- Процедура организации и оформления группы компаний
- Понятие группы компаний и законодательное обоснование
- Преимущества групп компаний
- Недостатки групп компаний
- Особенности организации группы компаний
- В каких случаях актуально создание группы компаний?
- Документооборот внутри групп компаний
- Рекомендации к оптимизации документооборота
- Что представляет собой холдинг и как им управлять
- Что собой представляет холдинг?
- Законодательное регулирование
- Преимущества холдингов
- Как организовать холдинг?
- Разновидности холдингов и особенности их построения
- Горизонтальная структура
- Вертикальная структура
- Распространенные проблемы при управлении холдингом
Процедура организации и оформления группы компаний
Группа компаний – одна из форм существования ЮЛ, отличающаяся своими преимуществами и недостатками. Предполагает особый порядок организации.
Как выявить и учесть общие экономические интересы группы компаний (участников холдинга) при совершении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность?
Понятие группы компаний и законодательное обоснование
В законе отсутствует понятие «группа компаний». Ранее оно содержалось в законе «О финансово-промышленных группах», однако действовал он до 2007 года. Был отменен в связи с необходимостью прекращения чрезмерного государственного регулирования. На данный момент к группам компаний применимы следующие законы:
- Глава 3.1. «Консолидированные группы налогоплательщиков». Данная глава может применяться весьма ограничено. Связано это с тем, что она регулирует только налогообложение и касается крупных организаций с общим объемом выручки от 100 миллиардов рублей.
- ФЗ «О конкуренции». В нем речь идет об аффилированных лицах. То есть о тех лицах, которые могут воздействовать на работу организации. Это понятие близко к понятию групп компаний, однако оно не является эквивалентным.
Группа компаний и холдинг – это разные понятия. Под холдингом понимают совокупность организаций, где головная компания имеет полномочия на управление дочерними фирмами. Понятие группы компаний в законе отсутствует. Однако сделать вывод о содержании термина можно из сложившейся практики. Группа компаний – это несколько ЮЛ, которые добровольно признают себя группой. У всех организаций, входящих в группу, есть общий круг владельцев.
Преимущества групп компаний
Организации довольно часто объединяются в группы. Связано это со следующими преимуществами этой юридической формы:
- Экономия на закупках. Закупки у поставщиков в большом объеме предполагают получение скидок.
- Отстаивание общих интересов. Участники группы получают возможность лоббировать общие интересы в государственных органах.
- Увеличение управляемости. Большой компанией очень сложно управлять. Проще разделить ее на ряд компаний и назначить в каждой своего управляющего.
- Успешная работа по каждому направлению. Группа компаний позволяет разделить зоны ответственности. К примеру, одна компания занимается транспортировками, другая – рекламой.
- Возможность привлечения менеджеров высокого профессионального уровня. Для управления крупной компанией можно пригласить топ-менеджера. Однако большой организацией очень сложно управлять. Проще разделить фирму на ряд компаний, каждой из которой будет управлять профессиональный менеджер.
- Осуществление оперативного управления. Опыт показывает, что в крупной компании все решения принимаются и реализуются очень медленно. Деление организации на части позволит повысить оперативность.
- Повышение качества продукции. Крупная компания, разделенная на части, как правило, обладает всеми ресурсами для производства продукта за счет самодостаточной системы. Группа организаций занимается и изготовлением товара, и его транспортировкой, и рекламой. Все это позволяет увеличить конкурентоспособность компании.
- Согласованная работа. Все компании придерживаются общей финансовой и инвестиционной политики. Это увеличивает эффективность предпринимательской деятельности.
- Увеличение лояльности со стороны контрагентов. Разделение компаний позволяет создать имидж крупной и влиятельной структуры. Это позволит привлечь новых партнеров, инвесторов.
- Распределение коммерческих рисков. Если одна из компаний будет работать с низкой эффективностью, это не окажет значительного влияния на остальные организации.
Организация групп компаний – это вовсе не гарантия получения всех перечисленных преимуществ. Оценить все достоинства этой правовой формы можно только при правильной организации и грамотном управлении.
Вопрос: Внутри группы компаний есть необходимость передачи имущества от материнской организации (АО) в пользу дочерней (100%-ное участие) без изменения размера уставного капитала. Закупка оборудования для реализации нового глобального проекта на территории нескольких регионов РФ осуществляется через материнскую компанию, которая распределяет его между дочерними обществами, задействованными в реализации данного проекта. Какие правовые конструкции можно использовать при передаче оборудования? Как они влияют на учет и налогообложение?
Посмотреть ответ
Недостатки групп компаний
Группа компаний – форма, обладающая несомненными преимуществами. Но у нее есть и недостатки:
- Отсутствие конкуренции внутри группы, что может привести к нерентабельности отдельных производств и снижению эффективности.
- Усложненность иерархической структуры, бюрократия.
- Различное налогообложение для каждой из компаний, что предполагает определенные неудобства.
Еще один из очевидных недостатков – отсутствие законодательного регулирования. В нормативных актах не содержится даже понятия «группы компаний». Тем более в законе ничего не говорится о порядке организации рассматриваемой структуры.
Особенности организации группы компаний
Порядок организации не установлен нормативными актами. По этой причине группу компаний юридически оформлять не требуется. Разделение организаций устанавливается исключительно внутренними документами. Их нужно сформировать и утвердить внутри компании. Законодательство позволяет формировать дочерние общества. Это организации, которые с одной стороны являются автономными, а с другой – управляются головным офисом.
То есть первый шаг к созданию групп компаний – формирование зависимых компаний. Сделать это можно несколькими способами:
- Созданием дочерних организаций.
- Приобретением контрольного пакета акций другой компании.
- Заключением договора о совместной деятельности.
Второй шаг – разработка внутренних актов. Они будут регулировать порядок управления, особенности взаимодействия между компаниями.
В каких случаях актуально создание группы компаний?
Создание группы компаний – не всегда наилучшее решение. Разделять большую организацию имеет смысл только в том случае, если на это есть действительная необходимость:
- Компания слишком большая, ей сложно управлять.
- Организация работает сразу по нескольким направлениям: реклама, транспортировка и прочее.
Объединение в группу компаний – это, как правило, способ упростить управление. Все объединенные организации должны быть связаны между собой для согласованной работы.
Документооборот внутри групп компаний
Разрозненная структура компаний предполагает усложнение документооборота. На эту часть работы нужно обратить особое внимание. Существует два варианта организации документооборота:
- Разделение зоны ответственности. В этом случае компания будет отвечать за одну часть документооборота (к примеру, регистрация документов, контроль над их исполнением), другая – за оставшуюся (например, учет документации).
- Собственная система документооборота в каждой компании. В этом варианте каждая организация имеет свое делопроизводство.
Первый вариант актуален в том случае, если дочерние компании возникли из одной головной организации. То есть они тесно связаны друг с другом. Второй вариант подходит для разрозненных компаний, которые были объединены в группу.
Рекомендации к оптимизации документооборота
Документооборот можно оптимизировать. Для этого нужно соблюсти следующие требования:
- Формирование общей инструкции по делопроизводству.
- Организация в каждой компании своей службы делопроизводства. Численность ее зависит от размера компании.
- Установление правил движения документационных потоков между компаниями, входящими в группу.
Для передачи сведений между компаниями может использоваться электронная переписка. Для передачи важных документов следует обратиться к службе курьерской доставки.
Источник
Что представляет собой холдинг и как им управлять
Холдинги — весьма активные участники рынка 21 века. Несмотря на это, они практически не регулируются законодательством. Это понятие редко можно встретить в нормативных документах. Большинство аспектов деятельности холдингов определяется на основании существующей практики.
Как учитываются международными холдинговыми компаниями в целях налога на прибыль акции (доли) дочерних компаний, доходы от их реализации, а также дивиденды?
Что собой представляет холдинг?
Единое понимание холдинга на данный момент отсутствует. Законодательного определения его не существует не только в России, но и в других государствах. Термин «холдинг» произошел от английского слова, обозначающего «держать». В широком смысле, это группа организаций, включающая в себя материнскую и дочерние компании. В узком смысле, это материнская компания. В словаре РФ дано определение холдинга: это компания, которая приобретает контрольные пакеты акций других организаций для осуществления контроля над ними. Существует много определений холдинга. Однако все они содержат общий признак – это группа компаний, которые зависимы друг от друга.
Вопрос: Должна ли головная организация банковского холдинга на своем официальном сайте в сети Интернет размещать информацию о лицах, входящих в состав органов ее управления, а также банковских группах и банковских холдингах, в которые она входит?
Посмотреть ответ
Законодательное регулирование
Как уже сказано выше, холдингам практически не уделено внимания в нормативных актах. В ГК РФ этого понятия нет вовсе. Впервые в законодательстве холдинг замечен в законе РСФСР от 3 июля 1991 года «О приватизации госпредприятий». Однако и в нем точного определения группам компаний не дано. Термин разъяснен только в Указе Президента РФ №1392. Однако в этом нормативном акте говорится только об организациях, возникающих вследствие приватизации.
К СВЕДЕНИЮ! Можно сказать, что холдинги практически никак не регулируются правовыми актами. Управление ими осуществляется на основании сложившейся практики.
Преимущества холдингов
Многие компании объединяются в холдинги, и на это есть причины. Популярность этой юридической формы объясняется следующими ее преимуществами:
- Простота организации и реструктуризации.
- Расширение производства.
- Увеличение имеющихся ресурсов.
- Стабильность существования, так как компания не может выйти из холдинга по своему желанию.
- Возможность назначения в каждую организацию профессионального менеджера.
- Широкие возможности для повышения конкурентоспособности.
- Распределение коммерческих рисков (если одна компания будет функционировать неэффективно, это не повлияет на всю группу организаций).
Организация холдинга не гарантирует достижения всех перечисленных преимуществ. Для обеспечения всех этих достоинств нужно приложить силы к обеспечению эффективной деятельности, разумному распределению функций. Рассмотрим недостатки холдингов:
- Нет конкуренции между взаимозависимыми компаниями, что может привести к их нерентабельности.
- Бюрократия.
- Усложнение документооборота.
- Сложно осуществить налоговую оптимизацию, так как налогообложение каждой из компаний отличается.
- Сложное регулирование трудовых отношений.
- Повышенные транзакционные издержки.
В холдинге будет работать огромный штат сотрудников, что также приносит определенные сложности.
Как организовать холдинг?
Рассмотрим основные этапы создания холдинга:
- Получение разрешения от ФАС.
- Получение согласия на преобразование от трудового коллектива. Для этого нужно организовать общее собрание. Принятое решение фиксируется в соответствующем протоколе. Нужно получить согласие не менее чем от 50% сотрудников.
- Если происходит приватизация государственного предприятия, нужно также получить разрешение от Госкомимущества.
ВАЖНО! Данный порядок основывается на законе «О приватизации госпредприятий» от 1991 года. Он касается только создания холдинга на основании приватизированного предприятия. В других случаях организация групп компаний будет регулироваться в основном локальными актами. Можно, к примеру, создать дочерние компании.
Разновидности холдингов и особенности их построения
Организация холдинга зависит от его типа. Вид групп компаний определяется на основании индивидуальных потребностей.
Горизонтальная структура
Горизонтальная структура предполагает одну материнскую компанию, а также ряд дочерних фирм, которые аналогичны друг другу. Основной способ повышения эффективности такого холдинга – максимальное территориальное расширение. Примером такого образования может быть сеть магазинов. Горизонтальная структура характерна для оптово-розничной торговли. Рассмотрим ее преимущества:
- Аналогичная схема организации дочерних фирм.
- Единые критерии оценки эффективности деятельности каждой компании.
- Отработанная система создания фирм, что облегчает создание каждой последующей компании.
Однако у этого варианта есть минусы:
- Сложность управления на расстоянии.
- Необходимость в знании особенностей каждого региона.
Вариант с горизонтальной структурой подходит торговым маркам.
Вертикальная структура
Вертикальная структура подходит предприятиям полного цикла. К примеру, одна компания отвечает за обработку, вторая – за транспортировку, третья – за реализацию. Примером вертикальной структуры может стать агрохолдинг. Ее преимущества:
- Установление конкурентоспособных цен.
- Контроль над качеством продукции на всех этапах ее производства.
- Возможность сокращения издержек.
Минусом является необходимость в доскональном знании всех особенностей каждого направления деятельности.
Распространенные проблемы при управлении холдингом
Управление холдингом осуществляется на основании нормативных актов. Рассмотрим наиболее распространенные управленческие проблемы:
- Утрата управляемости, бюрократизация. Решением проблемы является уменьшение централизации.
- Появление значительных отличий между дочерними компаниями. Эта проблема приводит к тому, что одна из дочерних компаний показывает высокие результаты, однако холдинг в целом от этого не выигрывает. Также группа компаний утрачивает свое «лицо». Фирмы становятся разрозненными. Решение проблемы – разработка общей политики, установление общих целей.
- Дочерние компании не являются самостоятельными. Это результат жесткой централизации, неправильного делегирования. Для решения проблемы нужно снизить централизацию, а также нанять профессиональных менеджеров.
Для эффективного управления очень важно разработать общую финансовую и инвестиционную политику. Для каждой дочки следует установить общие правила. Во главе каждой организации нужно поставить опытного менеджмента.
Источник