- Соитиро Хонда – история жизни основателя компании Honda Motor
- Запах машинного масла
- От автомеханика к изобретателю
- Мотоциклы и автомобили Honda
- Почетная пенсия
- Биография Соичиро Хонда – основателя автомобильной компании Honda (история успеха, фото, цитаты, интересные факты)
- Детство и семья
- Школьные годы
- Работа в столичной автомастерской
- Открытие собственной автомастерской
- Исследовательская компания Tokai Seiki Heavy Industry: 1937-1945
- Военный период: 1941-1945
- Этапы развития компании Honda Motor
- Производство мопедов
- Удачное бизнес-партнерство
- Развитие мотоциклетного направления
- Создание «Мечты»
- Выход на американский рынок: «Лучшие – на Хонда»
- Соревнования в гоночном классе мотоциклов: «догнать и перегнать»
- Развитие автомобильного направления: «Автомобили, автомобили, буквально все заполонили»
- Вопреки правительству
- Победа над Yamaha: «Не вставляй другому палки в колеса»
- Участие в «Формуле-1»: наперегонки с самим собой
- Инновационные достижения Соичиро Хонда
- Успех малолитражки: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»
- Секреты японского менеджмента от Соичиро Хонда
- Компания без своего основателя
- Жизнь Соичиро Хонда на пенсии
- Личная жизнь Соичиро Хонда
- Награды
Соитиро Хонда – история жизни основателя компании Honda Motor
Знакомиться с историями японских предпринимателей, создававших крупные мировые компании, всегда невероятно интересно. У Японии не было несметных колониальных богатств как в Европе и миллионов рабов как в Америке. Бизнесы здесь строились с нуля, собственными талантами и трудолюбием. Один из таких примеров – компания Honda Motor, носящая имя своего основателя Соитиро Хонды.
Содержание
Запах машинного масла
Соитиро Хонда родился в 1906 году. Он был старшим сыном в семье бедного деревенского кузнеца, жившего в аграрной провинции Хамаматсу. Первая встреча с автомобилем стала для мальчика настолько сильным переживанием, что Хонда вспоминал ее всю жизнь. Он любил рассказывать, как бежал изо всех сил за той машиной и нашел на земле на месте ее остановки несколько капель масла. Соитиро встал на колени и, забыв обо всем на свете, начал вдыхать запах этой странной жидкости. Мальчик растер промасленным песком ладони, и ему показалось, что ничего приятнее этого аромата просто не существует.
В тот момент у Хонды появилась настоящая мечта – сделать собственный автомобиль. Отец мальчика занимался ремонтом велосипедов, что подогревало его интерес к технике.
От автомеханика к изобретателю
В 1922 году Хонда окончил среднюю школу и переехал из родного города Тэнрю в провинции Сидзуока в столицу. В Токио он хотел устроиться автомехаником, но 15-летнему парню без опыта для начала доверили присматривать за детьми хозяина мастерской Art Shokai. Нянькой он был до 1 сентября 1923 года – в этот день случилось Великое землетрясение Канто. Токио и еще десяток крупных городов были уничтожены, сотни тысяч людей погибли.
Большинство занятых в гараже механиков на время бросили работу – им надо было восстанавливать собственные дома. Рабочих рук не хватало, и Соитиро наконец смог заняться тем, о чем долго мечтал – ремонтом машин.
В мастерской быстро проявился изобретательский талант Хонды. Землетрясение сопровождалось разрушениями и пожарами, в которых сгорали не только дома, но и машины. В мастерской приходилось их восстанавливать, и Соитиро, видя, как огонь уничтожает колеса с деревянными спицами, разрабатывает цельнометаллический диск. В 1928 году он получает на это изобретение первый из своих 150 патентов.
В том же году владелец Art Shokai разрешил Хонде вернуться на родину и открыть там филиал мастерской.

Мотоциклы и автомобили Honda
Соитиро Хонда не любил учиться в школе, к предлагаемому ею формальному образовательному процессу он испытывал ненависть и часто прогуливал уроки. Изобретатель был самоучкой, он предпочитал экспериментировать и учиться на собственных ошибках.
С появлением своей мастерской у Хонды появилось больше свободы действий, и он начал конструировать. Соитиро брал простой велосипед и ставил на него маломощный бензиновый мотор от генератора. Это было уже после Второй мировой войны, когда страна находилась в разрухе, и людям требовались экономичные средства передвижения. Такая техника вполне успешно продавалась, и Хонда в 1948 году решился создать собственную компанию и назвать ее своим именем.
Так появилась Honda Motor, ставшая к 1963 году ведущим мировым производителем мотоциклов. Для этого Хонде пришлось повергнуть сотни конкурентов, включая крупные итальянские заводы и легендарный Harley-Davidson.
В 1960-е годы Honda Motor занялась выпуском автомобилей. Соитиро давно увлекался автогонками, еще в 1930-е годы он собирал в мастерской Art Shokai гоночные автомобили и сам участвовал в скоростных ралли. По этой причине первой выпущенной им моделью был спорткар S500. За ним последовал пикап T360.
Успех на мировом рынке автомобилей пришел к Хонде лишь через 10 лет, когда в 1973 году начала выпускаться Honda Civic. Небольшой непритязательный переднеприводный автомобиль оказался очень востребованным, так как в мире бушевал нефтяной кризис. Civic стала первой массовой японской машиной. Ее продажи шли настолько успешно, что забеспокоились европейские автоконцерны – в нише компактных авто у них появился серьезный конкурент.
Почетная пенсия
В 1973 году компания Honda Motor не только выпустила модель Civic, но и отметила свое 25-летие. По этому поводу был собран совет директоров, и Соитиро Хонда заявил на нем о своем уходе на пенсию. Для японского руководителя 67 лет – необычно молодой возраст для выхода на заслуженный отдых. Однако Хонда предпочел наблюдать за мировым успехом своей компании со стороны. У Соитиро было два сына и две дочери, но на свое место он не стал ставить кого-то из родственников. Хонда считал, что руководить производством должен человек с выдающимися лидерскими качествами. В итоге главой компании выбрали одного из ее работников.
Соитиро не боялся ломать стереотипы. Даже будучи главой огромного концерна он вполне мог прийти на заседание правления в простой куртке. Хонда не считал, что по внешнему виду стоит делать выводы о качествах человека. Однажды из-за этого едва не сорвалось вручение ему императорской награды – протокол требовал надеть фрак, а основатель Honda Motor собрался прийти на церемонию в обычном рабочем кителе.
На пенсии он продолжал занимать почетные должности в собственной компании, а также в Ассоциации японских автопроизводителей и Токийской торговой палате. Кроме того, он основал Фонд Хонда и Международную ассоциацию безопасности дорожного движения.
Соитиро Хонда умер в 1991 году, его здоровье подорвала болезнь почек. Для последователей он остался примером скромности, упорства, умения рисковать и превращать собственные ошибки в ценный актив.
Источник
Биография Соичиро Хонда – основателя автомобильной компании Honda (история успеха, фото, цитаты, интересные факты)
Соичиро Хонда (本田 宗一郎 Honda Soichiro, 17.11.1906 – 05.08.1991) – японский изобретатель, бизнесмен, основатель компании Honda Motor.
За свою жизнь предприниматель получил 150 патентов, его называют «вторым Генри Фордом» и «японским Эдисоном». Среди его заслуг не только изготовление инновационной продукции, но и образование нового сегмента рынка.
Когда Хонда был ребенком, у него была мечта – стать владельцем автомобиля. В 2019 его компания Honda Motor занимает 28-е место в списке самых дорогих брендов World’s Most Valuable Brands и оценивается Forbes в 50,5 млрд.$. Как же деревенский парнишка, сын бедного кузнеца, с 8-ью классами за плечами создал автогигант? Биография Соичиро Хонда доказывает силу детских мечтаний, объединенную с настойчивостью. Как превзойти себя и надо ли избегать ошибок – об этом расскажет история успеха Соичиро Хонда.
Детство и семья
Соичиро Хонда родился 17.11.1906 в крошечной японской деревушке Комио (Komyo) префектуры Сидзуока. В настоящее время родное село основателя Honda Motor поглощено городом Хамамацу (Hamamatsu), территориально входит в его состав.
Родители будущего гения автомобилестроения были небогатыми людьми. Соичиро стал их первым выжившим ребенком, остальные пятеро детей умерли в младенчестве. Отец Гихей Хонда (Gihei Honda) имел золотые руки и работал кузнецом, мать Мика (Mika) трудилась ткачихой. Вскоре после рождения сына Гихей открыл небольшую мастерскую по починке велосипедов. Она не приносила больших доходов и Соичиро вспоминает, что детство было «бедным, но спокойным». В отличие от соотечественника Акио Морита, основателя Sony, Хонда не мог рассчитывать на стартовый капитал. Акио и Соичиро были словно принц и нищий из одноименного романа Марка Твена: первый появился на свет в состоятельном семействе, второй – провел босоногое детство на побережье реки Тенрю (Tenryu). Тем интереснее путь к успеху Соичиро Хонда, который вырвался из нищеты своими силами.
Отец учил Соичиро решать технические задачи, а дедушка водил внука на рисовую мельницу и лесопильный завод. Интерес к механическим устройствам проявился у Соичиро еще в детстве. В 11 лет, взяв велосипед из мастерской отца, мальчишка проехал 32 км, чтобы посетить авиа-шоу американского летчика Артура Смита (Arthur Roy Smith). Соичиро не мог купить входной билет на территорию авиа-шоу и забрался на дерево, с которого впервые наблюдал полет самолета.
В рамках турне по Азии пилот Артур Смит демонстрировал фигуры высшего пилотажа, чем покорил сердце будущего основателя Honda Motor
Первая встреча с автомобилем также оставила яркое воспоминание. Увидав машину, Соичиро кинулся за ней следом, а после нюхал капли машинного масла, оставленные на дороге. Новый запах ему очень понравился, свою «любовь с первого нюха» взрослый Хонда комментировал так: «Именно тогда, хотя я был еще мальчишкой, родилась идея создать автомобиль самому».
Школьные годы
Соичиро с детства отличался отсутствием стереотипов. Когда в школу он пришел в форме, перешитой из маминого кимоно, одноклассники засмеяли его за «девчоночью расцветку» одежды. Мальчику же казалось странным деление цветов на «мужские» (синий) и «женские» (розовый).
Учеником он был нерадивым, часто прогуливал школьные занятия и получал плохие отметки. Но Соичиро не расстраивался, признаваясь, что «Моя Вселенная была в другом месте, между машинами, двигателями и велосипедами». Руководство школы передавало родителям через детей табели успеваемости, которые требовалось вернуть с проставленной фамильной печатью (аналог родительской подписи в советских дневниках). Чтобы не показывать отцу и матери плохие оценки, Соичиро изготовляет штамп семейной печати. Его «лайфхак» вскрылся, лишь когда он изготовил штампы и своим одноклассникам. На семейной печати штамповалась фамилия, которая у Хонда симметрична по вертикали: 本田.Другие ученики не обладали симметричными фамилиями, и их штампы должны были быть зеркально отражены, чего не учел юный изобретатель.
Проучившись 8 классов, в 1922 Хонда окончил среднюю школу. Соичиро так и не получит диплома инженера, но ни бедность, ни отсутствие образования не являются преградой к успеху. Этому наглядный пример Чжоу Цюньфэй, китайская предпринимательница, ставшая к 45-ти годам самой богатой женщиной КНР.
В 1974 Соичиро будет удостоен почетной докторской степени Мичиганского Технологического университета (Michigan Technological University), США. На церемонии награждения, обращаясь к студентам, он скажет: «Успех – это 1% работы, 99% которой составляют неудачи».
Работа в столичной автомастерской
В 1922 перед окончанием школы в журнале «Мир велосипедной промышленности» Соичиро наткнулся на объявление автомобильной сервисной компании «Токио Арт Шокай» (Токуо Art Shokai), которая искала работников. В рекламе он увидел все то, о чем грезил: «изготовление и ремонт автомобилей, мотоциклов и двигателей». Чтобы устроиться на «работу мечты», 15-летний Соичиро отправляется в Токио пешком (а это более 250 км).
В силу возраста и отсутствия опыта, в авторемонтной мастерской Соичиро поручают уборку, готовку и уход за младшим сыном владельца фирмы Юзо Сакакибаре. Когда выпало большое количество снега и из-за поломок автомобилей в мастерской прибавилось работы, Соичиро допускают к работе помощника механика. Толковый ученик не только имел «золотые руки», но и мог на слух определить неисправность в работе двигателя. Глава компании оценил талант юноши, и больше не заставлял работать «нянькой».
1 сентября 1923 в Японии произошло землетрясение, которое добавило Art Shokai работы. Работники мастерской разъезжаются по домам помогать семьям, а Хонда остается и улучшает свои практические навыки.
землетрясение 1923 добавило работы “Арт Шокай”
В 18-летнем возрасте Хонда отправляется в командировку в Мориоку на ремонт пожарной машины. Увидев, что к ним из столицы приехал подросток, пожарные разочаровались, но когда Соичиро устранил поломку, аплодировали ему всей командой.
уже в 18 лет Соичиро Хонда справлялся с серьезными поломками автомобилей
Открытие собственной автомастерской
В 1928, проработав «на дядю» 6 лет, Хонда получает от владельца автомастерской разрешение открыть филиал «Арт Шокай» в Хамамацу.
филиал Art Shokai в Хамамацу, фото 1935
Профессионализм Соичиро привлекает в автомастерскую автомобилистов. Три года спустя на него трудились десятки рабочих, а сам руководитель зарабатывал более 1000 иен в месяц. Много это или мало? В то время 1 иена равнялась 14 британским пенсам, и его зарплата в 1000 иен = 58 фунтов стерлингов (до 1971 один пенс = 1⁄240 фунта стерлинга). За эти деньги можно было купить тонну овечьей шерсти.
Что в 1930 мог купить Хонда на свою зарплату (рассчитано с помощью ресурса)
Хонда не только ремонтировал автомобили, но и совершенствовал их. В 1928 он патентует решение заменить деревянные спицы автомобильного колеса на металлические. Колеса в то время конструктивно выпускались с деревянной оправкой, на которую напрессовывали стальной обод, и деревянными спицами. От высокой температуры и влаги древесина деформировалась. В 1931 на Национальной промышленной выставке Хонда презентует металлические спицы. Ноу-хау одобрили производители автомобилей, и у изобретателя появляется рынок сбыта новаторской разработки.
Соичиро Хонда в 30-ые годы получил лестное прозвище «японский Эдисон»
В предвоенный период Хонда увлекается азартными играми и получает прозвище «Плейбой из Хамамацу». Известен случай, когда инженер с двумя гейшами свалился в автомобиле с моста; обошлось без жертв.
Еще одной страстью становятся автогонки. С родным братом Бенджиро (Benjiro), Соичиро на основе «форда» конструирует гоночный болид. В 1936 на Первой японской автогонке (1st Japan Automobile Race) на трассе Тамагава 30-летний Соичиро устанавливает национальный рекорд скорости – 120 км/ч (рекорд не был побит до 1956). Но на выходе из последнего поворота дорогу Соичиро перекрыла гоночная машина, отстающая на круг, с которой не удалось избежать столкновения. Его машина совершила тройной переворот.
Во время гонки 1936 Соичиро Хонда попадает в аварию
Реабилитация заняла 18 месяцев, после аварии Соичиро Хонда принимает решение оставить гонки в прошлом.
Исследовательская компания Tokai Seiki Heavy Industry: 1937-1945
В первой половине 30-х годов Япония не производила автомобили (первая серийная «легковушка» Toyota сойдет с конвейера в 1936), машины импортировались из Европы и запчасти на них стоили дорого.
Вместе с приятелем Шичиро Като Хонда решает заняться выпуском запчастей и в 1937 основывает компанию Tokai Seiki Heavy Industries (сокращено TSHI).
Днем Хонда управляет автомастерской, а ночами работает над изобретениями. Очередной новаторской находкой становится поршневое кольцо (металлическая деталь, одеваемая на поршень двигателя). Однако качественный прототип не удается получить: созданные кольца были неэластичны.
Сказывалось отсутствие специализированного образования, и Хонда поступает на заочное отделение кафедры высокотехнологичного оборудования Технологического колледжа в Хамамацу. Как губка, он впитывает знания, посещая лекции профессора Такаши Таширо, и через 9 месяцев получает опытной образец удовлетворительного качества. Запустив высокотехнологичное массовое производство поршневых колец, Хонда бросает образование. В 1938 сообразительный японец получает патент на изобретение. До войны Хонда официально патентует 50 разработок.
за работой в исследовательской компании Tokai Seiki Heavy Industry (TSHI)
В 1939 Хонда делегирует управление филиалом «Арт Шокай» своему ученику Суэо Кавасима, и посвящает себя TSHI. На предприятии уже трудятся 2000 человек, а основным покупателем поршневых колец становится компания «Toyota».
Военный период: 1941-1945
7 декабря 1941 года Япония вступила во Вторую мировую войну. Производственные мощности Tokai Seiki Heavy Industry берет под контроль Министерство обороны: на заводе обрабатывают детали военных кораблей и самолетов, производят боеприпасы.
В 1942 40% акций TSHI переходит к Toyota Motor, Соичиро смещают с должности директора, теперь он – старший управляющий предприятия. Японские газеты восхваляют «промышленного героя»: по заказу минобороны, Хонда разработал оборудование для вырезания самолетных пропеллеров.
Фабрика TSHI сильно пострадала от бомбардировок, а землетрясение 1945 окончательно разрушило ее. К концу войны Хонда за 450 000 иен продает Toyota остатки компании, и на год самоустраняется от дел. За 10 000 иен он приобретает цистерну спирта, угощает приятелей самодельным виски и наслаждается отпуском.
Этапы развития компании Honda Motor
Производство мопедов
В 1946 вместе с младшим братом и несколькими бывшими сотрудниками TSHI Соичиро Хонда организовывает в родном городе небольшое предприятие с громким наименованием – Институт технических исследований (Honda Technical Research Institute). После войны большим спросом пользуется мобильность, но из-за нехватки бензина и его дороговизны японцы ходят пешком.
Изобретателю приходит идея прикрепить к велосипеду двигатель, в качестве которого он использует генераторы от радио и моторы со списанной военной техники. Под топливный бак изобретатель приспосабливает резиновые грелки. Простые решения для фундаментальных проблем – в этом весь «хондовский» стиль. Мопеды, получившие за шумную работу прозвище «чух-чух», пользуются спросом: за 2 года их было продано 1500 штук.
Но средств на закупку сырья не хватало, из-за чего покупательский спрос удовлетворялся не полностью. Глава компании направляет 18 тысяч писем (!) в адрес производителей велосипедов, прося финансово поддержать возрождение японского производства. На его призыв откликнулось меньше трети изготовителей (5 тысяч), но собранных денег хватает на разработку собственных мини-двигателей.
В 1947 Хонда презентует собственный велосипедный двигатель А-type, которым комплектуется одноименный мопед. На мотовелосипеде впервые появляется логотип компании, придуманный Соичиро Хонда. Мопеды, выпускаемые предприятием, отличались надежностью и за 2 года продаж заняли 60% рынка двухколесного транспорта Японии.
мопед типа А, продаваемый с 1947 по 1951 гг
Удачное бизнес-партнерство
24 сентября 1948 предприниматель регистрирует компанию Honda Motor Co., Ltd. Ее капитализация на момент основания составила 1 млн. иен; в штат входило, включая Хонду, 35 человек.
В 1948 происходит встреча изобретателя с блестящим маркетологом Такэо Фудзисава (Takeo Fujisawa), который считается вторым основателем компании. В 1949 Фудзисава инвестирует в Honda Motor и становится управляющим компании, «правой рукой» Соичиро. Сферы влияния поделили так: Соичиро занимался конструкторскими разработками, Такэо – финансами и сбытом. Фактически, Фудзисава эффективно продавал то, что изобретал Хонда.
Отцы-основатели компании: инженер Соичиро Хонда и маркетолог Такэо Фудзисава
Об их партнерстве сотрудники говорили: «нужные люди в нужном месте».
Бизнес-тандем «Хонда-Фудзисава» оказался коммерчески успешным
Развитие мотоциклетного направления
Создание «Мечты»
Компания переходит к производству «полного цикла» и перестает закупать велосипеды у сторонних изготовителей. Но амбициозный инженер не собирался все время штамповать мопеды. В 1949 появляется первая модель в серии мотоциклов: «тип D» (от англ. Dream – «мечта»). Бюджетный мотоцикл обладал рамой из штампованной стали и двигателем мощностью 3 л.с.
в мотоцикле “Dream” Соичиро Хонда воплотил свои мечты
Продажи «Мечты» были настолько успешными, что уже в 1950 производство расширяется: Хонда покупает старый швейный завод в Токио и переоборудывает его под изготовление мотоциклов. В 1951 выпускается новая модель мотоцикла Dream Е-Type.
В 1952 бизнесмен закупил оборудование на 450 млн.иен, справедливо полагая, что для изготовления качественной продукции требуются качественные станки. В 1953 Хонда открывает еще 2 фабрики. В 1954 фирма занимает 15% рынка продаж мотоциклов в Японии.
Выход на американский рынок: «Лучшие – на Хонда»
В 1955 по количеству выпущенных мотоциклов в Японии компания занимает 1-ое место. В 1958, когда местном рынке стало тесно, «Хонда Мотор» выходит на рынок США с моделью мотоцикла Honda Super Cub, который потреблял всего 1 л бензина на 40 км.
Инициатором разработки выступил Фудзисава. Он предложил сконструировать такой простой в управлении мотоцикл, что им можно было бы управлять «одной левой», а в правой руке держать лоток с лапшой, и «тогда его купит каждый разносчик макарон!».
Релиз новинки сопровождался рекламной кампанией «На Honda ездят замечательные люди», в которую было вложено 5 млн.$. В противовес созданному Harley-Davidson стереотипу, что мотоцикл является атрибутом «крутых парней в кожанках», Super Cub позиционируется как семейный транспорт для среднего класса. В 1-минутном рекламном ролике молодая мамочка подвозила на мотоцикле ребенка в школу и заезжала за покупками в соседний магазин.
Грамотная многомиллионная маркетинговая кампания закрепила за фирмой статус лидера
За «пятилетку» Хонда вытеснил с рынка 250 конкурентов, 50 из которых были соотечественниками. В 1959 Honda Motor становится крупнейшим в мире производителем мотоциклов. В июне 1959 открывается первый филиал в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США.
представительство компании в Штатах
Мотоцикл Honda Super Cub стал самым массовым моторным средством передвижения за всю историю. Производство модели, с небольшими модификациями, продолжается: в 2017 количество выпущенных экземпляров перевалило отметку в 100 млн. Соичиро Хонда популяризовал мотоциклы так, как Форд – автомобили, что привело к бурному развитию данного сегмента рынка.
Соревнования в гоночном классе мотоциклов: «догнать и перегнать»
Бывший гонщик, Хонда стремился доказать, что его мотоциклы не только самые массовые, но и самые быстрые.
Вот основные вехи пути к победе в мотоциклетных гонках:
- Международное состязание в Сан-Паулу, Бразилия: 13-ое место среди 25 участников (1953); Японская гонка Motorcycle Endurance Road Race: призовые места в классах мотоциклов с объемом двигателя 350 и 500 куб.см., награда за лучшую конструкцию (1955); Международная гонка Isle of Man ТТ на острове Мэн, Великобритания (1954): проигрыш.
Впервые увидев на гонке европейские мотоциклы, основатель Honda Motor оробел: имея тот же объем двигателя (до 250 куб. см.) они почти в 3 раза превышали продукцию его компании по мощности. Без победы на этой трассе нельзя было и мечтать сравниться с немецкими (BMW), итальянскими («Джилера») и британскими («Триумф») производителями. «Лишь победой в Isle of Man мы можем открыть путь к экспорту продукции по всему миру», – говорил японский конструктор. Чтобы ознакомиться с новинками в производстве мотоциклов, он отправляется в турне по заводам европейских производителей, где приобретает ряд узлов и запчастей. Вернувшись на родину, изобретательный японец приступает к созданию принципиально нового мотоцикла.
- Isle of Man ТТ: 6-ое место (1959); Isle of Man ТТ: первые 5 мест сразу в двух классах мотоциклов (1961).
21-летний британский гонщик Майкл Хейлвуд (Mike Hailwood) на мотоцикле с логотипом Honda приносит компании оглушительный успех.
Майкл Хейлвуд по прозвищу «Mike The Bike» в 1961 на мотоцикле Honda стал чемпионом мира Isle of Man ТТ в классах 125 куб.см. и 250 куб.см.
К 1968 компания владела 60% мирового рынка мотоциклов, в этом же году с конвейера дочернего предприятия в США сошел миллионный мотоцикл.
Развитие автомобильного направления: «Автомобили, автомобили, буквально все заполонили»
Вопреки правительству
Достигнув успеха на рынке двухколесного транспорта, инженер переходит к четырехколесному, но сталкивается с неодобрением правительства. В то время экономическую стратегию страны контролировало государство, и власти заявили, что производителей машин в Японии уже достаточно. Автогиганты Nissan и Toyota имели государственное финансирование, а Хонда, который решается действовать без оглядки на чиновников, мог рассчитывать только на собственные силы. В стране, где почиталась общественная лояльность и приверженность традициям, Соичиро Хонда выглядел настоящим бунтарём:
Хонда был перфекционистом и потратил много времени на то, чтобы быть уверенным в качестве своего дебютного автомобиля. В 1957 Honda Motor открывает исследовательский центр и нанимает более полусотни инженеров-автомобилестроителей.
25 октября 1962 на IX ежегодном японском автосалоне компания представляет три первых модели автомобилей:
- компактный спортивный автомобиль S360 (в массовое производство не поступает)
- двухдверный купе-кабриолет S500 (с 1963 запускается в серийное производство)
Honda S500 образца 1963-1964гг разгонялся до 129 км/ч
- мини-пикап с мотоциклетным мотором T360, ставший любимцем у фермеров, рыбаков, торговцев. За свой неизменный голубой окрас кузова получил имя «синий май»
миниатюрный грузовик T360 с двигателем в 30 л.с., имел грузоподъемность 0,5 тонны и разгонялся до 100 км/час
Когда изобретатель добился успеха, японские власти были вынуждены оказывать ему поддержку.
Соичиро Хонда проигнорировал заявление правительства о том, что стране не нужен еще один изготовитель машин
Победа над Yamaha: «Не вставляй другому палки в колеса»
Когда Honda Motor переключилась на разработку автомобилей, японский производитель мотоциклов Yamaha решил воспользоваться ситуацией. «Ямаха» обновила модельный ряд и резко снизила цену на продукцию, полагая, что так обыграет конкурента. Соичиро Хонда отреагировал молниеносно: его компания начала выпускать по одному новому мотоциклу в неделю, и так продолжала в течение года. Это привело к проигрышу Yamaha и замене ее руководящего состава.
Участие в «Формуле-1»: наперегонки с самим собой
Дебют Honda состоялся на Гран-при Германии в 1964, единственный гонщик команды финишировал 13-м. В 1965 заводская команда Honda на Гран-при в Мексике вырывает победу, но автогонки 1966 года не приносят призовых мест. В 1967 на Гран-при в Италии Honda вновь занимает 1-ое место.
Однако главный триумф Honda Motor приносит не одноименная команда, а двигатели, которые фирма поставляет для болидов других коллективов – 71 победа за период 1964-1992. 32 победы в «Формуле-1» приносит бразильский автогонщик Айртон Сенна (Ayrton Senna). Хонда называл Сенну величайшим пилотом «Формулы-1» и утверждал, что для него нет большего удовольствия, чем наблюдать за ним.
c пилотом «Формулы-1» Айртоном Сенной
В середине 80-х гг. возникла парадоксальная картина: все лучшие команды престижных автогонок (Williams, Lotus, McLaren) соревновались на болидах, оснащенных двигателями «Хонда».
Соичиро Хонда обожал скорость
Инновационные достижения Соичиро Хонда
В 1970 в США принимаются поправки к акту «О чистом воздухе» («Clean Air Act»), ограничивающие автомобильные выхлопы. На американском рынке не было ни одной машины, соответствующей нормам без применения катализатора. Для того, чтобы соответствовать нормам выброса вредных веществ в атмосферу, Хонда разрабатывает двигатель CVCC (Compound Vortex Controlled Combustion), использующий технологию вихревых камер сгорания. Новая модель Civic с двигателем CVCC была топливо-эффективной (6 л бензина на 100 км) и вписывалась в жесткие стандарты экологии.
автомобиль Honda Civic на момент релиза (1973) единственный соответствовал закону «О чистом воздухе»
Соичиро Хонда понимал важность сохранения природных ресурсов: «Промышленность несет первоочередную ответственность за содержание окружающей среды в пригодном для будущих поколений состоянии».
Инновационность CVCC оценили Ford и Chrysler, которые поспешили приобрести его лицензию. А вот СЕО General Motors Ричард Герстенберг ехидно заявил, что новая технология подходит только малолитражкам и игрушечным мотоциклам, и не применима к «настоящим автомобилям GM». Заявление гендиректора американского концерна сильно разозлило Соичиро, который решил доказать, что г-н Герстенберг ошибается.
Японский изобретатель покупает автомобиль производства General Motors – полноразмерный Сhevrolet Impala – и отправляет его на свой завод. Инженерам ставится задача адаптировать технологию СVCC под американскую машину. Двигатель был модифицирован и установлен на Chevrolet Impala. Машину направляют в США для тестирования в организации по охране окружающей природы. Местные эксперты подтверждают ее соответствие экологическим нормам, и отмечают, что автомобиль стал экономичнее. Технически грамотно Соичиро Хонда «размазал» своего соперника и превратил «лимон» (насмешку главы автогиганта) в «лимонад» (закрепил репутацию гениального инженера).
Успех малолитражки: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»
В 1966 дебютировал первый «народный автомобиль» компании – компактная Honda N360. Популярности машины, которая потребляла мало бензина, способствовал крупнейший энергетический кризис 1973.
малолитражка N360 завоевала большую популярность благодаря нефтяному кризису 70-х гг
В 1974 мировой нефтяной кризис коснулся Японии, и автомобильные заводы Nissan и Toyota договорились уменьшить объем производства и увеличить цены. Соичиро Хонда снова пошел против правил: удвоил производство и снизил цены. Это привело к тому, что объемы продаж «Хонды» возросли на 76%, а объемы продаж конкурентов – снизились на 40%.
К началу 80-х предприятие становится третьим крупнейшим автопроизводителем Японии, а к концу 80-х – уже третьим в мире.
Секреты японского менеджмента от Соичиро Хонда
В 1963 отмечался не только выход на автомобильный рынок, но и 15-летие компании. На праздничный бюджет выделили 100 млн.иен – астрономическую сумму, учитывая, что среднемесячный оклад рабочего составлял 10 тыс.иен. Гуляния длились в Киото 2 дня, приглашены были все 7500 сотрудников компании. На торжественной церемонии Хонда признался, что не может подобрать слов, чтобы описать подвиги команды. Он был неординарной личностью, поэтому его личность и фирма воспринимались как единое целое. Корпоративная культура Honda построена на его жажде совершенства, культе знаний и преданности делу.
В управлении корпорацией Хонда руководствовался собственными правилами:
- Будь самим собой;
Изобретатель всегда стремился быть самим собой и утверждал, что японцам не хватает индивидуальности, про что они еще пожалеют. Он утверждал, что человек неинтересен без каких-либо несовершенств и не стеснялся проявлять себя не как классический руководитель.
За взрывной характер и требовательность к сотрудникам он получил прозвище «Мистер Гром». Подчиненные любили жесткого начальника, но побаивались его гнева. «М-р Гром» был требователен не только к подчиненным, но и к себе, удивлял своей работоспособностью и выносливостью.
Прозвище «шут гороховый» появилось из-за его манеры вести переговоры. Бизнесмен не боялся показаться смешным, ведь главное был результат, а не мнение окружающих. Во время переговоров Хонда рассказывал анекдоты и разыгрывал собеседников. Однажды на встрече с деловым партнером-иностранцем Хонда и Фудзисава перепоили гостя саке. Клиент потерял вставную челюсть, а Хонда, подобрав ее, стал с ней отплясывать. Ситуация для гостя из конфузной превратилась в комичную, все рассмеялись и сделка была спасена.
- Воспринимай коллектив, как семью;
Японцы называют организацию, в которой работают, «ути» – «дом, семья», и уверены, что можно менять мировоззрение, жен (мужей), но не компанию. Традиционное понимание фирмы как своей семьи для Соичиро Хонда не было пустым звуком. Он следовал принципу «сначала – человек, потом – машина», поэтому его сотрудники запросто могли обратиться к нему с проблемами.
- Предоставь возможность совершенствоваться;
Изобретатель стал основателем новой модели управления производством. В то время как в японских фирмах авторитет сотрудника зависел от выслуги лет, в Honda Motor карьерный рост обуславливался личными достижениями. Отсутствие управленческой пирамиды на предприятии, где Хонда упразднил иерархическую структуру, позволило взрастить самостоятельных и талантливых управленцев и конструкторов.
- Не доверяй людям с дипломами;
«Мне плевать на диплом, я ценю знания», – его недоверие к выпускникам ВУЗов граничило с чудачеством. Хонда был уверен, что формальное обучение укрепляет стереотипное мышление и предпочитал иметь дело с такими же, как и он, самоучками: «Если бы теория способствовала творчеству, все школьные учителя были бы изобретателями»
Глава корпорации, как и Эдисон, двигался к цели путем проб и ошибок.Практик, а не теоретик, изобретатель проводил время на заводах и испытательных стендах, а не в головном офисе. По его словам, ему лучше думалось, когда в руках был гаечный ключ. Поэтому мнение опытного механика для него перевешивало слова дипломированного специалиста:«Диплом менее полезен, чем билет в кино. С билетом вы сможете зайти в кинотеатр и провести хороший вечер, с дипломом – не можете быть уверены, что войдете в жизнь».
- Мечтай;
Недаром первый продукт компании – мотоцикл Dream – назвали «Мечтой». Силу мечтаний предприниматель называл основной движущей энергией для изменения жизни, эта философия нашла отражение и в слогане компании «The Power of Dreams» – «Сила мечты».
Но мечты без действия пусты, о чем предупреждал бизнесмен:
- Стремись к качеству;
В разработках Хонда был перфекционистом, созданные им автомобили и мотоциклы сравнивают с ювелирными шедеврами. Визитной карточкой предприятия стал белый комбинезон, который подчеркивает высокую культуру производства. Сотрудники научно-исследовательских центров и заводов «Хонда» носили и продолжают носить белую рабочую униформу. Соичиро Хонда был убежден, что хорошие продукты могут производиться только на чистых рабочих местах.
Белоснежный комбинезон, подобно «маленькому черному платью» Коко Шанель, не только одежда, но и воплощение философии. Его носят и простые рабочие, и СЕО.
белая форма «Хонда Мотор» является символом равного вклада всех сотрудников в деятельность компании
Будучи приглашенным на вручение награды к императору, Хонда отказался надевать предписанный протоколом фрак. Изобретатель следовал принципу, что никого не следует оценивать по внешнему виду, и планировал прийти на прием к монарху в робе. Только после того, как ему пригрозили, что не вручат награду, Хонда облачился в костюм.
- Люби ошибки.
«Оглядываясь на работу, я чувствую, что делал не что иное, как ошибки, промахи и упущения. И хотя я делал одну ошибку за другой, мои неудачи никогда не были связаны с одними и теми же вещами», – признается основатель автогиганта. «Успешный неудачник» не боялся ошибок и называл промахи ценнейшим активом.
Компания без своего основателя
В 1973 на Совете директоров, посвященному 25-летию компании, Фудзисава заявил о своем решении покинуть пост. На его решение молниеносно откликнулся и 67-летний Хонда: «Уйдем вместе». Хонда и Фудзисава заключили договор о том, что не станут заставлять своих сыновей присоединяться к компании, и сдержали обещание. В отличие от большинства японских основателей концернов, Хонда не превратил концерн в семейное предприятие. На должности советника Хонда проработал еще 10 лет до 1983, и лично испытывал каждый новый автомобиль компании.
Взрастив талантливые кадры, Хонда со стороны наблюдал за успехом родного предприятия. В 1987 компания становится самой быстрорастущей в мире. В 1988 в рейтинге самых популярных машин, опубликованном в журнале Motor Trend, три первые строчки заняли модели Honda Motor – CRX, Sivic и Prelude.
В 2019 в рейтинге крупнейших публичных компаний планеты Forbes Global 2000 «Хонда Мотор» заняла 76-е место, в списке самых дорогих брендов World’s Most Valuable Brands – 28-е место.
На март 2019 компания состоит из 435 филиалов по всему миру, количество работников превышает 219 тыс. человек.
Данные мировых продаж концерна за финансовый год (на март 2019)
В XXI веке Honda занимается робототехникой, начала выпуск экзоскелетов, облегчающих передвижение больных людей.
Штаб-квартира предприятия находится в столице Японии в здании небоскреба Honda Aoyama Building.
головной офис Honda Motor, Токио
У компании имеется собственный музей Honda Collection Hall, где на трех этажах представлены самые значимые транспортные средства, созданные за 70-летнюю историю фирмы. Музей с 350 экспонатами можно посетить, не отправляясь в Японию, при помощи сервиса Google Street View.
Предприятие продолжает руководствоваться принципами, заложенными ее основателем. Три кита, на которых базируется Honda Motor – уважение к личности, равенство и доверие.
Жизнь Соичиро Хонда на пенсии
Уйдя с поста СЕО, Соичиро Хонда не скучал, вот некоторые его хобби:
- Благотворительные фонды;
Соичиро Хонда является сооснователем двух организаций:
1) международная ассоциация по проблемам безопасности движения (Honda-Fujisawa International Association of Traffic and Safety Sciences). Цель ассоциации – изучение роли автомобиля в обществе, его настоящего и будущего.
2) фонд Honda Foundation, основанный в 1977, содействовал сотрудничеству для создания экотехнологий. Когда Хонда выступал на международных конференциях, основанных фондом, репортеры задавали ему вопрос «зачем все это нужно собственнику автогиганта?», на который Хонда отвечал просто: «Я уже не владелец».
- Изобретения;
В собственном гараже, ремонтируя двигатели, Хонда пропадал часами. Когда Британский музей попросил его отремонтировать антикварный автомобиль, Хонда успешно справился с заданием, и даже прокатился на «раритете».
Он всерьез заинтересовался НЛО, причем не как обыватель, а как конструктор. Хонда был уверен, что можно создать аппарат, подобный летающей тарелке. С этой целью изучал специальную литературу, получил знания по аэродинамике, съездил в NASA и общался с астронавтами. Также изобретатель с научной точки зрения изучал явление «хитодама» – парящие в воздухе огненные сферы, считающиеся в японском фольклоре душами умерших. Увы, разработки в этих сферах были не результативными.
- Живопись;
Хонда увлекается живописью и в 1980 знакомится со знаменитым художником-авангардистом Марком Шагалом. При встрече японец дарит живописцу набор японских принадлежностей для рисования и рассказывает, что его картины известны в Японии и нравятся ему самому. На вопрос Шагала, чем привлекло японца его творчество, тот ответил, что художник вкладывает в картины всегосебя, точно так же, как он сам вкладывает себя в создание автомобилей.
Соичиро Хонда с Марком Шагалом
До конца своих дней Хонда оставался жизнелюбом и мечтателем: катался на лыжах, играл в гольф, занимался дельтапланеризмом и побеждал в шахматных партиях.
Личная жизнь Соичиро Хонда
Работа всегда стояла у бизнесмена на первом месте, но супруга с пониманием относилась к этому. Его жена Сачи (Sachi) была младше мужа на 8 лет (11.07.1914-15.12.2013). В юности девушка занималась легкой атлетикой и стреляла из лука. Сачи стала супругу верной помощницей и признавалась, что поначалу была «ошеломлена занятостью мужа». Уже на третий день после свадьбы Сачи стала помогать супругу на заводе, и вскоре различала «поршневые пальцы» и «впускные клапаны».
супруга Соичиро Хонда
11.04.1942 у супругов родился мальчик, названный Хиротоши (Hirotoshi). Он получил высшее образование в частном японском университете Нихон (Nihon University). Хонда-младший основал в 1973 собственную компанию Mugen Motorsports, которая специализируется на тюнинге двигателей, деталях для автомобилей Honda и разработке гоночных болидов.
сын изобретателя Hirotoshi Honda
У Соичиро Хонда есть еще один сын Кацухиса (Katsuhisa) и две дочери Кейко Огата (Keiko Ogata) и Чикако Картер (Chikako Carter), но детальная информация об их жизни отсутствует.
Легендарный предприниматель скончался в Токио 5 августа 1991 в возрасте 84 лет, супруга пережила его на 22 года.
Награды
Хонда был почетным гражданином родного города Хамамацу. Его именем названа медаль, вручаемая Американским обществом инженеров-механиков (ASME) за выдающийся инженерный вклад в области личного транспорта.
В 1987 Хонда был удостоен награды Global 500 Roll of Honour от Программы ООН по окружающей среде. В 1989 он стал первым японским руководителем, имя которого поместили в Зале славы американской автомобильной промышленности.
Соичиро Хонда с супругой в Зале автомобильной славы
Посмертно в 1991 изобретателю присвоили национальную награду «Орден Восходящего солнца Первой степени».
Изобретения принесли Соичиро Хонда славу человека, способного находить простые решения для сложных проблем. Его имя заслуженно находится в списках бизнесменов-новаторов и является синонимом инноваций так же, как и имена Стива Джобса, Джеффа Безоса, Илона Маска.
История успеха Соичиро Хонда доказывает, что тернистый путь от простого механика до владельца крупнейшего автобренда можно преодолеть трудолюбием, настойчивостью и правильным отношением к ошибкам. Соичиро Хонда стал олицетворением упорства, благодаря которому не только воплотил собственные мечты, но и помог тысячам покупателей воплотить свои.
Понравилась биография Соичиро Хонда? Оставьте свое мнение в комментариях…
Источник