Индивидуальный стиль трудовой деятельности, пути и способы формирования.
Индивидуальный стиль деятельности — это устойчивая система приемов, способов, методов деятельности, обусловленная индивидуально-специфическими качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Он позволяет людям с разными индивидуальнотипологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами.
Индивидуальный стиль Деятельности обладает следующими отличительными признаками:
а) он устойчив;б) обусловлен определенными личностными качествами,
в) является средством эффективного, приспособления к объективным требованиям.
Индивидуальный стиль может формироваться целенаправленно или стихийно, сознательно или без четкого осознания предпосылок. Стихийное формирование индивидуального стиля не всегда и не у всех протекает успешно, поэтому встает актуальная задача формирования индивидуального стиля в процессе профессиональной подготовки. Решение данной проблемы имеет большое народнохозяйственное значение, так как способствует повышению производительности труда, качества продукции, росту удовлетворенности трудом работников.Основные пути формирования индивидуального стиля заключаются: а) в максимальном использовании профессионально-важных качеств личности работника; б) в компенсации нежелательных, с точки зрения профессиональной деятельности, проявлений личностных факторов.Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. В отечественной психологии индивидуальный стиль деятельности рассматривался в работах Е. А. Климова, В. С. Мерлина, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса и др.
Климов: эффективный стиль трудовой деятельности не формируется сам собой, дается нелегко, требует поисков. ИСД может быть сформирован (по Мерлину) при условии существования в деятельности «зоны неопределенности» в выборе способов, приемов выполнения задач. Чем больше зона неопределенности, тем в большей мере успех деятельности будет определяться умением субъекта выбрать, создать максимально приспособленный для данной деятельности стиль поведения. Другим ограничением формирования эффективного ИСД являются требования деятельности к трудно развиваемым способностям человека, обусловленным природными задатками (напр, эмоциональная гибкость, выразительность мимики, особенности устной речи — для драматического актера). Наконец, деятельность может осуществляться в экстремальных условиях, в условиях дефицита времени — при этом от субъекта труда требуются природно обусловленные, трудно компенсируемые, в случае недостаточности, свойства индивидуальности (сильная нервная система). В этих условиях, как бы ни старался субъект, если он не обладает необходимыми свойствами индивидуальности, он не сможет быть эффективным работником.
ИСД является целостной системой психологических средств наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с условиями и требованиями деятельности.
Эта система включает в свой состав не только самые характерные, используемые действия, приемы, но и отвергаемые. Формирование ИСД опирается на сознательные (проявления рефлексии и саморефлексии) и набессознательные механизмы (формирование навыков и эмоциональное переживание удобства, предпочтения) пассивной и активной адаптации человека к среде, к деятельности.
ВисследованииИСДнеобходимоиспользовать методы наблюдения ификсации профессионального поведения и его результатов, тесты, метод анализа продуктов труда, методы беседы, интервью, субъективного шкалирования, экспертных оценок, также на основе биографического метода. Особенности индивидуального стиля саморегуляции могут изучаться с помощью тестового задания, позволяющего оценивать стратегии поведения испытуемого после успешного и неуспешного выполнении задачи, а также оценивать особенности субъективного эталона точности результата своих действий.
72. Характеристика профессионального самоопределения.
Ключевым звеном в выборе профессии Д. А. Леонтьев и Е. В. Шелобанова считают конструктивно-познавательскую деятельность построения возможных вариантов будущего. Среди возможных вариантов выбора профессии выделяют следующие: 1) выбор профессии соответственно семейной традиции; 2) выбор профессии наугад; 3) выбор профессии по призванию; 4) выбор профессии по расчету. Приемлемым считается лишь четвертый вариант- осознанный, самостоятельный выбор профессии с учетом потребностей рынка труда, условий избираемой деятельности, предполагаемых форм вознаграждений в труде, оценки своих материальных и физических ресурсов при выборе профессионального учреждения как средства овладения профессией. После осуществления выбора профессии сущность профессионального самоопределения состоит не столько в новых выборах, сколько в нахождении смысла в избранной сфере (Пряжников Н. С. и др.).Процесс обучения новой профессии соответствует одному из этапов профессионального самоопределения, на котором происходит уточнение своих интересов и целей в профессиональной деятельности, выбор путей к поставленным целям, познание профессии и себя в профессии.Профессиональное самоопределение личности в отечественной педагогической науке понимается многопланово:- как критерий профессионального становления человека в процессе его социализации;- как главный компонент принятия решения о выборе профессии;- как проблема трудоустройства работника;- как ориентация человека на определенный вид деятельности;
— как формирование важных для человека новообразований — профессиональной направленности и профессионального самосознания;- как готовность субъекта к самостоятельной профессиональной деятельности;- как переживание человеком своего профессионального призвания.
По структуре профессиональное самоопределение представлено в литературе в рамках процессуального и уровневого подходов.
Процессуальный подход предполагает выделение последовательных закономерных этапов профессионального самоопределения: поиск профессии — выбор профессии — профессиональная самооценка — профессиональная подготовка — профессиональное самосовершенствование — выход из профессии.
Уровневый подход предполагает выделение уровней профессионального самоопределения:
1-й уровень — осознание целей и способов профессиональной деятельности;
2-й уровень — осознание смысла профессиональной деятельности;
3-й уровень — осознание отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности;
В рамках данного подхода предлагается считать завершением профессионального становления момент позитивного отношения к себе как к субъекту определенной профессиональной деятельности. При перемене профессии весь процесс осознания повторяется.
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Основные моменты профессионального становления личности:1. Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими, как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена места жительства, аттестация, увольнение с работы и др.5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
Источник
Индивидуальный стиль деятельности
Индивидуальный стиль деятельности определяется своеобразием действий, применяемых для осуществления цели. В отечественной психологии индивидуальный стиль деятельности рассматривался в работах Е. А. Климова, В. С. Мерлина, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса и др.
Индивидуальный стиль деятельности — это устойчивая система приемов, способов, методов деятельности, обусловленная индивидуально-специфическими качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Он позволяет людям с разными индивидуальнотипологическими особенностями нервной системы, разной структурой способностей, характера добиваться равной эффективности при выполнении одной и той же деятельности разными способами.
Механизмами становления индивидуального стиля деятельности являются адаптация, компенсация и коррекция.
Структура индивидуального стиля деятельности состоит из ядра и пристройки. Ядро включает в себя особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) возникают в данной деятельности на основе имеющихся у человека качеств (прежде всего, свойств нервной системы). Ядро состоит из особенностей деятельности группы А (благоприятствуют успеху) и группы Б (препятствуют успеху). Составляющие группы А и группы Б могут меняться местами в зависимости от вида деятельности. Ядро обеспечивает первый приспособительный эффект. Затем, в меру необходимости, возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение более или менее продолжительных поисков. Эта группа является пристройкой к ядру.
Особенности, противодействующие успешному выполнению деятельности, с течением времени обрастают компенсаторными механизмами. Так, например, обусловленная инертностью медлительность, нерасторопность возмещается предусмотрительностью, обусловленная подвижностью низкая сопротивляемость монотонной ситуации компенсируется тем, что человек искусственно разнообразит свою деятельность. Назовем эту категорию особенностей, имеющих компенсаторное значение, группой В.
В то же время имеет место и тенденция, заключающаяся в поиске и максимальном использовании всех возможностей, которые открываются в связи с определенной особенностью деятельности. Например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и плавные движения, и добиваются именно в этом направлении наибольшего эффекта. Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе и т.д.
Особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей, относятся к группе Г.
Таким образом, индивидуальный стиль деятельности является тем в большей степени сформированным, чем больше наблюдается особенностей, относящихся к
- группе А (особенности деятельности, благоприятствующие успеху);
- группе В (особенности, имеющие компенсаторные возможности);
- группе Г (особенности деятельности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей) и чем меньше остается нескомпенсированных особенностей группы Б (особенности, препятствующие успеху деятельности).
В то же время далеко не всегда удается скомпенсировать в достаточной мере особенности группы Б. Особенно это относится к тем видам деятельности, успешность в которых в большой степени детерминирована свойствами нервной системы. В других же случаях возможностей компенсации гораздо больше.
Существует два пути формирования стиля деятельности — целенаправленный и стихийный. Стихийный вариант связан с выбором индивидом того или иного способа деятельности при отсутствии четкого рационального объяснения своего выбора (полуосознанный путь формирования стиля). Второй, целенаправленный путь, также существует в трех вариантах, каждый из которых заключается в преобладании механизмов подражания, анализа собственных сильных и слабых сторон, навязывания определенного стиля педагогом (по принципу «делай, как я»).
Выработка стиля деятельности, неадекватного психофизиологическим особенностям человека, приводит к замедлению роста мастерства — худшему усвоению определенных техник, более медленному формированию двигательных навыков, общей неудовлетворенности процессом обучения, большей утомляемости, временным и энергетическим затратам.
Источник
Условия формирования индивидуального стиля деятельности
Индивидуальный стиль деятельности (в труде, учении, спорте) (англ. individual style of performance) – характерная для данного человека система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Формирование индивидуального стиля деятельности объясняется тем, что комплекс индивидуальных особенностей человека может лишь частично удовлетворять требованиям какого-либо вида деятельности. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как-то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. В результате создается индивидуальный стиль деятельности – неповторимый вариант типичных для данного человека приемов работы в типичных для него условиях.
В отечественной психологии преобладают исследования индивидуального стиля в зависимости от основных свойств нервной системы человека (Е.А. Климов, В.С. Мерлин, К.М. Гуревич).
С точки зрения видного отечественного психолога Е.А. Климова, под индивидуальным стилем следует понимать всю систему отличительных признаков деятельности человека, обусловленных особенностями его личности. Но наиболее пристально ученый рассматривает индивидуальный стиль деятельности в узком смысле слова как обусловленную типологическими особенностями устойчивую систему способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению определенной деятельности.
Иначе говоря, индивидуальный стиль – индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.
Е.А. Климовым предложена общая структура индивидуального стиля, в которой выделяется «ядро» и «пристройка» к нему. Ядро индивидуального стиля составляют такие особенности, способы деятельности, которые непроизвольно или без заметных субъективных усилий (как бы стихийно) провоцируются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. Эти особенности обусловливают первый приспособительный эффект и, таким образом, существенно определяют направление дальнейшего уравновешивания со средой. Но они не обеспечивают всего необходимого приспособительного эффекта, и в меру необходимости возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных). Эта группа составляет своеобразную пристройку к ядру индивидуального стиля. Например, на основе инертности (которая является ядром индивидуального стиля) сама собой возникает склонность не отрываться от начатой работы. Такая особенность деятельности может быть осмыслена как своеобразный способ эффективного уравновешивания со средой, как доведение действий до конца. На основе инертности легко осуществляются медленные и плавные движения, возникает предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка. Аналогичным образом и на основе подвижности стихийно складываются противоположные черты деятельности.
Среди особенностей, составляющих ядро индивидуального стиля выделяются две категории:
· особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке («А»);
· особенности, противодействующие успеху («Б»).
Особенности, противодействующие успешному осуществлению деятельности рано или поздно, стихийно или сознательно «обрастают» компенсаторными механизмами. Так, обусловленная инертностью недостаточная расторопность возмещается предусмотрительностью, более высоким уровнем ориентировочной деятельности. Обусловленная подвижностью снижения сопротивляемость действию монотонной ситуации компенсируется тем, что человек искусственно разнообразит свою деятельность и т. д.
Благодаря наличию у человека типологически обусловленных особенностей деятельности, благоприятствующих ее успешному выполнению, возникают и другие элементы пристройки к ядру стиля. К ним относятся поиски и максимальное использование всех возможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности. Так, например, инертные спортсмены-акробаты предпочитают упражнения, включающие статические позы, медленные и плавные движения, и добиваются здесь наибольшего эффекта. Рабочие-станочники инертного типа доводят до совершенства стереотипную упорядоченность рабочего места и систематичность в работе. Подвижные максимально используют свои скоростные ресурсы и способность часто переключаться с одной ситуации на другую и именно на этом пути «находят себя». Таким образом, среди особенностей, составляющих пристройку к ядру индивидуального стиля, также можно выделить две категории:
· особенности, имеющие компенсаторное значение («В»);
· особенности, связанные с максимальным использованием положительных приспособительных возможностей («Г»).
Таким образом, индивидуальный стиль тем в большей степени сформирован и выражен, чем больше наблюдается особенностей, относящихся к категориям «А», «В», «Г», и чем меньше остается нескомпенсированных особенностей категории «Б».
Е.А. Климов отмечает, если бы индивидуальный стиль деятельности в труде, учении, спорте однозначно определялся комплексом природных особенностей человека, то задача описания его детальной структуры, классификации и даже предсказания его особенностей была бы относительно простой и актуальной. Однако такого индивидуального стиля просто не существует. Если же под индивидуальным стилем понимать интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой, то более насущной представляется несколько иная задача. Необходимо в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль. Для этого важно:
· определить конкретную систему «субъект – объект» и определить то желательное состояние, к которому она должна прийти (иначе говоря, указать цель управления);
· выделить как можно больше существенных условий, от которых зависит достижение желаемого результата (т.е. указать определенную группу входных воздействий, как управляющих, так и возмущающих);
· выделить такие управляющие воздействия, в отношении которых какое-либо типологическое свойство или сочетание свойств является по своему биологическому смыслу противодействующим фактором;
· выделить такие особенности деятельности, в отношении которых определенные типологические особенности являются благоприятным или хотя бы нейтральным (явно не противодействующим) фактором.
После того как все это проделано, остается искать пути управления формированием индивидуального стиля за счет конструирования необходимых элементов пристройки к его ядру.
Изучению индивидуального стиля деятельности большое внимание уделяется в пермской научной психологической школе В.С. Мерлина, который показал, что индивидуальный стиль деятельности играет системообразующую функцию в развитии интегральной индивидуальности человека. Развивая эту идею, М.Р. Щукин сформулировал представление об индивидуальном стиле как о целостном образовании, характеризующемся индивидуальными особенностями в следующих сторонах деятельности:
· в системе внутренних условий;
· в отражении субъектом внешних условий и требований деятельности;
· процессуальной и результативной сторонах.
При этом взаимодействие внутренних условий рассматривается как определяющая сторона стиля, характеризующая саморегуляцию деятельности и обеспечивающая индивидуальное своеобразие в процессуальной и результативной сторонах деятельности и отражении субъектом внешних условий и требований деятельности.
В качестве важнейших внутренних условий как реализации благоприятных индивидуальных возможностей субъекта, так и преодоления негативных тенденций в его деятельности выступают:
· особенности отношения человека к деятельности;
· особенности самосознания, самооценки;
· особенности интеллектуальной деятельности;
На формирование индивидуального стиля деятельности оказывает влияние также возрастной фактор. Исследования показали, что по мере перехода на последующие возрастные ступени уменьшается влияние на деятельность и поведение нейродинамических свойств и возрастает влияние свойств личности.
В работах пермской научной школы изучен вопрос о механизмах приспособления индивидуальных возможностей субъекта к требованиям деятельности. Выделяются механизмы:
· компенсации (позволяют замещать недостаточно выраженные качества и особенности деятельности более выраженными);
· адаптации (позволяют наиболее полно использовать благоприятные индивидуальные возможности человека);
· коррекции (позволяют ограничивать негативные проявления деятельности и подтягивать те или иные ее характеристики до требуемого уровня).
Взаимодействие внутренних условий в характеристике индивидуального стиля должно рассматриваться в единстве с объективными условиями и требованиями деятельности. Последние могут способствовать реализации одних качеств субъекта и ограничению проявлений других его качеств. Вместе с тем, одни и те же внешние условия и требования деятельности приобретают для разных лиц разные характеристики, так как система внутренних условий обеспечивает избирательное отражение этих условий и требований.
Многочисленные исследования процессуальной стороны индивидуального стиля деятельности показывают, что эта сторона стиля включает в себя широкий спектр особенностей деятельности. Существуют индивидуальные различия в особенностях:
· соотношения ориентировочного и исполнительного компонентов деятельности;
· выбора ситуаций и заданий;
· подготовки к работе;
· вхождения в работу;
· организации рабочего места;
· отвлечений от работы;
· негативных проявлений индивидуальных различий в деятельности.
В качестве существенной особенности индивидуального стиля выступает соотношение ориентировочных (в том числе контрольных) и исполнительных действий. Показано, что у одних людей ориентировочная деятельность более развернута и более обособлена от исполнительных действий (у лиц с инертной и слабой нервной системой), а у других эта деятельность менее развернута и в большей степени осуществляется в связи с исполнительными действиями (у лиц с подвижной и сильной нервной системой).
Связь результативной и процессуальной сторон деятельности в индивидуальном стиле не является однозначной. В одних случаях ряд особенностей в процессуальной стороне (высокая скорость выполнения действий, тщательный самоконтроль и т. д.) может проявиться в высоких достижениях в производительной или качественной сторонах деятельности. В других случаях некоторые особенности деятельности (торопливость, частые отвлечения и т. д.) могут привести к тому, что некоторые благоприятные возможности (в частности, скоростные) окажутся нереализованными в результатах деятельности.
Формирование индивидуального стиля деятельности предполагает учет, с одной стороны, его внутренних условий и их взаимодействия, а с другой – внешних условий и требований деятельности.
Первые исследования по формированию индивидуального стиля осуществлялись в рамках учета его зависимости от свойств нервной системы. В этих исследованиях обеспечивалась возможность выбора заданий и приемов выполнения действий, осуществлялась индивидуализация указаний, проводилась работа по ограничению негативных особенностей деятельности.
В отношении внутренних предпосылок формирования индивидуального стиля показана роль следующих условий:
· обеспечение активной мотивации;
· учет эмоциональных реакций;
Назначение психологического просвещения заключается в обеспечении осознания достоинств и недостатков в деятельности, создании установок на активное овладение рациональными приемами работы. Оно связано с ознакомлением человека с закономерностями овладения навыками и умениями, ходом становления и значением привычек, причинами индивидуальных различий в деятельности и т. д.
Перечисленные условия формирования индивидуального стиля активизируют саморегуляцию человека, что ставит его в активную позицию в отношении использования своих возможностей.
Один из аспектов формирования и совершенствования индивидуального стиля заключается в коррекции негативных особенностей деятельности. Это связано с необходимостью создания внутренних предпосылок для принятия и реализации субъектом предъявляемых ему рекомендаций. При этом в качестве существенного условия коррекции деятельности выступает формирование автоматизмов, противодействующих негативным тенденциям.
В целом, исследования индивидуального стиля деятельности позволили сформировать следующие основные положения:
· существуют стойкие личные качества, существенные для успеха деятельности, обусловленные типологическими свойствами нервной системы;
· существуют разные по способам, но равноценные по конечному эффекту варианты приспособления деятельности;
· имеются широкие возможности компенсаторного преодоления слабо выраженных способностей;
· формирование личности можно вести только с учетом внутренних условий наряду с внешними.
Таким образом, индивидуальный стиль деятельности – это достаточно устойчиво используемый способ достижения человеком типичных задач, обусловленный типологическими свойствами нервной системы, отличающийся от других возможных способов процессом, но не результативностью. Формирование индивидуального стиля зависит от личностных и социально-психологических условий жизнедеятельности.
Источник