Статья 113. Основные положения об унитарном предприятии
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.
4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.
5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.
6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.
Комментарий к Ст. 113 ГК РФ
1. В комментируемой статье раскрываются основные признаки унитарного предприятия, которые конкретизированы в Федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». К ним, в частности, относятся следующие признаки:
— применительно к унитарным предприятиям понятие «предприятие» обозначает не объект гражданских прав, предусмотренный ст. 132 Гражданского кодекса России в качестве имущественного комплекса, а субъект — юридическое лицо. Такое разногласие в терминологии обусловлено тем, что в соответствии с ГК РСФСР 1964 г. практически все юридические лица, осуществлявшие хозяйственную деятельности в стране, являлись государственными предприятиями, имевшими закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс (ст. 24 ГК РСФСР). Статья 4 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» определяла предприятие как самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном настоящим Законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В то же время ст. 5 Закона определяла собственника предприятий;
— термин «унитарный» характеризует неделимость имущества предприятия, которое не может быть распределено по вкладам, долям, паям как в хозяйственных товариществах, обществах и кооперативах, так и между работниками предприятия;
— унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель которой — получение прибыли;
— унитарное предприятие не является собственником имущества. Как переданное им собственником, так и полученное в результате хозяйственной деятельности имущество принадлежит предприятию на ограниченном вещном праве — либо на праве хозяйственного ведения, либо праве оперативного управления;
— собственником имущества унитарного предприятия является публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование). Другие участники гражданско-правовых отношений не могут создавать унитарные предприятия. Сами унитарные предприятия также не могут создавать аналогичные предприятия;
— учредительным документом унитарного предприятия является устав, в котором должны быть указаны сведения, предусмотренные п. 2 ст. 52 ГК РФ, а также абз. 2 п. 1 комментируемой статьи;
— унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью: оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности;
— унитарными предприятиями могут быть только государственные и муниципальные предприятия; частные предприятия не могут быть унитарными;
— унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование на русском языке и должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие», а также указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Федерации или муниципальное образование;
— собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия обладает совокупностью полномочий по управлению предприятием, в частности, собственник определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций; назначает на должность руководителя унитарного предприятия лицо по своему выбору, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами и т.д.;
— унитарное предприятие в отличие от бюджетного учреждения несет ответственность по своим обязательствам всем имуществом, как тем, которым его наделил собственник, так и тем, которое приобретено юридическим лицом и не отвечает по обязательствам собственника. Собственник несет ответственность по обязательствам унитарного предприятия применительно к казенному предприятию (субсидиарная ответственность). Кроме того, на собственника имущества унитарного предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества.
2. Унитарные предприятия делятся на два вида: 1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; 2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Основные различия в их правовом положении состоят в необходимости формирования уставного фонда (для казенных предприятий уставный фонд не требуется), распоряжении имуществом, ответственности собственника по обязательствам унитарного предприятия, целях создания, порядке распределениях доходов предприятия, правомочий собственника и др.
3. Наряду с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» правовое положение унитарных предприятий регулируется федеральными законами «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О несостоятельности (банкротстве)», «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» , Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий» и другими нормативными правовыми актами действует немало нормативных правовых актов, посвященных отдельным видам федеральных казенных предприятий, в частности Указ Президента РФ от 28 февраля 2008 г. N 273 «О федеральном казенном предприятии «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности» и др.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 32. Ст. 3313.
Собрание законодательства РФ. 2008. N 9. Ст. 822.
Источник
Статья 113 ГК РФ. Основные положения об унитарном предприятии (действующая редакция)
1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).
2. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Права унитарного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии с настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
3. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности. Устав унитарного предприятия, не являющегося казенным, должен содержать также сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия.
4. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.
5. Органом унитарного предприятия является руководитель предприятия, который назначается уполномоченным собственником органом, если иное не предусмотрено законом, и ему подотчетен.
6. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.
Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
7. Правовое положение унитарных предприятий определяется настоящим Кодексом и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
8. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.
Комментарий к ст. 113 ГК РФ
1. Среди коммерческих организаций только государственные и муниципальные организации являются унитарными. Их имущество не делится на доли (паи), а единым и единственным учредителем и собственником их имущества является публичное образование: Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК, ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также актами органов исполнительной власти, в частности Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. N 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ», Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий», Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия».
Относительно необходимости сохранения унитарных предприятий — несобственников в условиях рыночной экономики высказываются различные точки зрения. В Концепции развития гражданского законодательства (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.) возобладала позиция о необходимости постепенного отказа от унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Одновременно с этим для выполнения особых государственных задач предполагается сохранить казенные предприятия, основанные на праве оперативного управления. В 2014 г. была принята Государственная программа Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 327. Программой предусмотрено сохранение на федеральном уровне к 2019 г. только государственных учреждений и казенных предприятий, основанных на праве оперативного управления.
2. Согласно абз. 2 п. 1 комментируемой статьи унитарное казенное предприятие (казенное предприятие) создается в случаях и порядке, предусмотренных законом. Исчерпывающий перечень случаев, в которых допускается создание казенных предприятий, предусмотрен ст. 8 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи имущество унитарного предприятия закрепляется за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Оба права относятся к ограниченным вещным правам (гл. 19 ГК). Несмотря на некоторое различие круга субъектов (субъект права хозяйственного ведения — только унитарное предприятие, субъекты права оперативного управления — казенные предприятия и учреждения, в том числе частные), объема их правомочий относительно закрепленного за ними имущества (обладатель права хозяйственного ведения имеет большую свободу распоряжения имуществом и большую автономию от собственника этого имущества), данные права имеют единую правовую природу. Основная цель установления этих прав — использование государственного и муниципального имущества в хозяйственной деятельности для решения задач указанных публичных образований без передачи этого имущества в собственность учреждаемым организациям. В Концепции развития гражданского законодательства указывается на необходимость устранить существующий в законодательстве дуализм прав юридических лиц на управление имуществом, оставив только одно право — право оперативного управления, которое должно основываться только на государственной и муниципальной собственности. Право оперативного управления — правовая конструкция, которая позволяет устанавливать разный объем ограничений правомочия распоряжения для разных категорий субъектов.
4. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами РФ, государственными органами субъектов РФ или органами местного самоуправления. Требования к содержанию устава определены в п. 3 ст. 9 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Устав унитарного предприятия должен содержать: полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия; указание на место нахождения унитарного предприятия; цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия; наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор); порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами; перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов; иные предусмотренные законом сведения. Например, сведения о сроке, на который создано предприятие, если оно создается на определенный срок, о филиалах и представительствах, если таковые создаются. Устав предприятия на праве хозяйственного ведения также должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли. В уставе казенного предприятия указываются сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия. В целях обеспечения эффективного управления государственным сектором экономики и усиления контроля за использованием федерального имущества Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 25 августа 2005 г. N 205 утвержден Примерный устав федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения.
5. Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также может иметь наименование на языках народов РФ и (или) иностранном языке. Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект РФ или муниципальное образование, а наименование казенного также указание «казенное». Например, «федеральное казенное предприятие».
6. Согласно п. 5 комментируемой статьи органом унитарного предприятия является руководитель — физическое лицо, которое в соответствии с нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия и локальными нормативными актами осуществляет управление этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Руководитель унитарного предприятия несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, уставом и заключенным с ним трудовым договором. Учитывая специфичные полномочия собственников имущества унитарного предприятия, закон устанавливает особый порядок получения должности руководителя предприятия — назначение. Назначение руководителей федеральных унитарных предприятий осуществляется на конкурсной основе (п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»). В целях избрания кандидатуры на должность руководителя федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять права собственника федерального государственного унитарного предприятия, образует комиссию по проведению конкурса и утверждает состав, сроки и порядок ее работы; публикует информацию о проведении конкурса; принимает заявки от претендентов и ведет их учет; проверяет правильность их оформления и прилагаемых к ним документов; передает в комиссию поступившие заявки; утверждает перечень вопросов для тестовых испытаний претендентов. Руководитель унитарного предприятия должен соблюдать ряд требований (запретов), установленных п. 2 ст. 21 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Законом также предусмотрена аттестация руководителей унитарных предприятий, т.е. оценка квалификации руководителя на соответствие занимаемой должности. Аттестация руководителей унитарных предприятий, как правило, проводится один раз в три года. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику унитарного предприятия. Для федеральных предприятий порядок предоставления отчетности руководителей установлен Постановлением Правительства РФ от 4 октября 1999 г. N 1116 «Об утверждении Порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей интересов Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ».
7. В п. 6 воспроизводится общее правило, вытекающее из автономности организации и ее учредителей как субъектов гражданского оборота, — они не несут ответственность по обязательствам друг друга, если иное не предусмотрено законом. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Исключением из правила об отсутствии ответственности собственника по долгам учрежденного им предприятия является возложение на собственника имущества казенного предприятия субсидиарной ответственности по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
8. Пунктом 7 предусмотрено принятие специального закона об унитарных предприятиях. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» был принят 14 ноября 2002 г.
9. В п. 8 комментируемой статьи установлено, что правила реорганизации унитарных предприятий должны определяться ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также законами о приватизации (ФЗ от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»). В соответствии со ст. 29 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК. В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда, например, в случае систематического осуществления монополистической деятельности принудительная реорганизация может быть осуществлена на основании решения суда. Требование о принудительной реорганизации предъявляется антимонопольным органом. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику. Если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия. Невозможность реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения с участием разных публичных собственников обусловлена закрепленной в п. 4 ст. 2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» нормой, устанавливающей запрет создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальных образований. Не признается реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества. Унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Федеральное государственное унитарное предприятие может быть также преобразовано в автономную некоммерческую организацию. Преобразование унитарного предприятия может происходить в рамках приватизации государственного и муниципального имущества в соответствии с ФЗ от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом.
Источник