- Вашему бренду нужна история
- Бренд
- Легенда
- Зачем вообще париться?
- А мне это тоже надо?
- Конструктор легенды бренда
- Шпаргалка для создания новой легенды!
- Сторителлинг в примерах: как и зачем бренды рассказывают истории
- С чего они начинали: первые шаги компаний, которые стали огромными корпорациями
- 1. Рисоварка (1946)
- 2. Книжный интернет-магазин (1994)
- 3. Карточная игра (1889)
- 4. Доставка товаров по почте (1943)
- 5. Деревянные игрушки (1923)
- 6. Поисковая система (1998)
- 7. Автоматический ткацкий станок (1926)
- 8. Компьютер Apple I (1976)
- 9. Продуктовый магазин (1938)
- 10. Image Computer (1986)
- 11. Чип памяти (1969)
- 12. Сервис онлайн-платежей (1998)
- 13. Ресторан быстрого питания (1955)
- 14. Сервис микроблогов (2006)
- 15. Дистрибьютор японской обуви (1964)
- 16. Мультфильмы об Алисе (1923)
- 17. Кофейный магазин (1971)
- 18. Игра Zombi (1986)
- 19. Игра Hard Hat Mack (1982)
- 20. Социальная сеть для колледжа (2004)
Вашему бренду нужна история
Перед тем, как начать ломать голову, вспомним, что такое бренд, легенда, преимущества и этапы создания собственной истории.
Бренд
Что такое бренд? Бренд – это эмоциональная связь с потребителем, его чувствами и нуждами. Работая над брендом, необходимо всегда учитывать пожелания клиента. Создать товар – нелегко, но еще тяжелее его представить и угодить всем вкусовым предпочтениям потенциальной аудитории. О чем необходимо побеспокоиться, так это, прежде всего, о качестве, уровне и простоте подачи информации, о работе с клиентами. О репутации. Это и есть бренд.
Не стоит беспокоиться о создании бренда «одноразовым» компаниям. Купив единожды некачественный, правда дешёвый, товар, человек, уже базируясь на собственном опыте, будет искать дальше и не обратится за услугой в компанию-пустышку. Разработка бренда — это серьезные усилия, направленные на качество с начала и до конца. Вам придется не только хорошо поработать при выводе продукта/услуги/компании на рынок, но и дальнейшем улучшении услуг и товара.
Если перед вами стоит цель:
· заполучить место лидера на рынке;
· сделать вашу продукцию заметной и узнаваемой;
· обрести лояльность аудитории,
тогда приступайте к брендингу и создавайте свою историю. Сегодня мы поговорим о легенде, как части позиционирования. О компонентах процесса создания бренда читайте в наших следующих статьях. Также вы можете скачать чек-лист по позиционированию на нашей странице в Facebook и своими силами проделать этот шаг.
Легенда
Легенда – это информационная база, на которой вы в дальнейшем будете умело выстраивать отношения с потенциальными клиентами, потребителями. Ваша задача – спровоцировать эмоции, оставить след в человеческой памяти. Потребитель должен запомнить ваш бренд — это главная цель.
Легенда бренда — первое знакомство с клиентом, шанс заложить в сознание нужные вам триггеры, которые он проверит на практике только после покупки. Вы создаёте духовный и визуальный посыл, сообщение, о том, кто и как работал над продуктом.
Чтобы придумать качественную легенду, необходимо определить, на что ставить ставку в дальнейшем. Например, сервис, надёжность, актуальность и прочее. Например, Toms Shoes сделал акцент на благотворительность. Каким образом? Компания представила акцию, слоган которой «One for One». При покупке одной пары обуви Toms Shoes, вы автоматически дарите вторую пару человеку, который из-за жизненной нужды «босоногий». Обувь для него – непозволительная роскошь. Вы только вдумайтесь, с 2006 года 50 миллионов детей были обуты благодаря этой компании. Стоить отметить и Warby Parker, которая вместо обуви раздавала очки.
Легенду сменить сложнее, чем сделать рестайлинг логотипа или расширить ЦА. Это долговечное понятие в брендинге. Перед запуском легенды в массы убедитесь, что она работает.
Легенда – это ваша компания, её принципы, репутация, отношение с клиентами.
Зачем вообще париться?
Легенда для бренда =
· отстройка от конкурентов;
Все эти пункты – реальны. Давайте теорию представим на практике и проанализируем легенды известных мировых брендов.
Airbnb. Зачем жить в отеле, если можно самостоятельно арендовать жилье. Эту услугу и предлагает компания Airbnb. Компания достаточно молода, но уже популярна на весь мир.
Свою легенду Airbnb вложили во фразу «Airbnb opens the door to interesting homes and experiences, even if it’s just for a night. Share your stories with #Airbnb.». Просыпается мгновенное желание отправиться в отпуск и забронировать жилье через Airbnb. И самое главное, вы больше не тратите время на другие объявления и поиски. Airbnb – не означает low-cost. Ценовая политика – разнообразная. Но отзывы, страховка, гарантия и многие другие привилегии с компанией Airbnb помогают сделать свой выбор. Компания Airbnb – это «Belong Anywhere».
А мне это тоже надо?
Легенда – это не глобальность и масштабность, а индивидуальность. Без разницы, Adidas или БердичевХлеб, корпорация или малый двухмесячный бизнес. Даже если это первый выпуск продукта, ему ничего не мешает разработать легенду и построить на её основе план продвижения.
Сейчас все больше и больше предпринимателей-новичков стараются создать идеальную легенду своего бренда, понимая ценность процесса брендинга. Вот примеры из украинского бизнеса.
Dushka – молодая компания по изготовлению натуральной косметики. Основательница компании честно рассказывает о начале пути создания уже известного бренда. Сначала один человек делал все, но спустя пару лет существует целая команда, которая своими руками с помощью натуральных ингредиентов создаёт продукты по уходу за собой. Dushka, благодаря истории, вступает в личностный контакт с каждым покупателем. Просто и перспективно.
7arrows. Удачное применение маркетинга в фешн-бизнесе. У компании нет секретов. Организаторы смело рассказывают, как они перешли из маркетинга в модный бизнес, делятся своими целями, миссией, подчеркивают свое внимание к качеству. Бренд подкупает не только действительно хорошими вещами, но и личным обаянием команды, которая их создает.
3⁄4 craft. Кафе 3⁄4 craft активно работает над построением личностных отношений и контактов с посетителями. Двери кафе всегда открыты для дегустаций, разнообразных мероприятий. Очень важен момент, когда компания делиться со своими клиентами секретами мастерства, устраивает лектории и мастер-классы. Когда человек чувствует свою значимость и уют, он непременно приведёт с собой друзей. Дружба – прекрасный маркетинговый ход.
Конструктор легенды бренда
Предлагаем вашему вниманию схемы построения легенда. Воспользуйтесь ими, как основой.
1. Буквально отсылки к истории. Например, отель Ритц. Если говорить о сфере моды, то конечно же H&M (в прошлом Hennes & Mauritz).
2. Выдуманная вселенная или сеть легенд. Создавайте свой бренд честно. Не «подглядывайте» за другими. Знаменитый ковбой Marlboro и его похождения – выдумка, зато какая!
3. Новый персонаж. Например, корова Milka или конфеты M&M’s – результат фантазии. И люди просто влюблены в них.
4. Семейный бизнес. Постоянство – тоже залог успеха. Идеальный пример тому – компания Hipp.
5. Лайфстайл. Просто, чётко и прагматично, начиная от часов, авто и заканчивая путешествиями и кулинарией.
6. Технические преимущества. Воспользуйтесь особенностью товара и на его уникальности выстройте легенду. Например, отбеливающая зубная паста Colgate.
7. Инновации. Вся техника, гаджеты, приложения можно отнести в эту категорию. Познакомитесь ближе с Pepper от Softbank Corp. и сами все поймёте.
Кстати, на нашем блоге есть статья про сторителлинг. Она вам пригодится.
Шпаргалка для создания новой легенды!
Итак, вам нужно создать легенду. 7 key points:
1. Расскажите миру о старте, начале деятельности. Победы, препятствия, планы – абсолютно все, чтобы люди вам доверились.
2. Делайте акцент на пользе, выгоде продукции, чем она хороша.
3. Персонажи и их жизнь, реальные или выдуманные. Покажите лицо своих героев, расскажите о команде.
4. Сюжет. Легенда – это сценарий вашего фильма. Он должен быть интересным, насыщенным и увлекательным.
5. Эмоции, а не хардсейл. Не преследуйте выгоду в открытую. Если вы сумеете заинтересовать покупателя, это и так отразится на вашей прибыли.
6. Не раскрывайте всех секретов, постепенно рассказывайте о себе.
7. Найдите способ заинтриговать аудиторию. Тизеры, ролики, соц.сети – инструментов уйма, главное – продумайте все до мелочей.
Написание легенды – сложный процесс. И не всегда под силу одному человеку. Посмотрите на свой продукт со стороны, оцените его, взвесьте все «за» и «против». Станьте независимым экспертом для своей же компании. Не выпускайте из виду конкурентов. Легенда – это реклама, пиар, продвижение, бюджет и многие другие факторы. Если вы недостаточно опытны в этой сфере, лучше обратиться к специалистам. Вы сэкономите драгоценное время и получите уже разработанный алгоритм действий, готовый план продвижения, смету расходов.
Источник
Сторителлинг в примерах: как и зачем бренды рассказывают истории
Суть сторителлинга – передать информацию метафорически, используя выдуманные или реальные истории. Он помогает брендам обрести «человеческое» лицо, рассказать о продукте или услуге через призму резонирующего опыта. В пандемию, когда наша потребность в обмене информацией стала особенно выраженной, сторителлинг, как коммуникативный приём, вышел на первый план.
Истории помогают брендам успешно представлять концепции и выстраивать с аудиторией диалог, который базируется не столько на самом продукте, сколько на эмоциональной связи между компанией и потребителем. В 2020 году к digital-сторителлингу обращались все — от крупных компаний, таких как Apple или Google, до локальных малых и средних бизнесов.
Cуществует не один десяток разновидностей сторителлинга — его классифицируют по способу выражения, по силе воздействия на аудиторию, по степени публичности героев и т.д.
В эпоху глобального недоверия к большинству форм цифровой рекламы, «рассказывание историй» стало хорошим инструментом для удержания внимания аудитории. В нашей подборке разбираем четыре типа сторителлинга со свежими примерами от брендов.
Инфлюенс-сторителлинг. Истории, рассказанные с помощью инфлюенсеров, будут работать не только на аудиторию бренда, но и на аудиторию каждого из участвующих в кампании лидеров мнений. Такие истории интересны людям особенно, потому что аудитория видит на экране публичных персон, уже располагающих определённым кредитом доверия. Использование опыта инфлюенсеров при создании историй не только повышает узнаваемость бренда или определённого продукта, но и в разы увеличивает аудиторию кампании.
VISION FOR THE FUTURE. Итальянский бренд Versace Jeans Couture этим летом запустил спецпроект VISION FOR THE FUTURE, в рамках которого рассказывал истории талантливых креаторов со всего мира — режиссёров, художников, музыкантов и фотографов.
В рамках спецпроекта бренд попытался осмыслить настоящее и предположить, что ждёт в будущем не только креативную индустрию, но и весь мир — в коротких роликах аудитория находит ответы на многие вопросы, которые заботили людей по всему миру в период пандемии.
Так, описание к одному из роликов, гласит: «В этом проекте мы показали, как отдых, столь необходимый в нашей стремительно развивающейся жизни, позволил заглянуть внутрь себя, поразмышлять о прошлом и насладиться простыми радостями настоящего во имя светлого будущего».
Эмоциональный сторителлинг. К этой разновидности сторителлинга относят выдуманные истории, основанные на фантазиях и размышлениях. Часто прибегая к эмоциональному сторителлингу, бренды обращаются к прошлому или к будущему, чтобы нарочито подчеркнуть сюрреалистичность происходящего. Такие истории завораживают и привлекают внимание своей нетривиальностью, визуальным исполнением и фантазийностью.
GOOD MORNING, GEORGIA. Другой пример не только грамотного, но и нетривиального сторителлинга – последняя диджитал-кампания грузинского дизайнера @georgekeburia. Серия роликов, в которых изображена сюрреалистическая грузинская версия шоу «Good morning, America» — не только рефлексия на тему: «Что ждёт нас будущем?», — но и отражение всех актуальных трендов: здесь и искренность, и социальное разнообразие, и обращение к накопленному годами опыту.
DIY-сторителлинг. История-призыв к действию, история-манифест — излюбленный приём крупных брендов с чётко проработанной философией. Такие истории как правило убедительны, поскольку имеют четкую структуру: тезис-аргументы-вывод.
REUSE YOUR CLOTHES AND SHARE MORE. В предновогодней кампании H&M инфлюенсеры со всего мира делятся своими ожиданиями от наступающего года и говорят об устойчивости, одном из главных трендов в индустрии.
Серия коротких роликов, объединённых темой ”Holiday”, представляет вниманию аудитории различные варианты аутфитов на зимний сезон. Так, участницы шведского электропоп-дуэта Icona Pop предстают в сияющих образах для вечеринок и говорят о том, что часто меняются одеждой друг с другом. Экс-редактор украинского Vogue Юлия Пелипас демонстрирует практичный стильный лук для загородного отдыха и рассказывает о том, как нужно ухаживать за одеждой.
В проекте также участвовали эко-активистки из Копенгагена и Лондона, а нижнее бельё в контексте self-care routine было представлено плюс-сайз моделью Эммой Бреши. Отличный пример того, как бренд пропагандирует осознанное потребление и социальное разнообразие через истории реальных людей.
Сторителлинг от стейкхолдеров. Реальные истории, открыто повествующие о происходящем, подкупают своей искренностью. Героями таких историй становятся обычные люди, непосредственные участники событий, описанных в историях. Этот вид сторителлинга часто использовался благотворительными фондами и общественными организациями, а в пандемию стал особенно популярным. К нему прибегали многие владельцы локальных бизнесов, чтобы рассказать о том, как они справляются с кризисом.
#birchmeets. Пространство BIRCH, находящееся в 30 минутах езды от Лондона, активно работает с аудиторией через сторителлинг — именно искренняя коммуникация и построенный на резонирующих историях диалог с гостями — визитная карточка места.
Кроме того, что компания в рамках рубрики #birchmeets часто рассказывает о членах команды, которые стоят за созданием и работой пространства, инстаграм проекта наполнен небольшими видео-историями, иллюстрирующими жизнь людей, выбравших BIRCH для отдыха, загородного обеда или ретрита.
SERVICE ABNORMAL. Владельцы и работники лондонских заведений своими силами создали уникальный инстаграм-проект SERVICE ABNORMAL — онлайн сериал на платформе IGTV о том, как они переживают кризис, и как в условиях пандемии работники сферы, получившей наибольший урон, находят силы, чтобы справиться с трудностями.
Проект находит отклик у широкой аудитории — то, о чём говорят лондонские предприниматели, в ушедшем году в той или иной степени коснулось каждого. Кроме того — сериал даёт возможность заглянуть «за кулисы» ресторанного бизнеса — оказаться на виноградниках с локальным производителем вина или подсмотреть за работой любимого японского ресторана.
Сторителлинг – не новый коммуникационный приём, но уже очевидно, что 2021 году он не потеряет своей актуальности — на первый план выйдут реальные истории и герои. Искренняя коммуникация, о которой в контексте пандемии говорят всё чаще, останется основным фактором при создании историй. Только искренние, уникальные и честные истории будут помогать брендам удерживать внимание аудитории.
Источник
С чего они начинали: первые шаги компаний, которые стали огромными корпорациями
Сейчас сложно представить, чтобы, например, Toyota начинала свой путь как производитель швейных машин. Нам трудно представить, что мультимиллионные бренды начинали как неудачные стартапы и пытались найти нишу.
В этой подборке мы вернемся к временам, когда Samsung был гастрономом, а Lego производил деревянные игрушки. Станьте свидетелями того, как эти мегакорпорации делали первые шаги к славе!
1. Рисоварка (1946)
После Второй мировой войны в Токио был избыток электрической энергии, но населению некуда было ее девать. Основатель Sony Масару Ибука изобрел электрическую рисоварку. Прибор, выпущенный под маркой Tokyo Telecommunications Research Institute, был немногим больше, чем просто два электрода на дне деревянного ведра.
В зависимости от того, какое было напряжение в сети, рис превращался в переваренную кашу или оставался недоваренным зерном. Из-за этого прототип так и не вышел на рынок.
2. Книжный интернет-магазин (1994)
Amazon начал свою деятельность в далеком 1994 году. Основатель компании Джефф Безос сначала решил назвать книжный магазин «Cadabra», но название пришлось менять: адвокат неправильно услышал название магазина – ему показалось слово cadaver («труп»).
Безос выбрал имя Amazon, листая словарь. Он верно подметил, что компания на букву A будет стоять в начале алфавитного списка.
3. Карточная игра (1889)
Nintendo фактически является одной из старейших компаний в своей отрасли. Она появилась в 1889 году как производитель игральных карт в Киото. Карты «ханафуда» были популярны среди организованных преступных группировок, населявших игорные залы Японии.
Происхождение компании даже отражено в ее названии: Nin-ten-do примерно переводится как «Оставь удачу небесам» или «Работай усердно, но в конце концов все в руках небес».
4. Доставка товаров по почте (1943)
Основатель IKEA Ингвар Кампрад с детства почувствовал предпринимательскую жилку. В 5 лет он начал покупать спички оптом и продавать их соседям. Позже он перешел к продаже цветов, поздравительных открыток, елочных игрушек и многого другого.
В 1943 году, в 17 лет, Кампрад основал IKEA. Компания началась как заказ товаров по почте. Здесь можно было купить чулки, ювелирные изделия, часы, ручки и рамки для фотографий. Первый предмет мебели появился несколько лет спустя.
5. Деревянные игрушки (1923)
Бренд, который известен всем своими пластиковыми кирпичиками, появился благодаря идее плотника. В тридцатых годах Дания переживала застой, и Оле Кирк Кристиансен начал делать детские игрушки из древесных остатков. Первые продукты LEGO – игрушечные поезда, автомобили и деревянная утка на колесах.
6. Поисковая система (1998)
Google берет свое начало в BackRub – исследовательском проекте Сергея Брина и Ларри Пейджа. Первоначально в проекте также участвовал неофициальный «третий основатель» Скотт Хассан – ведущий программист, который написал большую часть кода для оригинальной поисковой системы Google, но ушел до того, как Google стал компанией.
Первая версия Google была выпущена в августе 1996 года на веб-сайте Стэнфорда. Он использовал почти половину всей пропускной способности сети Стэнфорда.
7. Автоматический ткацкий станок (1926)
Toyota была основана в 1926 году как Toyoda Automatic Loom Works. Ее создал Сакичи Тойода – изобретатель серии ручных и автоматических станков. Самым впечатляющим из них был автоматический ткацкий станок Toyoda Type G. В то время это был самый прогрессивный станок в мире, который увеличил производительность индустрии в двадцать раз.
В 2007 году эта машина была зарегистрирована как предмет №16 в Машиностроительном наследии Японии. «Это знаковое достижение продвинуло мировую текстильную индустрию и заложило основу для развития Toyota Group».
8. Компьютер Apple I (1976)
Стив Возняк первоначально собрал микрокомпьютер Apple I в 1975 году для встречи Homebrew Computer Club. Возняк потом вспоминал: «Впервые в истории кто-то напечатал символ на клавиатуре и увидел его на экране своего компьютера прямо перед ними».
Другой член клуба, Стив Джобс, помог продать 50 заказов машины по 500 долларов за штуку в местный компьютерный магазин. Успех продаж подтолкнул пару к работе над Apple II.
9. Продуктовый магазин (1938)
1 марта 1938 года Ли Бёнчоль открыл магазин Samsung. Он начал свой бизнес в Тэгу (Корея), продавая лапшу и другие товары, и даже экспортируя их в Китай. После войны в Корее и толчка к индустриализации компания успешно расширила влияние и в текстильное производство.
Вскоре появились новые дочерние компании, такие как Samsung Heavy Industries, Samsung Shipbuilding и Samsung Precision. Первые продукты компании, связанные с электроникой, появились в 1969 году – компания выпустила черно-белые телевизоры.
10. Image Computer (1986)
Первоначально Pixar была компанией по производству компьютерного оборудования высокого класса. Главным продуктом был Pixar Image Computer – система, которая в основном продавалась правительственным агентствам и медицинскому сообществу.
Одним из покупателей Pixar Image Computers была студия Disney – в итоге эта компания и стала важным партнером для Pixar.
11. Чип памяти (1969)
Intel была основана в Маунтин-Вью, штат Калифорния, в 1968 году химиком Гордоном Муром и физиком Робертом Нойсом. В самом начале компания не делала процессоры, а занималась памятью. В частности, SRAM, DRAM и EPROM. Самым первым продуктом, выпущенным Intel в апреле 1969 года, была 3101-разрядная SRAM.
12. Сервис онлайн-платежей (1998)
Впервые PayPal появилась в декабре 1998 года – правда, тогда она называлась Confinity. Компания разрабатывала программное обеспечение для безопасности портативных устройств. PayPal был запущен как сервис денежных переводов внутри Confinity в 1999 году.
В марте 2000 года Confinity объединилась с X.com – онлайн-банковской компанией, основанной Илоном Маском. Маск с оптимизмом смотрел на будущий успех бизнеса денежных переводов, который развивала Confinity.
13. Ресторан быстрого питания (1955)
Компанию в 1940 году основали братья Дик и Мак Макдоналды. В 1954 году Рей Крок приобрёл у братьев Макдоналдов право выступать в качестве эксклюзивного агента по франчайзингу. В 1955 году он открыл свой первый McDonald’s в городке Дез-Пленз, штат Иллинойс (в настоящее время — музей корпорации).
В 1955 году Кроком была зарегистрирована компания McDonald’s System, Inc (в 1960 году переименована в McDonald’s Corporation). В 1961 году все права на компанию были полностью выкуплены.
14. Сервис микроблогов (2006)
Twitter начался в 2006 году, когда подкастинговая компания Odeo поняла, что им нужно заново изобретать себя, и начала мозговой штурм новых творческих идей. Джек Дорси представил идею создания SMS-сообщения, которое позволило бы пользователю общаться с небольшой группой людей.
Оригинальное название продукта было twttr. 21 марта 2006 года Дорси опубликовал в Твиттере первое сообщение: «Я просто настраиваю свой twttr».
15. Дистрибьютор японской обуви (1964)
Историю Nike изучают на каждом уроке малого бизнеса. Фил Найт был зачислен в Стэнфордскую высшую школу бизнеса, когда ему в голову пришла идея возить обувь из Японии, которая производила качественную продукцию по более низким ценам, чем немецкие бренды.
В 1964 году он открыл собственную компанию Blue Bluebon Sports, которая была дистрибьютором фабрики Onitsuka. Изначально Найт продавал обувь самостоятельно из багажника универсала на беговой дорожке Орегонского университета.
16. Мультфильмы об Алисе (1923)
Alice Comedies – серия мультипликационных фильмов, созданных Уолтом Диснеем в 1920-х годах. По сюжету маленькая девочка Алиса (ее сыграла Вирджиния Дэвис) и анимационный кот по имени Джулиус путешествуют и борятся с опасностями.
Над циклом Дисней работал, будучи главой Laugh-O-Gram в Канзас-Сити. После завершения фильма студия обанкротилась и была вынуждена закрыться. Уолту пришлось переехать в Лос-Анджелес, где он продолжал рассылать предложения. Первый контракт на показ мультфильмов был заключен с Winkler Pictures.
17. Кофейный магазин (1971)
Первый Starbucks был открыт в Сиэтле 31 марта 1971 года. Три основателя познакомились в Университете Сан-Франциско. Учитель английского языка Джерри Болдуин, учитель истории Зев Зигл и писатель Гордон Боукер мечтали продавать высококачественный кофе в зернах и специализированное оборудование.
Первые пять лет компания продавала только обжаренные кофейные зерна и не варила кофе для продажи.
18. Игра Zombi (1986)
Ubisoft Entertainment – французская компания по производству видеоигр со штаб-квартирой в Монтрее, имеющая несколько студий по всему миру. Создатели компании начинали в семейном фермерском бизнесе, но он стал ослабевать в конце 70-х – начале 80-х. Поэтому пять сыновей пришли к идее диверсификации – продавать фермерам другие продукты. Клод начал с продажи CD аудио-носителей, а позже братья перешли на компьютеры и ПО, потом дошло и до видеоигр.
В 1986 братья основали студию Ubi Soft, потому что знали индустрию изнутри и понимали потенциал игр. Первой игрой студии стал экшен Zombi.
19. Игра Hard Hat Mack (1982)
Hard Hat Mack – это платформер, разработанный Майклом Эбботом и Мэтью Александером для Apple II. Это одна из первых пяти игр от Electronic Arts, и EA называет ее «действительно первой игрой EA».
20. Социальная сеть для колледжа (2004)
Facemash появился в 2003 году. Цукерберг написал программное обеспечение для веб-сайта Facemash, когда он учился на втором курсе колледжа. Веб-сайт работал по принципу «Выбери, кто из двух студенток горячее». Но он не стал популярным.
После некоторых противоречий Цукерберг вместе с Эдуардо Саверином, Эндрю Макколлумом, Дастином Московицом и Крисом Хьюзом представил новый сайт, TheFacebook. Изначально зарегистрироваться могли только студенты Гарварда, но постепенно сеть расширилась на район, штат и так дальше, пока не захватила мир.
Источник