Как открыть негосударственную некоммерческую организацию

Создание некоммерческой организации

Некоммерческая организация создается в два этапа:

Подготовительный этап перед регистрацией.

В статье рассмотрим первый этап. Создание и подготовка к регистрации НКО регламентируются Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Кто создает некоммерческую организацию

Создают некоммерческие организации учредители. Об учредителях НКО рассказывается в статье 15 закона «О некоммерческих организациях».

Учредителями могут быть:

дееспособные граждане России;

люди без гражданства или иностранные граждане, находящиеся в России.

Учредителями быть не могут:

иностранцы и люди без гражданства, если законом России запрещено их пребывание в стране;

включенные в перечень людей, которые содействуют отмыванию денег и терроризму (согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ),

организация или человек, связанные с экстремистской деятельностью;

руководитель организации, деятельность которой запретили судом согласно закону об экстремизме или противодействии терроризму. Такой человек не имеет права создать НКО в течение 10 лет после решения суда о ликвидации его организации.

НКО может создать один человек или юрлицо. Исключением являются некоторые виды НКО:

Для создания некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) (ст. 15 п.1.3. № 7-ФЗ) требуется не менее двух учредителей (ст. 123.9 Гражданского кодекса (ГК)).

Общественные организации создаются минимум тремя учредителями (ст. 18 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ст. 123.5 ГК РФ).

Местные религиозные организации создаются минимум десятью гражданами России, постоянно проживающими в данной местности.

Централизованные религиозные объединения учреждаются тремя местными религиозными организациями одного вероисповедания (п. 1 и п. 2 ст. 9 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Некоммерческая организация создается на неопределенный срок. При необходимости устанавливает срок деятельности в своем уставе.

Количество участников НКО не ограничено.

Способы создания НКО

при помощи учреждения новой организации;

через реорганизацию другого юридического лица. При этом организационно-правовую форму можно оставить ту же или выбрать другую (ст. 13 №7-ФЗ).

Религиозные организации и политические партии можно создать только учреждением. Остальные формы НКО можно создавать при помощи реорганизации.

НКО создается по решению учредителей. В решении об учреждении указываются сведения о принятии устава, о размере и способах образования имущества, о выборе органов управления юридического лица. При создании корпоративной НКО указывается информация о результатах голосования учредителей по вопросам создания и регистрации организации.

НКО считается реорганизованной с момента государственной регистрации новой организации (кроме форм реорганизации в виде присоединения) (ст. 16 №7-ФЗ).

При создании НКО не создается уставный капитал. Имущество НКО формируется в ходе работы организации. Источниками имущества становятся добровольные финансовые и имущественные пожертвования учредителей, участников или других лиц (список источников в ст. 26 ФЗ-7).

Если НКО планирует заниматься деятельностью, которая приносит доход, необходим уставной капитал как для ООО (на 2019 год – 10 000 рублей, п. 5 ст. 50 ГК РФ).

Выбор цели НКО

Некоммерческая организация нацелена на достижение общественных благ. Для этого НКО занимаются теми видами деятельности, которые прописаны в уставе и учредительных документах.

Цели, в зависимости от формы НКО, могут быть:

охрана здоровья граждан;

удовлетворение нематериальных и духовных потребностей граждан;

защита прав граждан и организаций;

оказание юридической помощи;

У потребительского кооператива цель отличается – это повышение материального и иного обеспечения своих членов путем выполнения заготовительных, производственных или иных работ.

Некоторые направления деятельности являются лицензируемыми и требуют от некоммерческих организаций получения специальных разрешений (например, образовательные услуги – ст. 91 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Формы НКО

НКО бывают следующих организационно-правовых форм (гл. 2 №7-ФЗ «О НКО»):

В ст. 50 Гражданского кодекса данные формы дополнены следующими видами:

потребительские кооперативы (в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

товарищества собственников недвижимости (в т.ч. товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);

адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юрлицами;

Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет два вида юридических лиц: корпоративные и унитарные.

Корпоративные юрлица – это организации, которые создаются корпорациями; их учредители обладают правом членства и формируют высший орган управления. К такой форме относятся общественные объединения и движения, общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, адвокатские палаты и образования, а также ассоциации и союзы (параграф 6 глава 4 ГК РФ).

Унитарные юрлица отличаются тем, что их учредители не становятся его участниками. К ним относятся автономные некоммерческие организации, учреждения, фонды, религиозные организации.

При создании НКО разных организационных форм нужно учитывать особенности их законодательной базы. Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного (муниципального) самоуправления и частными физическими или юридическими лицами. Но те образовательные организации, которые занимаются реализацией программы обучения в области обороны, безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, создаются только Правительством РФ (пп. 4-8 ст. 22 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Читайте также:  Звезда шоу бизнеса не свои зубы

Поэтому при создании НКО нужно руководствоваться требованиями как Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ-7 «Об НКО», так и специальных федеральных законов:

№ 95-ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001;

№ 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996;

№ 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005;

№ 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000;

№ 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996;

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995;

№ 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

Для реализации общих целей участников могут создаваться общественные объединения без государственной регистрации (ст. 5 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Чтобы создать такое объединение, нужно не менее трех участников (физических или юридических лиц) и протокол проведения общего собрания, в котором есть указание о принятии решения о создании объединения и утверждении устава.

Наименование НКО

Название НКО нужно подбирать тщательно. Если название не соответствует закону, могут отказать в государственной регистрации НКО.

В полном наименовании НКО указывается организационно-правовая форма и характер деятельности организации (ст. 4 ФЗ-7 «О НКО», ст.54 ГК РФ). Исключением являются названия политических партий: они не указывают, что являются общественной организацией (организационно-правовая форма), но обязательно пишут слова «политическая партия» (п. 1.1 ст. 6 Федеральный закон №95-ФЗ «О политических партиях»).

Пример названия НКО с указанием формы и характера деятельности и политической партии: Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам и детям-сиротам «Ярзам»; Политическая партия «Объединённая партия людей ограниченной трудоспособности России».

Некоммерческие организации могут иметь сокращенное наименование. Исключение составляют религиозные организации: они обязательно указывают полное наименование (п. 8 ст. 8 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

Название НКО не должно оскорблять нравственность, религиозные и национальные чувства граждан. Если это требование не выполнено, то НКО отказывают в регистрации (подп. 3 п. 1 ст. 23.1 № 7-ФЗ «О НКО»).

НКО могут использовать в наименовании личные имена граждан только при наличии письменного нотариально заверенного разрешения правомочности их использования (ст. 19 ГК РФ).

Также есть ограничения по использованию в названии НКО слова «Россия». Это допустимо по разрешению, выдаваемому в установленном Постановлением Правительства РФ порядке от 24.09.2010 г. №753 «Об утверждении правил выдачи разрешений на включение в наименование НКО официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования».

К названиям некоторых видов НКО федеральными законами устанавливаются специальные требования.

Например, наименование общественной организации дополнительно должно указывать на территориальную сферу, на которой она работает (ст. 28 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Примеры названий НКО с указанием на территорию: Алтайская краевая общественная организация «ФЕДЕРАЦИЯ БОКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ» или Воронежская региональная общественная организация помощи детям и взрослым с расстройствами аутического спектра «Преодоление».

Названия образовательных организаций должны содержать тип организации (п. 5 ст. 23 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») и дополнительные сведения: уровень, направленность, содержание образовательных программ и дополнительные функции (содержание, интернат, лечение, коррекция, реабилитация, психолого-педагогическая поддержка, технологическая или научно-исследовательская деятельность).

После государственной регистрации НКО обладает исключительными правами на использование своего наименования (п. 1.1 ст. 4 №7-ФЗ «О НКО»). Другие организации не вправе его использовать.

Общее собрание НКО

После принятия решения учредителей о создании НКО проводят общее собрание.

На общем собрании ведется протокол, в который записываются принятые решения. После собрания протокол подписывается и хранится вместе с учредительными документами НКО.

В протоколе содержатся:

Место проведения заседания.

ФИО председателя и секретаря.

ФИО ответственного лица за подсчет голосов.

Информация об избранных высших и исполнительных органах управления.

Место нахождения (регистрации).

Источники формирования имущества.

Порядок действий учредителей по созданию (учредительный договор).

Распоряжение выбранным ответственным лицам о сборе пакета документов для государственной регистрации НКО.

Подсчет голосов по каждому вопросу повестки дня.

Подписи лиц, участвовавших в заседании.

На общем собрании учредителей утверждается Устав НКО. В нем содержится наименование, характер деятельности, организационно-правовая форма и место регистрации НКО. Указаны предмет и цели деятельности, порядок управления, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов (если имеется членство), источники формирования имущества и т.п.

В зависимости от организационно-правовой формы НКО перечень обязательных сведений Устава может меняться. Требования к уставам разных НКО прописаны в соответствующих законах: для общественного объединения – в ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»; для образовательной организации – в ст. 25 ФЗ «Об образовании».

Например: устав фонда дополнительно содержит сведения о попечительском совете и порядке назначения и освобождения должностных лиц (ст. 14 ФЗ-7); устав ассоциации или союза содержит сведения о составе органов управления и порядке принятия ими решений в случае единогласного голосования или квалифицированного большинства голосов (ст. 14 ФЗ-7).

Устав НКО может изменяться, если такая возможность была предусмотрена (п. 3 ст. 29 ФЗ-7).

Читайте также:  Создать отдел маркетинга предприятии

На общем собрании составляется учредительный договор, который определяет порядок деятельности учредителей по созданию НКО, условия добровольной передачи имущества учредителей в собственность НКО, условия и порядок выхода участников из её состава.

Затем выбранному исполнительному органу НКО даются поручения по подготовке пакета документов для государственной регистрации созданной НКО.

Место нахождения НКО

Вновь созданная НКО должна иметь адрес места регистрации, без него нельзя зарегистрироваться в Минюсте.

Место регистрации НКО вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Адрес, указанный в ЕГРЮЛ, должен совпадать с адресом места нахождения НКО (п. 2. ст. 4 №7-ФЗ «Об НКО»).

По этому адресу осуществляется связь регистрационных и контролирующих органов с НКО (ст. 5 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если организация не выполнила отправленные предписания, она несет ответственность, даже если отсутствует по указанному адресу (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

В качестве адреса места регистрации (и нахождения) НКО может указать жилое помещение.

НКО начинает работу после внесения в ЕГРЮЛ информации о создании; заканчивает – после представления в Минюст сведений о прекращении деятельности (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

На этом этап создания НКО завершен, далее следует государственная регистрация НКО.

Автоматизация работы НКО

На этапе создания некоммерческой организации стоит продумать важный момент: как осуществлять деятельность эффективно. В этом поможет специальная программа, которая автоматизирует процессы работы НКО любого типа:

ведите список источников финансирования;

распределяйте целевые средства;

учитывайте затраты, основные средства, нематериальные активы, НДС;

планируйте бюджет и расходы;

делайте смс-рассылку по своей базе клиентов;

и многое другое.

Организуйте для будущей некоммерческой организации собственный сайт. Пока вы создаете и регистрируете НКО, информация о ней уже будет доступна в интернете. Чем раньше вы разместите информацию о себе, тем быстрее привлечете благотворителей, волонтеров, новых участников.

Источник

Государственная регистрация некоммерческих организаций

Описание услуги

О государственной услуге

  • руководитель постоянно действующего руководящего (исполнительного) органа регистрируемой некоммерческой организации или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от ее имени;
  • учредитель (учредители) некоммерческой организации при ее создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемой некоммерческой организации;
  • конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации некоммерческой организации;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
  • межрегиональных, региональных и местных общественных объединений;
  • региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий;
  • местных религиозных организаций;
  • централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями;
  • иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций.
  • общероссийских и международных общественных объединений;
  • политических партий;
  • отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
  • Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации;
  • централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями.
  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительные документы некоммерческой организации;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении
  • ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов;
  • сведения об учредителях (указываются в соответствующем приложении
  • к заявлению);
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующей графе заявления);
  • при использовании в наименовании некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица;
  • копии учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной неправительственной некоммерческой организации (для отделения иностранной неправительственной некоммерческой организации).
  • заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 статьи 13¹ Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, – для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
  • заявление о государственной регистрации ликвидации;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Указанный документ представляется по межведомственному запросу Минюста России или его территориального органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
  • При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
  • заявление о государственной регистрации изменений, вносимых
  • в учредительные документы;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • учредительные документы некоммерческой организации в новой редакции;
  • документ об уплате государственной пошлины.
  • заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
  • решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц.
  • В случае внесения изменений в сведения об отделении (организации) общественного объединения в связи с изменениями, внесенными в устав общественного объединения, на основании которого данное отделение (организация) действует, представляется также устав общественного объединения, заверенный его центральным руководящим органом в двух экземплярах.
Читайте также:  Монтаж окон своя компания

Требования к оформлению документов:

Все документы на государственную регистрацию представляются на русском языке. Документы иностранных организаций представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и должны быть удостоверены. Все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации представляются в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме. Два экземпляра учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть прошиты и заверены подписью заявителя или нотариуса. Листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Документы, содержащие более одного листа, должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью заявителя на обороте последнего листа на месте прошивки. Протокол (выписка из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащий решение о создании некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов), должен содержать: дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания; список учредителей — участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания; сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных); существо принятых решений и результаты голосования по ним; сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов; фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола. Протокол (выписка из протокола) заседания высшего, иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации, содержащий решение о внесении изменений в учредительные документ и (или) об изменении иных сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, помимо вышеуказанных сведений, должен содержать: в случае проведения заседания в форме съезда (конференции) — сведения об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов, о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления; в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) — сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления некоммерческой организацией на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления. Платежное поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой организации представляется в подлиннике. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, указываются в заявлении, подписанном уполномоченным лицом. Подтверждение заявителем указанных сведений иными документами не требуется. Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., принимаются к рассмотрению при наличии консульской легализации, которую совершают консульские учреждения Российской Федерации за границей и Консульское управление Министерства иностранных дел Российской Федерации. Официальные документы и акты, представленные организациями и учреждениями иностранных государств — участников Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г., принимаются к рассмотрению при принятии решения о государственной регистрации некоммерческой организации без консульской легализации документов, при наличии на них апостиля, удостоверяющего подлинность подписи, должность лица, подписавшего документ, и подлинность оттиска печати или штампа, которым заверен этот документ. Официальные документы, полученные из стран СНГ, принимаются к рассмотрению без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенных оттиском печати с воспроизведением государственного герба.

Источник

Оцените статью