- Организации, проводящие аттестацию рабочих мест
- Как определиться с выбором аттестующей организации?
- Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
- Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
- Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
- Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
- Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
- Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
- Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
- Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
- Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
- Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
- Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
- Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
- Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
- Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
Организации, проводящие аттестацию рабочих мест
Опубликовано: 14.01.2013 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт
С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменена на новую процедуру – специальную оценку условий труда в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 года. В связи с этим все организации, оказывающие ранее услуги по аттестации рабочих мест, обязаны сменить область аккредитации на специальную оценку условий труда. Подробности читайте в материале: «Организации, проводящие специальную оценку условий труда».
Аттестация рабочих мест по условиям труда (АРМ, – ред.) – обязательный процесс, который должен проводиться с определенной периодичностью для каждого рабочего места. Процесс создан для того, чтобы вести проверку условий труда на наличие влияния вредных и опасных производственных факторов, на наличие травмоопасности и степени обеспеченности работников средствами коллективной защиты (СИЗ, – ред.). При проведении АРМ важно качество, благодаря которому достигается главный и важный принцип, заложенный в основу аттестации – объективность и достоверность. Полученные результаты позволяют увидеть те насущные проблемы, угрозы и риски, которых удастся избежать лишь при проведении рационального плана мероприятий по улучшению условий труда.
Главным документом, регулирующим порядок проведения аттестации, является Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. № 342н (далее Приказ, – ред.). Фундаментальная основа требовательно подходит к вопросу независимости всех участников процесса. Напомним, предшествующим порядком являлся Приказ Минздравсоразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569. Он относился к работодателям более благонамеренно с той позиции, что они могли проводить аттестацию самостоятельно, приглашать сторонние организации к участию лишь по своему усмотрению. Новые правила немного изменили подход к данной ситуации, поэтому при проведении АРМ обязательным стало участие аттестующих организаций, которые должны иметь беспристрастность к процессу проведения измерений и оценки условий труда.
Как определиться с выбором аттестующей организации?
Какими критериями руководствоваться при выборе организаций? Как выбрать из такого количества организацию, которая проведет аттестацию и дешево и качественно?
Эти и еще многие вопросы волнуют работодателей при выборе аттестующей организации. Конечно, на пике интереса – цены на аттестацию. Два понятия «дешево» и «сердито» не часто уживаются друг с другом. АРМ – не исключение из этих правил. Стала довольно часто встречаться недобросовестность многих компаний по отношению к выполнению своих обязательств. Получается, платишь деньги, а результат не оправдывает ожиданий. Кстати, результат АРМ стал центром особого внимания государственной инспекции по труду. Если они обнаружат несоответствия АРМ, представленные результаты могут вполне быть признаны недействительными. В таких случаях работодателю поручается незамедлительное повторное проведение аттестации на предприятии. Вот только для повторной АРМ никаких послаблений в плане стоимости уже не предусмотрено. Работодателю придется еще раз привлекать аттестующую организацию, заключать с ней договор на оказание услуг и выплатить определенную сумму для проведения измерений. Почему-то именно в этот момент работодатели начинают пристально относиться к процессу аттестации, внимательно изучать аттестацию, в то время, когда они уже изначально могли бы избежать подобных казусов, заранее подробно ознакомившись с сущностью и функциями порядка проведения.
В связи с участившимися случаями обмана большинство работодателей стали практиковать передачу результатов на государственную экспертизу, в результате которой проверяется соответствие полученных сведений, степень достоверности представленных данных. Это позволяет работодателям определиться с тем, не впустую ли были выплачены средства аттестующим организациям. При заключении договора важно рассмотреть вопрос о материальной ответственности компании, которая представила результаты, отличные от реальной ситуации на предприятии. Попробуем разобраться, что собой представляют организации, проводящие аттестацию рабочих мест.
По требованиям Приказа, аттестующая организация должна являться юридическим лицом, аккредитованным в строго установленном порядке для оказания услуг именно в области аттестации. Подтверждение о правомерности ведения действий в области АРМ каждый работодатель может найти в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. В этом реестре содержится полная информация о сроках действия аккредитации и области по оказанию услуг. Кроме того, в нем содержится информация об исключенных организациях из реестра, указываются их причины, одной из которых является несоблюдение порядка предоставления услуг по аттестации. Реестр находится в открытом доступе на сайте: http://rao.rosminzdrav.ru/.
Присутствие в реестре свидетельствует о многих показателях. Попасть в него при сегодняшних требованиях довольно сложно. Аттестующая организация должна иметь в своем составе аккредитованную испытательную лабораторию (ИЛ, – ред.), которая также проходит проверку контрольных органов для разрешения на осуществление своей деятельности и должна соответствовать ряду требований. Лаборатории по аттестации проводят измерения и оценку условий труда. До 2012 года, а точнее до выхода Постановления Правительства РФ № 602 от 19 июня 2012 года, ИЛ проходили аккредитацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Сегодня аттестат аккредитации на основании положительных выводов выдает Федеральная служба по аккредитации. Для того, чтобы соответствовать требованиям, ИЛ также должна иметь в своем составе собственную поверенную приборную базу и соответствующих специалистов.
Приборы для измерения факторов играют важную роль при получении результатов. Для использования их в области аттестации, необходимо также соответствовать ряду критериев. Серия используемых приборов должна быть утверждена и занесена в Государственный реестр средств измерений РФ. Но наличие в реестре – не всегда является показателем того, что прибор готов к использованию. В реестре утверждается лишь тип серии приборов, после чего каждый отдельно взятый прибор должен будет пройти поверку в Ростехрегулировании с целью установления пригодности и соответствия метрологическим требованиям. Подробнее об использовании укомплектованной приборной базы, Вы можете узнать в материале: «Приборы для аттестации рабочих мест».
Как бы ни были оснащены лаборатории современными приборами, качество проведения АРМ все же зависит от сотрудников, которые проводят измерения. Их профессионализм зависит от качества полученного обучения, от навыков, полученных в ходе работы в области охраны труда. Специалисты по аттестации должны иметь соответствующее свидетельство, подтверждающее право на ведение работ в области АРМ, периодически повышать квалификацию. Непрерывно меняется нормативно-правовая база, приборная база, специалист должен уметь быстро ориентироваться в этих вопросах, уметь применять их на практике.
Аттестующая организация получает право на ведение работ в области АРМ только при соответствии перечисленным требованиям. Порядок их аккредитации осуществляется на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 205н (ред. от 22.11.2011 г.).
Организация, осуществляющая АРМ должна обосновывать свои действия, свои цены. Даже, несмотря на сложность оказываемых работ, все эти факторы должны действовать в разумных пределах.
При проведении работ по АРМ, руководитель вправе привлекать несколько аттестующих организаций. При этом он может или разделять часть работ между ними или же поручать полное проведение каждой из них для того, чтобы увидеть соответствие представленных результатов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
racorn / Depositphotos.com |
С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.
31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, «несписочных» рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 «О специальной оценке условий труда»).
Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).
Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.
Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.
И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.
Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.
БЛАНКИ
- Приказ о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению
- Перечень рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда
- Приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
- Договор на проведение специальной оценки условий труда
- Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
- Дополнительное соглашение к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте
При составлении данного графика следует учесть следующее.
По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.
Исключение составляют рабочие места:
- тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).
Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.
Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.
Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).
Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:
- об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
- о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.
Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).
Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).
Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).
Источник