- Размещение тарифов и нормативов в разрезе коммунальных услуг
- Размещение тарифа на коммунальную услугу
- Информация о нормативах потребления коммунальных услуг
- Как формируются тарифы ЖКХ
- Из чего состоит квартплата
- Структура тарифа на жилищные услуги
- Компоненты тарифа на коммунальные услуги
- Счетчиков нет
- Счетчики есть
- Общедомовые нужды
- Как можно снизить тарифы ЖКХ
- 29.07.2016 | Мифы ЖКХ: Кто утверждает тарифы и нормативы на коммунальные услуги?
- Составляющие оплаты за коммунальные услуги
- Формула расчета холодной и горячей воды без счетчика
- Нельзя установить счетчик технически
- Можно установить счетчик или закончился срок поверки
- Законы о тарификации услуг ЖКХ
- Право на предоставление коммунальных услуг
- Применение корректирующего коэффициента
- Договора с РСО
- Интересы исполнителей коммунальных услуг
- Как формируются тарифы на ЖКХ
- Причины повышения
- Кто устанавливает тарифы ЖКХ
- Кто устанавливает
- Коммунальные и жилищные тарифы на 2021 год
- Расценки
- Рост цен на услуги ЖКХ в 2021 году
- Права ТСН и УК
- Обжалование установленных тарифов на коммунальные услуги
- Где узнать цены
Размещение тарифов и нормативов в разрезе коммунальных услуг
Согласно п. 2. ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Тарифы на коммунальные услуги – это стоимость ресурса, выраженная в рублях за единицу ресурса (тарифы на тепловую энергию – руб. на 1 Гкал., тарифы на водоснабжение и водоотведение – руб. на 1 куб. метр, тарифы на электроэнергию – руб. на 1 кВт*ч.).
Согласно п. 2. Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных ПП РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» , норматив потребления коммунальной услуги – количественный показатель объёма потребления коммунального ресурса, применяемый для расчёта размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении.
Норматив потребления КУ в жилых помещениях – норматив потребления, применяемый для расчёта размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении
Норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД – количественный показатель объёма потребления коммунального ресурса, применяемый для расчёта размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в МКД, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведение сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан.
Норматив потребления КУ при использовании земельного участка и надворных построек – норматив потребления, применяемый для расчёта размера платы за КУ, предоставленную при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Размещение тарифа на коммунальную услугу
Для размещения тарифа на коммунальную услугу необходимо войти в карточку договора управления. Рядом с номером договора нажмите на пиктограмму выпадающего списка и выберите «Изменить».
Выберите опцию «Информация о применяемых тарифах».
В появившемся списке коммунальных услуг, предоставляемых по данному договору, выберите коммунальную услугу, к которой необходимо выбрать тариф. Нажмите кнопку «Добавить» и выберите опцию «Информация о тарифе на предоставленную коммунальную услугу».
В поисковой строке «Наименование регулируемой организации» введите данные организации, регулирующей тариф (организация, которая является поставщиком ресурса). Найти организацию можно по ИНН, ОГРН или наименованию. Для этого необходимо нажать кнопку «Поиск в реестре».
В окне «Выбор организации» введите необходимые данные.
Из списка найденных предоставляемых услуг выберите необходимую.
Выберите период действия тарифа.
Подтвердите, что управляемый объект выбран верно.
Теперь выбранная информация имеет статус «Проект».
Далее необходимо разместить информацию. Для этого нажмите пиктограмму выпадающего списка рядом с наименованием услуги и выберите опцию «Разместить информацию о тарифе». Подтвердите действие.
Если информация была введена ошибочно или некорректно, её можно аннулировать.
Информация о нормативах потребления коммунальных услуг
Размещение нормативов происходит по тому же алгоритму. В выпадающем списке вместо выбора информации о применяемых тарифах выберите «Информация о нормативах потребления коммунальных услуг».
Появится окно с перечнем коммунальных услуг, где можно добавить информацию о нормативе.
Вы сможете выбрать вид норматива, коммунальную услугу, коммунальные ресурсы, необходимые для оказания услуги, и период действия. Когда необходимые параметры будут установлены, нажмите кнопку «Найти».
Выберите нужный норматив из блока поиска и нажмите «Выбрать». Норматив будет прикреплён к выбранной услуге.
Источник
Как формируются тарифы ЖКХ
По сравнению с 2015 годом, тарифы на ЖКХ в 2016 году увеличились более, чем на 7%. Если раньше мы не задумывались об этом, то сейчас, когда значительную долю наших расходов составляет квартплата, многие собственники уже начинают внимательнее относиться к счетам за коммунальные услуги и пытаются разобраться в формулах, по которым производится расчет.
Стоимость жилищно-коммунальных услуг на человека в месяц, рубль Российская Федерация
*Данные взяты с сайта федеральной службы государственной статистики, www.gks.ru
В данной статье мы постараемся доступно рассказать, из чего состоит наша квартплата и на основе чего формируются тарифы ЖКХ.
Из чего состоит квартплата
В состав оплаты за услуги ЖКХ традиционно включают три взноса:
Содержание и текущий ремонт жилого помещения включает стоимость услуг, которые определены в договоре управления. Взнос рассчитывается по одному из самых “непрозрачных” тарифов на услуги ЖКХ.
Коммунальные услуги/оплата за коммунальные ресурсы. Данные услуги, в первую очередь, необходимы для создания комфортных условий жизнедеятельности человека. К ним относятся отопление, газоснабжение, электричество, водоснабжение и водоотведение.
Прочее. Данные услуги предоставляют иные организации, которые заключили договор лично с собственником жилья. Это может быть оплата за радио, телевидение и др.
Далее мы остановимся на первых двух пунктах более подробно.
Структура тарифа на жилищные услуги
Плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя работы по управлению многоквартирным домом и деятельность по содержанию и текущему ремонту общего имущества (лестниц, подвалов, лифтов и др.).
К таким услугам относятся:
облагораживание придомовых участков;
уборка во дворах;
содержание в чистоте и безопасности общественно-полезных площадей;
осуществление ремонтных работ различного уровня сложности.
Формально, согласно ч.7 ст.156 ЖК, размер платы за услуги устанавливают сами собственники жилья на общем собрании (если не созданы товарищества/жилищные кооперативы). Но в реальности в соответствии с ч. 2 ст. 157 ЖК РФ чаще всего применяются тарифы, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Ставки на жилищные услуги привязаны к 1 кв.м. общей площади жилья. Следовательно, чтобы получить сумму счета, необходимо умножить тариф (T) на площадь вашей квартиры (S).
Как правило, тарифы ЖКХ повышаются один раз в год. Так как площадь квартиры с течением времени не меняется, платеж за содержание и ремонт остается одинаковым на протяжении года.
Компоненты тарифа на коммунальные услуги
Коммунальные услуги включают подачу воды, газа, электричества и тепла, канализационные стоки (водоотведение) и общедомовые нужды. Тарифы и нормативы на эти ресурсы устанавливает государство.
Тариф – установленная стоимость за единицу ресурса, а норматив — количество ресурса на одного потребителя услуги в месяц, определенное законодательством региона.
Итоговая сумма по той или иной услуге зависит от наличия или отсутствия общедомовых и индивидуальных счетчиков и рассчитывается несколькими способами.
Обратим внимание, что собственники обязаны проводить поверку индивидуальных приборов учета (ИПУ) за свой счет в сроки, указанные в паспорте прибора учета. Иначе в дальнейшем счета на оплату за пользование водой будет рассчитываться по нормативу с учетом количества зарегистрированных в квартире жильцов.
Счетчиков нет
При отсутствии общедомового прибора учета тепла плата за отопление начисляется исходя из норматива, который меняется в зависимости от типа дома.
Формула будет выглядеть как умножение норматива (H) на площадь квартиры (S) и на тариф (T).
Если в квартире и в доме нет счетчиков, то для определения суммы платежей за воду и водоотведение также используют нормативы. В таком случае формула для расчета оплаты за воду будет представлять собой произведение тарифа (T) на норматив (H), а затем получившееся число на количество зарегистрированных граждан (N).
Счетчики есть
При наличии общедомового счетчика на тепловую энергию итоговая сумма за отопление распределяется между жителями в соответствии с площадью их квартир.
V – индивидуальное потребление;
V1 – общедомовое потребление;
S – общая площадь квартиры;
S1 – общая площадь жилых и нежилых помещений;
При расчете оплаты за воду формула будет выглядеть, как умножение количества потребленного ресурса (V) на тариф (T).
Таким образом, размер квартплаты каждый месяц меняется в зависимости от объема потребления по приборам учета. Используя специальную программу для расчета квартплаты, можно добиться повышения прозрачности начислений согласно действующим тарифам.
Общедомовые нужды
Законодательство в сфере ЖКХ постоянно меняется. Так, в начале 2017 года планируется введение нового закона, регулирующего отношения по вопросу расчета ОДН. Одним из нововведений будет перенос ОДН в статью «жилищные расходы» и его расчет по региональным нормативам вместо показаний счетчиков.
С осени 2012 года общедомовые расходы оплачиваются жильцами на основе показаний общедомовых счетчиков. Из этой величины вычитается сумма потребленного объема в жилых и нежилых помещениях. Полученная разница распределяется между гражданами пропорционально размеру площади принадлежащего помещения.
Если счетчика нет, то, как и в предыдущих случаях, расчет ведется по специальным нормативам на ОДН, которые разрабатываются комитетом по тарифам.
Как можно снизить тарифы ЖКХ
Стоимость тарифов ЖКХ напрямую зависят от экономической ситуации в стране и роста цен на топливно-энергетические ресурсы. Но, несмотря на это, существуют способы снижения ставок на ЖКУ. Одним из наиболее доступных способов является переход предприятий, работающих в сфере обслуживания жилья и коммунальных услуг, на упрощенную систему налогообложения. В результате данного метода, стоимость тарифов ЖКХ может быть снижена на 10-15%.
Как мы упоминали ранее, создание товарищества собственников недвижимости или жилья позволит самостоятельно устанавливать размер тарифов на жилищные услуги. При этом собственники сами смогут определять востребованность услуг и перечень необходимых работ. Более подробно методы снижения тарифов ЖКХ мы рассмотрим в следующих статьях.
Источник
29.07.2016 | Мифы ЖКХ: Кто утверждает тарифы и нормативы на коммунальные услуги?
Составляющие оплаты за коммунальные услуги
В России установлен принцип полного возмещения издержек на содержание жилого фонда собственниками и нанимателями квартир. Структура платежей за услуги ЖКХ определена ст. 154 . В соответствии с данной нормой, оплата начисляется следующим образом:
- для квартиросъемщиков государственного и муниципального жилья – за пользование жилым помещением, его содержание и коммунальные услуги;
- для квартиросъемщиков жилья социального использования – за наем и коммуналку;
- для собственников жилья в многоквартирном доме – за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и за коммунальные услуги.
Существуют разные виды тарифов в ЖКХ:
- рассчитываемый с учетом объема потребленных ресурсов (газ, вода, электричество) по показаниям счетчика;
- на каждого проживающего в помещении человека;
- установленный норматив на 1 м2 жилой площади.
В отдельную категорию выделяются тарифы ЖКХ для нежилых помещений в жилом доме.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ, собственники квартир в многоквартирном доме (МКД) оплачивают несут содержание общего имущества: обеспечение рабочего состояния внутридомовых инженерных систем, приборов учета. В оплату также включаются затраты:
- на обслуживание технических помещений дома: подвала, чердака, подъездов, крыши;
- на потребляемую при содержании дома холодную и горячую воду, тепло- и электроэнергию.
Для контроля начислений потребитель должен знать, какие услуги отнесены к коммунальным. Как следует из п. 4 ст. 154 ЖК РФ, в их число входит:
- поставка электроэнергии, бесперебойный доступ к ней и защита от неисправностей;
- газоснабжение (централизованное либо в баллонах);
- твердое топливо (уголь, дрова) при печном отоплении;
- водоотведение;
- бесперебойная поставка холодной и горячей воды;
- вывоз твердых бытовых отходов.
Узнайте более подробно, как рассчитать тариф на содержание многоквартирного дома.
Формула расчета холодной и горячей воды без счетчика
Часто задают вопрос: Если нет счетчика на воду, как начисляется на одного человека в 2021 году?
Формулы расчета воды по нормативу закреплены в ПП № 354 в Приложении № 2 Раздел 1 пункта 4a.
Нельзя установить счетчик технически
Формула расчета стоимости холодной воды для собственника или нанимателя квартиры, не оборудованной индивидуальными приборами учета, если нет технической возможности установки счетчика (ПП РФ № 354 Глава VI пункт 42):
P = n×N×T, где
- n – количество прописанных в помещении постоянно и временно,
- N – норма потребления холодной воды в месяц на одного человека,
- T – установленный по региону тариф.
Можно установить счетчик или закончился срок поверки
Тариф для не имеющих индивидуальных счетчиков с повышающим коэффициентом станет в 1,5 раза больше, чем тариф для тех, у кого счетчики установлены. Таким образом, в формулу расчета добавится еще одна составляющая и она станет следующей:
P = n×N×T×К, где
- n – количество прописанных в помещении постоянно и временно,
- N – норма потребления воды в месяц на одного человека,
- T – установленный по региону тариф,
- К – повышающий коэффициент (на 2021 год установлен 1.5).
Путем несложных подсчетов становится понятно, что установить счетчики достаточно выгодно. Это даст возможность контролировать не только ежемесячное потребление ресурса, но и расходы семьи по этой статье.
Важно: Следите за датой поверки счетчиков холодной и горячей воды, иначе рассчитают по нормативу.
Если давно не проверяли или закончился срок, то рекомендуем прочитать статью — Сроки поверки счетчиков горячей и холодной воды
Законы о тарификации услуг ЖКХ
В каждом регионе России свои климатические условия, степень развитости инфраструктуры, численность населения, поэтому тарифы на коммунальные услуги отличаются в зависимости от субъекта. Регулирование цен осуществляется на базе ряда нормативно-правовых актов:
Тарифы на коммунальные услуги и отраслевые законы | Постановления Правительства РФ и регулирование тарифов на жилищные услуги | НПА, регламентирующие ответственность |
Закон РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» | Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 | Закон РФ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» |
Закон РФ от 26.03.2002 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» | Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 | Закон РФ от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» |
Закон РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» | Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 | Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст.ст. 14.31, 14.32) |
Закон РФ от 31.05.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» | Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1190 | |
Закон РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» | Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 | |
Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» | Распоряжение Правительства РФ от 26.10.2017 № 2353-р | |
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 | ||
Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28.11.2017 № 159/пр |
Потребитель получает услуги ЖКХ на основании возмездного договора, обязательным условием которого является указание размера оплаты в пределах социальной нормы или сверх нее, согласно ФЗ о коэффициентах на тарифы ЖКХ и ст. 156, 157 ЖК РФ.
Квартплата рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченными органами власти субъектов РФ, а плата за жилое помещение определяется в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД. Там же указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями, в числе которых входит утверждение тарифов.
Общий комплекс мер осуществляет Управление регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы РФ.
Право на предоставление коммунальных услуг
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.11 № 354, право на поставку коммунальных услуг с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания жильцов МКД имеет индивидуальный предприниматель или организация вне зависимости от формы собственности:
- управляющая компания (УК);
- ресурсоснабжающая организация (РСО);
- жилищный кооператив.
Тарифы УК, ТСЖ или РСО регулируют федеральные или региональные власти. Каждая цифра в этом случае экономически обоснована, рассчитана с учетом затрат организации, региональных особенностей, технологического уровня производства и других параметров.
И все же у многих потребителей возникает вопрос, могут ли управляющие компании повышать тарифы. Ответ находим в ст. 156 ЖК РФ, которая гласит, что стоимость содержания жилья в МКД, где не созданы ТСЖ или ЖК, определяется на общем собрании собственников. Изменения в расчетах без предварительного утверждения владельцами квартир являются безосновательными.
Обратиться в управляющую компанию имеет право каждый собственник или наниматель жилья, где узнать составляющие тарифа и суммы затрат на содержание дома можно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.10 № 731.
Рекомендуем внимательно ознакомиться с договором, заключенным с УК. Возможно, в нем содержится пункт о повышении тарифов в одностороннем порядке в случае увеличения себестоимости услуг по содержанию дома. Хотя данное положение является спорным, многие компании этим пользуются.
Информация о том, куда обратиться, чтобы узнать тарифы на коммунальные услуги, опубликована на Там же находится , с помощью которого легко произвести примерный расчет стоимости услуг на основании своего местоположения.
Форма организации управления домом в виде ТСЖ или ЖК популярна благодаря тому, что жильцы через своих представителей принимают участие в решении вопросов, связанных с содержанием дома и придомовой территории, в том числе в расчете стоимости. Каждый владелец квартиры может контролировать расходование средств и инициировать более экономное использование предоставляемых услуг или применение ТСЖ пониженных тарифов в 2021 году за счет:
- использования энергосберегающих технологий;
- установки счетчиков;
- других законных способов.
В этом случае ресурсы приобретаются по договору между ресурсоснабжающими организациями и ТСЖ. Являясь исполнителем, товарищество обязано помнить, что предоставление коммунальных ресурсов жильцам должно осуществляться по установленным тарифам.
Подробнее о порядке регистрации ТСЖ, заключении договоров с РСО и потребителями, а также расчетах за услуги читайте в статье «Товарищество собственников жилья».
Право на поставку коммунальных услуг имеют управляющие компании, у которых есть лицензия, штат специалистов и специальная техника. На основании ст. 162 Жилищного кодекса РФ, с УК заключается договор об управлении МКД, согласно которому она приобретает у ресурсоснабжающих организаций коммунальные услуги по установленным в регионе тарифам и выполняет эксплуатационно-ремонтные работы по содержанию дома.
Обязательным условием, которое нужно указать в соглашении, является порядок изменения тарифа управляющей компанией, ведь эти полномочия УК получает только с согласия собственников и нанимателей квартир.
После заключения договора жильцы перечисляют деньги за коммуналку на счета УК, которая в свою очередь обязуется своевременно передавать средства РСО.
Применение корректирующего коэффициента
Порядок расчета и платы за содержание дома и придомовой территории определяется на общем собрании собственников. Он должен отвечать требованиям, перечисленным в Приказе Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28.11.17 № 159/пр.
Этот документ указывает, как корректирующие коэффициенты на коммунальные услуги применяются при благоустройстве и содержании домов. В базовый норматив затрат включают расходы на:
- обслуживание общедовомого имущества;
- содержание объектов недвижимости;
- содержание особо ценного движимого имущества и его полное восстановление в случае надобности;
- общехозяйственные нужды УК;
- зарплату сотрудников, где применимы тарифные коэффициенты разрядов оплаты труда ЖКХ.
Корректирующие коэффициенты к базовому нормативу затрат состоят из территориального и отраслевого показателя, утверждаемого по каждой услуге отдельно. Учитывая перечисленные статьи расходов, жильцы могут самостоятельно рассчитать стоимость услуг для своего дома.
Подробнее о перечне обязанностей УК читайте в статье «Управляющая компания ЖКХ: права и обязанности».
Договора с РСО
В последние годы жители многоэтажек стремятся заключать договора напрямую с РСО относительно поставок электроэнергии, воды, газо- и теплоснабжения, вывоза мусора. Такие организации могут принимать платежи от жильцов на услуги в случаях, когда в доме не избран способ управления или закончился срок договора с УК или ТСЖ.
Решение об оплате коммунальных услуг в кассу РСО принимается на собрании жильцов, если большинство собственников проголосовало «за». Документы об этом передаются в ресурсоснабжающую организацию.
Стоит отметить, что прямые расчеты с поставщиками ресурсов никак не влияют на тарифы.
Интересы исполнителей коммунальных услуг
Как следует из всего сказанного, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует финансовая заинтересованность в повышении тарифов на коммунальные ресурсы (они же – тарифы на коммунальные услуги), более того – УО, ТСЖ, ЖСК заинтересованы в снижении стоимости таких услуг по ряду причин: 1. УО, ТСЖ, ЖСК не получают прибыли из стоимости коммунальных услуг; 2. Оплата коммунальных услуг поступает на расчетный счет УО и при некоторых системах налогообложения указанная сумма облагается налогом, независимо от того, что она в полном объеме выплачивается в пользу РСО; 3. Чем большие суммы поступают в кассы и/или на расчетные счета УО, ТСЖ, ЖСК, тем больше ИКУ несет расходов на администрирование платежей (стоимость банковских переводов, комиссии за зачисление средств на расчетный счет, оплата инкассации и т.д.); 4. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем более напряженные отношения складываются между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, несмотря на то, что исполнители не обладают полномочиями по утверждению тарифов и нормативов потребления КУ; 5. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем большая задолженность возникает у ИКУ перед РСО вследствие невозможности сбора с потребителей 100% стоимости потребленных коммунальных услуг; 6. Сами работники ИКУ являются потребителями жилищно-коммунальных услуг и, как и все прочие потребители, просто по-человечески заинтересованы в уменьшении своей квартплаты.
Таким образом, необходимо отметить, что УО, ТСЖ, ЖСК не только не имеют полномочий по утверждению тарифов на коммунальные услуги, но и заинтересованы в уменьшении таких тарифов!
Для понимания, откуда же ИКУ может получить прибыль, если деятельность по предоставлению коммунальных услуг не только не приносит дохода, но и является фактически убыточной, необходимо заметить, что прибыль ИКУ складывается исключительно из прибыли от деятельности по содержанию жилья (управление МКД, содержание и ремонт общего имущества), но никак не от предоставления коммунальных услуг.
Как формируются тарифы на ЖКХ
К составляющим тарифам на услуги ЖКХ можно отнести затраты на амортизацию оборотных средств, трудовые ресурсы, электроэнергию, материалы и специальный инвентарь. Доходная часть любого тарифа не превышает 5 %.
Основанием для установления стоимости коммунальных услуг является экспертиза экономического обоснования тарифа:
- на производство и передачу тепловой и электрической энергии;
- для услуг водоснабжения и водоотведения;
- на вывоз твердых бытовых отходов.
Экспертиза позволяет получить достоверную информацию о затратах, размере прибыли, ее расходовании и включает всесторонний анализ соответствия стоимости ресурсов.
Расчет размера тарифов ЖКХ в 2021 году, основанный на экспертном заключении, гарантирует соблюдение баланса между интересами населения и РСО с учетом отраслевой специфики и климатических условий конкретного региона.
Помимо фиксированных тарифов к стоимости потребленных услуг в некоторых случаях применяется повышенный коэффициент. Это касается водоотведения, теплоснабжения и энергообеспечения. В ст. 157 ЖК РФ указано, что коэффициент повышается, если квартиры должны быть оснащены приборами учета, но жильцы не выполнили этого требования.
Отмена повышающего коэффициента на коммунальные услуги возможна, если условия не пригодны для эксплуатации счетчика: трубы или проводка неисправны, жилье считается аварийным и так далее.
Противоположностью к повышенным коэффициентам является возможность компенсации расходов по коммунальным и жилищным платежам, предусмотренные ст. 160 ЖК РФ для некоторых категорий населения:
- многодетных семей;
- матерей-одиночек;
- инвалидов;
- ветеранов;
- граждан, имеющих право на социальную помощь.
Таким образом, формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги базируется на:
- компенсации экономически обоснованных расходов РСО;
- доступности услуг для потребителей и защите их прав;
- соблюдении условия, согласно которому сведения о ценах, тарифах и их утверждении должны быть открытыми.
Иногда на формирование расценок, например, на отопление, влияет фактор сезонности. Могут устанавливаться определенные нормы потребления, при превышении которых применяется более высокая стоимость. Поставщики электроэнергии практикуют дифференцированные тарифы, рассчитываемые в зависимости от времени суток.
ЖК РФ указывает, что вносимая гражданами плата за коммунальные услуги не должна превышать максимальные индексы. Эти показатели устанавливаются на год, зависят от изменения размера затрат в среднем по субъектам РФ, и зафиксированы в Распоряжении Правительства РФ от 30.10.20 № 2827-р .
Стоимость предоставления коммунальных услуг в одном регионе не может отличаться при любом способе управления: ТСЖ, УК или прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями.
Это не касается услуг по содержанию и обслуживанию дома. То, насколько тарифы ТСЖ больше обычных, может зависеть от благоустройства здания: наличия лифта, мусоропровода, домофона и кодовых замков.
Причины повышения
Тарифы на жилищно-коммунальные условия зависят от ряда факторов:
- территориального нахождения региона;
- количества использованных природных ресурсов: газа, электричества, воды;
- времени года;
- количества зарегистрированных проживающих и наличия льгот.
Размер повышения тарифов на ЖКХ не должен превышать или быть ниже установленных индексов. Тарифы для каждого региона РФ устанавливаются отдельно и могут разительно отличаться. Основными документами, которые регулируют жилищно-коммунальные услуги являются:
- ЖК РФ 7 Раздел;
- ФЗ №210 от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
- Постановлением Правительства РФ №307 с правилами предоставления гражданам коммунальных услуг.
Кто устанавливает тарифы ЖКХ
Ст. 156 ЖК РФ предусматривает наложение на управляющие компании или ТСЖ штрафов за нарушение порядка расчета платы за содержание жилого помещения. Из-за необоснованного увеличения размера счетов они обязаны выплатить штраф жильцам в размере 50% от суммы превышения.
Поскольку за тарификацией коммунальных услуг следит антимонопольное законодательство, ответственность за нарушения предусматривает ст. 37 Закона РФ «О защите конкуренции» и раздел 4 Закона РФ «О естественных монополиях». Эти же законы устанавливают, кто контролирует их соблюдение в части тарифного регулирования – Федеральная антимонопольная служба РФ или ее территориальные органы.
К ответственности привлекают должностные лица, назначенные в соответствии с . Этот документ возлагает все полномочия по ценообразованию и создание экспертных/рабочих групп на региональную энергетическую комиссию.
К санкциям за нарушение антимонопольного законодательства против тех, кто утверждает тарифы на коммунальные услуги и содержание домов, относится:
- предупреждение;
- предостережение;
- предписание на устранение выявленных нарушений;
- признание сделок недействительными;
- административная ответственность (ст. ст.14.31, 14.32 КоАП РФ).
Привлечение к ответственности не освобождает от обязанности исполнять предписания и решения антимонопольных органов.
Кто устанавливает
Тарифы на коммунальные услуги принимают государственные региональные органы.Правительство РФ разрабатывает и утверждает для каждого региона систему индексации тарифов. Она представляет собой максимальное и минимальное значение повышения тарифов для каждого региона.
При локальном расчете, тариф ЖКХ в регионе должен быть в пределах индексации, что установлена на текущий год. Основой для определения жилищных платежей для населения являются расходы организации, которая поставляет расходы. Вторая часть тарифа — это надбавки, которые установлены государственными органами.
Таким образом, ресурсно поставляющая организация должна рассчитать расходы, связанные с подачей ресурсов населению, которые будут заложены в основу цены на квартплату для граждан.
ВАЖНО! Согласно этому показателю и утвержденному тарифу государственными органами определяется конечная стоимость для потребителя. При этом не имеет значения право собственности организации на скважину, организация-поставщик не имеет право установить цену выше предельно допустимого значения.
Коммунальные и жилищные тарифы на 2021 год
Согласно законодательству, ст.157-1 ЖК РФ не допускает превышение предельных индексов. Ежегодная индексация тарифов, как правило, выполняется с 1 июля и определяется на основании изменения размера вносимой гражданами платы в среднем по субъектам РФ. В текущем году они будут увеличены от 3,2 до 6,5 %, в зависимости от региона.
Нормы тарифов ЖКХ на 2021 год регламентирует уже упоминаемое Распоряжение Правительства РФ № 2827-р от 30.10.20. Оно устанавливает средний индекс по каждому субъекту России на первое и второе полугодие.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.13 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», к обязательным работам относится лишь проверка состояния дома и исправление недостатков, без указания периодичности.
Невнимательность собственников, уникальность каждого дома и недостатки договоров управления позволяют недобросовестным компаниям завышать стоимость работ и услуг. Поэтому вопрос, как рассчитать тарифы управляющих компаний в 2021 году, очень интересует жильцов.
Чтобы исключить вероятность завышения платежей за услуги, основное внимание нужно уделить договору с УК, указав все согласованные тарифы и невозможность их изменения без согласия собственников на протяжении срока действия договора. Особое значение имеет отчетность компании перед жильцами и совместное утверждение дополнительных работ.
Расценки
Утверждение новых жилищных тарифов для населения происходит минимум 1 раз в год. В 2021 году озвучено двухэтапное поднятие цен ЖКХ на 4,1%. Первое повышение осуществится 1 января 2021 года, второе — с июля 2021 г. Повышение будет происходить практически в равных частях — 1,7% и 2,4%.
Чтобы узнать сколько стоят свет, газ, вода, необходимо зайти на региональный сайт ресурсно-поставляющей организации, которая выбрана жильцом или Управляющей компанией. Тариф по каждой услуге должен быть указан в платежной квитанции.
Рост цен на услуги ЖКХ в 2021 году
Повышение оплаты за коммунальные услуги в летние месяцы обусловлено снижением инфляции за счет недорогих овощей, фруктов и сельхозпродукции и более плавным ростом цен. Это удобно и для поставщиков ресурсов, и для потребителей.
В каждом регионе расчет суммы отличается, а ответ на вопрос, на сколько могут поднимать тарифы ЖКХ, зависит от инфляции и учета границ, установленных на федеральном уровне.
Размер оплаты за содержание дома и придомовой территории, в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, устанавливается решением, принятым на общем собрании жильцов. В этом случае уровень повышения тарифа зависит от роста цен на:
- ремонт общего имущества многоквартирного дома;
- уборку и санитарно-гигиеническую очистку прилегающей территории;
- содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей;
- очистку мусоропровода и содержание домофонов;
- эксплуатацию общедомовых приборов учета.
Эти и другие работы указываются в договорах, которые регламентируют, имеет ли право управляющая компания повышать тарифы на перечисленные услуги в одностороннем порядке. Если жильцы дома внимательно изучили договор и не нашли соответствующий пункт, нужно провести общее собрание собственников (ст. 44-48 ЖК РФ). На этом собрании в присутствии представителей УК следует поставить вопрос об обоснованности предложенного тарифа на содержание дома.
В случаях, когда тариф явно завышен, большинством голосов принимается решение об установлении новой стоимости.
Подробности содержатся в статье «Повышение тарифов ЖКХ в 2021 году».
Права ТСН и УК
ТСН — Товарищество собственников недвижимости создаются на основании голосов свыше 50% жильцов с целью организации обустройства многоквартирного дома и его территории. ТСН изначально создавался для юридических лиц, сейчас эта подобная организация может включать как физических, так и юридических лиц.
ТСН занимается благоустройство общего имущества многоквартирного дома, которое не относится к индивидуальной собственности жильцов и территории, которая относится к этому дому.
Управляющей функцией ТСН не наделено. Действия ТСН регулируются на основании Жилищного Кодекса. Для создания ТСН необходимо не менее 51% голосов всех проживающих в доме жильцов.
ТСН может также создаваться для объединения собственников гаражей, садоводческих и других земельных наделов, складских помещений, с целью совместной организации территории.
Положительным моментом при решении организовать ТСН является возможность жильцам реализовать свое законное право на основании ЖК РФ на благоустройство дома. К недостаткам относится длительность принимаемых решений, сбора денег на их реализацию.
Обжалование установленных тарифов на коммунальные услуги
Все споры и разногласия по вопросам регулирования тарифов рассматриваются в соответствии с и . Основанием для рассмотрения является заявление, поданное в 3-месячный срок с момента нарушения.
Предпосылкой для подачи заявления может быть экспертиза тарифов, которая подтвердит несоответствие нормам законов и необоснованность цены, а также выявит причины, повлиявшие на это. Заключение экспертов будет рассматриваться антимонопольной службой как доказательство нарушения законодательства, поэтому все сведения, приложенные к заявлению, должны быть достоверными.
Поскольку на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы указан полный , гражданам несложно узнать, куда жаловаться на тарифы на ЖКХ в конкретном регионе РФ.
При расчете затрат на услуги, предоставляемые ТСЖ и УК в качестве поставщика с последующей оплатой РСО, неправомерным превышением тарифов можно считать сумму, которая выше установленных на региональном и федеральном уровне цен на коммунальные услуги.
Согласно ч. 11 ст. 156 ЖК РФ, за данное нарушение взыскивается штраф в пользу каждого жильца в размере 50% от суммы превышения.
Узнайте больше о том, куда жаловаться на управляющую компанию.
Где узнать цены
Тарифы на ЖКХ указываются в платежных документах. Чтобы не искать тарифы по многочисленным сайтам ресурсно-поставляющих компаний (Горгаз, Водоканал, Облэнерго), Государственной Антимонопольной Службой создана единая система проверки тарифов — калькулятор ЖКХ. На сайте Федеральной Службы Тарифов рассчитывается стоимость коммунальных услуг:
- горячей и холодной воды;
- отопления;
- тепла;
- канализации;
- газоснабжения.
Стоимость ремонта здания и капитального ремонта по калькулятору не просчитывается. Чтобы принять участие в программе капитального ремонта, Управляющая организация многоквартирного дома должна отправить в управу решение зарегистрированных жильцов:
- о выборе управляющей организации;
- о принятии участия в проекте;
- о долевом участии в капитальном ремонте.
Капитальные ремонтные работы проводится при изнашивании здания более 60%.
Источник