Какие организации должны раскрывать свою информацию

Раскрытие информации

Нестеров А.К. Раскрытие информации // Энциклопедия Нестеровых

Взаимодействие компаний с инвесторами основано на их открытости в контексте предоставления основной информации, на основании которой потенциальные инвесторы принимают решения о перспективности вложений в ту или иную компанию. Для компаний одним из основных инструментов, с помощью которого они могут так или иначе влиять на решения инвесторов, является политика раскрытия информации.

Раскрытие информации о компании

Чем больше информации раскрывает о себе компания, тем выше уровень ее прозрачности для инвесторов, тем большей информацией они владеют, чтобы сравнивать различные инвестиционные возможности. В тоже время компании не должны раскрывать информацию, которая обеспечивает их конкурентные преимущества, например, технологические секреты.

Необходимым условием нормальной деятельности крупных компаний является их информационная прозрачность и открытость. Для этого компании должны раскрывать информацию о своей деятельности. Политика раскрытия информации представляет собой документально закрепленную систему мер по информированию инвесторов, акционеров, государственных регулирующих органов и других заинтересованных участников рынка ценных бумаг о своем финансово-экономическом положении. Кроме того, к раскрытию информации относятся мероприятия по раскрытию нефинансовой информации. Сюда относятся данные о будущих планах деятельности компании, организационно-правовая информация и другие существенные факты о компании, которые подлежат раскрытию.

Потребность в раскрытии компаниями информации для инвесторов за последние тридцать лет существенно увеличилась. Причем речь идет не столько об оценке перспективности вложений в компанию во взаимосвязи с наличием у компании таких нематериальных активов, как патенты, ноу-хау и т.д., сколько об оценке финансовых рисков вложения в компании.

Потребности инвесторов сводятся к получению информации о том, что происходит с конкретной компанией, на основе чего делать вывод о перспективах инвестирования. Следует учитывать, что анализ финансовых показателей не обеспечивает достоверного представления о текущем положении и перспективах развития компании.

Основное направление деятельности любой компании по раскрытию информации – это предоставление финансовой информации. Раскрытие финансовой информации осуществляется компаниями практически во всем мире по схожим правилам, хотя и с использованием разных механизмов и с учетом местного законодательства.

Значение и влияние на рынок раскрытия финансовой информации достаточно хорошо изучены. Хотя, с развитием технологий, способы и формы раскрытия информации и претерпели существенное изменение, суть ее и цель остались прежними.

К основной информации, раскрываемой компаниями, можно отнести следующее.

Раскрываемая компанией информация

информация об основных организационно-правовых аспектах деятельности компании

Касается устава компании, смене руководящего состава, принятии важных решений и т.п.

информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности компании за прошедший период

Представляется в виде финансовой отчетности.

информация о нефинансовых событиях в деятельности компании и изменениях в порядке раскрытия информации

Информация о нефинансовых событиях может по-разному влиять на положение компании: как дестабилизировать, так и укреплять его. Однако, сам факт наличия отлаженной схемы сбора и раскрытия информации о нефинансовых событиях в деятельности компании является стабилизирующим фактором, снижающим риски инвесторов.

Политика раскрытия информации – это комплекс действий эмитентов ценных бумаг по информированию акционеров, государственных органов и участников рынка ценных бумаг о финансовой деятельности, экономических результатах, а также предоставление иных сведений. Политика раскрытия информации компании должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и нормативным актам об эмиссии ценных бумаг.

Согласно распоряжению Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг № 421/р «О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения»:

Целью раскрытия информации о компании является донесение этой информации до сведения всех заинтересованных в ее получении инвесторов в объеме, необходимом для принятия взвешенных решений [1].

Кодекс корпоративного поведения определяет также необходимость наличия у компаний Положения об информационной политике, которое включает в себя: порядок раскрытия информации, перечень раскрываемой информации, используемые способы и формы раскрытия информации, а также перечень конфиденциальной информации, не подлежащей раскрытию. Кроме того, положение об информационной политике обязательно должно включать:

  • перечень лиц, имеющих право «говорить» от имени общества,
  • цели и принципы раскрытия информации,
  • правила раскрытия информации о компании,
  • общедоступная информация,
  • порядок информирования акционеров,
  • перечень информации, составляющей коммерческую тайну,
  • перечень инсайдерской информации и порядок использования инсайдерской информации,
  • порядок предоставления информации различным контактным группам.

Способы и формы раскрытия информации

Способы раскрытия информации компанией:

  1. Публикация в сети Интернет или в СМИ;
  2. Направление информации в соответствующие органы власти;
  3. Направление информации в адрес акционеров, участников рынка ценных бумаг;
  4. Предоставление доступа к сведениям по месту нахождения эмитента.

В настоящее время наиболее доступным и простым способом раскрытия информации является ее публикация на корпоративных сайтах компании. С помощью Интернет информация быстро распространяется и становится доступной для всех заинтересованных контактных групп.

При этом основной формой раскрытия информации является «публикация», которая по факту совпадает с первым способом.

Формы раскрытия информации в виде публикации:

  • Годового отчета общества.
  • Годовой/квартальной бухгалтерской отчетности общества.
  • Ежеквартального отчета.
  • Списка аффилированных лиц.
  • Информации, прилагаемой к ходатайству и/или уведомлению государственного антимонопольного органа.
  • Решения/отчёта о выпуске ценных бумаг.
  • Проспекта (эмиссии) ценных бумаг.
  • Сообщения о существенном факте.
  • Сообщения о сведениях, способных повлиять на стоимость ценных бумаг.

Одной из новых форм раскрытия информации является проведение презентаций и пресс-конференций, где представители инвесторов, участников торговли и средств массовой информации встречаются лицом к лицу с руководством той или иной компании и имеют возможность непосредственно получить исчерпывающую информацию об акционерном обществе. Данная форма существенно отличается от традиционных личных встреч с инвесторами своим информационным наполнением и характером подачи информации, которая сопровождается графическими, видеоматериалами, демонстрирующими стабильность и привлекательность компании для инвестора, подчеркивая цифровые данные из отчетов.

Принципы раскрытия информации

С точки зрения обязанностей компаний по раскрытию информации, оно осуществляется ими при наличии следующих оснований для раскрытия информации:

  1. Добровольно по инициативе самого эмитента или по запросу со стороны определенного круга лиц.
  2. Обязательно при определенных обстоятельствах.
  3. На регулярной основе.
  4. По запросу государственных органов.

Основные принципы раскрытия информации:

  • достоверность,
  • доступность,
  • оперативность,
  • полнота и регулярность,
  • разумный баланс между открытостью предприятия и соблюдением его коммерческих интересов,
  • нейтральность информации.

Раскрытие информации производится компаниями по нескольким направлениям, среди которых можно выделить срочные и текущие сведения, общую информацию о компании и ее экономической деятельности, ценных бумагах, а также информацию, касающуюся важных событий в деятельности компаний. В частности, к срочной информации относятся операции, которые существенно, в разы или десятки раз, меняют стоимость ценных бумаг.

По объективным причинам необходимость раскрытия информации часто вступает в конфликт с конфиденциальными данными компании, составляющими коммерческую, техническую или технологическую информацию. Например, известен случай, когда в результате стандартной процедуры раскрытия информации для инвесторов с целью повышения привлекательности предприятия для инвестиций, компания по разработке программного обеспечения в сфере компьютерной безопасности сообщила о собственной разработке, технологическом ноу-хау. Одного заявления без уточнения технических деталей о применении новой технологии в сфере компьютерной безопасности хватило, чтобы конкурирующие компании написали свои программные коды-аналоги данной разработки. В связи с этим компанией было утеряно уникальное преимущество.

В то же время не следует относить к важной информации вполне заурядные сведения. Следует руководствоваться действующим законодательством и не раскрывать коммерческую тайну, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьи лицам (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). Вместе с тем, компании не могут свободно толковать содержание коммерческой тайны, поскольку результатом станет бесконечное исключение сведений, которые подлежат раскрытию. ФЗ «О коммерческой тайне» устанавливает, что коммерческой тайной может быть любая информация, если только федеральный закон не устанавливает обязанности ее раскрытия или недопустимость ограничения доступа.

Раскрытие конфиденциальной информации, касающейся уникальных технологических наработок, управленческих или коммерческих приемов неизбежно ведет к утере конкурентных преимуществ. Поэтому компании вынуждены балансировать между стремлением повысить свою прозрачность для инвесторов и соблюдением личных интересов в плане защиты инсайдерской информации. В то же время многие компании часто относят к коммерческой тайне информацию, которая вовсе ей не является, теряя в этом плане привлекательность для инвесторов, так как в их глазах это выглядит как утаивание важной информации, которая может повлиять на их решения в отношении инвестиционных возможностей.

Компании могут раскрывать значительный массив не представляющей ценности информации, при этом важные сведения остаются нераскрытыми. Раскрываться может не относящаяся к делу информация, или более того, раскрытием информации манипулируют для того, чтобы скрыть реальную картину дел в компании. Важным является показатель транспарентности компании, который означает прозрачность всех экономических процессов для инвесторов, акционеров и государства. Фактически, раскрытие информации направлено на повышение уровня прозрачности компании. Ситуация, когда потенциальные инвесторы, не осуществляя трудоемких изыскательных действий, информированы о деятельности компании и ее текущем финансово-экономическим положением, является наиболее благоприятной для компании. В этом случае соблюдается важное условие наличия у инвесторов полного, достаточного и достоверного знания об интересующей их компании. И чем больше таких компаний в стране, тем более привлекательна она для инвестиций.

Источник

Стандарт раскрытия информации простым языком

Все вы, конечно же, наслышаны о Стандарте раскрытия информации по 731 Постановлению Правительства РФ в действующей редакции от 27.09.2014 года. Но законодательный акт написан довольно сложным языком, которые многие (включая даже юристов) трактуют двояко. Чтобы избежать кривотолков, мы попытаемся рассказать о Стандарте раскрытия информации простым языком.

О чём это постановление

Давайте сначала разберёмся, почему, собственно, этот законодательный акт назвали Стандартом? Со словом стандарт у нас сразу ассоциируется свод каких-то правил, обязательных и одинаковых для группы лиц или сообщества людей, для которых он и разрабатывался. И наш с вами случай не исключение.

731 Постановление Правительства обязательно к выполнению для всех управляющих компаний. То есть теперь каждая УК должна создать свой сайт и зарегистрироваться на портале Реформа ЖКХ. В этих источниках необходимо размещать информацию о своей деятельности по управлению многоквартирными домами, а также сведения по каждому МКД.

В этих целях 22 декабря Минстрой утвердил Приказ №882/пр о формах раскрытия информации. Но в свою законную силу документ вступил только 22 мая 2015 года. Поэтому с этого дня на сайтах информация публикуется не в произвольном виде, а по строго утвержденным формам.

Печатные копии необходимо размещать на информационных стендах в офисах компаний. Информационные стенды должны стоять в удобном для посетителей месте, то есть так, чтобы каждый смог подойти к стойке и прочитать интересующую его информацию (подробнее об оформлении стендов в нашей статье). Копии материалов с оформленных стендов УК должна хранить в течение 5 лет.

Кроме того, в Стандарте раскрытия информации содержатся требования к видам, порядку, способам и срокам публикации сведений, которые должны размещать управляющие компании и к которым должен быть открыт доступ неограниченному кругу лиц. Иными словами, УК раскрывает информацию о своей деятельности и домах, а население, контролирующие и другие органы власти могут их просматривать и проверять.

Какую информацию нужно раскрывать

В Стандарте строго прописаны разновидности информации, которые в обязательном порядке должна размещать о себе и домах в управлении каждая УК. К ним относятся:

  • общие сведения об организации, включая название, адрес (ссылку на сайт УК), организационно-правовую форму, показатели годовой бухгалтерской отчётности и баланса с приложениями к нему. Также нужно отразить доходы и расходы по своему направлению деятельности;
  • список домов в управлении с указанием адреса и приложением договора. Здесь же важно перечислить дома, с которыми договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, и указать их адреса и основания для расторжения;
  • общие сведения об управляемых домах. Тут необходимо перечислить все характеристики дома, включая его адрес, год, серию и тип постройки, кадастровый номер, конструктивные и технические особенности, уровень благоустройства, количество этажей, квартир, состояние инженерных и канализационных систем, площадь жилых и нежилых помещений, а также земельного участка, входящих в состав общего имущества МКД;
  • информация о выполняемых работах и оказываемых услугах (с указанием их стоимости), которые относятся к содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД;
  • информация о коммунальных услугах и их поставщиках, тарифах и нормативах потребления;
  • сведения об использовании общего имущества МКД;
  • информация о капитальном ремонте общего имущества МКД. Здесь нужно отметить, что данная информация раскрывается управляющей компанией, если она выбрана в качестве исполнителя капремонта по решению общего собрания жильцов дома на основании договора управления. Если же проведением и сборами на капремонт занимается региональный оператор и средства оседают на его счете, то управляющая компания никаких сведений не публикует;
  • данные о проведенных общих собраниях жильцов дома с размещением итогов их голосования, результатов решений и протоколов ОСС;
  • годовой отчёт управляющей компании об исполнении своих обязательств по договору управления;
  • данные о случаях привлечения управляющей компании или должностного лица к устным выговорам, письменным предписаниям, штрафам или дисквалификации за нарушения лицензионных требований в сфере управления многоквартирными домами (если таковые имеются). Сюда же нужно приложить копии документов о применении мер административного воздействия. Также важно указать, какие меры были приняты самой управляющей компанией для устранения этих нарушений.

Где нужно размещать информацию по Стандарту

Для этого также определены обязательные источники:

  • официальный сайт Реформа ЖКХ
  • сайт УК
  • информационный стенд в офисе компании

Информация, которая размещается во всех этих источниках по формам раскрытия, утвержденным Минстроем, должна быть доступной и храниться в течение 5 лет. Для старшего поколения, которое не умеет пользоваться интерактивными ресурсами, как раз и предусмотрены печатные формы на информационных стендах в офисе компании.

Годовой отчёт управляющая компания должна размещать ежегодно в первом квартале, следующем за предыдущим отчётным периодом. То есть до 31 марта 2016 года вам уже предстоит представить свой годовой отчёт за 2015 год. Подробнее об этом вы можете прочитать в первой и второй частях цикла статей, посвященных данной теме.

Если в деятельности управляющей компании произошли какие-то перемены, то их нужно отразить на официальных сайтах в Интернете в течение 7 рабочих дней со дня изменения и на информационных стендах — в течение 10 рабочих дней. Если в управление УК перешел новый дом, то организации необходимо в течение 30 дней со дня заключения договора управления отразить эту информацию во всех требуемых законом источниках.

Как отвечать на запросы населения

Граждане могут направлять письменные запросы обычной или электронной почтой в адрес своей управляющей компании, чтобы получить сведения о ее деятельности или своем доме. Управляющая компания, в свою очередь, должна отвечать на эти запросы граждан в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса. Все запросы, полученные обычной или электронной почтой, хранятся УК в течение 5 лет.

В электронном ответе управляющая компания должна продублировать текст самого запроса, а также предоставить запрашиваемую информацию. Обязательно укажите ФИО и должность сотрудника УК, который отвечал на запрос.

Если запрос поступил к вам по обычной почте, то его необходимо зарегистрировать в день поступления, присвоить ему регистрационный номер и проставить штамп УК. В письменном ответе необходимо указать ту же самую информацию, что и в электронном виде.

Гражданин, который направляет вам письменный запрос, должен указать название вашей управляющей компании, свои ФИО, почтовый адрес, изложить суть своего обращения, а также указать желаемый способ получения ответа: посредством почтового отправления или выдачи лично на руки.

Ответственность

По закону управляющие компании должны сообщать по запросу сосбтвенников помещений в МКД адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация. Если управляющая компания отказывается предоставить информацию по запросу жильцов МКД, то это может быть обжаловано в судебном порядке.

Если у вас в полной мере раскрыта информация во всех требуемых законодательством источниках, то при поступившем к вам устно, обычной или электронной почтой запросе, вы можете просто указать в своем ответе адрес, где можно получить все сведения. Им может быть адрес вашего сайта в Интернете. (о том, как создать свой сайт, читайте в нашей статье)

Управляющие компании, которые не соответствуют Стандарту раскрытия информации, будут оштрафованы по статьям 7.23.3. и 14.1.3. КоАП РФ на сумму от 50 до 500 тысяч рублей. За грубые или повторные нарушения лицензионных требований грозит дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет (подробности в нашей статье).

Если у вас возникают какие-либо сложности с размещением информации на сайтах Реформа ЖКХ или ГИС ЖКХ, если у вас еще нет своего сайта, обращайтесь за помощью к нам. Мы всегда рады помочь с решением вашей проблемы!

Источник

Читайте также:  Какого иметь свой бизнес
Оцените статью