- Кто контролирует охрану труда в организациях?
- Надзор и контроль за охраной труда
- Виды надзора и контроля за безопасностью труда
- Государственный надзор и контроль за охраной труда
- Проверки органов государственного надзора за охраной труда
- Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?
- Контроль за состоянием условий труда
Кто контролирует охрану труда в организациях?
Надзор и контроль за охраной труда
Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.
Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:
1. Регулярно проводят проверки:
• состояния оборудования, территории, сооружений;
• правильности ведения документации по ОТ;
• наличия СИЗ и адекватного их использования работниками;
• качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;
2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.
3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.
4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.
5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.
6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.
7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.
8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.
9. Проводят вводные инструктажи.
10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.
11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.
12. Хранят документацию по ОТ.
Чтобы специалисты по безопасности могли проводить надзор и контроль за охраной труда во вверенных им подразделениях беспрепятственно, служба охраны труда подчиняется руководителю предприятия или его заместителю с соответствующими должностными обязанностями. Поэтому проверять, как эта служба справляется со своими обязанностями, приходится другим организациям.
Виды надзора и контроля за безопасностью труда
В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:
Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;
Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;
Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.
Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.
Государственный надзор и контроль за охраной труда
Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.
• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.
• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.
• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
— радиоактивных веществ;
— атомной энергии;
— ядерных материалов.
Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.
• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.
• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.
• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
— гигиенические нормы;
— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.
• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.
• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.
• Госстандарт. Контролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
— лаборатории госнадзора;
— центры стандартизации и метрологии.
• Госавтоинспекция. Оценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.
Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).
Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.
Проверки органов государственного надзора за охраной труда
Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:
• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.
Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.
Как проходит проверка органов надзора и контроля в области охраны труда?
Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.
Обычную проверку условно можно разделить на 2 части – работа с документацией и осмотр подразделения: проверка оборудования, технологии ведения работ, укомплектованности СИЗ. Инспектор может затребовать любые документы, входящие в сферу его компетенции, общаться с персоналом – проверять знание инструкций, безопасных методов работы и др. По результатам проверки составляется акт, в него вносятся обязательные для выполнения мероприятия, о выполнении которых необходимо отчитаться в установленный срок. Акт проверки составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается 2 сторонами. Один экземпляр акта остается в организации, второй забирает инспектор.
Хотя проверка контролирующих органов – достаточно волнующее мероприятие для «принимающей стороны», следует помнить, что основная задача инспектора такая же, как у инженера по охране труда, – добиться, чтобы в организации полностью соблюдались все требования законодательства по ОТ. В ходе проверки инспектор обратит внимание на недочеты, которые могут иметь место, и даст рекомендации по их устранению. Конструктивное сотрудничество с ним пойдет только на пользу организации. Однако если требует ситуация, к защите интересов предприятия необходимо привлекать юристов, работников службы кадров, технологов и других специалистов.
Из этой статьи вы узнали, как организован контроль за охраной труда в России, какие органы его выполняют, какими полномочиями они наделены, как проходят проверки инспекторов и какие задачи перед ними стоят.
Источник
Контроль за состоянием условий труда
«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2012, N 6
КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ УСЛОВИЙ ТРУДА
В статье рассматриваются вопросы формирования эффективной системы контроля за условиями и охраной труда.
Обеспечение социальных гарантий трудящихся в области охраны труда — одно из базовых направлений реализации социальной политики государства.
Состояние системы управления охраной труда
Система управления охраной труда, надзора и контроля за ней за годы проведения экономических реформ в России претерпела существенные изменения. Значительно устарела и перестала соответствовать реалиям современных трудовых отношений нормативная правовая база, регулирующая трудовые отношения. Не создана эффективная система стимулирования для работодателей, которая позволяла бы заинтересовывать их в создании благоприятных и безвредных условий на производстве. На многих предприятиях ликвидированы службы охраны труда либо существенно сокращена численность работников этих служб, а современные руководители не обладают достаточной компетентностью по вопросам требований техники безопасности и создания здоровых и безопасных условий труда.
Вместе с тем ежегодно на производстве травмируется 300 — 400 тыс. человек, из них 7 — 8 тыс. человек погибают и около 12 — 14 тыс. человек получают тяжелые увечья и становятся инвалидами. По данным МОТ, уровень травматизма в России в несколько раз выше, чем в США, Великобритании и в большинстве стран Евросоюза.
Формирование эффективной системы контроля за условиями и охраной труда — важнейший механизм обеспечения социальной защиты работающего населения.
Благодаря комплексу предпринимаемых в последние годы мер, включая результаты надзорно-контрольной деятельности Роструда и его территориальных органов — государственных инспекций труда, начиная с 2010 г. в Российской Федерации удается сохранить позитивную тенденцию снижения уровня производственного травматизма в целом. Так, количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями на производстве за 9 месяцев 2011 г. сократилось по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. почти на 3,9%.
Анализ условий труда
Вместе с тем анализ статистических данных и результатов работы государственных инспекций труда свидетельствует, что в целом состояние условий труда во многих организациях и отраслях экономики Российской Федерации следует квалифицировать как неудовлетворительное.
Анализ статистических данных свидетельствует, что с 2004 г. в организациях, охваченных статистическим наблюдением, произошло увеличение относительной численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, которая к началу 2011 г. достигла 29% от общей численности работающих.
Подтверждением неудовлетворительного состояния условий и охраны труда в хозяйствующих субъектах Российской Федерации являются данные государственных инспекций труда. В частности, по сведениям госинспекций труда, в 2008 — 2011 гг. в соответствии с установленным Минздравсоцразвития России порядком работодателями были представлены в государственные инспекции труда сведения о проведении аттестации рабочих мест. При этом условия труда на 2,1 млн рабочих мест были квалифицированы как вредные и (или) опасные либо не соответствующие установленным требованиям по травмобезопасности или обеспеченности средствами индивидуальной защиты.
Следует отметить также, что, по данным Росстата, к началу 2011 г. в сравнении с 2004 г. в организациях, охваченных статистическим наблюдением, относительная численность работников, которым фактически установлен хотя бы один вид гарантий и компенсаций, увеличилась и составила в целом по России 41,7% от общего числа работающих в указанных организациях. При этом следует отметить, что в последние годы относительная численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, существенно превышает относительную численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.
На что работодатели тратят деньги?
Анализ результатов работы госинспекторов труда и приведенных статистических данных свидетельствует, что увеличение относительной численности работников, которым предоставляется хотя бы один вид гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, является следствием сложившейся тенденции замены в организациях системной работы по улучшению условий труда предоставлением тех или иных компенсаций, чаще предоставлением дополнительных дней к отпуску. Этот вывод подтверждается и статистическими сведениями о реальных расходах, производимых работодателями на предоставление гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда (включая расходы на приобретение средств индивидуальной защиты), которые в 2010 г. увеличились и в целом по Российской Федерации составили почти 102,6 млрд руб.
Представляется, что сложившиеся общие тенденции ежегодного увеличения расходов на предоставляемые работникам гарантии и компенсации при наличии отрицательной динамики изменения состояния условий труда работников фактически свидетельствуют о том, что работодателями зачастую принимаются решения о предоставлении работникам предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций независимо от реальных условий труда на их рабочих местах, даже если они соответствуют требованиям охраны труда, с последующим отнесением произведенных затрат на себестоимость производимой продукции.
И даже в тех случаях, когда представляется возможным осуществить конкретные мероприятия по улучшению условий и охраны труда за счет иных источников и привлекаемых средств, работодатели идут на это весьма неохотно. В частности, анализ структуры расходов Фонда социального страхования РФ на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников свидетельствует о том, что расходы на мероприятия по приведению работодателями уровней запыленности и загазованности на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда составляет ежегодно менее 3% от общей суммы использованных средств, тогда как, например, к началу 2011 г. удельный вес работников, занятых в условиях запыленности и загазованности, составлял 34,7% от общего количества занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, или 1,24 млн человек.
Заплатить штраф, но не устранять нарушения!
В целях обеспечения реализации права работников на здоровые и безопасные условия труда государственными инспекциями труда проводится системный надзор и контроль за состоянием условий и охраны труда в подконтрольных хозяйствующих субъектах, основной формой которого продолжает оставаться проведение проверок соблюдения требований законодательства об охране труда в организациях. Такие проверки организуются в целях выявления и последующей локализации выявленных нарушений и привлечения виновных к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Наиболее распространенные нарушения, выявляемые госинспекторами труда, относятся к вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, квалификации специалистов по охране труда на производстве, а также проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Как правило, в случае выявления подобных нарушений виновные лица привлекаются к административной ответственности в пределах установленных полномочий. Однако размер санкции, налагаемой госинспекторами труда на лиц, виновных в непроведении аттестации рабочих мест, не сопоставим с размером оплаты услуг за проведение аттестации рабочих мест, устанавливаемым аттестующими организациями. В этой связи имеются неединичные случаи, когда работодателями уплачивается штраф, наложенный госинспекторами труда, в том числе за невыполнение их предписаний, но правонарушение, связанное с непроведением аттестации рабочих мест, остается неустраненным. При этом в соответствии с действующим законодательством в таких случаях у госинспектора труда фактически отсутствует возможность дополнительного принуждения работодателя обеспечить выполнение своего требования.
Начиная с сентября 2008 г. количество работодателей, представивших в Роструд сведения о проведенной аттестации рабочих мест, аттестация рабочих мест по условиям труда составляет менее чем 1% от общего количества зарегистрированных в установленном порядке хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем очевидно, что аттестующие организации располагают абсолютными сведениями о фактическом количестве хозяйствующих субъектов, на которых ими была проведена аттестация рабочих мест, и обладают исчерпывающей информацией об условиях труда на этих предприятиях. Такими сведениями в настоящее время не располагает ни один орган исполнительной власти, включая государственные инспекции труда. При этом вышеупомянутые аттестующие организации, согласно действующему законодательству, не обязаны представлять сведения о проведенной ими аттестации в уполномоченные государственные органы.
Эти обстоятельства могли бы быть учтены посредством внесения соответствующих норм в новую редакцию Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н, в которой целесообразно было бы также установить, что сведения о результатах проведенной аттестации рабочих мест должны представляться аттестующими организациями.
В свою очередь, государственные инспекции труда могли бы предоставлять аккредитованным в установленном Порядке аттестующим организациям сведения о хозяйствующих субъектах, к руководителям которых предъявлены требования о необходимости проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
В ходе проводимых госинспекторами труда проверок по вопросам проведения аттестации рабочих мест достаточно часто выявляются факты нарушения установленного порядка проведения и оформления ее результатов. Весьма распространены случаи, когда по итогам проведенной аттестации в течение длительного времени не разрабатываются соответствующие мероприятия по улучшению условий и охраны труда, а работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не предоставляются предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации.
По состоянию на 1 ноября 2011 г. в результате проведенных проверок в 433 организациях, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, уполномоченными должностными лицами государственных инспекций труда выявлены несоответствия и (или) нарушения, касающиеся требований, критериев и условий аккредитации в 84 аккредитованных аттестующих организациях, которые расположены в 36 субъектах Российской Федерации.
Наиболее распространенные несоответствия и (или) нарушения, выявленные в ходе проверок:
— отсутствие в аттестующей организации средств измерений и испытательного оборудования, необходимых для проведения комплекса исследований и измерений производственных факторов, определенных гигиеническими критериями;
— отсутствие в организации соответствующих штатных или внештатных специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, подтвержденное документом государственного образца, и необходимый стаж практической работы в заявленной области аккредитации, а также прошедших специальную подготовку;
— отсутствие руководства по качеству измерительных и оценочных работ испытательной лаборатории, заверенного подписью руководителя организации (его заместителя) и печатью организации, или его несоответствие требованиям действующего законодательства, в том числе требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [1].
Аттестующие тоже нарушают
В результате проведенных проверок в 304 организациях, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, уполномоченными должностными лицами государственных инспекций труда выявлены несоответствия и (или) нарушения, касающиеся требований, критериев и условий аккредитации в 48 аккредитованных аттестующих организациях, находящихся в 31 субъекте Российской Федерации.
В связи с нарушениями, выявленными государственными инспекциями труда в ходе проведения проверок аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, Минздравсоцразвития России из Реестра аккредитованных организаций были исключены 9 организаций.
Таким образом, действующая система оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда с привлечением аттестующих организаций требует дальнейшего совершенствования и не позволяет в полном объеме государственным органам по охране труда осуществлять эффективный контроль за состоянием условий труда работников организаций Российской Федерации.
Государственная экспертиза труда
Представляется, что в настоящее время весьма актуальным является скорейшее решение вопросов надлежащего нормативного обеспечения проведения государственной экспертизы условий труда.
Сейчас проведение государственной экспертизы условий труда регламентировано ст. 216.1 ТК РФ, устанавливающей и разделяющей полномочия Роструда и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.
Однако соответствующей нормативно-правовой базы, определяющей взаимодействие Роструда и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части экспертизы условий труда, до сих пор не разработано, а ранее действовавшие в Российской Федерации нормативные правовые акты по данному вопросу фактически не могут применяться, так как они противоречат нормам действующего законодательства.
Таким образом, в настоящее время нормы трудового законодательства в части реализации указанного важнейшего инструментария обеспечения здоровых и безопасных условий труда фактически носят лишь декларативный характер, а у государственных инспекций труда практически отсутствует реальная возможность обратиться в необходимых случаях за проведением государственной экспертизы условий труда.
В этой связи следует учитывать требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011), устанавливающие, что госинспекторами труда при необходимости могут привлекаться к проведению мероприятий по контролю (надзору) эксперты и экспертные организации, исключительно аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке.
Постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 689 утверждены Правила аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, в соответствии с которыми полномочия по аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к мероприятиям по контролю (надзору) в трудовой сфере, предоставлены Роструду.
Очевидно, что привлечение компетентных экспертов для проведения независимой экспертизы, например, результатов проведенной аттестации рабочих мест позволяет увеличить эффективность обеспечения контроля за состоянием условий труда работников организаций РФ со стороны государства и в целом содействовать совершенствованию механизмов охраны труда в Российской Федерации. Роструд готов к открытому диалогу.
1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [Электронный ресурс]. URL: gametest. ru/doc/sw/17025_2006.pdf. Дата обращения 12.04.2012.
Источник