Как психолог начал успешный бизнес по выпуску индивидуальных духов
Начинать свою карьеру Веронике Бруховецкой довелось как психологу. Духи были чем-то на уровне увлечения и личной страсти. На своих курсах она периодически применяла это хобби, проводя сеансы аромотерапии с клиентами. Она и не подозревала, что ее хобби станет основой успешного бизнеса.
По возвращению с очередного путешествия по европейским странам, Вероника была одержима идеей создавать для клиентов персональные ароматы. Такой сервис набирает популярности, прежде всего, во Франции и в Италии, где пользуется спросом в среде состоятельных людей.
Так появился Aromaobraz — парфюмерное ателье, владелица которого, помимо выполнения крупных корпоративных заказов, оказывает услуги частным клиентам с изысканным обонянием.
Бросить основную работу — психологические консультации, Бруховецкой не хотелось, потому что реализация идеи на начальном этапе не приносила достаточного количества денег. Но, спустя нескольких месяцев активности, информация об услугах ателье Aromaobraz дошла до корпоративных клиентов, которые были заинтересованы в расширении собственного ассортимента. Теперь Вероника — частый гость на тренингах и мастер-классах в различных организациях, которые хотят вывести деятельность на новый уровень. Мы делимся историей успеха амбициозного предпринимателя, сумевшего построить бизнес в достаточно конкурентной нише.
Европейское веяние.
Еще в ранней юности я решила, что хочу заниматься бизнесом и работать только на саму себя, так как мой необузданный характер в принципе не предусматривает следования чьим либо приказам. Поскольку среди моих увлечений было исследование природы человеческих мыслей, поступков, мотивации, это предопределило будущее направление, и я стала профессиональным частным психологом. Однако, стандартные и, по моему глубокому убеждению, неэффективные практики психологического воздействия не особенно привлекали, я не видела в них возможность оказывать людям реальную помощь в решении личностных проблем.
Среди прочитанных многочисленных книг по психологии и постов в тематических пабликах социальных сетей, попадалась очень интересная информация об аромотерапии, оказывающей благоприятное воздействие на людей. Оказалось, что масла и некоторые натуральные запахи могут стабилизировать тонкую душевную организацию человека, настраивать на позитив, правильные решения, и позволяют находить выход из самых сложных жизненных ситуаций. С тех пор я всерьез углубилась в тематику аромотерапии.
Началось все с экспериментальной базы: пробовала сначала на себе и на своих знакомых, после чего решила внедрять такую технику в ходе психологических сеансов с постоянными клиентами. Со временем мне хотелось добавлять нечто новое, экспериментировать с ароматами, подбирая и смешивая их. Для постижения тонкостей работы с парфюмами было решено отправиться в Италию, где есть много признанных мастеров. Находясь во Флоренции мне посчастливилось познакомится с Лоренцо Вилорези, который славится своим тончайшим обонянием, а его парфюмерное ателье известно всей европейской богеме. Помимо мастер-классов и персонального подбора ароматов для клиентов, он намерен вскоре основать музей парфюмерии, где будут собраны самые уникальные экземпляры со всего мира.
На самом деле у итальянцев очень неординарный подход к эстетике и красоте, у них совершенно иная — экспрессивная философия, где деньги занимают чуть ли не последнее место. Кроме прочих достопримечательностей Флоренции мне удалось посетить «Santa Maria Novella» — известную итальянскую аптеку, возведенную монархами в тринадцатом веке.
Европейское путешествие носило не только познавательный характер, туда я отправлялась, прежде всего, с бизнес целями, что включало изучения специфики парфюмерного бизнеса и непосредственного заказа сырья. После Италии я посетила Францию, где планировались поездки по культовым регионам и заведениям. В одном городке меня познакомили с хозяйкой аптеки, в ассортименте которой продавались травы, масла и ароматизированные экстракты. Было удивительно обнаружить там флаконы Lalique — изделия из чистого хрусталя, стоимость которых превышает сорок тысяч евро.
На одном из тренингов, куда меня пригласили французские коллеги, я познакомилась с интересной супружеской парой, которая была увлечена той же отраслью. Вместе мы продолжили колесить по небольшим французским деревушкам, в которых традиционно выращивают материал для изготовления экстрактов.
Очень жаль, что при всей плодовитости российских земель, у нас практически нет людей, которые на должном уровне заготавливали такой же материал. Подумать только, а ведь когда-то в Москве проживал легендарный Эрнест Бо, создавший всемирно известную марку духов — «Chanel № 5». То есть были все предпосылки, чтоб создать почву для развития парфюмерного дела в России. Очень надеюсь, что потенциал этого бизнеса у нас на родине вскоре будет оценен по достоинству, и найдутся активные, предприимчивые люди, которые начнут поставлять на локальный рынок эксклюзивное сырье.
Изобретение своего аромата.
Поездка по двум странам в общем заняла до четырех месяцев, в результате чего было потрачено порядка тридцати тысяч евро. Больше половины ушло на проживание, питание и бесконечные разъезды. На оставшуюся сумму я приобрела материал и емкости для хранения. По прибытию домой, мне не терпелось рассказать всем своим окружающим о том, какой был получен уникальный опыт, и что мои знания предполагают новый уровень эксклюзивных услуг.
В первую очередь я проинформировала клиентов, с которыми работаю уже давно. Эти люди знают меня, как дипломированного, опытного профессионала, и не бояться идти на новые эксперименты. Далее информация начала расширяться по принципу сетевого маркетинга, когда один мой клиент рассказывал своим пятерым друзьям, каждый из которых передавал своим пятерым друзьям.
Сильнее всего меня привлекает разработка индивидуальных ароматов, что позволяет в полной мере раскрывать мой творческий потенциал.
Как, собственно, происходит процедура подбора. В первую очередь нам необходимо понимать намерения заказчика, ведь аромат для свидания с понравившейся женщиной и аромат для офисной работы имеют совершенно разные стратегические цели. Клиент должен вдохнуть несколько видов моноароматов и определить, в какой степени парфюм подходит ему самому.
Сервис не предполагает принятие решений вместо клиента — это очень важная особенность. Иной раз обращается человек и просит буквально взглянуть на его внешность и подобрать аромат, который, по моему мнению, ему однозначно подойдет. Но работая по такой технике, клиент не сможет получить индивидуальный, классический аромат, потому что он должен принимать непосредственное участие в выборе оттенка.
Уверенные люди могут без колебаний выбрать 15-20 оттенков для микширования, и, как профессионал, я с удивлением замечаю гармоничное сочетание. Но случается, что человек другого склада характера может часами пробовать ароматы с трех флаконов и, в результате, так ничего и не выбрать. Некоторые специфические виды оттенков, такие как ветивер и бергамот, часто вводят клиентов в замешательство.
Начальным этапом является посещение клиентом моего офиса, где я предоставляю линейку моноароматов для пробы. С моим участием (и без такового), человек определяется с оттенками и делает заказ на те, которые понравились. В течении двух-трех недель в собственной лаборатории я провожу смешивание экстрактов, в результате чего получаю несколько рабочих формул. Когда смеси готовы, я приглашаю клиента на повторный визит, в ходе которого осуществляется своеобразная «примерка», когда человек носит на себе запах и определяться с тем: нравиться или не нравится. И так клиент пробует каждую из предоставленных формул.
Когда он окончательно определился, я изготавливаю конечный вариант персонального парфюма. Но, прежде чем он попадет к клиенту, проходит не менее месяца. Речь идет о специальной процедуре, в рамках которой изготовленный экстракт помещается в специальную колбу и, при полной темноте и сухости, настаивается. Готовый парфюм передается клиенту в специальном флаконе, на котором стоит печать, подпись мастера и ингредиенты, из которых он разрабатывался. Стоимость такого изделия находится в пределах 15 тысяч рублей. На цену влияет концентрация (изделие может быть в форме духов или туалетной воды) и объем жидкости (6-30 миллилитров). Единственное, чего я не раскрываю — это пропорции смешивания экстрактов.
При желании, клиент может сделать повторный заказ на духи с таким же составом, что будет стоить в два раза дешевле, потому как для первичной разработки затрачивается много моих усилий, времени и тестового материала.
Ароматы для корпоративных клиентов.
Работа с частными заказчиками, с которой я начинала, приносила небольшую прибыль и едва ли выходила за пределы сорока тысяч рублей. Для расширения доходной базы были запущены мастер-классы, участники которых получали не только фундаментальную теорию, но и непосредственно учились создавать уникальные ароматы. Считаю, что они получили бесценные навыки, которые позволят в будущем стать квалифицированными специалистами и собрать свою аудиторию. Стоимость обучения фиксированная, и составляет 1500 рублей, что вполне доступно среднестатистическому россиянину. Учитывая популярность мастер-классов я решила параллельно заниматься тренингами, для чего потребовалось налаживать контакты с различными компаниями.
Первые корпоративные клиенты, к моему удивлению, сами нашли мой сайт и связались со мной. Это были представители компании «Связной», которые в преддверии 8-го марта планировали сделать эксклюзивные презенты своим сотрудникам. Мероприятие прошло на славу, топ-менеджмент был очень доволен результатами: лояльность сотрудников существенно повысила объемы продаж.
С компанией «Chivas» сложилось очень интересное сотрудничество, когда мы совершили целое турне по таким городам, как Москва, Сочи, Астрахань, Нижневартовск. Там, в филиалах компании, мы проводили совместно с их менеджерами двухнедельные мастер-классы.
Особый интерес для меня представляет взаимодействие с различными студиями и салонами красоты, так как наша целевая аудитория очень сходна по своим интересам и менталитету. Два года назад познакомилась с очень интересным, активным человеком — Милой Тумановой, которая управляла beauty-салоном «Женский мир». Оказалось, что у нас очень много общего, амбициозные планы на будущее по развитию своих бизнесов, и мы совместно запустили мастер-классы.
Важное ответвление моего бизнеса составляет разработка ароматов для помещений, что очень популярно и востребовано на Западе. В маркетинговых целях я предложила некоторым компаниям разработать особые запахи для их митинг румов, конференц-залов, бутиков. Идея была принята с восторгом, и сейчас на постоянной основе поступают аналогичные заказы от представителей других компаний.
Текущая деятельность, финансы и планы на будущее.
В плане продвижения сервиса, говоря откровенно, я практически не трачусь. Из рекламы есть только наш сайт, паблики в социальных сетях и, как вспомогательный канал информации о нас, — «сарафанное радио». Услуги, которые я предоставляю, носят эксклюзивный характер, имеют отличный эффект, воздействие на окружающих, и потому их охотно рекомендуют своим знакомым или родственникам.
За все время, которое я занимаюсь сервисом, в него было вложено около шести миллионов рублей, из которых львиная доля направлена на закупку фурнитуры, рабочего материала и на иные расходники. В месяц я выполняю до шести индивидуальных заказов, провожу 3-4 корпоративных мастер-класса и 12 — 14 общих. Вместе с клиентскими заказами располагаю широким ассортиментом готовых духов для корпоративных помещений и для домашнего использования. Всем своим духам я присваиваю эксклюзивные названия, чаще — французские или итальянские.
Нередко информация о моих услугах выходит за пределы России. Так, недавно у меня появилась клиентка из турецкой Анталии, которая постоянно заказывает туалетную воду под названием «Amour».
Средневековье было знаменательной эпохой натуральной парфюмерии, когда аристократия использовала бархатные ароматы. Я очень ответственно подхожу к своему делу, исключая синтетические примечи в любой форме. Хочу в ближайшее время открыть собственную школу по подготовке парфюмеров, которые смогут работать с очень качественным материалом, что поспособствовало бы развитию нового тренда в России.
Источник
Как создать свой парфюмерный бренд в России
Сколько потратить денег на запуск, где закупать компоненты и можно ли изготавливать ароматы в домашних условиях
О стартовом капитале и производстве
Создание ароматов представляет собой длинную цепочку шагов, связанных с изготовлением и производством, что подразумевает немалые затраты. «Для парфюмерного бизнеса потребуется как минимум семь больших производств, на каждом из которых свои правила. Это химическое производство (место, где производится синтетическое сырье), производство натуральных веществ, стекольное и пластмассовое производства, типография, производства по розливу и по изготовлению мелких металлических деталей, — рассказывает Любовь Берлянская, специалист по парфюмерным композициям и креативный директор Brocard. — Заводов по производству синтетических компонентов по всему миру немного, как правило, они принадлежат крупным компаниям — производителям отдушек и ароматизаторов вроде Givaudan, Firmenich или Symrise. Натуральное сырье можно закупать в разных местах. Лучшие стекольные заводы расположены в Европе, также есть в Китае и Индии. Для распечатки коробок для флаконов нужна типография».
«На сегодняшний день, оглядываясь на свой опыт, я думаю, что лучше иметь стартовый капитал в 10 миллионов рублей. Да, это выше среднего, но такая сумма поможет организовать хороший стартап. Через год-полтора должно вернуть около 15% вложенных средств, которые вы сможете снова пустить в оборот. Нужно несколько лет, чтобы выйти в ноль и начать зарабатывать. Это при стабильно хороших результатах каждый день. Но на доход влияет множество факторов: в первую очередь экономика в стране, которая не всегда стабильна. Также покупательная активность активизируется или падает в зависимости от времени года. В январе и летом покупают меньше, в декабре, ноябре, конце февраля и в сентябре — больше», — объясняет Сергей Губанов, российский актер, основатель парфюмерного бренда Sergey Gubanov EAU4U.
«Если хотите продаваться в магазинах, то нужна документация, в первую очередь декларация соответствия техническим условиям Таможенного союза. Тут сразу есть плюс: как следует из названия, она действует на всей территории Таможенного союза. Ну и не стоит забывать, что сразу понадобится юридическое лицо», — объясняет Евгения Калинина, парфюмер, основатель бренда селективной парфюмерии VORONOI. Основатель бренда селективного парфюма Seleсtion Excellence Мария Борисова говорит о том, что для создания ароматов в качестве хобби можно уложиться и в 100 тысяч рублей. «Но если вы сразу хотите продуманный бренд до мелочей, целую линейку ароматов и какой-то еще попутный товар, то эта будет сумма с огромным количество нулей и ее даже сложно предположить. В России, к сожалению, для малого бизнеса особо ничего нет, и крупные производители флаконов просто не будут с вами разговаривать. Есть много европейских компаний, к которым можно обратиться и с которыми будет удобно работать. Но основная масса предпочитает заказывать флаконы в Китае — там можно найти все что угодно. Но мы не работаем с Китаем и к тому же, получается сложная логистика. Качество флаконов сразу понятно, когда берешь его в руку: мутное стекло или нет, кривые или ровные стенки».
О компонентах
Цены на ароматические материалы в западных магазинах зачастую в несколько раз ниже цен на аналогичные материалы в российских магазинах, и практически все парфюмеры закупают компоненты за границей. «У западных магазинов есть свои минусы: не все доставляют в Россию, есть ограничения на отправку самолетом (некоторые ароматические материалы относятся к легковоспламеняющимся), долгий срок ожидания заказа, возможные сложности на таможне, не стоит забывать и про ограничение суммы покупок в зарубежных интернет-магазинах без пошлины. Среди плюсов — широчайший ассортимент и отменное качество», — рассказывает Анна Зворыкина, российский парфюмер с опытом более 15 лет, создатель первого фестиваля инди-парфюмерии и автор книги «Ольфакторная азбука от гвоздики до сандала».
«Мы работаем напрямую с самыми крупными производителями компонентов — Firmenich, IFF, Robertet, Givaudan (Франция, США, Швейцария, также у нас есть поставщики из Японии и Германии). Для того чтобы установить с ними контакты напрямую, минуя посредников, пришлось приложить немало усилий, времени, а также размещать крупные заказы, от нескольких литров для большинства веществ. Кажется, что это немного. Для некоторых компонентов это, и правда, так, но учитывая, что составляющих очень много, и некоторые вещества используются в мизерных количествах в расчете на один флакон (например, всего 2–3 капли для создания легкого акцента), закупка 5 литров такого вещества (а стоят качественные парфюмерные компоненты очень дорого) — это немалые затраты», — объясняет Евгения Калинина.
«Ингредиенты можно закупать по всему миру, важно найти тот конкретный эфир, который вам нужен. Сейчас нет ограничений по ввозу, главное — следовать всем таможенным правилам. Если вы будете невнимательны, то именно с таможней могут возникать самые большие проблемы. При закупке аромамасел вы должны четко понимать, что вам нужно для этого аромата, ведь разные масла продаются в разных регионах. В России есть ингредиенты, чаще это масла из растений, растущих на территории страны: кедр, сосна, береза, можжевельник, пихта», — говорит Сергей Губанов.
О флаконах
Флакон можно разработать вместе с промышленным дизайнером в России или за границей, но можно выбрать и из каталога. «По этому пути чаще всего идет нишевая парфюмерия, в силу того что разработка собственных форм предполагает высокую стоимость и большие тиражи (от 25–50 тысяч штук) в зависимости от места производства и сложности изготовления. Когда флакон и крышка выбраны, можно переходить к созданию дизайна упаковки и декорации флакона. Все это занимает порядка 3–6 месяцев. Когда и этот этап завершен, нужно подумать, на каком заводе разливать. На все про все уйдет еще до четырех месяцев. В общем, чтобы аромат или линейка ароматов вышли в свет, потребуется около 9 месяцев», — рассказывает Любовь Берлянская.
«Флаконы мы закупаем в Германии, спреи — во Франции, а вот металлизацию флаконов (многие думают, что наши флаконы металлические, но на самом деле они сделаны из качественного толстостенного стекла со специальным металлическим покрытием) делаем в России. Обращать внимание нужно прежде всего на качество. Качественного продукта такого плана в России практически нет, зато есть разные закручивающиеся (не обжимные) китайские флаконы из тонкого стекла. С ними лучше не связываться — потратите кучу времени и нервов. Также надо быть внимательным с выбором спреев, потому что в таких изделиях очень высокий процент брака», — предупреждает Евгения Калинина.
«При закупке флаконов в первую очередь обращайте внимание на качество товара. В описании всегда указывается процент брака, следите, чтобы он был минимальным. Иначе возникнут проблемы при закупоривании флаконов, техника просто не возьмет бракованный флакон. Этикетка или нанесение на стекло — тут решать только вам. Это в первую очередь зависит от бюджета, а также влияет на финальную стоимость парфюма», — советует Сергей Губанов.
О времени на создание
Если вы хотите делать все самостоятельно, то можете даже замешивать парфюм дома. «Для этого нужно иметь образование химика и пройти обучение у профессионального парфюмера, как я знаю, этому учат около 3–5 лет. Мы делаем все на производстве, у нас есть технолог, но все равно — на изготовление одного аромата в среднем уходит около одного года», — объясняет Сергей Губанов. Любой человек может в домашних условиях создать для себя аромат из масел. «Я не советую покупать эфирные масла в аптеках и в незнакомых магазинах. Также проверяйте этикетки: там обязательно должны быть латинское название растения, из которого получено масло, и способ получения (например, ‘’дистилляция с паром’’, ‘’эфирное масло’’ или ‘’экстракция’’, ‘’абсолют’’. Сразу скажу про цены: если 10 мл любого масла стоит 10-50 рублей, то это не эфирное масло, полученное натуральным путем», — дополняет Анна Зворыкина.
«Создавать на любительском уровне — для себя, друзей, — наверно, можно в домашних условиях, производить — нет. Здесь ограничения те же, что с производством косметики, то есть нужна лаборатория. А вот заниматься созданием ароматов, подбором основных нот, знакомиться, понимать и учиться работать с определенными компонентами, пожалуй, можно там, где этого требует вдохновение, — говорит Евгения Калинина. — Что касается времени на создание аромата, то это совершенно непредсказуемо. Как и с любым произведением искусства, основная идея или сочетание нот могут родиться »в один присест». Другое дело, что доработка аромата, его совершенствование может занять недели и месяцы. Иногда ароматы рождаются годами. Можно вынашивать идею, оттачивать ее, месяцами прибавляя все новые и новые штрихи, пока аромат не станет таким, как бы того хотелось», — говорит основатель бренда селективной парфюмерии VORONOI.
О продвижении
В продвижении ароматов также есть особенности, лучше всего работают офлайн-продажи: так покупатели смогут объективно оценить композицию. «Парфюмерия — очень специфический продукт. Пока у вас нет бренда, который хотя бы на слуху, то продаваться онлайн очень сложно. Нужно делать упор на офлайн-каналы — различные магазины и шоу-румы, устанавливать с ними личные контакты. Потом — проще, например, сейчас у нас большое количество продаж онлайн: работают повторные покупки, советы друзей, ситуации из серии »слушала аромат в магазине но почему-то не купила, не могу жить без него»», — рассказывает Евгения Калинина.
«Распространяем парфюм мы по всем основным каналам. Можно наладить сотрудничество с салонами красоты, магазинами косметики, товаров для дома, магазинами одежды как офлайн, так и онлайн и даже барбершопами. И не стоит игнорировать профессиональные выставки — это самая благодатная почва. Там можно не только продать товар на месте, но и заключить договор о поставке и найти дистрибьютора», — говорит основатель парфюмерного бренда Sergey Gubanov EAU4U.
Источник