Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» закреплено, что субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
— осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъектов, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);
— исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства РФ;
— использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность.
Экономическое (косвенное) регулирование инвестиционной деятельности осуществляется только экономическими средствами. Государство, используя экономические интересы и стимулы воздействует на получение и использование инвестиционных ресурсов опосредованно, автоматически. Такое влияние носит безадресный характер.
Государство стремится создать предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе хозяйствующие субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной инвестиционной политики.
Наиболее эффективными экономическими рычагами, которые использует государство для регулирования инвестиционной деятельности, являются:
— совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
— установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
— защита интересов инвесторов;
— предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
— расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
— создание и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
— принятие антимонопольных мер;
— расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
— развитие финансового лизинга в Российской Федерации;
— проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
— создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
Все эти экономические рычаги направлены на формирование для всех хозяйствующих субъектов наиболее благоприятных экономических условий в целях увеличения выпуска и повышения качества продукции в соответствии с растущим спросом населения.
Важно, чтобы формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности были гибкими, а их применение не должно быть противоречивым.
Главным преимуществом косвенных методов воздействия состоит в том, что они не нарушают рыночной ситуации. Недостатком же является то, что все это дает временный эффект.
Административные (прямые) методы регулирования инвестиций оказывают непосредственное воздействие на деятельность субъектов инвестиционных отношений и базируются на властно-распорядительных отношениях. При прямом методе законодательные инструменты играют главенствующую роль. Они вынуждают субъектов инвестиционных отношений принимать решения не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Поэтому при данном методе необходимо разрабатывать современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство.
— К прямым методам государственного правового регулирования относятся:
— разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
— формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
— размещения средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов.
— проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
— разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
— выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;
— вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
— предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Прямые методы государственного регулирования инвестиционной деятельности содержат различные формы управления финансовой помощью в виде: дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.
Увязывая интересы различных субъектов хозяйствования и разных социальных групп, прямое государственного регулирования инвестиционной деятельности способствует выравниванию финансового положения предприятий, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития.
Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 944 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности
В косвенной форме воздействовать на инвестиционную активность органы государственной власти могут, создавая благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, посредством применения следующих методов:
а) совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
б) установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов;
в) предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
г) расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
д) создания и развития сети информационно-аналитических центров;
е) принятия антимонопольных мер;
ж) расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
з) развития финансового лизинга в Российской Федерации;
и) проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
к) создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Государственные гарантии и защита капитальных вложений
Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:
— обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
— гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
— право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
— защиту капитальных вложений
Стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (создание транспортной инфраструктуры дольше).
Защита капитальных вложений
Капитальные вложения могут быть:
— национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности;
— реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом Российской Федерации.
Страхование капитальных вложений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ
«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
Закон «Об инвестиционных фондах» № 156-ФЗ от 26.11.01г.
Закон «О страховании вкладов физических лиц» № 177-ФЗ от 23.12.03г.
Закон «О финансовой аренде (лизинге)» № 164-ФЗ от 29.10.98г. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)
Закон «Об ипотеке» № 102-ФЗ от 16.07.98г. (в ред. Федеральных законов от 09.11.2001 N 143-ФЗ, от 11.02.2002 N 18-ФЗ, от 24.12.2002 N 179-ФЗ, от 05.02.2004 N 1-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Гражданским кодексом Российской Федерации
Налоговый инвестиционный кредит и порядок его предоставления
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов при наличии хотя бы одного из следующих условий:
— проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
— осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
— выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Инвестиционный налоговый кредит может быть представлен на срок от 1 до 5 лет. В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.
Понятие иностранных инвестиций, государственное регулирование иностранных инвестиций в РФ
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.).
Формы выхода инвесторов на международные рынки:
— инвестиции в существующие или новые производственные объекты за рубежом
— приобретение иностранных ц.б.
— покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и др. НМА
Виды: Прямые и портфельные
Методы осуществления:
— учреждение новой компании
— покупка существующей компании
— создание совместных предприятий
Мотивы: стратегические, психологические, экономические
Фиксированная внешняя деятельность с инвесторами 25 стран мира – 40% германия.
Тенденции в распределении иностранного инв. капитала:
— перехват у отечественных предприятий рыночного спроса
— наиболее интересующая отрасль – лесозаготовка и деревопереработка
— внедрение в производство цемента и изделий из бетона
— освоение месторождений России
55. Формы выхода инвесторов на международные рынки
Формы выхода инвесторов на международные рынки:
— инвестиции в существующие или новые производственные объекты за рубежом
— приобретение иностранных ц.б.
— покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и др. НМА
Методы осуществления:
— учреждение новой компании
— покупка существующей компании
— создание совместных предприятий
Виды иностранных инвестиций
Иностранной инвестицией является вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в РФ. Законом об иностранных инвестициях предусмотрена возможность вложения денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации, Иностранные инвестиции могут быть прямыми, ссудными, «портфельными». Понятие прямой инвестиции дано в ст. 2 Закона об иностранных инвестициях. Например, прямой иностранной инвестицией считается приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества.
Методы портфельного инвестирования:
— покупка ЦБ на рынках других стран
— покупка ЦБ иностранных компаний в своей стране
— вложение капитала в международные инвестиционные фонды
57)Государственно финансирование осуществляется чаще всего в форме финансовой поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов , финансирования в рамках целевых программ, финансирования проектов в рамках государственных внешних заимствований.
Выделяют следующие виды государственного финансирования инвестиций:
-прямое(целевое)кредитование –выделение государством ссуды непосредственно предприятию с условием возвратности тих денег.В том случае государство,как и коммерческий банк,устанавливает процентные ставки ,срок и механизм возврата;гранты и дотации-субсидии на конкретный проект обычно выделяют безвозмездно;
-долевое участие –государство через делегированные органы выступает долевым вкладчиком в проект,остальная часть вклада осуществляется обычно коммерческими структурами.
— гарантии по кредитам – в этом случае предприятие получает кредит от коммерческой структуры , а правительство через аффилированные организации(министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита коммерческой структуре в случае невозврата.
Лизинг, виды и преимущества
Лизинг-совокупность экономических и правовых отношений ,возникающих в связи с реализацией договора лизинга , в том числе приобретением предмета лизинга.
Традиционно в специализированной литературе виды лизинга выделяют по следующим основным признакам :
-форма лизинга : внутренний (все участники сделки резиденты РФ) и международный (некоторые участники сделки могут быть нерезидентами РФ)
-объем предоставляемых услуг :чистый(все расходы по эксплуатации имущества , которые не включаются в лизинговые платежи , несет лизингополучатель); «мокрый» ( с полным набором сервисных услуг);
-срок действия лизинговых отношений : долгосрочный (3 года и более), среднесрочный ( 1,5 до 3 лет) и краткосрочный ( до 1,5 лет).
-переход права собственности на предмет лизинга после окончания действия договора : финансовый лизинг ( срок действия договора может соответствовать сроку полной амортизации предмета лизинга , может учитываться возможность выкупа предмета лизинга по остаточной стоимости )
-оперативный лизинг ( срок действия договора меньше срока полной амортизации оборудования, по окончании срока действия договора предмет лизинга возвращается лизингодателю)
-переуступка права пользования предметом лизинга:сублизинг.
-широкий комплекс предоставляемых услуг;
-предприятие получает арендуемое имущество и начинает его эксплуатацию без отвлечения значительной суммы средств из хозяйственного оборота;
-возможность сохранения оптимального соотношения собственного и заемного капитала ;
-гибкий порядок платежей ;
-возможность выкупа оборудования;
-ускорение обновления технической базы;
-меньшая потребность в дополнительных гарантиях , поскольку обеспечением является арендуемое имущество;
-лизинговые платежи в полном объеме относятся на издержки производства лизингополучателя , что снижает его налогооблагаемую прибль.
59) Предмет лизинга–любые непотребляемые вещи , в том числе предприятия и другие имущественные комплексы ,здания,сооружения,оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество,которое может использоваться для предпринимательской деятельности .Субъекты лизинга:
-лизингодатель-физическое или юридическое лицо ,которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату ,на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга ;
-лизингополучатель- физическое или юридическое лицо,которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату ,на определенный срок и на опредленных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;
-продавец-физичесое или юридическое лицо ,которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество,являющееся предметом лизинга ;
-лизинговые компании(фирмы)- коммерческие организации (резиденты РФили нерезиденты РФ),выполняющие в соответствии с законодательством РФи со своими учредительными документами функции лизингодателей.
60) Из многочисленных функции лизинга можно выделить четыре основные : финансовую,производственную,функцию получения .
Финансовая функция –предоставление товаропроизводителю долгосрочного кредита в материально-вещественной форме .
Производственная функция- оперативное решение производственных задач путем временного использования , а не покупки дорогостоящего оборудования.
Функция получения налоговых и амортизационных льгот:
-лизинговые платежи относятся лизингополучателем на себестоимость производимой продукции ,снижая тем самым налогооблагаемую прибль;
-снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибль и обновление имущества при применении ускоренной амортизации, исчисляемой исходя из срока контракта,а не на базе нормативного срока службы объекта лизинга.
Источник