- Что такое ресурсоснабжающая организация и как заключить прямой договор с ней?
- Сфера деятельности ресурсоснабжающей организации
- Может ли ресурсоснабжающая организация выполнять функции УК?
- Порядок составления договора ресурсоснабжения с УК
- Особенности составления договора управляющей компании с РСО
- Особенности заключения прямого договора собственников жилья с РСО
- Сложности контроля платежей при взаимодействии УК и РСО
- Прямые платежи ресурсоснабжающим организациям
- Как стать ресурсоснабжающей организации
- Ресурсоснабжающая организация это
- А по инициативе ресурсоснабжающей организации?
- Прокуратуры районов Курской области
- Public utilities: legal and economic aspects of determination
- Эксперты: установка счетчиков за счет РСО ударит по карману потребителя
Что такое ресурсоснабжающая организация и как заключить прямой договор с ней?
Поступающие в квартиры блага цивилизации, энергия, тепло, вода представляют собой ресурс, обеспечение которым занимаются специализированные ресурсоснабжающие организации. Каждый потребитель подобных услуг должен знать, за что он платит и как осуществляется взаимодействие между данными компаниями и обычными гражданами.
Сфера деятельности ресурсоснабжающей организации
Под ресурсоснабжающими организациями понимают юрлица, занимающиеся поставкой услуг в сфере ЖКХ конечным потребителям. Деятельность данных компаний осуществляется под контролем государства и регулируется различными нормативами государственных органов власти, ЖК РФ и законом №176-ФЗ.
РСО обслуживаются не только многоквартирные дома, с подведенными коммуникациями для обеспечения отоплением и ГВС. В случае отсутствия централизованного теплоснабжения, в перечень услуг данных компаний также входит: поставка электроэнергии, газа, холодной воды, а также хранение данных ресурсов.
Помимо основных услуг в области ЖКХ, также населению предоставляются дополнительный сервис по дезинсекции, дератизация, обеспечение уличного освещения, вывоза ТБО, однако, к числу наиболее известных организаций относят горгаз, энергосбыт, водоканал, либо другие схожие по названию юрлица.
Может ли ресурсоснабжающая организация выполнять функции УК?
Оказывая фактические услуги населению, вопрос оплаты за выполненный объем работ ресурсоснабжающими организациями решается через управляющую компанию. Деятельность УК основана на заключенных с конечными потребителями договорах и направлена на эксплуатацию жилых домов при тесном взаимодействии с подрядчиками. Фактически УК для конечного потребителя выступает в роли посредника, регулирующего деятельность РСО. УК организует сбор оплаты за потребленные услуги и передает их непосредственно в компании по снабжению определенными ресурсами. Для обычных граждан УК является исполнителем коммунальных услуг, а поставщика ресурса осуществляет свою деятельность в рамках субподряда.
Так как каждая РСО имеет строго ограниченную специализацию, полномочий по участию в управлении МКД у нее нет. Согласно действующих нормативных правовых актов возможна прямая оплата услуг РСО от жильцов напрямую, согласно потребленному объему ресурсов, при условии заключения прямого договора.
Порядок составления договора ресурсоснабжения с УК
Работа РСО полностью согласуется с заключенным с УК договором. Для документального оформления взаимодействия, между УК и РСО составляется агентский договор, соответствующий основным требованиям закона, включая закон о правах потребителя. Детали оказания услуг и действующие нормы приводятся в условиях прилагаемых документов. Однако, помимо УК, при соблюдении определенных условий, заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией могут и сами жильцы.
Особенности составления договора управляющей компании с РСО
Разъяснения относительно требований к контракту с ресурсоснабжающей организацией приводятся в письмах Минрегиона РФ от 2007 года № 21492СК/07 и № 2479РМ/07. В частности, даются указания о необходимости соблюдения требований Правил предоставления коммунальных услуг к следующим положениям договора:
- права и обязанности участников договорных отношений;
- порядок указания услуги (включая подачу ресурса, а также водоотведения);
- требования к качественным характеристикам предоставляемых РСО услуг;
- расчеты определения оплаты ресурсов, поставляемых и отводимых;
- ответственность после подписания контракта;
- положения относительно условий приостановки подачи ресурсов или ограничения поставляемых объемов.
Главное требование к документу – обеспечить защиту прав тех потребителей, которые исполняют свои обязанности в полном объеме и соответствии с основными положениями закона.
Прямые договора, заключенные с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать аналогичные положения и соответствовать тем же требованиям к юридическому оформлению документов.
Особенности заключения прямого договора собственников жилья с РСО
Право на заключение прямого договора собственником с ресурсоснабжающей организацией появилось сравнительно недавно. На самом деле, возможность сотрудничать напрямую заложена в нормах ЖК РФ, позволяя конечным потребителям:
- напрямую вносить плату за потребленный объем ресурсов организации-исполнителю;
- взаимодействовать с РСО при возникновении претензий к тому, как исполняются услуги.
Меньше всего проблем возникает при заключении договора напрямую с момента сдачи нового дома в эксплуатацию, т.е. до того, дом переводится на обслуживание в управляющую компанию. Для домов, которые в течение длительного времени уже обслуживались через УК, ситуация более сложная: возникают нерешенные проблемы, накапливается задолженность по оплатам через УК со стороны населения, либо долги УК перед РСО.
Накопившиеся проблемы и возможные взаимные претензии между тремя сторонами значительно затрудняют процесс перехода на прямое сотрудничество. В апреле 2015 года управление МКД напрямую, за исключением домов с числом квартир в пределах 16 квартир, было прекращено согласно п.5 ст.7 закона №255-ФЗ.
Однако, сотрудничество с РСО напрямую все же возможно, если договор заключается с конечным собственником жилья с последующей прямой передачей денежных средств в счет оплаты предоставленных ресурсов. Сам дом, при этом, по-прежнему остается под управлением УК. Подобное право закреплено ЖК РФ и Постановлением Правительства №354 (2011г.).
В 2017 году участие управляющих организаций при взаимодействии между потребителем и поставщиком коммунальных ресурсов не требуется, если соблюдены следующие условия:
- Решение о переходе к данному способу управления принято общим собранием всех проживающих в МКД.
- Потребителями коммунальных ресурсов являются владельцы помещений из нежилого фонда.
- Истек срок действия действовавшего ранее договора с управляющей организацией.
- Пользователем ресурсов является собственник частного домовладения.
- Ресурсоснабжающей организации не были оплачены услуги за последний трехмесячный период, если плательщиком является ТСЖ.
Инициативу для заключения прямого договора обязан проявить сам жилец. Прежде, чем заключать договор о прямом сотрудничестве, минуя УК в роли посредника, необходимо оценить возможные негативные последствия и преимущества от подобной организации взаимодействия. Считается, что прямой способ поставки услуг и оплаты за них оптимален для небольших домов с минимальным числом квартир, что позволит быстрее принимать общие решения всем коллективом жилого дома.
Сложности контроля платежей при взаимодействии УК и РСО
Больше всего проблемных моментов возникает при исполнении потребителем и РСО своих обязательств. УК призвана разрешать вопросы, связанные с переводом средств компаниям, снабжающим коммунальными ресурсами, а также производить расчеты предстоящих платежей и готовить платежные квитанции.
Особенно актуален вопрос ошибок при расчетах оплаты потребленных услуг конечными пользователями. Федеральное законодательство, закон №176-ФЗ, однозначно определяет виновной в неверных начислениях стороной исполнителя коммунальных услуг. Следует знать, что в рамках несения ответственности за нарушения правил начислений по коммунальным услугам штраф юридического лица составляет половину той суммы, которую оно начислило до этого. Если за подачу услуг отвечает УК, штрафы присуждаются ей. При наличии прямого договора, штраф за неверное начисление возлагается на РСО.
Например, если за ресурсоснабжение энергоснабжающей компанией были произведены неверные расчеты, в случае наличия договора с УК, финансово отвечать за ошибки будет только она. Если ошибочное начисление выполнено самим исполнителем, штраф подлежит уплате поставщиком определенной услуги ЖКХ.
Привлечь к ответственности лицо, нарушившее порядок начисления, можно с помощью подачи заявления в письменном виде. Обращение с требованием перерасчета пишут в адрес компании, признанной исполнителем конкретных коммунальных услуг, за которые были неправильно рассчитаны оплаты. При отсутствии реагирования со стороны исполнителя, жалобу подают в Роспотребнадзор, прокуратуру или судебный орган. Данный вопрос является одним из самых болезненных тем в области ЖКХ со стороны конечных пользователей. К другим распространенным нареканиям в адрес УК относят:
- риск признания УК банкротом с последующим исчезновением средств, перечисленных жильцами в счет расплаты с поставщиками ресурсов;
- вероятность недобросовестного исполнения обязанностей по расчету с подрядчиком услуг, с аккумулированием собранных с жильцов средств на особом счету и в собственных интересах;
- низкое качество предоставляемых услуг;
- неоправданный рост тарифов.
Вышеуказанные причины оказались достаточными для того, чтобы право на прямое взаимодействие было согласовано на законодательном уровне.
Прямые платежи ресурсоснабжающим организациям
Возникшее право на осуществление прямых расчетов с РСО характеризуется множеством неясностей в решении множества вопросов и проблем взаимодействия. В первую очередь, осложняется процесс внесения ежемесячной платы – каждому поставщику конкретного ресурса по отдельности. В результате снижается качество контроля за суммами платежей, вносимых на расчетных счета ресурсоснабжающих компаний. В то же время, прямое взаимодействие позволит напрямую обращаться с претензиями и вопросами к компании, исполнившей обязательства по поставке (отводу) ресурса, внося прозрачность в отношения с исполнителем услуг.
Процесс прямой оплаты услуг влечет за собой полное снятие всякой ответственности с УК в вопросах соответствия качества, объема, цен на тот или иной ресурс, передавая данные полномочия исполнителю. Для РСО подобный переход связан с необходимостью:
- организации дополнительных отделов, которые занимались бы разбором ситуаций с платежами и оказанием услуг;
- к числу дополнительных затрат со стороны РСО относят увеличение штата сотрудниками абонентского отдела, приема потребителей услуг;
- организации индивидуального расчета стоимости потребленных услуг на каждого собственника жилья.
Кроме того, вопросами истребования долга с неплательщиков также будет заниматься РСО своими силами. В то же время, у управляющей компании гораздо больше возможностей и опыта в разрешении подобных ситуаций.
К особенностям прямого сотрудничества относится ограничение сферы полномочий в вопросах обслуживания конечных потребителей. Дело в том, что в силу Правил предоставления коммунальных услуг (п.7), ресурс обеспечивается к подаче в пределах границы сетей, входящих в состав общего имущества дома, но далее исполнитель не несет ответственности за обслуживание сетей в пределах многоквартирного дома.
Чтобы организовать обслуживание общего имущества многоквартирного дома, жильцы вынуждены дополнительно привлекать других исполнителей, заключая отдельный договор на оказание услуг. Однако в ряде случаев ресурсоснабжающая компания может получить обязательства по договору оказывать подобные услуги на уровне внутридомовых коммуникаций. Например, для учета электрической энергии и обслуживания установленных счетчиков услуги предоставляет энергоснабжающая компания.
Существует множество правовых неясностей по вопросам прямого оказания услуг и получения расчета между РСО и потребителем. В силу наличия определенных ограничений компетенции РСО, требует прояснения ситуация, поставщик доводит ресурс до внутридомовых инженерных сетей, однако отвечать за бесперебойную подачу внутри он не обязан. Ожидается, что этот и многие другие вопросы получат разъяснения в законодательстве, приведя в соответствие действующие по закону обязанности, полномочия и фактические потребности граждан.
Источник
Как стать ресурсоснабжающей организации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как стать ресурсоснабжающей организации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
This scientific study addresses the problem of the absence of a concluded resource supply agreement between the management company and the resource-supplying organization, as well as the possible consequences for these enterprises of the housing and utilities sector.
Эти проблемы обусловлены, как нам видится, тем, что законодатель прописал достаточно размыто вопрос об определении надлежащего исполнителя коммунальных услуг и как следствие, обоснованность взыскания задолженности с того или иного лица.
Ресурсоснабжающая организация это

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 (собственникам в МКД), 10 (собственнику жилого дома), 11 (нанимателю, арендатору) и 12 (собственнику – наймодателю) настоящих Правил.
Также с 1 сентября платёжки за электричество от «ЭнергосбыТ Плюс» начнут получать дома, которые раньше платили за ресурс ООО «УК «Промжилсервис».
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
Они могут быть установлены как на крыше, так и во дворе. Если теплоэнергию в дом поставляет город, появляется ответственность ресурсоснабжающей организации – тепловых сетей.
Так Верховный Суд пришел к выводу, что п. 14 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг основывается на носящих специальный характер положениях ч. 12 ст. 161ЖК РФ, согласуется с системой находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений и не может расцениваться как нарушающий установленный решением общего собрания порядок ведения управления управляющей организацией [7].
Также переход поможет избежать «так любимой» для управляющих организаций солидарной ответственности всех жителей за неплательщиков – то есть, когда долги жильцов-неплательщиков раскидывают на добросовестных соседей.
Теперь потребители этих услуг могут напрямую заключить договор с той или иной ресурсоснабжающей организацией (РСО) и оплачивать их без участия управляющей компании. Такая мера была введена для борьбы с долгами управляющих компаний перед ресурсниками.
Указанное говорит о том, что каждый коммунальный ресурс, в котором нуждаются граждане, транспортируется и поставляется РСО непосредственно к жилым домам и к каждой квартире.
Благодаря принятому законопроекту справедливороссов у людей появилась возможность платить за предоставляемые услуги ЖКХ без посредников. А так зоны ответственности будут четко разграничены. И если, допустим, где-то прорвало трубу и в дом не поступает отопление – это проблема ресурсоснабжающей организации.
Да и потребителю так спокойнее. Сколько израсходовал воды, газа или света – за столько и рассчитался. И никто не отключит тебя от ресурса за мнимые долги.
А по инициативе ресурсоснабжающей организации?
И на нем простым большинством проголосовать «за» заключении прямого договора, указав дату перехода. Все это прописать в протоколе и в течение десяти дней передать документы в УК.
В предыдущем параграфе мы давали определение исследуемому договору. Как видно из данного определения, основными участниками (сторонами) договора ресурсоснабжения являются ресурсоснабжающая организация (поставщик ресурса) и исполнитель (абонент).
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В силу своего статуса такие лица приобретают комплекс взаимных прав и обязанностей, реализуемых в процессе исполнения договора ресурсоснабжения. К таким лицам могут применяться меры ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.
Как группа управляющих компаний мы, конечно, за переход на прямые договоры и прямые платежи. Это избавит нас от ненужного посредничества при контроле денег потребителей, которые транзитом идут через наши счета на счета поставщиков ресурсов.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален.

Также компания занимается обслуживанием общего имущества жилого дома, ответственна за планирование и проведение ремонтов в здании и его эксплуатацию.
На основании указанных документов РСО обязана заключить с собственниками договор о предоставлении коммунальных услуг. Договор вступает в силу с даты, которая указана в решении собрания, но РСО имеет право отсрочить переход на новый порядок до 3-х месяцев.
Стоит учитывать, что тарифы устанавливаются не самой ресурсоснабжающей компанией, а государством. Может ли УК быть ресурсоснабжающей организацией? Законодательные акты не запрещают управляющим компаниям обеспечивать потребителей ресурсами, но эту возможность не используют, так как требуются большие капиталовложения.
Прокуратуры районов Курской области
Из этого следует, что РСО не могут выступать в качестве УК, так как они ограничены лишь одним родом деятельности и не имеют права принимать участие в управлении домом. В отношениях с исполнителями коммунальных услуг вышеназванные поставщики электрической энергии уже называются РСО (например, согласно тексту Правил № 124).
По данным Минстроя РФ, порядка 40% долгов в сфере ЖКХ составляет задолженность именно управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.
В целях определения момента заключения прямого договора в повестке общего собрания и в протоколе общего собрания необходимо указать дату, с которой собственники намерены заключить договор с ресурсоснабжающими организациями. Поскольку договор считается заключенным со всеми собственниками одновременно с даты, определенной в решении общего собрания собственников.
Public utilities: legal and economic aspects of determination
Копия протокола собрания направляется инициатором в соответствующие ресурсоснабжающие организации не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания собственников. Оригиналы протокола и решений инициатор собрания обязан представить в этот же срок в организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом. А если МКД управляет Совет дома – в ГЖИ.
Управляющая компания – это юридическое лицо, призванное эксплуатировать жилые дома и регулировать действия подрядных организаций. Действуют УК на основании договоров с владельцами квартир. Управляющая компания – это посредник между жильцами и РСО. Она отвечает за передачу денежных средств собственников квартир за оплату услуг компаний, занимающихся предоставлением ресурсов.
В свою очередь, согласно пп. «б» п. 17этого же документа ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления, но не наступили события, указанные в п. п. 14 и 15 новых Правил предоставления коммунальных услуг, со дня возникновения права собственности на помещения.
Но при этом необходимо понимать, что такая организация не просто обладает такими ресурсами и продает их, но и обеспечивает их поставку до конечного потребителя.
РСО, кроме того, что это юридическое лицо (ИП), обладает лишь одним признаком — осуществление им продажи ресурсов. Отметим, что данный признак является ключевым, но не единственным.
Проект закона, о котором идет речь, был разработан еще в 2017 году. И сразу появилось большое количество как сторонников, так и противников данного нововведения. Ведь речь идет о том, чтобы убрать УК и осуществлять расчеты напрямую с жильцами.
Притом что 94,3% жителей Кировской области, по данным Кировстата, добросовестно оплачивают коммунальные услуги.
Поставщик также может предложить осуществлять оплату без посредника, то есть, без управляющей компании. Это возможно тогда, когда УК задолжала ресурсоснабжающей организации установленную законом сумму. Наличие долга при этом должно быть зафиксировано судом.

Из этого следует, что РСО не могут выступать в качестве УК, так как они ограничены лишь одним родом деятельности и не имеют права принимать участие в управлении домом. Однако допустимы прямые расчеты между РСО и жильцами на основании официальных договоров.
Конфликты между данными юридическими лицами достаточно часты, поскольку каждое из них считает, что сложившаяся ситуация не входит в их компетенцию.
Для ведения хозяйственных дел по определенным многоквартирным жилым домам, создаются управляющие компании или же ТСЖ. Однако для ведения подобной специфической деятельности им требуется помощь.
Законодательно часто ошибочно трактуют, что поступающие для потребительских целей коммунальные ресурсы, за передачу которых ответственной является снабжающая организация, на линии пересечения границы с многоквартирным домом переходит в ведение избранной жильцами управляющей компании.
Эксперты: установка счетчиков за счет РСО ударит по карману потребителя
Однако в связи с изменениями в жилищном законодательстве уже в 2019 году владелец квартиры сможет платить за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям напрямую. Но перечислять коммунальные платежи напрямую поставщику необязательно, так как это не является принуждением со стороны Правительства.
РСО является коммерческим юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы, которое осуществляет снабжение абонентов (потребителей) произведенной и (или) купленной электрической, тепловой энергией или иным ресурсом (энергоносителями) по установленным тарифам.
Источник