Косвенные методы государственного регулирования инвестиций

Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осу­ществляемой в форме капитальных вложений» закреплено, что субъекты инвестиционной деятельности обязаны:

— осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъектов, а также с утвержденными в установленном по­рядке стандартами (нормами и правилами);

— исполнять требования, предъявляемые государственными орга­нами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства РФ;

— использовать средства, направляемые на капитальные вложе­ния, по целевому назначению.

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность.

Экономическое (косвенное) регулирование инвестиционной деятельности осуще­ствляется только экономическими средствами. Государство, используя экономические инте­ресы и стимулы воздействует на получение и использование инвестицион­ных ресурсов опосредованно, автоматически. Такое влияние носит безадресный характер.

Государство стремится создать предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе хозяйствующие субъекты тяготели к тем вариантам, кото­рые соответствуют целям государственной инвестиционной полити­ки.

Наиболее эффективными экономическими рычагами, которые использует государство для регулирования инвестиционной деятельности, являются:

— совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

— установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

— защита интересов инвесторов;

— предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

— расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

— создание и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

— принятие антимонопольных мер;

— расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

— развитие финансового лизинга в Российской Федерации;

— проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

— создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

Все эти экономические рычаги направлены на формирование для всех хозяйствующих субъектов наиболее благоприятных экономических условий в целях увеличения выпуска и повышения качества продукции в соответствии с растущим спросом населения.

Важно, чтобы формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности были гибкими, а их применение не должно быть про­тиворечивым.

Главным преимуществом косвенных методов воздей­ствия состоит в том, что они не нарушают рыночной ситуации. Недостатком же является то, что все это дает временный эффект.

Административные (прямые) методы регулирования инвестиций оказывают непос­редственное воздействие на деятельность субъектов инвестицион­ных отношений и базируются на властно-распорядительных отно­шениях. При прямом методе законодательные инструменты играют главенствующую роль. Они вынуждают субъектов инвестиционных отношений принимать решения не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Поэтому при данном методе необходимо разрабатывать современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство.

— К прямым методам государственного правового регулирования относятся:

— разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

— формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;

— размещения средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов.

— проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

— разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

— выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

Читайте также:  Что нужно сделать чтобы зарабатывать биткоины

— вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

— предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Прямые методы государственного регулирования инвестиционной деятельности содержат различные формы управления финансовой помощью в виде: дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.

Увязывая интересы различных субъектов хозяйствова­ния и разных социальных групп, прямое государственного регу­лирования инвестиционной деятельности способствует выравниванию финансового положения предприятий, защите наиболее уязвимых секторов экономики и групп населения, достижению приоритетных целей экономического развития.

Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 944 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

В косвенной форме воздействовать на инвестиционную ак­тивность органы государственной власти могут, создавая благо­приятные условия для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, посредством применения следующих методов:

а) совершенствования системы налогов, механизма начисле­ния амортизации и использования амортизационных отчислений;

б) установления субъектам инвестиционной деятельности спе­циальных налоговых режимов;

в) предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ре­сурсами;

г) расширения использования средств населения и иных вне­бюджетных источников финансирования жилищного строительст­ва и строительства объектов социально-культурного назначения;

д) создания и развития сети информационно-аналитических центров;

е) принятия антимонопольных мер;

ж) расширения возможностей использования залогов при осу­ществлении кредитования;

з) развития финансового лизинга в Российской Федерации;

и) проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

к) создания возможностей формирования субъектами инвести­ционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Государственные гарантии и защита капитальных вложений

Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

— обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

— гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

— право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

— защиту капитальных вложений

Стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (создание транспортной инфраструктуры дольше).

Защита капитальных вложений

Капитальные вложения могут быть:

— национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности;

— реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Страхование капитальных вложений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ

«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»

Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

Закон «Об инвестиционных фондах» № 156-ФЗ от 26.11.01г.

Закон «О страховании вкладов физических лиц» № 177-ФЗ от 23.12.03г.

Закон «О финансовой аренде (лизинге)» № 164-ФЗ от 29.10.98г. (в ред. Федерального закона от 29.01.2002 N 10-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

Закон «Об ипотеке» № 102-ФЗ от 16.07.98г. (в ред. Федеральных законов от 09.11.2001 N 143-ФЗ, от 11.02.2002 N 18-ФЗ, от 24.12.2002 N 179-ФЗ, от 05.02.2004 N 1-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Гражданским кодексом Российской Федерации

Налоговый инвестиционный кредит и порядок его предоставления

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предос­тавляется возможность в течение определенного срока и в опреде­ленных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последую­щей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов при наличии хотя бы одного из следующих условий:

Читайте также:  What bitcoin miner to use

— проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевоору­жения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

— осуществление этой организацией внедренческой или инно­вационной деятельности, в том числе создание новых или совер­шенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

— выполнение этой организацией особо важного заказа по со­циально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Инвестиционный налоговый кредит может быть представлен на срок от 1 до 5 лет. В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующих платежей по налогу. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее 1/2 и превы­шающей 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между со­ответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Понятие иностранных инвестиций, государственное регулирование иностранных инвестиций в РФ

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.).

Формы выхода инвесторов на международные рынки:

— инвестиции в существующие или новые производственные объекты за рубежом

— приобретение иностранных ц.б.

— покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и др. НМА

Виды: Прямые и портфельные

Методы осуществления:

— учреждение новой компании

— покупка существующей компании

— создание совместных предприятий

Мотивы: стратегические, психологические, экономические

Фиксированная внешняя деятельность с инвесторами 25 стран мира – 40% германия.

Тенденции в распределении иностранного инв. капитала:

— перехват у отечественных предприятий рыночного спроса

— наиболее интересующая отрасль – лесозаготовка и деревопереработка

— внедрение в производство цемента и изделий из бетона

— освоение месторождений России

55. Формы выхода инвесторов на международные рынки
Формы выхода инвесторов на международные рынки:

— инвестиции в существующие или новые производственные объекты за рубежом

— приобретение иностранных ц.б.

— покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и др. НМА

Методы осуществления:

— учреждение новой компании

— покупка существующей компании

— создание совместных предприятий

Виды иностранных инвестиций

Иностранной инвестицией является вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в РФ. Законом об иностранных инвестициях предусмотрена возможность вложения денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации, Иностранные инвестиции могут быть прямыми, ссудными, «портфельными». Понятие прямой инвестиции дано в ст. 2 Закона об иностранных инвестициях. Например, прямой иностранной инвестицией считается приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества.

Методы портфельного инвестирования:

— покупка ЦБ на рынках других стран

— покупка ЦБ иностранных компаний в своей стране

— вложение капитала в международные инвестиционные фонды

57)Государственно финансирование осуществляется чаще всего в форме финансовой поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов , финансирования в рамках целевых программ, финансирования проектов в рамках государственных внешних заимствований.

Выделяют следующие виды государственного финансирования инвестиций:

-прямое(целевое)кредитование –выделение государством ссуды непосредственно предприятию с условием возвратности тих денег.В том случае государство,как и коммерческий банк,устанавливает процентные ставки ,срок и механизм возврата;гранты и дотации-субсидии на конкретный проект обычно выделяют безвозмездно;

Читайте также:  Нормы дохода экономических инвестиций

-долевое участие –государство через делегированные органы выступает долевым вкладчиком в проект,остальная часть вклада осуществляется обычно коммерческими структурами.

— гарантии по кредитам – в этом случае предприятие получает кредит от коммерческой структуры , а правительство через аффилированные организации(министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита коммерческой структуре в случае невозврата.

Лизинг, виды и преимущества

Лизинг-совокупность экономических и правовых отношений ,возникающих в связи с реализацией договора лизинга , в том числе приобретением предмета лизинга.

Традиционно в специализированной литературе виды лизинга выделяют по следующим основным признакам :

-форма лизинга : внутренний (все участники сделки резиденты РФ) и международный (некоторые участники сделки могут быть нерезидентами РФ)

-объем предоставляемых услуг :чистый(все расходы по эксплуатации имущества , которые не включаются в лизинговые платежи , несет лизингополучатель); «мокрый» ( с полным набором сервисных услуг);

-срок действия лизинговых отношений : долгосрочный (3 года и более), среднесрочный ( 1,5 до 3 лет) и краткосрочный ( до 1,5 лет).

-переход права собственности на предмет лизинга после окончания действия договора : финансовый лизинг ( срок действия договора может соответствовать сроку полной амортизации предмета лизинга , может учитываться возможность выкупа предмета лизинга по остаточной стоимости )

-оперативный лизинг ( срок действия договора меньше срока полной амортизации оборудования, по окончании срока действия договора предмет лизинга возвращается лизингодателю)

-переуступка права пользования предметом лизинга:сублизинг.

-широкий комплекс предоставляемых услуг;

-предприятие получает арендуемое имущество и начинает его эксплуатацию без отвлечения значительной суммы средств из хозяйственного оборота;

-возможность сохранения оптимального соотношения собственного и заемного капитала ;

-гибкий порядок платежей ;

-возможность выкупа оборудования;

-ускорение обновления технической базы;

-меньшая потребность в дополнительных гарантиях , поскольку обеспечением является арендуемое имущество;

-лизинговые платежи в полном объеме относятся на издержки производства лизингополучателя , что снижает его налогооблагаемую прибль.

59) Предмет лизинга–любые непотребляемые вещи , в том числе предприятия и другие имущественные комплексы ,здания,сооружения,оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество,которое может использоваться для предпринимательской деятельности .Субъекты лизинга:

-лизингодатель-физическое или юридическое лицо ,которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату ,на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга ;

-лизингополучатель- физическое или юридическое лицо,которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату ,на определенный срок и на опредленных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

-продавец-физичесое или юридическое лицо ,которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок имущество,являющееся предметом лизинга ;

-лизинговые компании(фирмы)- коммерческие организации (резиденты РФили нерезиденты РФ),выполняющие в соответствии с законодательством РФи со своими учредительными документами функции лизингодателей.

60) Из многочисленных функции лизинга можно выделить четыре основные : финансовую,производственную,функцию получения .

Финансовая функция –предоставление товаропроизводителю долгосрочного кредита в материально-вещественной форме .

Производственная функция- оперативное решение производственных задач путем временного использования , а не покупки дорогостоящего оборудования.

Функция получения налоговых и амортизационных льгот:

-лизинговые платежи относятся лизингополучателем на себестоимость производимой продукции ,снижая тем самым налогооблагаемую прибль;

-снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибль и обновление имущества при применении ускоренной амортизации, исчисляемой исходя из срока контракта,а не на базе нормативного срока службы объекта лизинга.

Источник

Оцените статью