Кто считает что детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность

Особенности развития детского музыкального творчества

Ирина Инякина
Особенности развития детского музыкального творчества

Детское музыкальное творчество — важный момент в развитии личности ребёнка.

Творчество — это:

• деятельность, рождающая что-то новое, никогда ранее не существовавшее;

• создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

• процесс создания субъективных ценностей.

Проблемой детского творчества занимались многие психологи, искусствоведы, учителя. Благодаря теоретическим исследованиям есть два способа понять, нужна ли помощь в развитии творческих способностей со стороны взрослого. Некоторые исследователи (В. Глоцер, Б. Джефферсон) утверждают, что «любое вмешательство учителя в процесс творчества ребенка влияет на индивидуальное проявление личности». Другие исследователи (А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова и другие) признают интуитивность и оригинальность детского творчества, но при этом считают необходимым адекватное влияние со стороны взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что на детское творчество можно повлиять по-разному. Если с помощью взрослых ребенок усваивает соответствующие способы действий и положительно оценивает свое творение, такое вмешательство способствует развитию детского творчества.

Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Дети обычно спонтанно импровизируют в разных играх. Они поют куклам колыбельную, поют солдатский марш, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

Дети любят инсценировать песни, водить хороводы. Им помогают художественный текст и характер музыки. Если взрослый во время выступления не показывает готовые движения при инсценировке песни, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные движениями.

Кроме того, дошкольники умеют составлять простейшие ритмические и мелодические мотивы разного характера (походка, танец, спокойствие, импровизировать на определенную тему на детских музыкальных инструментах («Сыграть дождь на металлофоне или треугольнике», «Думай и трогательный марш на ксилофоне или деревянных палках»и др.).

Креативность может проявляться у каждого ребенка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявляться способность воспринимать музыку творчески, у других — к одному из видов исполнительского или продуктивного творчества. Поэтому нужно подходить к вопросу развития детских творческих способностей индивидуально, учитывая особенности каждого ребенка.

Возможности детей выполнять творческие задачи в музыкальной деятельности тщательно проанализированы в исследованиях Н. А. Ветлугиной. Установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительными и изобразительными средствами, с помощью которых автор передает то или иное содержание. Следовательно, необходимо использовать произведения искусства для обогащения детского творческого опыта: слушать классическую музыку, любоваться живописью, читать художественную литературу, смотреть спектакли.

Еще одно важное условие – это накопление исполнительского опыта. В процессе музыкальной деятельности дети развивают музыкальные способности, приобретают необходимые навыки, умения, знания, позволяющие ребенку выразить собственные музыкальные впечатления.

Для развития песенного творчества у ребенка необходимо развитие основных музыкальных навыков: ладовое чувство, музыкального и слухового исполнения, чувства ритма. Кроме того, для творческих проявлений нужна фантазия, свободное руководство в нестандартных ситуациях, умение применить свой опыт в новых условиях.

Успех детских творческих проявлений зависит от силы их певческих навыков, от умения в пении выражать определенные чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно. Обычно эти навыки дети осваивают к старшему дошкольному возрасту. Но нужно гораздо раньше формировать творческие проявления, используя посильные детские творческие задания (спеть свое имя, колыбельную и т. д.).

Креативность возникает из интуитивных и осознанных действий. Постепенно их сочетание становится более прочным.

Детские творческие проявления в ритме, танце — важный показатель музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танцевать, если у него развито музыкальное восприятие, чувствовать характер музыки.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребенок эмоционально реагировал на музыку, верил в необычную ситуацию, уметь совершать движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкальных образов и танцевальные композиции.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкальным и ритмическим движениям. На уроках музыки, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно учить детей воплощать в движениях характер музыки, музыкальные образы. Обучение основано на овладении обобщенными способами музыкальной деятельности, необходимыми для творческих проявлений в танце: ребенка учат слушать музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальное произведение, и воспитывать творческое отношение к музыке в целом.

Читайте также:  Мороз как начать свое дело

Креативность в детском танце возможна до тех пор, пока его музыкально-эстетическое исполнение постоянно обогащается, и у него есть возможность проявить самостоятельность.

Детское инструментальное творчество проявляется в импровизации — композиции при игре на детском музыкальном инструменте. Это прямое и сиюминутное выражение впечатлений. Это возникает из жизненного и музыкального опыта детей. Накопление и обогащение музыкальных впечатлений — непременное условие творческих проявлений детей.

Прослушивание вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или профессиональных исполнителей, разговоры о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных способностей необходимы детям для последующего творчества, в том числе инструментального.

Одним из условий успешного инструментального творчества является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, позволяющих передавать детям простейшие музыкальные образы.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий на слух.

Поэтому для успешного развития творческих способностей детей в музыкальнойдеятельности необходимы следующие условия:

— уважение принципа свободы;

— накопление впечатлений от восприятия искусства;

— накопление исполнительского опыта (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);

развитие базовых музыкальных навыков;

— оборудование для музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье с музыкальным сопровождением, различными костюмами и атрибутикой, комната для танцев, музыкальные инструменты для детей.

Барельефы — прекрасная возможность для развития детского творчества Ребёнок должен развиваться разносторонне. Немалую роль в этом играет творчество. Творчество – неотъемлемая часть нашей жизни. Это как.

Фестиваль детского музыкального творчества «Канавинские звездочки» (Фотоотчет) Добрая традиция есть в Канавинском районе Нижнего Новгорода!Каждый год в мае все детские сады встречаются на музыкальном фестивале «Канавинские.

Фотоотчёт «Фестиваль детского музыкального творчества «Осенний калейдоскоп» В рамках Недели игры и игрушки наши дошкольные отделения решили продолжить совместные творческие встречи. На этот раз музыкальный Фестиваль.

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Источник

Кто считает что детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность

Автор: Бекасова Анна Юрьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад «Добрыня»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Абакан

Сегодня педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы ребёнок максимально развивался, овладевал различными способами действий в проблемных и неопределённых ситуациях, научился находить собственные варианты решений. Для этого нужно отойти от старых стереотипов и сформировать иную модель взаимоотношений всех участников образовательного процесса. С введением ФГОС изменилось отношение к дошкольному образованию, стандарт направлен на индивидуализацию ребёнка. Самым главным является социализация детей, приобщение к ценностной культуре мира. А именно правильное понимание социализации – потребность в любознательности, познании мира, потребности в творчестве, мотивации достижений, развитии способности сотрудничать, общаться, освоении этических норм в процессе реальной практической деятельности. В связи с этим перед нами встаёт важная задача – развитие творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования воспитательно-образовательного процесса.

Детское творчество – это форма активности, в процессе которой ребенок видоизменяет окружающий его мир и создает нечто новое для других и себя. Творчество характеризуется как высшая форма деятельности личности, требующая длительной подготовки, эрудиции и интеллектуальных способностей. Детское творчество — форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя. Поэтому, развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста является неотемлемой частью развития одарённости.

Целью моей работы стало развитие творческих способностей детей во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах.

Предмет исследования: развитие творческих способностей дошкольников в процессе импровизации.

Опираясь на современные методики и рекомендации известных педагогов, была выстроена собственная система формирования творческих способностей ребенка дошкольного возраста. Для этого были систематизированы и адаптированы к уровню возможностей дошкольника творческие упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О.П.Радыновой и мн. др.

Читайте также:  Бизнес который работает сам примеры идеи

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу и специальную литературу по определению творческих способностей;
  2. рассмотреть сущность творческих способностей и особенности их развития у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности;
  3. провести наблюдение на педагогической практике по выявлению особенностей развития творческих способностей у детей в процессе музыкальной деятельности.

Методы исследования:

  • теоретический анализ методической, педагогической и психологической литературы;
  • наблюдение;
  • анализ результатов деятельности детей; диагностика, беседа.

Содержание творческих способностей и особенности их развития у детей дошкольного возраста

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного её выполнения.

У ребенка дошкольного возраста начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало развития совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

В процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. После прослушивания произведения, я предлагаю детям оркестровать, а чтобы лучше прочувствовать музыку, предлагаю разучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, создаю условия для ребенка, учитывая возможности каждого инструмента. Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции — сравнение, анализ, синтез.

Формирование у ребёнка творческих способностей, позволит расширить представления об окружающем мире, выраженных в музыке, связать их с жизнью, в процессе различных видов музыкальной деятельности. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей.

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения.

Основные направления и способы развития детского музыкального творчества с позиции педагогической науки.

Детское музыкальное творчество — важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность». Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.

Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.

Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым. Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями.

Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака:

  1. Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  2. Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
  3. Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Как отмечает Б.М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.

Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.

Творческие способности в музыкальной деятельности О.П.Радынова разделяет на 2 вида:

  • способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий, музыкально-ритмических движений);
  • способности к творческому восприятию музыки.

Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.

Читайте также:  Как открыть жилищную управляющую компанию

Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.

Н.А. Ветлугина совместно с А.И.Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества:

1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);

2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;

3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых мелодий, танцевальных композиций в жизни.

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.

Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.

Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях. Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.

Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях — сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.

Слушание вокальных, инструментальных произведений, как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.

Любовь Семеновна Ходонович для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.

В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.

Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:

  • соблюдение принципа свободы;
  • накопление впечатлений от восприятия искусства;
  • накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);
  • развитие основных музыкальных способностей;
  • оснащения музыкального творчества, как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.

Таким образом, подобрав методы и приемы, систематизировав работу по данной теме, вовлекая в свою работу педагогов и родителей, все это позволило создать условия для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, во всех видах музыкальной деятельности.

Изучив содержательную сторону творческих способностей и возможностей детей в музыкальной деятельности, мы можем предположить, что использование творческих заданий, их вариативность, создание положительной мотивации предполагает успешное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и развитию одарённости.

Список литературы

  1. Разумовский В. Г., Развитие технического творчества учащихся, М., 2000 г
  2. Войцеховский Б. Т., Развитие творчества учащихся при конструировании, М., 2003 г
  3. Бакушинский А. В., Художественное творчество и воспитание, М., 1999 г.
  4. Ветлугина Н. А., Музыкальное развитие ребенка, М., 2005 г.
  5. Выготский Л. С., Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 2001 г.
  6. Игнатьев Е. И., Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 2002 г.
  7. Гусева Е.П.. Левочкина И.А.. Печенков В.В.. Тихомирова И.В. Эмоциональные аспекты музыкальности. Художественный тип человека (комплексные исследования). М.,1994,
  8. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? М..2005 г.

Источник

Оцените статью