основе.

7. Положением области в составе Приволжского федерального округа. Высокое значение региона с точки зрения реализации стратегических приоритетов Приволжья в целом в отраслях нефтегазохимического комплекса, транспорта и логистики, АПК и других секторах, что расширяет возможность привлечения дополнительных ресурсов.

Таблица 1 — Положение Ростовской области в составе Приволжского Федерального округа в 2011 году

ВРП на душу населения (тыс. долл. )/ место в ПФР

Источник

Оцените статью