Как создать скаутскую организацию

Скаутская организация

Скаутизм как добровольное неполитическое движение было создано Робертом Баден Поуэллом в 1907 г. с целью воспитания молодых людей. Скаутизм открыт для всех вне зависимости от их происхождения, расы, вероисповедания в соответствии с прин­ципами и методами, изложенными в его программных докумен­тах. В них реализуются две концепции — человеческого достоин­ства и целостности окружающего мира.

Скаутская организация — это воспитательная система, направ­ленная на разностороннее развитие и воспитание личности (раз­витие способности «учиться познавать» и позиции «учиться быть»). Первичной организационной единицей скаутского отряда является патруль, который объединяет 6 — 8 человек. Скаутом мо­жет стать любой мальчик или девочка, юноша или девушка в возрасте от 6 до 20 лет и старше,

признающий конституцию все­мирной организации скаутского движения и действующий в соот­ветствии с ее принципами.

Основные принципы скаутизма — патриотизм, аполитич­ность, внеклассовый характер, веротерпимость. Особое внимание уделяется саморазвитию. Скаут сам решает, что он будет изучать, и выбирает наиболее приемлемый для себя путь развития. Содер­жание деятельности определяется главным образом скаутским Обещанием, Законами и направлено на овладение скаутом зна­ний и умений, которые подразделяются на 12 групп и ориентиро­ваны на взаимодействие с природой, окружающими людьми, с семьей, районом, страной, а также на укрепление здоровья.

Основные формы деятельности скаутов — это походы, путеше­ствия, лагеря, трудовые и экологические проекты, акции гумани­тарной помощи, выставки, всевозможные игры, смотры, сорев­нования и т.д. Организационной основой воспитательной систе­мы скаутизма являются также методы самовоспитания. Это само­анализ, самооценка, самотребование, самоприказ и др.

Лозунг скаутов — «Ни дня без доброго дела», девиз — «Будь го­тов!», атрибуты и символы — эмблема, флаг, горн, барабан, фор­ма, галстук, значок и др.

В настоящее время скаутские организации существуют в более чем 150 странах, в том числе и России, объединяя свыше 16 млн. человек.

Таким образом, в основе всех рассмотренных воспитательных систем лежат различные философские, психологические, педаго­гические теории и идеи, но их объединяет целостный взгляд на ребенка, стремление помочь ему достичь гармонии с миром и об­ществом, с самим собой, создать условия для разностороннего развития его личности.

Рекомендуемая литература

Библер В. С. Школа диалога культур: Идея, опыт, перспективы. — Ке­мерово, 1993.

Воспитательная система школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л.Се­ливанова. — М., 1989.

Воспитательная система школы: Проблемы управления: Очерки праг­матической теории / Под ред. В. А. Караковского. — М., 1997.

Грибанова Г. И. Скаутизм как воспитательная система // Педагоги­ка. — 1992. -№ 6.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н.Л.Селивановой. — М., 1998.

Иванов И. П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994.

Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М., 1989.

История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В. И.Ленина / Под ред. В. А.Сулемова. — М., 1983.

Казакова L.M. педагогика успеха. — СПб.,1996

Караковский В. А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. — М., 1992.

Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Вос­питание. Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных си­стем. — М., 1996.

Читайте также:  Как написать резюме своей торговой компании

Кочетов А. И. Воспитательная система: Теория, проблематика, аль­тернатива. — Минск, 1997.

Лазарев B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. — М., 1993.

Скаутинг: Книга для скаутов. —Женева, 1993.

Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспи­тания: Учебное пособие / Под ред. В.А.Сластенина. — М., 2000.

Справочник заместителя директора школы по воспитательной рабо­те. — М., 1999.

Теория и практика глобального образования. — Рязань, 1994.

Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решения / Под ред. В. А. Караковского. — М., 1999.

Хиггинс Э. Шесть ступеней Л. Кольберга // Народное образование. — 1993. -№ 1.

Цырлина Т. В. Встречное движение. — М., 1991.

Источник

В.Б.Помелов.Скаутское движение:история и сегодняшний день

Скаутское движение (англ. – scouting) представляет собой всемирное юношеское движение, занимающееся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей таким образом, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима. Само слово «скаут» переводится с английского как «разведчик». Поэтому скаутинг также иногда называют разведчеством.

Основателем скаутского движения считается английский военачальник , писатель и художник лорд Роберт Стефенсон Смит БаденПауэлл (1857–1941). Идею скаутинга он развивал поначалу осторожно; хотел лично удостовериться в том, что она жизнеспособна. Поэтому летом 1907 г. он собрал группу из 22 мальчиков и организовал на острове Браунси, находящемся в проливе Ла-Манш, первый скаутский лагерь. Этот лагерь имел большой успех. Как военный специалист Баден-Пауэлл считал важным умение вести военные действия в сложных природных условиях. Это умение можно с успехом развивать, используя при этом возрастные и психологические особенности детей. Помимо основной задачи скаутского воспитания – подготовки к военной службе – их необходимо обучать искусству разведчика, знанию природных явлений, жизни в лагере и походе, развитию выносливости, общественному поведению, действиям при несчастных случаях. И эта идея себя оправдала. Достаточно сказать, что в 1910–1914 гг. 792 английских скаута были награждены за подвиги при спасении жизни людей во время различных стихийных бедствий.

В 1908 г. Р. Баден-Пауэлл издал первый учебник скаутинга для мальчиков («Scouting for boys»), оформленный его собственными иллюстрациями. Книга выходила из печати по частям – одна часть каждые две недели. Всего вышло шесть частей. И выход каждой последующей «тетрадки» сопровождался все возраставшим интересом со стороны детей и подростков. Автор давал мальчикам целый ряд советов, как заработать деньги: изготовление плетеных кресел, рамок для картин, клеток для птиц, резных трубок, обивка старой мебели и т. п. В течение двух-трех лет книга была переведена на 35 языков! Она дала начало крупнейшему мировому молодёжному движению, и читать её стали десятки миллионов юношей на сотнях языков. Скаутские кружки начали массово появляться, – сначала в Англии, а потом и в других странах. Всего за несколько лет эта комплексная система воспитания распространилась по всему миру.

Читайте также:  Бизнес план реализация своей продукции

Система идеологического воспитания скаутов соответствовала британским государственным интересам. Девиз английских скаутов, например, звучит так: «Вера в Бога, преданность королю и Родине. Будь готов!» Значок скаута представляет собой лилию, перевязанную ленточкой. Средний лепесток лилии символизирует веру в бога, левый – преданность королю, правый – Родине. На ленточке призыв – «Будь готов!».

Форма скаута – точная копия походного костюма, который Баден-Пауэлл носил во время военной службы в Кашмире: широкополая шляпа цвета хаки, цветная шейная косынка (в России – синяя), рубашка зеленого или серого цвета с погонами на плечах, короткие (выше колена) брюки, чулки и башмаки черного или коричневого цвета. К атрибутам скаута относится посох длиной в рост человека. С его помощью преодолевали препятствия, делали физические упражнения; при необходимости он становился опорой для палатки. Группа делилась на патрули (6–8 скаутов), которые носили названия животных или птиц (бобер, сокол). Патруль имел свой флаг с изображением выбранного скаутами животного. Для разрешения вопросов о наградах и наказаниях собирался «суд чести».

В 1920 г. скауты из разных стран впервые встретились на мировом скаутском джембори (встрече) в Лондоне. В последний вечер этой встречи, 6 августа, весёлая ватага разноязычных скаутов провозгласила Баден-Пауэлла Начальником скаутов мира. Скаутское движение продолжало развиваться. В 1928 г. оно насчитывало в своих рядах уже более 2 миллионов членов в большинстве стран. За лондонским джембори последовали другие встречи: в Дании (1924), Англии (1929), Венгрии (1933), Нидерландах (1937). Проведение джембори преследовало цель направить усилия скаутинга на создание мирового братства скаутов. С тех пор международные скаутские слёты проводятся раз в 3–4 года и по-прежнему носят название джембори.

Р. Баден-Пауэлл много путешествовал, постоянно писал на тему скаутинга. Всего он издал 32 книги, среди них «Учебник для волчат» (1916), «Мои приключения на службе разведчика» (1916), «Учебник для скаутмастеров» (1920), «Что скауты умеют делать» (1921), «Путешествие за успехом» (1922). На развитие скаутского движения в англоязычных странах также оказали большое влияние книги канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона и деятельность американского педагога Дэниела Картера Бёрда.

В России скаутинг ведёт свое начало с 1909 г. Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 г. в Павловском парке Санкт-Петербурга. Основателем российского скаутского движения стал полковник Олег Иванович Пантюхов (1882–1973). В 1910 г. О. И. Пантюхов прочитал русский перевод книги Баден-Пауэлла и летом того же года создал одну из первых русских скаутских дружин в Царском Селе. 19 декабря 1910 г. он встречался в столице с Баден-Пауэллом, который находился в России по приглашению императора Николая II. Летом 1911 г. Пантюхов посетил ряд зарубежных скаутских организаций и по материалам поездки написал книгу о европейском скаутском движении («В гостях у Бой-скаутов», 1911). 17 февраля 1920 г. вместе с семьёй эмигрировал в Турцию, где основал в Константинополе скаутскую дружину. 11 ноября 1920 г. Пантюхов объявил об объединении всех зарубежных русских скаутских организаций в одну единую ОРСзг – Организацию русских скаутов за границей – и стал её руководителем. Осенью 1922 г. переехал в Нью-Йорк. 23 ноября 1924 г. он составил устав Всероссийской национальной организации русских скаутов. В 1937 г. О. И. Пантюхов был награжден почетным знаком русских скаутов – орденом «Белый Медведь». Еще раньше, в 1919 г. ему было присвоено звание Старший Русский Скаут. 11 февраля 1942 г. Пантюхов издал распоряжение о переименовании организации; впредь она должна была называться Национальная Организация Российских Разведчиков [1].

Читайте также:  Займ учредителя своей компании без процентов максимальная сумма

В 1910 г. в 1-й Петербургской мужской гимназии, – она располагалась на углу ул. Кабинетской (ныне ул. Правды) и ул. Ивановской (ныне ул. Социалистическая) – возникает «легион юных разведчиков», организованный преподавателем латыни В. Г. Янчевецким (1874–1954). Впоследствии он стал известным писателем (псевдоним – Василий Ян), автором романов «Чингиз-хан», «Батый», «К последнему морю» и др. Уже упоминавшаяся книга Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» была получена российским императором Николаем II в 1910 г. от одного из приближённых к нему лиц и вызвала интерес царя, так как оказалась созвучной с его мыслями о необходимости допризывной подготовки молодёжи. По его распоряжению книга была издана на русском языке.

Однако первые официальные попытки в этом направлении оказались неудачны, так как строились на «фельдфебельских» (выражение О. И. Пантюхова) принципах, полностью исключавших игровой элемент. Таковым было, прежде всего, движение с петровским названием «потешных», организованное по приказанию «сверху»: здесь детские отряды проходили строевую и начальную военную подготовку. Штабс-ротмистр А. Г. Захарченко был по распоряжению царя командирован в Англию для изучения опыта скаутинга, после чего им была создана в Москве скаутская дружина. Однако руководство ими было поручено далеким от идеи воспитания молодёжи людям (юнкерам), что на практике свелось к неудачной «комбинации» скаутизма с движением «потешных». Неудивительно, что это начинание потерпело провал.

В Киеве зачинателем скаутизма был гимназический преподаватель Александр Константинович Анохин (1882–1920), организовавший первый отряд герлскаутов в 1915 г. Фактическим основателем скаутизма в Москве стал редактор журнала «Вокруг света» Владимир Алексеевич Попов (1875–1942). В его журнале печатался и скаутский листок «Будь готов!». В 1915 г. он создал первый в мире скаутский музей. Его должность в скаутском движении в разных источниках определяется как начальник 1го московского отряда скаутов, инструктор 2го московского отряда скаутов при Императорском речном яхтклубе. Ещё один отряд – «речных скаутов» – был создан им весной 1916 г.; его члены носили синие галстуки. Попов организовал шестинедельный лагерь на территории яхтклуба на Воробьёвых горах. В 1917 г. он издал книгу «Бойскауты: Руководство самовоспитания молодёжи». Ему принадлежит музыка скаутского гимна «Будь готов!» (1915, слова Н. А. Адуева), а также слова и музыка популярной скаутской (в СССР – пионерской) песни «Картошка».

Исходный вариант песни «Картошка» выглядел так.

Источник

Оцените статью