Каждому языку свойственны своя организация

ЧЕЛОВЕКООБРАЗНОСТЬ (АНТРОПОМРФИЗМ) ПОЗНАНИЯ

Выражением субъективности является человекообразность (антро­поморфизм) познания. В своей методологии познания Потебня под­черкивал, что познаваемое не может быть свободным от познающего, от тех средств, которые используются для познания. Отсюда субъек­тивизм и антропоморфизм (человекообразность, по терми­нологии Потебни) познания, осуществляемого с помощью языка и при изучении самого языка. Способы познания человеком действительно-162

сти не могут не быть субъективными и человекообразными, язык пронизан субъективными и человекообразными элементами. Данное положение ученый стремился доказать в своих конкретных исследова­ниях. Эта неоднократно высказанная идея Потебни оказалась весьма продуктивной в последующем развитии науки, став одной из осново­полагающих методологических проблем теории познания.

Наше предложение строится как связь, тождество субъекта и предиката. «Субъектом называем вещь как познающую и действую­щую,— замечал Потебня,— т. е. прежде всего себя, наше я, потом всякую вещь, уподобляемую в этом отношении нашему я» (7, с. 7). Действие субъекта, по Потебне, мы «можем выразить, т. е. представить себе, только человекообразно («дождь идет», как «человек идет», «я иду») можно думать, что и вообще понятия действия, причины возни­кали так, что наблюдение над нашими действиями перенесено на действия объектов, так что как всякий субъект — подобие нашего я, так всякие действия — подобие нашего действия» (7, с. 7—8). Следо­вательно, не только имена существительные выступают в языке как субъекты, наподобие человека, нашего я. «. Отношения между поня­тиями: субстанция и явление, вещество и сила или качество, Бог и мир — человекообразны, могут быть в нашем языке выражены лишь как подобия отношения между нашим я и его действием, в частнос­ти — его познанием вместе с познаваемым» (7, с. 8).

Одни из основных наших грамматических разрядов, как: подлежа­щее и сказуемое, определяемое и определение,— парны, в них совер­шается познание: и в том и в другом случае подлежащему и определяемому приписывается новый признак. Подобное мы наблю­даем и во многих других фактах языка. «. Ход человеческой мысли состоит из парных толчков: объясняемого и объясняющего» (7, с. 8). Это характерно для предложения, для определения и определяемого, для образования слова и др.

Согласно Потебне, качество нашей мысли зависит от средств ее создания и выражения. Поэтому характер нашей мысли, ее глубина, возможности отражения и познания действительности прямым обра­зом зависят от языка. Поскольку же «нет языка вообще, а есть языки и их разновидности вплоть до «личного языка» (языка особи) включи­тельно, языки, изменяющиеся по месту и времени» (7, с. 8), то познание и отражение действительности в языке национально. Этот воп­рос остается в современном языкознании дискуссионным, как он был и в прошлом. Каждому языку свойственны своя организация и члене­ние мира. Разумеется, членение и организация будут более сходны у родственных языков. И чем это родство ближе, тем отраженные в этих языках картины мира (см. ниже) будут ближе. Но вместе с тем и генетическое, и типологическое различие языков не исключает перевода с одного языка на другой. Гумбольдтовский парадокс «понимание есть одновременно непонимание» и потебнианский субъ-

ективизм и антропоморфизм (языковое познание национально, позна­ваемое не может быть свободно от познающего и средств познания) требуют в этом отношении соответствующего объяснения.

Язык как средство абстрактного мышления осуществляет свои функции на основе форм чувственного отражения действительности. Уже в силу этого семантика слова, предложения включает разные семантические уровни, в которых одновременно задействованы, вы­полняя свойственные им функции, соответствующие элементы значе­ния языковых единиц. В типичном случае предметом сообщения является выраженный конкретный смысл, определенное положение вещей, на которое необходимо указать, о котором нужно сообщить. В одном и том же языке это можно выразить в различной форме, хотя «внеязычное содержание» останется одним и тем же и будет воспринято участниками общения одинаково. Тем более выразить по-разному можно разными языками. Предметы и явления действительности воспринимаются одинаково человеческими чувствами, но в формах языка воспринимаемое может быть по-разному обработано, организо­вано и выражено. Могут ли эти различия влиять на взаимопонимание общающихся? По нашему мнению, перцептивная, предметная функ­ция слова как языкового знака обеспечивает взаимопонимание в типичном применении языка в конкретных актах речи. В этих условиях общение довольствуется поверхностным семантическим уровнем, т. е. указанием на конкретные предметы и явления, присутствующие или представляемые в акте речи. Именно чувственное восприятие, непос­редственно связанное с действительностью, корректирует категориаль­ные различия выражаемой мысли. Предельно отвлеченные грамматические либо словообразовательные категории в непосредст­венных условиях общения остаются «за кадром», как форма, которая наполняется конкретным содержанием, образованным в результате восприятия действительности и являющимся собственно предметом сообщения.

Читайте также:  Как создать таблицу расходов компании

Такое положение не принижает роль формы. Напротив, подчерки­вает глубину, проникновение во внутренние, структурные области, организующие человеческое мышление и сознание, непосредственно не контролируемые преходящими условиями общения. Форма есть выражение общих законов языка, т. е. она представляет общее, при­сущее всем говорящим на данном языке, позволяющее быть относи­тельно постоянной величиной при выражении разнообразного содержания в разных условиях речи, разделенных во времени и про­странстве. Поэтому форма выступает как наиболее характерный при­знак народности, национальной духовной культуры. Оставаясь относительно постоянной при выражении различного содержания, форма имеет значительную историческую глубину. Это свойственно не только языку, но и другим явлениям духовной и материальной жизни общества (ср.: литература, искусство, живопись и др.). 164

Воспринимаемый в непосредственных актах общения предметный план оставляет «за кадром» не только, категориальные грамматические и словообразовательные формы знаков, но и их языковые значения как обобщенные семантические (логические) схемы. Вот что пишет по этому поводу современный видный психолог А.Н. Леонтьев: «Это принципиально очень важно,— когда я воспринимаю, бумагу, я восп­ринимаю эту, реальную бумагу, а не значение «бумага». Интроспек­тивно значение отсутствует в моем сознании: преломляя воспри­нимаемое или мыслимое, само оно при этом не воспринимается и не мыслится. Это фундаментальный психологический факт» (42, с. 276). Более того, как утверждают философы и лингвисты, мы можем мыслить собственно словами как знаками, не обращаясь всякий раз ко всему тому, что стоит за ними.

См.: Гегель: «При произнесении имени льва мы не нуждаемся ни в созерцании такого животного, ни даже в его образе, но имя его, поскольку мы его понимаем, есть безобразное простое представление. Мы мыслим посредством имен» (43, с. 273).

Потебня: «Наша мысль по содержанию есть или образ, или понятие, третьего, среднего между тем и другим, нет, но на пояснении слова понятием или образом мы останавливаемся только тогда, когда осо­бенно им заинтересованы, обыкновенно же ограничиваемся одним только словом. Поэтому мысль со стороны формы, в какой она входит в сознание может быть не только образом или понятием, но и представлением или словом» (2, с. 166—167).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Язык и познание. 4039

Язык традиционно рассматривается как орудие и средство познания действительности. В силу своей сложности и многогранности тема «Язык и познание» разрабатывается с разных точек зрения в современных направлениях лингвистики и философии.

В. Гумбольдт первым высказал идею, что язык является основным орудием отражения и познания действительности: «Человек окружает себя миром звуков, чтобы отразить и переработать мир предметов».

В отечественном языкознании проблемой языка и познания занимался А.А.Потебня. Он вскрыл глубинный, свойственный языку, постоянно действующий механизм познавательных процессов, происходящих в вербальном мышлении. Ряд поднятых Потебней вопросов об антропоморфизме познания, о субъективном и объективном в познании, о влиянии средств познания на результаты познания, о познавательной роли вербального мышления отразился в острых дискуссиях в науке XX в.

Получение и закрепление нового знания происходит в практической деятельности человека, в которую входит и речевая деятельность. Следовательно, познавательную роль языка нужно рассматривать в единстве с практической деятельностью человека. Как орудие знания и естественная знаковая система язык закрепляет результаты познания в любой области человеческой деятельности. Но предметом языкознания не могут быть мыслительные достижения в тех или других областях знания.

Лингвистику интересует исследование той стороны языка, которая обеспечивает отражение и закрепление в знаках результатов деятельности говорящего коллектива.

В лингвистике распространилось мнение, что значения слов общеупотребительного языка представляют собой «наивные понятия», а семантика языка — это «наивная картина мира». Между тем закрепленные в языке понятия и языковая картина мира далеко не наивны; об этом писали многие ученые. В семантике общеупотребительного языка отложился итог развития мысли и речи народа.

Первая классификация предметов и явлений мира находится в языке. Понятия общеупотребительного языка достигают высокой степени отвлечения и разработанности. Значения общеупотребительных слов не порывают семантических связей с соответствующими научными категориями: время, пространство, сознание, мышление, причина, движение, совесть, давление. Формирование таких категорий, как субъект, субстанция, объект, предмет уходит в общеупотребительный язык.

Язык устроен так, что весь его механизм служит отражению и познанию действительности.

Читайте также:  Нко могут расширять свою деятельность за счет филиалов или представительств

Исследователи указывают на собственные эвристические возможности языка. С помощью языка человек может понимать и усваивать новое содержание, новые понятия, создавать представления о таких явлениях и предметах, которых он никогда ранее не видел, о которых ничего не слышал и не знал. Людвиг Витгенштейн писал: «Предложение должно в старых выражениях сообщать нам новый смысл».

Человек как субъект познания противостоит окружающему миру. Проникнуть в этот мир и познать его человек может только субъективными средствами. Язык и является субъективным средством отражения и познания действительности. Это не исключает наличия в нем объективного содержания. Образованная с помощью языка абстракция не оторвана от действительности. Материалом для абстракций служат чувственные формы отражения действительности, непосредственно с ней связанные.

Субъективность языка проявляется в характере отражения действительности. Своими отдельными знаками язык расчленяет то, что в действительности и в чувственном восприятии существует как единство. Предложению «Летит белая птица», состоящему из трех слов, соответствует один предмет. И в действительности, и в чувственном восприятии признаки не отделены от предметов. Язык и наше мышление вычленяют из предмета его признаки и тем самым делают их отдельными, самостоятельными сущностями. Такое вычленение позволяет оперировать ими в разных связях и отношениях со многими другими предметами и явлениями. И, наоборот, слово может представлять множество различных предметов и явлений как единое целое: лес, страна, народ, население, толпа, совокупность. С помощью языка осуществляется анализ и синтез отражаемых предметов и явлений действительности, а это необходимый путь к познанию их сущности.

Субъективизм проявляется и в образовании слова.

Первостепенную роль в познании действительности играет форма языка. Именно в форме «встречаются» и взаимодействуют два противостоящих друг друга мира — субъективный и объективный.

Генетически элементы формы языка отражают установившиеся отношения человека и действительности. В силу этого они не могут не быть изоморфными самой действительности. Сама по себе форма субъективна, но благодаря ей из мыслительного потока могут отчуждаться и усваиваться элементы объективного содержания. Форма позволяет проникнуть в объективный мир и познать его.

Познание действительности — бесконечное движение субъективным путем к объективному положению вещей.

Выражением субъективности является человекообразность, антропоморфизм познания. Способы познания человеком действительности не могут не быть человекообразными, язык пронизан человекообразными элементами.

Предложение строится как связь, тождество субъекта и предиката. А.А.Потебня отмечал: «Субъектом называем вещь как познающую и действую­щую, то есть прежде всего наше я, потом всякую вещь, уподобляемую в этом отношении нашему я. Действие субъекта мы можем выразить, то есть представить себе, только человекообразно: дождь идет, как человек идет. Всякий субъект — подобие нашего я, всякие действия — подобие нашего действия».

В современном языкознании остается дискуссионным вопрос о влиянии национального языка на познание мира. Некоторые ученые считают, что качество мысли зависит от средств ее создания и выражения. Поэтому характер мысли, ее глубина, возможности отражения и познания действительности прямым образом зависят от языка. Поскольку же нет языка вообще, а есть национальные языки и их разновидности, то познание и отражение действительности в языке национально. Каждому языку свойственны своя организация и членение мира. У родственных языков членение и организация будут более сходны.

Источник

Индивидуальное содержание, образованное в результате отражения и познания действительности

Тема готовой работы

Вид работы: Контрольная
Формат работы: Word
Год сдачи: 2017г.
Работа сдавалась 1 раз
Предмет:
Педагогика
Оценка работы:


Вы можете быть полностью уверены в том, что работа «Индивидуальное содержание, образованное в результате отражения и познания действительности» является уникальной, исключающей плагиат и дублирование, использование данной работы (Контрольная) не может вызвать проблем при последующей сдаче и защите.

Содержание

Образ – это форма
++ /ответ к тесту/ + мысли
— речи
— языка
— слова

Нечто общее между уже обозначенным и познанным и вновь обозначаемым и познаваемым
++ /ответ к тесту/ + представление
— ощущение
— сознание
— обозначение

Сущностная категория нашего мышления –
++ /ответ к тесту/ + понятие
— слово
— словосочетание
— предложение

Выделенные и познанные в практике общения признаки предметов и явлений – это
++ /ответ к тесту/ + содержание понятия
— смысл текста
— содержание речи
— смысл предложения

Кратчайшим знаком содержания понятия является
++ /ответ к тесту/ + слово
— звук
— речь
— предложение

Универсальное средство выделения логического предиката в язы- ке –
++ /ответ к тесту/ + логическое ударение
— пауза в речи
— форма слова
— структура предложения

Читайте также:  Как представить свою компанию с названием

Первостепенную роль в отражении и познании действительности играет
++ /ответ к тесту/ + форма языка
— форма речи
— форма слова
— форма текста

Человекообразность познания
++ /ответ к тесту/ + антропоморфизм
— системоцентризм
— структурализм
— формализм

Познание и отражение действительности в языке
++ /ответ к тесту/ + национально
— интернационально
— специфично
— антропоморфно

Каждому языку свойственны своя организация и
++ /ответ к тесту/ + членение мира
— члены предложения
— корпус текстов
— языковые отношения

Взаимопонимание возможно потому, что существует общее
++ /ответ к тесту/ + смысловое поле
— семантическое поле
— терминологическое поле
— грамматическое поле

Языковая картина мира зависит от характера
++ /ответ к тесту/ + образности языка
— образности речи
— образности текста
— точности речи

Фундаментальные черты в языковую картину мира вносит
++ /ответ к тесту/ + форма языка
— система языка
— структура языка
— структура текста

Индивидуальное содержание, образованное в результате отражения и познания действительности –
++ /ответ к тесту/ + языковая картина мира
— языковое отражение реальности
— познание действительности
— субъективное отражение мира

Форма языка консервативна в своем применении, а потому
++ /ответ к тесту/ + национальна
— специфична
— интернациональная
— подвижна

Условия и цены

Цены на готовые работы в 2020 году
Контрольная — 30 бел.руб.
Курсовая — 60 бел.руб.
Дипломная — 150 бел.руб.

О самой работе

Данная работа Индивидуальное содержание, образованное в результате отражения и познания действительности (Контрольная) по предмету (Педагогика), была выполнена по индивидуальному заказу специалистами нашей компании и прошла свою успешную защиту. Работа — Индивидуальное содержание, образованное в результате отражения и познания действительности по предмету Педагогика отражает свою тему и логическую составляющую ее раскрытия, раскрыта сущность исследуемого вопроса, выделены основные положения и ведущие идеи данной темы.
Работа — Индивидуальное содержание, образованное в результате отражения и познания действительности, содержит: таблицы, рисунки, новейшие литературные источники, год сдачи и защиты работы – 2017 г. В работе Индивидуальное содержание, образованное в результате отражения и познания действительности (Педагогика) раскрывается актуальность темы исследования, отражается степень разработанности проблемы, на основании глубокой оценки и анализе научной и методической литературы, в работе по предмету Педагогика рассмотрен всесторонне объект анализа и его вопросы, как с теоретической, так и практической стороны, формулируется цель и конкретные задачи рассматриваемой темы, присутствует логика изложения материала и его последовательность.

Вопросы по работе

Для получения работы или по возникшим вопросам относительно данной работы Индивидуальное содержание, образованное в результате отражения и познания действительности нажмите по кнопке Заказать работу и заполните все поля формы. Большая просьба, аккуратно заполнять и указывать все данной (ВУЗ, страну, email и телефон), ваши пожелания и требования к работе. При написании данной работы (Индивидуальное содержание, образованное в результате отражения и познания действительности) используется только свежая литература. Научный подход и профессионализм работников нашей компании позволяют провести качественное выполнение работы Индивидуальное содержание, образованное в результате отражения и познания действительности, в результате чего полученные работы защищают на «отлично».
Если вас не устраивает само содержание или структура работы: Индивидуальное содержание, образованное в результате отражения и познания действительности по предмету (Педагогика) обращайтесь, работа изменяется и оформляется под ВУЗ полностью бесплатно. Наши специалисты проконсультируют вас по любому вопросу, связанным с данной работой по телефону или e-mail.
Контрольная — Индивидуальное содержание, образованное в результате отражения и познания действительности оформлена по ГОСТу и готова к распечатке и сдаче на кафедру.

Вопросы по оплате

Оплатить работу (Контрольная — Индивидуальное содержание, образованное в результате отражения и познания действительности) можно через: почтовое отделение, банк или электронным платежом, для всех жителей Беларуси и России.
Работа высылается в среднем по истечении 2-4 часа после оплаты и получении от Вас e-mail с реквизитами оплаты.
Расценки соответственно: контрольная работа или тесты – 30 руб, курсовая работа – 60 руб., диплом – 150 руб. Все реквизиты будут указанны в ответном письме.
Консультирование и объяснения по выполненной дипломной или курсовой работе производится на бесплатной основе.
Все наши гарантии относительно работы Индивидуальное содержание, образованное в результате отражения и познания действительности по предмету Педагогика (Контрольная) служат для одной цели — чтобы Вы были уверенны в том, что обратившись к нам в компанию получите желаемый результат и высокую оценку.

Источник

Оцените статью