- Статья 19. Распоряжение имуществом казенного предприятия
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия
- Комментарий к статье 297 Гражданского Кодекса РФ
- Другой комментарий к статье 297 ГК РФ
- Остались вопросы по ст 297 ГК РФ?
- Статья 297 ГК РФ. Распоряжение имуществом казенного предприятия (действующая редакция)
- Комментарий к ст. 297 ГК РФ
- Распоряжение имуществом казенного предприятия
- Режим имущества казенного предприятия
- Совершение казенными предприятиями отдельных видов сделок
- Распоряжение вещами, находящимися не на праве оперативного управления
- Распоряжение готовой продукцией и прибылью
Статья 19. Распоряжение имуществом казенного предприятия
Статья 19. Распоряжение имуществом казенного предприятия
1. Федеральное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия Правительства Российской Федерации или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти.
Казенное предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа местного самоуправления.
Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ статья 19 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
3. Казенное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:
1) сдавать такой земельный участок в субаренду;
2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);
3) отдавать арендные права в залог;
4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона
Источник
Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия
1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Комментарий к статье 297 Гражданского Кодекса РФ
1. Комментируемая статья конкретизирует содержание права оперативного управления казенного предприятия на закрепленное за ним имущество. Как уже отмечалось в коммент. к ст. 296, казенное предприятие может быть создано на базе не только федерального имущества, но и имущества субъекта Федерации, а также муниципального имущества.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятие субъекта — решением компетентного органа государственной власти этого субъекта, а муниципальное казенное предприятие — решением органа местного самоуправления (в соответствии с актами, определяющими статус этих органов и предусматривающими право принятия такого решения).
Основания для создания казенного предприятия закреплены в п. 4 ст. 8 Закона об унитарных предприятиях.
Об особенностях создания, реорганизации и ликвидации казенных предприятий см. ст. 115 и коммент. к ней.
2. В Законе об унитарных предприятиях особенностям правового режима имущества казенных предприятий посвящен ряд статей (ст. 8, п. 5 ст. 9, ст. 19, п. 2 ст. 20 и др.). Помимо ГК (ст. 113, 115, 297) и Закона об унитарных предприятиях правовое положение этих предприятий определяется следующими нормативными актами:
Постановлением Правительства РФ от 12.08.94 N 908 «Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» (СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1982);
Постановлением Правительства РФ от 06.10.94 N 1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)» (СЗ РФ, 1994, N 28, ст. 2989).
Согласно ст. 37 Закона об унитарных предприятиях эти акты применяются, поскольку не противоречат Закону.
3. Как и государственное или муниципальное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие обладает специальной правосубъектностью (ст. 49 ГК, ст. 3 и п. 2 ст. 19 Закона об унитарных предприятиях). Оно вправе распоряжаться своим имуществом только в рамках целей и предмета своей деятельности. Но в отличие от государственного или муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, казенное предприятие распоряжается своим имуществом (движимым или недвижимым) только с согласия собственника.
Казенное предприятие вправе самостоятельно реализовать только произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Собственник, кроме того, утверждает казенному предприятию смету доходов и расходов и доводит до него обязательные для исполнения заказы на товары, работы и услуги.
От лица собственника по отношению к федеральному предприятию выступает Правительство РФ или уполномоченный им исполнительный орган федеральной власти, по отношению к казенному предприятию субъекта Федерации или муниципальному казенному предприятию — соответственно уполномоченный орган либо государственной власти субъекта, либо местного самоуправления (п. 1 ст. 19 Закона).
4. О возможности собственника (органа, уполномоченного собственником) изъять у казенного предприятия принадлежащее ему имущество и о субсидиарной ответственности собственника по долгам казенного предприятия см. коммент. к ст. 296.
Другой комментарий к статье 297 ГК РФ
1. В п. 1 комментируемой статьи содержится норма, устанавливающая, что все имущество, закрепленное за казенным предприятием на праве оперативного управления, в том числе движимое имущество, может отчуждаться или иным образом передаваться казенным предприятием другим лицам (в аренду, пользование, в качестве вклада в капитал или фонды других организаций и т.п.) лишь с согласия собственника этого имущества.
Реализация производимой казенным предприятием продукции осуществляется им самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Так, согласно п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях собственник имущества казенного предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
2. Порядок распределения и использования доходов (прибыли) казенного предприятия определяется в уставе предприятия (п. 5 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях). При этом распределение и использование доходов казенного предприятия осуществляются в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия (п. 2 ст. 19 указанного Закона).
Остались вопросы по ст 297 ГК РФ?
Получите консультации и комментарии юристов по статье 297 ГК РФ бесплатно.
Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.
Источник
Статья 297 ГК РФ. Распоряжение имуществом казенного предприятия (действующая редакция)
1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Комментарий к ст. 297 ГК РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает общее правило о том, что распоряжение переданным казенному предприятию имуществом осуществляется только с согласия собственника этого имущества. В статье не содержится специальных правил относительно выражения согласия на совершение распорядительных действий, соответственно, могут быть применены правила ст. 157.1 ГК о возможности выражения как предварительного согласия, так и последующего одобрения.
Абзац 2 п. 1 устанавливает исключение из общего правила о распоряжении имуществом казенного предприятия только с согласия собственника. Это исключение относится к производимой предприятием продукции — она реализуется самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В противном случае реализация продукции была бы затруднена из-за необходимости получения согласия, что могло бы негативно повлиять на эффективность участия предприятия в гражданском обороте. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия (ст. 19 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи порядок распределения доходов казенного предприятия устанавливается собственником его имущества. Более подробно отношения, связанные с распределением доходов казенного предприятия, регулируются подзаконными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Так, в отношении федеральных казенных предприятий действует Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий». Необходимо учитывать, что любое казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов. Доходы казенного предприятия от реализации производимой им продукции (работ, услуг) являются основой финансирования уставной деятельности предприятия. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.
Источник
Распоряжение имуществом казенного предприятия
Режим имущества казенного предприятия, совершение отдельных видов сделок.
Нормами гражданского права установлен порядок, при котором имущество принадлежит юрлицу, а учредитель имеет статус собственника доли в уставном капитале. Однако существуют исключения. Некоторые из них связаны с деятельностью государственного или муниципального казенного предприятия. Их имущество предполагает право оперативного управления. Этот титул обладает существенными ограничениями и предполагает высокую степень влияния собственника.
Базовые правила, касающиеся возможностей распоряжения вещами, которыми обладает государственное или муниципальное казенное предприятие, установлены в ст. 297 ГК.
Режим имущества казенного предприятия
Режим, на основании которого совершаются сделки, предметом которых выступает как движимое, так и недвижимое имущество казенного предприятия, предполагает значительное вовлечение собственника (соответствующего государственного или муниципального органа). Общее правило установлено в ч. 1 ст. 297 ГК. Оно требует не только согласия собственника при совершении сделок муниципального или государственного казенного предприятия по отчуждению имущества, но и согласовывать все иные случаи распоряжения.
Распоряжение имуществом государственных региональных и муниципальных казенных предприятий.
Порядок совершения сделок такими субъектами аналогичен действующему в отношении федерального предприятия. Права собственника реализует уполномоченный орган на соответствующем уровне. Закон не именует конкретные структуры, поскольку их наименование и функции определяются на регионом и муниципалитетом самостоятельно.
Право оперативного управления также подразумевает ограничения не только на отчуждение, но и на иное распоряжение переданными вещами.
Совершение казенными предприятиями отдельных видов сделок
Ст. 19 закона устанавливает ряд правил, касающихся имущества, закрепленного на праве оперативного управления за такими предприятиями.
Она предоставляет возможность собственникам самостоятельно определять виды или стоимость сделок, требующих одобрения.
Это обусловлено необходимостью учитывать особенности той или иной сферы экономики.
Дополнительным ограничением выступает возможность распоряжения объектами, которые принадлежат этому субъекту на праве оперативного управления, не только с согласия государственного или муниципального собственника, но и при условии сохранения возможности вести запланированную изначально деятельность. Если речь идет о производстве, то невозможно отчуждать цеха или применяемое оборудование.
Распоряжение вещами, находящимися не на праве оперативного управления
Возможны ситуации, когда вещи находятся у казенных предприятий на праве, отличном от оперативного управления. Ч. 3 ст. 19 закона регулирует вопросы, связанные с арендными отношениями, если это имущество государственное или муниципальное. Устанавливаются следующие ограничения:
- невозможность дальнейшей передачи земли в порядке субаренды.
- запрет на передачу прав по этому договору другим лицам.
- невозможность передачи арендных прав в качестве предмета залога.
- запрет на внесение арендных прав в уставный или складочный капитал организаций.
Распоряжение готовой продукцией и прибылью
По общему правилу, эти действия организация может выполнять самостоятельно. Однако возможны ограничения, устанавливаемые решениями исполнительных органов. В настоящее время они не определены.
К прибыли применяются правила, устанавливаемые собственником на том или ином уровне. В отношении любого федерального предприятия действуют правила, установленные Постановлением Правительства N 872. Оно требует перечислять четверть доходов в бюджет, а остальное в фонды организации и расходовать на согласованные цели.
Порядок направления прибыли на региональном и муниципальном уровне регулируется соответствующими актами.
Источник