Как оценить умения учащегося планировать свою деятельность

Педагогические условия формирования умения планировать учебную деятельность
статья на тему

Одной из важнейших характеристик современного общества является усиление роли рационально организованной интеллектуальной деятельности человека в условиях резко возрастающего объема информации.

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления поставило перед современной педагогической наукой важную задачу — воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией.

Скачать:

Вложение Размер
pedagogicheskie_usloviya.docx 17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21» город Старый Оскол

Педагогические условия формирования умения

планировать учебную деятельность

Одной из важнейших характеристик современного общества является усиление роли рационально организованной интеллектуальной деятельности человека в условиях резко возрастающего объема информации.

Ускорение научно-технического прогресса, основанное на внедрении в производство гибких автоматизированных систем, микропроцессорных средств и устройств программного управления поставило перед современной педагогической наукой важную задачу — воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества, связанный с информатизацией. Выполнение социального заказа общества коренным образом зависит как от технической оснащенности учебных заведений электронно-вычислительной техникой с соответствующим периферийным, учебным и демонстрационным оборудованием, так и от готовности обучаемых к восприятию постоянно возрастающего потока информации, в том числе и учебной. Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной части трудоспособного населения общества, определяет необходимость подготовки подрастающего поколения как активного творческого резерва.

Для освоения увеличивающегося объема знаний от образования требуется смещение приоритетов с «научить» на «научить учиться». Модернизация образования предполагает переход от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования на формирование универсальных умений и навыков. Такие качества личности как ответственность, самостоятельность, способность к рефлексии являются ведущими для выпускника школы. Умеющим учиться можно назвать того, кто способен быть субъектом обучения, т.е. самостоятельно ставить задачу и находить способы ее решения.

Сегодня многими педагогами и психологами предлагаются варианты решений проблемы по формированию готовности школьников к самостоятельному планированию своей учебной деятельности, но до конца эта проблема еще не решена.

Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимся.

К организационным умениям относятся:

  1. Умение выделять проблему, уровень овладения знаниями, умениями;
  2. Умение формулировать цели, задачи учебной деятельности;
  3. Умение планировать достижение цели учебной деятельности;
  4. Умение оценивать результаты и ход самостоятельной учебной деятельности;
  5. Умение определять перспективы учебной деятельности (в дидактическом и развивающем аспектах).

Необходимость развития этих умений у современных школьников важна не только для успешного обучения, но и для дальнейшей деятельности (студенческой, профессиональной), поэтому педагогами ведется целенаправленная работа по формированию этих умений. Формирование данных умений проходит в три этапа: под руководством учителя, частично самостоятельно и самостоятельно.

Развитие личностной рефлексии, новый уровень мышления и становление типов характера обусловливают новый этап в развитии мотивации. Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы, что не может не сказываться на формировании умений планировать собственную интеллектуальную, творческую и социальную деятельность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В современном обществе происходят процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий. Это требует повышенной.

—Новые задачи, которые ставятся ФГОС перед системой образования, затрагивают модернизацию многих ее составляющих: изменение метода обучения, изменение результатов обучения и их оценки. Для учите.

Педагогический проект «Формирование познавательных и учебно-информационных умений на уроках математики в условиях внедрения ФГОС в практику школы».

В представленной работе описаны теория и практика организации образовательного процесса по изучению естествознания в условиях корекционной школы 8 вида. Возможно. что этот материал будет полезен для у.

Начальный этап исследовательской работы.

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование умения планировать предстоящую деятельность у учащихся с нарушениями интеллекта на уроках швейного делачерез использование приемов проблемного обу.

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия.География.

Источник

Умение младших школьников оценивать результаты деятельности

Дата публикации: 06.12.2018 2018-12-06

Статья просмотрена: 1366 раз

Библиографическое описание:

Кривчикова, В. О. Умение младших школьников оценивать результаты деятельности / В. О. Кривчикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 281-282. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54215/ (дата обращения: 11.06.2021).

Приоритетная цель современного школьного образования — это формирование у учащихся «умения учиться», самостоятельно ставить перед собой и достигать определённых целей. Такие навыки становятся возможными при формировании системы универсальных учебных действий, куда входит и формирование оценочной самостоятельности.

Навык оценки результата действия начинает формироваться ещё в раннем детстве и максимально закрепляется в младшем школьном периоде, где и играет значительную роль в усвоении знаний.

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности является определением качества достигнутых результатов. Для развития полноценной личности крайне необходимо умение критично и объективно как собственные результаты, так и деятельность окружающих людей.

Самооценка необходима для развития самосознания, своих физических сил, умственных способностей, поступков, своего отношения к окружающим и самому себе. Её основной смысл, это самоконтроль обучающегося, его саморегуляция, самостоятельная экспертиза собственной деятельности и самостимуляция [2, с.203].

Решающее влияние на формирование самооценки младших школьников оказывают два основных фактора: отношение окружающих (в частности, семьи и педагогов); осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов.

Взаимооценка предполагает оценивание учащимися результатов деятельности друг друга. Она помогает младшим школьникам подходить к оценке результатов собственной деятельности более критично. Максимально объективная оценка выводится как средняя величина между результатом самооценки, взаимооценки и оценки учителем.

В организации процесса формирования оценочной деятельности младших школьников выделяют: интеллектуальные модули, в рамках которых учащиеся знакомятся с основными понятиями и способами оценивания; урочную деятельность, в ходе которой полученные знания по оцениванию применяются на практике; внеурочную деятельность, в рамках которой формируются умения давать оценку внеучебной деятельности.

Объектами контроля при этом считают: компоненты учебной деятельности, желание и умение учиться, способы достижения знаний.

К методам вовлечения учащихся в оценочную деятельность можно отнести:

Вопросы: Сможешь ли ты доказать, что…? А что нужно для …? Что ты думаешь по поводу…? и др.

Наблюдение за ответами и деятельностью одноклассников. Дискуссия — обсуждение материала, этапов деятельности, выяснение причин затруднения, оценивание работы каждого по решению проблемы [4, с.293]. Анализ работ, выявление ошибок, подбор способов их устранения [4, с.237]. Рефлексия — обратная связь между учителем и классом, в ходе которой определяется направление, в котором надо двигаться, планируется дальнейшая деятельность [4, с.395].

Существует три типа уроков, в рамках которых формируется умение младших школьников оценивать результаты деятельности: урок, посвящённый непосредственно выработке умения оценивать результаты деятельности; урок, на котором оценивание является одним из этапов занятия; обобщающий урок контроля и оценки, то есть урок, на котором проводится итоговый контроль полученных знаний.

На уроке с преобладающей целью теоретические знания, полученные на интеллектуальных модулях, переносятся на конкретные виды учебной деятельности. К примеру, учащиеся выполняют задание и оценивают его самостоятельно и в парах. Затем учитель проверяет работы, но не указывает на ошибки. На следующем уроке учитель организует проверку и оценку в процессе сличения с эталоном, предварительно повторив критерии.

На уроке, где оценивание является только этапом урока, отрабатываются умения и навыки самооценивания в групповой или индивидуальной работе [3]. Учащиеся самостоятельно или в группе оценивают свою работу по критериям, выделенным предварительно на интеллектуальном модуле или на уроке, и определяют оценку всей работы.

На уроке «Обобщающего контроля и оценки» проводятся различные проверочные работы, которые сначала проверяет и оценивает сам ученик, а затем уже учитель [1, с.398]. Далее ученик соотносит результаты учителя с собственными, решает, устраивает ли его подобный результат. В случае несогласия с оценкой, ученик «подтягивает» материал и пересдаёт его. При организации такой работы у учащихся повышается уровень ответственности и самостоятельности.

Для адекватной оценки результатов своей деятельности младших школьников необходимо обучить алгоритму самооценивания [3]. Впервые он вводится в первом классе, и представляет собой ответы ученика на ряд вопросов после выполнения задания:

  1. Какое было задание?
  2. Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ?
  3. Задание выполнено верно, или не совсем?
  4. Задание выполнил сам или с чьей-то помощью?

Алгоритм самооценки усложняется во 2–4-х классах:

  1. Какое умение развивал при выполнении задания?
  2. Каков был уровень задачи?
  3. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
  4. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.

Необходимо, чтобы учащиеся не только могли обосновать оценку хорошо выполненной работы, могли сформулировать возникшие в процессе её выполнения трудности, те моменты, которые ещё плохо усвоены, или представляли себе реальную причину плохо выполненного или невыполненного задания.

Формирование умения младших школьников оценивать результаты внеурочной деятельности. Происходит во время школьных предметных олимпиад, при выполнении конкурсных работ. После выявления победителей организуется проверка и оценивается правильность выполнения заданий, обсуждаются причины вероятных ошибок. Работа организуется как в группах, так и индивидуально.

Одним из эффективных средств формирования данного умения является «Портфель достижений», который ведётся самими учащимися. В конце 4 класса можно провести урок-презентацию «Мои достижения», где учащиеся представляют свои достижения за время обучения в начальной школе, используя свои «Портфолио».

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, что ему ещё предстоит преодолеть [1, с.119].

  1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Книга 4. Об оценках: педагогическая психология / Ш. А. Амонашвили. — Москва: ООО «Издательство АМРИТА», 2012. — 420 с.
  2. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: учебное пособие / Б. С. Волков — Электронные текстовые данные. — М.: Академический Проект, 2005. — 208 с.
  3. Гольцева, Ю.В., Геращенко, Н. В. Подготовка будущих педагогов к формированию у младших школьников умения оценивать результаты деятельности / «Тенденции развития науки и образования» — Октябрь 2018 г. — Часть 2 — Самара: НИЦ «Л-Журнал», 2018. — 72с.
  4. Мижериков, В. А. Словарь- справочник по педагогике / А. В. Мижериков. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.

Источник

«Способы формирования у обучающихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность».
статья на тему

Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться.

Скачать:

Вложение Размер
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe.docx 43.28 КБ
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe.docx 43.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска»

Выступление на тему:

«Способы формирования у обучающихся

умения самостоятельно контролировать и оценивать

учитель начальных классов

Залыгаева Ольга Михайловна

Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников . Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться.

Самоконтроль у школьника — это способность ребёнка контролировать самого себя, выучил ли он устные уроки, и сделал ли письменные, собрал ли он портфель, т.е. способность контролировать, сделал ли он то или иное действие.

Самооценка у школьника — это способность оценить, хорошо ли он выучил устные уроки, правильно ли сделал письменные и всё ли сложил в портфель, т.е. это способность оценивать качество выполнения того или иного действия.

Самоконтроль и самооценка тесно взаимосвязаны. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самооценке.

Школьник в 1-ом классе уже способен контролировать своё поведение, но умственную деятельность взять под контроль ещё не может.

Таким образом начинать развитие навыков самоконтроля и самооценки целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе.

В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля и самооценки. Электронные приложения к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.

Так в 1 классе предлагаю ученикам следующие задания:

1) Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
2) Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
3) Зашифрованный рисунок . На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.

Использую упражнения, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

— сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

б) елочку из треугольников:

в) узор из геометрических фигур:

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

Задания легко видоизменяются.
Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.
2. Игра «Лесенка».

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.

3. Игра «Число-контролер».
Ученики получают карточки с примерами:

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать — сумма всех ответов равняется числу 10.

Во 2 – 3 классах ученикам предлагается:

— сравнивать промежуточный результат с эталоном; либо через систему условий;

— выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;

— осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;

— составлении проверочных заданий для самоконтроля.

  • предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
  • карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки.
  • математические диктанты с использованием копирок.

В 4 классе одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа.

При поведении творческих самостоятельных работ я использую:

— мозговая атака; методика “Бортовой журнал” ;

-самоконтроль по собственной инициативе.

Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.

Таким образом, первый и второй этапы формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.

Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе .

Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, окружающий мир) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.

Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.

Данные подходы к формированию самооценки и самоконтроля обучающихся гарантирует высокое качество обученности и развития детей.

Источник

Читайте также:  Бизнес свое дело предпринимательское право
Оцените статью