Как преподаватель организует свою деятельность

Дидактика: Конспект лекций для студентов педагогических вузов.

4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

Цель учителя в процессе обучения – регулирование познавательной деятельности школьников, направленной на усвоение учебного материала. Однако методы передачи знаний, умений, навыков, а также роль ученика в процессе обучения на протяжении развития школы различались. Раньше главной обязанностью учителя являлась передача суммы знаний и умений ученикам, при этом школьники оставались лишь пассивными слушателями. Такой метод получил в дидактике название информационного или традиционного. На современном этапе существования школы ситуация коренным образом изменилась. Теперь учитель выступает главным образом в роли организатора активной деятельности самих школьников. В результате они сами усваивают необходимые знания, умения и приобретают навыки. Такой подход получил название «деятельный подход к обучению».

Деятельность учителя в процессе обучения делится на следующие составляющие.

1. Планирование. Это процесс, связанный с составлением календарно–тематических и поурочных планов. При этом, чтобы подготовиться к очередному уроку, учитель использует прежние наработки или использует методические пособия и журналы.

2. Организация работы учителя – это подготовительный и исполнительский этапы. Учитель подготавливает наглядные материалы, ищет необходимую литературу, выступает организатором и исполнителем процесса обучения.

3. Подготовка работы учеников. Ее составными частями являются постановка целей и задач урока, формирование необходимых для усвоения знаний условий, инструкции о видах деятельности. При этом учитель сможет в любой момент помочь ученику в выполнении заданий.

4. Стимулирование активности учеников. Используя этот метод, учитель, во–первых, привлекает их внимание, во–вторых, побуждает высказывать свою любознательность, в–третьих, снижает порог восприятия учебного материала. Но учитель должен постоянно стимулировать учеников, как на начальном этапе урока, так и в его процессе. Очень важно удержать внимание школьников в конце урока, когда они уже порядком подустали.

5. Текущий контроль и коррекция. На этом этапе учитель наблюдает за деятельностью учеников, за их ответами на вопросы. Происходит это во время собеседования, в процессе самостоятельной работы. Очень важно следить за тем, чтобы были выявлены недостатки, затруднения, ошибки ребят. Причем нужно не только их выявить, но и принять соответствующие меры по их дальнейшему предупреждению. Таким образом, учитель сможет совершенно точно определить, насколько рационален выбранный метод обучения. При необходимости нужно его подкорректировать.

6. Анализ результатов. Это последний этап в процессе преподавания. Но его все же лучше проводить на каждой ступени процесса обучения. Ну а чтобы выполнять его как можно успешнее, нужно учитывать уровень формирования умений, изучать причины пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Очень часто в знаниях учеников возникает много пробелов. Это зависит от нескольких факторов. Во–первых, имеет значение качество преподавания, во–вторых, уровень дисциплины, в–третьих, отношение к учению. Сюда же следует отнести степень сформированности навыков, умение работать с книгой, а также темп чтения и письма.

После анализа результатов можно говорить о резервах совершенствования процесса обучения и повышении квалификации преподавателя.

Как и деятельность учителя, деятельность ученика в процессе обучения можно разделить на несколько этапов.

1. Ученики принимают учебные задачи и план работы, предложенные учителем.

2. Они осуществляют учебные действия.

Читайте также:  Всей своей деятельностью заслужил признание

3. Они регулирует и корректирует учебную деятельность под руководством учителя.

4. Они анализируют результаты своей учебной деятельности. При этом анализом руководит учитель или они контролируют этот процесс самостоятельно.

Не меняется структура деятельности ученика и в процессе самостоятельной работы.

Говоря о деятельности школьников в рамках учебного процесса, не следует забывать и о психологических теориях обучения. К таким теориям следует отнести, во–первых, теорию развивающего обучения, а во–вторых, теорию деятельного подхода в обучении. В процессе обучения нужно ориентироваться прежде всего на развитие личности. И тут имеет значение не то, каких высот он уже достиг, а то, сколько он еще должен и может достичь.

В процессе обучения ученики должны приобретать знания, умения и навыки по различным видам деятельности. Можно сделать вывод, что все это оказывает огромное влияние на развитие человека.

Деятельность как учителя, так и учеников направлена прежде всего на усвоение учебного материала. Процесс усвоения осуществляется поэтапно. Так, сначала идет восприятие информации, потом ее осмысление. На следующем этапе полученная информация понимается, после чего начинается ее обобщение, затем закрепление и наконец применение.

Процесс восприятия затрагивает сразу как знаковый, так и словесный уровни. В связи с этим учителю необходимо учитывать, что воздействовать требуется одновременно на несколько органов чувств. Здесь крайне важен накопленный жизненный опыт. В наибольшей степени это должно касаться обучения в младших классах, так как восприятие у этих школьников не отличается устойчивостью, а мышление – эмоционально–образное.

Далее, когда материал будет воспринят, его обязательно следует осмыслить и хорошо понять. При этом должны быть проведены параллели между явлениями, раскрыты причины и следствия, мотивы поведения литературных героев и т. д. Благодаря этому начинает устанавливаться отношение школьника к материалу.

После осмысления материала происходит его обобщение. Тут школьник может выделить те или иные черты предметов и явлений и выявить основное. В этом случае учителю необходимо использовать в своей работе различного рода таблицы, схемы и классификации. Все это поможет ученикам лучше запомнить информацию.

Чтобы лучше запомнить тот или иной материал, потребуется закрепить его. Сделать это можно по–разному: во–первых, путем заучивания; во–вторых, при помощи воспроизведения основных элементов учебного материала; в–третьих, при выполнении соответствующих упражнений и практических работ. Чтобы ученики как можно лучше запомнили учебный материал, его понадобится проиллюстрировать новыми примерами, упражнениями. Очень полезно, если ученики будут приводить свои примеры.

То, насколько эффективно будут применяться полученные знания на практике – в учебе и в жизни, зависит от уровня преподавания учебного материала. При этом важно помнить, что все эти этапы взаимосвязаны, хотя иногда и осуществляются в иной последовательности. Так, чтобы сделать теоретическое обобщение, необходимо прежде рассмотреть и тщательно разобрать пример, его иллюстрирующий.

Источник

Организация педагогической деятельности современного учителя.
статья на тему

Организация педагогической деятельности учителя и готовность учителей к изменениям профессионально-педагогической деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_pedagogicheskoy_deyatelnosti_sovremennogo_uchitelya.docx 13.83 КБ

Предварительный просмотр:

Организация педагогической деятельности современного учителя.

С появлением первых компьютеров, я всегда старался организовать свою работу и уроки так, чтобы работа стала легче, интереснее с сохранением или даже улучшением результата качества образования. Начну по порядку: с составления рабочей программы. Это происходит раз в год, и не у кого не у кого, по этому вопросу, трудностей не возникает. У меня она дублируется в электронном виде, с гиперссылками на папки, в которых есть всё необходимое к каждому уроку. В них можно найти авторские поурочные планы или карты урока презентации, видеоуроки, контрольные работы, тесты, ссылки на конкретные странички моего блога, материалы, используемые мной, и которыми пользуются ученики на уроках и дома.

Эти папки дублируются, для хранения, в Яндекс и Гугл дисках. Ученики свободно используют эти материалы для подготовки или получения, например индивидуальных тестовых заданий.

Если учитель имеет набор электронных материалов, то их можно использовать в любом элементе урока. Информационные технологии помогают мне провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал и закрепить его, а также проследить за прогрессом каждого ученика и помочь ему с освоением материала.

Организация и проведение ни одного современного педагогического исследования не может обойтись сегодня без применения компьютера. Решение о применении техники на каком-то уроке каждый учитель принимает сам. Но как показывает практика, в настоящее время большинство преподавателей владеют навыками работы на компьютере, но уровень владения этими навыками различен. Это создает сложности в интеграции ИКТ в образовательный процесс в целом и тогда препятствием для эффективного использования ИКТ в профессиональной деятельности является низкий уровень владения навыками пользователя.

Успех образования зависит от личности учителя, от его творческого потенциала. По-прежнему остаются актуальными слова К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

Учитель должен обладать способностью так спланировать свою педагогическую деятельность, что бы достичь все поставленные цели задачи, обладать гибкостью в выборе методов работы с учениками, регулярно заниматься повышением своей квалификации по предмету и методике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье приводится обоснование создания муниципальной методической площадки «Педагогическое проектирование в деятельности современного учителя», план реализации двух конкретных педагогических проекто.

Под инновациями в обучении следует понимать: 1. Новые методики преподавания. 2. Новшества в организации содержания образования ( интегрированные — межпредметные — прог.

Тулупова О.В.Профессиональная педагогическая позиция современного учителя.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направле.

Одним из показателей успешной работы современного педагога является его способность «идти в ногу со временем» т.е. использовать в своей работе современные методы и средства обучения, к которым на сего.

Цель исследования — определить место внеклассной работы в процессе социализации подростков.

Идеи А.С. Макаренко не потеряли свою актуальность и является чрезвычайно ценным для современной теории и практики воспитания. Использование близкой, средней и дальней перспектив жизнедеятельности учащ.

Источник

Основные функции деятельности преподавателя

В процессе обучения преподаватель решает задачи обучения, развития и воспитания студентов. Преподавание в вузе – это осуществление целого ряда функций,тесно связанных со спецификой преподаваемых дисциплин, уровнем подготовки студенческой группы, ее составом, особенностями конкретных педагогических ситуаций, а также с научными интересами самого преподавателя. Эти функции заключаются в следующем.

1. Получение и накопление новых знаний в сфере преподаваемого предмета (в содержании учебных дисциплин) и в области методов, организационных форм и средств его преподавания.Реализация этой функции предполагает не только глубокое знание своего предмета, но и наличие способности овладевать специальными знаниями по педагогике и психологии, а также творческое умение их использовать. Не секрет, что уровень специальных знаний преподавателя вуза значительно выше знаний методики преподавания, и это большая проблема высшей школы.

2. Проектирование процесса обучения. Исходя из целей изучения дисциплины, преподаватель разрабатывает программу, структуру курса, выбирает методику и технологию преподавания. Умение планировать изучение целого курса и каждое отдельное занятие, соотносить содержание отдельных тем с общими целями учебной дисциплины, знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучаемых — необходимые составляющие деятельности преподавателя. При проектировании учебного процесса педагог творчески подходит к использованию уже разработанных технологий, методов, приемов обучения или предлагает собственные, более оригинальные.

3. Отбор и структурирование содержания учебного занятия. Преподаватель отбирает учебный материал для каждого занятия, исходя из знания особенностей аудитории, собственной подготовки. Отметим, что одна тема может быть преподнесена разным группам студентов по-разному: по другому структурировано содержание учебного материала, иначе распределено время на изучение отдельных вопросов, использованы иные методы и приемы преподавания.

4. Организация учебного процесса. Речь идет как об организации учебной деятельности студентов, так и об умении преподавателя организовать себя, свою работу по достижению целей обучения.

5. Установление коммуникативных связей. Важное значение в профессиональной деятельности преподавателя имеют его взаимоотношения с коллегами, со студентами, так как они становятся источником и условием совершенствования профессионализма, средством как учебного, так и воспитательного воздействия на студентов.

6. Воспитательное воздействие на студентов. Формирование личности студента— процесс многогранный: помимо передачи знаний и выработки определенных умений преподаватель влияет на социально-нравственную сферу воспитанника. Положительное воздействие, а скорее взаимодействие возможно только при эмоциональной гармонии со студентами и совместной целенаправленной деятельности с ними. Учет состояния, настроения, мотивов воспитанников, тактичность в общении с ними значительно повышают эффективность педагогического воздействия, обусловливают позитивную динамику в личностном развитии студентов.

Подведем сказанному итог. Преподаватели кафедры:1) непосредственно обучают студентов, 2) разрабатывают учебные программы по закрепленным дисциплинам, 3) определяют целесообразные формы, методы и средства их преподавания, 4) готовят учебные и методические материалы, 5) проводят предусмотренные учебным планом занятия и 6) несут полную ответственность за подготовку студентов по своему профилю, 7) определяют уровень знаний студентов, 8) непосредственно и опосредованно воспитывают студентов.

Поговорим о последнем пункте более подробно. Учебную работу в вузе нередко называют учебно-воспитательной. Разумеется, есть чисто воспитательные мероприятия: культурно-массовая работа, спортивная работа, деятельность преподавателей-кураторов студенческих групп, работа со студентами, проживающими в общежитиях, работа с родителями студентов, профилактика нарушений учебной дисциплины и др. Но, общаясь со студентами на обычных учебных занятиях, консультируя их курсовое и дипломное проектирование, принимая зачеты и экзамены, привлекая к научно-исследовательской работе, преподаватель вуза не забывает о необходимости постоянного воспитательного воздействия на культуру и нравственность студенческой молодежи, формирование у нее жизненных позиций и общечеловеческих ценностей.

Преподаватель допустит серьезную ошибку, если будет считать, что воспитательный аспект обучения студентов — не его дело. Любой преподаватель, как и руководитель вуза любого ранга, как и родитель, должен принимать своего студента со всем комплексом его проблем — и образовательных, и нравственных, так как все это будет влиять на конечный жизненный успех вузовских выпускников.

Источник

Читайте также:  Как открыть фирму яндекс такси
Оцените статью