Как удержать бизнес на плаву в сложной экономической ситуации?
Экономический кризис поставил под удар предприятия, организации всех форм собственности и частных предпринимателей. О том, как удержать свой бизнес на плаву и вовремя взять себя в руки в непростых экономических условиях, рассказывают наши эксперты!
В сложных экономических условиях каждая компания и предприниматель пытаются найти пути сохранения бизнеса и, при возможности, его расширения. Чтобы эффективно противостоять кризисным явлениям, важно учитывать следующее.
1. Следите за изменениями законодательства
Это нужно делать сразу по двум причинам: во-первых, для того чтобы знать о том, в каких случаях организацию могут привлечь к ответственности за нарушение новых требований нормативных актов; а во вторых, какими льготами и преимуществами она может воспользоваться.
Так, в 2015 году одними из наиболее важных изменений законодательства, которые могут повлиять на ведение предпринимательской деятельности, были изменения в критериях субъектов малого и среднего предпринимательства, введение торгового сбора, изменения в регулировании заключения и исполнения гражданско-правовых договоров, отмена печати.
2. Оптимизируйте трудовые ресурсы
Важно помнить, что оптимизация ‒ это необязательно сокращение численности или штата работников (хотя в некоторых случаях без неё, к сожалению, не обойтись). Менее радикальными её способами могут быть перевод части сотрудников на режим неполного рабочего времени, оформление простоя в работе, заключение срочных трудовых договоров.
При этом, оптимизируя трудовые ресурсы, необходимо учитывать требования Трудового кодекса РФ. Например, некоторые категории работников не подлежат сокращению, а срочный трудовой договор далеко не во всех случаях может быть заключён по инициативе работодателя.
3. Правильно отстаивайте свои интересы в спорах с контролирующими органами
Решения государственных органов не всегда справедливы. Тем не менее многие компании не рискуют с ними спорить. Так, они фактически соглашаются с необоснованными решениями, приятыми не в их интересах.
А зря! Ведь нередко суды в подобных спорах с органами власти встают на сторону организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, в некоторых случаях даже не потребуется доводить дело до суда. Будет достаточно правильно обосновать свою позицию и указать в таком обосновании сложившуюся судебную практику. Так, сама ФНС России в Письме от 26.11.2103 № ГД-4-3/21097 соглашается с тем, что решения судов имеют приоритет перед её собственными разъяснениями.
Ситуация сейчас, конечно, не самая простая. Но к любым условиям можно адаптироваться, стоит только проработать план своих действий и согласовать их с коллегами.
В первую очередь, на мой взгляд, необходимо уделить внимание работе с дебиторской задолженностью. Нет универсальных показателей, обозначающих критерии безопасности оборачиваемости дебиторской задолженности. Для каждой отросли, сегмента, организации этот показатель индивидуальный. Поэтому необходимо проанализировать свою отчётность и определиться с этим показателем для своей организации. Если вы не будете контролировать этот важный показатель, рано или поздно вы можете столкнуться с нехваткой оборотных денежных средств, то есть с кассовым разрывом. Я считаю, что сроки по оплате услуг, товаров необходимо максимально сблизить со сроками их выполнения, отгрузки. Этот факт необходимо оформить документально, что поможет в будущем более точно прогнозировать поступление денежных средств.
Также необходимо строго следить за структурой кредиторской задолженности. Выделяя из общей кредиторской задолженности заработную плату, начисленную к выплате, и налоги ‒ к перечислению мы можем увидеть нашу кредиторскую задолженность, которой мы должны управлять. А именно: зафиксировать документально свои платежи поставщикам и подрядчикам. Таким образом, мы можем составить графики притока и оттока денежных средств, что поможет нам избежать накладок в расчётах между контрагентами, банками и фискальными органами.
Ну и если мы упомянули банки, то обратим внимание и на то, что теперь у нас появилась ещё одна обязанность: проводить мониторинг банковской деятельности. Если есть подозрения, что в банке, где вы держите денежные средства, есть какие-то проблемы, то лучше не ждать и не надеяться на лучшее, а перевести деньги в банки с более высокой степенью надёжности.
КАДРОВИКУ
Надо признать, что моё мнение по большей части адресовано менеджерам по персоналу и управленцам, нежели специалистам по кадровому делопроизводству, но, думаю, будет полезно для понимания командной работы и ответственности.
Кризис ‒ время возможностей? Действительно это так. Но только для кого-то это просто слова и в итоге сожаления, дескать, не повезло, не случилось возможности. А кто-то подходит к кризису более подготовленный, заранее постарался вместе с командой.
Есть те, кто начинают активно двигаться и думать только сейчас. И здесь, конечно, всё зависит от траектории движения. Обычная ситуация для этой категории – оптимизация расходов. Всех! (От офисной бумаги до персонала.) Это хорошо, ошибки нерационального использования ресурсов нужно исправлять. Но это не всё!
Главное, на мой взгляд, критично посмотреть на ту модель взаимодействия, которая работает у вас с точки зрения взаимоотношений с подчинёнными, пограничными подразделениями, Клиентами (это, кстати, вытекает из предыдущих взаимодействий). И вот здесь возникают два камня преткновения: мы так делали всегда; нужно найти сотрудников получше. Получше не будет – примите это как данность.
Часто руководители свои управленческие ошибки перекладывают на персонал. Сложно, но важно ответить себе на вопросы:
- Как вы помогаете сотрудникам в достижении результата (не лозунгами, а конкретными знаниями и инструментами)?
- Насколько вы сами дисциплинированы в плане контроля?
- Точно вы контролируете то, что было запланировано? И был ли план?
- Что мешает сотруднику качественно работать (задвоенность, ручной труд, не отлаженные внутри бизнес-процессы и с пограничными подразделениями, отсутствие знаний и др.)?
Ответить и решить. Может быть, те, кто плохо работал, станут эффективнее работать?
Источник
Как удержать бизнес на плаву
Экономический кризис – это проверка на прочность для всех субъектов хозяйствования. Кризисные явления в разной степени касаются всех игроков рынка. Однако некоторым компаниям удается отстоять и даже укрепить свои позиции, а другие теряют клиентов и прибыль и даже становятся банкротами.
Кризис может даже пойти на пользу, если бизнесмен умеет анализировать ситуацию, готов вносить изменения в стратегию развития компании. Во время спада спроса многие конкуренты уходят с рынка. Этой ситуацией можно воспользоваться и привлечь новых потребителей, увеличить свою рыночную долю. Обучение антикризисному управлению позволяет руководителю и менеджерам получить новые знания в этой сфере, предоставляет готовую систему действий.
Чтобы успешно вести дела даже в непростое время, необходимо разработать грамотную стратегию. Для этого проводится анализ внешних факторов. Часто банки поднимают проценты по кредитным средствам, и кредиты становятся невыгодными для игроков рынка.
Сложно рассчитывать на действенную помощь со стороны государства. Оно поддерживает социальную сферу, это логично, а бизнес должен спасаться сам. Часто во времена кризиса усиливается импортозависимость страны, происходит отток финансовых средств и инвестиций за рубеж, многие вкладывают деньги в заграничную недвижимость. Курсы для руководителей дают свод знаний о том, как вести себя в кризис, чтобы пережить это непростое время.
Опыт предыдущих кризисов показывает, что отечественным компаниям становится сложно и невыгодно получать кредитные средства, им приходится сокращать объем производимой продукции из-за падения спроса и платежной способности населения.
К тому же присутствует конкуренция со стороны производителей из других стран, растут цены на расходные материалы, сырье и комплектующие. Чтобы справиться со всеми негативными факторами, необходимо разработать эффективную стратегию выживания бизнеса.
Большинство юридических лиц воспринимает кризис, как время, которое нужно переждать, уменьшив масштабы своей деятельности. Но это необязательно так. Конечно, необязательные расходы следует уменьшить. Это приобретение новой мебели, офисной техники, автомобильного парка. Но на заработной плате экономить не стоит. Также можно инвестировать средства в развитие новых проектов.
Необходимо провести оптимизацию бизнес-процессов. Это касается планирования, персонала, маркетинга, продаж и закупок. Необходимо правильно распределять средства и ресурсы, сохранить ценных сотрудников. Можно использовать удаленную работу, давать скидки своему персоналу, чтобы они тоже приобретали товары и услуги компании, найти более выгодных поставщиков.
Источник
Забудьте о выживании: как нужно вести бизнес в кризис
Пессимисты ждут второй волны коронавируса. Оптимисты говорят, что рынки восстанавливаются после шока и что для возврата к докризисным показателям им понадобится 1-1,5 года.
Осень 2020 года — период «экономического межсезонья». Компании пристально вглядываются в будущее, пытаясь сформулировать оптимальную бизнес-стратегию. Что делать, чтобы ни очередной виток пандемии, ни новые государственные меры по борьбе с кризисом, ни другой «черный лебедь» не застали врасплох?
Вот пять советов, которые помогут успешно развивать бизнес независимо от того, обрушится на нас вторая волна пандемии или нет.
1. Планируй сценариями
Организовать стратегическое планирование в рамках сценарного анализа, рассматривать несколько вариантов развития событий, включая самые невероятные варианты. Определять «триггеры» — признаки перехода из одного сценария в другой. Сохранять определенную консервативность в планировании, оставлять резервы на «черный день».
Только так ты сможешь управлять рисками в различных сценариях, обеспечить стабильность и развитие компании.
2. Ставь клиента в центр стратегий
Пандемия поменяла многие социальные нормы, поведенческие паттерны и потребительские привычки. Твои клиенты уже изменились, но обновились ли подходы к работе с ними?
Продемонстрируй клиентам, что ты понимаешь их ожидание и требования в новых условиях, поощряй тех, которые во время первой волны пандемии не отказались от услуг твоей компании, привлекай новых, меняя портфель товаров и услуг.
Например, образовательные центры дарят студентам, доучившимся в конце учебного года в онлайне, дополнительные занятия. Рестораны предлагают скидки на повторные заказы на вынос или с доставкой. Рекламные агентства – скидку при покупке пакета услуг.
В дальнейшем тренд на сближение с клиентом будет усиливаться. Чем лучше ты понимаешь ожидания клиентов, тем они счастливее и, следовательно, лояльнее будут клиенты, тем стабильнее бизнес, и тем проще найти новые ниши для роста.
3. Переосмысли бизнес-модель
Коронакризис как и любой экономический шторм заставил владельцев компаний по-новому взглянуть на привычные бизнес-модели. Предприятия открыли новые направления, диверсифицировав клиентские потоки. Так, традиционный ретейл был вынужден переходить в онлайн, обычные рестораны подключили доставку, медицинские клиники увеличили количество виртуальных консультаций, косметические фабрики перешли на антисептики, а швейные — на производство масок.
Думаешь, что на этом перемены закончились, не дождешься! Они только начинаются. По данным июньского опроса McKinsey, более 90% руководителей считают, что из-за коронавируса в течение ближайших пяти лет их бизнес ожидают кардинальные изменения.
Поэтому не жди, когда обстоятельства заставят менять бизнес модель — переизобретай свой бизнес сам, делай это проактивно и регулярно.
4. Прокачай инновации
Внедрение новых технологий в кризис является не добровольным выбором, а необходимостью. Инновации инновациям рознь! Для одних — это переход в онлайн, для других — роботизация клиентского сервиса, для третьих — применение когнитивных технологий для изучения клиентской базы.
Как сообщается в глобальном исследовании The Agents of Transformation Report 2020, проведенным AppDynamics, 95% IT-специалистов отметили существенные изменения в своих организациях в период пандемии. Руководители осознали, что цифровые технологии помогают более эффективному оказанию услуг и производству товаров, более качественной работе с клиентами и поставщиками.
Острая фаза кризиса, когда компании были вынуждены внедрять такие решения быстро (например, срочно создавать онлайн-магазин), — позади. Теперь наступило время задуматься о плановом технологическом развитии. Определите в рамках сценарного планирования, каким может быть это развитие, и смело меняйте вашу компанию.
Задумайся о роботизации колл-центров, производства, о внедрении в компании CRM-систем, о разработке мобильных приложений и решений для удаленного доступа. В ближайшем будущем можно будет перейти автоматизации рутинных процессов перейти к цифровой трансформации бизнес-модели.
5. Обновляй HR-практики
С приходом пандемии Twitter полностью перевел все 20 000 своих сотрудников на удаленную работу, отказался от офисов — навсегда! По крайней мере, компания так заявила.
С переходом на удаленную работу, многие компании прочувствовали сильные и слабые стороны своей корпоративной культуры. С наименьшими потерями кризис проходят компании с корпоративной культурой, основанной на сотрудничестве. В такой культуре процветают самоорганизованные, мотивированные, талантливые работники. В нашей стране таких передовых компаний немного, большинство — компании с «советским» иерархическим укладом, в которых работают «сотрудники-троечники», зато недорогие.
В нынешних реалиях, когда на удаленную работу частично или полностью перешли более половины российских предприятий, необходимо создавать новую культуру, прописывать новые регламенты, позволяющие соблюдать личное пространство людей —– сотрудник, работающий дома, не должен чувствовать себя прикованным компьютеру 24 часа.
Также важно умение компаний перераспределять и переобучать сотрудников, используя новые системы аналитики и управления, в том числе системы тестирования и дистанционного обучения. Так, в одной российской компании, в которой я вхожу в совет директоров, более 1000 сокращенных сотрудников из розничной сети перевели в колл-центр отдела продаж. В результате компания расширила клиентскую базу, а сотрудники сохранили работу.
В кризис усиливается роль акционера-лидера и сплоченной управленческой команды. В трудные времена именно акционер должен объединить вокруг себя команду, клиентов, поставщиков и возглавить процесс стабилизации компании. Поэтому сохраняй выдержку и эмпатию, целеустремленность и открытость к изменениям. Не выживай, а развивайся! Именно для этого существуют кризисы.
Источник