Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»
татьяна доронина
Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»
Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено НОД по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия искусства, окружающего мира и собственной самостоятельной деятельности.
В процессе свободной самостоятельной изодеятельности детей каждый ребенок вправе сам выбирать для себя вид художественного творчества и изменять его в ходе необходимости. Но это не значит, что педагог только наблюдает за детьми. Он не рядом, а вместе с детьми, он сам участвует в деятельности.
Все изобразительные материалы, имеющиеся в группе должны находиться в непосредственной доступности для всех детей, в распоряжении детей должно быть как можно больше самого разнообразного материала. И совсем не обязательно, чтобы материал был в наборах, одного формата и т. д. Чем разнообразнее размер, фактура, тем лучше. Так, например, бумага может быть в клетку, линейку, упаковочная, писчая, глянцевая, бархатистая, гофрированная, полукартон и т. д. Детям могут понадобиться кусочки ткани, коробки, мелкий бросовый материал т. п. Охотно дети используют 1/6 – 1/8 альбомного листа, с удовольствием создают миниатюры из маленьких кусочков глины, пластилина. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка к кропотливой работе, делают движения более точными, тренируют мелкую мускулатуру рук. Но такая работа не возникает сама по себе, она требует специального руководства воспитателя.
Для того чтобы процесс был управляемым и развивающим, в сетке НОД необходимо указывать, в каком ритме и в каких сферах деятельности целесообразнее присутствовать педагогу. Кроме того, необходимо периодически демонстрировать детям новые интересные приемы работы с уже известными им материалами. Необходимость проведения этой работы вам подскажут сами дети. Как только вы заметите, что интерес к работе падает, вводите что-нибудь новенькое. Любое имеющееся у вас пособие по изобразительной деятельности с использованием разнообразных техник подскажет бесконечное множество идей. И в скорее вы убедитесь, что на какое-то время это станет одним из любимых увлечений ваших ребят.
Ежедневно просматривайте вместе с детьми все то, что удалось им сделать. Демонстрируйте при этом искреннюю заинтересованность и уважительное, деликатное и уважительное, отношение к детскому творчеству.
Положительно оценивайте инициативу ребенка независимо от полученного им результата. Поинтересуйтесь содержанием детского рисунка, поделки, назначением конструкции и т. п. в случае необходимости деликатно посоветуйте, как можно их усовершенствовать, выразите надежду видеть все это в окончательном варианте завтра или в ближайшие дни.
Вскоре вы заметите, что ваше заинтересованное отношение сотворило чудо! Все больше и больше детей станет по собственной инициативе вовлекаться в этот процесс, а значит, решена самая основная задача – у детей появился интерес к самостоятельной изобразительной деятельности.
Для развития творческих способностей детей рекомендуется в каждой группе организацию зоны самостоятельной деятельности детей.
2-я младшая группа:
o Чистая бумага, фломастеры разной толщины и цвета, акварельные краски, карандаши, восковые мелки;
o Кисти, банки для воды, салфетки, клеенки на столы;
o Пластилин или глина, стеки для моделирования, полставки для работы.
Для средней группы зона изодеятельности аналогична описанной.
К уже описанному добавляются
o Линованная бумага в клетку и в линейку;
o Клей, цветная бумага, ножницы;
o Тетради для раскрашивания и с заданиями.
Эта зона рассчитана на 3-5 работающих одновременно детей с возможностью подключения взрослого.
В подготовительной к школе группе в этой зоне появляются новые разнообразные материалы:
o Пастель, цветное соленое тесто, пластическая масса для лепки;
o Трафареты, шаблоны с геометрическими фигурами, шариковые ручки;
o Сухие листья для коллажей;
o Альбомы по искусству;
Произведения искусства можно размещать на «полочке красоты», которую надо расположить на уровне глаз ребенка, т. е. низко, и сказать им, что это полочка не простая, а волшебная. На ней будут появляться очень красивые предметы и вновь исчезать. Поэтому надо успеть рассмотреть их.
При подборе материала старайтесь чередовать виды искусства. Сначала покажите подлинные произведения народного, декоративно прикладного искусства (матрешки, глиняные игрушки, деревянные игрушки и предметы быта. После народных игрушек можно показать детям книги с иллюстрациями какого-нибудь художника, затем обратиться к репродукциям произведений живописи и т. д.
Работы воспитанников по самостоятельной изодеятельности и во время НОД необходимо размещать на выставках, демонстрировать для детей других групп и родителей. Обзор уголков творчества МБДОУ д/с «Солнышко» представлен в презентации «Наше творчество».
Для констатации исходного уровня развития, поквартального сопоставления анализов мониторинга продуктивной деятельности детей, позволяющие более полно фиксировать дальнейшее продвижение или отставание каждого ребенка, все полученные данные (результаты бесед с детьми, детские рисунки и лепка) должны храниться.
Важнейшим показателем эффективности проведенной работы являются изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе и замкнутый ребенок становиться веселым и инициативным, с удовольствием рисует и лепит, доводит начатую работу до конца и выражает желание продемонстрировать ее другим людям — значит, цель достигнута!
«Волшебные листочки». Фотоотчёт свободной самостоятельной деятельности детей Наступила осень,самое время собирать плоды,семена и листья для природного уголка и уголка самостоятельной деятельности детей. Дети приносили.
Фотоотчет. Создание условий для игровой деятельности детей средней группы. Пластилиновая сказка «Спасти принцессу». Все дети любят волшебные сказки. Любят их слушать, смотреть мультфильмы,фильмы. А затем, любят перевоплощаться в героев. Девчонки хотят.
Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.
Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей» Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения.
Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.
Консультация для воспитателей «Создание образовательной среды для музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение.
Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.
Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.
Создание условий для исследовательской деятельности на участке детского сада Естественная потребность детей к познанию окружающего мира стала значимой частью образовательной деятельности в детском саду. Дети-маленькие.
Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.
Источник
Консультация для педагогов «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей 5–6 лет»
Анна Петрова
Консультация для педагогов «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей 5–6 лет»
Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.
Именно инициативность, самостоятельность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.
Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей 5-6 лет:
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
Важнейшим фактором развития детской инициативы является специально организованная развивающая предметно-пространственная среда.
Создание условийдля свободного выбора деятельности:
•предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;
•образовательная и игровая среда должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
•содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей группы.
В соответствии с ФГОС ДО каждый дошкольник имеет право на выбор представленных в предметно-развивающей среде пособий, реализацию собственных потребностей и интересов, что расширяет возможности саморазвития и взаиморазвития. Свободный выбор предполагает ответственность ребенка за свой выбор. Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности материалами.
По требованию ФГОС ДОУ развивающая предметно- пространственная среда должна быть трансформируемой, вариативной и безопасной. Решая данную задачу мы изготовили передвижные ширмы для использования в игровой, театральной и познавательной деятельности с детьми.
Ширма — это замечательный вариант для постановок кукольных спектаклей и театрального уголка. Она может быть использована в непосредственной образовательной деятельности с детьми как наглядное пособие, в сюжетно ролевой игре в самостоятельной деятельности детей.
Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
• Создавать в группе положительный психологический микроклимат,в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
• Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
• Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).
• Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
•При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры.
•Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу.
•Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся принятию всех остальных детей. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, в соответствии с собственными интересами, делать выбор, т. е. проявлять инициативу.
Прикреплённые файлы:
sozdanie-uslovii-dlja-poderzhki-iniciativy-i-samostojatelnosti_nqtni.pptx | 11185,33 Кб |
Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.
Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.
Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.
Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.
Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.
Источник