Как создать общественную экологическую организацию

Как создать общественную экологическую организацию

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002) предусматривает право граждан на создание общественных экологических объединений, которые наделяются более широкими правами, чем отдельные граждане.

Познакомимся с некоторыми их правами, которые перечислены в статье 12 Закона («Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды»). Эти объединения имеют право:

Крупнейшей международной общественной организацией, действующей в целях сохранения, исследования и восстановления окружающей среды, является Всемирный фонд дикой природы (2). Это независимая природоохранная организация с более чем 5 миллионами сторонников во всём мире, работающая в более чем 40 странах, поддерживающая около 1 300 природоохранных проектов. Миссия Всемирного фонда дикой природы заключается в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Его главная цель — сохранение биологического разнообразия Земли.

Одним из организуемых Всемирным фондом дикой природы международным событием является Час Земли. С 2007 г. он проводится в последнюю субботу марта и призывает всех — частных лиц, организации, школы, муниципальные образования, коммерческие учреждения — выключить свет и другие не жизненно важные электроприборы на один час, чтобы стимулировать интерес к проблеме изменения климата, объединение человечества вокруг проблемы сбережения энергии.


Сидней (Австралия) в «Час Земли» (нижнее фото)

Час Земли считается одним из самых массовых событий в истории человечества. Так, в 2012 году в нем приняли участие 150 стран и 6525 городов! Например, в Санкт-Петербург е были погашены подсветка телебашни, Петропавловской крепости,Военно-морского музея и Стрелки Васильевского острова. На Дворцовую площадь со свечами вышли около 1000 человек.

Участвовали ли Вы или Ваши знакомые когда-либо в Часе Земли?

В каких общественных экологических организациях наиболее успешно участвует Россия?

Одной из самых известных международных экологических организаций, активно работающих в разных странах мира, в том числе в нашей стране, является Гринпис(англ. Greenpeace — «зелёный мир»). «Гринпис» был основан в Канаде в 1971 году, его основная цель — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путём привлечения к ним внимания общественности и властей. Посмотрите видео, в котором один из основателей и директор Гринпис обсуждают прошлое и настоящее организации. Видео 78.

Направления работ в Гринпис называются проектами. В российском отделении действуют 10 проектов (3).

Приведем в качестве примера одну из общественных российских организаций, под названием «Мусора. Больше. Нет.» (4).

Она представляет собой сеть инициативных групп с общими целями, принципами работы и технологиями. Видео 79.

Миссия организации — способствовать внедрению в России концепции Zero Waste (ноль потерь, ноль отходов). Сеть занимается развитием экологической культуры через проведение экологических акций по уборке мусора и посадке деревьев, участвует в экологических фестивалях и конференциях, продвигает принципы залоговой стоимости тары и раздельного сбора мусора.

Знаете ли Вы об общественных экологических организациях, работающих в Вашей местности? В интернете есть сайты с адресами многих экологических и природоохранных организаций в России — например (5), где можно ознакомиться с их программами, узнать про акции, возможности своего участия в них.

Принимали ли Вы участие в экологических акциях? Считаете ли такие акции полезными?

В целом, число общественных экологических организаций в России, по разным оценкам, колеблется от нескольких тысяч до десятков тысяч. Они составляют так называемый третий сектор — включающий структуры, которые не относятся ни к государственному сектору, ни к частному предпринимательству. Хотя эти данные приблизительны, они свидетельствуют о том, что экологическое движение можно считать фактом социальной жизни российского гражданского общества.

К сожалению, в период радикальных экономических реформ и далее активность экологического движения несколько снизилась, для населения более приоритетными стали экономические интересы

Авторы исследования общественных экологических организаций в Петербурге выделили семь основных направлений экологического движения “движение зеленых”, “движение ученых”, “образовательное движение”, “информационное движение”, “экополитическое движение”, “экофилософское” и “движение за альтернативный образ жизни”.

Отметим, что информационные сети общественных экологических организаций качественно отличны от традиционных печатных средств массовой информации (газеты и журналы). Они более оперативны, им присущи добровольность и открытость информации. Поступающая в сеть информация цензурируется минимально. Такая информационная открытость имеет двоякие последствия. С одной стороны, информационные потоки увеличиваются и скрыть информацию от ее потребителей становится невозможно. Информация распространяется по глобальным сетям. В связи с этим российское экодвижение становится частью транснационального. С другой стороны, качество информации зачастую недостаточно контролируется, поэтому возможны ошибки, которые могут иметь отрицательные последствия для экологического движения.

Читайте также:  Идеи малого бизнеса с небольшими вложение

Говоря об экологическомобразовательном движении, надо отметить, что соответствующие общественные организации ориентированы в основном на обучение школьников. Что касается взрослого населения — их неформальное экологическое образование развито, к сожалению, недостаточно. В качестве положительного примера приведем работу направления «Природа и экология» в Высшей Народной школе СПб, которая уже на протяжении 15 лет организует в рамках этой тематики для своих слушателей лекции, семинары; занятия в экологических центрах и естественнонаучных музеях.

Мы также можем принимать активное участие в различных мероприятиях, организуемых совместно общественными экологическими организациями и государственными органами. Так, во многих городах России ежегодно проводятся дни защиты от экологической опасности.

Их целью является объединение общественных организаций, ученых, органов исполнительной и законодательной власти, образовательных учреждений, промышленных предприятий и бизнеса в решении вопросов экологической безопасности населения и территорий, ресурсосбережения, формирования экологической культуры всех слоев населения. В ходе недель проводятся конференции, семинары, круглые столы, конкурсы, посвященные проблемам охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, экологические субботники, рейды.


Экологический субботник

В разных городах России также ежегодно проводятся фестивали экологических фильмов.

Какие Вы знаете ежегодные общегородские эколого-просветительские мероприятия? Принимали ли Вы в них участие?

В Петербурге информацию о планируемых акциях можно получать, в частности, на экологическом портале Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Нет никаких сомнений в том, что экологические проблемы можно решить только общими усилиями всех людей. Именно участие в общественных экологических организациях и движениях — один из действенных способов изменения к лучшему нашей среды обитания и качества нашей жизни.

К сожалению, роль гражданского общества в России пока довольно скромна. В нашей стране гражданское, общественное участие зачастую представляет собой определенный вызов, в том числе на уровне культурной традиции. Однако это не означает, что в России не могут быть эффективными действия общественных экологических организаций несмотря на их недостаточную массовость и результативность на сегодняшний день. Участие в этих организациях несомненно будет способствовать как решению экологических проблем, так и развитию гражданского общества.

Источник

Электронная библиотека

Общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

К числу целей создания общественных экологических объединений можно отнести:

· охрану здоровья граждан;

· защиту их прав и законных интересов;

· разрешение споров и конфликтов при осуществлении природоохранной деятельности;

· подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф;

· оказание помощи пострадавшим в результате таких бедствий и аварий;

· охрану и должное содержание особо охраняемых природных объектов и территорий и другие.

Общественные экологические объединения могут осуществлять свою деятельность на правах юридического лица с момента государственной регистрации в установленном законом порядке. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется органами юстиции. В регистрации может быть отказано, если:

· устав объединения противоречит законам РФ;

· не представлен полный перечень учредительных документов или они ненадлежащим образом оформлены;

· на территории, в пределах которой собирается действовать объединение, ранее зарегистрировано общественное экологическое объединение с таким же названием.

Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания общественного объединения не допускается.

Общественное объединение может функционировать и без государственной регистрации, не приобретая прав юридического лица.

Как учредителями, так и членами общественных экологических объединений могут быть физические и юридические лица, которые имеют равные права и обязанности.

Общественные экологические объединения имеют право:

· разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

· защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;

· за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

· требовать назначения государственной экологической экспертизы, рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу;

· требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

Читайте также:  Как открыть бизнес за 10000 долларов

· требовать предоставления своевременной достоверной и полной экологической информации;

· организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;

· ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

· предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.

Срочно?
Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Источник

Экологические объединения граждан – порядок создания, регистрация, их права и обязанности.

Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастает при объединении их усилий посредством создания некоммерческих организаций, которым действующее законодательство предоставляет более широкий объем полномочий.

ФЗ «Об общественных объединениях»:

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее — уставные цели).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.

Учредителями общественного объединенияявляются физические лица и юридические лица — общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения. Члены общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет. Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Устав общественного объединения должен предусматривать:

1) наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

Решение о государственной регистрации международного или общероссийского общественного объединения принимается федеральным органом государственной регистрации.

Решение о государственной регистрации межрегионального общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения.

Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.

Читайте также:  Идея бизнеса торговля услугами

Интернет:

К числу целей создания общественных экологических объединений можно отнести:

· охрану здоровья граждан;

· защиту их прав и законных интересов;

· разрешение споров и конфликтов при осуществлении природоохранной деятельности;

· подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф;

· оказание помощи пострадавшим в результате таких бедствий и аварий;

· охрану и должное содержание особо охраняемых природных объектов и территорий и другие.

Общественные экологические объединения могут осуществлять свою деятельность на правах юридического лица с момента государственной регистрации в установленном законом порядке. Государственная регистрация общественных объединений осуществляется органами юстиции. В регистрации может быть отказано, если:

· устав объединения противоречит законам РФ;

· не представлен полный перечень учредительных документов или они ненадлежащим образом оформлены;

· на территории, в пределах которой собирается действовать объединение, ранее зарегистрировано общественное экологическое объединение с таким же названием.

Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания общественного объединения не допускается.

Общественное объединение может функционировать и без государственной регистрации, не приобретая прав юридического лица. Однако в этом случае она не будет юридическим лицом, а следовательно, и не сможет осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность. Если изначально общественная организация планируется как организация, которая не ведет хозяйственную деятельность, для ее легитимной деятельности права юридического лица (то есть государственная регистрация) не обязательны.

Как учредителями, так и членами общественных экологических объединений могут быть физические и юридические лица, которые имеют равные права и обязанности.

Общественные объединения и некоммерческие организации имеют право осуществлять деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе (ст. 12 ФЗ ОООС):

· разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

· за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

· оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

· организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

· обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

· участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

· обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

· организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

· организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

· рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

· подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

· предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

· осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Общественные объединения и некоммерческие организации при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Источник

Оцените статью