- Собственники и арендаторы подвижного состава
- Производители подвижного состава
- Инвестирование в собственный подвижной состав. Покупка жд вагонов
- ТОП-20 вагоностроительных компаний России
- ЛИДЕРЫ ПО ОБЪЕМАМ ВЫРУЧКИ В 2014 ГОДУ
- ТОП-20 вагоностроительных компаний России, лидировавших по объемам продаж и чистой прибыли в 2014 году, млн руб.
- Финансовые показатели ТОП-20 вагоностроительных компаний России, лидировавших по объемам продаж и чистой прибыли в 2014 году
- Показатели финансовой устойчивости ТОП-20 вагоностроительных компаний России, лидировавших по объемам продаж и чистой прибыли в 2014 году
- Методика составления pi-рейтинга кредитоспособности компании FIRA
Собственники и арендаторы подвижного состава
Эффективность функционирования транспортной ж/д сети зависит от технического состояния парка и уровня обслуживания. При этом могут быть следующие проблемы:
- собственники вагонов не имеют возможности устанавливать свои цены на перевозки в виду наличия монополистической деятельности;
- большой процент изношенности вагонного парка;
- отсутствие источников инвестирования в приобретение новых единиц транспорта;
- высокий уровень выбытия основных средств на железной дороге;
- осуществление некачественного ремонта подвижного состава;
- отток основного количества вагонов на более доходный рынок;
В связи с этим время от времени в различных районах наблюдается дефицит парка грузовых вагонов.
Пути решения проблемы
Учитывая проблемные вопросы и сложившуюся ситуацию на рынке железнодорожного транспорта, можно предложить некоторые способы ее реабилитации:
- изменить ценовую политику на транспортные услуги;
- определить оптимальное соотношение национальный перевозчик — собственники — арендаторы вагонов;
- наладить работу по приоритетным направлениям движения вагонов с оптимальным уровнем загрузки;
- решить кадровые проблемы и поднять уровень обслуживания;
- постоянный мониторинг загруженности линий и выявления направлений со сниженным спросом;
- правильная постройка системы использования существующего вагонного парка.
Самая главная проблема — проблема формирования высокой цены у некоторых операторов по перевозке грузов, объясняется необходимостью установления наценки для покрытия своих расходов, связанных с дополнительными расходами в качестве выплаты арендной ставки.
Снижение арендных ставок позволит сократить численность арендаторов, благодаря чему собственники подвижного состава смогут увеличить уровень доходности за счет увеличения объема грузоперевозок. Для решения этой основной проблемы следует наладить прямое взаимодействие между владельцами вагонов и грузоотправителями. Автоматизация, систематизация этого процесса позволит увеличить нагрузку на маршруты, повышая тем самым эффективность работы подвижного состава. Такая ситуация будет способствовать снижению эксплуатационных издержек на имеющийся парк и обеспечивать его высокую грузоподъемность для увеличения прибыльности с целью извлечения в будущем средств на приобретение новых подвижных составов.
Что при этом может помочь?
Чтобы осуществить план намеченных действий, необходимо проанализировать ситуацию на рынке ж/д транспорта и составить план взаимодействия непосредственно с его собственниками. Для этого нужно иметь каталог собственников вагонов, которые:
- имеют в распоряжении парк собственных основных средств;
- не завышают стоимость на услуги оперирования подвижными вагонами
- предоставляют услуги экспедирования и транспортировки груза с возможностью ежедневного предоставления полной информации и местонахождении груза;
- информируют о тарифных ставках на свои услуги по всей территории прохождения грузов;
- являются источниками налогообложения и источниками инвестирования в ж/д отрасль.
Таким, образом, постоянный мониторинг и правильная расстановка приоритетов позволит развивать логистику ж/д транспорта, улучшая тем самым экономическое состояние страны и способствуя эффективному развитию торговых отношений на мировом и внутреннем рынке.
Источник
Производители подвижного состава
АО «Промтрактор-Вагон» – ведущее вагоностроительное предприятие машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы».
«Брянский машиностроительный завод» более 60 лет является ведущим поставщиком маневровых тепловозов для российских железных дорог. За всю историю локомотивостроения на БМЗ выпущено более 12 тысяч маневровых тепловозов.
Акционерное общество «Новозыбковский машиностроительный завод» (АО «НМЗ») с 2012 года является одним из крупнейших в стране поставщиков железнодорожного подвижного состава, крупнотоннажных индукционных печей и сварочных агрегатов, не имеющих аналогов в России.
ОАО «Муромтепловоз» — машиностроительное предприятие, работающее в направлениях: продукция общего машиностроения, продукция оборонного значения, производство железнодорожных машин, производство сельскохозяйственных машин, производство учебно-тренировочных средств.
АО «Калугапутьмаш» является ведущим предприятием России по изготовлению путевой железнодорожной техники для ремонта, строительства и эксплуатации железных дорог, а также гидравлических муфт для приводов технологического оборудования и гидропередач к промышленным, маневровым тепловозам и путевым машинам.
АО «Людиновский тепловозостроительный завод» (ЛТЗ) – ведущее российское машиностроительное предприятие по выпуску маневровых, маневрово-вывозных и магистральных тепловозов для промышленных предприятий реального сектора экономики и железнодорожных администраций стран «пространства 1520».
ООО ПО «Вагонмаш» специализируется на разработке и производстве узлов деталей для подвижного железнодорожного состава.
ОАО «Коломенский завод» является единственным в России производителем и лидером в области производства современных магистральных пассажирских тепловозов.
АО «МЕТРОВАГОНМАШ» специализируется на разработке, проектировании и изготовлении подвижного состава для метрополитенов и железных дорог, запасных частей к выпускаемому подвижному составу, его капитальном ремонте и сервисном обслуживании.
ОАО «Демиховский машиностроительный завод» (ОАО «ДМЗ») – это головное предприятие в России по разработке и производству электропоездов пригородного и областного сообщения постоянного и переменного тока. ДМЗ выпускает более 80% всех электропоездов, производимых в России, и является крупнейшим в Европе предприятием по количеству строящихся вагонов электропоездов.
Источник
Инвестирование в собственный подвижной состав. Покупка жд вагонов
Инвестиции в собственный подвижной состав для транспортной компании интересное направление вложения собственных денежных средств. Часто возникают споры об эффективности данного мероприятия и его целесообразности. Снимем же пелену неизвестности и расставим все точки над И.
Для транспортной компании наличие собственного подвижного состава позволяет:
1. Расширять собственную клиентскую базу и географию услуг;
2. Заключать долгосрочные договоры с крупными и средними производителями;
3. Увеличивать рыночную долю;
4. Осуществлять гибкое тарифообразование;
5. Активизировать работу филиалов по привлечению мелких и средних производителей;
6. Привлекать альтернативные грузы для погрузки: песок, известь, минеральный порошок, зола, глинозем;
7. Передавать вагоны в аренду заинтересованным предприятиям;
8. Развивать отдельные сегменты рынка перевозок (пример вклиниваться в трафик нефтепродуктов, химикатов и т.д.).
Ситуация на рынке собственников железнодорожного состава России такова, что среднерыночная цена предоставления для перевозки крытых вагонов и полувагонов колеблется от 60 до 80 долларов за сутки. Если брать специализированный состав, такой как хоппры-цементовозы, танк-контейнеры, то данная стоимость возрастает до 100 USD/сутки.
Как обычно, собственных средств для единовременного вложения в данный проект может быть недостаточно, поэтому на выбор можно прибегнуть к лизингу либо кредиту.
В чем преимущество лизинга над кредитом?
1) Одним из преимуществ лизинга является уменьшение налога на имущество за счет ускоренной амортизации. Возможно применение различных способов начисления амортизации, для этого целесообразно производить объединение основных фондов в группы, для каждой из которых можно применять определенный способ для начисления амортизации;
2) Затраты по выплатам лизинговых платежей относятся на себестоимость, поэтому тут можно избегать налогообложения в первые годы эксплуатирования вагонов, так как деятельность получается убыточной;
3) Большие платежи по кредиту.
В качестве примера денежных вложений рассмотрим приобретение крытого вагона компании ОАО «Алтайвагон», стоимость которого 82500 долл. США, лизинговые платежи в сторону ОАО «Алтайвагон» будут производится через банк ВТБ-лизинг.
Сравним условия по лизингу и кредиту:
1) Предложение «ВТБ-Банк» о предоставлении кредита на покупку крытых вагонов на 3 года, ставка по кредиту 8,95%.
2) Предложение «ВТБ-Лизинг» о предоставлении крытых вагонов в лизинг на 5 лет, ставка по лизингу 7%.
Подведем итог: Стоимость вагона – 82500 USD. По кредиту платим с учетом процентов – 94376,106 долл. Общая сумма платежей по лизингу – 96335.00 USD
Итак, мы выяснили во сколько нам обойдется один крытый вагон, перейдем к оценке эффективности приобретения крытых вагонов в кредит и в лизинг.
Вагон приносит нам в день прибыль 75 USD, возьмем коэффициент полезного использования вагонов в году равным 0,95 (347 дней), т.е. 374 дней мы будем в году эксплуатировать наш вагон.
Выручка получается: 75 USD* 374 дней = 28050 USD.
Чистой прибыли остается 19307,2 USD.
Через сколько вернуться наши инвестиции?
Определим срок возврата наших инвестиций или простой срок окупаемости инвестиций, достаточно поделить общие суммы платежей по кредиту и лизингу на годовую чистую прибыль:
– для кредита это 4.89 лет;
– для лизинга 4.99 лет.
Срок службы вагонов составляет 32 года, поэтому проект следует принять к реализации ввиду его экономической эффективности и высокой прибыльности.
Подводя итоги, можно сказать, что предприятию будет выгоднее приобрести крытый вагон в лизинг. Прежде всего, это связано с более низкими ежемесячными платежами по лизингу в сравнении с кредитом. В случае приобретение крытых вагонов в кредит предприятию необходимо будет ежемесячно финансировать оплату из собственных средств (в случае лизинга большая часть погашается прибылью от использования вагона). При покупке в кредит большого количества вагонов может подвергнуться риску финансовая состоятельность предприятия.
Необходимо обратить внимание на то, что приобретение собственного подвижного состава ведет к улучшению сервисного обслуживания, что является ключом к успеху для транспортной компании.
Источник
ТОП-20 вагоностроительных компаний России
ЛИДЕРЫ ПО ОБЪЕМАМ ВЫРУЧКИ В 2014 ГОДУ
«Первое независимое рейтинговое агентство» и агентство «Global Report» на основании данных системы ИАС FIRA подготовили рэнкинг ТОП-20 российских вагоностроительных компаний. В ранжированный перечень вошли юридические лица, основной вид деятельности которых описывается либо кодами ОКВЭД 35.20.32 и 35.20.33 («производство несамоходных пассажирских и грузовых вагонов»), либо кодом 35.2 («производство железнодорожного подвижного состава»), но основным видом деятельности является производство вагонов. В рэнкинг не вошло АО «НПК «Уралвагонзавод», финансовая отчетность которого в виду оборонной направленности предприятия не раскрывается и где доля производства вагонов значительно ниже доли производства военной продукции.
Данный рэнкинг был составлен по результатам финансовой деятельности вагоностроительных предприятий в 2014 году. Группировка юридических лиц по группам компаний и брендам не выполнялась.
Итоговые позиции компаниям отрасли были присвоены по абсолютной величине выручки от продаж, полученной предприятиями в 2014 году. Кроме того, для справки приводятся такие абсолютные и относительные финансовые показатели, как чистая прибыль и рентабельность продаж, а также указывается динамика названных финансовых показателей по сравнению с предыдущим 2013 годом.
Также в данном рэнкинге для дополнительной оценки ТОП-20 вагоностроительных компаний приводятся показатели финансовой устойчивости указанных предприятий: коэффициент платежеспособности компании по долговым обязательствам (Total debt / EBIT) и pi-рейтинг кредитоспособности компании за 2012, 2013 и 2014 гг.
ТОП-20 вагоностроительных компаний России, лидировавших по объемам продаж и чистой прибыли в 2014 году, млн руб.
Источник: Первое независимое рейтинговое агентство (FIRA.ru), 2016
Финансовые показатели ТОП-20 вагоностроительных компаний России, лидировавших по объемам продаж и чистой прибыли в 2014 году
№ | Компания | Выручка (нетто) от продажи, млн. руб. | Чистая прибыль (убыток), млн. руб. | Рентабельность продаж, % |
1 | ОАО «Тверской вагоностроительный завод» | ↙ 27 582 | ↙ 410 | ↗ 3,9 |
2 | АО «Тихвинский вагоностроительный завод» | ↗ 22 093 | ↙ -7 655 | ↗ -16,0 |
3 | АО «Алтайвагон» | ↙ 15 680 | ↙ -23 | ↙ 2,5 |
4 | АО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» | ↙ 12 829 | ↗ 84 | ↗ 3,6 |
5 | АО «Рузхиммаш» | ↙ 8 054 | ↙ -1 300 | ↙ -3,1 |
6 | АО «Рославльский вагоноремонтный завод» | ↗ 6 005 | ↗ 30 | ↗ 2,6 |
7 | ОАО «Ярославский вагоноремонтный завод «Ремпутьмаш» | ↗ 5 237 | ↗ 220 | ↗ 5,7 |
8 | ОАО «Завод металлоконструкций» (Энгельс) | ↙ 4 996 | ↗ 3 | ↗ 4,7 |
9 | ОАО «Новозыбковский машиностроительный завод» | ↗ 3 230 | ↗ 116 | ↗ 6,0 |
10 | ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» | ↙ 2 554 | ↙ -854 | ↙ -17,5 |
11 | ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод» | ↙ 2 087 | ↙ 2 | ↙ 1,7 |
12 | ОАО «Армавирский завод тяжелого машиностроения» | ↙ 1 926 | ↙ -1 602 | ↙ -17,2 |
13 | ООО «Вагонмаш» | ↗ 1 837 | ↗ -161 | ↗ 7,5 |
14 | ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод» | ↙ 1 638 | ↗ 2 | ↗ 20,6 |
15 | ОАО «Трансмаш» | ↙ 1 512 | ↙ -112 | ↙ -9,1 |
16 | ООО «Трансвагонмаш» | ↙ 1 328 | ↙ -26 | ↙ -3,6 |
17 | ООО «ПО «Вагонмаш» | ↙ 952 | ↙ -242 | ↙ -7,7 |
18 | ООО «НПО «Вояж» | 652 | 69 | 14,7 |
19 | ООО «Орский вагонный завод» | ↗ 623 | ↙ -1 353 | ↗ -32,0 |
20 | ОАО «Вагоностроительный завод» (Балаково) | ↙ 614 | ↙ -140 | ↙ -17,4 |
Источник: Первое независимое рейтинговое агентство (FIRA.ru), 2016
Показатели финансовой устойчивости ТОП-20 вагоностроительных компаний России, лидировавших по объемам продаж и чистой прибыли в 2014 году
№ | Компания | Общий долг / EBIT, раз | Pi-рейтинг кредитоспособности | ||
2012 | 2013 | 2014 | |||
1 | ОАО «Тверской вагоностроительный завод» | 5,27 | 4 | 44 | 44 |
2 | АО «Тихвинский вагоностроительный завод» | -4,24 | 3 | 3 | 3 |
3 | АО «Алтайвагон» | 10,41 | 4 | 44 | 4 |
4 | АО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод» | 9,49 | 4 | 44 | 4 |
5 | АО «Рузхиммаш» | -9,87 | 333 | 4 | 33 |
6 | АО «Рославльский вагоноремонтный завод» | 4,38 | 444 | 4 | 444 |
7 | ОАО «Ярославский вагоноремонтный завод «Ремпутьмаш» | 1,32 | 44 | 44 | 444 |
8 | ОАО «Завод металлоконструкций» (Энгельс) | 14,12 | 4 | 333 | 4 |
9 | ОАО «Новозыбковский машиностроительный завод» | 4,31 | 333 | 333 | 4 |
10 | ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» | -2,59 | 4 | 333 | 3 |
11 | ОАО «Барнаульский вагоноремонтный завод» | 8,81 | 333 | 4 | 4 |
12 | ОАО «Армавирский завод тяжелого машиностроения» | -1,41 | 333 | 333 | 3 |
13 | ООО «Вагонмаш» | -0,12 | 3 | 3 | 33 |
14 | ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод» | 11,12 | 4 | 44 | 444 |
15 | ОАО «Трансмаш» | -0,02 | 55 | 444 | 44 |
16 | ООО «Трансвагонмаш» | -12,51 | 444 | 5 | 4 |
17 | ООО «ПО «Вагонмаш» | -25,58 | 4 | 4 | 3 |
18 | ООО «НПО «Вояж» | 2,36 | 44 | 4 | 444 |
19 | ООО «Орский вагонный завод» | -3,98 | 3 | 2 | 2 |
20 | ОАО «Вагоностроительный завод» (Балаково) | -1,90 | 4 | 3 | 3 |
Источник: Первое независимое рейтинговое агентство (FIRA.ru), 2016
Методика составления pi-рейтинга кредитоспособности компании FIRA
Для оценки кредитоспособности использовался ряд из 16 общепринятых финансовых коэффициентов. Оценка кредитоспособности предприятия формировалась по 10-тибалльной шкале от самой низкой оценки «Выборочный или полный дефолт» до наивысшей оценки «Исключительно высокая кредитоспособность». Для получения итоговой оценки значения показателей нормировались с использованием среднеотраслевых коэффициентов и с учетом масштабов бизнеса.
Используемая шкала pi-рейтинга кредитоспособности:
- 555 – исключительно высокая кредитоспособность
- 55 – очень высокая кредитоспособность
- 5 – высокая кредитоспособность
- 444 – относительно высокая кредитоспособность
- 44 – достаточная кредитоспособность
- 4 – удовлетворительная кредитоспособность
- 333 – недостаточная кредитоспособность (своевременное выполнение обязательств в значительной степени зависит от благоприятности внешних условий)
- 33 – низкая кредитоспособность (высока вероятность невыполнения обязательств)
- 3 – крайне низкая кредитоспособность (ожидается невыполнение обязательств)
- 2 – выборочный или полный дефолт
Проверка рассматриваемой методики показала высокую корреляцию оценок с реальными данными по банкротствам.
Материал подготовлен агентством «Global Report» (GRmonitor.ru) с использованием финансовых и статистических данных, доступных в сервисах «Первого независимого рейтингового агентства» (FIRA.ru).
Приведенные сведения имеют общеинформационное значение, не содержат закрытых данных и не могут быть использованы для коммерческих целей.
Указанные компании не несут ответственности за результаты использования опубликованной в справке информации.
Источник