Как открыть специализированную организацию по закупкам

Содержание
  1. Специализированная организация по 44-ФЗ: какие функции выполняет и какими полномочиями обладает?
  2. Специализированная организация. Понятие, функции и полномочия
  3. Ответственность заказчика и спецорганизации по 44-ФЗ
  4. Преимущества и недостатки сотрудничества
  5. Как привлечь специализированную организацию по 44-ФЗ
  6. Определение и порядок привлечения
  7. Услуги специализированной организации по 44-ФЗ
  8. Как создать специализированную организацию по 44-ФЗ
  9. Реформа сферы госзакупок: отвечаем на вопросы
  10. Специализированная организация по 44-ФЗ
  11. Контракт со специализированной организацией по 44-ФЗ
  12. Где заказчик может взять типовые контракты по 223-ФЗ. Они разработаны?
  13. Предусмотрены ли антидемпинговые меры по различным видам услуг участника закупок (например, охрана)?
  14. Какие организации могут быть контролирующими органами единственного поставщика?
  15. В каких случаях требуется одобрение крупной сделки? Должно ли одобрение крупной сделки в электронном аукционе прикладываться к заявке конкретно к каждому аукциону?
  16. Может ли заказчик разместить план-график до получения сертификата электронной подписи?
  17. Как можно стать экспертом государственного заказчика?

Специализированная организация по 44-ФЗ: какие функции выполняет и какими полномочиями обладает?

В рамках проведения госзакупок заказчик вправе обратиться к специализированным организациям. Это позволяет организатору без нарушений найти поставщика для исполнения обязательств по контракту. Правильный выбор добросовестного исполнителя – гарантия успешного сотрудничества.

О праве привлечения специализированных организаций говорится в ст.40 44-ФЗ. 8 января 2020 г. в статью 40 внесены некоторые изменения, о которых мы поговорим в статье. Также разберем функции и полномочия специализированных организаций.

Специализированная организация. Понятие, функции и полномочия

Специализированная организация (СО) является юридическим лицом и оказывает платные услуги по подготовке и проведению закупок. Для таких взаимоотношений необходимо заключать контракт.

Функции спецорганизации по определению поставщика (исполнителя):

  1. Разработка конкурсной документации о закупке (электронный аукцион, открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс).
  2. Размещение в единой информационной системе (ЕИС) и на электронной торговой площадке (ЭТП) сведений и электронных документов согласно 44-ФЗ.
  3. Направление приглашений принять участие в закупках:

— закрытый конкурс с ограниченным участием;

— закрытый двуэтапный конкурс.

  1. Иные мероприятия по определению поставщика (исполнителя).
  2. Подача исковых заявлений в суд.
  3. Представление интересов заказчика в ФАС и иных контролирующих закупки органах.
  4. Консультации.
  5. Проведение обучающих семинаров и повышение квалификации сотрудников заказчика.

Важный момент! Полномочия по подготовке и проведению запроса котировок и запроса предложений не могут быть переданы специализированной организации, согласно 44-ФЗ.

Какие функции возложены на заказчика и не входят в обязанности СО?

  1. Формирование комиссии по проведению закупок.
  2. Определение НМЦК, начальной цены единицы продукции, начальной суммы цен продукции.
  3. Иных обязательных условий договора.
  4. Выбор объекта торгов.
  5. Способ определения поставщика.
  6. Утверждение проекта контракта.
  7. Утверждение закупочной документации.
  8. Подписание договора.

Ответственность заказчика и спецорганизации по 44-ФЗ

СО осуществляет свою работу от имени организатора торгов, который наделяет ее полномочиями по определению поставщика (исполнителя). Но права и обязанности в результате такой деятельности возникают у заказчика.

Выбор спецорганизации по 44-ФЗ носит конкурентный характер. В контракте между заказчиком и СО указываются услуги и функции, которые будет выполнять сторона исполнителя. Если в ходе работы специализированной организации возникли вредоносные последствия для юридического или физического лица, то заказчик несет солидарную ответственность.

Определяющими признаками солидарной ответственности являются:

  1. Незаконные действия (бездействие) СО.
  2. Совершение деяния в рамках работы СО.
  3. Возложенные организатором торгов обязательства должны быть отражены в контракте.
  4. Мероприятия по определению исполнителя при выполнении функций от имени заказчика.

Важный момент! Для избежания конфликта интересов 44-ФЗ предусмотрел следующую меру: специализированная организация не может принимать участия в закупке, по которой она осуществляет свои функции (п.5 ст.40 44-ФЗ).

Преимущества и недостатки сотрудничества

Услугами специализированных организаций можно и нужно пользоваться, когда объем закупок велик, а сотрудников с соответствующим опытом и квалификацией у заказчика нет. Специалисты окажут профессиональную помощь в рамках своей уполномоченности и разберутся в скрытых тонкостях госзаказа. Однако количество СО постоянно увеличивается, а качество их услуг ухудшается. Гарантий в положительном результате никто не дает.

Чтобы не возникало проблем с контролирующими органами, нужно подготовить контракт со следующими обязательными пунктами:

  • Полномочия спецорганизации.
  • Сведения о закупке/закупках.
  • Стоимость услуг и порядок оплаты.
  • Права и обязанности обеих сторон.
  • Материальная ответственность организации при выявлении нарушений.
  • Ведение претензионной работы организацией.
  • Порядок разрешения конфликта между сторонами.
Читайте также:  Компания может прекратить свою деятельность по решению

При работе над документацией организатору торгов необходимо понимать, когда следует обратиться за помощью к чужим специалистам, а когда можно обойтись своими силами.

Источник

Как привлечь специализированную организацию по 44-ФЗ

Определение и порядок привлечения

В статье 3 44-ФЗ упоминается, что специализированная организация — это юрлицо, которое привлекается заказчиком в соответствии со статьей 40. При этом, анализируя ее мы также не найдем четкого определения. Поэтому приведем то, которое, на наш взгляд, отражает все основные характеристики. К спецорганизациям относится юридическое лицо, которое может выступать посредником и выполнять определенные технические действия в области закупок от имени заказчика.

Воспользоваться услугами помощника госучреждение может для проведения открытых и закрытых конкурсов (в т.ч. двухэтапных и с ограниченным участием), а также аукционов. Для этой цели необходимо заблаговременно приобрести услуги такой компании. Здесь важно учесть, что в случае нанесения кому-либо вреда в рамках исполнения условий подобной сделки, заказчик несет ответственность, так же как и специализированная организация по закупкам по 44 ФЗ. Поэтому привлекать лучше проверенную компанию с хорошими рекомендациями, существующую на рынке не первый год.

Вид тендера для этого строго не определен, то есть это могут быть как конкурентные процедуры, так и заказы у единственного поставщика. А вот сведения о таких процедурах в обязательном порядке вносят в план-график.

В целом процесс выбора специализированной организации можно разделить на следующие этапы:

  1. Составление списка функций для исполнителя.
  2. Приобретение соответствующих услуг по правилам 44-ФЗ.
  3. Подписание контракта.

Услуги специализированной организации по 44-ФЗ

В результате работы, проводимой такой компанией, права и обязанности появляются у госучреждения. Полностью делегировать закупочную деятельность оно не может. Так, самостоятельно оно должно сделать следующее:

  1. Создать комиссию (единую или для определенного тендера).
  2. Определить НМЦК.
  3. Установить существенные условия и предмет закупки.
  4. Утвердить проект контракта.
  5. Утвердить закупочную документацию.
  6. Подписать контракт с поставщиком.

В свою очередь специализированная организация может оказывать такие услуги:

  1. Составление закупочной документации.
  2. Публикация в единой информационной системе извещения о закупке.
  3. Рассылка поставщикам приглашений на участие в тендере.
  4. Другие действия, необходимые для осуществления закупки.

Как создать специализированную организацию по 44-ФЗ

Закон не предусматривает выполнение поставщиком услуг каких-либо специальных действий для того, чтоб помочь заказчику провести процедуру.

Заказчик проводит тендер на общих условиях, которые определены в 44-ФЗ. Проект контракта, составленный для этих целей в произвольной форме, должен включать:

  1. Основные условия сделки.
  2. Перечень функций, которые заказчик передает спецорганизации.
  3. Сведения о тендере, для проведения которого привлекают помощника.
  4. Ответственность сторон.

Соответственно, организации, которая стремится занять место специализированной, необходимо победить в процедуре и подписать контракт на указанных условиях.

Источник

Реформа сферы госзакупок: отвечаем на вопросы

В Контур.Школе прошел очередной вебинар, посвященный вступлению в силу Федерального закона о контрактной системе 44-ФЗ. Слушатели имели возможность познакомиться с существенными отличиями 44-ФЗ от 94-ФЗ и узнать много нового о том, как выстраивать бизнес-процессы закупочной деятельности, формировать публичную и внутреннюю базу нормативных документов.

В ходе вебинара Реформа сферы госзакупок в РФ было задано более 100 вопросов, посвященных участию в госзакупках по новым правилам. Ответы на наиболее интересные из них мы освещаем в этой публикации.

Вопрос: в 44-ФЗ говориться о том, что заказчик может привлекать специализированные организации (СО). Какие организации имеются в виду? На каких условиях они привлекаются? Можно ли заключать контракт со специализированной организацией на годовое обслуживание или только на один конкретный аукцион?

  • Заказчик при подготовке к проведению закупочных процедур вправе привлечь специализированную организацию для разработки документации, размещения извещения о проведении аукциона (ч. 1 ст. 40 Закона № 44-ФЗ). Если кадровые или материальные ресурсы заказчика, необходимые для осуществления данного способа закупки, ограничены, то заказчику стоит подумать о том, чтобы привлечь специализированную организацию.
Читайте также:  Производство сетки рабицы свой бизнес

Для привлечения специализированной организации нужно выбрать специализированную организацию и заключить с ней контракт (ч. 1, 2 ст. 40 Закона № 44-ФЗ).

Специализированная организация по 44-ФЗ

Специализированной считается та организация, в полномочия которой входит решение технических вопросов заказчика по подготовке к государственным и муниципальным торгам.

Специализированной организации заказчик может передать следующие функции:

  • разработку конкурсной документации, документации об аукционе;
  • размещение на официальном сайте, в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении конкурса, электронного аукциона;
  • направление приглашений принять участие в процедуре определения поставщика закрытым способом;
  • иные функции, связанные с обеспечением проведения конкурсов и аукционов (ч. 1 ст. 40 № 44-ФЗ).

Эти функции специализированная организация осуществляет от имени заказчика.

Контракт со специализированной организацией необходимо подписать до размещения извещения о проведении аукциона (ч. 3 ст. 40 Закона № 44-ФЗ). Целесообразно сделать это заблаговременно, чтобы у привлекаемой организации было время подготовиться к проведению электронного аукциона.

Специализированная организация не имеет право создавать комиссии по осуществлению закупок, определять и устанавливать начальную (максимальную) цену контракта, определять предмет и существенные условия контракта, утверждать проект контракта, конкурсную и аукционную документацию, а также подписывать проект контракта (ч. 1 ст. 40 № 44-ФЗ).

Контракт со специализированной организацией по 44-ФЗ

Закупить услуги специализированной организации заказчик может, используя установленные № 44-ФЗ способы закупок и учитывая ограничения по каждому способу закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т д.).

Заказчик может использовать произвольную форму контракта со специализированной организацией. Если контракт заключается по итогам конкурса, аукциона, запроса котировок, то его форма должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке.

Заказчик должен указать в контракте со специализированной организацией функции и полномочия, которые он ей передает.

Специализированная организация может привлекаться как под конкретную закупочную процедуру, так и на определенный период времени, например, календарный год. Поэтому в целях разграничения функций и зон ответственности заказчика и специализированной организации в контракте необходимо указать закупки, для осуществления которых привлекается такая организация. Если она привлекается не для конкретной закупки, а для осуществления закупок определенного вида или в течение определенного периода, в контракт целесообразно включить условия о порядке привлечения организации к осуществлению каждой из закупок (например, по заявке заказчика, после получения уведомления и т д.).

Необходимо помнить о том, что заказчик несет солидарную ответственность за вред, причиненный в результате незаконных действий специализированной организации, совершенных в пределах полномочий, переданных ей заказчиком на основе контракта (ч. 4 ст. 40 № 44-ФЗ).

Где заказчик может взять типовые контракты по 223-ФЗ. Они разработаны?

По 223-ФЗ типовые контракты не разрабатывались, но никто не запрещает заказчику применять разработанные для 44-ФЗ типовые формы контрактов в закупочной деятельности по 223-ФЗ или разработать свои собственные. Связано это с тем, что 223-ФЗ достаточно гибкий, он предоставляет больше свободы заказчику в ведении закупочной деятельности. А 44-ФЗ устанавливает жесткие рамки для проведения государственных и муниципальных торгов.

Предусмотрены ли антидемпинговые меры по различным видам услуг участника закупок (например, охрана)?

В статье 37 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд» сформулированы случаи, когда необходимо применение антидемпинговых мер.

Во-первых, антидемпинговые меры предусмотрены только при проведении конкурса или аукциона, чтобы предотвратить ограничение конкуренции.

Во-вторых, антидемпинговые меры предусмотрены только если начальная максимальная цена контракта (НМЦ) не превышает 15 млн. руб. и в ходе торгов была снижена на 25% или более, то участник должен предоставляет обеспечение исполнения контракта х 1,5 или подтверждение добросовестности. Если же НМЦ более 15 млн. руб., то участник предоставляет обеспечение исполнения контракта х 1,5.

Какие организации могут быть контролирующими органами единственного поставщика?

Система контроля в сфере госзакупок ориентирована на заказчиков и его представителей, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок, специализированных организаций, а также операторов электронных площадок.

Правительством РФ контролирующие функции возложены на ФАС, Росатом, Федеральное казначейство.

Читайте также:  Как открыть несколько компаний

А вот соответствие документации поставщика (участника закупок) и исполнение обязательств по контракту контролирует заказчик. Если поставщик нарушает требования законодательства о госзакупках, то заказчик обязан передать сведения о нарушителе в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Эти сведения проверяет ФАС.

В каких случаях требуется одобрение крупной сделки? Должно ли одобрение крупной сделки в электронном аукционе прикладываться к заявке конкретно к каждому аукциону?

Согласно ч. 1 ст. 23 федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» крупной сделкой является такая сделка, которая связана с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ. Согласно ч. 3 ст. 23 решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Для автономных учреждений крупной сделкой согласно ст. 14 федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» считается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 % балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Согласно ч. 1 ст. 15 № 174-ФЗ крупная сделка совершается с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Наблюдательный совет автономного учреждения обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения.

Заявка участника должна содержать решение об одобрении крупной сделки, если это требование установлено законодательством РФ, учредительными документами и для участника такая сделка является крупной (пп. «е» п. 1 ч. 2 ст. 51 № 44-ФЗ). Следовательно, решение об одобрении крупной сделки не требуется, если сделка не является для участника крупной. Представления каких-либо документов или деклараций, свидетельствующих о том, что сделка не является крупной, законом не предусмотрено.

Крупной не является сделка, совершаемая в процессе обычной хозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Таким образом, если из анализа учредительных документов участника следует, что сделка не относится к обычной хозяйственной деятельности участника, на нее распространяется требование о представлении решения об одобрении крупной сделки.

Каждый отдельно взятый электронный аукцион представляет собой отдельную закупочную процедуру. Поэтому одобрение крупной сделки должно прикладываться к заявке конкретно к каждому аукциону.

Может ли заказчик разместить план-график до получения сертификата электронной подписи?

Заказчик не сможет этого сделать технически. Сначала нужно получить сертификат электронной подписи заказчика в Федеральном казначействе.

Затем заказчик должен зарегистрироваться на ООС и создать свой личный кабинет, используя свою электронную подпись. А уже после этого он может разместить на ООС свой план-график, подписанный электронной подписью.

Как можно стать экспертом государственного заказчика?

В качестве эксперта может выступать физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла (п. 15 ст. 3 44-ФЗ). В качестве экспертной организации выступает юридическое лицо.

Эксперты осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

Но не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

В части 2 статьи 41 Закона № 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. Вы можете ознакомиться с более подробной информацией по этому вопросу, прочитав эту статью.

Источник

Оцените статью