- Дума приняла закон «О цифровых финансовых активах». Что важно знать
- Как правильно проводить сделки с цифровыми финансовыми активами и криптовалютой
- Что такое ЦФА и их плюсы
- Юридические нюансы
- Налогообложение ЦФА
- Цифровая валюта
- Обзор закона о цифровых финансовых активах
- Цифровая валюта и цифровые финансовые активы
- Регулирование в отношении цифровых финансовых активов
- Регулирование в отношении цифровой валюты
Дума приняла закон «О цифровых финансовых активах». Что важно знать
22 июля Госдума приняла в третьем чтении закон «О цифровых финансовых активах». Документ дает определение криптовалюты, но запрещает ее использование в России для оплаты товаров и услуг. Также под запрет подпадает реклама способов платежа цифровыми деньгами. Новые правила вступят в силу 1 января 2021 года.
Согласно закону, цифровая валюта — это «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных».
Что нужно знать о новом законе
Председатель комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков пояснил, что криптовалюту определили как цифровой код, который используется как средство платежа и средство сбережений, как инвестиция. Но в России его запрещается использовать для оплаты товаров и услуг.
Также из документа убрали уголовную и административную ответственность. По словам старшего юриста налоговой практики Bryan Cave Leighton Paiser (Russia) LLP, преподавателя Moscow Digital School Дмитрия Кириллова, это не значит, что такие нормы не будут вынесены в отдельный законопроект. На это намекает заключение Правового управления Госдумы.
«По сравнению с майской редакцией законопроект был существенно переработан. Нормы о регулировании цифровой валюты (криптовалюты в привычном понимании) из отдельного закона перенесены в закон о ЦФА», — пояснил эксперт.
Понятие цифровой валюты закреплено в п. 3 ст. 1 законопроекта «О ЦФА». Оно сделано универсальным и позволяет применять его не только к криптоактивам, выпущенным в российских информационных системах под надзором Банка России, но и, например, к биткоину.
«Это положительное изменение, поскольку изначально в ГК РФ, в закон о краудфандинге и в законопроект «О ЦФА» закладывалось российское происхождение криптоактивов, что выводило за рамки правового поля весь массив мировых криптоактивов и делало перспективы российского крипторынка весьма призрачными», — добавил Кириллов.
По смыслу законопроекта цифровая валюта признается имуществом, но не цифровыми правами, что может потребовать изменений в Гражданский кодекс. Оборот криптовалют в новой редакции регулируется ст. 14 законопроекта.
«Из текста исключены наиболее одиозные положения, позволяющие получать и передавать цифровую валюту только в наследство, в банкротстве или в исполнительном производстве. В то же время сохранен запрет российским резидентам принимать цифровую валюту в оплату товаров, работ и услуг, а также распространять информацию о возможности расчетов цифровой валютой», — подчеркнул юрист.
Сохраняется необходимость декларирования (теперь оно названо информированием) о владении цифровой валютой и о сделках с ней. Это является условием судебной защиты таких операций.
По новой редакции законопроекта «О цифровых финансовых активах» криптовалюту в России можно покупать, выпускать, продавать, совершать другие сделки, но нельзя платить ей российским резидентам. В этом есть определенное противоречие, поскольку само понятие криптовалюты в том же документе предполагает ее использование в качестве средства платежа.
В законопроекте сделана отсылка к отдельным законам, которые будут регулировать майнинг, организацию выпуска и обращения цифровой валюты в России. Не исключено, что эти законы будут содержать иные ограничения для таких операций, предупредил Кириллов.
«В целом новая редакция законопроекта уже не выглядит такой драконовской, как майская, но все еще олицетворяет борьбу Центробанка с денежными суррогатами», — заключил специалист.
Проблемы закона «О цифровых финансовых активах»
21 мая 2020 г. в Минэкономразвития был направлен ряд законопроектов, касающихся оборота и выпуска криптовалют и предусматривающих административную и уголовную ответственность за нарушения в их использовании. Сначала документы раскритиковали в сообществе, затем негативную позицию по ним высказали сразу в нескольких министерствах, в частности, в Минюсте, Минэкономики и Минкомсвязи.
В Российской Ассоциации криптоиндустрии, искусственного интеллекта и блокчейн-технологий (РАКИБ) предупредили, что утверждение документов в майской редакции нанесет «невосполнимый ущерб России». После критики законопроекты признали неудовлетворительными и отправили их на доработку.
Руководитель правового комитета РАКИБ, член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Елена Гультяева напомнила, что закон «О цифровых финансовых активах» находится на рассмотрении в Госдуме более двух лет. Однако вынесенная на рассмотрение во втором чтении редакция не предусматривает регулирования всего спектра отношений по поводу создания и оборота цифровых активов.
Законопроект по-прежнему не предусматривает возможности удаленной идентификации участников сделок, что не предоставит полноценной возможности привлечения инвестиций на рынок. Однако принятый во втором чтении законопроект может стать одним из инструментов, которые в итоге обеспечат возможность полноценной работы криптоиндустрии в России, считает эксперт. Она добавила, что для этого в законодательстве должны отсутствовать нормы, препятствующие легальному обороту любых цифровых активов, включая криптовалюту.
«В этом смысле положительно оцениваем включение в законопроект понятия цифровой валюты. Сейчас необходим взвешенный подход к формированию закона о цифровой валюте с тем, чтобы принятые нормы обеспечивали баланс интересов государства и бизнеса и предоставляли правовые гарантии участникам для работы с инновационными инструментами», — заключила Гультяева.
«Ключевым для индустрии является закон о цифровой валюте»
Срок вступления закона «О ЦФА» в силу обусловлен началом следующего года, 1 января 2021 г. Сейчас в правительстве идет активная работа по согласованию позиций относительно документа «О цифровой валюте». К сентябрю законодатели надеются прийти к тексту, который больше всего будет готов к публичному обсуждению. В правительстве есть диаметрально противоположные позиции касательно легализации или запрета нового вида активов.
Директор по развитию биржи EXMO Мария Станкевич подчеркнула, что ключевым для индустрии является именно закон «О цифровой валюте», который все еще находится в стадии обсуждения. Именно к этому документу направлялись правки в Минэкономразвития и Госдуму напрямую. По словам Станкевич, закон «О ЦФА» представляет скорее глоссарий понятий, от которого в дальнейшем можно будет отталкиваться в законотворчестве.
«Мы надеемся, что новый документ будет более полный и будет содержать большое количество обновлений, которые были ранее направлены в качестве поправок. Но мы считаем, что радоваться еще рано, поскольку, как мы уже упомянули, текущий закон — не что иное, как глоссарий. Впереди нас могут ждать сюрпризы», — предупредила Станкевич.
О том, что власти России должны активнее принимать меры по цифровизации экономики и высокотехнологичных отраслей, чтобы «расширить горизонты развития» и «создать новую структуру нашей экономики», в середине июля 2020 г. заявил президент Владимир Путин. Он призвал правительство решительнее и активнее действовать, чтобы страна была глобально конкурентоспособна.
В текущем году российские власти разработали план поддержки высокотехнологичных компаний. Цель — стимулировать экспорт российского софта и вернуть российские стартапы из других юрисдикций обратно в страну. При введении регулирования рынка цифровых денег на преференции смогут рассчитывать и блокчейн-проекты. В России помимо программ для цифровых денег разрабатывается и «железо», например, устройства для хранения ЦФА.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Источник
Как правильно проводить сделки с цифровыми финансовыми активами и криптовалютой
В начале 2021 года в силу вступит закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте, который легализует сделки с цифровыми финансовыми активами и частично узаконит операции с криптовалютой. В этом материале расскажем, как правильно оформлять такие сделки и избежать претензий со стороны налоговых органов.
22 июля 2020 года Госдума окончательно приняла закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте, который вступит в силу с 1 января будущего года. В целом закон направлен на регулируемые информационные системы на основе блокчейна, описывает возможность предприятий и финансовых организаций выпускать цифровые финансовые активы (ЦФА) и цифровую валюту (ЦВ) и регулирует их обращение. Со вступлением закона в силу одни игроки финансового рынка смогут создавать новые финансовые продукты, а другие получат возможность расширить свой инвестиционный портфель.
Что такое ЦФА и их плюсы
Закон вводит новое для нашей правовой системы понятие: цифровой финансовый актив. Фактически ЦФА – это цифровые права, которые могут распространяться на денежные требования (например, по договору займа), эмиссионные ценные бумаги (акции, облигации, опционы эмитента, российские депозитарные расписки), а также на участие в АО (за исключением ПАО). По закону ЦФА является объектом гражданских прав, а значит, может выступать и предметом сделок. Это открывает возможность заключения договоров купли-продажи, обмена и иных операций с ЦФА. В отношении такого актива может быть заключена любая не запрещенная Гражданским кодексом РФ сделка.
Плюсы введения ЦФА очевидны: главный из них заключается в том, что все операции с ними можно будет проводить удаленно. К примеру, станет возможным быстрый переход права собственности на долю в непубличной акционерной компании. Помимо увеличения скорости операций также снизятся затраты на документооборот. В целом легализация цифровых финансовых активов открывает новые возможности для привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
Как и в случае с “аналоговыми” финансовыми активами, в работе с ЦФА есть юридические нюансы и правила, от которых нельзя отступать.
Юридические нюансы
Главным отличием сделок с цифровыми финансовыми активами от обычных станет необходимость заключать их только через оператора обмена ЦФА, который при этом сможет выступать в таких операциях в качестве одной из сторон (действуя в интересах другого лица). Право стать операторами получат кредитные учреждения, организаторы торговли и другие компании. Важное условие – они должны быть включены ЦБ РФ в реестр операторов обмена ЦФА, а их уставный капитал – составлять не менее 50 млн рублей. Кроме того, закон предъявляет определенные квалификационные требования к руководителю и должностным лицам таких организаций.
Любая сделка, связанная с цифровыми финансовыми активами, полностью перейдет в электронный формат. К примеру, при заключении договора купли-продажи акций процесс будет состоять из двух юридически значимых действий:
1) выставление оферты (предложение продавца заключить сделку);
2) акцепт оферты (принятие предложения покупателем, то есть заключение сделки).
Существенными условиями договора в таком случае станут цена, наименование и количество акций, а также регистрационный номер (цифровой код, который идентифицирует конкретный выпуск ценных бумаг). Если договор будет заключаться с рассрочкой оплаты, то необходимо предусмотреть также порядок, сроки и размеры платежей.
Налогообложение ЦФА
Операции с ЦФА для организаций будут облагаться налогом на прибыль и НДС (в первом случае ставка составит 13%, во втором – 20%), а для физлиц – НДФЛ (13%). Однако есть исключение – сделки по отчуждению цифровых финансовых активов, которые выражают право на доли в уставном капитале АО, а также на эмиссионные ценные бумаги и производные финансовые инструменты. При проведении этих операций юридические и физические лица должны быть избавлены от необходимости платить налоги.
Цифровая валюта
Новый закон также официально вводит понятие цифровой валюты – совокупности электронных данных (цифрового кода или обозначения) в информационной системе. Фактически ЦВ приравнивают к криптовалюте, хотя в законе об этом прямо не упоминается. По состоянию на 2020 год лишь четверть всех государств мира официально узаконили криптовалюту – в список вошли страны Евросоюза, Северной и Южной Америки, Австралия. В Германии, к примеру, ей поощряется платить за товары или услуги – такие сделки полностью освобождаются от уплаты налогов.
По новому положению криптовалюта в России с 1 января 2021 года сможет выступать предметом сделок. Ее можно будет покупать, продавать, выпускать, обменивать и совершать с ней другие инвестиционные операции. При этом ЦВ все еще не признается денежной единицей – оплачивать с ее помощью товары или услуги будет запрещено. Табу действует на отечественные организации, подразделения иностранных компаний в России и на российских налоговых резидентов – физлиц (тех, кто более 183 дней в году находится в РФ). Также по закону в нашей стране не допускается распространение информации (рекламы) о предложении или приеме цифровой валюты в качестве средства для совершения платежей.
Как и в случае с ЦФА, сделки с ЦВ будут подлежать налогообложению: налогом на прибыль для организаций и НДФЛ для физлиц (все – по ставке 13%). В законе пока нет упоминания об административной и уголовной ответственности за нелегальные операции с криптовалютой – скорее всего, эти пункты появятся в новых редакциях документа.
В целом можно отметить, что тема сделок с ЦФА и ЦВ для нашей страны совсем новая, а российские нормативные правовые акты, связанные с такими операциями, еще только разрабатываются. Так как законодательство в их отношении еще не сформировано до конца, у организаций и физических лиц велики шансы столкнуться со множеством юридических сложностей и подводных камней при заключении и исполнении таких сделок. Поэтому для минимизации всех рисков лучше всего обратиться за консультацией профессионального юриста с релевантным опытом.
Источник
Обзор закона о цифровых финансовых активах
31 июля был опубликован Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект был внесен в Госдуму еще в начале 2018 года — и изначально предполагалось, что он будет регулировать только порядок выпуска и оборота цифровых финансовых активов — «токенов». Он очень быстро был принят в первом чтении и после этого «завис» — в какой-то момент депутаты говорили, что они вообще хотят отказаться от регулирования оборота токенов и криптовалют.
Однако через некоторое время рассмотрение законопроекта вновь вернулось в повестку Госдумы.
Параллельно вопрос оборота токенов и криптовалют рассматривала FATF, в результате чего появились рекомендации по внесению изменений в национальное регулирование в сфере финансового мониторинга.
В результате в начале этого года законопроект был принят во втором чтении с существенными изменениями в части регулирования криптовалют. Предлагалось в принципе запретить выпуск и оборот криптовалют с установлением административной и уголовной ответственности за любое прямое или косвенное участие в такой деятельности.
Но такие жесткие меры вызвали критику со стороны экспертов и бизнеса, и в итоговую версию закона они не вошли (что не исключает того, что эти меры будут впоследствии установлены отдельным федеральным законом в отношении криптовалют).
Закон вступает в силу с 1 января 2021 года, за исключением отдельных изменений в Федеральный закон «О противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», которые вступают в силу на 9 дней позже.
Ниже — краткий обзор основных положений закона.
Цифровая валюта и цифровые финансовые активы
Законом регулируются отношения, связанные с выпуском и оборотом двух объектов — цифровых финансовых активов и цифровой валюты.
Под цифровыми финансовыми активами в соответствии с законом понимаются «цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы».
Другими словами, закон определяет цифровые финансовые активы как цифровые права, удостоверяющие одно из следующих прав (их перечень закрыт):
- денежное требование;
- возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам;
- права участия в капитале непубличного акционерного общества;
- право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов;
Цифровую валюту закон определяет как
«совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам».
То есть, если изложить данное определение простым языком, к цифровой валюте будет относиться любая информация в информационной системе, которая:
- предлагается или принимается в качестве средства платежа, то есть средства обмена на товары и услуги, или в качестве инвестиций, то есть объекта, приобретатель которого может получить дополнительный доход вследствие перепродажи или в форме дополнительных отчислений / выплат;
- не обеспечивается валютой РФ, валютой иностранного государства или международной валютой;
- не имеет лица, обязанного осуществить выплату, передать товар или выполнить иное требование обладателя информации за исключением оператора, обеспечивающего только лишь техническую поддержку информационной системы.
Какой-либо привязки к использованию криптографии, распределенного реестра или иных связанных с криптовалютой технологий, в определении нет.
Определение очень размытое и теоретически под него могли бы попасть вполне традиционные электронные деньги и иные электронные средства платежа. Во избежание этого в законе сделана специальная оговорка о том, что его положения не распространяются на «обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг».
Если сравнить закрепленные в законе определения с терминами криптовалютного рынка, то можно сделать вывод, что положения принятого закона распространяются на отдельные виды «токенов», попадающие под определение цифровых финансовых активов, в первую очередь на токены-акции и кредитные токены, а также на классические, необеспеченные криптовалюты.
Положения закона также распространяются на определенные виды «стейлбкоинов» (криптовалют, обеспеченные другими активами, например, денежными средствами, золотом или товарами), например, на стейблкоины, обеспеченные реальной валютой — такие стейблкоины могут быть отнесены к цифровым финансовым активам.
За пределами регулирования данного закона остаются токены и стейблкоины, не удостоверяющие права на какой-либо из объектов, перечисленных в определении цифровых финансовых активов, что не исключает того, что оборот таких объектов будет урегулирован другими законами.
Например, вопросы выпуска и оборота отдельных видов утилитарных токенов уже урегулированы Федеральным законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (известным также как «Закон о краудфандинге»).
Регулирование в отношении цифровых финансовых активов
Особенностям выпуска и оборота цифровых финансовых активов посвящена большая часть закона. Основные положения:
- выпуск цифровых финансовых активов может осуществляться только юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, на основании решения, содержащего всю необходимую в соответствии с законом информацию об этих активах. Решение, в частности, должно содержать указание на информационную систему, в которой выпускаются цифровые финансовые активы, и на ее оператора;
- последующий учет, оборот и передача финансовых активов осуществляется в информационной системе, в которой они были выпущены, в соответствии с утвержденными правилами информационной системы;
- ЦБ РФ вправе установить перечень цифровых финансовых активов, приобретение которых может осуществляться только квалифицированными инвесторами, либо лимит для определенных цифровых финансовых активов, в пределах которого такие активы вправе приобретать неквалифицированные инвесторы. Если неквалифицированный инвестор приобрел финансовые активы, которые могут передаваться только квалифицированным инвесторам, либо приобрел цифровые финансовые активы сверх установленного лимита, то оператор обмена цифровых финансовых активов (о нем далее) должен по требованию неквалифицированного инвестора приобрести у него эти финансовые активы и возместить ему все полученные убытки, если только инвестор не предоставил недостоверную информацию, на основании которой его признали неквалифицированным;
- ведение информационной системы, в которой осуществляется выпуск, оборот и учет цифровых финансовых активов, осуществляется специализированным субъектом — оператором информационной системы. Закон содержит достаточно подробные требования к такому оператору, включая необходимость включения в специальный реестр Банка России, и квалификационные требования к руководителю и должностным лицам такого оператора. Банк России также вправе установить дополнительные требования;
- сделки с цифровыми финансовыми активами осуществляются через другого специализированного субъекта — оператора обмена цифровых финансовых активов. Такому оператору также необходимо внести сведения о себе в специальный реестр Банка России, кроме того, предусмотрены квалификационные требования к руководителю и должностным лицам. Так же, как оператор информационной системы, оператор обмена цифровых финансовых активов утверждает соответствующие правила;
- одно и то же лицо может быть одновременно и оператором информационной системы, и оператором обмена цифровых финансовых активов, если оно соответствует требованиям, предъявляемым к этим субъектам;
- предусмотрен ряд особенностей выпуска цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по акциям или право требования передачи акций. Например, такой выпуск запрещается, если ранее акционерным обществом уже были выпущены акции в обычной (бездокументарной) форме. В то же время, например, не требуется государственная регистрация выпуска акций в виде цифровых финансовых активов;
- на оператора информационной платформы и оператора обмена цифровых финансовых активов возлагается обязанность по идентификации клиентов, сбору и предоставлению информации о клиентах и совершаемых ими операциях в соответствии с законодательством о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- предусмотрены особые требования к рекламе цифровых финансовых активов: реклама не может осуществляться до момента опубликования решения о выпуске цифровых финансовых активов. Кроме того, она не должна содержать обещаний дохода от цифровых финансовых активов или прогноза роста их курсовой стоимости, но должна содержать наименование лица, выпускающего цифровые финансовые активы, и адрес сайта, на котором размещено решение, сведения об ограничениях для неквалифицированных инвесторах, а также предупреждение о том, что цифровые финансовые активы являются «высокорискованным» финансовым инструментом, и их приобретение может привести к потере денежных средств.
Регулирование в отношении цифровой валюты
Основное нововведение, касающееся цифровой валюты — запрет на прием цифровой валюты в качестве встречного предоставления за любые товары, работы, услуги или иные объекты. Запрет распространяется на юридических лиц, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные подразделения иностранных лиц, а также физических лиц, находящихся на территории РФ не менее 183 дней в течение следующих 12 месяцев.
Кроме того, на указанных лиц распространятся требование декларировать имеющуюся цифровую валюту. При этом требования, связанные с незадекларированной цифровой валютой, не подлежат судебной защите.
Также для любых лиц запрещается в принципе распространять какую-либо информацию о предложении или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления.
Отношения, касающиеся выпуска и оборота цифровой валюты, будут, судя по всему, урегулированы отдельным федеральным законом. При этом такое регулирование распространяется на деятельность по организации выпуска и обращения цифровых валют, а также непосредственно на выпуск цифровой валюты, совершаемые с использованием российской информационной инфраструктуры, оборудования, расположенного на территории РФ, доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской доменной зоне.
Еще один интересный момент — отнесение цифровой валюты к тому или иному виду объектов гражданских прав. Законодатель не стал разрешать этот вопрос в целом, а вместо этого внес отдельные точечные изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О противодействии коррупции» указание на то, что цифровая валюта признается имуществом для целей указанных федеральных законов.
Источник