- Как создать и зарегистрировать правозащитную организацию
- Как зарегистрировать общественную организацию: пошаговая инструкция
- Что такое общественная организация
- Кто вправе создать общественную организацию
- Законодательная база
- Где открывать общественную организацию
- Процесс создания
- Шаг 1. Определение направления деятельности, названия, адреса
- Шаг 2. Составление устава
- Шаг 3. Сбор документов
- Шаг 4. Передача данных в Минюст
- Шаг 5. Свидетельство об открытии
- Сроки регистрации
- Почему откажут в регистрации
- Что делать при отказе в регистрации
Как создать и зарегистрировать правозащитную организацию
Как создать и зарегистрировать правозащитную организацию
Методическая записка
Развитие правозащитного движения в стране приводит к созданию все новых и новых правозащитных групп и организаций. Правозащитники и просто общественно активные граждане понимают важность объединения своих усилий для отстаивания гражданских прав и свобод. Однако, из за недостаточного знания действующего законодательства при учреждении и регистрации новых организаций они сталкиваются со значительными трудностями. Настоящая записка призвана ответить вопросы, которые наиболее часто возникают у региональных правозащитников при создании организаций.
Порядок создания и регистрации правозащитных организаций регламентируется двумя основными федеральными законами `Об общественных объединениях` от 19 мая 1995 года и `О некоммерческих организациях` от 12 января 1996 г..
Закон допускает деятельность общественных организаций без государственной регистрации, однако в этом случае она не обладает правами юридического лица, а значит не может иметь счета в банках, обособленное имущество, печать и прочие реквизиты.
Для организации эффективной работы необходимо провести учреждении организации с соблюдением требований закона и зарегистрировать ее.
Наиболее распространенными организационно-правовыми формами правозащитных организаций являются общественная организация, общественный фонд и ассоциация. Главной отличительной особенностью фондов является отсутствие членства ( управление фондом осуществляют учредители). Ассоциация может быть создается только уже зарегистрированными некоммерческими организациями. Учредителями общественных организаций и фондов могут выступить не менее трех физических (частных) лиц и юридических лица (зарегистрированных общественных объединений). Cледует помнить, что организации с большим количеством учредителей и членов очень сложно управляются и в них большая вероятность возникновения конфликтов.
В зависимости от района деятельности общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные объединения. Общероссийские объединения регистрируются Министерством юстиции РФ при наличии отделений не менее чем в половине субъектов федерации. Остальные объединения регистрируются по месту нахождения руководящего органа организации органами юстиции субъектов федерации. Для регистрации межрегионального или регионального объединения необходимо наличие отделений соответственно в нескольких субъектах федерации или административных районах (городах).
Определив наиболее удобную организационно-правовую форму у тип организации необходимо разработать устав (для ассоциаций кроме устава — учредительный договор). Все предъявляемые к учредительным документам требования содержатся в двух вышеназванных федеральных законах. Однако, не имея юридического образования очень сложно самостоятельно подготовить документы, которые сразу же удовлетворят регистрирующий их орган. Целесообразно готовить свой вариант на основе ранее уже зарегистрированных учредительных документов какой-либо другой организации, разумеется, c внесением в текст ваших корректив.
Только не следует брать за основу ваших проектов учредительные документы, зарегистрированные до принятия февраля 1996 года. Если создаваемая организация рассчитывает на получение льгот, распространяемых на благотворительные организации, то ее учредительные документы должны соответствовать также федеральному закону `О благотворительной деятельности и благотворительных организациях` от 11 августа 1995 года. Специалистами Межрегионального правозащитного центра Московской Хельсинкской группы разработаны типовые проекты самых разнообразных видов правозащитных организаций и они бесплатно высылаются по просьбе региональных правозащитников.
Собрание учредителей должно принять решение о создании организации, утвердить устав (заключить учредительный договор), избрать предусмотренные уставом руководящие и контрольно-ревизионные органы. Протокол собрания учредителей подписывается председателем и секретарем собрания. В протоколе собрания учредителей перечисляются участники собрания, указываются дата и место проведения, председатель и cекретарь собрания, повестка дня, выступающие по каждому вопросу повестки дня с кратким изложением содержания выступлений, результаты голосований и принятые решения.
Для государственной регистрации общественного объединения подаются: заявление в регистрирующий орган установленного образца; устав общественного объединения (учредительный договор) в двух экземплярах; выписка из протокола собрания учредителей; cведения об учредителях; документ об уплате регистрационного сбора; документ о предоставлении юридического адреса общественному объединения; протоколы учредительных собраний отделений, если такие cозданы. Документы, принятые на собрании учредителей, могут быть поданы в органы юстиции для регистрации организации в течении трех месяцев со дня его проведения.
Заявление подается от имени не менее трех членов руководящего органа организации с указанием их полных Ф.И.О., домашних адресов, телефонов и должностей на имя начальника регистрирующего органа и должно также содержать Ф.И.О., контактные адрес и телефон лица, уполномоченного вести переговоры с регистрирующим органом. Выписка из протокола собрания учредителей должна содержать сведения о создании общественного объединения, об утверждении его учредительных документов, о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов.
Cведения об учредителях — физических лицах должны содержать их полные Ф.И.О., дата рождения, адрес места жительства и телефон, паспортные данные и личные подписи . Сведения об учредителях — юридических лицах содержат полное наименование организации, место и дату регистрации, регистрационного свидетельства, наименования и места нахождения руководящего органа, Ф.И.О. и наименование должности руководителя и его личную подпись. Cписки учредителей удостоверяются подписью руководителя учрежденной организации.
Регистрационный сбор составляет для региональных и местных организаций 500 рублей и уплачивается перечислением на счет органа юстиции. Квитанция об уплате представляется в регистрирующий орган.
Документ о предоставлении юридического адреса предоставляет собственник или арендатор помещения с приложением копии документа, подтверждающего его права на данное помещение. Благотворительные организации могут использовать в качестве юридического адреса жилое помещение одного из учредителей с письменного согласия всех совершеннолетних проживающих с ним членов семьи.
Протоколы учредительных собраний отделений требуются только для общероссийских, межрегиональных и региональных (в некоторых субъектах федерации) организаций.
При использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав необходимо также предоставить документы, подтверждающие правомочия на их использование.
Предоставленные документы должны быть рассмотрены регистрирующим органом в течении одного месяца. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суде.
Так как регистрирующий орган предоставляет зарегистрированной организации только по одному экземпляру свидетельства о регистрации и зарегистрированного устава, следует сразу же удостоверить как минимум по пять копий этих документов. Удостоверенные копии понадобятся в частности при постановке на учет в различных контрольных инстанциях.
Для изготовления круглой печати и углового штампа, зарегистрированная организация должна предоставить в фирму-изготовитель их эскизы, утвержденные органом юстиции, зарегистрировавшим организацию. Примерная стоимость изготовления печати и штампа составляет от 70000 до 300000 рублей в зависимости от сроков изготовления и качества оснастки.
Зарегистрированная организация должна стать на учет в соответствующем региональном управлении статистики, где ей присваиваются специальные статистические коды. Присвоение кодов может стоить до трех минимальные заработные платы.
Одну из справок управления статистики вместе с нотариально заверенными копиями свидетельства о регистрации и учредительных документов, заявлением установленной формы и заполненными типовыми картами учета должны быть предоставлены в территориальную налоговую инспекцию по месту нахождения руководящего органа организации, после чего организации будет присвоен собственный идентификационный номер, наличие которого является основанием для открытия и функционирования банковских счетов.
Кроме того, организация должна быть поставлена на учет в территориальные отделения пенсионного фонда, фонда медицинского страхования, фонда социального страхования, фонда занятости и дорожного фонда по месту нахождения руководящего органа организации. Постановка на учет осуществляется бесплатно на основании заполненных по установленной форме заявлений.
Для открытия расчетного рублевого или валютного счета в банк должны быть предоставлены справки о постановке на учет из налоговой инспекции и всех вышеперечисленных страховых фондов, заполненное заявление установленной формы, нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации и учредительных документов и заверенная у нотариуса карточка с образцами подписей лиц, распоряжающимися денежными средствами на счете. Заверение одной подписи на карточке для банка обойдется в две минимальные заработные платы. Учреждение банка, обслуживающее место расположения руководящего органа вашей организации не вправе отказать в открытии расчетного счета. Услуга по открытию счета в некоторых банках бесплатная, но иногда за это взымается отдельная плата в размере от 1 до 3 млн. рублей.
Использование организацией собственных флагов, вымпелов и эмблем также требует их предварительной государственной регистрации в установленном законом порядке.
Вся процедура регистрации от создания до открытия банковских счетов как правило занимает до трех месяцев.
Источник
Как зарегистрировать общественную организацию: пошаговая инструкция
Что такое общественная организация
Общественная организация — это добровольное объединение граждан для реализации своих интересов и защиты прав. От прочих юрлиц ее отличают виды деятельности и источники формирования имущества. Им не разрешено вести предпринимательскую деятельность (заниматься ею они вправе только для решения уставных задач), поэтому все они являются некоммерческими организациями, или НКО.
Законодателем определена пошаговая инструкция, как зарегистрировать общественную организацию, которую и рассмотрим.
Кто вправе создать общественную организацию
Учредителями по закону становятся:
- граждане России;
- иностранцы, законно находящиеся на территории РФ;
- лица без гражданства, с легальными документами;
- юридические лица.
Участниками вправе стать:
- дееспособные граждане;
- иностранцы, которые законно пребывают в стране.
Законодательная база
Деятельность общественных организаций регулируется статьями 13 и 30 Конституции РФ , Федеральными законами № 82-ФЗ от 19.05.1995 и № 7-ФЗ от 12.01.1996. В них приводятся, в частности:
- возможные организационно-правовые формы;
- правовая позиция;
- непосредственно правила учреждения, реорганизации и прекращения деятельности;
- принципы формулировки наименования;
- допустимые виды деятельности.
Общий порядок того, как зарегистрировать общественное объединение, изложен в Федеральном законе № 129-ФЗ от 08.08.2001.
Где открывать общественную организацию
Регистрацией некоммерческих объединений занимаются министерство юстиции и его территориальные представительства. В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 7-ФЗ, открывают их в том регионе, где планируется вести деятельность.
Процесс создания
Перед вами пошаговая инструкция, как зарегистрировать некоммерческую организацию в Министерстве юстиции.
Шаг 1. Определение направления деятельности, названия, адреса
Основатели на общем собрании определяют цель работы общественной организации, род ее деятельности по статье 24 Федерального закона № 7-ФЗ, дают наименование и подбирают юридический адрес.
Шаг 2. Составление устава
В устав общественной организации включают обязательные пункты:
- полное название;
- цель и род деятельности;
- юридический адрес;
- органы управления;
- территория деятельности;
- членство;
- срок полномочий руководителей;
- порядок изменения устава;
- источники финансирования и способ контроля средств;
- порядок реорганизации и ликвидации.
Шаг 3. Сбор документов
Для регистрации объединения подаются такие документы:
- заявление, подписанное уполномоченным лицом, по форме Р11001 (утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@);
- устав (три экземпляра);
- сведения об учредителях;
- квитанция оплаты госпошлины (4000 рублей);
- сведения об адресе общественной организации;
- протокол учредительного собрания;
- заявление о включении объединения в реестр некоммерческих организаций (при необходимости).
Шаг 4. Передача данных в Минюст
Регистрацию производит уполномоченный орган государственной власти — Министерство юстиции. Чтобы зарегистрировать устав в Минюсте, учредители обязаны подать документы на регистрацию не позже трех месяцев со дня проведения учредительного собрания. Передают пакет документации лично или через портал госуслуг.
Шаг 5. Свидетельство об открытии
При позитивном исходе заявитель получает Свидетельство о государственной регистрации. В нем указывается:
- название НКО;
- регистрационный номер;
- юридический адрес общественной организации.
Сроки регистрации
Чтобы зарегистрировать общественное объединение, необходимо до 30 рабочих дней. В течение двух недель Минюст принимает решение и направляет документы в ФНС. Налоговой для включения сведений в реестр юридических лиц потребуется пять дней. Потом налоговая возвращает документы в Минюст. Через три дня заявитель получает Свидетельство о регистрации.
Почему откажут в регистрации
Причины отказа приведены в статье 23.1 Федерального закона № 7-ФЗ:
- документы противоречат законам РФ;
- название оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства;
- отсутствуют некоторые документы;
- документы поданы не в тот орган;
- учредителем выступает лицо, которое не вправе быть им по закону;
- документы содержат некорректную информацию.
Откажут и в случае, если кто-то другой успел создать общественную НКО с аналогичным названием.
Что делать при отказе в регистрации
Минюст письменно сообщает о причинах отказа. Заявитель вправе устранить недочеты и подать новую заявку на регистрацию. При несогласии остается лишь обжаловать решение через суд.
Источник