Критериев эффективности своей профессиональной деятельности

Критерии эффективности профессиональной деятельности педагога в современной школе

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Ключевые слова: критерии, компетентность, мотивации, педагогическая деятельность, профессионализм, педагогическая умелость, педагогическое мастерство, педагогическое новаторство, социальное мышление.

В статье рассматриваются критерии эффективности профессиональной деятельности педагога, которая зависит от формирования его личностных и профессиональных качеств, повышения уровня компетентности, педагогического мышления в связи с ускорением темпов развития современного общества. Представлены основные требования, предъявляемые к педагогу способствующие достижению высокого уровня профессионализма.

Kolesnikova T. A.

EFFECTIVENESS CRITERIA FOR PEDAGOGICAL ACTIVITY IN MODERN SCHOOL

Key words: criteria of competence, motivation, teaching activities, professional, pedagogical, skillfulness, pedagogical skills, pedagogical innovation, social thinking.

The article discusses criteria for the formation of personal and professional qualities of the teacher, increasing its competence, pedagogical thinking in connection with the acceleration of the pace of development of modern society. The basic requirements for the teacher to contribute to the achievement of a high level of professionalism throughout the development of the history of education.

Современная школа – это сложная система, которая состоит из отдельных звеньев. Все эти звенья тесно переплетены и комплексно взаимодействуют между собой. Но ключевым звеном в этой школе является педагог и его профессиональная деятельность. Для того чтобы определить каковы критерии педагогической деятельности необходимо знать что же такое педагогическая деятельность. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что деятельность это – систематическое применение своих сил в какой–нибудь области.[3. С. 702]

Также деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, несет продуктивный характер. Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. За передачу практического опыта отвечает педагог. И от него в первую очередь будет зависеть эффективность педагогического процесса как воспитательного, так и учебного. Поэтому необходимо определить критерии эффективности педагогического процесса.

Педагог и его деятельность – основа, определяющая успешность школьного образования, обучения и воспитания. Именно от квалификации педагога, его профессионализма, активности, энтузиазма зависит то, какими людьми выйдут из школы ученики, насколько целостно и правильно будет сформирована личность каждого из них, какими знаниями, умениями и навыками они будут обладать, правильность их профессиональной ориентации и выбор дальнейшего направления обучения.

Просматривая научную литературу мы обратили внимание на книгу «Учитель: Статьи. Документы. Поэтический поиск. Воспоминание. Страницы литературы» и обнаружили там статью «Мерила оценки педагога». Она написана Н.К. Крупской и участвовала в 1932 году в конкурсе на лучшую образцовую школу [4. С. 34]. В ней представлены мерила (требования) к личности педагога того времени:

педагог должен быть общественником, близко принимать к сердцу задачи соцстроительста;

должен знать свой предмет и его педагогическую специфику;

уметь сочетать учебную работу с воспитательной;

должен знать уровень знаний детей, каждого ребенка индивидуально, его жизнь вне школы;

уметь владеть методикой обучения: уметь просто, живо, образно

рассказывать о том или ином факте или событии и т.д.;

умение выделять самое существенное, беря второстепенное лишь для иллюстрации;

умение организовать внешкольную работу учащихся по предмету, постоянные и временные кружки; (сейчас это наиболее актуально в связи с введение стандарта) и т.д.

Как видим, некоторые мерила (требования) актуальны и на сегодняшний день. Возникает вопрос. Каковы критерии профессиональной деятельности педагогов в современной школе.

Для эффективности педагогической деятельности необходимо выполнение ряда условий: в школе на наш взгляд должно быть подходящее помещение – это класс, на сегодняшний день он должен быть оснащен необходимым оборудованием (мультимедийный комплекс); наглядный и раздаточный материал хорошего качества, особенно в начальной школе; профессионализм педагога. От последнего больше всего зависит на сколько эффективным и успешным будет педагогическая деятельность и педагогический процесс.

Профессионализм – степень овладения индивидом профессионального навыка. Профессионал – индивид, основное занятие которого является его профессией, специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию [1. С. 167].

Существуют уровни профессионализма педагога. Уровень профессионализма педагога может быть разным. В этом направлении выделяется несколько уровней: педагогическая умелость, педагогическое мастерство, педагогическое творчество и педагогическое новаторство.

Педагогическая умелость – необходимая база любого педагога. Не достигнув этого уровня, просто нельзя осуществлять педагогическую практику. Педагогическая умелость подразумевает достаточные теоретические и практические знания, которые приобретаются в процессе обучения и развиваются и совершенствуются в процессе практической деятельности учителя в совокупности с наличием профессиональной пригодности.

Педагогическое мастерство – доведенная до высокого уровня педагогическая умелость. Совершенное владение методами учебно-воспитательной деятельности, дающее максимальный эффект их применения. Для достижения педагогического мастерства, человек, безусловно, должен не только обладать природными способностями, но и желанием добиться успеха в своей профессиональной деятельности, вести постоянную, активную работу в этом направлении, иметь значительный опыт учительской практики и уметь правильно использовать его результаты.

Читайте также:  Бизнес идеи для индивидуального предпринимательства

Важнейшим условием формирование личности педагога является повышение уровня его компетентностью. Компетентность характеризуется развитием определенных качеств: педагогического такта, мышления, интуиции и рефлексии.

Педагогическое творчество связано с внесением новизны в практическую деятельность учителя. Однако, в данном случае, новизна эта связана не с принципиально новыми методами или подходами к учебно-воспитательной работе, а с некоторыми видоизменениями уже известных, применительно к конкретной ситуации.

Педагогическое новаторство – высшая ступень профессиональной педагогической деятельности. Педагог – новатор вносит принципиально новые способы, методики, идеи, принципы и приемы в учебно-воспитательную деятельность, основываясь на собственной практике и практике своих коллег, проводя анализ, исследования и обобщение результатов и соответствующих выводов. Педагогическое новаторство требует высокого уровня педагогического мастерства, затраты значительных усилий и массы времени, способностей не только к педагогической, но и к исследовательской научной деятельности и активное стремление к занятиям такого рода. Вот почему педагогов – новаторов совсем немного.

Немаловажную роль играет и развитие у педагога особого свойства сознания – социального мышления. Не овладев социальным мышлением, педагог затрудняется в выделении реальных профессиональных проблем.

Педагогическую деятельность учителя можно рассматривать как одну из значимых форм профессионального становления педагога:

владением теоретическим содержанием предметной области,

соответствующей терминологией: способами освоения учебного материала, вовлекать детей в учебный процесс;

профессионализм педагога заключается в знание психологических закономерностей и механизмов построения учебной деятельности;

освоение инновационных технологий позволяет педагогу гораздо

глубже затронуть ту или иную тему. На сегодняшний день это актуально;

педагогу необходимо организовать рефлексию собственной

деятельности, т.е. адекватно оценивать свою работу и причины ее удачи или неудачи, предварительный анализ собственной практики, выявляет сильные и слабые стороны. Педагог должен находить выход из любой ситуации;

педагогу необходимо быть творческой личностью. Творческая

направленность педагога позволяет максимально адаптировать выбранный им метод к среде обучения, настроению в классе, индивидуальным особенностям учеников и т. д.;

говоря о педагогической профессии, важно упомянуть о профессиональной пригодности. Каждый человек может учиться стать педагогом, но не каждый может стать им в действительности, так как педагог – не просто профессия, это призвание, обусловленное совокупностью необходимых личностных и психофизических качеств;

педагог должен обладать физическим и психическим здоровьем,

высоконравственными личностными качествами, иметь хорошие речевые способности.

кроме этого, учитель должен иметь склонности к работе с людьми и с детьми в особенности, т.е. взаимоотношение и понимания между педагогом и детьми это одно из главных условий эффективности учебного процесса.

педагог должен быть внимателен, наблюдателен, активен, требователен к себе, иметь организаторские способности, быть крайне тактичным и терпеливым.

Важным фактором высокого профессионализма педагога является его работа по самосовершенствованию своих профессиональных и личностных качеств, от того, на сколько он ответственно относится к своей работе, какие цели в этом направлении ставит перед собой. Перечисленные выше критерии позволяют проанализировать профессиональную педагогическую деятельность.

В.А. Сухомлинский писал: «Научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми, но педагогический труд — повседневное общение с детьми — углубляет любовь к человеку, веру в него». Эта любовь порождается стремлением воплотить себя в ученике, раскрыть для него путь к истине, к знанию: «через ученика учитель постигает себя и самореализуется» [2. С. 35].

Обобщая все выше сказанное можно говорить о том, что нами выделены следующие основные критерии эффективности профессиональной деятельности педагога в современной школе: создание ряда условий для профессиональной деятельности педагога; формирование профессиональной компетентности педагога; овладение основами теории и практики инновационных технологий, в которой предстоит работать; способность осуществлять инновационную педагогическую деятельность. Любая деятельность будет успешной только тогда, когда есть желание и готовность ее выполнять.

Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность: учебное

пособие для студентов высших педаг. учебных заведений./ А.С. Роботова, Т.В. Лебедева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: Издат.центр «Академия», 2000 – 208с

Сухомлинский В.А. О воспитании/ В.А. Сухомлинский. – М.:

Политическая литература, 1982. – 270 с

Толковый словарь русского языка. Том 3, Под редакцией Д.Н.

Ушакова, — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000, С.720

Учитель: Статьи. Документы. Поэтический поиск. Воспоминание.

Страницы литературы/ Ред.-сост. Д.Л. Брудный. – М. Политиздат, 1991. – 350 с.

Источник

Критерии и показатели профессионализма

Акмеологический критерий – это мера профессионализма субъекта. Акмеологический показатель – это характеристика степени продуктивности деятельности и развитости свойств субъекта деятельности (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, 2003).

Читайте также:  Бизнес идея по продаже металла

Профессионализм можно представить в виде пирамиды, в основе которой лежат профессиональные знания, на них «надстраивается» профессиональный опыт, профессиональная компетентность и профессиональная пригодность.

А.К. Маркова выделяет следующие критерии профессионализма:

· Критерии объективные и субъективные.

Объективные критерии отражают, насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в социальную практику. Объективными критериями профессионализма является высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного социального статуса в профессии, умение решать разнообразные профессиональные задачи и др.

Субъективные критерии показывают, насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в профессии.

· Критерии результативные и процессуальные.

Результативные критерии отражают, достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде.

Процессуальные критерии показывают, использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии. Сочетание результативных и процессуальных показателей составляет необходимую характеристику профессионализма.

· Критерии нормативные и индивидуально-вариативные.

Нормативные критерии показывают, усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства.

Индивидуально-вариативные критерии отражают, стремится ли человек индивидуализировать свой труд, самореализовывать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии.

· Критерии наличного уровня и прогностические критерии.

Критерии наличного уровня показывают, достиг ли человек сегодня достаточно высокого уровня профессионализма. Чаще всего именно актуальный уровень профессионального развития оценивается при аттестации.

Прогностические критерии отражают, имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, зону своего ближайшего профессионального развития.

· Критерии профессиональной обучаемости и творческие критерии.

Критерий профессиональной обучаемости показывает, готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей, проявляет ли профессиональную открытость.

Критерии творческие отражают, стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом.

· Критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе.

Критерий социальной активности демонстрирует, умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем профессиональном локусе контроля, когда причины низкой эффективности профессии человек ищет внутри, в рамках самой профессии.

Критерии профессиональной приверженности отражают, умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.

· Критерии качественные и количественные.

Для всякого специалиста важна оценка его профессионализма как в параметрах качества (например, глубина, системность знаний, сформированность профессиональной деятельности), так и в количественных показателях (баллы в рейтинге, категории и др.) (А.К. Маркова, 1996).

А.К. Маркова выделяет также ряд показателей, на основании которых можно судить об уровне профессионализма:

Показатели операциональной сферы профессионализма

· Профессиональные и психологические знания о труде.

· Профессиональное самосознание и Я-образ профессионала.

· Владение профессиональными действиями, приемами, умениями, навыками, технологиями.

· Профессиональная обученность, обучаемость, умелость.

· Профессиональные способности, профпригодность.

· Результативность и эффективность труда.

· Психологическая цена результатов труда.

· Трудоспособность и работоспособность.

· Достижение статуса в профессии, категории, разряда.

· Владение приемами профессионального роста, наличие позитивной динамики в нем.

· «Многовершинность» в профессиональном росте;

· Индивидуальный стиль профессиональной деятельности и общения в рамках профессии.

· Владение способами профессиональной деятельности в меняющихся и в особых экстремальных ситуациях.

· Владение новыми способами профессиональной деятельности, творчество и инновации в профессиональном труде.

Показатели мотивационной сферы профессионализма

· Владение этическими нормами профессии.

· Сильное целеполагание в профессии.

· Смыслотворчество в профессии.

· Позитивная динамика мотивационной сферы.

· Построение собственного сценария профессиональной жизни.

· Индивидуальность как самобытность профессионала.

· Готовность гибкой переориентации в рамках профессии и вне ее.

· Адекватно высокий уровень профессиональных притязаний (А.К. Маркова, 1996).

С учетом активной роли человека в процессе становления профессионализма, Ю.П. Поваренков выделяют три ведущих критерия: 1) профессиональная продуктивность; 2) профессиональная идентичность; 3) профессиональная зрелость.

Критерий профессиональной продуктивности – уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально-профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности т.д.

Важнейшей составляющей критерия профессиональной продуктивности является эффективность профессиональной деятельности, рассматриваемая как интегральный показатель, включающий организационно-экономическую, социальную, психологическую и «клиентоцентрированную» составляющие.

Экономическая эффективность деятельности определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности. Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата к социальным издержкам группы. Под «клиентоцентрированной» эффективностью понимается степень ориентации субъекта труда на долгосрочные взаимоотношения с потребителем.

Критерий профессиональной идентичности – значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой.

Читайте также:  Как создать стратегию развития для малого бизнеса

Профессиональная идентификация человека происходит путем соотнесения интериоризированных моделей профессии и профессиональной деятельности с профессиональной Я-концепцией. Профессиональная идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, оценок, правил поведения принятых и разделяемых членами данной профессиональной группы. При отсутствии профессиональной идентичности следует говорить уже не о профессионализме, а о профессиональном маргинализме человека.

Е.П. Ермолаева приводит следующий сущностный признак маргинализма как психологического явления: при внешней формальной причастности к профессии, – внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и ценностям данной сферы профессионального труда как в плане идентичности самосознания (самоотождествления со всем грузом ответственности, должностных обязанностей и морали), так и в сфере реального поведения (действие в рамках профессиональных мотивов или целей) (Е.П. Ермолаева, 2001).

Критерий профессиональной зрелости, предложенный Д. Сьюпером, свидетельствует об умении человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями, которые к нему предъявляются: профессиональная самооценка, уровень притязаний, способность к саморегуляции и стрессоустойчивость человека-профессионала и др.

При анализе профессиональной самооценки полезно выделять самооценку результата (связана с оценкой достигнутых результатов деятельности и отражает удовлетворенность-неудовлетворенность достижениями) и самооценку потенциала (связана с оценкой собственного профессионального потенциала, своих возможностей и отражает, таким образом, уверенность человека в своих силах).

Низкая самооценка результата не обязательно говорит о профессиональной незрелости или о «комплексе профессиональной неполноценности». Более того, низкая самооценка результата в сочетании с высокой оценкой индивидуального ресурса профессионального развития (ИРПР) человека является фактором его саморазвития.

Таким образом,рассмотренные выше критерии профессионализма являются относительно независимыми друг от друга и имеют собственную структуру.

Подсистема профессиональной продуктивности образует структуру, состоящую из ПВК и профессиональных отношений, непосредственно влияющих производительность, качество и надежность деятельности. В качестве системообразующих факторов данной структуры приняты указанные выше составляющие эффективности профессиональной деятельности.

Подсистема профессиональной идентичности характеризуется структурой, которая в качестве элементов включает ПВК и профессиональные отношения, обеспечивающие принятие профессии как личностно значимой. Системообразующими компонентами в рассматриваемой структуре является профессиональная направленность, а также удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью.

Подсистема профессиональной зрелости описывается структурой, включающей ПВК профессионала и его профессиональные отношения, обеспечивающие саморегуляцию и самодетерминацию становления профессионализма человека как целостного процесса. В качестве значимых элементов в этой системе выступают такие факторы, как смысл профессиональной деятельности, профессиональная совесть и профессиональная честь. Системообразующим компонентом в структуре связей выступает профессиональное самосознание (Ю.П. Поваренков, 2000, 2002).

Резюме

В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Достижение человеком успехов в профессиональной деятельности опирается на соответствующие внутренние предпосылки (ПВК, развитые эмоционально-волевые свойства, специальные способности) и внешние условия (влияние социально-экономической среды и профессионального окружения).

Для успешного выполнения профессиональной деятельности, особенно в неблагоприятных условиях, человек вынужден прибегать к мобилизации своих внутренних ресурсов и резервов. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Следовательно, можно говорить о существовании у человека некоторого внутреннего потенциала, являющегося необходимой основой его успешной профессионализации.

Вопросы для самопроверки

1. Приведите известные вам определения профессионализма.

2. Перечислите показатели мотивационной составляющей профессионализма.

3. Перечислите показатели операциональной составляющей профессионализма.

4. Назовите основные критерии профессионализма.

Список рекомендуемой литературы

Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб.: Питер, 2003.

Дмитриева М.А. Психологический анализ системы человек – профессиональная среда // Вестник ЛГУ. 1990. Сер. 6. Психология. № 6. С. 82 – 90.

Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. Альманах СО РАО. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. Вып. 4. С.18-30.

Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. 2001. № 22. С. 44 – 45.

Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: Распространение категорий и концепций инженерной психологии на предметную область психологии профессиональной деятельности. Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2002.

Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002.

Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психол. журнал. 2001. № 4. С. 51 – 59.

Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 2003.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

Москаленко О.В. Акмеология профессиональной карьеры личности: учебное пособие. М.: РАГС , 2007.

Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО, 2002.

Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала. Ярославль: ЯГПУ, 2000.

Тема 5. Профессионализация субъекта деятельности как способ восхождения к «акме»

v Феноменология профессионализации

v Проблема профессионализации в отечественной науке

v Исследования профессионального развития за рубежом

Источник

Оцените статью