Казенные учреждения ведут свою деятельность

Содержание
  1. Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений
  2. Информация об изменениях:
  3. ГАРАНТ:
  4. Информация об изменениях:
  5. Информация об изменениях:
  6. Информация об изменениях:
  7. Информация об изменениях:
  8. Информация об изменениях:
  9. Информация об изменениях:
  10. ГАРАНТ:
  11. Информация об изменениях:
  12. Информация об изменениях:
  13. Что такое казенное учреждение и стоит ли стремиться им стать?
  14. Функциональный статус казенного учреждения
  15. Ответственность казенного учреждения по своим обязательствам
  16. Распоряжение имуществом казенного учреждения
  17. Финансирование казенного учреждения из бюджета
  18. Внебюджетные доходы казенного учреждения
  19. Особенности налогообложения казенного учреждения
  20. Казенное учреждение и государственное или муниципальное задание
  21. Открытость деятельности казенных учреждений
  22. Каким бюджетным учреждениям лучше стать казенными?

Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ статья 161 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.

Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 161 БК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 1 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

3. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Статья 161 дополнена пунктом 3.1 с 19 июля 2017 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ

3.1. Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги и (или) выполненные работы при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливается (устанавливаются) государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится казенное учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

4. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 5 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения

5. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений) является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 24 июля 2020 г. — Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 192-ФЗ

6. В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им:

государственных (муниципальных) контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги);

иных договоров (соглашений), казенное учреждение должно обеспечить согласование новых условий таких договоров (соглашений) в соответствии с общими требованиями, утвержденными Правительством Российской Федерации, а в случае недостижения согласия по новым условиям расторгнуть договор (соглашение).

Сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения) вправе потребовать от казенного учреждения возмещение только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора (соглашения).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 23-ФЗ статья 161 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6.1

6.1. В случае признания в соответствии с настоящим Кодексом утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду, казенное учреждение вправе не принимать решение о расторжении ранее заключенных договоров и соглашений, подлежащих оплате в плановом периоде, при условии заключения дополнительных соглашений к указанным договорам и соглашениям, определяющих условия их исполнения в плановом периоде.

Читайте также:  Как улучшить деятельность своего мозга

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ в пункт 7 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения

7. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

8. Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика.

9. Казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.

10. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

ГАРАНТ:

Об административной ответственности за нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий см. ст. 15.15.8 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Пункт 10.1 изменен с 1 апреля 2020 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 71-ФЗ

10.1. Казенное учреждение по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, на основании договора (соглашения) вправе передать иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ в пункт 11 статьи 161 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

11. Положения, установленные настоящей статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.

Источник

Что такое казенное учреждение и стоит ли стремиться им стать?

«Руководитель бюджетной организации», 2011, N 3

В чем состоят сходство и различия казенного учреждения с другими типами государственных и муниципальных учреждений? Кто принимает решение об оказании платных услуг? Каковы особенности налогообложения казенных учреждений?

Как известно, Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных и муниципальных учреждений» (далее — Закон N 83-ФЗ) ввел в практику новый тип государственного и муниципального учреждения — казенное учреждение. Для бюджетных учреждений это означает, что они могут не только остаться в старом статусе, приобретя черты «новобюджетных» учреждений, или стать автономными учреждениями, но и по воле своего учредителя превратиться в казенные учреждения.

В целом казенное учреждение по своим признакам представляет собой то, чем было раньше бюджетное учреждение (его даже можно назвать «старобюджетным» учреждением), однако с некоторыми новшествами и особенностями. В данной статье рассматриваются и анализируются характерные признаки казенных учреждений, условия превращения бюджетных учреждений в казенные, а также возможные последствия этого превращения для учреждения.

Функциональный статус казенного учреждения

Так же как автономное и бюджетное, казенное учреждение является государственным или муниципальным . С «новобюджетным» учреждением его так же «роднит» то, что при расходовании средств оно должно руководствоваться нормами федерального законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд . На этом сходство в функциональном статусе между казенными и другими типами государственных и муниципальных учреждений заканчивается и начинаются различия.

Часть 2 ст. 120 ГК РФ.
Части 2 и 3 ст. 764 ГК РФ и ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Только казенные учреждения являются получателем бюджетных средств и могут выступать в роли их распорядителя или администратора доходов бюджета .

Только казенные учреждения не могут выступать учредителями (участниками) никаких юридических лиц . Иными словами, никаких «дочек» у казенного учреждения, в отличие от автономного или бюджетного, быть не может.

Абзац 4 ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ).

Только казенные учреждения не могут участвовать в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования . Данная особенность казенного учреждения является значимой для многих муниципальных районов, где нередко главным распорядителем бюджетных средств в сфере здравоохранения является не исполнительный орган местного самоуправления (районная администрация), а районное учреждение здравоохранения (как правило, центральная районная больница). В новых условиях эту функцию районной администрации необходимо брать на себя, создавая новое подразделение или вводя специальную штатную единицу, поскольку администрация будет не вправе превратить бюджетное учреждение в казенное, чтобы оно продолжало выполнять функцию главного распорядителя бюджетных средств в сфере здравоохранения.

Читайте также:  Как перепродавать от своей фирмы

Часть 19 ст. 31 Закона N 83-ФЗ.

Только в отношении казенных учреждений существует запрет предоставлять и получать кредиты (займы). Так же как и бюджетные учреждения, они лишены права приобретать ценные бумаги .

Часть 10 ст. 161 БК РФ.

Ответственность казенного учреждения по своим обязательствам

В отличие как от автономного, так и от бюджетного учреждения казенное учреждение не отвечает по своим обязательствам никаким имуществом кроме своих денежных средств, а при недостаточности у него средств для выполнения своих обязательств ответственность по этим обязательствам несет собственник имущества . Кроме того, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение .

Абзац 4 ч. 2 ст. 120 ГК РФ.
Часть 7 ст. 161 БК РФ.

Распоряжение имуществом казенного учреждения

В отличие от автономных и бюджетных учреждений казенное учреждение не вправе отчуждать имущество либо иным способом распоряжаться им без согласия собственника имущества .

Часть 4 ст. 298 ГК РФ.

Финансирование казенного учреждения из бюджета

Так же как и в «старобюджетных» учреждениях, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется на основе бюджетной сметы . Открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения как получателя бюджетных средств осуществляется только Федеральным казначейством либо финансовым органом субъекта РФ или муниципального образования .

Статья 6 (определение понятия «казенное учреждение») и ч. 2 ст. 161 БК РФ.
Статья 220.1 БК РФ.

Внебюджетные доходы казенного учреждения

Казенное учреждение имеет право осуществлять приносящую доход деятельность, если это прописано в его уставе . Таким образом, будет казенное учреждение оказывать платные услуги или выполнять платные работы, решает учредитель, который утверждает устав. Доходы от данной деятельности являются неналоговыми доходами соответствующего бюджета и поступают в бюджет .

Часть 3 ст. 161 БК РФ.
Абзац 4 ч. 3 ст. 41 БК РФ.
Часть 3 ст. 161 БК РФ и абз. 2 ч. 4 ст. 298 ГК РФ.

На основании этих положений нередко делаются заявления о том, что если учреждение становится казенным, то никаких денег от оказания платных услуг оно не увидит — все уйдет в бюджет. Однако главные распорядители бюджетных средств, в ведении которых находятся казенные учреждения, осуществляющие приносящую доходы деятельность, имеют право распределять бюджетные ассигнования между указанными учреждениями с учетом объемов доходов от приносящей доходы деятельности, осуществляемой этими учреждениями, зачисляемых в соответствующий бюджет . Таким образом, данная ситуация фактически не отличается от прежней, когда доходы от оказания бюджетными учреждениями платных услуг считались неналоговыми доходами бюджета, а то, что они оставались (а где-то и не оставались) у самих учреждений, было исключительно волей главного распорядителя бюджетных средств.

Часть 22 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.

Особенности налогообложения казенного учреждения

Средства, полученные от оказания казенным учреждением государственных или муниципальных услуг (выполнения работ), выполнения государственных или муниципальных функций, а также расходы казенного учреждения в связи с исполнением государственных или муниципальных функций не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль .

Пункт 33.1 ч. 1 ст. 251 НК РФ.

Казенные учреждения освобождаются от уплаты госпошлины за право использования слов «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в своих наименованиях .

Пункт 1 ч. 1 ст. 333.35 НК РФ.

Как и бюджетные, казенные учреждения не вправе работать по упрощенной системе налогообложения (ст. 346.12 НК РФ). Как и любые государственные или муниципальные учреждения, казенные учреждения не вправе работать по единому сельскохозяйственному налогу (ст. 346.2 НК РФ).

Пункт 17 ч. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Пункт 4 ч. 6 ст. 346.2 НК РФ.

Казенное учреждение и государственное или муниципальное задание

В отличие от автономных и бюджетных учреждений, для которых наличие государственного или муниципального задания обязательно, казенные учреждения могут такого задания и не иметь — оно формируется только для тех казенных учреждений, которые определены решением главного распорядителя бюджетных средств . Фактически это означает следующее: если главному распорядителю бюджетных средств не хочется тратить силы на реализацию механизма государственного или муниципального задания, он должен стремиться к тому, чтобы как можно больше учреждений в его ведении было казенным.

Абзац 2 ч. 3 ст. 69.2 БК РФ.

Открытость деятельности казенных учреждений

Так же как все государственные и муниципальные учреждения, казенные учреждения должны будут обеспечивать открытость и общедоступность ряда своих документов , к числу которых относятся:

Части 3.3 и 3.4 ст. 32 Закона N 7-ФЗ. Вступают в силу с 1 января 2012 г.

Обеспечение открытости и доступности означает, что казенное учреждение должно будет не только знакомить с перечисленными документами всех интересующихся, но и передавать эти документы для размещения на сайте Федерального казначейства . Правда, такая прозрачность должна наступить только с 1 января 2012 г. .

Читайте также:  Примеры презентации своего малого бизнеса

Часть 3.5 ст. 32 Закона N 7-ФЗ.
Часть 5 ст. 33 Закона N 83-ФЗ.

Противоречивым, однако, является вопрос о том, обязано ли казенное учреждение иметь план финансово-хозяйственной деятельности. Дело в том, что данный план должен готовиться в порядке, утвержденном учредителем учреждения, и в соответствии с требованиями, установленными Минфином . А в этих требованиях говорится о том, что такой план составляют только автономные и бюджетные учреждения .

Пункт 6 ч. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ.
Пункт 2 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

Каким бюджетным учреждениям лучше стать казенными?

Во-первых, необходимо понимать, что в отличие от «правил игры» при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения, где для такой трансформации требуется инициатива или согласие самого учреждения, решение о создании казенного учреждения принимается исключительно его учредителем и никакие инициативы и согласия самого учреждения здесь, по крайней мере формально, никакой роли не играют. Поэтому стать казенным учреждение может, только убедив в необходимости этого своего учредителя. Нужно надеяться, что учредители при принятии данного решения будут рассматривать предложения учреждений.

Часть 2 ст. 13 Закона N 7-ФЗ.

Во-вторых, в рамках реформы государственных и муниципальных учреждений первые решения о том, каким федеральным учреждениям стать казенными, были приняты еще в 2010 г. . Что же касается региональных и муниципальных учреждений, соответствующие решения, включающие в себя перечень казенных учреждений, должны были быть приняты на региональном и местном уровне до 1 декабря 2010 г. . Вместе с тем федеральное законодательство позволяет и в дальнейшем изменять тип существующих бюджетных учреждений на казенный , поэтому вопрос о том, каким учреждениям лучше стать казенными, сохраняет и будет сохранять свою актуальность.

Пункт 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 83-ФЗ.
Пункт 1 ч. 2 ст. 31 Закона N 83-ФЗ.
Часть 2 ст. 17.1 Закона N 7-ФЗ.

В сентябре 2010 г. для помощи в этом вопросе регионам и муниципалитетам на федеральном уровне были приняты Методические рекомендации . Если говорить коротко, в казенные следует однозначно переводить те учреждения, которые выполняют государственные и муниципальные функции, а что касается других учреждений, чем хуже их материально-техническая и финансовая база, качество управления ими, тем больше смысла в переводе этих учреждений в казенные. Однако ситуационный контекст для принятия решения может быть несколько сложнее.

Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2010 N 1505-р.

Во-первых, в казенные учредителю необходимо переводить те муниципальные и государственные учреждения, которые должны выполнять функции распорядителей бюджетных средств.

Во-вторых, в казенное учредителю, может, имеет смысл перевести то муниципальное или государственное учреждение, которое в силу специфики своей деятельности работает только за счет внебюджетных доходов. Дело в том, что если данное учреждение остается бюджетным, то перед учредителем встает задача выделить ему из бюджета субсидию на выполнение государственного или муниципального задания , то есть по сути такое решение вызывает дополнительные бюджетные расходы. В случае же сметного финансирования казенного учреждения средства из бюджета могут не выделяться — главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, может просто утверждать и контролировать исполнение бюджетной сметы учреждения, где в качестве доходов учреждения будут фигурировать только доходы от оказания платных услуг или выполнения платных работ.

Части 3 и 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ.

В-третьих, безусловно, в статус казенных имеет смысл перевести те государственные и муниципальные учреждения, руководство которых пока не готово или не способно к увеличению своей финансово-хозяйственной самостоятельности в статусе бюджетного или автономного учреждения, а кадровый ресурс для замены этого руководства отсутствует.

Наконец, еще одним фактором, который должен влиять на решение о переводе тех или иных государственных или муниципальных учреждений в казенные, являются трудности с разработкой нормативов финансирования услуг учреждения. Бюджетное финансирование как автономных, так и бюджетных учреждений по выполнению ими государственных или муниципальных заданий предусматривается с использованием нормативов финансирования . Однако создание грамотных нормативов — методическая задача, которая не всегда решается легко, поэтому, может быть, смысл в том, чтобы учреждение «подождало» появления грамотных нормативов в казенном статусе, а не «ныряло» в «новобюджетность» или «автономность» с некорректно определенным нормативом бюджетного финансирования.

Часть 1 ст. 78.1 БК РФ.

И, конечно же, необходимо учитывать отдельные прямые ограничения, налагаемые федеральным законодательством при определении типа государственного или муниципального учреждения. В частности, государственные учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть созданы в виде казенных учреждений .

Источник

Оцените статью